Как получить заверенную копию аккредитации вуза

Обновлено: 30.06.2024

Чтобы учить людей, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одна школа может законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Разобрались, когда не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.

Евгений Бельский

Эксперт по праву

Как открыть бизнес

Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса

Чтобы учить других, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одной школе можно законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Рассказываем, кому не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.

Мы изучили закон об образовании, постановление о лицензировании и судебную практику. Формулировки в законе не дают однозначных критериев лицензирования и потому на практике трактуются в суде , поэтому в спорных ситуациях рекомендуем проконсультироваться с профильным юристом. Он изучит модель вашего бизнеса и на опыте похожих компаний поможет понять, нужна ли вам лицензия.

Для чего нужна лицензия

Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Ее нужно получить компаниям и ИП, чья деятельность связана с рисками для здоровья и безопасности людей. Образование в числе таких сфер. Если ребенок или взрослый получит неправильные знания о мире и профессии, это может испортить качество жизни самого человека и повлиять на состояние отрасли.

500 студентов учатся столярному мастерству на старых станках с некомпетентными педагогами. Студенты рискуют получить травмы во время учебы. А само обучение не дает нужных навыков для работы на производствах с современными станками. В результате заведение выпускает 500 плохо подготовленных специалистов. Им трудно найти работу, а на предприятиях города нехватка кадров.

Лицензия подтверждает, что государство проверило образовательный бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, кто занимается обучением и соответствуют критериям для лицензирования — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

Что такое образовательная деятельность

Образовательная деятельность — это обучение по программе. Такое определение дает закон. Программа включает список дисциплин с количеством часов для изучения, расписание занятий, содержание тем и критерии для оценки знаний. Если бизнес обучает по программе и выдает документ об образовании, ему точно нужна лицензия.

Например, есть программы дошкольного образования. Там описывают план занятий для детей в детских садах и развивающих центрах. Программы высшего образования составляют для обучения студентов. Автошколы обучают по программам профессиональной подготовки.

В положении о лицензировании перечислены все программы, для обучения по которым нужна лицензия. Всего их 20, среди них программы дошкольного образования, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, дополнительные общеразвивающие программы. Полный список в перечне.

Каким требованиям должен соответствовать образовательный бизнес

Общие требования для образовательного бизнеса такие:

  • написать программу или взять готовую;
  • предоставить ученикам пособия, оборудование, материалы, которые нужны для освоения программы;
  • иметь помещение для занятий в собственности или аренде;
  • получить справку от санэпидемстанции о соответствии помещения санитарным правилам;
  • нанять педагогов с опытом работы в сфере, которой обучают.

Для онлайн-обучения арендовать помещение и проходить проверку санэпидемстанции не нужно.

Конкретные требования зависят от образовательной программы. К примеру, для курсов обучения бухгалтеров работе в 1С бизнес должен арендовать помещение, поставить столы, стулья и компьютеры. Для автошколы требования совсем другие — кроме аудитории для изучения теории нужны учебные автомобили и площадка для отработки маневров.

Требования к образовательным программам перечислены в положении о лицензировании. Формулировки не всегда прозрачны, поэтому лучше проконсультироваться с профильным юристом, чтобы узнать, как подготовиться к получению лицензии.

Кому и когда нужна лицензия

Лицензия нужна всем компаниям и ИП, чей бизнес попадает сразу под все критерии образовательной деятельности:

  • идет обучение по программе;
  • есть преподаватели в штате;
  • выдают документ об образовании.

Эти условия почти полностью повторяют требования, которые государство предъявляет к образовательному бизнесу. Чем больше модель бизнеса соответствует этим требованиям, тем больше вероятность, что для работы потребуется лицензия.

Программа. Бизнес сам разрабатывает программу или приобретает готовую, если работает по франшизе. Программа должна включать пояснительную записку, описание и содержание курсов, график изучения тем и результаты после изучения курса.

Документ об образовании. Его выдают ученикам по итогам аттестации. Документ подтверждает, что ученик сдал экзамен и освоил программу. Прописано, какую программу за сколько часов освоил и какие дисциплины. Речь не только про документы государственного образца. Это касается и сертификатов, которые школы и учебные центры составляют сами и выдают по итогам экзаменов.

Преподаватели в штате. Преподавателем считается любой сотрудник, у кого есть опыт и стаж работы в сфере, которой он обучает. К примеру, парикмахер может преподавать на курсах парикмахерского искусства, а вот в автошколе — нет.

Это условие действует на преподавателей, которые работают по трудовому договору и договору ГПХ. Если ИП обучает сам и не нанимает других преподавателей, лицензия не нужна.

Когда ИП нужна лицензия на образовательную деятельность

Также не нужна лицензия самозанятым, если самозанятый не выдает документ об образовании и учит без программы.

Если учитель захочет готовить школьников к ЕГЭ и оформит статус самозанятого, сможет заниматься репетиторством без лицензии. Но если он захочет открыть центр подготовки к экзаменам, разработает программу и будет выдавать сертификаты, нужно зарегистрироваться как ИП и получить лицензию.

Под критерии лицензирования точно попадают частные и государственные детские сады, школы, колледжи, училища и вузы, а также курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования, автошколы.

Когда лицензия не нужна

Компании и ИП могут обучать без лицензии в нескольких случаях:

  • проводят разовое занятие: лекцию, семинар, консультацию;
  • обучают пожарно-техническому минимуму;
  • обучают на территории Сколкова;
  • ИП обучает сам, других преподавателей не нанимает.

Если бизнес обучает без программы и не выдает документы об образовании, лицензия тоже не понадобится.

Кажется, что все просто. Есть критерии, и если им соответствуешь, вопросов от государства не будет. Но так происходит не всегда.

Сравним два судебных дела. Случаи похожи: предприниматель готовит детей к школе, лицензии нет.

В первом случае суд встал на сторону ИП.

Суд встал на сторону ИП: вести курсы без лицензии можно 👍

Ситуация. ИП Анастасия открыла курсы по подготовке к школе. Занятия шли в группах каждую неделю. В помощь пригласила Марию, тоже ИП. Предприниматели работали без образовательной лицензии. Родители пожаловались на них в прокуратуру, и та начала проверку.

Суд выяснил, что Анастасия ищет помещения для занятий, проводит психологические тренинги и консультирует родителей, а Мария занимается репетиторством по учебным программам дошкольного образования.

Что решил суд. ИП занимались консультационными услугами и репетиторством, а не образовательной деятельностью. Лицензия им не нужна. Все законно.

Во втором похожем случае ИП оштрафовали и обязали получить образовательную лицензию.

Суд назначил штраф ИП: вести курсы без лицензии нельзя 😠

Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.

Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.

Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:

Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.

Примеры показывают, что при похожих моделях бизнеса одним можно работать без лицензии, а другим — нет. Поэтому прежде чем начать свое дело в образовательной сфере, стоит подстраховаться и проконсультироваться с профильным юристом.

Кто выдает лицензию

Лицензию выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования. Узнать, кто именно выдает в вашем регионе, можно на сайте госуслуг.

Убедитесь, что регион указан верно.

Лицензия на образовательную деятельность в регионе

На странице услуги указано лицензирующее ведомство

Нажмите на блок с названием ведомства. Вы перейдете на страницу с его адресом и контактами.

Ведомство выдачи лицензии на образовательную деятельность

В разделе можно узнать режим работы ведомства и реквизиты для уплаты госпошлины

С 2021 года бумажные или электронные экземпляры не выдают — в них нет необходимости. Все лицензии попадают в реестр лицензий. Если Роспотребнадзор или Рособрнадзор захочет проверить бизнес, он будет сверять данные с реестром.

Как подать документы на получение лицензии

Заполнить заявление. Заявление можно заполнить в бумажном или электронном формате. Удобнее все сделать электронно — на сайте госуслуг. Заявление можно заполнить прямо в интерфейсе сайта.

Если заполняете в бумажном формате, шаблон заявления можно скачать на сайте госуслуг или запросить в Рособрнадзоре в вашем регионе. Здесь мы прикладываем шаблон заявления из КонсультантПлюс.

Подача документов на лицензирование образовательной деятельности

В Удмуртии нельзя подать документы на образовательную лицензию в онлайне, только лично или почтой

Если вы подаете заявление в электронном формате — на сайте госуслуг или через систему электронного документооборота, заполнять бумажный шаблон не нужно.

Собрать документы. Точный список документов можно найти на сайте госуслуг или в постановлении о лицензировании образовательной деятельности. Некоторые копии документов нужно заверить нотариально, об этом будет написано в списке.

Уплатить госпошлину. Госпошлина для ИП и ООО одна — 7500 ₽. Заплатить нужно по реквизитам Рособрнадзора в вашем регионе. Сделать это можно через онлайн-банк, на госуслугах или в отделении банка. Реквизиты для оплаты указаны на сайте госуслуг.

Подать документы. Заявление и документы можно подать по почте, лично, через госуслуги или систему электронного документооборота.

Для подачи через госуслуги или систему электронного документооборота потребуется квалифицированная электронная подпись. Без нее отравить документы не получится.

Когда можно получить лицензию

После подачи у ведомства есть три дня, чтобы проверить, все ли документы вы собрали и верно ли они заполнены. Если есть ошибки, ведомство возвращает документы и дает 30 дней, чтобы собрать недостающие документы или заполнить их правильно.

Если все в порядке, заявление регистрируют и начинают проверку. В течение 45 дней после регистрации заявления ведомство проверяет, соответствует ли бизнес лицензионным требованиям, и решает, давать лицензию или нет.

Во время проверки Рособрнадзор или региональное ведомство по образованию изучает документы. Если бизнес работает в офлайне, инспекторы могут выехать в офис, чтобы проверить помещение и оборудование.

Если лицензия выдана, компания или ИП получает уведомление о выдаче — по почте, если подавали в бумажном формате, в личном кабинете, если подавали через госуслуги или через систему электронного документооборота. Если ведомство отказало в выдаче лицензии, ИП или компания тоже получит об этом уведомление.

Все действующие лицензии попадают в реестр образовательных лицензий на сайте Рособрнадзора. Проверить наличие лицензии у компании или ИП может любой желающий. Данные реестра открыты и обновляются ежедневно.

Проверка наличия лицензии на образовательную деятельность

Заполнять форму полностью не обязательно, можно ввести только часть данных — ИНН, ОГРН или название

Лицензии, выданные до 2021 года, тоже перенесены в реестр.

Когда лицензию нужно переоформить

Выданная лицензия бессрочна, но бывают случаи, когда ее нужно переоформить.


Причины переоформления лицензии на образовательную деятельность

Компаниям и ИП нужно подать заявление на переоформление лицензии. Способы подачи такие же, как и при подаче заявления на получение лицензии об образовательной деятельности: лично, по почте, на сайте госуслуг и через систему электронного документооборота.

Нужно заполнить заявление и предоставить документы — их будет меньше, чем при первичном получении лицензии. Список документов тоже есть на сайте госуслуг.

Переоформление лицензии на образовательную деятельность

В разных регионах список документов может различаться

За переоформление ИП или компания платит госпошлину:

  • 3500 ₽, если изменилось место проведения обучения или список образовательных услуг;
  • 750 ₽ во всех остальных случаях.

Решение о выдаче переоформленной лицензии Рособрнадзор примет в течение 10 дней после приема документов.

Как могут наказать за работу без лицензии или нарушение требований

Чтобы проверить, что бизнес соответствует требованиям, Рособрнадзор или региональное управление образования проводит проверки при получении лицензии или ее переоформлении. Еще бывают плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проходят через год после выдачи лицензии и потом раз в три года, внеплановые — в любое время. Причиной внеплановой проверки может стать жалоба ученика.

Если ведомство находит нарушения, оно выписывает предписание со списком недочетов и сроками, когда их нужно устранить. Если компания или ИП их не устранит, ведомство подает заявление в суд, а тот может отозвать лицензию. Работать без нее бизнес не сможет.

За работу без лицензии бизнес получит штраф. На размер штрафа влияет доход бизнеса и возможный ущерб. Например, во время занятия по ювелирному делу ученик сломал палец неисправного станка — это ущерб. Сумму ущерба оценивает суд.

НарушениеНаказаниеОснование для наказания
Бизнес нарушил требования для лицензирования и не устранил ихАннулирование лицензииПостановление о лицензировании образовательной деятельности
Работа без лицензии при доходе бизнеса до 2,25 млн рублей в год, причинен незначительный ущербАдминистративное наказание:

— штраф для ИП — 4000—5000 ₽;

а) штраф до 300 000 ₽;

Уголовную ответственность несут только ИП и руководители ООО. Сама компания может получить только административный штраф.

— лично по адресу 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2;

— заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе по адресу 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2;

  • заявление о допуске к аккредитации специалиста (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к приказу 40н)
  • портфолио за последние пять лет со дня получения последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включая Отчет о профессиональной деятельности (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к приказу 40н)
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • в случае изменения фамилии, имени, отчества — копию документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества;
  • копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
  • копии документов о среднем профессиональном образовании (с приложениями) и о квалификации (с приложениями), или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации за отчетный период;
  • копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (при наличии), или копии иных документов, подтверждающих наличие стажа медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о военной и иной приравненной к ней службе (при наличии);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Рекомендации по оформлению документов для прохождения периодической аккредитации

Общие рекомендации по оформлению документов, направляемых для прохождения периодической аккредитации специалистов, разработаны ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и размещены на сайте Федерального аккредитационного центра высшего медицинского образования, высшего и среднего фармацевтического образования, а также иного высшего образования.

Общие рекомендации по оформлению документов, направляемых для прохождения периодической аккредитации специалистов

В соответствии с приказом Минздрава России от 2 февраля 2021года № 40н (в ред. Приказа Минздрава России от 09 июля 2021года № 746н) аккредитуемый для прохождения периодической аккредитации специалиста представляет документы, предусмотренные вышеуказанным приказом лично, заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе или по электронной почте посредством их преобразования в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания их реквизитов.

Для обеспечения установленных требований предлагаем соблюдать следующие общие рекомендации:

При представлении документов, следует удостовериться, что:

  • информация, внесенная в форму документа, полностью соответствует сведениям, содержащимся в оригиналах документов;
  • указана одна (конкретная) специальность для прохождения процедуры аккредитации специалиста;
  • указанные сведения соответствуют данным за последние пять лет со дня получения последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по соответствующей специальности (при их наличии);
  • отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого согласован уполномоченным лицом, подписан и заверен печатью (при наличии) или имеется подписанный мотивированный отказ в согласовании отчета о профессиональной деятельности аккредитуемого (за исключением лиц, временно не работающих);
  • заявление, а также сведения об освоении программ повышения квалификации и отчет о профессиональной деятельности, включенные в портфолио, подписаны аккредитуемым;
  • представлен полный комплект документов, необходимых для прохождения периодической аккредитации.

При представлении документов посредством электронной почты и преобразовании их в электронную форму важно учесть следующее:


Григорий Андреевич Макагонов 2 апреля 2021

Чем нас встречает новый 2021 год?

С 2021 года начнут действовать новые правила аккредитации медработников. Аккредитация медицинских выпускников 2020 и 2021 года — обязательное условие работы в учреждениях здравоохранения для новых специалистов. Зачисление в ординатуру или трудоустройство в медучреждение станет невозможно без соответствующего документа. При этом результаты вступительных экзаменов в ординатуру не учитываются во время сдачи аккредитации.

Выделены три вида аккредитации, обязательные для определенных групп медработников.

1. Первичная аккредитация­ - обязательная для выпускников медицинских вузов и колледжей.

2. Первичная специализированная аккредитация - обязательна для следующих уровней подготовки:

- программы профессиональной переподготовки

- при завершении немедицинского образования

- после получения образования на территории иностранного государства

3. Периодическая аккредитация - обязательна для всех медработников каждые 5 лет

Какие документы необходимы при подачи на аккредитацию?

1. Для первичной аккредитации необходимы следующие документы:

- заявление о допуске

- копия документов об образовании

2. Для первичной специализированной и периодической аккредитации необходимы следующие документы:

- портфолио за последние 5 лет

- копии документов, подтверждающих содержание портфолио

- копия свидетельства об аккредитации или сертификата специалиста

- копия документов об образовании

- копия трудовой книжки

- копия документа о признании иностранного диплома на территории РФ

- заключение о соответствии уровня образования, полученном в иностранном государстве, требованиям к образованию в РФ.

Для успешной сдачи аккредитации медработник должен пройти следующие этапы:

1.Для первичной аккредитации:

- оценка практических навыков в условия симулятора

- решение ситуационных задач

2.Для первичной специализированной аккредитации:

- оценка практических навыков в условия симулятора и решение ситуационных задач

3. Для периодической аккредитации:

Минздрав в конце 2020г составил проект Положения об аккредитации медицинских работников и вынес его на рассмотрение. Документ разом отменяет 6 ранее изданных распоряжений и вводит новые правила проведения оценки специалистов с учётом действующих в стране ограничений. Результат прохождения каждого этапа аккредитации оценивается как "сдано" или "не сдано". Аккредитируемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста только после успешной сдачи предыдущего этапа.

При прохождении аккредитации специалиста в помещении аккредитационного средства аккредитируемым запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Оценка практических навыков в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционнго оборудования (тренажеров. манекенов) и привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения аккредитируемым практических заданий. На выполнение одного практического задания аккредитируемому, имеющему высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, должно отводиться не менее 10 мин; аккредитируемому, имеющему среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование - 30 мин.

На основании результата выполнения практических заданий оценивается прохождение данного этапа аккредитации как:

- "не сдано" - при результате 69% или менее по одному из выполненных практических заданий.

На основании результата решения ситуационных задач оценивается прохождение данного этапа аккредитации как:

Суммарное число практических заданий и ситуационных задач (практико-ориентированный этап) для каждой медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее 5. Независимо от количества практических заданий и ситуационных задач, включенных в практико-ориентированный этап, результаты выполнения практических заданий и решения ситуационных задач являются равнозначными при проведения оценивания результатов выполнения прктико-ориентированного этапа.

Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно в соответствии с приложением №2 к новому положению Минздрава. Для этого может быть использован личный кабинет на портале НМО. Изложенную в портфолио информацию (профессиональные достижения медработника) заверяет руководитель мед.организации по последнему месту работы аккредитуемого и включают:

- отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого, содержащий анализ профессиональной деятельности аккредитуемого за последние пять лет, в том числе описание выполненных работ, сведения о награждении за трудовые заслуги (государственными, ведомственными, региональными наградами) (при наличии), выводы о своей профессиональной деятельности и предложения по ее совершенствованию;

- протокол оценки индивидуальных профессиональных достижений (приложение № 3 к настоящему Положению)

-иные сведения о профессиональных достижениях аккредитуемого, диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук по медицинской или фармацевтической специальности, наличие опубликованных статей в профильном научном журнале.

Протокол оценки заполняется руководителем (заместителем руководителя) медицинской, фармацевтической или иной организации по последнему месту работы аккредитуемого (при наличии) посредством начисления баллов за каждый из следующих показателей профессиональной деятельности аккредитуемого:

- выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта;

- стремление к профессиональному совершенствованию и овладению новыми профессиональными навыками;

- наличие государственных, ведомственных, региональных наград за трудовые заслуги

- оказание помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи;

- отсутствие дисциплинарных взысканий.

Протокол оценки заполняется и сведения об индивидуальных профессиональных достижениях заверяются руководителем профессиональной некоммерческой организации, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона № 323-ФЗ23 в случаях, если аккредитуемый является:

- временно не работающим;

- руководителем медицинской, фармацевтической или иной организации, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Максимально возможный балл за каждый из показателей протокола оценки равен 1 и означает удовлетворенность руководителя медицинской, фармацевтической или иной организации оцениваемым показателем профессиональной деятельности аккредитуемого.

Минимальный балл за каждый из показателей протокола оценки равен 0 и означает полную неудовлетворенность руководителя медицинской, фармацевтической или иной организации оцениваемым показателем профессиональной деятельности аккредитуемого.

По результатам начисления баллов за каждый из показателей протокола оценки руководителем (заместителем руководителя) медицинской, фармацевтической или иной организации выставляется суммарная оценка, исходя из следующих критериев:

0-1 баллов неудовлетворительно

2 балла удовлетворительно

4-5 баллов отлично

Оценивание портфолио осуществляется путем начисления баллов за каждый показатель без непосредственного взаимодействия с аккредитуемым.

Сведения об индивидуальных профессиональных достижениях

а) суммарная оценка протокола оценки

неудовлетворительно 0 баллов

удовлетворительно 10 баллов

хорошо 20 баллов

отлично 30 баллов.

Часы обучения, которые зафиксированы на портале НМО, переведут в баллы. Например, за прослушанный курс длительностью от 6 до 14 часов начислят от 2 баллов, за прохождение программы свыше 71 часа — до 20 баллов. Дополнительные баллы поставят за количество рабочих лет, за которые внесена информация в портфолио:

два года 3 балла

три года 6 баллов

четыре года 9 баллов

пять лет 10 баллов

Учет критериев оценивания портфолио по каждому из показателей осуществляется один раз с однократным начислением соответствующего ему количества баллов.

Максимально возможное количество баллов за оценку портфолио составляет 100 баллов.

По результатам оценивания портфолио аккредитационная подкомиссия принимает одно из следующих решений:

Аккредитуемый признается не прошедшим этап первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста в следующих случаях:

- неявка для прохождения этапа аккредитации специалиста;

Аккредитуемый, признанный не прошедшим этап первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста, в целях повторного прохождения указанного этапа представляет в аккредитационную подкомиссию заявление с указанием непройденного этапа аккредитации специалиста в течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола заседания аккредитационной подкомиссии.

На основании представленного заявления аккредитационная подкомиссия принимает решение о повторном прохождении аккредитуемым этапа аккредитации специалиста.

Аккредитуемый, не подавший заявление о повторном прохождении этапа первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста, либо признанный 3 раза не прошедшим соответствующий этап аккредитации специалиста, признается аккредитационной подкомиссией не прошедшим аккредитацию специалиста.

Аккредитуемый, повторно не прошедший первичную или первичную специализированную аккредитацию специалиста для последующего допуска к аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию документы, не ранее, чем через 11 месяцев со дня признания его таковым.

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 323-ФЗ24.

По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается выписка о наличии в ЕГИСЗ данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста, и (или) свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе.


Руководство содержит перечень станций ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена) для проверки освоения трудовых функций профессионального стандарта при первичной аккредитации врачей — терапевтов, врачей общей практики. Станции — Базовая сердечно-легочная реанимация взрослых и Экстренная медицинская помощь включена в перечень станций для врачей всех специальностей.


Книга содержит тестовые вопросы для подготовки к аккредитации врачей по терапии. вопросы сгруппированы по разделам. Также в книгу включены тесты для присвоения высшей квалификационной категории по терапии. Книга будет полезна при прохождении первичной аккредитации врачей при подготовке для присвоения категории.

В 2018 году Рособрназор закрыл пол сотни вузов . Некоторые государственные вузы лишились аккредитации по ряду образовательных программ. Что делать, если вы попали в ситуацию, когда вам грозит не получить диплом государственного образца, или в ваш вуз запрещен прием.

Даже если на момент поступления в вуз с документами у образовательного учреждения все в порядке, это не значит, что через некоторое время ситуация может не измениться. Проверка вузов осуществляется один раз в 5 лет, поэтому если вуз не соответствует на момент проверки предъявляемым утвержденным образовательным нормам, то Рособрнадзор может лишить или приостановить его лицензию или аккредитацию. Наличие лицензии и аккредитации – это подтверждение надлежащего качества образования и права выдачи вузом дипломов государственного образца.

При поступлении в вуз обязательно ознакомьтесь с документами, удостоверьтесь, что с ними все в порядке. Обратите внимание на год выдачи документа, чтобы подсчитать, до какого года эти документы действительны, и когда вуз ожидает новая проверка. Документы можно запросить в приемной комиссии вуза, либо ознакомиться с ними на сайте образовательного учреждения.

Разберемся с основными понятиями и последствиями проверок вуза Рособрнадзором.

Аккредитация вуза - это подтверждение того, что образовательная программа, на которой обучается студент, соответствует федеральному стандарту. Выдается на 6 лет.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности - специальное разрешение, дающее право осуществлять образовательную деятельность. Выдается на неограниченный срок.

Если у вуза:

Приостановлена аккредитация

  • вуз может вести прием абитуриентов
  • вуз может выдавать дипломы собственного образца (не государственного)

Отказ в аккредитации, частичное или полное лишение аккредитации

  • вуз может вести прием абитуриентов
  • вуз может выдавать дипломы собственного образца (не государственного)
  • вы не сможете поступить в аспирантуру, оплатить обучение и общежитие средствами материнского капитала, получить отсрочку от службы в армии.

Приостановлена лицензия

  • вуз может продолжать работу, не связанную с учебным процессом, до принятия судом решения об аннулировании или восстановлении лицензии
  • вуз не может осуществлять прием абитуриентов.

Аннулирована лицензия

  • вуз не имеет права вести образовательную деятельность.

Что делать студенту, если у вуза возникли проблемы с аккредитацией или лицензией

  • Написать заявление на имя ректора выбранного принимающего вуза о переводе на имеющие государственную аккредитацию программы, с сохранением всех условий обучения - формы и курса, стоимости вне зависимости от периода обучения. Совершеннолетние студенты пишут заявление лично, а от несовершеннолетних требуется также согласие их родителей или других законных представителей.
  • Досдать академическую разницу (в том случае, если переходите на другую специальность), задолженности по предметам.
  • Сдать студенческий билет.

Обратите внимание, что при несогласии написать заявление об отказе от предложенного варианта перехода. В этом случае образовательное учреждение не несет ответственности за ваш последующий перевод и обучения.

Учредитель или уполномоченный орган управления вузом обязан:

  • Проинформировать о лишении, приостановлении лицензии либо аккредитации, истечении срока действия свидетельства государственной аккредитации студентов и преподавательский состав (сообщив о причинах в течение 5 дней).
  • Обеспечить перевод обучающихся в другие вузы, включая: подбор подходящих для обучения вузов и ведение с ними переговоров о приеме студентов, информирование студентов о вузах для перевода (в течение 10 дней с момента, как получено согласие принимающей стороны), передачу документов учащихся.
  • Издать приказ об отчислении обучающихся в порядке перевода в принимающую организацию.
  • Передать в принимающий вуз списочный состав обучающихся, копии учебных планов, письменных согласий студентов, их личных дел, договоров об оказании платных образовательных услуг.

При необходимости обратитесь за консультацией на бесплатную "горячую линию" студенческого омбудсмена, в региональное министерство (комитет, департамент) образования.

Проверить информацию о наличии у вуза необходимых документов, дающих право вести образовательную деятельность, можно на сайте Рособрнадзора.

Читайте также: