Как правильно фотографировать монеты методологическое пособие

Обновлено: 28.06.2024

Я заинтересовался фотографированием монет в 2000 г., – когда я начал разбираться в разновидностях украинских монет для обращения. Эксперименты начал с WEB камеры. Если поставить на нее длиннофокусный объектив, то можно получить неплохие результаты. Кроме того, ее можно вставить вместо окуляра в микроскоп и получить изображения достаточно мелких деталей. Однако матрицы WEB камер обладают относительно небольшой фотографической широтой (диапазоном яркостей фотографируемых объектов), что затрудняет получение качественных снимков монет. Кроме того WEB камеры имеют низкое разрешение – типично 640 Х 480, – что маловато для качественных снимков. Позже я попробовал аналоговый камкодер с насадочной линзой – в нем матрица с большей широтой и большим разрешением. Очень удобным для съемки монет оказался имеющийся в камкодере зумм. Но разрешение камкодера тоже недостаточно и объектив камкодера при коротких фокусных расстояниях имеет большие геометрические искажения (дисторсию).

1. Размер монет колеблется от единиц миллиметров (если фотографировать фрагменты) до 100 мм. Для объектов таких размеров большинство фотоаппаратов имеют ограничения при фотографировании: у них минимальное расстояние для резкого снимка настолько велико, что даже с зуммом объект на фотографии получается очень маленьким.

2. У большинства монет поверхность имеет небольшой контраст в рассеянном свете и низкий рельеф изображения и поэтому для выявления рисунка желательно использовать источник света с небольшими размерами.

3. Многие коммеморативные монеты имеют зеркальное поле и матовое изображение. Поверхность большинства новых монет тоже близка к зеркальной. Это создает сложности при фотографировании с точечным источником света. В результате на монете можно как в зеркале увидеть изображение источника. А при попытке убрать это отражение часто возникает картинка, где полполя монеты засвеченая, а вторая половина – черная.

Чтобы фотография получилась качественной, нужно чтобы изображение имело достаточное разрешение. То есть при фотографировании она должна занимать значительную часть кадра (или фотоаппарат должен иметь большое разрешение и качественную оптику, при этом мы используем только часть возможностей фотоаппарата). Решение проблемы – использование специальных макрообъективов, насадочных линз либо удлинительных колец. Наиболее дешевый и удобный вариант для непрофессионального использования – насадочные линзы. При этом мы можем фотографировать объект с более близкого расстояния, – он заполнит весь кадр, и мы сможем пользоваться зуммом для монет разных размеров.

При фотографировании объектов с низким рельефом для лучшего его выявления хорошо бы использовать точечный источник света. Но точечный источник не годится для зеркальных поверхностей: когда он попадает в кадр (отраженный от фотографируемой поверхности), то создает яркий блик, при этом все остальные детали оказываются освещенными очень слабо, если не попадает – то зеркальное поле оказывается темным, а блики могут появиться на наклонных поверхностях объекта.

Если использовать рассеянный свет, то хорошо получаются зеркальные поверхности, но плохо выявляется рельеф. Еще одной проблемой, возникающей при фотографировании зеркальных поверхностей, является отражение фотоаппарата, появляющееся на изображении объекта.

Вот вариант решения этих проблем:

Попробуем использовать рассеянный свет, например свет, отраженный от потолка. Монету положим горизонтально.

Сначала, уберем отражение фотоаппарата. Для этого поставим фотоаппарат на штатив не прямо над лежащей горизонтально монетой, а несколько сбоку от нее (другими словами: отклоним оптическую ось объектива от вертикали). Фотоаппарат перестал отражаться. Но возникли проблемы: геометрические искажения изображения и, возможно, не все изображение будет резким. Для уменьшения геометрических искажений, угол отклонения фотоаппарата от вертикали нужно сделать как можно меньшим, но так чтобы отражения фотоаппарата еще не было видно (у меня он составлял около 15 градусов). Чтобы сделать это, нужно использовать как можно более длиннофокусный объектив и/или использовать максимально возможный зумм. При этом фотоаппарат будет достаточно далеко от монеты – можно отклонять на небольшой угол. Оставшиеся искажения можно откорректировать при последующей обработке изображения. Для решения проблемы с резкостью, нужно использовать минимальное относительное отверстие объектива (диафрагмы). Как известно, чем больше закрыта диафрагма, тем больше глубина резкости.

Теперь возьмемся за рельеф. Мысленно попробуем следующее: сделаем источник рассеянного света не таким большим, как потолок. Скажем, размером вдвое больше монеты. И расположим его на таком же расстоянии, как фотоаппарат, в точке зеркально-симметрично относительно фотоаппарата (зеркало – это наша монета). Тогда для фотоаппарата угловой размер источника света, отраженного в монете, равен угловому размеру монеты и на изображении они совмещаются. Понятно, что тот же угловой размер будет иметь больший источник света, расположенный дальше (и наоборот: меньший - ближе, но это создает технические проблемы). Резкость наведем на монету. При этом:

- Зеркальное поле монеты будет проецировать в фотоаппарат источник света. Источник света будет нерезким.

- Малейшее отклонение элемента изображения монеты от горизонтали приведет к тому, что в фотоаппарат будет проецироваться не источник света, а потолок, который значительно темнее – рельеф будет выявляться отлично;

Более темными также будут выглядеть более матовые участки изображения.

Чем больше угловой размер источника света, тем более отклоненные от горизонтали участки монеты будут проецировать источник света в фотоаппарат. Подбирая угловой размер можно добиться наилучшего изображения – для разных монет.

Из штатива МБС-9 я сделал штатив для фотоаппарата. Он позволяет регулировать как высоту установки фотоаппарата, так и угол его наклона. При съемке монет расстояние от задней стенки фотоаппарата до плоскости съемки составляло около 300 мм, фотоаппарат устанавливался с отклонением от вертикали на угол около 15 градусов. При этом геометрические искажения не превышали 1.5 % (после простейшей обработки изображения в графическом редакторе, например, Photoshop,).

Все – можем снимать… В большинстве случаев – этого достаточно.

Иногда приходится увеличивать контраст – отодвигая светильник (то есть, уменьшая его угловой размер).
Чтобы не смазать изображение удобно пользоваться автоспуском фотоаппарата.
Для лучшего выявления рельефа я делал несколько снимков при разных поворотах монеты и выбирал лучший.

Качество полученных изображений получается достаточным для атрибуции монет и для помещения в каталоги. Но геометрические искажения (трапециидальность) еще остаются – это может помешать сравнению монет путем совмещения их изображений. В некоторых случаях на фотографиях (особенно мелких фрагментов) видна хроматическая абберация.

Идеи по совершенствованию технологии:

1. Оставшиеся искажения (трапециидальность) можно убрать в графическом редакторе.

2. Лучших результатов можно добиться при использовании фотоаппаратов со съемной длиннофокусной оптикой и удлинительных колец.

3. Для освещения монеты можно воспользоваться полупрозрачным зеркалом – тогда фотоаппарат можно будет разместить перпендикулярно монете и не будет геометрических искажений изображения.

4. В технике съемки, при которой оптическая ось объектива смещается параллельно нормали к центру кадра, не возникают трапециидальные искажения.

5. Если производить съемку с объективом без дисторсии, то можно попробовать расположить изображение монеты не в центре кадра, а сместить в центр полукадра. Вероятно, при этом фотоаппарат можно будет разместить перпендикулярно монете, что позволит сделать снимок без геометрических искажений.

6. Интересные результаты можно получить при использовании нескольких источников света.

В статье рассмотрено, как без больших затрат делать качественные снимки монет, намечены пути решения искажений и аббераций изображения, поставлены новые задачи фотографирования гуртов и монет с эмалями.

В статье приведены фотографии следующих монет.

Фото 5. Украина 25 коп. 1992 г. 2БАм-3. Латунь. Фрагмент штемпеля Б об. ст. Фантазия на тему украинских 20-коп. Латунь, литье. Фрагмент об. ст. Фальшивые украинские 50 коп. 1992 г. Латунь. Фрагмент л. ст.

Фото 8. Ликаония. Антиох IV Евпатор (175 – 164 гг. до н.э.). Местный выпуск. Л.ст.: бюст царя вправо. Круговая надпись: ANTIXOΣ BAΣIΛEΩΣ (Ошибка. В имени Σ вместо Y). Надчеканка - лук со стрелой. О.ст.: СКОРПИОН в венке. Надпись вокруг скорпиона: ΛYKAONIΩN. Тетрахалк. Медь, 16,97 г., 26х29 мм. Фото л. ст.

С уважением Дмитрий Ремпель, Украина, г. Запорожье. e-mail'у. От автора сайта.Обсудить эту статью можно на форуме Отзывы о ней, пожалуйста, пишите на e-mail Хотелось бы увидеть еще работы на темы по истории денежной реформы 1996 г., по технологии и производству монет современной Украины, по монетным дворам и их продукции.

Всем привет! Думаю, у каждого поисковика или коллекционера появляется потребность в том, чтобы сфотографировать монеты для хвастовства перед камрадами новой находкой или приобретением в коллекции. Или нужно сделать хорошее приятное фото для продажи монеты. Да хоть для оценки монетки в соцсетях или на форуме также требуется нормальный качественный снимок. А под рукой ничего, кроме телефона нет. Вопреки мнению, что смартфоном нельзя сделать хорошее фото, мы всё же попробуем качественно сфотографировать монетку на камеру телефона. И скажу наперёд − у нас получится!)

Но, просматривая новостную ленту, в основном приходится видеть нечёткие снимки с разнообразными пёстрыми фонами, которые отвлекают внимание от основного предмета съёмки. Или взор упирается в грязные ногти фотографа. Честно говоря, мало кому приятно видеть такое. Поэтому я решил рассказать про то, как без зеркалок и фотоаппаратов при помощи обыкновенного смартфона сделать неплохое фото монетки, которое не вызвало бы у зрителя негатив.

Первое что нам понадобится − это телефон. Я буду использовать свой iРhone SE. По идее, подойдёт любой смартфон с камерой. Советую включить в настройках отображение сетки. Она позволить сделать более ровный снимок. Кроме того советую обратить внимание на два крестика по центру скриншота. Он также помогает сделать ровное и более качественное фото без перекосов. Когда два крестика залазят друг на друга и становятся зелёными, значит телефон держится ровно параллельно фотографируемой поверхности.


Чтобы фон не был разноцветным и отвлекающим, лучше взять обыкновенный белый лист бумаги. А сейчас будет небольшой лайфхак, позволяющий убрать со снимка текстуру бумаги. Для этого необходим любой небольшой цилиндрический предмет. Скажем, подойдёт пальчиковая или мизинчиковая батарейка, если монета небольшая. Ну а если Катин пятак или двуха Павла, скрутить цилиндр можно из бумаги. А самые идеальные условия для фотографирования − это дневной свет. Можно расположиться на подоконнике. Я же делал снимки вечером при искусственном свете.

Подкладываем на стол лист бумаги, ставим нашу импровизированную подставку и кладём на неё монету, которую необходимо сфотографировать. В моём случае это билончик.


И так, вытираем камеру телефона мягкой тряпочкой или салфеткой, берём устройство наиболее ровно, фокусируемся и щелкаем нашего подопытного.


Прямо там же, в телефоне, можем отредактировать получившийся снимок. Я его обрезал по размеру монеты.


Вот что в результате у нас получилось. Одна сторона.


И другая сторона.


Конечно, из-за недостаточного освещения получилось не очень хорошо, но для нескольких минут буквально на коленке вполне неплохо.

Если телефон не может сфокусироваться, то ему нужно помочь при помощи какой-нибудь линзы или лупы. Такая хитрость поможет сделать хороший макро-снимок.


Заглянув в архив фотографий, нашёл снимок полушки, отчеканенной в годы правления Николая II. Наверняка многие знают, какая это маленькая монетка! Её я сфотографировал в 2014 году на Xperia S, приложив к камере одну из таких линз.


Не обязательно для хорошего чёткого снимка нужна зеркальная фотокамера. В большинстве случаев хватит и обычного смартфона, который лежит в кармане у каждого человека.

Так как на форуме уже возникают вопросы по качеству фотографий монет . тема востребованна!
Можно конечно рассказать своими словами, но зачем? Когда в инете полным полно этой информации. просмотрев все ресурсы, нашел более понятную для новичков процедуру фотографирования!

Фотографирование монет

Свет для фотографирования монет

Хорошее освещение пожалуй это самое главное при фотографировании монет, да и не только монет.

Идеальными условиями для съемки будут 2 варианта:

На улице или около окна в пасмурный день или в тени. В таких условиях хорошо получаются любые монеты, достаточно просто сфокусировать фотоаппарат и готово.

Для не блестящих монет хорошим вариантом будет фотографирование под прямыми солнечными лучами падающими на монету под острым углом. При таком освещении просто великолепно показывается рельеф монеты.

Несколько сложнее будет искусственным светом:

Фотография сделанная под люминисцентной лампой
Если получить естественное освещение невозможно, то можно воспользоваться лампами. Надо положить монету под настольную, или другую лампу, посмотреть под какими углами освещения лучше смотрится, возможно подготовить стационарное место для съемки с освещением и фиксированием фотоаппарата на штативе. При таком способе съемки обязательно стоит уделить внимание тону лампы и его коррекции.

Фотография 5 копеек Е II сделанная на телефон

Фотография 10 копеек 1906 на телефон

Эти кадры были сделаны при помощи сотового телефона Phillips S398 - все дело в том, что телефон может сфокусироваться гораздо ближе зеркалки и при достаточном освещении то, что объектива у телефона почти нет не мешает выполнить качественную фотографию монеты.

Фотография 5 копеек Е II сделанная на компактную мыльницу Samsung NV4

Фотография 10 копеек 1906 года на Samsung NV4

Эта фотография была сделана при помощи старенькой мыльницы 2008 года выпуска (Samsung NV4), данный фотоаппарат обладает достаточно слабой оптикой, но способен фокусироваться на расстоянии 1 см, что делает его просто незаменимым при фотографировании монет.

Какой фон для съемки лучше выбрать

Принципиально значения фон для фотографирования монет не имеет. Немного лучше выглядит когда светлая монета фотографируется на светлом фоне, а темная на темном, но это только за счет того, что по умолчанию на большинстве фотоаппаратов стоит экспозамер по средней яркости всего кадра. Это легко исправляется путем установки точечного экспозамера по точке фокусировки или по центральной части кадра.

Как надо обрабатывать фотографию

1. После выполнения фотографии надо ее обрезать, так чтобы монета занимала 90% всего кадра. Что касается размера фотографии то в большинстве случаев достаточно будет разрешения 1000 х 1000 пикселей. Если монета очень интересная то можно сделать большую фотографию - 1500 х 1500, более крупные кадры не нужны, так как мало у кого есть мониторы способные отобразить такие разрешения.

2. В случае если освещение было не естественным, необходимо провести корректировку цвета, например лампы накаливания дают желто-оранжевые тона, а лампы дневного света - синие. Данный момент легко правится в графических редакторах или при установке соответствующего режима баланса белого на фотоаппарате.

3. При необходимости слишком темное изображение надо осветлить, а светлое затемнить. Если есть такая функция то можно и на фотоаппарате установить экспокоррекцию.

Изображение

Типичные ошибки при фотографировании монет

Фотография монеты со вспышкой

1. Использование встроенной вспышки фотоаппарата - все встроенные вспышки разработаны для подсвечивания объектов на расстояниях
2-4 метра поэтому при съемке монет неизбежно появление бликов или пересветов. В общем не стоит пользоваться вспышкой.

Изображение

Несколько монет на одной фотографии, у мелких сложно определить год и состояние Копеечные монеты слишком темные, а 20 копеек пересвечены

2. Фотографирование нескольких сильно отличающихся монет монет за раз. Конечно можно сделать кадр с несколькими одинаковымми монетами, но в одном кадре просто невозможно уместить так чтобы все монеты хорошо смотрелись разноплановые монеты. Например, темные и светлые монеты будут так себе смотреться так либо светлые будут пересвечены, либо темные станут совсем темными. При фотографировании разных по размеру монет мелкие просто не будут заметны.

Изображение

Не обрезанная фотография

3. Самая распространенная и легко поправимая ошибка - необрезанное изображение. Иногда на форумах выставляются на оценку или продажу фотографии которые в общем то не дают почти никакой информации о монете, а все дело в том, что монета занимает слишком мало места на изображении. Кроме того, что поле обрезки на кадр приятней смотреть так еще и его размер в мегабайтах сокращается в разы. * Все остальные фотографии в этой статье конечно были обрезаны (кадрированы).

Изображение

Смазанная фотография

4. Смазанная фотография из-за попытки снять при недостаточном освещении и без штатива.

Изображение

Не попадание в фокус

5. Не попадание в фокус. Как правило происходит из-за неправильно выбранного фотоаппарата или потому, что кадр делается не в режиме макросъемки.

Многие люди считают, что нет ничего проще, чем сфотографировать монеты. Но, на самом деле это далеко не так. На практике все оказывается иначе. Опытные нумизматы быстро найдут недочеты в фотографиях, сделанных любителями. Чтобы удовлетворить их, необходимо не только иметь профессиональный фотоаппарат, но и знать основные требования и нюансы проведения такой съемки.


Что использовать для съемки?
Для того чтобы создать действительно качественную фотографию монеты, необходимо иметь под рукой специальные инструменты и приспособления. Прежде всего, нужно начать с выбора фотоаппарата, от технических характеристик будет зависеть качество фотографий. Помимо аппарата понадобится и съемная оптика.

Профессионалы рекомендуют использовать для работы аналоговую среднеформатную камеру со слайдовой пленкой. Если же нет возможности достать такое устройство, то можно остановиться на цифровом зеркальном фотоаппарате. Что касается объектива, то оптимальным вариантом станет оптика с высокой светосилой. Относительное отверстие объектива должно составлять 1,4-2. Эти параметры обеспечат выполнение качественных снимков с высоким расширением.


Где и на чем?
После того как с выбором фотоаппарата будет решено, можно приступать к выбору фона. Профессиональные фотографы рекомендуют использовать для этого белый или черный фон. При выборе учитывается материал монет. Так, если будут фотографироваться изделия серебряного цвета, то лучше остановить свой взор на белом фоне. Золотые же лучше фотографировать на черном фоне. Также возможно использовать другие предметы. Но, в этом случае они не должны попадать в фокус. Чаще всего профессионалы останавливают свой выбор на черном бархате.


Неплохим вариантом станут и лайтбоксы, которые пользуются особой популярностью среди профессиональных фотографов. С их помощью можно создать оптимальное освещение зоны съемки и ограничить попадание других предметов в фокус.

Правильное освещение
И наконец, остается выбрать тип рассекателя для приборов освещения. Прежде всего, нужно решить какие приборы будут использоваться для освещения места съемки. Это могут быть приборы переменного и постоянного света. К таким лампам используются различные рассекатели света. Без такого приспособления монеты на свету будут бликовать, что будет препятствовать равномерному освещению предмета.

Если для съемки используются лампы постоянного света, то их лучше расставить вокруг фотографируемого участка. Это позволит создать фронтальный и контровой источник моделирования. Импульсивные же прибору освещения направляются вверх или под определенным углом к объекту. В таком случае фотография получиться объемной.

Как правильно фотографировать монеты?
Для начала фотоаппарат выставляется в режим макросъемки. Если под рукой есть длиннофокусный объектив, то можно остановить свой выбор и на нем. С помощью такого объектива можно делать снимки на приближение. Но, при этом стоит учесть, что в кадр будет попадать небольшое количество постороннего света.


Далее организовывается освещение рабочей зоны. Как уже было сказано, для съемки монет профессионалы предпочитают использовать лайтбоксы. С их помощью можно рассеять освещение и предотвратить отблеск монет. Свет лампы направляется через бумагу на противоположную сторону, где устанавливается стекло. Стекло устанавливается под углом 45 градусов. Это позволяет создать на объекте неяркую тень. Вместе с этим стекло позволяет сгладить все отсветы и повысить качество снимка.

Все стенки лайтбокса закрываются черной бумагой, что позволит предотвратить появления бликов. Исключением является полупрозрачная стенка, через которую проходит луч света. Таким образом, осуществляется съемка монет. В результате этого получаются фотографии высокого качества.

Читайте также: