Как сделать электронный паспорт гражданина рф в телефоне

Обновлено: 28.06.2024

ID-карта РФ

От 19.09.2013 г. Правительством России было опубликовано Распоряжение № 1699-р (изменено от 22.05.2018 г.). Главной его целью стала выдача россиянам электронной карты взамен обычного (бумажного) паспорта.

Что такое электронная карта

Электронный паспорт – это пластиковая карточка ( ширина/длина – 5,4/8,6 см ), содержащая основные сведения о владеющем ею человеке.

  1. Визуально считываемая информация, размещённая на обеих сторонах карточки;
  2. Кодовая строка (на оборотной стороне) для машинного распознавания;
  3. Впаянная электронная микросхема. Содержит дополнительные сведения, вносимые по желанию обладателя карты.

Образец электронного паспорта

  • ИНН и СНИЛС;
  • Номер группы крови;
  • Личная подпись.
  • С водительских прав;
  • Медицинского полиса;
  • Пенсионного удостоверения;
  • Военного билета;
  • Других личных документов.

Сроки введения новшества

Первые электронные карты взамен обычным паспортам жители отдельных регионов России начали получать с 01.01.2016 г.

Используемые в настоящее время бумажные паспорта РФ перестанут выпускаться после 01.01.2025 года, а выпущенные утратят свою юридическую действительность 01.01.2030 г. К последней дате приурочен полный перевод населения страны на электронные паспорта.

Указанные сроки реализации нововведения могут быть в дальнейшем изменены решениями Правительства Российской Федерации.

Возможен личный отказ от пользования стандартной электронной картой в соответствии со статьёй 28 Конституции РФ, принятой от 12.12.1993 г. (свобода действовать в соответствии с собственными религиозными убеждениями). В этом случае человеку предоставляется альтернативный вариант документа (карта без впаянной схемы) со значительно ограниченным функционалом. Стоимость подобной привилегии законодательством не оговаривается.

Электронная пластиковая карта

Кому необходимо будет оформить ID-карту

Данный электронный паспорт должны будут иметь все граждане РФ старше 14 лет.

Условия получения и замены

В соответствии с указанным Федеральным Законом, получить электронный паспорт гражданина РФ можно на основании:

  1. Достижения человеком возраста, равного 14 годам;
  2. Обретения гражданства России;
  3. Утраты уже имеющейся электронной карты.

В каких случаях придётся заменить документ

  1. Вышел срок службы документа (10 лет);
  2. Владелец сменил какой-либо из своих инициалов;
  3. Возникла информация, вынудившая владельца изменить указанные в карте дату и/или место своего рождения;
  4. Произошло изменение пола и/или внешности (кардинальным образом) владельца;
  5. Чрезмерный износ или повреждение ID-карты, препятствующие её дальнейшему использованию.

Сроки изготовления

Уполномоченный орган, получивший заявку на выдачу или замену электронной карты по месту регистрации заявителя, обязан сделать ID-карту в течение 10 дней. Если заявка подана заявителем по месту его действительного пребывания, срок оформления документа растягивается до 60 дней.

ID-карта

Какие документы понадобятся для оформления

Для получения карты в местное отделение Главного управления по вопросам миграции МВД либо многофункциональный центр подаётся следующая документация:

  1. Заявление (с указанием всех данных из прежнего паспорта);
  2. Ныне используемый паспорт (изымается сотрудником отделения без возможности возвращения);
  3. Личная фотография на электронном носителе ( формат JPEG, разрешение 600 dpi, размер не превышает 300 KB );
  4. СНИЛС;
  5. ИНН.
  1. Заграничный паспорт;
  2. Свидетельство о браке (разводе);
  3. Свидетельства о рождении детей (в случае если последние не достигли 14-летнего возраста);
  4. Военный билет.

Предполагаемая стоимость услуги

Точный размер госпошлины за ID-карту по состоянию на февраль 2019 г. не определён. Предполагаемый диапазон – 2500-3500 рублей.

Электронная пластиковая карта
Отказ в выдаче электронного паспорта РФ

  1. Малого возраста ( менее 14 лет );
  2. Отсутствия статуса гражданина РФ;
  3. Неполного или неточного указания персональных данных в заявлении;
  4. Отсутствия какого-либо из требуемых документов (см. список выше) или оплаченной квитанции о внесении государственной пошлины;
  5. Предъявления хотя бы одного документа (из требуемого списка), заполненного на иностранном языке. Действие допускается при наличии отдельного русскоязычного перевода;
  6. Предоставления фотографии не в электронной форме;
  7. Несоответствия фото существующим требованиям:
  • Размеры – 3,5/4,5 см ;
  • Цветная (24 бит) либо чёрно-белая (8 бит) гамма;
  • Светлый монотонный фон;
  • Лицо анфас ( занимает 70-80 % снимка , хорошо просматривается, нейтральное выражение);
  • От подбородка до линии глаз – 1,2 см;
  • Между зрачками – 0,7 см;
  • От макушки до верхнего края снимка – 0,5 см.

Реализация проекта по внедрению электронных карт началась и продолжается в условиях отсутствия окончательной регламентации нововведения. Однако существующие требования к соискателям ID-карт вполне конкретны и выполнимы.

Достигнутые реальные результаты (на территории Крыма в 2015 году) и введение аналогичных новшеств в других государствах Евразии свидетельствуют о том, что проект будет осуществлён полностью.


Ключевые отличия электронного паспорта гражданина РФ

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Основной отличительный признак электронного или биометрического паспорта от обычного удостоверения личности – наличие микрочипа, на котором фиксируется персональная информация о держателе вплоть до отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки и медицинских данных. Дополнительно стоит отметить:

  • повышенную прочность за счет использования при производстве пластика, что позволяет сохранить столь важный документ в приличном состоянии даже при критических климатических условиях;
  • высокий уровень защиты данных – микрочип обеспечен многочисленными инструментами, которые препятствуют подделкам или использованию в мошеннических целях;
  • процедура получения упрощена;
  • сама форма значительно удобнее для эксплуатации, чем используемая сейчас книжка.

Внешние отличия

Паспорт нового поколения в визуальном рассмотрении представляет собой пластиковую карту с указанием ключевой информации на обеих сторонах документа, а именно:

  • ФИО;
  • три фотографии;
  • дата рождения и половая принадлежность;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • изображение отпечатков пальцев.

На данный момент визуализация электронного паспорта осуществляется за счет вышеуказанных позиций. Но нужно учитывать, что при повсеместном введении удостоверения личности могут быть утверждены новые положения.

Порядок оформления паспорта нового образца

Процесс получения электронного паспорта мало чем будет отличаться от процедуры оформления стандартного удостоверения личности. И все же некоторые особенности уже сейчас можно отметить. Касательно того, как будет происходить выдача, нужно обратить внимание на такую последовательность действий:

  1. Сбор документов, в которых содержится основная информация о заявителе.
  2. Подача заявления и пакета обязательных бумаг в уполномоченную службу.
  3. Оплата государственной пошлины.
  4. Проведение дактилоскопии, снятие отпечатка радужной оболочки и т.п. – зависит от итогового варианта, к которому придут правительственные структуры.
  5. Ожидание в течение 10 суток.
  6. Посещение отделения службы для получения документов.

Важно! В общем и целом, все станет известно лишь после введения дополнительных уточнений по данной инициативе. Сейчас остается лишь предполагать.

Куда обращаться?

Наиболее вероятный вариант, где будет происходить выдача новых паспортов – это Главное управление по вопросам миграции МВД Российской Федерации. Все же данная структура имеет строгие функциональные обязанности, одна из которых как раз и заключается в разрешении вопросов, связанных с оформлением удостоверения личности.

Вполне возможно, что по мере развития программы будет введена возможность приобретения через портал Государственных услуг, что существенно сэкономит время для многих людей и позволит разгрузить миграционную службу, если замена документа вдруг станет обязательной.

Перечень документов

В любом случае, полный перечень запрашиваемых сведений станет доступным лишь после окончательного утверждения возможности получения электронного удостоверения личности.

Как заполнить заявление?

Получение электронного паспорта подразумевает необходимость в направлении соответствующего ходатайства в уполномоченные службы. Бланк с актуальным содержанием можно скачать тут или посмотреть чуть ниже. Касательно требований к заполнению, стоит отметить общепринятые позиции:

  • допущение ошибок или помарок в персональных сведениях делает документ недействительным;
  • при заполнении от руки важно обеспечить читабельность текста, ведь в противном случае заявление попросту не будет принято к рассмотрению;
  • несоответствие данных, отраженных в бланке, и сведений, указанных в официальных документах, может стать основанием для отказа в выдаче удостоверения личности;
  • информацию необходимо вносить строго по разделам – уточнение лишних сведений будет расцениваться как ошибка.

Как подать заявление на паспорт нового образца

Как подать заявление на элекстронный паспорт

В конечном счете, при заполнении не должно возникнуть серьезных проблем, так как процесс стандартен и мало чем отличается от оформления заявления на получение старого паспорта.

Оплата госпошлины

Стоимость электронного паспорта до сих пор не сформулирована. Если же исходить из уже имеющихся данных, то можно предположить, что стоимость нового удостоверения личности будет больше, чем бумажного варианта. Обусловлено это спецификой изготовления и необходимостью проведения дополнительных процедур. Если сравнивать с заграничным документом биометрического типа, то пошлина будет в районе 3-5 тысяч рублей.

Обратите внимание! Ценник за паспорт нового поколения для несовершеннолетнего гражданина с учетом аналогичных примеров может быть несколько ниже, чем для взрослого человека.

И все же наиболее вероятная стоимость будет ниже величины обязательного сбора за загранник – ведь внутреннее удостоверение личности гражданина считается обязательным документом, что подразумевает необходимость в установлении более лояльных сумм.

Как перейти на новый документ?

  • при достижении возраста замены;
  • в случае утраты или кражи удостоверения личности;
  • из-за порчи документа. При этом следует учитывать, что в случае установления факта умышленной порчи паспорта, гражданин может быть привлечен к административной ответственности и уплате штрафа. Беспроблемно обрабатываются заявления, когда удостоверение было изношено по истечение времени;
  • при выявлении ошибок в персональных сведениях.

Сценарий во всех вышеперечисленных ситуациях стандартен: обращение с заявлением – сбор документов – оплата государственной пошлины. Вполне возможно, что будут запрошены дополнительные документы или возникнет необходимость в совершении иных действий, поэтому стоит быть готовым к неожиданностям.

Сроки замены

Кто имеет доступ к информации?

Очевидно, что все сведения о гражданине в первую очередь доступны уполномоченным государственным службам. Сам же владелец не имеет к ней доступа в связи с отсутствием персонального считывающего устройства. Тем не менее, он может допустить третьих лиц к информации, которую содержит электронный паспорт, путем использования специальных приспособлений для распознавания данных.

К чему может привести внедрение электронных паспортов?

Большая часть населения Российской Федерации придерживается позиции, по которой введение нового типа удостоверения личности признается преждевременной инициативой. Ведь ни реальные обстоятельства государства, ни люди, ни даже техника – ничего из этого не готово к подобным нововведениям.

Да, внедрение биометрического паспорта в повседневную жизнь может значительно упростить взаимодействия человека с государственными службами или с представителями коммерческой сферы. Но разработанная сейчас система электронных документов явно не обладает идеальными параметрами. Даже без углубленного изучения темы понятно, что поддержка сервисного обслуживания потребует немалых расходов. При этом повсеместная замена бумажных носителей на новые паспорта может спровоцировать активизацию мошенников, методы борьбы с которыми до сих оставляют желать лучшего.

Заключение

Итак, электронный паспорт – одна из наиболее приятных инициатив правительства за последнее время. Однако до сих пор ее внедрение так и не произошло. Обусловлено это отсутствием достаточных ресурсов для успешной реализации. Но в будущих периодах можно надеяться на возможность оформления нового удобного удостоверения личности. Сейчас же остается лишь подготавливаться к возможным изменениям и отслеживать последние нововведения правительственных структур, касающихся внутреннего биометрического паспорта.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Совещание о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Мы сегодня рассмотрим тему внедрения электронного удостоверения личности в нашей стране. К этому вопросу мы обращаемся не впервые, подготовка к такого рода мероприятиям шла, есть определённые решения на эту тему. Электронный паспорт – это обычное дело во многих странах, он себя неплохо зарекомендовал и с точки зрения удобства, и с точки зрения надёжности. Такой документ упрощает взаимодействие с госорганами, получение государственных и коммерческих услуг. Не надо заполнять анкет, писать справки, перепечатывать данные, как это традиционно делалось, что нередко сопровождается ошибками и бездарно растраченным временем. Всё это будет в электронном виде. Электронный паспорт, безусловно, обладает и другими достоинствами – его сложнее подделать и весьма трудно повредить.

Участники совещания

Список участников совещания о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, 17 июля 2019 года

Электронный паспорт может иметь разные измерения, что называется. Но это, как правило, пластиковая карта с чипом. Шесть лет назад долго обсуждали, что это за карта, такая или другая, какой чип там должен быть. Сейчас более или менее всё уже стандартизировалось. Или, помимо пластиковой карты, это может быть просто мобильным приложением, то есть информацией о личности человека, которая существует в цифровом виде и так или иначе считывается.

Мы оба варианта имеем в виду: и документ, который имеет физическую форму, то есть форму пластиковой карточки, которую можно носить с собой как обычный паспорт, и как дополнительная опция – это мобильное приложение в смартфоне, что также используется в ряде стран.

В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов, которые важны для любого лица, о чём тоже всегда была дискуссия, обсуждение: я имею в виду и водительское удостоверение, и СНИЛС, можно и какие-то другие документы объединять.

Разумеется, никто сейчас не говорит о том, чтобы немедленно, прямо сейчас заменить бумажные паспорта непривычным документом. Обычный паспорт, естественно, будет действовать. Мы планируем постепенно переходить к новшеству, о котором я сейчас говорю, только после необходимых приготовлений.

В то же время у нас есть все возможности, чтобы успешно этот проект осуществить. Уровень развития информационных технологий, которого мы достигли за последнее время – весь мир достиг за последнее время, и наша страна в том числе, – позволяет это сделать. Это и Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать так называемую облачную квалифицированную электронную подпись и другие современные решения. Очевидно, что, даже если мы какие-то решения сейчас примем, концепцию утвердим, пройдёт опять же ещё три-четыре года, и она всё равно потребует изменений, потому что могут меняться технологические решения, носители. Но в любом случае это будет шаг вперёд.

Несколько моментов, на которых хотел бы акцентировать внимание.

Второй вопрос – надёжность. Это касается инфраструктуры, которую предстоит сформировать для внедрения электронных идентификаторов. Здесь надо оцифровать большой массив данных, не допустить ошибок и смотреть, чтобы система работала без сбоев.

Третье – это удобство перехода на электронный паспорт. Если просто выдать карточку, не рассказывая о её преимуществах, то особого смысла не будет. У многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода. К этому надо относиться с вниманием и уважением, это понятно. Нам надо позаботиться, чтобы переход для такой категории людей был комфортным и безболезненным. А значит, надо проводить информационную работу, подготовить людей к тому, что появятся такие документы.

Обсудим темы, которые я обозначил. Отдельно поговорим о сроках движения к этой цели и финансировании.

Брифинг Максима Акимова по завершении совещания

Из стенограммы:

Брифинг Максима Акимова по завершении совещания о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Брифинг Максима Акимова по завершении совещания о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Вопрос: К каким срокам должен быть готов электронный паспорт? И определились ли с финансированием этого проекта?

Мы начнём эту работу по поручению Председателя Правительства в июле следующего года. Мы, что было подтверждено на совещании, технически к этому готовы. Мы не будем задействовать ни с точки зрения криптоалгоритмов, ни с точки зрения программного обеспечения, ни с точки зрения чипа, ни с точки зрения форм-фактора никаких иностранных компонентов – всё будет делаться на территории Российской Федерации.

И мы начнём эту работу, как сегодня мы договорились, в пилотной зоне, в пилотном режиме на территории Москвы – и в силу того, что интерес к таким новшествам здесь довольно высок, и потому, что инфраструктура довольно развита. И если даже будут какие-то вопросы и проблемы, решать их с мэрией, поскольку это ресурсно обеспеченная территория, будет довольно просто и быстро.

И потом динамично, по мере увеличения с 1100 до 3000 пунктов выдачи паспортов нового образца на территории страны, в течение 2022 года завершим выдачу (подчёркиваю, выдачу) паспортов старого образца.

Но (и это тоже принципиальное решение, которое сегодня прозвучало) если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять – это привычно, удобно или просто в силу каких-то иных убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет, что называется, до гробовой доски. Никакого принуждения, обязательности, кампанейщины тут не предусматривается. Есть установленные законом циклы получения нового удостоверения. Именно в эти циклы и будет осуществляться выдача человеку карточки с носителем, с возможностью бесконтактного чтения.

Это крайне защищённый документ с голографическим изображением, с российской криптографией, с QR-кодом. Подделка этого документа будет стоить несоизмеримо дороже, безопасность будет на порядок выше, чем в сфере обращения бумажных паспортов. Такой пример. Сколько надо потратить времени, чтобы утраченный паспорт не поступил на чёрный рынок поддельных паспортов, чтобы его выловить и скомпрометировать? Это практически невозможно. Такой рынок, к сожалению, существует, это рождает мошенничество, используется в любой криминальной деятельности. Но если вы утратите этот новый формат, потеряете, оброните где-то, не можете найти, то хватит нескольких секунд, чтобы заблокировать его. Надо будет позвонить в соответствующие службы, многофункциональный центр или управление МВД, заблокировать и потом его скомпрометировать. В любом случае, если кто-то его обнаружит и захочет воспользоваться, во-первых, при предъявлении мгновенно выясняется, что он не ваш – вы просто доступа не получите, криптозащиту не взломаете (тем более что есть ещё и голографическое изображение). Во-вторых, при обращении к базам данных будет видно, что эта запись заблокирована. Тогда уже возникнет вопрос к предъявителю этого документа. Я бы на месте мошенников не рискнул этого делать.

Конечно, это абсолютно новая степень удобства. Сколько времени тратится на заполнение бесконечных бланков, подписей вместо того, чтобы просто приложить этот документ – и у вас предзаполненная форма. Ещё раз хочу сказать, есть много людей, которым не очень комфортно жить в электронном мире, а есть те, которые с рождения привыкают свайпами управляться с экраном. Никакого принуждения к тому, чтобы переходить на это устройство, не будет. Но мы намерены двигаться динамично, чтобы тем, кто хочет это делать, дать такую возможность.

Вопрос: Всё же сколько это стоит?

М.Акимов: Мы планируем, что останемся в рамках той пошлины при выдаче, которая… Она будет, конечно, как это и предусмотрено, поэтапно повышаться. Сейчас эта пошлина составляет 300 рублей, мы на первый период её сохраняем.

Мы планируем, что, помимо расходов на модернизацию государственных систем (мы не планируем, что они будут затратными), это будет операция в любом случае для бюджета с нулевой суммой и с огромным выигрышем.

Мы сегодня приводили примеры: картридер, который действует минимум три года, – обычный совершенно картридер стоит тысячу рублей для этой карты. У нас принтер стоит 4 тыс. для распечатки бумаги. А ведь это в любой организации: вы приходите, вам распечатывают бланк, вы его заполняете ручкой, потом его сканируют, заносят уже в виде растрового или PDF-изображения в базу данных. Всё это занимает огромное количество времени. Содержание одного такого устройства, помимо миллионов и миллионов человеко-часов, которые тратятся впустую на то, что можно сделать простым прикладываем с помощью NFC-технологии, точно так же, как вы телефоном оплачиваете на кассе покупку, – так вот, это стоит, по расценкам, около 5,5 тыс. в год. Я ещё раз хочу сказать: один картридер стоит 1 тыс. рублей, и действует он, грубо говоря, пока не сломается.

Поэтому это не будет генерировать дополнительные расходы для бюджета. У нас поставлена задача – выйти в общем без увеличения расходов. Там возникнет кассовый разрыв. Мы пока пошлины получим не столько, сколько потратим на создание системы. Систему ведь надо сначала создать, а потом эксплуатировать. Но это уже детали.

Вопрос: Пришли к окончательному решению, что будет туда вшито кроме классических паспортных данных?

М.Акимов: Это будет определено актом Правительства. Без сомнения, физически здесь будет информация, которая в течение жизни человека не меняется. Карта будет действовать 10 лет. Здесь написаны: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения и срок действия документа. Естественно, данные миграционного учёта, то есть данные о месте проживания. Водительские права, СНИЛС, ИНН – все они будут содержаться здесь и перезаписываться уполномоченными органами, когда они у вас изменятся. Какие-то данные не меняются в течение жизни.

Поэтому это заменит и разного рода страховые свидетельства, и водительские права. Напомню, пошлина за получение водительских прав, если мне память не изменяет, составляет 2 тыс. рублей, а здесь – 300 рублей. Но это не главное. Главное – огромное удобство и безопасность. Я надеюсь, что нам удастся это людям доказать и все граждане России это поймут.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Совещание о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Мы сегодня рассмотрим тему внедрения электронного удостоверения личности в нашей стране. К этому вопросу мы обращаемся не впервые, подготовка к такого рода мероприятиям шла, есть определённые решения на эту тему. Электронный паспорт – это обычное дело во многих странах, он себя неплохо зарекомендовал и с точки зрения удобства, и с точки зрения надёжности. Такой документ упрощает взаимодействие с госорганами, получение государственных и коммерческих услуг. Не надо заполнять анкет, писать справки, перепечатывать данные, как это традиционно делалось, что нередко сопровождается ошибками и бездарно растраченным временем. Всё это будет в электронном виде. Электронный паспорт, безусловно, обладает и другими достоинствами – его сложнее подделать и весьма трудно повредить.

Участники совещания

Список участников совещания о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, 17 июля 2019 года

Электронный паспорт может иметь разные измерения, что называется. Но это, как правило, пластиковая карта с чипом. Шесть лет назад долго обсуждали, что это за карта, такая или другая, какой чип там должен быть. Сейчас более или менее всё уже стандартизировалось. Или, помимо пластиковой карты, это может быть просто мобильным приложением, то есть информацией о личности человека, которая существует в цифровом виде и так или иначе считывается.

Мы оба варианта имеем в виду: и документ, который имеет физическую форму, то есть форму пластиковой карточки, которую можно носить с собой как обычный паспорт, и как дополнительная опция – это мобильное приложение в смартфоне, что также используется в ряде стран.

В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов, которые важны для любого лица, о чём тоже всегда была дискуссия, обсуждение: я имею в виду и водительское удостоверение, и СНИЛС, можно и какие-то другие документы объединять.

Разумеется, никто сейчас не говорит о том, чтобы немедленно, прямо сейчас заменить бумажные паспорта непривычным документом. Обычный паспорт, естественно, будет действовать. Мы планируем постепенно переходить к новшеству, о котором я сейчас говорю, только после необходимых приготовлений.

В то же время у нас есть все возможности, чтобы успешно этот проект осуществить. Уровень развития информационных технологий, которого мы достигли за последнее время – весь мир достиг за последнее время, и наша страна в том числе, – позволяет это сделать. Это и Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать так называемую облачную квалифицированную электронную подпись и другие современные решения. Очевидно, что, даже если мы какие-то решения сейчас примем, концепцию утвердим, пройдёт опять же ещё три-четыре года, и она всё равно потребует изменений, потому что могут меняться технологические решения, носители. Но в любом случае это будет шаг вперёд.

Несколько моментов, на которых хотел бы акцентировать внимание.

Второй вопрос – надёжность. Это касается инфраструктуры, которую предстоит сформировать для внедрения электронных идентификаторов. Здесь надо оцифровать большой массив данных, не допустить ошибок и смотреть, чтобы система работала без сбоев.

Третье – это удобство перехода на электронный паспорт. Если просто выдать карточку, не рассказывая о её преимуществах, то особого смысла не будет. У многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода. К этому надо относиться с вниманием и уважением, это понятно. Нам надо позаботиться, чтобы переход для такой категории людей был комфортным и безболезненным. А значит, надо проводить информационную работу, подготовить людей к тому, что появятся такие документы.

Обсудим темы, которые я обозначил. Отдельно поговорим о сроках движения к этой цели и финансировании.

Брифинг Максима Акимова по завершении совещания

Из стенограммы:

Брифинг Максима Акимова по завершении совещания о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Брифинг Максима Акимова по завершении совещания о внедрении электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации

Вопрос: К каким срокам должен быть готов электронный паспорт? И определились ли с финансированием этого проекта?

Мы начнём эту работу по поручению Председателя Правительства в июле следующего года. Мы, что было подтверждено на совещании, технически к этому готовы. Мы не будем задействовать ни с точки зрения криптоалгоритмов, ни с точки зрения программного обеспечения, ни с точки зрения чипа, ни с точки зрения форм-фактора никаких иностранных компонентов – всё будет делаться на территории Российской Федерации.

И мы начнём эту работу, как сегодня мы договорились, в пилотной зоне, в пилотном режиме на территории Москвы – и в силу того, что интерес к таким новшествам здесь довольно высок, и потому, что инфраструктура довольно развита. И если даже будут какие-то вопросы и проблемы, решать их с мэрией, поскольку это ресурсно обеспеченная территория, будет довольно просто и быстро.

И потом динамично, по мере увеличения с 1100 до 3000 пунктов выдачи паспортов нового образца на территории страны, в течение 2022 года завершим выдачу (подчёркиваю, выдачу) паспортов старого образца.

Но (и это тоже принципиальное решение, которое сегодня прозвучало) если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять – это привычно, удобно или просто в силу каких-то иных убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет, что называется, до гробовой доски. Никакого принуждения, обязательности, кампанейщины тут не предусматривается. Есть установленные законом циклы получения нового удостоверения. Именно в эти циклы и будет осуществляться выдача человеку карточки с носителем, с возможностью бесконтактного чтения.

Это крайне защищённый документ с голографическим изображением, с российской криптографией, с QR-кодом. Подделка этого документа будет стоить несоизмеримо дороже, безопасность будет на порядок выше, чем в сфере обращения бумажных паспортов. Такой пример. Сколько надо потратить времени, чтобы утраченный паспорт не поступил на чёрный рынок поддельных паспортов, чтобы его выловить и скомпрометировать? Это практически невозможно. Такой рынок, к сожалению, существует, это рождает мошенничество, используется в любой криминальной деятельности. Но если вы утратите этот новый формат, потеряете, оброните где-то, не можете найти, то хватит нескольких секунд, чтобы заблокировать его. Надо будет позвонить в соответствующие службы, многофункциональный центр или управление МВД, заблокировать и потом его скомпрометировать. В любом случае, если кто-то его обнаружит и захочет воспользоваться, во-первых, при предъявлении мгновенно выясняется, что он не ваш – вы просто доступа не получите, криптозащиту не взломаете (тем более что есть ещё и голографическое изображение). Во-вторых, при обращении к базам данных будет видно, что эта запись заблокирована. Тогда уже возникнет вопрос к предъявителю этого документа. Я бы на месте мошенников не рискнул этого делать.

Конечно, это абсолютно новая степень удобства. Сколько времени тратится на заполнение бесконечных бланков, подписей вместо того, чтобы просто приложить этот документ – и у вас предзаполненная форма. Ещё раз хочу сказать, есть много людей, которым не очень комфортно жить в электронном мире, а есть те, которые с рождения привыкают свайпами управляться с экраном. Никакого принуждения к тому, чтобы переходить на это устройство, не будет. Но мы намерены двигаться динамично, чтобы тем, кто хочет это делать, дать такую возможность.

Вопрос: Всё же сколько это стоит?

М.Акимов: Мы планируем, что останемся в рамках той пошлины при выдаче, которая… Она будет, конечно, как это и предусмотрено, поэтапно повышаться. Сейчас эта пошлина составляет 300 рублей, мы на первый период её сохраняем.

Мы планируем, что, помимо расходов на модернизацию государственных систем (мы не планируем, что они будут затратными), это будет операция в любом случае для бюджета с нулевой суммой и с огромным выигрышем.

Мы сегодня приводили примеры: картридер, который действует минимум три года, – обычный совершенно картридер стоит тысячу рублей для этой карты. У нас принтер стоит 4 тыс. для распечатки бумаги. А ведь это в любой организации: вы приходите, вам распечатывают бланк, вы его заполняете ручкой, потом его сканируют, заносят уже в виде растрового или PDF-изображения в базу данных. Всё это занимает огромное количество времени. Содержание одного такого устройства, помимо миллионов и миллионов человеко-часов, которые тратятся впустую на то, что можно сделать простым прикладываем с помощью NFC-технологии, точно так же, как вы телефоном оплачиваете на кассе покупку, – так вот, это стоит, по расценкам, около 5,5 тыс. в год. Я ещё раз хочу сказать: один картридер стоит 1 тыс. рублей, и действует он, грубо говоря, пока не сломается.

Поэтому это не будет генерировать дополнительные расходы для бюджета. У нас поставлена задача – выйти в общем без увеличения расходов. Там возникнет кассовый разрыв. Мы пока пошлины получим не столько, сколько потратим на создание системы. Систему ведь надо сначала создать, а потом эксплуатировать. Но это уже детали.

Вопрос: Пришли к окончательному решению, что будет туда вшито кроме классических паспортных данных?

М.Акимов: Это будет определено актом Правительства. Без сомнения, физически здесь будет информация, которая в течение жизни человека не меняется. Карта будет действовать 10 лет. Здесь написаны: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения и срок действия документа. Естественно, данные миграционного учёта, то есть данные о месте проживания. Водительские права, СНИЛС, ИНН – все они будут содержаться здесь и перезаписываться уполномоченными органами, когда они у вас изменятся. Какие-то данные не меняются в течение жизни.

Поэтому это заменит и разного рода страховые свидетельства, и водительские права. Напомню, пошлина за получение водительских прав, если мне память не изменяет, составляет 2 тыс. рублей, а здесь – 300 рублей. Но это не главное. Главное – огромное удобство и безопасность. Я надеюсь, что нам удастся это людям доказать и все граждане России это поймут.

Читайте также: