Как правило уровень коррупции выше

Обновлено: 25.06.2024

Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International провела очередное исследование и проранжировала 180 стран по Индексу восприятия коррупции (ИВК). Индекс отражает коррупцию в государственном секторе, то есть коррумпированность чиновников и политиков. Методика расчета ИВК считается достаточно надежной, реально оценивающей состояние исследуемой темы.

Итоговый результат рассчитывается на основе тринадцати источников, данных авторитетных международных организаций, исследовательских центров. Для каждой страны, на основе анализа данных, выводится индекс по шкале от 0 до 100. 0 — это высочайший уровень коррупции. 100 — самый низкий.

Результаты за прошедший год говорят о том, что многие страны не преуспели в борьбе с коррупцией, или достигли минимального прогресса. Более чем две трети стран получило менее 50 баллов. Средний показатель 43 балла.

Актуальным для рассматриваемого периода стал вопрос коррупции и борьбы с Ковид 19. Исследование подтвердило, что коррупция ставит под угрозу глобальную борьбу с эпидемией, усугубляя ситуацию.

Страны-лидеры и аутсайдеры рейтинга по ИВК практически остаются неизменными на протяжении ряда лет. Самыми устойчивыми к коррупции снова оказались Новая Зеландия, Дания, Финляндия.

Представляем рейтинг 12 самых коррумпированных стран мира, по данным Transparency International на 2021-й год.

Рейтинг Индекс восприятия коррупции
1. Сомали 12 баллов
2. Южный Судан 12 баллов
3. Сирия 14 баллов
4. Йемен 15 баллов
5. Венесуэла 15 баллов
6. Судан 16 баллов
7. Экваториальная Гвинея 16 баллов
8. Ливия 17 баллов
9. Северная Корея 18 баллов
10. Демократическая Республика Конго 18 баллов
11. Гаити 18 баллов
12. Афганистан 19 баллов

12 Афганистан


Двенадцатое место в нашем антирейтинге занимает Афганистан, крупное южно-азиатское государство с населением более 32 млн. человек. Среди 180 стран он находится на 165-й позиции, с ИВК 19. Проблема коррупции одна из главных проблем для афганского общества, с которой пока не удается эффективно бороться. В сравнении с 2019 годом индекс поднялся на несколько единиц. Максимальный результат за последние годы достигал 25 баллов, минимальный — 8 баллов.

Коррупция в Афганистане широко распространена как в высших эшелонах власти, так и на самом низком уровне. Одна из наиболее часто встречающихся форм, взяточничество в государственных структурах. Взятки дают и берут за предоставление различных услуг населению, включая социальные. Есть данные, что каждый седьмой житель страны так или иначе участвовал в коррупционных схемах. Общая сумма взяток за год в этой сфере может достигать 1 млрд. долларов.

Всего в государстве выявлено более 70 видов коррупции. Чаще всего взятки получают прокуроры, учителя, судьи, таможенники. Заведомо коррумпированными считаются афганская полиция и военные. Ментальной особенностью афганцев называют кумовство и покровительство. Коррупционные схемы внедряются в миллионные поступления из стран-доноров для восстановления и развития Афганистана.

11 Гаити


На одиннадцатом месте Республика Гаити, считающаяся одной из самых бедных стран мира, и самая бедная в Западном полушарии. ИВК здесь не изменился за прошедший год, оставшись на уровне 18 баллов. Минимальный результат за последние десять лет опускался до 14, максимальный достигал 22. В ранге стран по уровню коррупции у Гаити 170-е место.

Коррупцию в республике сравнивают с бедствием, проблема существует на всех уровнях власти, в различных сферах, она укоренилась в политике. Гаитяне страдают от бандитизма, торговли наркотиками, организованной преступности, в которых зачастую участвуют чиновники и полицейские. Напрямую влияет пагубное явление на экономику. В стране одна из самых неблагоприятных среда для ведения бизнеса.

Положение усугубляют регулярные государственные перевороты и стихийные бедствия. Помощь, которая поступает от ряда Международных организаций, вследствие коррупции, почти не доходит по назначению. В результате около 60% населения живет за чертой бедности.

В стране регулярно предпринимаются попытки борьбы со взяточничеством, отмыванием денег. Создаются специальные рабочие группы, комиссии, центры. Происходят единичные аресты чиновников. Существуют законы по борьбе с коррупцией, но они не соблюдаются, и все усилия не приводят к системным успехам.

10 Демократическая Республика Конго


На одном уровне с Гаити по ИВК находится Демократическая Республика Конго, 18 баллов определяют ее на 170-ю позицию в ранге стран. Конго также остается по восприятию коррупции на одном уровне с предыдущим годом, это ее минимальный результат. Максимальный достигал 26 баллов.

Некогда самая богатейшая африканская страна на сегодняшний день одна из самых бедных. Большие запасы природных ресурсов (золото, алмазы, уран, медь, кобальт, древесина и др.) не приносят пользы основному населению. Из-за легализованной коррупции государство теряет огромную часть доходов, полученных от добывающей промышленности. В схемах задействованы чиновники самых высоких рангов.

Президент Мобуту (1965 — 1997 годы), по сути, институционализировал коррупцию, присвоил за время правления до 5 млрд. долларов. В распространение злоупотреблений чиновниками вносят немалый вклад иностранные граждане, дающие взятки за договоры в сфере строительства, добычи ископаемых и другие. 75% всех взяток приходится на долю полиции.

9 Северная Корея


Девятую позицию занимает Северная Корея, которой удалось повысить балл ИВК до 18. Это лучший результат с 2011 года, минимальным показателем было 8 баллов в течение нескольких лет подряд. КНДР разделяет в общем ранге стран 170-е место вместе с двумя предыдущими государствами.

С 90-х годов КНДР начала превращаться из наименее коррумпированной в одну из самых коррумпированных стран Восточной Азии и мира. Этот факт объясняется кардинальными изменениями во внешней политической и внутренней социально-экономической ситуации, включая полный крах экономики.

По данным докладов ООН, жители страны вынуждены давать взятки, чтобы выжить и получить доступ к базовым потребностям, правам на еду, работу, здравоохранение и другое.

Роль коррупции в Северной Корее специалисты считают парадоксальной. Она помогла, в буквальном смысле, выжить населению. Чиновники за взятку закрывают глаза на существование строгих запретов заниматься частной предпринимательской деятельностью и зарабатывать на жизнь. Коррупция подтачивает основы режима, является причиной определенного экономического роста.

В дальнейшем прогнозируют негативные последствия сложившейся культуры давать взятки. Северокорейцы уже считают нормой и само собой разумеющимся поведение чиновников-коррупционеров, что, безусловно, приведет к печальным последствиям.

8 Ливия


Продолжает антирейтинг Ливия с ИВК 17 баллов и 173 местом в ранге стран. Самая богатая нефтью страна Африки находится в состоянии внутриполитического кризиса и вооруженных конфликтов. Проблемы вызывают широко распространенную коррупцию во всех слоях общества.

Исследователи коррупции внутри страны считают, что явление глубоко укоренилось в ливийской культуре и сознании граждан, его практикуют почти 86% ливийцев. Злоупотребления властью проявляются в форме разбазаривания государственных средств, превышения полномочий, откатов, денежных “подарков”, ложных договоров в медицине, строительстве и других сферах.

Множество форм коррупции проявляется в банковском секторе. Коррупционным схемам способствует Центральный банк Ливии, являющийся получателем доходов от продажи нефти. Отсутствие стабильности провоцирует иностранных граждан наживаться за счет государства с помощью нечистоплотных чиновников.

Борьба с коррупцией обозначена как самая актуальная проблема в стране, тем более накануне президентских и парламентских выборов. На сегодняшний день государством подписана и ратифицирована Конвенция ООН против коррупции.

7 Экваториальная Гвинея


Седьмое место занимает африканская Экваториальная Гвинея с ИВК 16. В последние три года индекс остается без изменений и соответствует минимальному показателю за всё время. Максимальный уровень достигал 21 балла. По рангу коррупции среди всех стран у Гвинеи 174 место.

Государство имеет небольшую территорию и население менее миллиона человек. Огромные доходы от нефти обеспечивают высокий уровень ВВП на душу населения, но большинство людей здесь живет в крайней нищете. Виною тому огромные масштабы системной коррупции и безразличие правящей верхушки к благосостоянию людей. В общественной организации OSF коррупцию в этой стране оценили как не имеющую себе равных по своей наглости.

Правительство Экваториальной Гвинеи контролируется группой влиятельных лиц, включая президента. Большинство доходов страны попадает на их банковские счета. Население же живет менее чем на 1 доллар в день.

В разные годы страна получала нулевой балл за прозрачность бюджета, за борьбу с коррупцией, оценку правительства как самого худшего. В республике систематически нарушаются права человека и гражданские свободы, на уровне с Северной Кореей. Попытки создать оппозицию преследуются жесткими репрессиями.

6 Судан


На ступеньку ниже расположился Судан, крупное африканское государство с населением около 40 млн. человек. По уровню восприятия коррупции страна несколько лет подряд также получает 16 баллов, в ранге стран занимает 174 место.

Коррупция в Судане проявляется во всех секторах экономики и на всех уровнях правительства. Развиты такие формы как кумовство, растрата государственных средств, система политического патронажа. Процветает мелкая коррупция, злоупотребления властью в полиции и армии. Требование взяток государственными чиновниками считается обычным явлением.

Считается полностью непрозрачным суданский бюджет, что провоцирует крупные хищения. Политическая коррупция сказывается на работе СМИ, лишая их независимости. Выборы сопровождаются массовыми фальсификациями и запугиваниями.

Относительно недавно в Судане было создано Федеральное агентство по борьбе с коррупцией, но на практике оно не дает эффективных результатов. Канцелярия генерального аудитора подвержена политическому влиянию и до сих пор не привлекла к ответственности коррумпированных чиновников.

5 Венесуэла


На пятой строчке рейтинга Венесуэла с ИВК 15 баллов, и 176 местом в ранге стран по уровню коррупции. Это самые низкие показатели за последние десять лет. В стране проживает около 29 миллионов населения, и 75% из них считает, что коррупция широко распространена в правительстве страны.

Коррупционные схемы тесно связаны с президентом Николасом Мадуро, незаконно узурпировавшем власть в Венесуэле. Режим занимается грабежом природных ресурсов страны и жесткими репрессиями, в попытке удержать власть. Хищения Мадуро исчисляются миллиардами долларов у государственной нефтяной компании, на отмывании денег, присвоении контроля за ресурсами. Его окружение умудрилось провести схему на сумму около 200 млн. долларов на разнице в стоимости “коробок продуктов” для подкупа избирателей.

Нарушениями в области прав человека в Венесуэле открыто занимается полиция и другие силовые структуры. Потерпевшие чаще всего бояться обращаться в полицию. Есть данные, что каждое пятое преступление совершает полицейский. Самой коррумпированной в мире была признана судебная система страны.

4 Йемен


Четвертое место занимает Йемен, считающийся самой коррумпированной страной в районе Персидского залива. ИВК остался неизменным, в сравнении с предыдущим годом, и составляет 15 баллов. Йемен занимает 178 место в ранге стран, это самый низкий уровень за все время.

Коррупция в Йемене широко распространена на уровне государственных институций, носит системный характер. Здесь полностью отсутствует система контроля и подотчетности. Общественные ресурсы находятся под полным контролем коррумпированных блоков власти. Коррупция разрушает экономику, мешает инвестициям, ограничивает иностранную помощь.

Показательно, что мелкую коррупцию, взятки йеменцы считают необходимостью. Зарплаты госслужащих настолько малы, что они берут поборы, чтобы свести концы с концами.

Антикоррупционная деятельность в стране сводится к единичным попыткам борьбы со злоупотреблениями чиновниками. Главный орган по борьбе с коррупцией замедляет следственные процедуры. Менее трети всех жалоб, в лучшем случае, рассматривается в суде. Люди, сообщающие о фактах коррупции, не защищены законом и подвергаются репрессивным действиям.

3 Сирия


Тройку самых коррумпированных стран в мире открывает Сирия с ИВК 14, увеличившимся на единицу в сравнении с прошедшим годом. Но, если в 2014 году она занимала 159 место среди других стран, на сегодня этот уровень опустился до 179 места.

Коррупция в Сирии имеет клановый характер. В первую очередь, она связана с кланом правящего президента Асада. Большинство активов страны находится в руках его близких родственников. Средства от продажи природных ресурсов выводятся по коррупционным схемам и оседают на счетах представителей нескольких кланов. Энергетическую отрасль “курирует” премьер-министр Хамис.

Экономика Сирии практически разрушена коррупцией, государство продолжает беднеть и жизнь сирийцев не улучшается. Повышаются цены, возникает проблема отсутствия рабочих мест. После прекращения военных действий ситуация со злоупотреблениями чиновниками оказалась еще хуже, чем раньше. На фоне обнищания населения, количество миллиардеров увеличилось до нескольких десятков.

Существующий на сегодня уровень коррупции мешает развитию страны, о существенной же антикоррупционной борьбе речь не ведется.

2 Южный Судан


Второе место в антирейтинге принадлежит Южному Судану. ИВК в стране второй год подряд удерживается на уровне 12 баллов. Максимальный показатель за последние годы достигал 15 баллов, минимальный — 11.

Для Южного Судана характерна клептократическая система коррупции, разработанная правящими элитами. Они контролируют все отрасли экономики, включая нефтяные и минеральные ресурсы страны. По данным ООН, выявлено множество фактов “наглых хищений” со стороны политиков и правительства. За время независимого управления было похищено порядка 4 млрд. долларов.

В государстве процветает бюрократическая, политическая коррупция, покровительство, растраты. Царит чистое разграбление государственных средств со стороны чиновников и силовиков. Известны десятки крупных коррупционных скандалов. Например, Сага о Дурах, когда правительство заплатило почти миллион долларов за несуществующее зерно.

В стране отсутствуют какие-либо правила борьбы с коррупцией. Сотни заведенных дел годами стоят в очереди без каких-либо расследований.

1 Сомали


Самой коррумпированной страной в мире, по данным Transparency International, считается Сомали, возглавляя антирейтинг последние четыре года. По ИВК страна получила одинаковое количество баллов с Южным Суданом — 12. В сравнении с предыдущим годом она увеличила свой индекс на три единицы.

Для Сомали характерны крайне низкие показатели уровня жизни, более половины многомиллионного населения живет за чертой бедности. Менее 30 % жителей ходило в школу. Средняя продолжительность жизни сомалийца составляет всего 55 лет. Восточноафриканская страна пострадала от многолетней гражданской войны, экономического хаоса, исламистского мятежа.

Слабое правовое регулирование создает условия для процветания в государстве всех видов взяточничества, от самого мелкого, до политической коррупции на высоком уровне. Новое федеральное правительство пытается вводить меры противостояния коррупции, блокировать каналы получения взяток государственными служащими.

Закон по борьбе с коррупцией даже предусматривает создание независимых антикоррупционных комиссий на всех уровнях. Однако, впечатляющих результатов их деятельности пока отмечено не было.

== Среди самых коррумпированных стран, в итоге, оказались государства для которых характерна длительная нестабильная политическая ситуация. Зачастую происходят военные конфликты и потеря контроля над частью территории.

Россия в новом рейтинге Transparency International оказалась на 129-ом месте, расположившись между Мали и Того. Улучшила свой результат по ИВК на две единицы, получив 30 баллов, и поднялась в списке стран на восемь строчек.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

- злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций

Читайте также: