Как понималось право большевиками

Обновлено: 30.06.2024

Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Это значит, чтобы в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно. Мужик - дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость?

Резолюция X съезда РКП(б), весна 1920 года.

Что называется, свобода, равенство, братство. Столкнувшись с суровой реальностью, в которой работники разбегались по стране в поисках лучше доли, молодое большевистское правительство буквально вернуло крепостное право. Конечно, этим воззваниям не суждено было сбыться, как и самой идее жить лишь по трудовым книжкам. Реализовать подобные революционные идеи можно было исключительно в идеальном обществе, а таковое существовало в гармонии и процветании только в головах идеологов РКП(б). Вы итоге трудовые книжки пошли своим путем, а паспорта своим.

Уже в январе 1922 года большевики вернули обещанное Лениным право на свободное передвижение граждан по стране. Принцип жесткой закрепленности рабочей силы за предприятиями был отменен, в стране стартовала Новая экономическая политика. От удостоверений личности не отказались, но их получение было делом добровольным и совершенно бесполезным. Граждане вздохнули свободно. Теперь можно было не только беспрепятственно колесить по просторам Родины, но и за 35 рублей выбраться за границу (именно столько стоили загранпаспорта).

Малая советская энциклопедия, 1930 год.

Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. Уход с предприятия и учреждения или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения.

Принято считать, что вместе со стартом оттепели в СССР произошла и вторая в истории отмена крепостного права. Но это, конечно, не так. Постановление Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года "О паспортах" лишь расширило круг лиц, обязанных иметь паспорт. В их число вошли жители сел и деревень, но только имевших статус служащих или рабочих. Крестьяне как были привязаны к колхозам и совхозам, так и проходили в этом положении аж до 1974-ого года. В стране, которая вот уже более 15 лет успешно осваивает космос, около четверти взрослого населения находятся в положении крепостных крестьян. Да и с возмутительным положением рабочих разобрались лишь к 1956-ому году. К этому времени за прогулы и уход с предприятий, говорят, было осуждено около 18 миллионов работников. Врут, конечно.

В результате роста сознательности трудящихся, повышения их материального благосостояния и культурного уровня укрепилась дисциплина на предприятиях и в учреждениях. В этих условиях существующая судебная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за неоднократный или длительный прогул без уважительной причины не вызывается необходимостью и может быть заменена мерами дисциплинарного и общественного воздействия.

Из указа от 25 апреля 1956 года, об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины.

Сейчас уже вышло из обихода выражение "лимита понаехала". А почему, собственно, "лимита"? Все просто. Промышленные предприятия имели право организовано набирать рабочих в том числе и в селах. Такой набор носил название "лимит прописки". Кстати, шутки о поисках супруга с московской пропиской оттуда же, с тех славных советских времен, когда человек не мог свободно переехать в столицу.

Я еще помню своих прабабушек, всю жизнь работавших на селе, которые на мои наивные увещевания о том, что в СССР пенсия была нормальная, не то, что сейчас (дело было в 90-ых), в ответ только ухмылялись. Пенсию им назначили лишь в 1964-ом, а к середине 80-ых они получали: первая 60 рублей, вторая 45. Даже к глубокой старости им не удалось выйти из разряда людей второго сорта. Но советские пенсии, это совсем другая история.


В настоящем пособии рассматривается становление и развитие отечественной политической и правовой системы в советский период (октябрь 1917 декабрь 1991 гг.). Большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования общественных отношений на различных этапах существования советского государства. При этом государственно-правовые явления исследуются с точки зрения перспектив их применения в современной юридической практике и государственном строительстве.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1920 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История отечественного государства и права (советский период) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 — 1920 гг.)

§ 1. Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства — Республики Советов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других — насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. — с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов — городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).

1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала — председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы 4 .

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована 5 . Ранее закрепленная система народные суды — революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип — ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие — на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.

§ 2. Формирование советского права

Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.

Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.

Конспект урока по праву 9 класс.

Данный конспект урока может быть использован при изучении элективного курса "Основы правовых знаний" или на уроках обществознания в разделе "Право". в конспекте представлены задания для групповой работы обучающихся, задания для закрепления изученного материала, схемы социальных и правовых норм, а также глоссарий по теме.

Урок по обществознанию

Занятие 1.

Тема: Введение в право. Человек, общество, государство. 1 час.

1. Необходимость регулирования поведения человека в обществе.

2. Социальные нормы.

3. Государство, право, общество, личность в исторической ретроспективе.

4. Механизм правового регулирования общественных отношений. Правовое государство.

МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА.

Федор Никифорович Плевако был, может быть самым знаменитым присяжным поверенным (адвокатом) дореволюционной России. Его называли московским Златоустом. Имя Плевако было окружено легендами, о нем рассказывали анекдоты, в которых ирония уживалась с восхищением.

Под суд попал священнослужитель, слишком вольно обращавшийся с деньгами прихожан. Кроме того, батюшка вел разгульную жизнь. Словом, вина подсудимого была очевидна.

Савва Морозов, желая подшутить над Плевако, выпазил предположение, выразил предположение, что присяжный поверенный заговорит господ присяжных заседателей длинной речью. В задачу суда присяжных (то есть приведенных к присяге) входило выносить вердикт (приговор) о виновности подсудимых.

И тут случилось непредвиденное: Плевако, раззадоренный иронией купца, обещал, что его защитительная речь будет самой короткой за всю его жизнь – не более минуты. И результатом будет то, что подсудимого оправдают.

- Но ведь он же действительно проворовался! – удивился Савва Морозов.

- Более того, полностью признал свою вину. И тем не менее суд после моей короткой речи вынесет оправдательный вердикт.

Удивленный фабрикант предложил пари. Ударили по рукам.

Судебное заседание началось с процедуры выборов присяжных заседателей. Все оказались купцами. Люди коммерческие, прижимистые, они особенно остро реагировали на разгульное мотовство подсудимого.

Плевако во время судебного следствия, когда допрашивали свидетелей, вел себя крайне пассивно.

Начались прения сторон. Первым выступил прокурор. Обвинитель разыграл деланное возмущение тем, что в качестве подсудимого оказался служитель культа, который должен быть наставником человеческих душ, нравственным примером для верующих. Вместо этого… Прокурор немного перебрал, утомив своей многословной речью слушателей. И тут пришла очередь Федора Никифоровича Плевако. Он все точно рассчитал. После утомительных длинных слов прокурора его короткая речь прозвучала как выстрел. Он сказал:

- Господа присяжные заседатели! Более двадцати лет мой подзащитный отпускал вам грехи ваши. Один раз отпустите вы ему, люди русские!

Пораженные слушатели замерли. Некоторое время стояла мертвая тишина.

Потом обрушилась лавина аплодисментов и восторженных криков.

А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова Школьникам о праве. 1992, стр4-5. Вот так талантливый юрист выиграл дело. Желаю вам быть похожими в своей возможной юридической деятельности на таких специалистов.

1. Жизнь и деятельность людей определяются различными нормами – особыми правилами поведения, регулирующими их взаимоотношения между собой. Именно благодаря такому регулированию возможно взаимодействие людей в обществе, поэтому эти нормы называют общественными или социальными.

Социальная норма- правило поведения, регулирующее отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанное обществом в целом или его отдельной группой.

Социальные нормы различны не только по своему содержанию, но и по способам их установления и поддержания.

Обычаи – правила поведения, которые вырабатывались людьми в результате длительного исторического применения.

Религиозные нормы – устанавливались волей служителей культа и были обязательны к исполнению всеми под страхом Божьей кары.

Моральные нормы - совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о нормах общения между людьми

Правовые нормы – написанные и принятые в установленном порядке общеобязательные правила поведения общего характера, регулирующие общественные отношения и предусматривающие в случае его нарушения ответственность.


2. Государство, право, общество, личность в исторической ретроспективе. Отправимся в путешествие по эпохам и выясним, как развивалось знание об этих понятиях.

Как понимали право в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права.

Вы в Древнем Риме. Вам повезло. Вам довелось услышать речь самого блестящего оратора Рима – Марка Тулия Цицерона:

Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право? Ваше отношение к такому толкованию права.

Вы находитесь в Древней Греции. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы узнаете, что его постановление носит характер закона, которому все должны подчиняться. Философы и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили, что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.

Что такое право, согласно представлениям греков? Ваше отношение к такому толкованию права.

Что есть право, согласно этому высказыванию? Ваше отношение к такому толкованию права.

Как понималось право большевиками? Ваше отношение к такому толкованию права.

3. Правовые нормы отличаются от других социальных норм рядом особенностей:

• Они устанавливают общие правила

• Общеобязательны для исполнения всеми членами общества

• Устанавливаются государством от имени государства

• Устанавливаются в письменной форме

• Их исполнение обеспечивается возможностью принуждения со стороны государства.

Создание и утверждение правовых норм – это сфера деятельности специальных законодательных государственных органов. В структуре современных государственных органов предусмотрены такие, деятельность которых направлена на создание правовых норм (парламент), и органы, призванные обеспечивать исполнение всеми гражданами государства требований правовых норм (правительство). Несоблюдение правил поведения пресекают правоохранительные органы (суды, милиция, прокуратура).

Право можно определить как совокупность, систему общеобязательных норм, регулирующее поведение людей, установленных и защищаемых силой государства.

В современной юридической науке также распространена точка зрения о сущности права как мере свободы и справедливости. Эта мера имеет конкретные формы выражения, которые, существуя в обществе, изменяются вместе с ним. При демократическом строе право призвано стать правом гражданского общества, т.е. возвыситься над властью, встать над нею, что способно предупредить произвол и беззаконие, творимые властью. Государство же должно стать правовым.

Признаки правового государства:

1. Верховенство права и закона.

2. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.

3. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Взаимная ответственность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Соотнесите термины и определения.

1) обычаи а) совокупность представлений людей

о добре и зле, справедливом и несправедливом, о нормах общения между людьми

2) религиозные нормы б) написанные и принятые в установленном порядке

общеобязательные правила поведения общего характера, регулирующие общественные отношения и предусматривающее в случае его нарушения ответственность.

3) моральные нормы в) правила поведения, которые вырабатывались

людьми в результате длительного исторического применения.

4) правовые нормы г) устанавливались волей служителей культа и были

обязательны к исполнению всеми под страхом Божьей кары.

Механизм правового регулирования общественных отношений.

1. Выделите черты норм морали:

2) установлены государством

3) применяются меры государственного воздействия

5) являются обязательными 6) множественность выбора

2. Выделите черты норм права:

1) установлены обществом

2) установлены государством

3) множественность выбора

4) применяются меры государственного воздействия

5) применяются меры общественного воздействия

3. Правовая норма состоит из: 1) гипотеза 2) диспозиция 3)санкция

4. Норма-требование определяет:

1) что можно делать 2) что нельзя делать 3) что обязательно нужно делать

5. Норма-запрет определяет:

1) что можно делать 2) что нельзя делать 3) что обязательно нужно делать

6. Норма-разрешение определяет:

1) что можно делать 2) что нельзя делать 3) что обязательно нужно делать

7. Определите функции правовых норм в статье 20 Всеобщей декларации прав человека:

Статья 20.1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (Регулятивная)

Статья 20.2. Никто не может быть принужден вступить в какую-либо ассоциацию (охранительная)

8. Соедините понятия с их содержанием

1) источник права 5

1) правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле и ориентирующих их на добродетельные поступки

2) нормы, носящие обязательный, общий характер и определяющий правила поведения людей, их ответственность за нарушения в конкретной обстановке

3) нормы морали 1

3) исходные положения, на которые должно ориентироваться государство, принимая новые законы или нормы

4) правовые принципы 3

4) система принципов и общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством

5) нормы права 2

5) государственный документ, содержащий правовые нормы

1) гипотезу 2) диспозицию

10. Какое из этих утверждений является правильным?

Читайте также: