Как самозанятому вернуть деньги юридическому лицу

Обновлено: 16.05.2024

Чек от самозанятого — это фискальный документ, подтверждающий получение платежа от клиента и дохода плательщиком НПД.

Когда самозанятый обязан выдать чек

Выдают фискальный документ (ФД) как физическому лицу, так и юридическому. Само исполнение обязанности, время, когда самозанятый должен выбить чек юридическому лицу или гражданину, не зависит от организационно-правовой формы контрагента — п. 1 ст. 14 422-ФЗ . При наличном расчете или расчетах с помощью электронных средств платежа чек самозанятого формируют в момент оплаты.

Электронные средства платежа — это безналичный перевод денег через операторов по удостоверенному распоряжению их владельца с применением специальных технических устройств или программного обеспечения. Таких средств платежа несколько:

При иных видах безналичных расчетов — подтверждение об оплате услуги выдается в интервале до 9-го числа следующего за отчетным месяца. Как это работает и как самозанятый выдает чек на практике:

  • если плательщик НПД контактирует с покупателем напрямую — подтверждение передается непосредственно при расчете;
  • если продажа происходит заочно и безналично — не позже 9-го числа.

Дополнительные нюанс, который следует помнить плательщику НПД:

Сроки выдачи ФД регулируются ч. 3 ст. 14 422-ФЗ и п. 3 ст. 1 425-ФЗ.

Какие данные содержатся в чеке самозанятого

Подтверждение оплаты всегда формируется через сервис для самозанятых (мобильную или веб-версию), оператора электронной площадки или банк. Реестр таких операторов и кредитных организаций ФНС ведет самостоятельно. Невозможно сформировать и передать ФД, не заполнив всех его реквизитов. Пункт 6 ст. 14 422-ФЗ содержит исчерпывающий их перечень, который определяет, как выглядит чек самозанятого для юридических лиц и граждан, сформированный в сервисе для плательщиков НПД.

Чек от самозанятого

Данные о контрагентах плательщика НПД вносятся автоматически. Система запоминает и предоставляет их на выбор для внесения в новую продажу:

  • название постоянного контрагента — юрлица или ИП;
  • его ИНН;
  • данные договора ГПХ;
  • формулировку назначения платежа.

Как сформировать чек и передать клиенту

Интерфейс сервиса для самозанятых очень прост в использовании. Пропустить необходимые данные невозможно — не удастся перейти к следующему шагу.


Вот образец, как выглядит чек от самозанятого для ООО и индивидуальных предпринимателей. Он отличается от выдаваемого физлицам.


Если клиентом является гражданин, процедура и данные для подготовки чека самозанятым отличаются. Это связано с применением иной ставки налогообложения — 4%. Коротко о том, как оформить чек самозанятому для физических лиц:

  • Ф.И.О. и ИНН не вводятся;
  • описывается услуга и ее стоимость.

Сформированный самозанятым отчет отправляют контрагенту любым удобным способом ( п. 5 ст. 14 422-ФЗ ):

  • на бумажном носителе — распечатывается на любом печатном устройстве;
  • в электронной форме.

Варианты передачи предложит интерфейс.

как распечатать чек самозанятому через приложение мой налог

В электронной форме ФД направляется следующими способами:

  • направляется покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты;
  • путем считывания компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) контрагента QR-кода, содержащийся на ФД.

Как аннулировать

Изменяют (аннулируют) сгенерированный ФД по закону только в 2 случаях:

В первом ФД удаляется, во втором — создается новый с прежней датой.

Что будет, если самозанятый не сформирует чек

Ответственность самозанятого за невыдачу отчета о поступлении средств наступает как за уклонение от уплаты налогов. За первое нарушение штрафуют на 20% от суммы платежа, за повторное в течение 6 месяцев — на 100% ( ст. 129.13 НК РФ ).

Закон предусмотрел и возможность сбоя в работе сервиса для плательщиков НПД. В этом случае, согласно п. 9 ст. 3 закона 422-ФЗ , чек формируют и выдают в течение суток после устранения сбоя. За это самозанятых не штрафуют.


Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми неоднократно освещались нашими экспертами. Теперь поговорим об ответственности самозанятого за нарушение условий договора.

1. На что обратить внимание при заключении договора?

Самозанятый не может нанимать себе на работу других работников. Тем не менее, никто не запрещает им привлекать соисполнителей по договору. Например, заключая договор подряда, самозанятый может привлекать и субподрядчиков (Письмо ФНС РФ от 12.10.2020 № АБ-4-20/16632@).

1.1. Какие условия должны быть прописаны в договоре?

Для того чтобы впоследствии можно было безболезненно взыскать с самозанятого дополнительные издержки, связанные с неисполнением обязательств по договору, необходимо прописать сумму следующих санкций:

  • убытки за нарушение обязательства (ст. 393 ГК РФ);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • неустойку (ст. 330 ГК РФ).

Договорная неустойка может быть установлена в виде штрафа (в твердой сумме) либо в виде пени (в процентах от суммы неисполненного обязательства).

Нельзя забывать и про документальное подтверждение выполненных работ (оказанных услуг). Необходимо установить обязанность самозанятого предоставлять определенный пакет документов в требуемый срок.

Например, акт выполненных работ.

Нелишним в договоре будет условие об устранении недостатков, если компания или ИП обнаружит дефекты в выполненной работе самозанятым.

2. Как привлечь к ответственности самозанятого?

В Законе о самозанятых не прописано никаких особенностей заключения договоров с этой категорией граждан. Поэтому при заключении договора нужно руководствоваться общими положениями ГК РФ. Но лучше все же проконсультироваться со специалистом в данной области.

Как правило, к самозанятым применяется конструкция договора оказания услуг (п.1 ст.779 ГК РФ).

Поэтому последствия неисполнения обязательств самозанятыми гражданами регулируется теми же нормами ГК РФ.

2.1. Досудебная претензия

При неисполнении обязательств нужно составить претензию в адрес самозанятого.

Всегда ли нужна претензия? Мы уже отмечали, что отношения с самозанятыми регулируются нормами ГК РФ. Поэтому и досудебный порядок соблюдается в тех же ситуациях, что и по любому договору гражданско-правового характера с ИП или компанией.

Например, если компания или ИП заключили договор аренды жилого помещения с самозанятым, то перед судебными баталиями необходимо соблюсти претензионный порядок урегулирования спора.

Тем не менее, целесообразно всегда составлять претензию.

2.1.1. Как написать претензию самозанятому?

Претензия пишется в произвольном виде.

В шапке претензии необходимо указать полные реквизиты своей компании или ИП, а также сведения о самозанятом.

В тексте претензии необходимо четко заявить свои требования к контрагенту в виде:

  • возврата ранее перечисленного аванса (задатка);
  • устранения дефектов или иных недостатков некачественно выполненной работы;
  • расторжения ранее заключенного договора;
  • необходимости выполнить предусмотренные договором работы, оказать услуги;
  • гарантийного ремонта согласно договорным условиям;
  • уменьшения стоимости выполненных работ и возврата разницы в цене.

Помимо этого, в претензии приводится (чаще всего, в виде таблиц) расчет причитающихся денежных компенсаций.

Претензия составляется независимо от того, есть ли бумажный вариант договора или договор был заключен устно (в отдельных случаях допускается не письменная форма договора).

И в заключении претензии нелишнем будет напомнить нарушителю, что добровольное исполнение обязательств поможет ему сэкономить время и деньги. Ведь судебные баталии повлекут за собой дополнительные судебные издержки, которые, в конечном итоге, лягут на плечи самозанятого.

По общему правилу (если иной срок не указан в договоре) ответ на претензию должен быть дан в течение 30 дней.

Читайте также: