Кто по конституции 1924 года осуществлял надзор за деятельностью огпу

Обновлено: 25.06.2024

Учреждено по предложению В. И. Ленина IX съезду Советов 6 февраля 1922 года Постановлением ВЦИК об упразднении ВЧК и его реорганизации. При этом, функции по наблюдению за законностью, ранее выполнявшиеся ВЧК были возложены на Наркомат юстиции РСФСР, при котором Постановлением

Содержание

Структура ГПУ

Агитационный плакат ГПУ с изображением Председателя ГПУ Дзержинского Ф. Э.

Высшим адмнистративным органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, приказы который были обязательны для исполнения всеми подразделениями, включая территориальные.

Состав коллегии ГПУ на конец 1922 года:

  • Нарком внутренних дел, Председатель ГПУ Ф. Э. Дзержинский
  • Заместитель председателя ГПУ И. С. Уншлихт
  • Начальник Московского губотдела ГПУ В. Р. Менжинский
  • Начальник Особого отдела Г. Г. Ягода
  • Начальник Специального отдела Г. И. Бокий
  • Начальник Восточного отдела Я. X. Петерс

Для решения задач согласно Положению о НКВД СССР и постановлениям ЦИК при центральном ГПУ создаются:

С 1 декабря 1922 года центральный аппарат имеет следующую структуру:

  • Административно-организационное управление (начальником являлся Воронцов И. А.), в функцию которого входит формирование структуры ГПУ, кадровая работа, контроль за деятельностью территориальных и местных органов ГПУ.
  • Секретно-оперативное управление УСО (под руководством Менжинского В. Р.), имеющее 10 отделов:
    • Секретный отдел СО по порьбе с антисоветской деятельностью отдельных лиц, партий, организаций, структур. Имел восемь отделений:
      • первое — по борьбе с анархистами
      • второе — по борьбе с меньшевиками и бундовцами
      • третье — по борьбе с эсерами и крестьянами-антисоветчиками
      • четвёртое — по борьбе с бывшими белогвардейцами, жандармами, карателями, тюремщиками, еврейскими группами и партиями
      • пятое — по борьбе с правыми партиями и антисоветски настроенной интеллигенцией и молодёжью
      • шестое — по борьбе с православной церковью, конфессиями и сектами
      • седьмое — по борьбе с закавказскими национальными партиями и меньшевиками
      • восьмое — по борьба с бывшими членами ВКП(б), нелегальными партиями и протестными акциями рабочих и безработных

      Надзор за деятельностью ГПУ был уполномочен осуществлять Народный Комиссариат юстиции РСФСР.

      ОГПУ при СНК CCCР

      Полномочия ГПУ

      Форма сотрудника ОГПУ

      С марта 1923 по 20 апреля 1928 ГПУ участвовало в комиссиях по рассмотрению и утверждению уставов обществ и союзов (объединений), не преследующих целей извлечения прибыли. (согласно материалам ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 39, д. 25б, лл. 39 — 43 об.)

      В 1923—1924 годах ГПУ фактически руководило Центральной аттестационная комиссией по единовременной аттестации личного состава милиции (согласно материалам ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 39, д. 27, л. 247.).

      ГПУ являлось центральным управлением, осуществляющим деятельность на территории всей республики, на местах были созданы подчиненные органы безопасности.

      ГПУ осуществляло контроль за политическими отделами при ЦИК автономных республик и областей.

      В подчинении ГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления контрреволюционных выспуплений и бандитизма.

      Объединенное государственное политическое управление являлось объединённым наркоматом, действовавшим в союзных республиках через одноимённый наркомат союзной республики.

      Конституция СССР от 21.01.1924 года, ст.61, гл.9 [3]

      Согласно Конституции СССР от 21.01.1924 года представитель ОГПУ являлся обязательным членом Верховного Суда СССР при проведении пленарного заседания, Управление имеет право прямого обращения в Верховый Суд СССР. Надзор за деятельностью данного органа осуществлется прокурором Верховного Суда СССР.

      Задачи ГПУ

      ВЧК-ОГПУ на страже революции. Плакат [4] , что следует из строк Конституции СССР от 31.01.1924 года, где речь идет уже об объединённом Управлении.

      Механизм решения поставленных задач

      Средствами к осуществлению задач являлись:

      Примечания

      Литература

      См. также

      Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: ГПУ НКВД РСФСР. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

      ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ 1921—1941 гг.

      Структура центрального аппарата советских органов госбезопасности (ВЧК—КГБ) уже достаточно подробно описана нами ранее: Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960: Справочник / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров; Под ред. Р.Г.Пихоя. М., 1997; Кокурин А.И., Петров Н.В. ВЧК—КГБ: Структура, функции, кадры (1917—1967) // Свободная мысль. 1997. № 6 — 9, 11 — 12; 1998. № 1 — 2, 4, 6 — 8). Здесь в таблицах 1 — 3 мы приводим направления оперативной деятельности (“линии” работы) основных оперативных подразделений НКВД—КГБ с 1934 по 1991 г. и условные номерные обозначения, которые имели эти подразделения центрального аппарата в различные периоды. Сведения, характеризующие организацию и структуру органов госбезопасности в период, выходящий за хронологические рамки нашего справочника, на наш взгляд, имеют существенное значение для нашего справочника, ибо многие персонажи, представленные в нем, благополучно трудились в “органах” и в 1950-е — 1960е годы.

      Таблица 1. Условные обозначения основных оперативных отделов НКВД СССР в 1936—1941 гг.
      Таблица 2. Условные обозначения основных оперативных подразделений НКВД—НКГБ в 1941—1946 гг.
      Таблица 3. Условные обозначения основных оперативных подразделений МГБ—МВД—КГБ в 1946—1991 гг.

      Территориальные органы госбезопасности

      28 декабря 1917 г., через восемь дней после создания постановлением СНК РСФСР Всероссийской чрезвычайной комиссии в Петрограде, уже от имени ВЧК было опубликовано обращение к местным Советам с призывом создавать ЧК на местах. Однако процесс образования территориальных ЧК шел вяло. И после переезда из Петрограда в Москву, 18 марта 1918 г., ВЧК повторно ставит вопрос об “организации однотипных комиссий для ведения борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности”. Весной 1918 г. губерн-ские и уездные ЧК были образованы. В 1919 г. уездные ЧК упразднили, и вместо них был создан институт уездных уполномоченных губернских ЧК. Позднее были образованы политбюро при уездных отделениях милиции, в состав которых входили представители губернской ЧК. Организационно политбюро подчинялись уездной милиции, а в оперативном отношении — напрямую губернской ЧК. 17 января 1922 г. приказом ВЧК № 35 уездные политбюро были упразднены. Губернские ЧК, представлявшие собой местные органы ВЧК, организовывались при губисполкомах и были их самостоятельными отделами. При этом в ряде крупных районов страны, объединявших несколько губерний, и в республиках были созданы полномочные представительства (ПП) ВЧК (например, в 1919—1921 гг. ПП ВЧК функционировали в Туркестане, Закавказье, Киргизии, Сибири, на Украине, юго-востоке России). На территории РСФСР полпредства ВЧК создавались в нескольких губерниях, входящих в один военный округ, что, соответственно, отражалось и в названии. В ПП ВЧК Петроградского ВО, к примеру, в 1923 г. входили: Петроградская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Череповецкая, Вологодская, Северо-Двинская, Архангельская губернии, а также Карельская и Зырянская области. После упразднения 6 февраля 1922 г. ВЧК и создания Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР система местных органов ГПУ включала: полпредства ГПУ, областные отделы ГПУ (при ЦИК автономных республик и областей), губернские отделы ГПУ и аппараты уездных уполномоченных. 2 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал при СНК СССР Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), а 15 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На основании этого Положения ГПУ республик выводились из подчинения республиканских НКВД и переподчинялись непосредственно ОГПУ при СНК СССР. С 1924 г., согласно Конституции СССР, ОГПУ имело статус союзно-республиканского наркомата. Структура аппарата территориальных органов госбезопасности организационно повторяла структуру центрального аппарата ОГПУ. Приказ ГПУ № 62 от 20 февраля 1923 г. объявил типовые штаты местных органов. Крупные полпредства ГПУ, отнесенные к 1-й категории, состояли из Секретно-оперативной части (СОЧ), включавшей отделения (позднее преобразованные в отделы): секретное (СО), особое (ОО), контрразведывательное (КРО), экономическое (ЭКО), информационно-агентурное (ИНФАГО), регистрационно-статистическое (РСО), борьбы с бандитизмом (ОББ), политконтроля (ПК), и Общеадминистративной части (ОАЧ), в которую входили канцелярия, стол личного состава, комендатура, подразделения связи, хозяйственное отделение. Штат такого ПП ГПУ (без учета идущих по особому штату ЭКО, ПК и отделения борьбы с бандитизмом) (ОББ), составлял 133 человека. В ПП ГПУ, отнесенных ко 2-й и 3-й категориям, штат был, соответственно, 80 и 33 человека. Причем в ПП 3-й штатной категории в СОЧ не было отделений, а лишь уполномоченные по линиям работы СО, КРО, ЭКО и т.д. Аналогичным образом строился аппарат губернских отделов ГПУ. Штатный состав губернских отделов ГПУ (тоже без ЭКО и ПК) 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий был, соответственно, 77, 59, 48 и 26 человек. Для аппаратов уездных уполномоченных ГПУ штат устанавливался в зависимости от размеров и населенности уезда, для категорий 1-й, 2-й, 3-й и 4-й, соответственно, — 12, 8, 5 и 3 человека. Поначалу отношения ПП ГПУ с губернскими отделами не были определены достаточно ясно и случалось, что губернские отделы игнорировали распоряжения и указания вышестоящих ПП. Для утверждения руководящей роли ПП ГПУ 4 августа 1922 г. был выпущен приказ ГПУ № 162 “О работе Полпредств ГПУ и подчиненности им губернских отделов”. В 1923 г. вся территория страны была разбита на 13 округов ГПУ (их перечень содержится в приложении к приказу № 305/417 от 18 июля 1923 г.): Московский, Приволжский, Уральский, Петроградский, Западный, Украинский, Крымский, Северо-Кавказский, Киргизский, Туркестанский, Сибирский, Дальневосточный и Закавказский. Губернии, входившие в округа, как правило, объединялись в ПП ГПУ по соответствующему округу. Исключения составили Московский и Приволжский округа (где губернские отделы ГПУ напрямую подчинялись Центру) и Закавказский округ (где до 7 сентября 1926 г. сохранялись органы ЧК республик, входивших в ЗСФСР, — Грузии, Армении и Азербайджана, — объединенные в Закавказскую ЧК). В ходе административно-территориальной реформы, начавшейся в 1923 г., губернии были ликвидированы и в результате их слияния организовывались крупные края и области, состоявшие из округов. Вместо упраздненных уездов наименьшей административно-территориальной единицей стали районы, подчиненные округам. Разумеется, реорганизация органов ГПУ следовала за изменением административно-территориального деления. Так, приказом ГПУ № 354 от 23 августа 1923 г. на территории ПП ГПУ Уральской области были упразднены Екатеринбургский, Пермский, Тюменский и Челябинский губернские отделы ГПУ, а вместо них на территории новых административных округов сформированы 14 окружных отделений (ОКРО) ГПУ (впоследствии их преобразовали в окружные отделы). 10 ноября 1923 г. в ПП ГПУ Юго-Востока России (Северо-Кавказский округ ГПУ) были утверждены штаты 12 окружных (ОКРО) и областных (ОБЛО) отделов ГПУ. Как следствие ликвидации отделов ГПУ в губерниях, где располагался центр полпредства, происходило сокращение штатов аппаратов ПП ГПУ. Так, приказом № 473 от 10 ноября 1923 г. Смоленский губернский отдел ГПУ был влит в ПП ГПУ Западного ВО, но в его составе остались Брянский, Витебский и Гомельский губернские отделы ГПУ и ГПУ Белоруссии. Особая ситуация сложилась в Москве: приказом по Административно-организационному управлению ОГПУ № 292 от 24 декабря 1923 г. было объявлено о слиянии Московского губернского отдела ГПУ с центральным аппаратом ОГПУ, а для руководства уездными ГПУ Московской губернии в ИНФО ОГПУ было создано новое отделение. В связи с новым районированием Белорусской ССР приказом ОГПУ № 182/62 от 7 апреля 1924 г. ПП ОГПУ Западного ВО было слито с ГПУ Белоруссии, а центр полпредства переведен из Смоленска в Минск. Теперь оно именовалось ПП ОГПУ по Западному краю и состояло из Могилевского, Витебского, Мозырского, Оршанского, Борисовского, Бобруйского и Полоцкого ОКРО ГПУ, Гомельского, Брянского и вновь образованного Смоленского губернских отделов ГПУ. Аппарат ОО ОГПУ Западного фронта остался в Смоленске и организационно был слит со Смоленским губернским отделом ГПУ. Начальник Смоленского губернского отдела ГПУ одновременно являлся и заместителем начальника ОО ОГПУ Западного фронта, а полпред ОГПУ по Западному краю Ф.Д.Медведь был одновременно председателем ГПУ Белоруссии и начальником ОО ОГПУ Западного фронта. Такой порядок совмещения должностей ввели во всех союзных республиках, в столицах которых располагался центр военного округа: полпред ОГПУ был одновременно и председателем ГПУ республики. Изменения в названиях полпредств ОГПУ происходили не только в случае административно-территориальных преобразований, но и при реорганизации военных округов, имена которых они носили. В связи с приказом РВС СССР о переименовании Западного ВО в Белорусский ВО соответственно было изменено и название полпредства ОГПУ. С 18 ноября 1926 г. короткое время оно именовалось ПП ОГПУ по Белорусскому краю, с 20 января 1927 г. — ПП ОГПУ по Белорусскому ВО и, наконец, с 1 сентября 1931 г. — ПП ОГПУ по Белорусской ССР. Отметим здесь наиболее важные преобразования, связанные с ликвидацией губерний и созданием вместо них крупных краев и областей, в результате чего организовывались и новые полпредства ОГПУ. Приказом ОГПУ № 128/56 от 27 июня 1928 г. были образованы три новые полпредства ОГПУ: по Нижне-Волжскому краю (НВК с центром в Саратове), Центрально-Черноземной области (ЦЧО с центром в Воронеже) и Средне-Волжской области (СВО с центром в Самаре). В свою очередь, каждое из этих полпредств состояло из вновь организованных ОКРО ОГПУ, которых, соответственно, насчитывалось — 8, 10 и 7. ПП ОГПУ НВК, кроме того, включало ГПУ АССР Немцев Поволжья и Калмыцкий ОБЛО ГПУ. Общий смысл проводимых реорганизаций (как административно-территориального деления, так и структуры местных органов ОГПУ), очевидно, заключался в стремлении централизовать руководство и приблизить руководящие органы партийного, советского и чекистского аппарата к низовым — такой вывод напрашивается при сравнении числа упраздненных губерний — 11 — и числа округов, учрежденных для управления той же территорией, — 25. Приказом ОГПУ № 54/27 от 27 марта 1929 г. были созданы полпредства ОГПУ Северного края (центр — Архангельск), Западной (Смоленск), Нижегородской (Нижний Новгород) и Иваново-Промышленной (Иваново) областей. Приказом ОГПУ № 132/64 от 22 июня 1929 г. в связи с новым районированием были упразднены губернские отделы ГПУ Тульской, Тверской, Калужской и Рязанской губерний и организованы Подмосковный, Тверской, Калужский, Тульский, Рязанский, Бежецкий, Кимрский, Серпуховской, Орехово-Зуевский и Коломенский ОКРО ОГПУ, непосредственно подчиненные центральному аппарату ОГПУ в Москве. Несколько позже, приказом ОГПУ № 69/33 от 17 февраля 1930 г., было организовано ПП ОГПУ по Московской области. В связи с разделением Сибирского края приказом ОГПУ № 257/122 от 11 августа 1930 г. было сформировано ПП ОГПУ Восточно-Сибирского края (ВСК с центром в Иркутске), а ПП ОГПУ Сибирского края переименовано в ПП ОГПУ Западно-Сибирского края (ЗСК с центром в Новосибирске). Рост числа ПП ОГПУ по стране происходил и в результате повышения статуса некоторых местных ГПУ. Так, приказом ОГПУ № 436/252 от 11 августа 1931 г. ГПУ Башкирской АССР и ГПУ Татарской АССР были переведены в ранг полпредств ОГПУ. В 1934 г. произошло разукрупнение ряда краев и областей, были разделены Северо-Кавказский, Нижне-Волжкий края, Уральская и Центрально-Черноземная области. Как следствие издавались приказы ОГПУ СССР об образовании ПП ОГПУ: № 1017 от 23 января — по Азово-Черноморскому (Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказскому (Пятигорск) краям; № 1019 от 23 января — ПП ОГПУ по Свердловской, Челябинской и Обско-Иртышской (Тюмень) областям; № 1023 от 26 января — ПП ОГПУ по Саратовскому и Сталинградскому краям; № 1225 от 10 июля — ПП ОГПУ по Воронежской и Курской областям. Сведения о дальнейших реорганизациях органов госбезопасности республиканского и областного уровня в период с июля 1934 г. по февраль 1941 г. приведены нами на с.57—79.

      Районные и городские органы госбезопасности

      В июле 1930 г. XVI съезд ВКП(б) одобрил решение об упразднении округов. В резолюции съезда говорилось “об укреплении района как основного звена социалистического строительства в деревне, что должно привести к решительному приближению партийно-советского аппарата к селу, к колхозам, к массам” (ВКП(б) в резолюциях. Изд.5. Т.2. М., 1936. С.405). Ликвидация округов — промежуточного административного звена между республикой, областью, краем и районами — естественным образом означала и реорганизацию системы местных органов ОГПУ. Было принято решение на территории двух-трех ликвидируемых округов создавать оперативный сектор ОГПУ для руководства районными аппаратами органов госбезопасности. Делалось это потому, что некоторые края и области насчитывали более сотни районов, зачастую находившихся на достаточно удаленном от центра расстоянии. К 1 октября 1930 г. подавляющее большинство окружных отделов ОГПУ были ликвидированы (они сохранялись только в нескольких не затронутых реформой административных округах, например в Мурманском), а вместо них введены новые штаты оперативных секторов ОГПУ и аппаратов ОГПУ районного уровня. О масштабах перестройки местных органов госбезопасности мы можем судить по данным докладной записки, где описывались построение и численность ОГПУ до и после реорганизации (ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.9. Д.183).


      Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР — орган государственной безопасности в РСФСР. Спецслужба учреждена 6 февраля 1922 года по предложению В. И. Ленина IX съезду Советов постановлением ВЦИК об упразднении ВЧК с передачей полномочий ГПУ при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР.

      15 ноября 1923 года ГПУ было преобразовано в ОГПУ при СНК СССР уже на союзном уровне.

      Содержание

      Структура ГПУ

      Высшим административным органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, приказы которой были обязательны для исполнения всеми подразделениями, включая территориальные.

      Весь период, когда главная спецслужба РСФСР именовалась ГПУ, во главе её находился Ф. Э. Дзержинский, ранее руководивший ВЧК, а впоследствии — ОГПУ.

      Состав коллегии ГПУ на конец 1922 года:

      • Нарком внутренних дел, Председатель ГПУ Ф. Э. Дзержинский
      • Заместитель председателя ГПУ И. С. Уншлихт
      • Начальник Московского губотдела ГПУ Ф. Д. Медведь.
      • Начальник Петроградского губотдела ГПУ С. А. Мессинг
      • Начальник Секретно-оперативного управления В. Р. Менжинский
      • Начальник Особого отдела Г. Г. Ягода
      • Начальник Специального отдела Г. И. Бокий
      • Начальник Восточного отдела Я. X. Петерс

      Для решения задач согласно Положению о НКВД СССР и постановлениям ЦИК при центральном ГПУ создаются:

      С 1 декабря 1922 года центральный аппарат имеет следующую структуру:

      • Административно-организационное управление (начальником являлся Воронцов И. А.), в функцию которого входит формирование структуры ГПУ, кадровая работа, контроль за деятельностью территориальных и местных органов ГПУ.
      • Секретно-оперативное управление УСО (под руководством Менжинского В. Р.), имеющее 10 отделов:
        • Секретный отдел СО (начальник — Т. П. Самсонов) по борьбе с антисоветской деятельностью отдельных лиц, партий, организаций, структур. Имел восемь отделений:
          • первое — по борьбе с анархистами
          • второе — по борьбе с меньшевиками и бундовцами
          • третье — по борьбе с эсерами и крестьянами-антисоветчиками
          • четвёртое — по борьбе с бывшими белогвардейцами, жандармами, карателями, тюремщиками, антисоветскими еврейскими группами и партиями
          • пятое — по борьбе с правыми партиями и антисоветски настроенной интеллигенцией и молодёжью
          • шестое — по борьбе с православной церковью, конфессиями и сектами
          • седьмое — по борьбе с закавказскими национальными партиями и меньшевиками
          • восьмое — по борьбе с бывшими членами ВКП(б), нелегальными партиями и протестными акциями рабочих и безработных

          Численность центрального аппарата составляла более 2200 человек [1] .

          Надзор за деятельностью ГПУ был уполномочен осуществлять Народный комиссариат юстиции РСФСР.

          Полномочия ГПУ

          С марта 1923 по 20 апреля 1928 ГПУ, а затем ОГПУ, участвовало в комиссиях по рассмотрению и утверждению уставов обществ и союзов (объединений), не преследующих целей извлечения прибыли (согласно материалам ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 39, д. 25б, лл. 39—43 об.).

          В 1923—1924 годах ГПУ, а затем ОГПУ, фактически руководило Центральной аттестационной комиссией по единовременной аттестации личного состава милиции (согласно материалам ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 39, д. 27, л. 247.).

          ГПУ являлось центральным управлением, осуществляющим деятельность на территории всей республики, на местах были созданы подчинённые органы безопасности.

          ГПУ осуществляло контроль за политическими отделами при ЦИК автономных республик и областей.

          В подчинении ГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления контрреволюционных выступлений и бандитизма.

          Задачи ГПУ

          • предупреждение и подавление открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических
          • раскрытие контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов республики.

          Механизм решения поставленных задач


          Совет народных комиссаров СССР формировался из руководителей центральных органов государственного управления — народных комиссаров СССР.

          Согласно Конституции 1924 года, народные комиссариаты СССР подразделялись на общесоюзные и объединённые. Общесоюзные наркоматы имели в союзных республиках своих уполномоченных, которые непосредственно подчинялись союзным наркоматам. Объединённые наркоматы действовали через сеть одноимённых народных комиссариатов союзных республик, которые выполняли задания соответствующего союзного наркомата.

          Начиная с 1936 года, наркоматы СССР стали подразделяться на общесоюзные и союзно-республиканские. Также изменился порядок их деятельности. Общесоюзные наркоматы руководили порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы, в то время как союзно-республиканские наркоматы СССР действовали, как правило, через одноимённые наркоматы союзных республик и управляли непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.

          б) Верховный Суд СССР и его место в тогдашней судебной системе;

          В целях утверждения революционной законности на

          территории СССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

          а) дача верховным судам союзных республик

          разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

          б) рассмотрение и опротестование

          постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик

          г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

          д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц

          Союза в преступлениях по должности.

          Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик

          действует в составе:

          а) пленарного заседания Верховного Суда

          б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий

          в) военной и военно-транспортной коллегий.

          Верховный Суд СССР образуется из 11-ти членов, в

          том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей

          пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного

          представителя Объединенного Государственного Политического

          председатель и его заместитель и остальные пять членов

          назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета.

          · народный суд (действовал в пределах уезда и городского района),

          · губернский суд (орган правосудия по важным делам и орган, руководивший всеми судами губернии) и

          · Верховный Суд РСФСР.


          Верховный Суд должен был: осуществлять надзор за всеми судами Республики, рассматривать в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, в порядке надзора – дела, решенные любыми судами, и быть судом первой инстанции по делам особой государственной важности по специально установленной подсудности.

          В) ОГПУ и его конституционный статус, структура, полномочия.

          Глава девятая

          Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

          В целях объединения революционных усилий союзных

          республик по борьбе с политической и экономической

          контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при Совете

          Народных Комиссаров СССР

          Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ),

          председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров СССР

          с правом совещательного голоса.

          Объединенное Государственное Политическое Управление

          Республик руководит работой местных органов Государственного Политического Управления (ГПУ)

          через своих уполномоченных при советах народных комиссаров

          союзных республик, действующих на основании специального

          положения, утвержденного в законодательном порядке.

          Надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного Политического Управления

          осуществляется прокурором Верховного Суда на основе специального постановления Центрального Исполнительного Комитета.

          В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления контрреволюционных выступлений и бандитизма.

          Организация вооруженных сил трудящихся есть Рабоче-крестьянская красная армия Союза ССР. Рабоче-крестьянская красная армия разделяется на сухопутные, морские и воздушные силы. В состав Рабоче-крестьянской красной армии входят также войска специального назначения: войска Объединенного государственного политического управления и конвойные войска.

          Высшим административным органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, приказы который были обязательны для исполнения всеми подразделениями, включая территориальные.

          Весь период, когда главная спецслужба РСФСР именовалась ГПУ, во главе её находился Ф. Э. Дзержинский, ранее руководивший ВЧК, а впоследствии — ОГПУ.

          · подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;

          · принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;

          · политическая охрана границ СССР;

          · борьба с контрабандой и переходом границ республики без соответствующих разрешений;

          · выполнение специальных поручений Президиума ВЦМК или СНК по охране революционного порядка.

          Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .


          Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР — орган государственной безопасности в РСФСР. Спецслужба учреждена 6 февраля 1922 года по предложению В. И. Ленина IX съезду Советов постановлением ВЦИК об упразднении ВЧК с передачей полномочий ГПУ при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР.

          15 ноября 1923 года ГПУ было преобразовано в ОГПУ при СНК СССР уже на союзном уровне.

          Содержание

          Структура ГПУ

          Высшим административным органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, приказы которой были обязательны для исполнения всеми подразделениями, включая территориальные.

          Весь период, когда главная спецслужба РСФСР именовалась ГПУ, во главе её находился Ф. Э. Дзержинский, ранее руководивший ВЧК, а впоследствии — ОГПУ.

          Состав коллегии ГПУ на конец 1922 года:

          • Нарком внутренних дел, Председатель ГПУ Ф. Э. Дзержинский
          • Заместитель председателя ГПУ И. С. Уншлихт
          • Начальник Московского губотдела ГПУ Ф. Д. Медведь.
          • Начальник Петроградского губотдела ГПУ С. А. Мессинг
          • Начальник Секретно-оперативного управления В. Р. Менжинский
          • Начальник Особого отдела Г. Г. Ягода
          • Начальник Специального отдела Г. И. Бокий
          • Начальник Восточного отдела Я. X. Петерс

          Для решения задач согласно Положению о НКВД СССР и постановлениям ЦИК при центральном ГПУ создаются:

          С 1 декабря 1922 года центральный аппарат имеет следующую структуру:

          • Административно-организационное управление (начальником являлся Воронцов И. А.), в функцию которого входит формирование структуры ГПУ, кадровая работа, контроль за деятельностью территориальных и местных органов ГПУ.
          • Секретно-оперативное управление УСО (под руководством Менжинского В. Р.), имеющее 10 отделов:
            • Секретный отдел СО (начальник — Т. П. Самсонов) по борьбе с антисоветской деятельностью отдельных лиц, партий, организаций, структур. Имел восемь отделений:
              • первое — по борьбе с анархистами
              • второе — по борьбе с меньшевиками и бундовцами
              • третье — по борьбе с эсерами и крестьянами-антисоветчиками
              • четвёртое — по борьбе с бывшими белогвардейцами, жандармами, карателями, тюремщиками, антисоветскими еврейскими группами и партиями
              • пятое — по борьбе с правыми партиями и антисоветски настроенной интеллигенцией и молодёжью
              • шестое — по борьбе с православной церковью, конфессиями и сектами
              • седьмое — по борьбе с закавказскими национальными партиями и меньшевиками
              • восьмое — по борьбе с бывшими членами ВКП(б), нелегальными партиями и протестными акциями рабочих и безработных

              Численность центрального аппарата составляла более 2200 человек [1] .

              Надзор за деятельностью ГПУ был уполномочен осуществлять Народный комиссариат юстиции РСФСР.

              Полномочия ГПУ

              С марта 1923 по 20 апреля 1928 ГПУ, а затем ОГПУ, участвовало в комиссиях по рассмотрению и утверждению уставов обществ и союзов (объединений), не преследующих целей извлечения прибыли (согласно материалам ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 39, д. 25б, лл. 39—43 об.).

              В 1923—1924 годах ГПУ, а затем ОГПУ, фактически руководило Центральной аттестационной комиссией по единовременной аттестации личного состава милиции (согласно материалам ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 39, д. 27, л. 247.).

              ГПУ являлось центральным управлением, осуществляющим деятельность на территории всей республики, на местах были созданы подчинённые органы безопасности.

              ГПУ осуществляло контроль за политическими отделами при ЦИК автономных республик и областей.

              В подчинении ГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления контрреволюционных выступлений и бандитизма.

              Задачи ГПУ

              • предупреждение и подавление открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических
              • раскрытие контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов республики.

              Механизм решения поставленных задач

              Читайте также: