Как повысить уровень правовой культуры в рб

Обновлено: 04.07.2024

Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.

Очевидно, что без правовых знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся, в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий, можно выделить проблему, заключающуюся в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса, которые должны быть отражены в программе развития школы.

Однако проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое "социальное окружение" ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

- позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

- заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

- приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

- учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании правовой культуры школьников, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

· оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

· использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

· повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

1. Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

2. Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

3. Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры школьников.

4. Учитывалась заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

При проведении психологопедагогической работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

· традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

· метод проигрывания ролей,

· брейнсторминг (мозговые штурмы),

· метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

· формат одного вопроса,

Анализируя результаты работы по формированию правовой грамотности школьников можно отметить, что:

· Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты, уметь отстаивать свою точку зрения, знать свои права и уметь их отстаивать.

· Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся, более независимы от чужого влияния.

· После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

· Повышается уровень социальной зрелости обучающихся, направленный на сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала.

Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов.

Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие интереса к учебе. В структуре ценностных ориентаций у этих обучающихся преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные

ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти школьники психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

- организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

- интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

- учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2. Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.

5. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. - Иркутск, 2000. - Вып. V . - С. 212 - 257.

6. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н.Н.Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 174 с.

7. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2002. - С.7-45.

9. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2004. - т. 4. - 432 с.

11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. - т.3. - С.5 - 329.

12. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.

13. Гуляхин В.Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15. Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И.В.Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 - № 9

17. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

18. Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие "Центр науч.-тех. и деловой информации", 2003. - 88 с.


Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание наиболее эффективно в молодом возрасте, хотя повышение уровня правовой культуры важно для граждан любых возрастных категорий. Формирование правовой культуры и правосознания происходит в процессе правовой социализации личности, поэтому требуется прививать правовые знания гражданину как можно раньше, начиная с детского возраста, и осуществлять постоянное и непрерывное правовое просвещение, и воспитание молодого поколения.

Ключевые слова: правовая культура, воспроизводство культуры, правовая социализация личности, правовое воспитание.

В. П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям [6].

А. В. Малько выделяет несколько видов правовой культуры: личности, общества и социальной группы. Он считает, что правовая культура — это часть общей культуры, выражение ценностной оценки правовых явлений, отражение качественного состояния правовой жизни [4].

Итак, судя по определениям авторов, можно сказать, что правовая культура является социальным явлением. Личность является составной частью общества, и во взаимодействии людей происходит обмен знаниями и ценностями.

Существенный вклад в создание неблагоприятной среды для нормального воспроизводства культуры и общественных отношений вносит правовой нигилизм [7, с. 58–59]. Правовой нигилизм особенно распространён среди молодежи и влечёт за собой преимущественно негативные последствия как для общества, так и для государства. Отрицательное отношение к праву, равенству и справедливости приводит к слабой вовлеченности граждан в общественную, экономическую и политическую жизнь, росту преступности, недоверию правоохранительным органам, антисоциальному поведению, развитию коррупции, в том числе среди должностных лиц и политической элиты.

Одной из главных причин правового нигилизма является противоречивость законов. Например, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников. Это следует из ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, абзац 2 ст. 130, ч. 1 ст. 133 Трудового Кодекса РФ. Установленное ч. 1 ст. 133 ТК РФ требование о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [2], пока не действует. Это связано с тем, что до сих пор не принят федеральный закон, которым в силу ст. 421 ТК РФ устанавливаются порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанной величины. В Российской Федерации существует огромное количество нормативных актов и других источников правовых норм, вследствие чего ориентироваться в них очень сложно. Нередко в правовых актах, содержащих противоречия в правовом регулировании одних и тех же вопросов, трудно разобраться. Законы должны быть не только доступны для ознакомления, но и содержать понятные требования, поэтому целесообразно своевременное кодифицирование законодательства, выявление и устранение противоречий нормативных актов.

Наиболее распространенными формами правового воспитания являются:

— Правовое обучение (изучение правовых дисциплин не только в профильных вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в непрофильных в качестве дополнительных дисциплин, в школах).

— Самовоспитание (самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы, анализ личного правового опыта).

— Пропаганда (распространение правовых знаний в СМИ, издание правовой литературы, проведение бесед, семинаров, лекций).

Определяя формы правового просвещения, необходимо учитывать специфику интересов и потребностей определенных категорий населения. Так, например, возможно проведение уроков, олимпиад, конкурсов по муниципальному праву в общеобразовательных учреждениях; для лиц, проживающих в сельской местности, — выступление выездных бригад; для молодежи — организация дискуссионных площадок и т. д. [4, с. 17]

Правовое воспитание принесет эффективный результат при тесной взаимосвязи в методе воспитательной работы теоретических и практических средств. Так, например, правоохранительные органы могут проводить разъяснительные работы студентам и ученикам о мерах, принимаемых ими с целью борьбы с социально негативными явлениями, что оказывает влияние на формирование правовой культуры, а также вовлекает молодежь в процесс решения социальных проблем.

Необходимо осуществлять правовое воспитание, включённое в правовую деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления.

Поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации [1], граждане должны понимать, в каких формах народная власть осуществляется, знать свои права и уметь их отстаивать, активно выражать гражданскую позицию, участвовать в законотворчестве и нормотворчестве. Через волеизъявление народа выражается власть, а значит, если граждане пассивны и безответственны, если существует высокий уровень правового нигилизма, то все проблемы общества так и останутся нерешёнными, что может привести к социальному регрессу.

Важно понимание взаимосвязи нравственной и правовой культуры. Право и мораль связаны тем, что они являются социальными регуляторами; функционируют с другими слоями общественного сознания (политикой, религией, этикой), оказывают влияние на общественное сознание. Но право подкрепляется юридическими санкциями, мораль же — общественным порицанием, право более конкретно и приветствует принуждение, т. е. нарушение закона влечет наступление правовых последствий в виде санкций. Степень цивилизованности и уровень культуры общества влияют на взаимодействие права и морали. Само соблюдение или несоблюдение законов в обществах с развитыми правовыми отношениями может оцениваться с правовых позиций так, что нарушение законов — безнравственно, соблюдение их — нравственно [3, с. 55].

Высокий уровень правовой культуры подразумевает сознательное соблюдение норм права, законопослушание. Проведение необходимых мероприятий правового воспитания, правового информирования во многом способствует повышению уровня правовой культуры населения. Эффективность профилактики и в целом работы по укреплению законности и правопорядка во многом зависит от состояния организация правового просвещения населения, правового воспитания молодежи, борьбы с правовым нигилизмом [6]. Люди, обладающие высоким уровнем правовой культуры, не являются созерцателями общественных процессов, активно включаются в решение социальных проблем. Наличие высокого уровня правовой культуры — своего рода гарантия создания демократического, правового государства, в котором присутствует уважение не только правовых, но и нравственных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, высокий уровень, Конституция РФ, правовое государство, Российская Федерация, общественное сознание, повышение уровня, правовая социализация личности.

Участники дискуссии обсудили не только понятие правовой культуры, но и факторы, на нее влияющие. Были подняты вопросы прав и обязанностей граждан, интернет-безопасности и киберпреступности, а также даны советы, как не стать жертвой мошенников.

Правовая культура, что в этом слове

Начался диалог по столь серьезной теме с определения, что такое правовая культура. По словам Александра Волкова, это знание, понимание и соблюдение законов своей страны. То есть человек должен вести себя так, чтобы находиться рядом с ним было комфортно каждому. Все мы в той или иной степени выражаем свою правовую культуру в повседневной жизни: оплачиваем проезд в общественном транспорте, соблюдаем тишину в квартире в позднее время и т.д.

Знать и уважать закон: правовая культура глазами борисовчан

Александр Волков

Участники дискуссии согласились, что знакомить с основами права нужно с самого раннего детства, начиная с формирования уважения к родителям, базовых правил поведения, этикета.

Знать и уважать закон: правовая культура глазами борисовчан

Наталья Кузнецова

Повысить уровень правовой грамотности

Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому так важно изучать право. Конечно, не на профессиональном уровне (для этого есть юристы), но основы нужно знать.

Знать и уважать закон: правовая культура глазами борисовчан

Анастасия Самоткал

Дети в интернете

Современная молодежь черпает информацию в основном из социальных сетей и на различных сайтах. И здесь дети и подростки могут попасть под негативное влияние или даже стать жертвой преступников.

Опытом, как обезопасить несовершеннолетних в интернете, поделился Александр Волков:

— С помощью специального приложения я полностью контролирую смартфон своего ребенка. Как законный представитель, решаю, какие сайты он будет посещать, какие приложения будет устанавливать и какими пользоваться. То есть даже зарегистрироваться в социальных сетях с данного смартфона без моего ведома невозможно. Данные ограничения, конечно, не могут быть постоянными, но считаю их необходимыми, по крайней мере, до того момента, пока ребенок не освоит правила поведения в сети интернет, не научится фильтровать и использовать потребляемую информацию.

Такое мобильное приложение дает возможность еще и отслеживать местоположение ребенка, что при необходимости позволит, например, вовремя прийти к нему на помощь. Чтобы избежать проблем, родителям необходимо знать:

  • чем интересуется ребенок в интернете;
  • с кем и на каких ресурсах он общается;
  • какую информацию распространяет и кому;
  • какую информацию он отмечает как понравившуюся;
  • какими приложениями пользуется, какие ресурсы ему рекомендуют те, с кем он общается.

Бурную дискуссию вызвал вопрос сокращения времени нахождения несовершеннолетних за компьютером, который поднял председатель районной организацииОСВОД Игорь Шаплюк.

Нельзя не согласиться и с Натальей Кузнецовой, что такой контроль могут организовать только родители. Старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности криминальной милиции Борисовского РУВД Вадим Богдан обратил внимание, что ограничения будут действовать до определенного возраста, и со временем ребенок начнет думать, как их обойти. Например, создать новый аккаунт и указать в нем необходимый возраст для доступа к соответствующему контенту.

По мнению Александра Волкова, лимитировать следует не время, проведенное за компьютером, а ресурсы, которые несовершеннолетний будет посещать. При этом необходимо объяснить ребенку, для чего вы вводите такие ограничения.

Противостоять киберпреступности

Правовая культура — не только знание, понимание и соблюдение законов, это еще и умение выявить злоумышленников, посягающих на наши права и имущество. В последнее время участились случаи мошенничества с использованием высоких технологий. Так, звонящий человек представляется сотрудником банка или работником магазина и сообщает, что вы выиграли, например, крупную сумму денег, хотя в розыгрыше не участвовали. Здесь и письма в социальных сетях якобы от друзей, просящих в долг, и многие другие случаи.

Вадим Богдан рассказал, что основную массу совершенных преступлений составляют хищения денежных средств с карт-счетов граждан путем завладения реквизитами банковских платежных карт. Используются методы социальной инженерии в ходе общения в сети интернет и в последующем совершения покупок на зарубежных торговых интернет-площадках, приобретения различного рода онлайн-услуг, переводов денежных средств на зарубежные банковские счета, электронные кошельки и т.д.

Из 178 совершенных преступлений 169 уголовных дел возбуждены по ст. 212 УК Республики Беларусь (хищение имущества путем модификации компьютерной информации), из которых 145 — с использованием сети интернет и 24 — в результате использования платежных средств в торговых точках г. Борисова и Борисовского района.

Наибольшее число преступлений с использование сети интернет совершено путем вишинга и применения фишинговых инструментов.

Вишинг (англ. vishing, от Voice phishing) — один из методов мошенничества, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий со своим карт-счетом/платежной картой.

За январь-август 2021 года путем вишинга, при завладении мошенническим путем реквизитами банковских платежных карт граждан (доступом к услуге мобильный интернет-банкинг), в ходе общения с использованием IP-телефонии (в частности, мессенджер Viber) и в последующем хищения с их карт-счетов денежных средств совершено 101 преступление.

Также совершены хищения путем завладения реквизитами банковских платежных карт в ходе общения в социальных сетях, при оплате онлайн-услуг на зарубежных сетевых ресурсах, путем перевода с карты на карту, иным способом.

Инга РОМАНОВСКАЯ, Александр ВОЛКОВ,
фото Елизаветы ЯЦУК

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Министерство Образования Российской Федерации.

Московский Государственный Открытый Университет.

Выполнила: студентка МГОУ,

Проверила: Бошно С.В.

1.2. Структурные компоненты правовой культуры.

1.3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры).

3. Задачи формирования правовой культуры общества.

4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

4.1. Цель и содержание правового воспитания.

4.2. Правовое просвещение.

4.3. Роль средств массовой информации в.

Роль правовой культуры в формировании правового государства

Идея правового государства заключается в том, что верховенство закона превыше всего по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право или другими словами нормативно-правовой акт. Базовыми принципами правового государства являются:

главенство закона и права над всей общественной жизнью, в том числе и над органами власти.

Понятие правосознания, его структура и виды.

Деление по степени определенности составов различают определенные и бланкетные.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознанию присущи следующие черты:

• это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

• оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и пра воприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);

• оно охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духов ного опыта;

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств.

Основы правовой культуры

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

3. Объясните смысл правового нигилизма. В каких формах он проявляется?

4. Каким образом государство и общество могут повысить правовую культуру граждан?

Выскажите свое мнение

• Как вы считаете, почему в юридической науке и практике главенствует ценностное понимание правовой культуры?

• В современной юридической науке утвердилось мнение о том, что в русской культуре (литературе, философии) и истории (политике, экономике) в большей мере отражен правовой нигилизм, нежели образцы высокой правовой культуры. Согласны ли вы с этим мнением? Приведите свои аргументы, …
конкретные примеры.

• Можете ли вы сказать, что сегодня уровень правовой культуры российского общества повышается? Если да, то в чем это проявляется?

• Каким образом, на ваш взгляд, должна быть организована система правового воспитания в России?

Задания для семинаров и рефератов

1. Как вы считаете, все ли права, необходимые для развития личности, могут быть названы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Раджабова Ж.К., Гаджиева П.Д.

Любое государство, стремящееся к реальной демократии придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Формирование правовой культуры общества

Министерство Образования Российской Федерации.

Московский Государственный Открытый Университет.

Выполнила: студентка МГОУ,

Проверила: Бошно С.В.

2. Структурные компоненты правовой культуры.

3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

2. Эхо прошлого. (Из.

Правовая культура общества и личности

Ключевые слова: правовая, культура, общества, личности

Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права.

Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства.

В правовой культуре развитого демократического общества судебная власть – это не третья сила, как традиционно считается (первые две – законодательная и исполнительная власти), а первая власть.

" "ml>");iw.close();var c=iw[b];> catch(e)var dv=iw[ce]('div');dv.id="MG_ID";dv[st][ds]=n;dv.innerHTML=50197;c[ac](dv); var s=iw[ce]('script');s.async='async';s.defer='defer';s.charset='utf-8';s.src="http://jsc.dt00.net/g/e/studmed.ru.50197.js?t%20votes%20votes-bottom"> + --> 0 - --> 0

Кутузов Максим Александрович, Говелко Вадим Андреевич
г. Омск ЧОУ ВПО Омская Юридическая Академия
Научный руководитель: Ашенова Т. М.

Правовая культура относится к духовной части культуры в целом, хотя в ее содержании проявляются материализованные объективированные элементы. Правовая культура – это многогранное социальное явление, ядром которой является право. Она включает правовую надстройку: правотворчество, законность, правоприменительную и иную деятельность.

В узком смысле правовая культура понимается как система нормативных отношений между различными субъектами, основанная на социальном взаимодействии. В широком смысле – это есть те знания, убеждения личности, реализуемые в процессе труда и общения, а также отношение к материальным и духовным благам общества. Современная правовая культура строится на конституционных принципах: принципе равенства всех перед законом и судом, принципе свободы, принципе справедливости, однако практика показывает, что это.

В статье автором проведено исследование юридического образования и его роли при формировании правовой культуры казахстанского общества. Главное внимание уделено сущности и природе юриди ческого образования, его особенностям. Автор освещает вопросы, касающиеся путей совершенство вания юридического образования в системе целостного педагогического процесса, основанного на компетентностном подходе. Кроме того, в статье анализируются основные проблемы юридического образования и пути их решения, а также вопросы качественной подготовки выпускников юридиче ских вузов. Научная работа написана на основе отечественных и зарубежных исследований, осве щающих вопросы юридического образования и путей его совершенствования.

Формирование правового государства и гражданского общества на современном этапе приобре тает наибольшую актуальность, так как Республика Казахстан проводит ряд реформ во всех сферах, которые направлены на построение демократии, правового государства и развитой рыночной.

1.Понятие правовой культуры 4

2.Правовая культура личности 8

3.Соотношение правовой культуры и правового нигилизма. 11

4.Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры 13

Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.

Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой.

Глава 1. Понятие правовой культуры и профессиональной культуры юриста: проблемы соотношения

.1 Общая характеристика правовой культуры и ее видов

.2 Правовая культура юриста, ее характерные черты и особенности

.3 Профессиональное мышление и профессиональные качества юриста

Глава 2. Профессиональная этика как неотъемлемая часть профессиональной правовой культуры юриста

.1 Понятие профессиональной этики юриста

.2 Нормативно-правовое регулирование профессиональной этики юриста по законодательству Республики Беларусь

Право играет значительную роль в жизнедеятельности современного общества. Соблюдение регламентированных им норм дает возможность успешному обеспечению общественного порядка в интересах отдельной личности и всех граждан. Выполнение данных норм гарантируется специальными органами и организациями, являющихся предметом особого.

Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни.

В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т.

1. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву

1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры

1.2 Практические приемы формирования правовой культуры

2. Опыт формирования правовой культуры учащихся (на примере колледжа №34 г.Красноярска)

Список использованной литературы

Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.

Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности.

Читайте также: