Для чего нужно свидетельство о регистрации ип

Обновлено: 04.07.2024

Индивидуальный предприниматель (ИП) — это человек, который занимается бизнесом официально, но без образования юридического лица. Ему не обязательно вести бухучёт и открывать счёт в банке, но предпринимательские риски ложатся на личное имущество.

ИП может стать любой дееспособный гражданин (кроме госслужащих и военных). Процедура довольно простая.

Как зарегистрировать ИП

1. Определитесь с видами деятельности

Печёте торты? Ремонтируете автомобили? Загляните в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и найдите код, соответствующий роду ваших занятий.

Коды ОКВЭД нужно внести в заявление на регистрацию ИП: один основной и несколько дополнительных.

Дополнительные коды пригодятся, если вы решите расширить или перепрофилировать бизнес. Зарабатывать тем, что не попадает под указанные при регистрации коды, незаконно.

Для занятия некоторыми видами деятельности (медицина, перевозка пассажиров и так далее) необходима лицензия, а ряд сфер для ИП закрыты. Например, индивидуальные предприниматели не вправе торговать алкоголем и производить лекарства.

2. Выберите систему налогообложения

От неё зависит размер налогов и количество отчётности. Поэтому определиться с ней лучше ещё до открытия ИП.

В настоящее время в России действует пять налоговых режимов.

  1. Общая система налогообложения (ОСН или ОСНО). Предполагает уплату НДС (18%), НДФЛ (13%) и налога на имущество (если оно есть). Это одна из самых сложных систем — без бухгалтера не обойтись. Подойдёт предпринимателям, планирующим сотрудничать с крупными организациями.
  2. Упрощённая система налогообложения (УСН). Позволяет выбрать объект налогообложения: доходы (тогда ставка налога составит 6%) или доходы минус расходы (ставка будет от 5 до 15% в зависимости от региона). Это наиболее простая и удобная для новичков система. Но пользоваться ей могут только ИП, у которых меньше ста сотрудников, а годовая прибыль не превышает 60 миллионов рублей.
  3. Патентная система налогообложения (ПСН). Введена специально для ИП, у которых меньше 15 работников и прибыль не более 60 миллионов рублей в год. Действует только для отдельных видов деятельности. Предприниматель просто покупает патент на срок от 1 до 12 месяцев и ведёт книгу учёта доходов и расходов — никаких регулярных платежей и деклараций.
  4. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применим только для избранных видов деятельности (статья 346.26 Налогового кодекса РФ) и не во всех регионах. ЕНВД не зависит от прибыли. Налог рассчитывается по специальной формуле, на которую влияет масштаб бизнеса (площадь торгового зала, количество работников и так далее).
  5. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Ещё одна упрощённая система без НДС, налога на прибыль и имущество. Подойдёт для тех, кто выращивает, обрабатывает или продаёт сельскохозяйственную продукцию.

При регистрации ИП автоматически вступает в силу ОСН. Перейти с неё на УСН или ЕСХН можно в течение 30 дней, на ПСН — в течение 10, а на ЕНВД — 5 дней. Если опоздать, придётся ждать нового отчётного периода.

3. Подготовьте пакет документов

Для обращения в Федеральную налоговую службу (ФНС) потребуется:

  1. Заявление по форме Р21001.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Паспорт + его копия.
  4. Заявление о переходе на УСН, ПСН, ЕНВД или ЕСХН (опционально). (если отсутствует, его присвоят при регистрации ИП).

4. Составьте заявление на регистрацию ИП

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001) — самый важный документ во всём пакете. Из-за ошибок в нём чаще всего отказывают в открытии ИП.

При заполнении заявления не ставьте подпись на листе Б. Это делается в присутствии налогового инспектора.

Боитесь запутаться в требованиях и наделать ошибок? Воспользуйтесь одним из бесплатных сервисов подготовки документов. Таких в интернете сейчас много.

5. Оплатите госпошлину

Теперь нужно указать способ оплаты. Для наличного расчёта распечатайте и оплатите квитанцию в любом банке.

Для безналичной оплаты обязательно нужен номер ИНН. Оплатить онлайн можно через кошелёк QIWI или банк-партнёр ФНС.

6. Подайте документы на регистрацию в налоговую

Индивидуальный предприниматель может строить бизнес по всей России, но открывать ИП придётся по месту регистрации (прописки).

Подать документы на регистрацию ИП можно лично, посетив налоговую инспекцию или МФЦ, или удалённо:

Последний способ самый простой. Сходить налоговую придётся всего один раз, чтобы забрать документы об открытии ИП.

7. Получите документ о регистрации ИП

Через 3 рабочих дня вам выдадут лист записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). В нём будет указан основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

Бумажное свидетельство о регистрации ИП больше не выдаётся.

Обязательно проверьте данные в полученных документах. Если найдёте ошибку, попросите инспектора составить протокол разногласий.

8. Встаньте на учёт во внебюджетных фондах

Налоговая инспекция должна уведомить Пенсионный фонд (ПФР) и Росстат о появлении в России нового индивидуального предпринимателя.

Свидетельство о постановке на учёт в ПФР и коды статистики вам выдадут при получении листа ЕГРИП или отправят по почте. Если этого не произошло, обратитесь в местное отделение Пенсионного фонда самостоятельно.

Встать на учёт в Фонд социального страхования (ФСС) нужно в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника.

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать ИП бесплатно и без визита в налоговую

Кто может зарегистрировать ИП

Что касается несовершеннолетних граждан в возрасте 14–18 лет, то таковые могут получить статус индивидуального предпринимателя, либо если его законные представители дали на это соответствующее согласие, либо в случае получения эмансипации — признания дееспособности через суд либо органы опеки.

Государственная пошлина за регистрацию ИП

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу надо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Данную пошлину нужно заплатить, если физлицо самостоятельно подает документы на регистрацию. Однако сегодня есть варианты, когда госпошлину можно не платить, расскажем об этом далее.

Способы регистрации ИП

Есть разные варианты регистрации физлицами в качестве ИП:

Обратиться к нотариусу, который подаст за вас документы в электронном виде и заверит своей ЭЦП (пошлину платить не надо, но придется потратиться на услуги нотариуса).

Подать документы на ИП через специализированные сервисы, например, можно через РБиДОС от Деловой среды, и заверить их своей ЭЦП (пошлину платить не надо, в ИФНС ходить также не нужно, не придется стоять в очереди).

Подать документ через отделение многофункционального центра – МЦФ (в этом случае пошлину можно не платить).

Подать заявление через портал Госуслуг (в этом случае на пошлину будет действовать скидка 30%.

Как видим, полностью бесплатными можно считать только вариант 3 и 4.

Сервис

Хотите открыть ИП? Вы можете это сделать бесплатно и без визита в налоговую

Как открыть ИП: пошаговая инструкция

1. Определитесь с кодом вида деятельности по ОКВЭД

ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Здесь каждый вид бизнеса имеет собственный числовой код. При подаче заявления на регистрацию будущим индивидуальным предпринимателем в этом обращении указываются соответствующие коды ОКВЭД. Таким образом заявитель ставит в известность государственные органы о том, в каком направлении он будет вести свою деятельность.

2. Выберите систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать одну из четырех систем налогообложения:

Общая система налогообложения (ОСНО) – наименее выгодны режим.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – данный режим выбирает большинство ИП.

Патентная система налогообложения (ПСН) – данный режим также подходит многим ИП, особенно после отмены ЕНВД (с 2021 года для ПСН действует ряд нововведений, которые расширяют применение данного режима).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – данный режим доступен только тем ИП, у кого основной вид деятельности связан с сельским хозяйством.

Какие налоги платит ИП в 2021 году

3. Заполните заявление по форме Р21001

Для открытия ИП в 2021 году необходимо воспользоваться новой формой заявления о регистрации индивидуального предпринимателя № Р21001. Кроме того, нужно принять во внимание обновлённые требования по заполнению данной формы. Действовать такие изменения начали с 25 ноября 2020 года с выходом соответствующего приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@.

Следует заметить, что непосредственно самой формы изменения практически не коснулись — корректировке подверглись лишь названия строк, в которые следует вносить адрес места проживания ИП. Помимо этого, добавлена строка для указания адреса электронной почты (e-mail) предпринимателя.

Если вы будете подавать заявление лично или по почте, заполнить заявление можно одним из двух способов

Вручную — если заявитель предпочитает заполнять форму № Р21001 от руки, то для этой цели необходимо использовать шариковую ручку исключительно с чёрной пастой (чернилами).

На компьютере — при заполнении формы в электронном виде необходимо применять шрифт Courier New также только чёрного цвета и размером 18.

Что касается формы Р21001, таковая занимает 5 листов. Третий лист обязателен к заполнению исключительно для иностранцев и лиц без гражданства. Гражданам Российской Федерации третий лист сдавать вообще не нужно Указание кодов ОКВЭД может быть неполным, однако обязательно указание минимум четырех цифр каждого кода

Если вы открываете свой бизнес (кафе, небольшой магазин, даже предприятие) либо работаете на себя, вы обязаны получить статус индивидуального предпринимателя. У этого статуса есть свои преимущества: вы сможете платить куда меньше налогов, чем физическое лицо, избавитесь от рисков нарваться на штраф и блокировку счета, если занимаетесь своим делом неофициально и не декларируете доходы, сможете взять кредит, без проблем получить визу в страну первого мира, совершить крупную покупку. Предпринимателям положены пенсия, страховые выплаты при потере трудоспособности, даже больничные и декретные.

Оформить статус ИП можно самостоятельно или с помощью специальной фирмы. Во втором случае вам придется дополнительно оплачивать услуги компании. Это удобно, если у вас нет времени заниматься оформлением документов и посещением налоговой. Но, будем справедливы, все можно сделать и своими силами: процесс максимально упростили и ускорили.

С момента подачи документов в налоговую и до выдачи свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя проходит всего 5 рабочих дней. В редких случаях срок регистрации продлевают до 7 дней.

Подготовка к регистрации ИП

Для начала определитесь, насколько правильно вы выбираете организационно-правовую форму. Статус ИП имеет свои преимущества (например, можно значительно сократить выплаты в фонды или сэкономить на налогах), но у него есть и недостатки. Если бизнес предполагает высокие риски, вы можете потерять даже то имущество, которое заработали до регистрации в качестве предпринимателя. ИП всегда несет ответственность за свой бизнес личным имуществом. Единственный учредитель ООО эту ответственность несет только в рамках суммы, уплаченной в качестве уставного капитала (разумеется, есть механизмы, позволяющие изъять у учредителя его личное имущество, но применить их не так просто). Еще один недостаток ИП - низкий "потолок". Мы ограничены малым бизнесом, а это - лимиты на оборот и количество сотрудников. Впрочем, если бизнес разрастется, проблем с регистрацией компании не будет.

Итак, если вы определились со статусом и твердо решили стать индивидуальным предпринимателем, самое время выбрать:

  • Виды деятельности. Они прописаны в особом перечне - ОКВЭД (Общий классификатор видов экономической деятельности).
  • Систему налогообложения. Это может быть УСН, ОСНО, ЕНВД, ПСН.

В заявлении, которое вы будете подавать в налоговую, нужно указать коды ОКВЭД, соответствующие той деятельности, которую вы будете вести. Теоретически можно указать даже все коды. На практике выбирают один основной и несколько дополнительных. Подумайте хорошенько и укажите все, чем вы занимаетесь сейчас и можете заниматься в будущем. По закону вы обязаны вести бизнес только по указанным в заявлении (а в последующем и в ЕГРИП) видам деятельности.

Важно! Коды ОКВЭД постоянно меняются. Чтобы не прогадать, найдите и скачайте актуальный классификатор.

Если в будущем вы займетесь деятельностью, не указанной в вашем заявлении, придется подавать еще одно - о внесении изменений в ЕГРИП. Только в этом случае новое направление будет законным и не вызовет проблем.

С системой налогообложения все чуть сложнее, но мы советуем для начала выбрать именно коды ОКВЭД. Дело в том, что от них зависит, какие системы вам будут доступны.

Индивидуальным предпринимателям вовсе необязательно работать по общей системе (ОСНО): она выгодна только в отдельных случаях. Между тем, эта система используется "по умолчанию". Если вы не подадите заявления о переходе на какую-либо систему налогообложения во время регистрации ИП, вам придется платить по ОСНО большие налоги, пока не удасться перейти на другую схему.

Какие схемы еще можно использовать?

  • УСН. "Упрощенка" - самая популярная система у предпринимателей и небольших ООО. Вы платите единый налог - со всех доходов или с доходов за вычетом расходов. УСН "Доходы" составляет 6%, УСН "Доходы минус расходы" - 15%. Что выгоднее? Все зависит от вашего вида деятельности: если вы торгуете, лучше второй вариант; если оказываете услуги в индивидуальном порядке, без работников, лучше платить только с доходов - расходов как таковых нет.
  • ПСН. Патентная система налогообложения действует для ограниченного числа видов деятельности. Патент могут купить, например, ветеринары, водители грузовых автомобилей, отделочники, владельцы фотоателье и некоторые другие специалисты, решившие работать самостоятельно. Процентов здесь нет, вести отчетность необязательно. Достаточно заплатить налог в начале отчетного периода.
  • ЕНВД. Здесь все сложнее, но суть налога схожа с патентом. Оплачивается фиксированная сумма, размер которой зависит от региона, вида деятельности и количества учетных единиц (автомобилей в таксопарке, квадратных метров в магазине и т.д.). Вести отчетность нужно, но от доходов налог не зависит.

Для перехода на одну из этих систем нужно составить и подать заявление в налоговую. Лучше - одновременно с заявлением на регистрацию ИП.

Подготовка документов

Итак, у вас есть список кодов ОКВЭД и система налогообложения, которую вы уже выбрали. Теперь можно приступить к подготовке пакета документов. Для регистрации вам потребуются:

  • Личный паспорт и его копия.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой (ИНН) и его копия.
  • Заявление №21001 (его актуальную форму можно найти и скачать в интернете).
  • Квитанция об оплате пошлины.

Итак, по порядку. С заявлением все просто: достаточно его скачать, распечатать и заполнить от руки. Не делайте помарок - так его могут не принять. Если оформляете ИП через интернет-сервис, все будет еще проще. В заявление на соответствующие страницы нужно вписать коды ОКВЭД.

ИНН требуется в любом случае. Если у вас его нет, оформите или восстановите в налоговой заранее. Налоговый номер потребуется при оплате государственной пошлины.

Где платить пошлину?

Все зависит от того, как именно вы подаете заявление. Если вы делаете это через "Госуслуги", оплатить можно на самом сайте, с карты или электронного кошелька. Если другими способами - лично в банке или на сайте банка. Квитанцию нужно сохранить и при необходимости распечатать.

Где регистрировать ИП?

Вы находитесь в другом регионе, собираетесь работать по УСН или ПНС, а постоянная прописка у вас еще есть? Ехать домой вовсе необязательно: зарегистрироваться можно и в удаленном режиме.

Этапы стандартной процедуры регистрации

Итак, у вас на руках пакет документов, вы оплатили госпошлину (на данный момент это всего 800 рублей), и вы уточнили, в какое отделение идти. Теперь остается только уточнить дни приема в ИФНС и придти туда лично.

Процедура регистрации выглядит просто:

  1. Вы приходите в налоговую и подаете документы.
  2. Сотрудник просматривает их и, если не выявил никаких ошибок, принимает. Вам нужно отдать заявление, квитанцию и копии паспорта и ИНН. Оригиналы можно оставить себе.
  3. Через 5 рабочих дней вы сможете придти снова и получить на руки другие документы. Это свидетельство о регистрации ИП, выписка из ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в налоговый орган. Это важные бумаги, которые будут требоваться вам постоянно.

После регистрации останется открыть расчетный счет и, при необходимости, заказать печать. Раньше приходилось идти в ПФР и другие внебюджетные фонды. Сейчас всю информацию в них подает сама налоговая.

Можно ли зарегистрироваться удаленно?

Важно! Если вы регистрируетесь через доверенное лицо, заверить у нотариуса придется и заявление.

Итак, если вы зарегистрировались в качестве ИП и получили все необходимые документы, вам останется:

  • зайти в банк и оформить расчетный счет (оформление может затянуться на несколько дней);
  • заказать печать, если она нужна;
  • купить и зарегистрировать контрольно-кассовый аппарат, если это требуется.

Важно! На данный момент ИП, работающие с ККТ, должны использовать онлайн-кассы. Обычные применять нельзя.

Есть ли подводные камни?

Проблемы могут возникнуть только с заявлением. Если оно не будет соответствовать требованиям, и принимающий документы сотрудник ИФНС заметит это, вам придется заполнять его заново. Если в заявлении будут ошибки, которые выявят только после приема документов, вы рискуете потерять пошлину - в регистрации вам откажут, а оплаченные деньги не вернут. Впрочем, сумма не самая большая.

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Сегодня ни один новый предприниматель не получает на руки бумажное свидетельство о регистрации своего ИП. Ведь такой документ отменили еще в 2017 г. Теперь ФНС выдает заявителю лист записи ЕГРИП. В итоге лица, ставшие ИП до 2017 г. и после, вправе использовать реквизиты из первого или из второго документов. Нужно ли сегодня получать свидетельство о государственной регистрации ИП и чем оно отличается от листа записи ЕГРИП, рассказано ниже в статье.

Нужно ли свидетельство о гос. регистрации ИП

Сегодня при госрегистрации ИП в ИФНС ни одному начинающему бизнесмену не выдается бумажное свидетельство. Ведь оно было отменено еще в начале 2017 г. Теперь налоговики выдают физлицам лист записи ЕГРИП. Причем он оформляется и:

  1. При изменении сведений о своей предпринимательской деятельности.
  2. После закрытия ИП.

Однако, несмотря на эти изменения в законодательстве РФ, бумажные свидетельства, оформленные до начала 2017 г., все равно считаются действительными.

Когда и почему отменили свидетельства о регистрации ИП

До 2017 г. начинающему бизнесмену выдавалось свидетельство по форме № Р61003. Оно было отменено с 1 января 2017 г. и было заменено листом записи ЕГРИП. Это было сделано по разным причинам.

Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Так, бумажные свидетельства о госрегистрации ИП были отменены по следующим причинам:

  1. Чтобы уменьшить расходы ФНС на изготовление спец. бланков. Ведь свидетельство оформлялось на защищенном спец. бланке. Также, на этом документе проставлялась удостоверяющая печать (гербовая). В итоге это приводило к доп. расходам ФНС, которые приходилось покрывать из федерального бюджета.
  2. Защищенные бланки требовали контроля их оформления и соблюдения особых условий хранения, что заметно тормозило процесс постановки гражданина на учет в качестве ИП. Теперь справки для ИП оформляются быстрее. Ведь листы о регистрации ИП формируются в pdf-формате и высылаются на e-mail ИП, а не изготавливаются на спец. бланке, как это было раньше.
  3. Сегодня многие российские госреестры ведутся онлайн (через интернет). В итоге чтобы, например, провести сделку со своим контрагентом, ИП нужно получить выписку из Единого госреестра ИП (ЕГРИП), в котором будут отражены последние данные по проверяемому лицу. Так, выписка ЕГРИП помогает проверить своего контрагента на добросовестность. Ведь получение свежих данных из госреестра позволяет бизнесмену убедиться в том, что предъявленное контрагентом свидетельство ИП на самом деле является действительным на данный момент.

Также, согласно Приказу ФНС РФ № ММВ-7-14/481 от 12 сентября 2016 г. и Информации с сайта налоговой от 09 января 2017 г., главной причиной отказа государства от оформления бумажных свидетельств является повышение эффективности работы налоговой (так, при электронном взаимодействии инспекции ФНС и физлиц, которые хотят стать ИП). Иными словами, чем меньше справок нужно выдавать для открытия ИП, тем быстрее проходит сама процедура регистрации нового предпринимателя.

Переход на электронный документооборот

Свидетельства на открытие своего ИП можно было получить вплоть до начала 2017 г. Затем, были введены листы записи ЕГРИП. Причем с начала 2017 г. до конца апреля 2018 г. такие листы можно было получить только в бумажной форме. Однако, 30 октября 2017 г. Законом РФ № 312-ФЗ были внесены поправки в Закон РФ № 129-ФЗ о госрегистрации ИП и юрлиц.

Так, по Информации с сайта ФНС от 28 апреля 2018 г., начиная с 29 апреля 2018 г. ФНС взяла курс на сокращение бумажного документооборота. Теперь, в соответствии с Законом РФ № 312-ФЗ, лист записи стали выдавать в электронной форме, а не на бумаге.

Ольга Гаврилова

Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.

Иными словами, теперь после успешной госрегистрации ИП на e-mail гражданина, прописанный в заявлении на открытие своего ИП, приходит письмо с листом записи в pdf-формате. Причем, отдельно идти в налоговую за получением такого документа на бумаге уже не нужно.

Повсеместное внедрение электронного документооборота значительно упрощает бизнесменам жизнь. Так, он выгоден по деньгам и существенно экономит время.

Однако, ИП вправе, кроме pdf-файла, получить на руки ещё и бумажный лист. Для этого ему следует обратиться в ИФНС с соответствующим запросом.

Сегодня законодательством РФ не установлено отдельной формы запроса на выдачу бумажного листа ЕГРИП. В данном вопросе ИП не нужно находить отдельный бланк запроса. При этом ему следует руководствоваться Письмом межрайонной ИФНС РФ № 15-18/04830з@ от 21 мая 2018 г. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона РФ № 129-ФЗ, налоговая может подготовить бумажный документ по соответствующему запросу от ИП.

Какой документ теперь выдают

Бумажные свидетельства о гос. регистрации ИП изготавливались на спец. бланках. Так, на них была гербовая печать. Начиная с 2017 г. ФНС прекратила оформлять свидетельство.

Вместо свидетельства о регистрации ИП налоговая теперь оформляет лист записи ЕГРИП, который заполняется по форме № Р60009. Ее можно взять из Приложения № 2 к Приказу ФНС РФ № ЕД-7-14/794@ от 6 ноября 2020 г. Причем Приказ № ЕД-7-14/794@ вступил в законную силу недавно (с 11 января 2021 г.).

Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Однако, несмотря на различия во внешнем виде, оба приведенных документа с правовой точки зрения являются абсолютно равнозначными. То есть, форма № Р60009 имеет такую же законную силу, как и ранее оформляемое свидетельство.



Как получить справку об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Отличия свидетельства ИП и листа записи ЕГРИП

Свидетельство по форме № Р61003 и лист записи по форме № Р60009 имеют определенные различия. Чтобы найти их, надо посмотреть, какие реквизиты в этих документах подлежат обязательному заполнению.

Так, в свидетельстве о гос. регистрации ИП указаны:

  • Ф. И. О. физического лица-ИП;
  • название, серия и номер;
  • дата регистрации физлица ИФНС в качестве ИП; день добавления данных об ИП в госреестр;
  • название ИФНС, которая расположена по адресу прописки ИП;
  • основной рег. номер ИП (данные берутся из свидетельства ОГРНИП);
  • занимаемая должность и личная подпись налоговика, оформившего свидетельство;
  • печать.

По своему содержанию лист по форме No Р60009 похож на свидетельство. Так, в данном листе прописывается:

  • рег. номер ОГРНИП;
  • Ф. И. О. и пол ИП (главы крестьянского хозяйства, фермера);
  • сведения об ИНН, гражданстве и прописке ИП;
  • дата добавления записи о предпринимателе в ЕГРИП;
  • фраза о внесении с госреестр записи о получении физлицом статуса ИП;
  • рег. номер (ГРНИП);
  • полное название и адрес ИФНС, оформившей документ;
  • дата составления документа;
  • фамилия (инициалы), занимаемая должность и личная подпись инспектора ФНС, оформившего документ.

В итоге оба документа содержат примерно одни и те же сведения:

  1. Факт добавления в госреестр записи о получении заявителем статуса ИП.
  2. Рег. номер (ОГРНИП).
  3. День добавления записи о предпринимателе в ЕГРИП;
  4. Информацию об инспекции, которая зарегистрировала новое ИП.
  5. Подпись и инициалы налоговика.

Однако, судя по тому, как выглядят формы свидетельства о регистрации ИП и листа записи, в листе данные об ИП представлены немного в другой форме. Так, сведения о прописке и получении физлицом статуса ИП здесь указываются в отдельной таблице. Более того, в листе отдельно указывается и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а в свидетельстве — серия и порядковый номер бланка.

Также, лист записи ЕГРИП имеет некоторые отличия и от выписки из гос. реестра. Ведь в листе содержится и подтверждается информация только о постановке ИП на учет. Выписка же содержит все данные об ИП, начиная с момента его открытия.

Сегодня у контрагентов бизнесмена, вставшего на учет в ИФНС после 1 января 2017 г., возникает немало вопросов при совершении сделок с ним. Ведь ИП занимается бизнесом на основании не привычного для всех бумажного свидетельства, а какого-то листа записи.

В письме российского Минфина № 03-07-09/25676 от 27 апреля 2017 г. уже рассматривался вопрос об оформлении счет-фактуры, в которой раньше нужно было указывать только номер бумажного свидетельства.

Из ответа Минфина РФ следует, что свидетельство по форме № Р61003 и лист по форме № Р60009 являются равнозначной по юридической силе документацией. Ведь они содержат данные о:

  • дате добавления записи об ИП в госреестр;
  • ИФНС, оформившем документ;
  • рег. номере (ОГРНИП).

В итоге при наличии только лишь одного листа записи ЕГРИП начинающий бизнесмен вправе вести свой бизнес. Ведь его деятельность при этом является законной.

В итоге для бизнесменов, ставших на налоговый учет до 2017 г. в счет-фактуру вносятся реквизиты бумажного свидетельства, а для физлиц, открывшим ИП с 2017 г., — дата и номер листа записи.

Таким образом, если на руках у ИП еще осталось бумажное свидетельство о госрегистрации ИП, ничего страшного в этом нет. Ведь такой документ раньше оформлялся на спец. бланке, имеющим соответствующий номер и серию. В итоге свидетельство о государственной регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя имеет законную силу, то есть, продолжает действовать и по сей день.

Просто с 2017 г. факт госрегистрации гражданина в качестве ИП стал подтверждаться иной справкой — листом записи. Причем с мая 2018 г. такой лист отправляется на электронную почту предпринимателя (в pdf-формате).

При желании гражданину может быть выдан и бумажный вариант листа. Для этого бизнесмену надо обратиться в налоговую по адресу прописки с соответствующим письменным запросом. В итоге при совершении сделок в договора, счет-фактуры и иные акты с контрагентами ИП разрешается вносить как реквизиты своего Свидетельства (форма № Р61003), так и сведения об ИП из листа по форме № Р60009. Это зависит от того, какой из документов есть на руках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

Читайте также: