Как получить зеленый паспорт в россии

Обновлено: 04.05.2024

С начала этого года в России выдают сертификаты о вакцинации от коронавируса. Разобрались, кто и как может получить такой документ, зачем он нужен и что грозит за покупку поддельного документа.

Что такое сертификат о вакцинации от коронавируса

С января 2021 года в России выдают сертификаты профилактической прививки от COVID-19. Документ электронный. Получить его могут все, кто поставил вакцину.

В сертификате указаны:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения человека, который поставил прививку;
  • дата и место вакцинации;
  • название препарата;
  • QR-код.


QR-код ведёт на электронный документ, привязанный к Госуслугам.



Зачем нужен сертификат о прививке от коронавируса

Электронный сертификат только подтверждает факт вакцинации от новой коронавирусной инфекции, сообщил Российской газете Минздрав. Его наличие даже не освобождает от обязанности носить маску в общественных местах. Сейчас ведомство решает, где и для чего вообще может применяться этот документ.

Однако некоторые работодатели уже придумали своё применение сертификату. Они требуют от работников сделать прививку и в подтверждение принести документ.


Как получить электронный сертификат о вакцинации

Электронный сертификат о вакцинации получить могут только те, кто поставил прививку от коронавируса. Документ формируется автоматически на портале Госуслуг.

Вот подробная инструкция о том, как получить сертификат — нужно пройти двухкомпонентную вакцинацию от COVID-19, то есть человеку для защиты от вируса нужно поставить два укола:

1. Сделать первую прививку от коронавируса. Записаться можно онлайн .

2. Заполнить дневник вакцинации на Госуслугах. Он появится после первой вакцинации.

3. Дождаться уведомления от Госуслуг с информацией о второй прививке, поставить её.

4. Открыть на Госуслугах дневник вакцинации от COVID-19. Там будет документ с информацией, где, когда и какую прививку человек поставил (это и есть электронный сертификат).

Сертификат защищён от подделок. Считать QR-код и проверить подлинность может любой человек, в том числе работодатель.


Мошенничество с прививочными сертификатами

Некоторые сайты предлагают за 1,5 – 3 тысячи ₽ оформить поддельный сертификат о вакцинации от коронавируса.

Подлинные сертификаты всегда бесплатны, предупреждают на Госуслугах . Там подчёркивают, что подделки легко обнаружить: они не пройдут проверку по QR-коду на портале.

Чем грозит покупка поддельного сертификата

Человека, который знал, что покупает поддельный документ, ждёт ограничение свободы на срок до одного года, принудительные работы на срок до одного года или лишение свободы на срок до одного года.

Более мягкая ответственность предусмотрена для тех, кто купил официальный документ с действительными печатями, но у мошенников. В этом случае нарушителя ждёт штраф в размере до 80 тысяч ₽ или в размере его зарплаты за период до шести месяцев, исправительные работы на срок до одного года или арест на срок до трёх месяцев.

Коронавирусных или антиковидных паспортов в России официально пока нет. Однако Башкирия планирует выдавать такие документы. Они, с одной стороны, будут подтверждать наличие у человека антител, с другой — давать некоторые льготы.

  • скидки на абонементы в республиканские бассейны, санатории, фитнес-центры;
  • дополнительные билеты в кино, театры, на спортивные матчи — то есть проход на те мероприятия, где зал уже заполнен на разрешённые 30%.

Ввести документы планируется после вакцинации 25% населения Башкирии.

Коронавирусные паспорта в мире

25 февраля страны Евросоюза договорились о внедрении цифровых сертификатов вакцинации от коронавируса. Документы будут собирать в единую базу в ближайшие три месяца.

Канцлер Германии Ангела Меркель считает, что с сертификатами может стать свободным перемещение внутри ЕС. Она также не исключила, что иностранцам с таким документом могут разрешить въезд в Евросоюз.

С марта 2020 года ЕС закрыт для туристов из большинства стран мира. Исключение сделано для шести стран — Австралии, Новой Зеландии, Руанды, Сингапура, Таиланда и Южной Кореи. Перемещения внутри Евросоюза также ограничены.

Что такое дипломатический паспорт, зачем он нужен

Дипломатический паспорт является основным документом, удостоверяющим личность владельца при заграничных поездках. Имея его в кармане, гражданин может свободно пользоваться большим количеством привилегий при пересечении международных границ. Но получить эту заветную книжечку суждено далеко не каждому, так как круг лиц, которым он положен в силу служебного положения, весьма ограничен.

Дипломатический паспорт — что это такое

По своим функциям данное удостоверение личности похоже на обычный заграничный паспорт гражданина Российской Федерации. Но это не означает, что получить его также легко. Связано это с рядом преимуществ, которыми наделяются владельцы такого документа.

Чтобы было понятней, приведем категории лиц, которым он выдается безоговорочно.

  1. Президент. Первое лицо государства совершает частые рабочие и дружественные поездки в другие страны. Странно было бы, если таможенные службы требовали с него оформленную визу. Ведь часто поездки носят экстренный характер, и к тому же за 1–2 дня он может несколько раз пересекать границы различных государств.
  2. Члены Совета Федераций. Общее их количество на данный момент составляет 170 человек.
  3. Депутаты Госдумы. Число депутатских мест составляет 450.
  4. Члены Правительства РФ. Сюда входят министры, председатель и заместители председателей. Как видим, их количество также невелико.
  5. Судьи. Но далеко не все. Правом получения обладают только судьи Верховного и Конституционного суда РФ.
  6. Генеральный прокурор. Остальные сотрудники генпрокуратуры не обладают правом обладания данного документа.
  7. Председатель Центробанка.
  8. Дипломатическим сотрудникам. Венская Конвенция наделила их особым иммунитетом и правом получения дипломатического паспорта во время исполнения служебных обязанностей.
  9. Государственные деятели федерального уровня.

Дипломатический паспорт могут получить депутаты, президент и все органы законоуправления

Если вы не нашли себя в списке данных категорий, то, скорее всего, дипломатический паспорт вам получить не удастся. Есть, правда, еще один вариант. Можно выйти замуж или жениться на резиденте, у которого уже есть такое удостоверение личности. Члены семьи гражданина, имеющего дипломатический паспорт, также обладают правом на его получение. Во всех остальных случаях вам придется довольствоваться обычной загранкой.

Надо сказать, что пользоваться этим привилегированным документом его обладатель может только в служебных целях.

После командировки его необходимо сдать. Это строго контролируется. Время на сдачу ограничено тремя днями. Поэтому воспользоваться им при путешествии в какую-либо страну по личным целям (отдых, туризм) не получится.

Разобравшись с кругом счастливых обладателей, необходимо понять, какие преимущества дает заветная книжечка.

Привилегии дипломатического паспорта

Документ служит подтверждением личности при заграничных поездках. Обладателям должны оказывать особое уважение и необходимую помощь. Но стоит понимать, что удостоверение личности лишь подтверждает статус своего обладателя. То есть сами привилегии возникают благодаря особому отношению к дипломатам различного уровня. Такие правила были приняты еще в 1961 году Венской Конвенцией.

Поэтому целесообразно говорить не о том, что паспорт дает привилегии, а его хозяин в силу своей службы (работы) обладает ими. А документ лишь подтверждает это. Список основных преимуществ выглядит так.

Дипломаты пожимают руки

Наличие данного документа накладывает и обязательства на его обладателя: он должен быть честностным и достойно выполнять свои служебные обязанности. Использовать помещение, предоставленное ему принимающей стороной, только по прямому назначению. Знать и выполнять требования и законы принимающей стороны. Им запрещено вмешиваться в дела иностранного государства и злоупотреблять своим служебным положением.

Как выглядит дипломатический паспорт

По внешнему виду документ отличается лишь цветом. Сведения же идентичны тем, что содержатся в обычной загранке.

Интересен тот факт, что в большинстве стран используется единый паспорт и для идентификации личности, и для заграничных поездок. Зеленый цвет применяется далеко не всеми странами. Поэтому говорить о единстве в этом вопросе не приходится. К примеру, в арабских государствах такой цвет имеют обычные гражданские паспорта. Дело в том, что зеленый является очень значимым и важным цветом в религиозном отношении.

Вот цвета в некоторых странах.

Внутри удостоверения личности, выдаваемом МИД РФ, обязательна надпись, в которой изъявляется просьба о всяческом содействии и помощи в беспрепятственном прохождении пограничного и таможенного контроля.

Какие сведения содержит

Информация, содержащаяся в документе, должна полностью идентифицировать личность владельца. С этой целью в нем содержатся:

  • фамилия, имя, отчество (при его наличии) полностью;
  • дата рождения владельца;
  • половая принадлежность;
  • фотография владельца;
  • сведение об идентификационном номере налогоплательщика;
  • страна, подданным которой является владелец;
  • дата выдачи;
  • срок действия (он может варьироваться в зависимости от обстоятельств);
  • наименование выдавшего органа.

Эти же сведения можно найти и в гражданском, и заграничном паспорте гражданина Российской Федерации. Исключением является лишь информация об ИНН.

В дипломатическом паспорте указаны все данные, как и в обычном загранпаспорте

Развитие технологий привело к применению микросхем. Они необходимы для защиты от подделки, сохранности данных о владельце и облегченияе идентификации. В настоящее время биометрические данные могут содержаться не только на дипломатических, но и на заграничных паспортах граждан РФ.

Как получить

Узнав обо всех привилегиях и преимуществах, которыми наделяет своего обладателя документ, многие задумываются: как оформить дипломатический паспорт для себя?

Как мы уже разобрали выше, что круг лиц, которым он положен по долгу службы, весьма ограничен. Конечно, можно попытаться сделать карьеру от студента юрфака до Верховного судьи. Но путь этот долог, и шанс добиться своего очень мал.

Если вы не относитесь к государственным деятелям и не баллотируетесь в депутаты, то еще одним шансом может стать брак. Это вполне реальный и легальный способ получения дипломатического паспорта.

Что касается самой процедуры получения, то здесь все просто. Его оформлением и выдачей занимается Министерство иностранных дел РФ. Отличие при получении наблюдаются уже на первой стадии подачи заявления. Дело в том, что не сам гражданин обращается в соответствующую службу, а организация, отправляющая его в служебную командировку. Документ выдается не на постоянное владение, а лишь на время поездки. Нередки случаи, когда они могут занимать довольно длительный промежуток времени. Он может составлять и 5, и 7 лет. В этом случае удостоверение личности выдается на все время пребывания, но не более, чем на 10 лет.

О том, как оформить дипломатический паспорт, точно знает организация, которая ходатайствует перед Министерством о его выдаче гражданину. Последнему же необходимо будет собрать пакет документов.

  1. Фотография 3,5*4,5 см. Требования, как и для других официальных документов. Светлый фон, четкое изображение, отсутствие солнцезащитных очков, декоративных элементов, парика, головных уборов (если ношение не продиктовано религиозными убеждениями).
  2. Анкета. В ней соискатель указывает основные сведения о себе. Не допускаются исправления, неточности или незаполненные обязательных полей.
  3. Учетная карта с фотографией. Ее заверение находится в полномочиях директору (руководителя) организации.
  4. Справки, подтверждающие оплату госпошлин. Так как паспорт оформляется организацией, то и расходы на его изготовление она берет на себя полностью.

После окончания командировки удостоверение личности сдается в Министерство. Но существует и ряд других обстоятельств, при которых необходимо передать его в МИД:

  • окончание срока действия документа;
  • произошедшие изменения в личных данных гражданина;
  • смерть владельца;
  • завершение трудовой деятельности в данной организации, окончание трудового договора;
  • запрет на выезд из страны вследствие определенных обстоятельств;
  • если владелец поменял гражданство;
  • паспорт незаконно передавался третьим лицам.

Паспорт после поездки сдается в МИД

Он дает ряд преимущество при пересечении международных границ. Выполнение служебной и государственной миссии сопряжено с рядом сложностей. В период военных конфликтов дипломатам необходимо беспрепятственно посещать штабы армии. Это невозможно было бы сделать без наличия особых условий и ряда соглашений между странами. Потому данный документ не является излишеством. Обладать им могут лишь ограниченный круг лиц, но теперь вы точно знаете, как получить дипломатический паспорт, и положен ли он вам.

До конца 2021 года в России появятся аналоги бумажных паспортов - смарт-карты, заявил в интервью телеканалу "Россия 24" глава минцифры Максут Шадаев. При этом отмены бумажных паспортов не произойдет: россияне смогут выбрать наиболее удобный для себя вариант. По мнению экспертов, для большинства замена бумажного паспорта на цифровой не станет проблемой, но важно решить вопрос с безопасностью данных и инфраструктурой.

"Смарт-карту можно положить в кошелек, она не портится, при посещении МФЦ можно будет приложить цифровой паспорт к считывателю, и все данные будут загружены. Но у нас не стоит задачи отказаться от бумажного паспорта. Принято решение не делать это обязательным: те люди, которые будут готовы поменять бумажный паспорт на смарт-карту, смогут это сделать, но обязаловки нет", - заявил Шадаев.

Фото: Михаил Почуев / ТАСС

В МВД планируют, что выдача паспортов с электронным носителем (ПЭН) стартует с Москвы, срок начала действия программы - 1 декабря 2021 года. Что касается других регионов, это будет зависеть от технической готовности. При этом крайний срок, когда цифровые паспорта должны стать доступны всем россиянам - 1 июля 2023 года.

В пресс-службе департамента информационных технологий Москвы подтвердили, что минцифры совместно с правительством Москвы и федеральными органами исполнительной власти, участвующими в проекте, в том числе регуляторами в области защиты информации, занимаются детальным проектированием и разработкой программно-технических решений, необходимых для внедрения электронного паспорта. Одновременно ведется и проработка нормативно-правовой базы.

В пресс-службе департамента отметили, что для правительства Москвы перевод госуслуг и сервисов в электронную форму - одна из стратегических задач. "Более 380 городских услуг и сервисов можно получить удаленно без посещения МФЦ или органа власти. Это экономит время горожан, избавляет их от личного посещения органов власти и сбора бумажных документов, - сообщили "РГ". - В то же время есть услуги, которые без предъявления документа, удостоверяющего личность, и рукописной подписи, оказать невозможно. Для их получения необходим личный визит. Электронный паспорт помимо удостоверения личности будет иметь возможность электронной подписи, что снимет эти ограничения и позволит перевести еще большее число важных для жителей услуг в дистанционную форму".

После запуска программы россияне смогут оформить документ на выбор - либо привычный бумажный паспорт, либо электронный. Прежде чем получить паспорт с электронным носителем, человека сфотографируют и возьмут у него отпечатки пальцев на обеих руках. В остальном выдача электронного паспорта не будет отличаться от той, что сейчас сопровождает оформление бумажного документа.

Внешне цифровой паспорт будет представлять собой пластиковую карточку, похожую на банковскую. Смарт-карта будет отечественного производства. На ней разместят привычные данные: регистрация по месту жительства, год и место рождения, семейное положение, сведения о детях и т.д. Данные можно будет считать с помощью специального мобильного приложения. В МВД отмечают, что электронный носитель снабдят повышенными средствами защиты, в том числе криптографическими. В микросхему такого документа поместят персональные и биометрические данные гражданина, а также персональную подпись владельца (по желанию). С юридической точки зрения пластиковые паспорта будут приравнены по статусу к действующим бумажным.

Электронный паспорт будет документом для внутреннего пользования - выехать по нему за границу не получится. При этом есть оговорка: границы тех стран, которые сейчас пускают граждан России по внутреннему паспорту (например, Армении или Беларуси), можно будет пересечь по электронному документу.

"Замена бумажного паспорта не должна вызывать дополнительные неудобства для россиян в виде новых карт и т.д", - считает руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Егор Кривошея. Но в цифровых каналах необходимо сохранить баланс между удобством и безопасностью, подчеркнул эксперт.

"Вслед за людьми в онлайн перемещаются мошенники, - указывает сооснователь и генеральный директор CloudPayments Дмитрий Спиридонов. - Поэтому возникает резонный вопрос сохранности данных электронных паспортов: как это будет организовано, что делать гражданам в случае массовой утечки данных, как будет подтверждаться подлинность новых паспортов".

Служебный паспорт гражданина

Общегражданский, заграничный и служебный паспорт — разновидности удостоверения личности гражданина России. Если с обычным внутренним и заграничным документом все более-менее ясно, то служебный паспорт гражданина Российской Федерации встречается крайне редко.

Что такое служебный паспорт

По типу использования служебный паспорт фактически является подвидом заграничного. Документ предназначен для оформления командировок от лица государства или близких к нему госкорпораций. Использовать синее удостоверение для туристических поездок и других личных целей противозаконно.

В отличие от красного гражданского / зеленого дипломатического, служебный документ выполнен в синем цвете.

служебный паспорт

Важно! Удостоверение личности изготавливается на срок не более пяти лет. Выдачей паспорта занимается напрямую Министерство иностранных дел, получение через ГУВМ или МФЦ невозможно.

Вне зависимости от типа, удостоверение сообщает службам пограничного контроля, что гражданин России прибывает в страну с задачами государственного уровня, требуя полного содействия.

Документ даже не принадлежит человеку, на которого он оформляется: после возвращения в страну гражданин обязан сдать служебный паспорт на хранение в выдавшую его организацию.

Дополнительные привилегии для владельцев

По условиям работы служебный паспорт ничем не отличается от заграничного. Единственная относительная привилегия — оформлением по большей части занимается работодатель с сотрудниками МИД вместо самого командированного.

Внутри документа на первом листе содержится просьба оказывать всяческое содействие предъявителю за пределами страны.

Служебный паспорт гражданина

Некоторое время Российская Федерация вела переговоры с ЕС о безвизовом режиме для обладателей синих паспортов, как способа упростить деловые контакты между странами. ЕС ответила отказом, отметив чрезмерное количество используемых документов (около 15 тысяч) вместе с непрозрачностью их оформления.

Различия с дипломатическим паспортом

Служебный и дипломатический паспорта служат одной цели — обеспечить беспрепятственную работу за границей важных для страны граждан. В отличие от служебного, зеленый документ наделяет обладателя официальным дипломатическим иммунитетом.

В остальном вся документация при оформлении одинакова. Однако зеленый дипломатический паспорт сможет получить только очень узкий круг лиц:

  • Президент и члены правительства;
  • Госдума и Совет Федерации;
  • Судьи высших инстанций, Генпрокурор;
  • Дипломаты и госслужащие.

У сотрудника частной компании или госкорпорации оформить этот тип документа не получится.

Кому выдается служебный паспорт

Эту разновидность удостоверения личности нельзя получить по желанию или заявлению. Служебный паспорт оформляется по прошению одной из следующих государственных организаций:

  1. Администрация президента;
  2. Госдума и Совет Федерации;
  3. Правительственные органы (министерства, их представительства);
  4. Конституционный и Верховный суд (только для судей);
  5. Арбитражный суд (для всех сотрудников);
  6. Центральный банк (все сотрудники);
  7. Госкорпорации.

Также на синее удостоверение могут претендовать военнослужащие с длительными задачами за рубежом и члены семей граждан, которые имеют служебный паспорт. При этом они должны командироваться более чем на один год.

Процедура получения служебного паспорта в России

Для оформления паспорта на одного из своих сотрудников любая из указанных выше организаций отправляет ходатайство в МИД. Стандартная форма заявления выглядит так:

письмо

  • Два экземпляра заполненной анкеты-заявления. Заявитель сообщает название организации, номер МИДа, ФИО и должность сотрудника, выезжающего за границу;
  • Учетная карта. В ней указываются сведения о цели, сроках поездки, а также страны, которые сотрудник посетит в процессе командировки;
  • Справка с персональными данными и фотографией. Документ содержит дополнительную информацию, которая может понадобиться при принятии решения сотрудником МИДа. Например, сведения о полученном допуске к секретным документам или обстоятельства, которые могу стать помехой отъезду;
  • Две фотографии паспортного формата;
  • Квитанция об оплате бланка.

Ни в одном из предоставленных документов не должно быть помарок или исправлений. Порядок выдачи описывается во внутреннем приказе МИД №12457.

Срок изготовления — один месяц. Если сотрудник не явился забрать документ в 30-дневный срок после завершения оформления, должностное лицо МИД высылает ему письменное уведомление.

Через год невостребованное удостоверение личности уничтожается, через пять — уничтожаются копии всех отправленных документов. Увольнение из организации также ведет к изъятию паспорта и необходимости его переоформления.

Что делать при утере за границей

При утрате удостоверения личности нужно немедленно сообщить об этом в консульское представительство или посольство на территории пребывания. При утере в РФ уведомляется МИД страны.

Служебный паспорт гражданина

После того как заявлению об утрате будет дан ход, в пограничную службу поступит разнарядка о недействительности документа. С этого момента пересечь границу или оформить договор, используя утерянный документ, становится невозможным.

Служебный паспорт является дополнительным подвидом заграничного и выдается командированным за пределы страны госслужащим. У документа нет никаких особых привилегий.

Читайте также: