Обязан ли священник носить бороду

Обновлено: 08.07.2024

В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.

Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды. По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми. Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью. Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.

Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное. Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.

В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может.

Видео

Интересные факты

Почему священники носят бороду? На этот вопрос мы уже ответили. Теперь давайте поговорим о некоторых интересных фактах, связанных с небритостью батюшек и не только:

В православном храме можно встретить священнослужителей без бороды или с редкой растительностью. Как правило, это молодые батюшки, и отсутствие бороды — явление временное.

Считается, что если батюшка не носит бороду, по причинам, не связанным с состоянием здоровья, то он стесняется своего служения. К таким священникам относятся настороженно, прихожане стараются избегать их.

Не только священники должны отращивать бороды. Это обязанность всех православных мужчин, согласно указанию Ветхого Завета о стрижке волос и бритье бороды.

Женщинам в православии также запрещено стричься.

Считается, что волосы — это прикрытие человека на Страшном Суде. На нем все будут обнажены, и смогут спрятать наготу лишь под длинными волосами.

В православии не существует представительниц прекрасного пола среди духовенства. Это не связано с притеснением женщин. Достаточно вспомнить, что самая почитаемая Женщина — это Дева Мария. Дело в том, что Бог пришел в мир в мужском образе. Священник представляет собой образ Христа. Женщина, ввиду пола, не может представить Его образ.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго — всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Папа Юлий II

Папа Юлий II

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Папа Клемент VII

Папа Клемент VII

Последующие Папы решили, что борода — это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.


Папа Александр VII

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.


Папа Клемент XI

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду — начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра — выстриженные кругом на макушке волосы.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.


Бритье бороды — это большой грех для православного христианина

На вопросы, почему монахи не стригут волосы и, почему священники не бреют бороду, знатоки православия отвечают цитатой из Ветхого Завета.

Брить бороду — это значит нарушить установленный запрет церкви на брадобритье.

(Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); введен запрет правилами 6 Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и другими священными писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Осуждение состригания бороды можно найти в древнегреческих писаниях(творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174).

Священники трактуют о бритье бороды, следующим образом: каждому человеку Богом дан его внешний вид и изменять его людям право не дано.


Борода является неизменным атрибутом священников во все времена

Постановления святых Апостол:


Апостольские поставления. Правила первоверховных Апостолов

«Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе.

Не обнажайте, говорит закон, бород ваших.

Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным.

В XIV в окрестностях нынешнего города Вильнюса язычниками были убиты христиане Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ сбрить бороду.

Предводитель воинов-язычников, князь Ольгерд, видя упорство, с которым Антоний, Иоанн и Евстафий отстаивают свое право на ноше бороды, даже после долгих мучений, решил отпустить их, если они сбреют добровольно бороды.

Люди не согласились на это, и их повесили на дереве.

27 апрелядень памяти святых Божиих угодников Антония, Иоанна и Евстафия, отдавших жизнь за веру

Православная церковь отнесла Антония, Иоанна и Евстафия к лику святых Божиих угодников, говоря, что они отдали свои жизни за свою веру. Вспоминают этих святых каждый год 27 апреля.

В России попы носят бороду по решениям, которые закреплены в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил:

«аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе),

не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры,

ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется,

(т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

В Священном Писании о бороде сказано:

Чтобы было понятно, – нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным.

Господь разделил людей на два чина — мужчин и женчин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды считалось грехом, наказываясь отлучением от Церкви.

Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога…

(Мат. 10:30; Лук. 12:7)

Сейчас споры вокруг бритья бороды уменьшились. Любому священнослужителю предоставлена свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Для мирских жителей теперь ношение бороды — это дань моды, чем что связанное с верой в бога.

Почему баптисты избегают крестиков

Многие знают, что баптисты следуют заповеди, где сказано, что нужно избегать поклонения чему или кому-либо. Согласно их мнению он стал подобно предмету поклонения для верующих, которые относятся к христианству. Эти люди считают, что Иисус Христос – часть Бога. А согласно Библии, Иисус не является богом, он скорее подобен Богу. Иисус является сыном Божьим, он первородный, что значит, у него есть начало, в то время как у Бога нет начала. Кроме этого очень важный для баптистов факт – то, что в Библии нет точного указания, что верующие люди должны носить крест.


Справка! По мнению баптистов – крестик является символом распятия и пытки, ведь на нём Иисус Христос был казнён римскими легионами.

Мода на бороду на Руси

Значение русской бороды укрепилось после Крещения на Руси в Х веке. До этого момента религиозного культа бороды не носили. С тех пор борода стала символом веры, духа, все делалось по образцу византийского духовенства. В качестве примера указывались Христос с апостолами, древние библейские пророки. В результате получилось, что церковь утвердила народную традицию, сделав одновременно символом русской национальности и веры.

Русская борода находилась под защитой государства. Князь Ярослав даже издал указ, согласно которому за порчу бороды устанавливался штраф. Также если предки хотели обидеть посла или врага, то сбривали ему на лице растительность. Оскорбления, страшнее этого, на тот момент не существовало. Бороды в принудительном порядке еще сбривали за блуд.

Многие русские правители запомнились особенной защитой бороды. Иван Грозный придерживался мнения, что бритье бороды – это настолько большой грех, что его невозможно смыть даже кровью мучеников. Такое мнение активно поддерживали священники, мужчин без бороды они даже не благословляли.

Лица, которые наносили ущерб бороде, должны были платить большие штрафы, это считалось очень серьезным проступком

Штраф назначался в размере 12 гривен – это всего в три раза ниже штрафа, предполагаемого за убийства человека. В XVII веке и в эпоху Смутного времени бритье растительности на лице ассоциировалось с окатоличиванием, это считалось западным обычаем. К примеру, Лжедмитрий I брился, а отсутствие бороды выглядело как измена православной церкви, служило верным доказательством самозванства.

Борьба с бородой

Активное посягательство на бороды началось при Федоре Алексеевиче. Но тогда вмешался патриарх, заявив, что это смертный грех.


Русский обычай ношения бороды удалось сломать Петру I. Царь хотел сделать Россию полностью похожей на Германию или Голландию, ему не нравилась русская борода или одежда. В 1698 году, вернувшись в Москву после заграничного путешествия, царь устроил торжественный прием, на котором стал обрезать длинные кафтаны, а также резать бороды боярам. Бритье бороды стало обязательным для всех. По этому поводу даже был издан указ. Подобное нововведение вызвало протесты, неодобрения людей, которые придерживались православного представления о бороде как символе мужской красоты, достоинства. Неповиновение брить бороду приводило к различным гонениям, даже к смертной казне.

Желая избежать серьезных волнений среди населения, царю пришлось смягчить указ, добавив некоторые изменения. Так, была введена пошлина, заплатив которую можно было получить специальный знак и продолжать носить бороду.

Последователи Петра решили еще смягчить реформу. Например, Екатерина II отменила пошлину, заставляя сбривать растительность на лице только придворным, военным, государственным чиновникам.

Откуда пошла мода на бороду?

Борода вошла в моду еще с древних времен. Чтобы узнать, откуда пошла мода на бороду, нужно заглянуть в прошлое. В нашей местности этому украшению придавали особое значение еще на Руси. Наши предки говорили, что слово борода означает богатство рода. От формы, длины и густоты волос можно было определить будущее семьи, узнать будет ли она состоятельной, здоровой и успешной.

Еще до нашей эры, мужчины носили бороды и умели красиво за ними ухаживать. Взглянув на фотографии стародавних правителей, можно увидеть, что у них бороды накрученные и однотонные. Их красили в разные цвета, украшали камнями и драгоценными металлами. Были специальные мастера, которые придавали волосам на лице красивую форму и даже делали из них прически.

Также сильный пол носил этот аксессуар, чтобы завоевать хорошую репутацию. Все женщины предпочитали бородачей, нежели бритых мужчин. Еще моду создавали известные люди. Например, полководцы или успешные партийные лица вызывали уважение у мужчин, которые подражали им во всем, даже во внешности.

Раньше отращивали волосы на лице не только потому, что борода это модно, она имела особое значение. Сейчас законодатели мод берут мужских моделей и отращивают им бороду. Это сильно влияет на стильных мужчин, которые пытаются быть в тренде.


Также растительность на лице делает парней более взрослыми и серьезными, а это то, к чему стремиться подросток. Такое изменение во внешности, позволит человеку выделиться в обществе. Согласно истории, борода почти всегда была в моде, за исключением тех времен, когда ее запрещали местные власти.


Предлагаем ознакомиться с темой: "обязательно ли священнику носить бороду", включая последние тенденции.

обязательно ли священнику носить бороду

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

диакон Иоанн Иванов

обязательно ли священнику носить бороду

Эта традиция менялась от века от веку. В древнехристианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святитителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на всклокоченную собаку, нестриженый епископ.

Тем не менее традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю.

Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники.

Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие.

Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: [email protected]

Православные бородачи рассказали о том, почему они категорически не бреются, какие выгоды предоставляет им борода и с какими трудностями приходится иметь дело.

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

обязательно ли священнику носить бороду

– Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда – кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

– Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

обязательно ли священнику носить бороду

– К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад – в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

– Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

обязательно ли священнику носить бороду

В последнее время больше опытным путем прихожу к тому, что ношение броды лучше, чем ее неношение (для христианина, разумеется). Дело в том, что с бородой жизнь в браке выходит более благочестивой, не такой страстной, более целомудренной. Как монашество лучше женитьбы. До ношения бороды нужно в буквальном смысле ДУХОВНО ДОРАСТИ. И чем раньше, тем лучше. Хотя возраст тоже очень важен. Думаю, что 30-летний рубеж – это уже какой-то показатель для христианина. Это возраст, в котором Господь вышел к людям, на общественное служение. Если православный мужчина в возрасте Христа не носит бороды, это уже странно.

Но что говорит об этом Бог?

В интернете поискал ответы, но ничего достойного не нашел. В основном всё сваливают в одну кучу, не разбираясь с источниками. Например, часто цитируют “Постановления апостольские” (не путать с “Правилами апостолов”) по этому вопросу, но ничего не пишут, что Православное предание не принимает их безусловную подлинность (см.Правило 6 Вселенского Собора). Та же ситуация со Стоглавым Собором. Большой Московский собор 17 века по крайней мере ряд его постановлений отрицает. Т.е. для православного христианина Апостолькой Церкви “Стоглав” и “Постановления апостолов” – не авторитетные источники. Почему это важно? В “Стоглаве” и в “Поставновлении апостолов” за неношение и бритье бороды полагаются слишком строгие наказания, как будто человек спасется бородой, а не благодатью.

(см. Стоглав: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша”).

Итак, что я нашел.

1) Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 1-я Паралипоменон, 19: 4). Обритая борода считалась позором, бесчестием. Но не нашел, чтобы за бритье бороды было какое-то наказание.

Естественно, заповеди Ветхого Завета имеют значение для христиан. Ведь мы не едим с кровью, не гадаем, не делаем наколок на теле. Почему же мы тогда можем брить бороду?

2) В Новом Завете. Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Сам Господь был назореем, судя по всему, т.е. не стриг волосы на бороде. Однако из Предания (иконы, плащиница) мы знаем, что борода по крайней мере Господом подстригалась до определенной длины. Слишком уж длинной она не была. Впрочем, на вид некторые ему давали “не больше 50”. Т.е. по виду ему могли дать и лет 45. Очевидно, что это благодаря бороде, которую Он носил и не брил.

В тоже время новобращенным христианам из язычников апостолы не запрещали брить бороду и не заповедавали ее отращивать (см.Собор Апостолов в Деяниях).

3) 96 правило 6 Вселенского собора. Часто цитируют по этому вопросу. Но при внимательном прочтении можно увидеть, что в нем прямо ничего об этом не говорится. Смотрим сначала Толкование: “Трулльский Собор в этом правиле обращает внимание на внешнюю жизнь христиан, и в виду того, что чрез крещение они стали последователями Христа и этим обещались, по плоти, уподобляться Ему”. Прервем цитату.

Действительно, христиане должны во всем подражать Христу, в том числе и внешне, по плоти. В этом смысле не брить бороду более благочестиво, чем брить ее. Хотя прямо о ношении бороды в этом правиле НИЧЕГО не сказано. Но, конечно, подразумевается.

Продолжим: “правило предписывает, под угрозой отлучения, чтобы все христиане избегали всякой суеты и внешних украшений и старались, чрез смиренную жизнь и примерное поведение, елико возможно, приблизиться к Богу”. Отлучением Правило грозит тем, кто “искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих”. Причем таких людей сначала “отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются”.

Желающие могут познакомиться с самим правилом:

4) Писаниями по крайней мере некоторых святых отцов запрещается бритье бороды (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Святой Епифаний Кипрский пишет: “Что хуже и противнее этого? Бороду – образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде” (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Напомню, что “Постановления апостольские” 6 Вселенским собором признаны документом, в который вкрались исправления еретиков.

По крайней мере некторые святые, н-р, преподобный отец Феодосий Печерский в “Слове о вере христианской и латинской”, обвиняли латинян между другими ересями и в том, что они “остризают браду”.

Преп. Максим Грек писал (Слово 137): “Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя”.

5) Жития святых. В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

В то же время на иконах мы видим Лики некоторых святых вовсе без бороды, н-р, великомученик Георгий Победоносец. Скорее всего, ему по долгу службы приходилось брить бороду, но когда пришло время действительного испытания веры, он остался христианином. Еще примеры святых, не носивших бороды на древних иконах:

В современной России (до и во всём православном мире) батюшки носят бороды — это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью.

Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Когда человек приходит в церковь впервые и видит батюшку, что запоминается? Облачение священника, крест на груди и длинная борода.

Когда человек приходит в церковь впервые и видит батюшку, что запоминается? Облачение священника, крест на груди и длинная борода

Православные священники никогда не стремились быть похожими на всех остальных, их традиции не меняются вот уже два тысячелетия и меняться не собираются, их надо воспринимать такими, какие они есть.

Их служение настолько оторвано от мирской жизни, что требует сохранения внешних атрибутов как прикрытия от всего внешнего. Священник находится на служении, а, следовательно, носит форму; военный тоже обязан носить форму.

Традиция священнослужителей ношения бороды идет от Ветхого Завета.

По дошедшим до нас образам Христос носил бороду. Этот символ от Иисуса переняли апостолы, а дальше их последователи и ученики, и через многих поколения, ношение бороды дошло и до нашего времени.

В Библии об этом сказано определенно:

Или в другом месте:

В послании Иеремиином, 1:30 сказано:

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Борода в православии свидетельствует о священническом статусе.

По православным канонам, борода в христианстве — составная часть Божьего образа.

По православным канонам, борода в христианстве — составная часть Божьего образа

Для православных мужчин борода и длинные волосы это атрибут мужественности, веры в бога. В древности церковные служители не разрешали брить бороду, считая это ухом от церковных устоев.

Обоснования традиции ношения длинных волос среди православных священников найдены в Ветхом Завете.

Бритье бороды — это большой грех для православного христианина

На вопросы, почему монахи не стригут волосы и, почему священники не бреют бороду, знатоки православия отвечают цитатой из Ветхого Завета.

Брить бороду — это значит нарушить установленный запрет церкви на брадобритье.

(Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); введен запрет правилами 6 Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и другими священными писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Осуждение состригания бороды можно найти в древнегреческих писаниях(творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174).

Священники трактуют о бритье бороды, следующим образом: каждому человеку Богом дан его внешний вид и изменять его людям право не дано.

Борода является неизменным атрибутом священников во все времена

Борода является неизменным атрибутом священников во все времена

Постановления святых Апостол:


Апостольские поставления. Правила первоверховных Апостолов

В XIV в окрестностях нынешнего города Вильнюса язычниками были убиты христиане Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ сбрить бороду.

Предводитель воинов-язычников, князь Ольгерд, видя упорство, с которым Антоний, Иоанн и Евстафий отстаивают свое право на ноше бороды, даже после долгих мучений, решил отпустить их, если они сбреют добровольно бороды.

Люди не согласились на это, и их повесили на дереве.

Православная церковь отнесла Антония, Иоанна и Евстафия к лику святых Божиих угодников, говоря, что они отдали свои жизни за свою веру. Вспоминают этих святых каждый год 27 апреля.

В России попы носят бороду по решениям, которые закреплены в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил:

(т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

В Священном Писании о бороде сказано:

Чтобы было понятно, — нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным.

Господь разделил людей на два чина — мужчин и женчин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды считалось грехом, наказываясь отлучением от Церкви.

Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога…

Сейчас споры вокруг бритья бороды уменьшились. Любому священнослужителю предоставлена свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Для мирских жителей теперь ношение бороды — это дань моды, чем что связанное с верой в бога.

Почему священники носят бороду

Борода в православии

Ношение бороды церковными священнослужителями имеет давнюю историю. Эта традиция неоднократно подвергалась изменениям. В древнехристианской церковной практике количество священников, носивших бороду, было небольшим. Впоследствии число таких батюшек возросло. А в настоящее время оно снова сократилось.

Сама традиция связана с Иисусом Христом, который, согласно преданию, рос в общине, ответвленной от иудаизма. Ее представители отличались тем, что мужчины ходили с растительностью на лице и отпускали длинные волосы на голове. Русь во время принятия христианства, пришедшего из Византии, посчитала, что это правило разрабатывалось для монахов. Вместе с этим на ее земли пришел обычай – обходиться без стрижки волос. Сначала его соблюдали только монахи, а впоследствии – священнослужители.

Борода у священнослужителей в настоящее время является идентифицирующим фактором. Она позволяет простым людям отличить священника от обычного человека. Священнослужитель, нося бороду, начинает вести себя соответствующим образом, чтобы не опозорить имя церкви. Но далеко не все служители бога носят бороду.

Почему православные батюшки не бреют бороду

Западное духовенство предоставляло священникам право выбора касательно ношения бороды. В Византийской церкви взгляды на этот счет были категоричными. Поэтому абсолютно все мужчины не должны были стричься и бриться. Т. к. христианство на Руси распространилось из Константинополя, в стране появилась определенная традиция. Безбородые покойники в свое время даже не отпевались.

Священник с бородой

В русском православии всегда действовало консервативное мировоззрение. Поэтому многие священники продолжают носить бороду. Делают это и представители других религий, в частности – мусульманства, иудаизма. Нравственность и мораль священника никак не зависит от его отношения к ношению бороды. Тем не менее, ее наличие позволяет простым обывателям относить священника к церкви и быть убежденными в том, что он следует традициям. Однако о прямой обязанности пастора носить бороду в церковных законах практически нигде не упоминается.

В каких случаях батюшки могут не носить бороду

Священник без бороды

Несмотря на отсутствие категоричного требования по ношению бороды, многие священнослужители стремятся следовать этой традиции, чтобы не провоцировать народ на распространение слухов. Есть два случая, в которых священнослужители позволяют себе не носить бороду.

  1. Она не растет. Если растительность на лице растет неравномерно и является скудной, это выглядит непривлекательно. Связано это может быть с разными причинами. Например, с нарушением гормонального фона, нехваткой витаминов, кожными заболеваниями, наследственными факторами. Но этот случай является редким.
  2. Священники-семинаристы. Учащиеся семинарий должны бриться. Выращивание бороды происходит только после принятия сана. Во время обучения нужно носить аккуратную прическу. Это позволит сконцентрироваться на процессе учебы и не выделяться среди сверстников.

Библия о бороде

В Евангелии нет прямых и строгих запретов на бритье бороды. Однако они присутствуют в Ветхом Завете. В этом священном тексте сказано, что недопустимо стричь волосы на голове и портить бороду. Также дается доказательство того, что это не характерно для представителей церкви. Ведь Иисус изображен на иконах только с бородой и длинными волосами.

Библейский Авраам с бородой

Чтобы подражать Спасителю, монахи, относившиеся к раннему христианству, также сохраняли природную растительность. В настоящее время в православии ношение бороды или ее отсутствие – личный выбор священнослужителя. Но многие батюшки отпускают бороду по той причине, что хотят являться носителями образа Христа и представать перед посетителями церкви в соответствующем виде.

Что касается католической церкви, она следует взглядам древних римлян, которые, в свою очередь, были убеждены в том, что борода – символ варварства. Несмотря на это, если принимать во внимание исторические события, и в православном, и в католическом мире можно было встретить как бородатых, так и безбородых пасторов.

Читайте также: