Как узнать данные родителей по свидетельству о рождении

Обновлено: 18.05.2024

Проблема поиска биологических родителей или усыновленных детей — распространенное явление в России. В этом случае возникает вопрос как найти усыновленного ребенка и усыновленному своих биологических родителей.

Ведь понимание того, что он был усыновлен, часто становится для человека настоящим потрясением, заставляющим по-новому взглянуть на всю свою прежнюю жизнь.

Бросившие детей родители, также могут одуматься и попытаться вернуть своего ребенка, воссоединиться с ним. Однако если к этому моменту ребенок уже усыновлен, то сделать это будет очень сложно.

Тайна усыновления и ее сбережение

Тайна усыновления — это, охраняемое государством право усыновителей скрыть от ребенка тот факт, что они не являются ему настоящими родителями. Этот вопрос регулирует статья 139 Семейного кодекса РФ. Делается это для психологического комфорта детей и приемных родителей.

Известно множество случаев, когда биологические родители пытались увидеться со своими детьми, выкрасть их, увезти за границу, или когда информация об усыновлении становилась поводом для шантажа. Поэтому за разглашение тайны усыновления предусмотрена уголовная ответственность.

Запрещается раскрывать следующие сведения:

Фото 2

  • имя, возраст и место рождения ребенка;
  • данные о биологических родителях;
  • информацию о приемных родителях — имя, фамилию или адрес.

Лица, на которых распространяется ответственность за разглашение данной информации:

  • люди, работающие в органах опеки;
  • работники суда, присутствовавшие на заседании по усыновлению;
  • служащие ЗАГСа, которые выдают свидетельство о рождении; ;
  • родственники, друзья, знакомые, соседи, которым стало известно об усыновлении.

К документам, регламентирующим гарантию неприкосновенности жизни семьи, относят: Конституцию РФ, гражданский, трудовой, процессуальный кодекс и Европейскую конвенцию о правах человека.

Порядок усыновления

Дело об усыновлении рассматривается на закрытом заседании суда, на которое не допускаются посторонние. По желанию усыновителей их могут вписать в документы как настоящих родителей. Присутствующие визируют документ о неразглашении сведений. По результатам заседания суд выносит решение об усыновлении.

Как сохраняется тайна усыновления?

Для того чтобы не допустить распространения тайны, по желанию усыновителей, в документах можно изменить фамилию и инициалы ребенка, место его рождения. Разрешается поменять дату рождения, но только детям, которым еще не исполнился год и не более, чем на 3 месяца.

Бывает, что люди принимают решение усыновлять или удочерять достаточно большого ребенка, который помнит своих настоящих родителей или пребывание в детском доме. В таком случае хранить тайну бессмысленно. Рассказать правду имеют право и сами приемные родители, если у них для этого появились причины.

Ответственность за разглашение и меры наказания

Все лица, присутствовавшие на судебном заседании предупреждаются о том, что нельзя разглашать эти сведения без согласия приемных родителей.

Если это все же произошло, виновному грозят следующие меры наказания:

  • штраф 80 000 рублей или выплата зарплаты за 6 месяцев;
  • исправительные работы сроком на год;
  • лишение свободы сроком до 4-х лет.

[expert_bq государственных учреждений, узнавшим тайну по роду своей деятельности и разгласивших ее, помимо основного наказания запрещается впоследствии занимать подобные должности.[/expert_bq]

Как найти биологических родителей, если меня усыновили?

Каждый человек сам для себя решает — искать ему настоящих родителей или нет. Если он все же решился на такой шаг, то для начала нужно поговорить со своими приемными родителями и получить их согласие на эти поиски.

Поскольку за раскрытие тайны усыновления предусмотрена серьезная ответственность, ни один государственный орган не предоставит информации без письменного разрешения усыновителей. Если они уже умерли, эта проблема снимается.

Организации, которые могут помочь с поиском информации:

Фото 3

  1. для начала нужно обратиться к архивам ЗАГСа, так как именно эта организация выдавала новое свидетельство о рождении, вместо старого, которое было у ребенка до того, как его усыновили. То есть в старом документе указаны настоящие, первоначальные данные ребенка;
  2. местная администрация может найти официальное разрешение на усыновление, в котором четко написано, когда и откуда малыш был взят в семью;
  3. если человек выяснил, что до усыновления он находился в детском доме, то за сведениями о биологических родителях лучше всего обратиться именно туда.

Иногда возникают ситуации, при которых человек, обратившийся к официальным органам за информацией о своем усыновлении, получает отказ. Тогда выход только один — обратиться в суд. Однако нужно быть готовым к тому, что процесс будет длительным и придется потратиться на услуги адвоката.

В качестве последнего варианта, если все другие не сработали, можно обратиться за помощью в одну из телевизионных передач по поиску пропавших родственников. Возможно, именно это принесет реальный результат и поможет человеку найти своих настоящих родителей.

Как найти усыновленного ребенка?

Часто женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, отказываются от своего ребенка, оставляют его в детском доме. Проходит некоторое время, жизнь налаживается и мать понимает, что совершила ошибку. Она принимает решение вернуть своего ребенка.

Шанс на успех есть только, если ребенка не успели усыновить. В противном случае законных способов вернуть его не существует. Даже если она какими-то окольными путями его найдет, никто не отдаст ей ребенка и не позволит им жить вместе.

Кроме того, матери нужно хорошенько подумать, стоит ли вообще это делать? Ребенок уже живет в семье, у него есть мама и папа, которых он считает родными. Узнав правду, он получит серьезную психологическую травму. Возможно, иногда лучше ничего не менять, пусть все идет своим чередом.

В последнее время все чаще вспыхивают споры о том, что усыновленный ребенок имеет право знать, кто его настоящие родители. Есть множество сторонников этой теории, которые требуют отменить данную тайну, как нарушающую права усыновленных детей. Другие же считают, что это может разрушить семью, испортить отношения между ребенком и приемными родителями.

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что заставляет усыновленных людей активно искать своих биологических родителей, не жалея для этого ни сил, ни времени, ни денег.

Возможно, стремление узнать о своих корнях, как-то оправдать родителей, поближе познакомиться с ними. В любом случае тем, кто решился на подобные поиски, нужно быть готовым к тому, что они будут трудными и долгими.

Какие документы нужны, чтобы доказать родство, как собрать и где их требуют. Что делать с ошибками в официальных документах.

Подтверждение родства

Изначально вы строите генеалогическое древо, основываясь на рассказах родственников. Но официально вы обретете предков, если сможете доказать родство.

Главное правило науки: ничего не принимать на веру. Отсюда и необходимость в генеалогии каждый биографический факт подтвердить справкой или свидетельством. Достоверность и правда важнее всего.

Где требуют доказательство родства

Доказательство родства с ваши родственники, жившими в 20 веке, потребуется, чтобы получить следующие документы:

  • Анкета и личное дело репрессированного, справка о реабилитации репрессированного;
  • Выписка из похозяйственной книги за последние 75 лет;
  • Справка из ЗАГС;
  • Пенсионное дело умершего;
  • Справка о трудовом стаже и учебе.

Эти документы ваших родственников выдадут только, если вы предъявите доказательство родства между вами и родственником.

Показания свидетелей, подтверждающих факт рождения, поскольку первоначальная книга ЗАГС не сохранилась

Показания свидетелей, подтверждающих факт рождения, поскольку первоначальная книга ЗАГС не сохранилась

Любые инстанции, выдающие сведения о людях 20 века, имеют право попросить предъявить пакет документов о родстве (если иное не прописано в законе).

На счастье генеалогов, региональные и муниципальные архивы не требуют доказывать родство, если уже истек срок давности для документов. Срок давности – 75 лет, в отдельных случаях 100 лет.

Подтвердить близкое родство

У человека есть 3 главных документа: свидетельства о рождении, браке и смерти.

Получить любую из указанных выше справок можно лично заявителю, если она составлена о нем. В случае недееспособности, такую справку получит опекун.

Если тот, о ком справка, уже умер, то получить может ее ближайший живой родственник.

Примеры

Пример 1. Вам нужно получить справку о смерти деда по материнской линии.

Вам понадобятся документы:

  • 1. Ваш паспорт,
  • 2. Ваше свидетельство о рождении,
  • Не совпадающую фамилию в паспорте и свидетельстве о рождении, нужно подтвердить документом: свидетельством или справкой о браке или смене фамилии/имени/отчества.
  • 3. Свидетельство или справку о смерти вашей матери.
  • 4. Свидетельство или справку о браке вашей матери (если она меняла свою девичью фамилию)
  • 5. Свидетельство о рождении вашей матери.

Имея такой набор документов, вы сможете получить справку о смерти деда.

Свидетельство о рождении 1904 года, выданное для поступления в учебное заведение

Свидетельство о рождении 1904 года, выданное для поступления в учебное заведение

Пример 2. Вам нужно получить справку о браке сестры вашего деда.

  • 1. Все документы, приведенные в первом примере, в том числе справка о смерти деда.
  • 2. Свидетельство или справка о рождении вашего деда.
  • 3. Свидетельство или справка о смерти его сестры.
  • 4. Свидетельство или справка о рождении его сестры (чтобы доказать, что ваш дед и его сестра родственники)

Пример 3. Получить справку о рождении прабабушки (мать деда).

  • 1. Все документы, приведенные в первом примере, в том числе справка о смерти деда.
  • 2. Свидетельство или справка о рождении вашего деда.
  • 3. Свидетельство или справка о смерти вашей прабабушки
  • 4. Свидетельство или справка о браке вашей прабабушки (если она меняла девичью фамилию).

Если нет документов

Если не хватает какого-то документа в цепочке, то его нужно заказать в ЗАГС по месту события.

Не сохранившиеся фонды в ЗАГС

Так получилось, что часть документов могла быть утеряна во время территориально-административных преобразований, во время войны, затопления архивных фондов и пожаров.

За восстановлением утерянного документа человек обращался в ЗАГС. При выдаче повторного свидетельства, в Книге ЗАГС делалась отметка.

Отметка в книге ЗАГС о рождении 1924 года о том, что выдано свидетельство о рождении 4.03.1982 года.

Отметка в книге ЗАГС о рождении 1924 года о том, что выдано свидетельство о рождении 4.03.1982 года.

Поэтому, если не сохранились архивные фонды книг в ЗАГС (утеряны во время Великой отечественной войны), можно попросить сотрудника ЗАГС проверить записи за все годы.

Например, ваш родственник, родившийся в 1925 году, мог обратиться за получением свидетельства о своем рождении в 1950 или 1970 году.

Несоответствия в документах

Допущенные ошибки при написании данных в документах являются серьезной проблемой при оказательстве родства. По закону вам не выдадут справки, если данные в документах будут отличаться, но не подтверждены справкой.

Обычно решить такую проблему можно только обратившись в суд.

В любом случае иметь набор документов, способных доказать родство родственниками необходимо для составления родословной. Ведь благодаря таким документам вы узнаете основные сведения для родословной книги.

Вам также будут интересны статьи по генеалогии:

Проблема поиска биологических родителей или усыновленных детей — распространенное явление в России. В этом случае возникает вопрос как найти усыновленного ребенка и усыновленному своих биологических родителей.

Ведь понимание того, что он был усыновлен, часто становится для человека настоящим потрясением, заставляющим по-новому взглянуть на всю свою прежнюю жизнь.

Бросившие детей родители, также могут одуматься и попытаться вернуть своего ребенка, воссоединиться с ним. Однако если к этому моменту ребенок уже усыновлен, то сделать это будет очень сложно.

Тайна усыновления и ее сбережение

Тайна усыновления — это, охраняемое государством право усыновителей скрыть от ребенка тот факт, что они не являются ему настоящими родителями. Этот вопрос регулирует статья 139 Семейного кодекса РФ. Делается это для психологического комфорта детей и приемных родителей.

Известно множество случаев, когда биологические родители пытались увидеться со своими детьми, выкрасть их, увезти за границу, или когда информация об усыновлении становилась поводом для шантажа. Поэтому за разглашение тайны усыновления предусмотрена уголовная ответственность.

Запрещается раскрывать следующие сведения:

Фото 2

  • имя, возраст и место рождения ребенка;
  • данные о биологических родителях;
  • информацию о приемных родителях — имя, фамилию или адрес.

Лица, на которых распространяется ответственность за разглашение данной информации:

  • люди, работающие в органах опеки;
  • работники суда, присутствовавшие на заседании по усыновлению;
  • служащие ЗАГСа, которые выдают свидетельство о рождении; ;
  • родственники, друзья, знакомые, соседи, которым стало известно об усыновлении.

К документам, регламентирующим гарантию неприкосновенности жизни семьи, относят: Конституцию РФ, гражданский, трудовой, процессуальный кодекс и Европейскую конвенцию о правах человека.

Порядок усыновления

Дело об усыновлении рассматривается на закрытом заседании суда, на которое не допускаются посторонние. По желанию усыновителей их могут вписать в документы как настоящих родителей. Присутствующие визируют документ о неразглашении сведений. По результатам заседания суд выносит решение об усыновлении.

Как сохраняется тайна усыновления?

Для того чтобы не допустить распространения тайны, по желанию усыновителей, в документах можно изменить фамилию и инициалы ребенка, место его рождения. Разрешается поменять дату рождения, но только детям, которым еще не исполнился год и не более, чем на 3 месяца.

Бывает, что люди принимают решение усыновлять или удочерять достаточно большого ребенка, который помнит своих настоящих родителей или пребывание в детском доме. В таком случае хранить тайну бессмысленно. Рассказать правду имеют право и сами приемные родители, если у них для этого появились причины.

Ответственность за разглашение и меры наказания

Все лица, присутствовавшие на судебном заседании предупреждаются о том, что нельзя разглашать эти сведения без согласия приемных родителей.

Если это все же произошло, виновному грозят следующие меры наказания:

  • штраф 80 000 рублей или выплата зарплаты за 6 месяцев;
  • исправительные работы сроком на год;
  • лишение свободы сроком до 4-х лет.

[expert_bq государственных учреждений, узнавшим тайну по роду своей деятельности и разгласивших ее, помимо основного наказания запрещается впоследствии занимать подобные должности.[/expert_bq]

Как найти биологических родителей, если меня усыновили?

Каждый человек сам для себя решает — искать ему настоящих родителей или нет. Если он все же решился на такой шаг, то для начала нужно поговорить со своими приемными родителями и получить их согласие на эти поиски.

Поскольку за раскрытие тайны усыновления предусмотрена серьезная ответственность, ни один государственный орган не предоставит информации без письменного разрешения усыновителей. Если они уже умерли, эта проблема снимается.

Организации, которые могут помочь с поиском информации:

Фото 3

  1. для начала нужно обратиться к архивам ЗАГСа, так как именно эта организация выдавала новое свидетельство о рождении, вместо старого, которое было у ребенка до того, как его усыновили. То есть в старом документе указаны настоящие, первоначальные данные ребенка;
  2. местная администрация может найти официальное разрешение на усыновление, в котором четко написано, когда и откуда малыш был взят в семью;
  3. если человек выяснил, что до усыновления он находился в детском доме, то за сведениями о биологических родителях лучше всего обратиться именно туда.

Иногда возникают ситуации, при которых человек, обратившийся к официальным органам за информацией о своем усыновлении, получает отказ. Тогда выход только один — обратиться в суд. Однако нужно быть готовым к тому, что процесс будет длительным и придется потратиться на услуги адвоката.

В качестве последнего варианта, если все другие не сработали, можно обратиться за помощью в одну из телевизионных передач по поиску пропавших родственников. Возможно, именно это принесет реальный результат и поможет человеку найти своих настоящих родителей.

Как найти усыновленного ребенка?

Часто женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, отказываются от своего ребенка, оставляют его в детском доме. Проходит некоторое время, жизнь налаживается и мать понимает, что совершила ошибку. Она принимает решение вернуть своего ребенка.

Шанс на успех есть только, если ребенка не успели усыновить. В противном случае законных способов вернуть его не существует. Даже если она какими-то окольными путями его найдет, никто не отдаст ей ребенка и не позволит им жить вместе.

Кроме того, матери нужно хорошенько подумать, стоит ли вообще это делать? Ребенок уже живет в семье, у него есть мама и папа, которых он считает родными. Узнав правду, он получит серьезную психологическую травму. Возможно, иногда лучше ничего не менять, пусть все идет своим чередом.

В последнее время все чаще вспыхивают споры о том, что усыновленный ребенок имеет право знать, кто его настоящие родители. Есть множество сторонников этой теории, которые требуют отменить данную тайну, как нарушающую права усыновленных детей. Другие же считают, что это может разрушить семью, испортить отношения между ребенком и приемными родителями.

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что заставляет усыновленных людей активно искать своих биологических родителей, не жалея для этого ни сил, ни времени, ни денег.

Возможно, стремление узнать о своих корнях, как-то оправдать родителей, поближе познакомиться с ними. В любом случае тем, кто решился на подобные поиски, нужно быть готовым к тому, что они будут трудными и долгими.


Фото ТАСС/Л. Свердлов

Изучение семейного прошлого начинается с бесед с родственниками и просмотра документов и фотографий, которые у них хранятся. Следующим этапом поиска информации о близких станет обращение в архивы. Генеалог Екатерина Новикова рассказывает, как разобраться в архивном поиске и оформить запрос так, чтобы точно получить на него ответ.

Какие бывают архивы и какие документы в них хранятся

Важные этапы и события нашей жизни так или иначе фиксируются и документируются государственными органами. Еще несколько лет назад данные хранились исключительно на бумажных носителях, сейчас важные для государства события жизни граждан (рождение, брак, развод, смерть, всякие регистрации собственности и т.п.) вносятся в электронные базы данных. Документы, созданные в организациях и ведомствах, когда выходит срок хранения, уничтожаются или передаются в архивы города или региона. Весь объем архивных документов, независимо от времени создания, места хранения и других параметров, образуют собой Архивный фонд Российской Федерации.

Архивный фонд состоит из двух частей: государственной и негосударственной. Государственная — это документы, хранящиеся в архивах госучреждений разных уровней (федерального, регионального или муниципального).

Негосударственную часть Архивного фонда составляют архивы негосударственных структур: общественных объединений, религиозных организаций, акционерных и частных предприятий, а также частных лиц, если документы эти представляют собой значительную ценность. Негосударственная часть АФ может контролироваться государством при согласии собственников документов.


Выбираем, в какой архив обратиться

В первую очередь нужно выбрать человека, о котором вы хотите узнать больше, и посмотреть, какая информация о нем вам уже известна. Дальше выбор архива зависит от периода, о котором вы ищете информацию.

Для поиска документов дореволюционного периода в выборе архива для обращения ключевым является место события (рождения, крещения, свадьбы или венчания, проживания, учебы, работы, военной службы, смерти). Допустим, ваш родственник родился в Калужской губернии — сейчас это Калужская область. Значит, начать поиск нужно с запроса в Государственный архив Калужской области.

Для поиска документов советского периода важен тип события — что ищем:

— Рождение, женитьба, развод, смерть — фиксируются в ЗАГС (районном или городском), куда и надо обращаться.

— Проживание и переезды — информацию об этом для горожан следует искать в домовых книгах, которые хранятся в МФЦ, паспортных столах, иногда в архивах; для жителей сельской местности — в похозяйственных книгах, которые хранятся в сельсоветах, районных или областных архивах.

— Учеба — информацию следует искать в учебных заведениях и архивах.

— Работа — информацию следует искать в организациях и архивах, куда эти организации сдали документы на хранение.

— Вступление и деятельность в партии — областные партийные архивы и РГАСПИ

— Служба в армии или участие в ВОВ — базы данных, ЦАМО и РГВИА

— Арест, репрессии — в архивах МВД и ФСБ.

КАК УСТРОЕНА СИСТЕМА АРХИВОВ В РОССИИ

Государственные архивы делятся на федеральные и региональные. Федеральные архивы хранят документы центральных государственных учреждений (в том числе партийных), а также документы особого вида или по особым тематикам: документы древнего периода, армии и флота, деятелей литературы и искусства, киноматериалы, звукозаписи, фотографии.

Главные федеральные архивы для генеалогического поиска:

— Российский государственный архив древних актов (РГАДА): здесь хранятся материалы трех первых ревизий (переписей населения) 1719-1764 годов и более ранние документы по всей территории России.
— Государственный архив Российской Федерации: хранит фонды Департамента полиции, Белой армии, государственных учреждений советского периода (среди документов архива много личных дел служащих 1920-1940 годов).
— Российский государственный исторический архив: с этого архива необходимо начинать поиски по дворянам и чиновникам.
— Российский государственный архив экономики: можно найти личные дела советских служащих разного ранга.
— Российский государственный военно-исторический архив: хранит фонды армии до 1917 года.
— Российский государственный военный архив: фонды Красной армии до 1941 года и документы войск НКВД, МВД и МГБ СССР (документы военного периода — в Центральном архиве Министерства обороны РФ).
— Российский государственный архив литературы и искусства: содержит личные фонды деятелей культуры, включая дневники и письма.
— Российский государственный архив социально-политической истории: можно найти учетные карточки членов ВКП(б) и КПСС (для запроса нужно знать номер партбилета).
— Российский государственный архив кинофотодокументов: хранит кинохронику и фотоматериалы.
— Российский государственный исторический архив Дальнего Востока: в составе его фондов находятся материалы по истории Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей (главный архив для поиска по этим регионам).

Поиски по своей родословной нужно начинать, как правило, именно с региональных архивов. В региональных архивах хранятся три группы документов:

— Дореволюционный период (именно здесь нужно искать метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи).
— Советский период (от государственных учреждений регионального уровня до фондов сельсоветов, колхозов и организаций региона).
— Партийные документы (вступление в партию, протоколы, личные и персональные дела).

Обращаемся в архив

Обратиться в архив можно несколькими способами:

  • Лично приехав в читальный зал архива
  • Отправив бумажное письмо с запросом
  • Отправив электронное письмо с запросом (есть не во всех архивах, нужно уточнить на сайте)
  • Заполнив форму на сайте архива.

К личному визиту в архив нужно хорошо подготовиться: выяснить адрес и время работы читального зала, взять с собой паспорт, иметь под рукой биографические сведения родственника и генеалогическое древо, которые помогут в поиске. Если вы планируете работать с советским периодом, потребуются документы, подтверждающие ваше родство с человеком, о котором вы хотите найти данные. Стоит взять с собой ноутбук или просто блокнот и ручку для заметок — важно помнить, что в некоторых архивах фото и видеосъемка могут быть запрещены (а нужные копии документов делают платно сотрудники архива).

В связи с пандемией Covid-19 почти во всех архивах действует система предзаказа документов: заказать документы нужно заранее, чтобы через день прийти и изучить дела. Поэтому, особенно если планируете поездку в архив в другой город, лучше позвонить туда и узнать, какая система выдачи дел для просмотра действует в этой конкретной организации.

Отправляя бумажное или электронное письмо, важно соблюсти форму официального обращения, в противном случае ваш запрос останется без ответа. Что нужно указать в запросе:

  • Ваши ФИО
  • Ваш обратный адрес для ответа
  • Тему обращения (архивы обрабатывают запросы различных тематик, поэтому нужно указать, что вы обращаетесь именно с генеалогическим запросом)
  • Вашу степень родства по отношению к искомым людям, если вам нужны документы советского периода
  • Хронологические и географические рамки запрашиваемой информации (нужно перечислить известные вам данные людей, сведения о которых вы ищете: ФИО, дату и место события — рождения, брака, смерти или иного)
  • Просьбу о предоставлении копий документов, в которых упоминаются искомые родственники
  • Шифр хранения документов, если он вам известен (о том, как его найти — ниже)
  • Напишите, что вы гарантируете оплату услуг архива. Это продемонстрирует серьезность ваших намерений.

Все архивы хранят данные по единой системе. Основными единицами учета и хранения документов в архивах являются

Фонд — совокупность документов, созданных учреждением или человеком, переданная на постоянное хранение в архив.

Опись — архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, предназначенный для их учета и раскрытия содержания.

Дело — любой документ (бумажный или другой носитель, например, пленка), находящийся на хранении.

. Сейчас у всех архивов есть сайты, и пользователи имеют возможность находить необходимые дела заранее.

Если документ оцифрован и доступен на сайте архива, вы сможете его самостоятельно полистать и даже найти нужную вам запись.

Получаем доступ к персональным данным

По российским законам персональные данные граждан защищены, и доступ к ним строго регламентирован. Свободный доступ к персональным данным возможен, если с момента составления дела прошло не менее 75 лет. Для доступа к более поздним документам вам потребуется подтвердить родство. Также возможны случаи, когда дело засекречено, так как содержит государственную тайну: тогда доступ к нему полностью закрыт, но можно обратиться в архив с просьбой о рассекречивании.

Если вы ищете данные о своем родственнике и с момента искомого события прошло меньше 75 лет, вам нужно иметь под рукой оригиналы или заверенные нотариусом копии следующих документов:

  1. Ваш паспорт.
  2. Ваше свидетельство о рождении.
  3. Свидетельство о вашем браке (при смене фамилии).
  4. Свидетельство о рождении ваших родителей (по той ветке, которую вы ищите).
  5. Свидетельство о рождении родителей ваших родителей (по той ветке, которую вы ищете).
  6. Свидетельство о смерти родителей ваших родителей (по той ветке, которую вы ищете).

Для органов ЗАГСа потребуются копии заверенных нотариально копий указанных документов. Архивные органы ФСБ и МВД могут потребовать предъявить нотариально заверенные копии или оригиналы документов, подтверждающих родство.

Что делать, если архив не отвечает или информация не найдена

Даже если вы получили ответ, возможно, вам сообщат, что запрошенные данные отсутствуют. Иногда архив может указать, где можно продолжить поиски.
К сожалению, многие документы безвозвратно утеряны в войнах, пожарах, затоплениях и просто вследствие человеческой безалаберности.

Если вы ничего не нашли, не стоит опускать руки. Посмотрите внимательно на анкету вашего родственника, наверняка можно еще за что-то зацепиться:

Как продолжать генеалогическую работу с архивами и другими организациями

Исходными данными в архивном поиске являются имя, фамилия и отчество, дата и место рождения или иного события в жизни искомого родственника. Они помогут вам уйти глубже в историю своего рода. После того, как у вас появится опыт генеалогических запросов в архивы, вы сможете перейти к запросам библиографического толка, чтобы не только выяснять факты, но и больше узнать о том, какой личностью был ваш предок.

Запросы в разные организации дадут вам возможность узнать:

  • О награждениях государственными (не военными) наградами СССР и РСФСР и РФ (информация хранится в Государственном Архиве Российской Федерации)
  • О боевом пути, наградах и подвигах (документы можно найти в Центральном архиве Министерства обороны, Российском государственном военно-историческом и военном архивах, а также на сайте Память народа и в других электронных базах данных)
  • О работе, переселении, пленении во время Великой Отечественной войны.
  • О репрессиях и арестах (получить данные можно из архивных данных ФСБ и МВД России).
  • О членстве в партии (если ваш предок был членом партии и вам известен номер его партбилета, вы можете найти информацию о нем в Российском государственном архиве социально-политической истории — РГАСПИ).

Архивные документы раскроют новые границы истории вашей семьи и станут источником неожиданных открытий. Это работа, которая требует внимательности и терпения — и она будет сполна вознаграждена интересными находками.

Чем поможет сервис Familio:

Читайте также: