Как правильно ответить на требование ифнс о предоставлении пояснений по рсв

Обновлено: 27.04.2024

Примеры документов, которые могут потребоваться при проведении налоговых проверок и проверок внебюджетных фондов

I. Примеры документов, которые могут потребоваться при проведении налоговых проверок

1. Если получено требование о предоставлении пояснений

Представить пояснения необходимо в течение 5 дней или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

1.2. Примеры пояснений к декларации по НДС:

- в разделе 3 возможно необоснованное применение налоговых вычетов;

1.3. Примеры пояснений к декларации по налогу на прибыль:

1.4. Примеры пояснений о расхождениях между 6-НДФЛ и РСВ-1 ПФР:

1.5. Примеры других пояснений:

2. Если получено требование о предоставлении документов

2.1. Документы, истребованные у проверяемого лица в ходе налоговой проверки по ст. 93 НК РФ, должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Документы (информация), истребованные по ст. 93.1 НК РФ, должны быть представлены в течение 5 дней со дня получения требования или в тот же срок необходимо сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией):

- пример сопроводительного письма к документам, представляемым по требованию налогового органа;

- пример заполнения уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации).

3. Примеры документов, которые могут потребоваться при прохождении мероприятий налогового контроля

3.1. При проведении выездной налоговой проверки:

- заявление об отсутствии возможности у налогоплательщика предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки;

- заявление о предоставлении копии решения о проведении выездной налоговой проверки

3.2. При проведении экспертизы:

- ходатайство о назначении эксперта из числа указанных лиц при производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

- заявление об отводе эксперта при назначении и производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

- заявление о представлении эксперту дополнительных вопросов при производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

- ходатайство об отводе эксперта и назначении другого эксперта;

- ходатайство о присутствии при проведении экспертизы

3.3. При подготовке письменных возражений и рассмотрении материалов налоговой проверки:

- заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;

- извещение участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки;

- возражение по акту налоговой проверки;

- возражение по акту камеральной налоговой проверки;

- возражение на акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- возражение по акту выездной налоговой проверки (в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога);

- возражение на акт выездной налоговой проверки (по налогу на прибыль организаций и НДС);

- примерная форма письменных возражений по акту налоговой проверки;

- примерная форма возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;

- примерная форма письменных возражений по акту об обнаружении налоговых правонарушений;

- ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций;

- ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций (страховые взносы)

3.4. В случае принятия налоговым органом обеспечительных мер:

- заявление в налоговый орган о замене обеспечительных мер на поручительство третьего лица;

- заявление в налоговый орган о замене обеспечительных мер на залог ценных бумаг, иного имущества

4. Примеры документов, которые могут потребоваться при обжаловании актов, действий и бездействия налоговых органов

4.1. При обжаловании в вышестоящий налоговый орган:

- жалоба на решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки (об отмене решения полностью или в части);

- примерная форма апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма дополнения к апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган;

- примерная форма заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования решения налогового органа;

- ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы в налоговый орган;

- заявление об отзыве жалобы, поданной в налоговый орган;

- примерная форма ходатайства о рассмотрении жалобы с участием лица, подавшего жалобу;

- жалоба на неправомерное бездействие налогового органа, выразившееся в непредоставлении копий изъятых в рамках выездной налоговой проверки документов;

- жалоба об отмене требования налогового органа о повторном предоставлении документов;

- жалоба на нарушение налоговой службой сроков возврата излишне уплаченных средств по налогам и сборам и срока направления ответа;

- примерная форма жалобы на решение налогового органа о принятии обеспечительных мер;

- примерная форма жалобы в вышестоящий налоговый орган на бездействие налогового органа по неотзыву (неприостановлению исполнения) инкассового поручения из банка;

4.2. При обжаловании в суд решений и актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (для организаций и ИП):

- заявление о признании незаконным решения налогового органа в части привлечения к ответственности в связи с наличием смягчающих обстоятельств (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);

- заявление о признании недействительным требования налогового органа о повторном предоставлении документов.

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании решения налогового органа;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа, принятого по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа;

- примерная форма письма в налоговый орган о предъявлении к исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом;

- примерная форма ходатайства в арбитражный суд о приобщении к материалам дела доказательств;

- примерная форма письменных пояснений, представляемых в арбитражный суд;

- примерная форма ходатайства в арбитражный суд о вызове свидетеля;

- примерная форма заявления в арбитражный суд об изменении предмета заявленного требования;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании незаконным бездействия налогового органа по неотзыву (неприостановлению исполнения) инкассового поручения из банка;

- примерная форма апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма отзыва на апелляционную жалобу на решение арбитражного суда по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма кассационной жалобы на решение и постановление арбитражных судов первой и второй инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма отзыва на кассационную жалобу на решение и постановление арбитражных судов первой и второй инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма кассационной жалобы на решение и постановления арбитражных судов первой, второй и третьей инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя;

- примерная форма искового заявления в арбитражный суд об освобождении имущества от ареста;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о приостановлении реализации арестованного имущества;

- примерная форма заявления о приостановлении исполнительного производства в связи с предъявлением иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества;

4.3. При обжаловании в суд решений и актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (для физических лиц (не ИП)):

- примерная форма административного искового заявления в суд общей юрисдикции об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о применении мер предварительной защиты административного истца в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа;

- примерная форма апелляционной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма возражений на апелляционную жалобу на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц и апелляционное определение вышестоящего суда;

- примерная форма кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц, апелляционное определение вышестоящего и постановление президиума вышестоящего суда;

- примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о приостановлении исполнительного производства в связи с оспариванием постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя);

- примерная форма жалобы, поданной в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя;

- примерная форма искового заявления в суд общей юрисдикции об исключении имущества из описи;

- примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о приостановлении реализации арестованного имущества.

4.4. При обращении налоговых органов в суды с требованиями о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов:

- примерная форма возражений относительно исполнения судебного приказа арбитражного суда о взыскании обязательных платежей и санкций;

- примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление возражений относительно исполнения судебного приказа арбитражного суда;

- примерная форма отзыва в арбитражный суд на заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

- примерная форма объяснений в арбитражный суд по существу возражений на заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

- примерная форма возражений мировому судье относительно исполнения судебного приказа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

- примерная форма ходатайства мировому судье о восстановлении пропущенного срока на представление возражений относительно исполнения судебного приказа;

- примерная форма возражений относительно административных исковых требований налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов.

4.5. При спорах с налоговыми органами по делам об административных правонарушениях

- примерная форма объяснений при составлении протокола об административном правонарушении;

- примерная форма объяснений при рассмотрении дела об административном правонарушении;

- примерная форма жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

- примерная форма претензии к банку о возмещении ущерба и уплаты процентов в случае неправомерного исполнения инкассового поручения налогового органа.

II. Примеры документов, которые могут потребоваться при проведении проверок ПФР и ФСС РФ

- возражение на акт камеральной проверки;

- возражение по акту выездной проверки;

- дополнение к возражениям по акту выездной проверки;

- жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- дополнение к жалобе в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов;

- заявление в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов о восстановлении пропущенного срока обжалования решения органа контроля за уплатой страховых взносов;

- заявление об отзыве жалобы, поданной в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу);

- жалоба на бездействие вышестоящего должностного лица, рассматривающего жалобу, в территориальный орган контроля за уплатой страховых взносов;

- жалобы на решение вышестоящего должностного лица, рассматривающего жалобу, в орган контроля за уплатой страховых взносов

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Формирование пояснений по контрольным соотношениям

  • перейти на закладку КС;
  • внести в графу Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения (рис. 1).

18.jpg

Если в результате проверки Требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, то будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию.

Если в полученном требовании содержится приложение по КС только в текстовом формате, то для его обработки и представления пояснений в электронном формате будет необходимо в открытом документе Пояснения к декларации:

  • перейти на закладку КС;
  • с помощью кнопки Добавить перенести в графу Номер соотношения номер контрольного соотношения из полученного Требования:
  • в графу Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) ввести текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения (рис. 2).

19.jpg

Формирование пояснений по иным основаниям

Если согласно поступившему Требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж или по иным ошибкам (противоречиям), выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС, то такие пояснения также представляются по формату, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, по ТКС через оператора ЭДО.

Для формирования пояснений необходимо перейти на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

Так, например, в случае отсутствия в разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации, необходимо на закладке "Нет в книге продаж" представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в разделе 9 налоговой декларации (или в приложении 1 к разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются (рис. 3).

20.jpg

Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации.

После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка Уточненные данные, в которой необходимо внести исправленные значения.

Например, при формировании Требования налоговый орган, не найдя соответствующей регистрационной записи у налогоплательщика, полагал, что такая запись должна присутствовать в разделе 9. Однако налогоплательщик выставлял покупателю счет-фактуру от собственного имени, действуя в рамках договора комиссии, в силу чего данный счет-фактура был отражен не в разделе 9, а в разделе 10 налоговой декларации по НДС и при этом еще и с ошибкой в указании номера.

Если в результате проверки будет выявлено неправомерное отсутствие регистрационной записи по данному счету-фактуре в книге продаж (дополнительном листе книги продаж), то для исправления допущенной ошибки будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, внеся недостающую запись в приложение 1 к разделу 9.

Если в полученном требовании содержится приложение о представлении пояснений по сведениям, отсутствующим в книге продаж, только в текстовом формате, то для его обработки и представления пояснений в электронном формате будет необходимо в документе Пояснения к декларации:

  • перейти на закладку Нет в книге продаж;
  • по кнопке Добавить вручную перенести в каждую строку информацию из поступившего от налогового органа Требования в формате pdf;
  • представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Напомним, что на закладке Иные пояснения документа Пояснения к декларации можно представит любую текстовую информацию, поясняющую те или иные несоответствия (расхождения), выявленные при камеральном контроле. В этой части в формате ничего не изменилось.

Примеры документов, которые могут потребоваться при проведении налоговых проверок и проверок внебюджетных фондов

I. Примеры документов, которые могут потребоваться при проведении налоговых проверок

1. Если получено требование о предоставлении пояснений

Представить пояснения необходимо в течение 5 дней или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

1.2. Примеры пояснений к декларации по НДС:

- в разделе 3 возможно необоснованное применение налоговых вычетов;

1.3. Примеры пояснений к декларации по налогу на прибыль:

1.4. Примеры пояснений о расхождениях между 6-НДФЛ и РСВ-1 ПФР:

1.5. Примеры других пояснений:

2. Если получено требование о предоставлении документов

2.1. Документы, истребованные у проверяемого лица в ходе налоговой проверки по ст. 93 НК РФ, должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Документы (информация), истребованные по ст. 93.1 НК РФ, должны быть представлены в течение 5 дней со дня получения требования или в тот же срок необходимо сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией):

- пример сопроводительного письма к документам, представляемым по требованию налогового органа;

- пример заполнения уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации).

3. Примеры документов, которые могут потребоваться при прохождении мероприятий налогового контроля

3.1. При проведении выездной налоговой проверки:

- заявление об отсутствии возможности у налогоплательщика предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки;

- заявление о предоставлении копии решения о проведении выездной налоговой проверки

3.2. При проведении экспертизы:

- ходатайство о назначении эксперта из числа указанных лиц при производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

- заявление об отводе эксперта при назначении и производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

- заявление о представлении эксперту дополнительных вопросов при производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

- ходатайство об отводе эксперта и назначении другого эксперта;

- ходатайство о присутствии при проведении экспертизы

3.3. При подготовке письменных возражений и рассмотрении материалов налоговой проверки:

- заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;

- извещение участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки;

- возражение по акту налоговой проверки;

- возражение по акту камеральной налоговой проверки;

- возражение на акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- возражение по акту выездной налоговой проверки (в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога);

- возражение на акт выездной налоговой проверки (по налогу на прибыль организаций и НДС);

- примерная форма письменных возражений по акту налоговой проверки;

- примерная форма возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;

- примерная форма письменных возражений по акту об обнаружении налоговых правонарушений;

- ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций;

- ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций (страховые взносы)

3.4. В случае принятия налоговым органом обеспечительных мер:

- заявление в налоговый орган о замене обеспечительных мер на поручительство третьего лица;

- заявление в налоговый орган о замене обеспечительных мер на залог ценных бумаг, иного имущества

4. Примеры документов, которые могут потребоваться при обжаловании актов, действий и бездействия налоговых органов

4.1. При обжаловании в вышестоящий налоговый орган:

- жалоба на решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки (об отмене решения полностью или в части);

- примерная форма апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма дополнения к апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган;

- примерная форма заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования решения налогового органа;

- ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы в налоговый орган;

- заявление об отзыве жалобы, поданной в налоговый орган;

- примерная форма ходатайства о рассмотрении жалобы с участием лица, подавшего жалобу;

- жалоба на неправомерное бездействие налогового органа, выразившееся в непредоставлении копий изъятых в рамках выездной налоговой проверки документов;

- жалоба об отмене требования налогового органа о повторном предоставлении документов;

- жалоба на нарушение налоговой службой сроков возврата излишне уплаченных средств по налогам и сборам и срока направления ответа;

- примерная форма жалобы на решение налогового органа о принятии обеспечительных мер;

- примерная форма жалобы в вышестоящий налоговый орган на бездействие налогового органа по неотзыву (неприостановлению исполнения) инкассового поручения из банка;

4.2. При обжаловании в суд решений и актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (для организаций и ИП):

- заявление о признании незаконным решения налогового органа в части привлечения к ответственности в связи с наличием смягчающих обстоятельств (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);

- заявление о признании недействительным требования налогового органа о повторном предоставлении документов.

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании решения налогового органа;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа, принятого по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа;

- примерная форма письма в налоговый орган о предъявлении к исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом;

- примерная форма ходатайства в арбитражный суд о приобщении к материалам дела доказательств;

- примерная форма письменных пояснений, представляемых в арбитражный суд;

- примерная форма ходатайства в арбитражный суд о вызове свидетеля;

- примерная форма заявления в арбитражный суд об изменении предмета заявленного требования;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании незаконным бездействия налогового органа по неотзыву (неприостановлению исполнения) инкассового поручения из банка;

- примерная форма апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма отзыва на апелляционную жалобу на решение арбитражного суда по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма кассационной жалобы на решение и постановление арбитражных судов первой и второй инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма отзыва на кассационную жалобу на решение и постановление арбитражных судов первой и второй инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма кассационной жалобы на решение и постановления арбитражных судов первой, второй и третьей инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя;

- примерная форма искового заявления в арбитражный суд об освобождении имущества от ареста;

- примерная форма заявления в арбитражный суд о приостановлении реализации арестованного имущества;

- примерная форма заявления о приостановлении исполнительного производства в связи с предъявлением иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества;

4.3. При обжаловании в суд решений и актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (для физических лиц (не ИП)):

- примерная форма административного искового заявления в суд общей юрисдикции об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о применении мер предварительной защиты административного истца в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа;

- примерная форма апелляционной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма возражений на апелляционную жалобу на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц;

- примерная форма кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц и апелляционное определение вышестоящего суда;

- примерная форма кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц, апелляционное определение вышестоящего и постановление президиума вышестоящего суда;

- примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о приостановлении исполнительного производства в связи с оспариванием постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя);

- примерная форма жалобы, поданной в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя;

- примерная форма искового заявления в суд общей юрисдикции об исключении имущества из описи;

- примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о приостановлении реализации арестованного имущества.

4.4. При обращении налоговых органов в суды с требованиями о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов:

- примерная форма возражений относительно исполнения судебного приказа арбитражного суда о взыскании обязательных платежей и санкций;

- примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление возражений относительно исполнения судебного приказа арбитражного суда;

- примерная форма отзыва в арбитражный суд на заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

- примерная форма объяснений в арбитражный суд по существу возражений на заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

- примерная форма возражений мировому судье относительно исполнения судебного приказа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

- примерная форма ходатайства мировому судье о восстановлении пропущенного срока на представление возражений относительно исполнения судебного приказа;

- примерная форма возражений относительно административных исковых требований налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов.

4.5. При спорах с налоговыми органами по делам об административных правонарушениях

- примерная форма объяснений при составлении протокола об административном правонарушении;

- примерная форма объяснений при рассмотрении дела об административном правонарушении;

- примерная форма жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

- примерная форма претензии к банку о возмещении ущерба и уплаты процентов в случае неправомерного исполнения инкассового поручения налогового органа.

II. Примеры документов, которые могут потребоваться при проведении проверок ПФР и ФСС РФ

- возражение на акт камеральной проверки;

- возражение по акту выездной проверки;

- дополнение к возражениям по акту выездной проверки;

- жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- дополнение к жалобе в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов;

- заявление в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов о восстановлении пропущенного срока обжалования решения органа контроля за уплатой страховых взносов;

- заявление об отзыве жалобы, поданной в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу);

- жалоба на бездействие вышестоящего должностного лица, рассматривающего жалобу, в территориальный орган контроля за уплатой страховых взносов;

- жалобы на решение вышестоящего должностного лица, рассматривающего жалобу, в орган контроля за уплатой страховых взносов

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговая требует пояснения у тех, кто платит зарплату ниже средней. Объясняем, почему и что делать

С 2020 года ФНС начала запрашивать пояснения у предприятий, которые выплачивают заработную плату работникам ниже среднего размера по субъекту РФ по соответствующему коду деятельности. Что это означает? Как реагировать на такое требование? Какие последствия могут наступить при оплате труда немного выше МРОТ? Мы разобрались в ситуации и постарались наиболее точно ответить на эти и другие вопросы в этой статье.

Определение размера заработной платы в соответствии с ТК РФ

Глава 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) регулирует нормы размера и выплаты заработной платы работникам. В абзаце 3 статьи 133 ТК РФ указано, что размер оплаты труда сотрудника, отработавшего целый месяц на полной ставке, не может быть менее МРОТ.

В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ регионы имеют право устанавливать свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть менее регионального. В этом случае размер минимальной заработной платы работников должен равняться региональному МРОТ или быть выше при условии, что сотрудник отработал целый месяц на полной ставке.

Максимальный размер оплаты труда не ограничен нормами ТК РФ. На это указывает статья 132 ТК РФ.

Следовательно, налоговые инспекторы не могут обязать организацию выплачивать заработную плату своим сотрудникам в размере средней по субъекту РФ по соответствующему коду вида деятельности. Так почему же ФНС рассылает такие требования компаниям?

Может ли ФНС требовать пояснения в отношении размера зарплаты

Требование предоставить пояснения могут быть заявлены налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и другими нормативными правовыми актами, включая приказы и постановления. Запрашивать пояснение в отношении зарплаты специалисты ФНС могут на основании пункта 5 Общедоступных критериев оценки риска, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Этот документ применяется для планирования выездных налоговых проверок.

То есть такие требования основаны не на фактах выявленных ошибок или непредставлении информации, а на выявлении проблемных финансовых ситуациях при оценке бизнеса.

Официальное требование ФНС о представлении пояснений в отношении низкого размера заработной платы работников выглядит следующим образом.

blank

То есть налоговые инспекторы могут запросить предоставление информации от организации по итогам проведенной камеральной проверке Расчета по страховым взносам (РСВ).

В представленном документе указано, что на предприятии выплачивается заработная плата ниже средней по региону. В связи с этим ФНС предлагает компаниям проанализировать свою деятельность в отношении финансового обеспечения и уровня доходов, выявить причины, которые влияют на размер оплаты труда сотрудников и предоставить ответ по сложившейся ситуации в налоговую службу.

Предоставление пояснения по налоговому требованию

Ответы и пояснения следует направлять в адрес налоговых органов исключительно на бумажном носителе или в электронном виде по каналам связи. Именно так компания сможет, при необходимости, доказать, что она является ответственным налогоплательщиком и выполняет все требования ФНС.

В документе можно написать любую причину и дополнительную информацию в произвольной форме, так как утвержденного шаблона пояснений нет. Ответ оформляется на официальном бланке компании при его наличии. В тексте пояснения обязательно должна быть отражена следующая информация:

  • наименование, ИНН и КПП предприятия;
  • наименование налогового органа;
  • номер и дата выставленного требования.

Письмо должно быть пописано генеральным директором или другим ответственным лицом, а также заверено печатью юридического лица.

Но есть отдельная категория организаций, к которым может быть также направлено соответствующее требование, – наиболее пострадавшие от пандемии коронавируса отрасли. Таким компаниям можно посоветовать указать в виде причины сложившуюся ситуацию в стране, что привело к временному приостановлению ведения деятельности и значительному сокращению производства.

Если в компании действительно наблюдается ухудшение финансового положения, что привело к снижению уровня оплаты труда сотрудников, то стоит рассмотреть ранее принятую политику по развитию бизнеса и составить новый бизнес-план. Возможно, компании следует привлечь третье лицо для проведения анализа деятельности фирмы и определения новых управленческих решений. Все принятые решения необходимо отразить в пояснении на требование.

Последствия для организации при выплате заработной платы ниже среднего

Как было отмечено ранее, выплата заработной платы в размере менее средней по субъекту РФ не является нарушением ни трудового, ни налогового законодательства. Но данный факт может привлечь внимание ФНС и привести к выездной налоговой проверке.

Если компания действительно выплачивает не самую высокую зарплату своим сотрудникам, например, из-за недавнего открытия или уменьшения количества продаж (при сдельной оплате труда), но не менее регионального или общероссийского МРОТ, то никаких последствий не будет.

Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьями 122 НК РФ (20% или 40% от суммы неуплаченных налогов) и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или от 200 тысяч до 500 тысяч рублей соответственно). При привлечении к ответственности по уголовной статье возможны и другие виды наказаний. Дополнительно организацию могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Возможные несоответствия в требованиях

Но при более подробном изучении информации выявляются и некоторые разногласия в данных требованиях. Например, размер средней заработной платы указывается не по региону, а по всей России, или же не по определенному коду ОКВЭД, а общий.

Также, при определении средней заработной платы может быть не учтен размер бизнеса, так как для малого бизнеса – это один показатель, а для крупных предприятий – другой.

Если не вдаваться в нюансы, указанные в требовании, то в большинстве случаев, при условии, что компания действительно ничего не скрывает, представила аргументированный ответ и, при необходимости, доказательства (понесенные убытки, минимальная выручка, срок действия фирмы менее 2-3 лет при небольших объемах продаж), то все вышеперечисленные несоответствия не важны – налоговые инспекторы не назначат выездную налоговую проверку. А даже если и приедут, то никаких существенных ошибок не найдут.

Читайте также: