Как судиться с судом

Обновлено: 02.07.2024

Верховный суд (ВС) РФ сделал важные разъяснения для пострадавших от залива квартир: отсутствие документов, подтверждающих характер и степень причинённого ущерба, и стоимость проведённых ремонтных работ не являются основанием для отказа во взыскании компенсации. Также истцы могут ошибиться с ответчиками по делу о потопе, суд не может отказывать в их требованиях из-за этой оплошности, а должен сам устранить все препятствия для восстановления справедливости, подчеркивает высшая инстанция.

Дело о потопе

Жительница Ставропольского края подала иск к соседям и управляющей компании о возмещении вреда, причиненного заливом квартиры.

Истица просила суд взыскать солидарно стоимость восстановительного ремонта, судебные расходы на оценку ущерба и производство судебной экспертизы, а также стоимость госпошлины. Общая сумма иска составила более 370 тысяч рублей.

Согласно материалам дела причиной инцидента стал срыв трубы на разводке горячего водоснабжения в квартире сверху. В результате была испорчена потолочная плитка в жилой комнате, на кухне и в коридоре, пол в коридоре и практически весь санузел. Управляющая компания на следующий день составила об этом акт.

Причинённый ущерб и составленный акт ответчики не отрицали и не опровергали, но в удовлетворении требований просили отказать.

Тем не менее Октябрьский суд Ставрополя иск удовлетворил и даже взыскал в пользу пострадавшей дополнительные расходы на проведение судебной строительно-технической экспертизы — чуть более 21,5 тысячи рублей.

Однако Ставропольский краевой суд это решение полностью отменил и вынес постановление об отклонении иска в полном объеме. Более того, апелляция взыскала расходы на экспертизу уже с истицы.

Пострадавшая от залива квартиры с таким решением не согласилась и дошла с жалобой до Верховного суда.

Кто виновен в заливе?

Районный суд, удовлетворяя требования истицы, исходил из того, что материальный ущерб жильцу причинен и соседями, и управляющей компанией, так как они вынесли обоюдное решение о внесении изменений в систему горячего водоснабжения.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что солидарная ответственность наступить не может, так как участок инженерной системы горячего водоснабжения, врез в который привел к потопу, относится к общедомовому имуществу.

Следовательно, решил краевой суд, ответственность за такой прорыв несет управляющая компания, так как она некачественно исполняла обязанность по обеспечению технически исправного состояния общего имущества.

Доказательств же того, что жильцы квартиры сверху также несут ответственность за потоп суд не получил, указала апелляция.

Она также обратила внимание, что истица не представила в процесс доказательства, подтверждающие виды и стоимость ремонтных работ, расходы на материалы и оборудование, необходимые для устранения дефектов, возникших исключительно в результате затопления. То есть истцом не доказан размер причиненного в результате залива материального вреда, полагает краевой суд.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сочла, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Ответственность управляющей компании

Верховный суд в решении подробно проанализировал обязанности управляющей компании и понятия общего имущества в доме. Он цитирует подпункт 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которому собственникам принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование.

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства от 13 августа 2006 года No 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, напоминает суд.

Пункт 10 правил регламентирует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества — гарантируется пунктом 42 правил.

Также в соответствии с пунктом 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса при непосредственном управлении домом ответственность перед собственниками за сохранность общего имущества и качественное выполнение работ несут лица, выполняющие услуги по содержанию и ремонту общего имущества, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, напоминается в решении.

Он напоминает, что в ходе процесса было установлено, что причиной залива квартиры истца явился срыв первого запорно-регулировочного крана на отводе разводки от стояка горячего водоснабжения в квартире.

Истец может ошибиться с ответчиком

ВС удивился позиции апелляции, отказавшей взыскать ущерб пострадавшей от залива квартиры из-за того, что истица настаивала на солидарной ответственности соседей и управляющей компании.

Краевой суд решил, что ответственность за прорыв несёт только управляющая компания, так как он произошёл на участке общего домового имущества. Но раз заявительница хотела получить компенсацию с обоих ответчиков, то суд решил ей в требованиях вовсе отказать. При этом апелляция сослалась на возможность реализации пострадавшей своего нарушенного права иными предусмотренными законом способами.

Между тем суд апелляционной инстанции не опроверг вывод суда первой инстанции о соответствии выбранного истцом способа защиты своего права и не обосновал в определении, каким именно иным способом соизмеримым нарушенному праву, возможно устранить допущенное ответчиком нарушение прав истца, указывает ВС.

Размер убытков

ВС РФ также не согласился с выводами об отсутствии оснований взыскивать жительнице ущерб из-за того, что не доказан размер причинённого материального вреда. Такая позиция не основана на законе, подчеркивает ВС.

Он ссылается на пункт 1 статьи 1064 ГК РФ, которым предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Кроме того, в силу части 2 статьи 56 ГПК именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

А согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

ВС также приводит разъяснения пленума от 23 июня 2015 года, в абзаце втором пункта 12 которого указано, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

ВС отмечает, что в таких случаях обязанностью суда является выяснение действительных обстоятельств дела: установление факта залива и виновного в произошедшем инциденте, факта причинения вреда имуществу истца и его оценки в материальном выражении. Но суд апелляционной инстанции эту обязанность не выполнил.

Он посчитал допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными и непреодолимыми, в связи с чем отменил определение и отправил дело на новое рассмотрение.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Чаще всего инициаторами судебных разбирательств становятся банки. Таким образом они стремятся взыскать просроченную задолженность. Но порой заемщики сами хотят подать в суд на банк. Вот и разберемся, в каких ситуациях это возможно.

  1. Можно ли подать в суд на банк
  2. Если речь о кредите
  3. Может ли должник по кредиту сам подать иск
  4. Если права заемщика нарушаются
  5. В каких случаях еще можно заявление в суд на банк
  6. Решение споров с банками до суда
  7. Как подать иск в суд на банк

Специалист Бробанк.ру изучил вопрос и рассказывает, как подать в суд на банк, когда это возможно, какие альтернативные варианты решения проблемы существуют. Чаще всего заемщиков интересуют разбирательства при просрочке, эту ситуацию рассмотрим более подробно.

Можно ли подать в суд на банк

Банк — это финансовая организация, которая оказывает услуги населению. Он подчиняется Закону о защите прав потребителей и ФЗ 353 О потребительском кредите. И если он нарушает интересы клиента, тот вправе обратиться в суд для решения проблемы.

Но прежде чем искать, куда обращаться и как составлять исковое заявление, можно попробовать урегулировать проблему без судебного разбирательства. Благо, что у каждого банка есть претензионный отдел, плюс есть возможность обратиться с жалобой к Центральному банку.

Если речь о кредите

Подать заявление в суд на банк могут и заемщики. Более того, чаще именно они выступают инициаторами процесса. Например, банки часто затягивают процесс взыскания просроченной задолженности. Долг с каждым днем растет, а кредитор все тянет и не обращается в суд.

Банк заинтересован в возобновлении выплаты займа

Банк заинтересован в возврате долга. А в случае просрочки он также дополнительно заработает на пени. Поэтому и делает он все возможное максимально долго. А если заемщик при этом периодически что-то платит, то процесс взыскания может длиться бесконечно.

Если должник по кредиту не уклоняется от оплаты полностью, хоть что-то периодически вносит на счет, это оттягивает момент обращения банка в суд. Именно в таких ситуациях заемщик и хочет сам составить иск, чтобы процесс взыскания быстрее закончился.

Может ли должник по кредиту сам подать иск

Теперь рассмотрим, можно ли подать в суд на банк по кредиту, который затягивает процесс взыскания задолженности. Для заемщика судебное разбирательство — это благо. Он наконец-то избавиться от службы взыскания банка, от него отстанут коллекторы, долг перестанет увеличиваться из-за пени. Ну а потом в дело вступят приставы, с которыми взаимодействовать гораздо проще.

Только вот есть важный момент — это банк является заинтересованным лицом. Это он терпит убытки от просрочки. Это заемщик нарушил условия договора и не платит по счетам. Разве может нарушитель подать в суд на самого себя? Нет, это может сделать только сторона, интересы которой нарушены, то есть банк.

Должник по кредиту не может сам подать в суд на банк, ускоряя процесс взыскания. Это право есть только у банка. И самое главное — закон не ограничивает его по срокам.

Единственное ограничение — срок исковой давности, который по таким делам составляет 3 года. И порой банки инициируют судебные заседания под конец этого срока. Это нормально, ничего противозаконного нет.

Если права заемщика нарушаются

А если кредитная организация нарушает какие-то права заемщика, не соблюдает условия договора, тогда вы можете подать иск в суд на банк и защищать свои интересы. Например, это возможно, если:

  • банк изменил процентную ставку, хотя это не предусмотрено кредитным договором;
  • должник считает, что кредитор неверно рассчитывает пени за просрочку, требует больше положенного;
  • банк установил по кредиту ставку больше, чем предельная ставка, установленная Центральным Банком на момент заключения договора;
  • заемщик по какой-то причине заплатил больше, а кредитор не возвращает ему излишек;
  • кредитная компания препятствует досрочному погашению ссуды;
  • есть факты нарушения порядка взыскания просроченной задолженности. Банк звонит и пишет чаще, чем позволяет ему закон;
  • банк навязал дополнительную услугу, подключил ее незаконно;
  • с заемщика взяли комиссию, хотя это запрещено законом. Например, за открытие или закрытие счета, за выдачу кредита, за его досрочное погашение;
  • банк отказал в предоставлении кредитных каникул, которые положены заемщику по закону;
  • другие ситуации нарушения банком условий договора и прав заемщика.

Заявление можно подать по вашему месту проживания

По закону судится с банком по кредиту или иному вопросу можно по месту вашего проживания. Заявление подается в мировой или районный суд.

В каких случаях еще можно заявление в суд на банк

Кредиты — не единственная услуга, которая оказывается банками. Еще есть вкладчики, держатели карт, люди, открывшие счет, пользующиеся инвестиционными услугами, делающие платежные операции и пр. И все они могут подать иск на банк, если тот нарушает их интересы или права.

Например, если банк неверно рассчитал проценты по вкладу или накопительному счету, если клиент обнаружил пропажу средств со счета, если банк взял плату за непонятную услугу, сотрудником банка была допущена какая-то важная ошибка и пр.

Решение споров с банками до суда

Не спешите сразу подавать на банк в суд, попробуйте решить проблему в досудебном порядке. В первую очередь нужно подать финансовой организации претензию. Ответ на эту претензию в последующем будет играть важную роль в судебном разбирательстве.

Претензия составляется в двух экземплярах, четких требований по ее виду нет. В шапке пишите кому она и от кого, указываете свои контактные данные. После четко и без эмоций описываете суть претензии. Ее передаете под подпись в офисе банка или отправляете по почте заказным письмом с уведомлением. Один экземпляр претензии остается у клиента.

По закону банк обязан дать ответ на претензию в течение 30 дней с момента ее получения. Если проблема не решена, ответ отрицательный, можно обращаться в суд.

Также вы можете направлять жалобы:

  • Центральному Банку РФ через онлайн-приемную;
  • в Роспотребнадзор, если ущемляются права потребителей. Также можно сделать это онлайн;
  • в прокуратуру, если банк нарушает закон, например, слишком часто звонит должнику.

Жалобы тоже не рассматриваются быстро, стандартно ответы даются в срок до 30 дней. Если действительно выявляется нарушение, контролирующий орган защитит интересы гражданина. И возможно, дело решится без судебного заседания.

Как подать иск в суд на банк

Можете обратиться для этого к юридической фирме. Она выслушает суть проблемы, определит подсудность и составит исковое заявление. Конечно, эти услуги платные, но их можно указать в иске для возмещения в случае выигрыша дела. Можно составить иск и самостоятельно, поискав примеры в сети или обратившись к секретарю суда.

В какой именно суд направлять иск:

  • если нарушены права потребителя, и сумма иска не превышает 100 000 рублей, нужно направлять иск мировому судье. На более весомые суммы — районный суд;
  • денежные споры при сумме иска до 50 000 — мировой суд. Больше — районный.

При иске свыше 50 000 заявление подается в районный суд

Если рассматривать, можно ли выиграть суд у банка, то при нарушении прав потребителя, условий обслуживания и в иных случаях, когда доказан факт нарушения, судья вынесет решение в пользу истца.

Победа в суде – лишь половина дела во взыскании долга. Что нужно предпринять, чтобы получить деньги с должника, объясняет Андрей Тишковский.

Практические рекомендации, которые помогут увеличить не только результативность и скорость взыскания долга, но и вероятность возврата денег.

Тишковский Андрей Александрович

Тишковский Андрей Александрович
Не работает

Куда предъявляется исполнительный документ?

Наконец, исполнительный документ может быть предъявлен в организацию, которая выплачивает должнику-гражданину периодические платежи (зарплату, пенсию, стипендию). Это могут быть компания-работодатель должника, пенсионный фонд, образовательное учреждение и др. Законодательство допускает такой способ взыскания, если сумма долга не превышает 25 000 рублей либо если по исполнительному документу возмещается вред здоровью, взыскиваются алименты или другие периодические платежи.

Как правильно оформить заявление в службу судебных приставов?

В случае если с помощью банков, работодателя и других организаций взыскать долг невозможно, то следует обращаться в Службу судебных приставов.

Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании заявления взыскателя или его представителя. К заявлению о возбуждении исполнительного производства прикладывается оригинал исполнительного листа и доверенность представителя (если он сам подписывает заявление).

Особое внимание стоит уделить доверенности, то есть полномочиям представителя. В тексте доверенности должно быть указано право доверенного лица на предъявление и отзыв исполнительного документа. В противном случае пристав-исполнитель вынесет постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и вернёт исполнительный документ. Также стоит знать и о других правомочиях представителя, которые специально оговариваются в доверенности. Такими правомочиями являются:

  • передача полномочий другому лицу (передоверие),
  • обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава,
  • получение присужденного имущества,
  • отказ от взыскания по исполнительному документу,
  • заключение мирового соглашения.

Таким образом, при подготовке доверенности нужно проверить, соответствует ли объем правомочий, указанных в доверенности, тем правомочиям, которые реально необходимы при представлении интересов взыскателя.

Важно тщательно поработать над содержанием заявления. В заявлении необходимо указать ходатайства о наложении ареста на имущество, о котором вам известно:

  • сведения о банковских счетах,
  • недвижимость (можно сделать запросы заранее и приложить к заявлению выписку из ЕГРН),
  • автотранспорт (возможно, вы сняли копию свидетельства о регистрации транспортного средства),
  • сведения о месте работы (указать данные работодателя, адрес, номер телефона),
  • сведения из ЕГРЮЛ о правах на доли должника в организациях,
  • сведения о супруге должника-гражданина (имущество супруга может быть арестовано, а кредитор может потребовать выдела доли должника через суд).

Порой из-за недостатка в заявлении информации пристав ведёт исполнительное производство несколько месяцев, тогда как это можно было бы сделать гораздо быстрее.

Рекомендуем при подаче документов в канцелярию отдела судебных приставов сразу поинтересоваться, кому из судебных приставов-исполнителей будет передан исполнительный документ, узнать номер его кабинета и контактный телефон. Заявление взыскателя и исполнительный документ в течение 3-х дней передаются из канцелярии судебному приставу. Важно проконтролировать соблюдение этого срока (можно позвонить или прийти повторно). В исполнительном производстве нерабочие и праздничные дни не учитываются при определении срока. На практике бывают случаи, когда без каких-либо законных оснований исполнительный документ может пролежать в канцелярии более года.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Этот процесс также нельзя оставлять без внимания: если потребуется, нужно напомнить приставу об установленном в законе сроке.

Примечательно, что у взыскателя появилась возможность получать информацию о ходе исполнительного производства при помощи электронной почты. Для этого необходимо сообщить свой адрес электронной почты в заявлении о возбуждении исполнительного производства или в отдельном уведомлении. Помимо этого, появилась возможность направлять электронные обращения через личный кабинет стороны исполнительного производства на сайте Службы судебных приставов. Электронное взаимодействие на этой ниве пока совершенствуется, но уже даёт свои скромные плоды, позволяющие оперативно получать и передавать информацию, заявления и ходатайства.

Информацию о возбуждении исполнительного производства и данные пристава, который ведёт производство, также можно получить в Банке данных исполнительных производств на сайте Службы судебных приставов. К тому же можно подписаться на изменения информации по исполнительным производствам вашего должника, что очень полезно.

В дополнение рекомендуем подписаться на изменение информации о должнике на сайте картотеки арбитражных дел. В случае если в отношении должника будет возбуждено дело о банкротстве, у вас будет два месяца (с момента публикации) на включение своих требований в реестр требований кредиторов для последующего их удовлетворения из конкурсной массы должника. По окончании процедуры организация-банкрот будет исключена из реестра юридических лиц, а банкрот-гражданин может быть освобожден от уплаты долгов.

Исполнительное производство возбуждено, что дальше?

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет электронные запросы в Росреестр, Федеральную налоговую службу, ГИБДД, Пенсионный фонд РФ, в банки, с которыми организован электронный документооборот, ЗАГС, ГИМС, Ростехнадзор, операторам сотовой связи, в Федеральную миграционную службу. Ответы на запросы, как уже отмечалось, приходят приставу в течение нескольких дней, а некоторые – в течение нескольких недель.

В случае если должник будет препятствовать приставу или откажется выполнять его законные требования, то он может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ. Кстати, по указанной статье могут быть оштрафованы любые лица и организации, которые не исполняют требования пристава о предоставлении информации, перечислении денег и т.п.

Как ограничить должнику выезд за границу?

Пристав вправе на шесть месяцев ограничить должнику выезд за пределы Российской Федерации, если:

  • должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства,
  • основанием для взыскания является судебный акт,
  • истёк 5-дневный срок для добровольного исполнения судебного акта,
  • долг превышает 30 000 рублей (а по социально важным взысканиям – алиментам, компенсации морального вреда и т.п. – 10 000 рублей).

Если сумма взыскания от 10 000 до 30 000 рублей, то такая мера может быть применена по истечении двух месяцев, предусмотренных для добровольного исполнения судебного акта.

Если спустя шесть месяцев после вынесения судебного акта должник всё ещё не погасил задолженность, пристав может повторно наложить запрет на выезд за пределы России. Взыскателю важно отслеживать завершение указанных сроков и напоминать приставу о необходимости повторного вынесения постановления об ограничении должнику выезда за границу.

Как судебные приставы продают имущество должника?

В первую очередь производится обращение взыскания на денежные средства должника. До тех пор, пока не будут проверены все его банковские счета, арестованное имущество на реализацию выставляться не будет. Поэтому важно узнать, проверены ли имеющиеся счета должника, есть ли в деле ответы банков. В случае если денег на банковских счетах должника нет или их недостаточно, пристав начинает оценку и реализацию арестованного имущества.

Оценку и продажу имущества должника осуществляют специализированные организации. На открытых торгах в форме аукциона продаются:

  • вещи дороже 500 000 рублей,
  • недвижимость,
  • ценные бумаги,
  • имущественные права,
  • заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем,
  • предметы, имеющие историческую или художественную ценность.

Организацией и проведением торгов занимается Росимущество. Информация о реализации имущества на торгах публикуется в периодических изданиях и на сайте торгов.

Если имущество не будет продано после первых торгов, то судебный пристав-исполнитель снижает его стоимость на 15% и снова выставляет на торги. В случае если и повторные торги не состоялись, пристав предлагает взыскателю забрать нереализованное имущество с уменьшением стоимости на 25% от начальной цены в счёт погашения долга. Если взыскатель в течение пяти дней после получения предложения не забирает нереализованное имущество, то оно возвращается должнику. По закону, реализация имущества проводится в течение двух месяцев, но на практике эта процедура занимает трех месяцев до двух лет (это зависит от расторопности пристава, оценщика, реализатора, а также от вовлеченности в процесс реализации самого взыскателя).

Нельзя не упомянуть и об упрощённом порядке реализации имущества стоимостью менее 30000 рублей. В случае наложения ареста на такое имущество должник вправе в течение десяти дней со дня извещения об оценке подать ходатайство о самостоятельной его реализации. Пристав может предоставить должнику возможность продать имущество в течение десяти дней. У взыскателя после получения оценки имущества тоже есть десять дней для подачи ходатайства об оставлении имущества за собой. В случае отсутствия ходатайства о самостоятельной реализации со стороны должника или безуспешной реализации имущества должником судебный пристав-исполнитель предлагает имущество взыскателю в счёт погашения долга. Если взыскатель отказывается его принять, имущество передаётся на принудительную реализацию в обычном порядке.

Таким образом, должнику первому предоставляется право реализовать имущество стоимостью менее 30000 рублей. Затем право забрать имущество в счёт долга предоставляется взыскателю. Если взыскателей, подавших ходатайство, несколько, то первым будет тот, чьи требования выше в очерёдности, установленной ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве, а если взыскатели относятся к одной очереди – тот, чей лист поступил на принудительное исполнение ранее другого.

Важно учитывать, что у должника-гражданина имеется исполнительский иммунитет, установленный ст. 446 ГПК РФ. Не подлежит реализации жилое недвижимое имущество, являющееся единственным пригодным для проживания должника и его семьи.

Споры относительно предоставления иммунитета на многометражные дома и квартиры должника по-прежнему не утихают. Конституционный суд РФ рекомендовал законодателю разработать необходимую законодательную базу для преодоления иммунитета на жилую площадь, превышающую социальные нормы жилья, и появилось несколько законопроектов, потерпевших фиаско. Тем не менее, вопрос обсуждается, и когда-нибудь в нем будет поставлена точка.

Стоит отметить два важных аспекта. Во-первых, иммунитет предполагает запрет реализации, арест имущества при этом не запрещён. Поэтому при открытии наследства в пределах стоимости наследуемого имущества за долги наследодателя будут отвечать наследники, а если имущество будет выморочным, его унаследует государство в лице Росимущества или муниципальное образование (если наследуется земельные участки или жилая недвижимость). Важно, чтобы арест, наложенный на жилое имущество должника, был сохранен и исполнительное производство не было ошибочно окончено или прекращено.

Во-вторых, пока законодатель думает, как правильно обратить взыскание на часть многометражных жилых помещений должника, появилась судебная практика, позволяющая выделить часть имущества (одну или несколько комнат) и реализовать её на торгах. Это довольно смело, прогрессивно, но не слишком распространено.

В принудительном исполнении важным вопросом является наличие у должника общего имущества, приобретённого в браке. Порой всё имущество записано на супруга (супругу), и тут у судебного пристава-исполнителя имеется редко используемая возможность запрашивать сведения о таком имуществе и накладывать на него аресты до разрешения вопроса о выделе доли должника из общего имущества супругов.

Стоит ли обжаловать действия судебного пристава-исполнителя?

По закону, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Это не означает, что через два месяца долг будет взыскан. Также это не означает, что судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об окончании исполнительного производства.

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не влечёт за собой последствий в виде окончания исполнительного производства. Исполнительный документ может лежать у пристава годами. Поэтому обжалование бездействия пристава в связи с просрочкой в два месяца может оказаться бесперспективным. Вышестоящее должностное лицо (старший судебный пристав отдела) или суд откажет в удовлетворении такого заявления.

На практике обжалование действий пристава приводит к излишнему формализму в его работе по вашему производству. Поэтому лучше иметь доверительные отношения с приставом.

Жаловаться старшему судебному приставу, в прокуратуру или суд рекомендуем только тогда, когда речь идёт о существенном нарушении ваших прав (например, если пристав совершает незаконные действия или если имеются сведения и факты о том, что пристав в сговоре с должником). Рекомендуем вам известить пристава о намерении подать жалобу: возможно, пристав исправит допущенные ошибки или прекратит бездействие, и жаловаться не придётся.

Мы уверены, что практическое применение рекомендаций, перечисленных в статье, увеличит не только результативность и скорость взыскания, но и вероятность возврата долга в целом.

Кто может быть инициатором?

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Что нужно подготовить для суда?

Базовый пакет документов включает:

  • заявление для суда на налоговую инспекцию;
  • квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей для граждан, 2000 рублей для организаций);
  • копию паспорта;
  • обжалуемое решение (акт, бездействие);
  • жалобу (если ранее уже предпринимались попытки оспаривания с ФНС);
  • приложения к заявлению.

Приложениями к заявлению выступают доказательства вашей правоты в споре. Так как конфликт связан с налогообложением, то необходимо предоставить факты, подтверждающие неправомерное взыскание долгов, исчисление налоговых сумм, непредоставление льгот и другие обстоятельства.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.

Сколько длится разбирательство?

Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Арбитражный суд с налоговой возможен, когда решения органа затронули права и интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Обжаловать можно следующие деяния:

  • незаконное возложение обязанностей;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • действия и бездействие, которые нарушают права и интересы лиц в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сквозь призму налоговых обязательств речь идет, в первую очередь, про незаконные штрафы в результате проверок, неправомерное начисление налогов или отказ в предоставлении различных преференций.

Как и в случае разбирательства в суде общей юрисдикции, рассмотрение спора с налоговой инспекцией в арбитражных судах подразумевает участие компетентного представителя. В конфликтах между коммерческими структурами и налоговыми органами нередко затрагиваются большие суммы и интересы бизнеса, поэтому важно заручиться поддержкой юриста, который знаком со спецификой арбитражных разбирательств.

Не рекомендуется затягивать с судебным рассмотрением. Если вы не подали заявление самостоятельно, то в случае больших сумм налоговых долгов ФНС сама начнет разбирательство с вами.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Что делать дальше:

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

Читайте также: