Как получить субсидии вдовам

Обновлено: 30.06.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Государство предоставляет участникам и инвалидам ВОВ преференции, льготы и разные привилегии. Ветеран имеет право на все льготы и послабления после оформления статуса ветерана и получения удостоверения. Некоторые привилегии получают вдовы ветеранов или близкие родственники участника войны после его смерти. Бробанк выяснил, на что имеет право ветеран ВОВ, и как получить от государства помощь разного вида.

  1. Ветераны ВОВ и приравненные к ним граждане
  2. Присвоение статуса
  3. Преференции для ветеранов
  4. Пенсионные выплаты
  5. Оформление денежной помощи
  6. Обеспечение жилой площадью
  7. Как оформить субсидии на улучшение условий проживания
  8. Возврат средств от оплаты за коммунальные услуги
  9. Как получить компенсацию за коммунальные услуги
  10. Медицинские преференции
  11. Налоговые послабления
  12. Государственная помощь вдовам ветеранов
  13. Помощь при похоронах ветеранов

Ветераны ВОВ и приравненные к ним граждане

Ветеранами Великой Отечественной войны по действующему законодательству считают:

Гражданам, которые получили статус ветерана военного периода, государство предусматривает различные преференции. Наиболее защищаемая категория граждан — инвалиды ВОВ. Для них действует больше послаблений. Некоторые виды льгот получают лица, прошедшие концлагеря, и члены семей погибших ветеранов.

Присвоение статуса

Для получения преференций и выплат сначала подтверждают статус ветерана ВОВ. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • сбор документации, написание и подача заявки в местный отдел соц. защиты;
  • ожидание рассмотрения заявки, обычно этот срок занимает не больше 30 дней;
  • получение ответа на запрос.

Граждане, которые работали в тылу в период войны, также имеют право на льготы

Если предоставлены корректные данные, присваивают статус ветерана и выдают соответствующий акт. На его основании вручают удостоверение ветерана. Об отрицательном решении уведомляют в течение 5 рабочих дней, после вынесения решения.

  1. Паспорт или заменяющий его документ, который удостоверяет личность гражданина.
  2. Фотографии размером 3*4, которые впоследствии будут вклеены в удостоверение.
  3. Справки из архивов и любые другие документальные подтверждения права на присвоение статуса.
  4. Документы о легальности вручения наград, если таковые имеются.
  5. Доверенность, если статус подтверждает не сам ветеран, а лицо, представляющее его интересы.

Заявление можно написать в отделении соц. защиты, с оформлением помогут сотрудники.

Преференции для ветеранов

  1. Пенсионные выплаты.
  2. Компенсацию трат на платежи за услуги ЖКХ.
  3. Обеспечение жильем, улучшение условия проживания.
  4. Медицинские льготы.
  5. Бесплатное изготовление и установку протезов.
  6. Внеочередное обслуживание в госучреждениях.
  7. Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 35 дней для тех ветеранов, которые продолжают трудовую деятельность.
  8. Проведение домашнего телефона без очереди.
  9. Первоочередное вступление в некоммерческие объединения.
  10. Региональные льготы.

Документы о вручении наград, если таковые имеются, также помогут при оформлении льгот ветеранам ВОВ

Региональные льготы участникам Великой Отечественной войны могут отличаться в разных территориальных округах. О них нужно узнавать в отделениях соц. защиты по месту жительства.

Пенсионные выплаты

Государство выплачивает материальную поддержку ветеранам в том размере, который полагается по его индивидуальному статусу в 2019 году:

Статус Сумма
Инвалиды войны 3088 руб.
Ветераны ВОВ 2316 руб.
Те, кто пережил блокаду Ленинграда 1699 руб.

Бесплатное изготовление и установка протезов - немаловажные моменты для участников ВОВ

Оформление денежной помощи

Для того чтобы получать пенсию ветерану ВОВ или его представителю, потребуется обратиться в ПФР. Специалисты проинструктируют, какие бумаги собрать и как их оформить.

Для назначения пенсии представляют документы, среди которых обязательно должны быть гражданство и удостоверение ветерана. Выплаты назначают не позже, чем через 15 дней после подачи заявления.

Обеспечение жилой площадью

Ветераны ВОВ, их вдовы, инвалиды военных действий и люди, пережившие блокаду Ленинграда, получают жилплощадь от государства. Но рассчитывать на квартиру могут не все, а только некоторые категории лиц:

Размер субсидий зависит от норм площади жилья и средней стоимости 1 кв. м, который установлен в регионе проживания ветерана.

Как оформить субсидии на улучшение условий проживания

Чтобы получить субсидии на улучшение жилплощади и условий проживания, нужно пройти несколько этапов:

  1. Обратиться с документами в территориальный отдел соц. защиты.
  2. Дождаться рассмотрения предоставленных документов и вынесения ответа. Это занимает не больше 1 месяца.
  3. Получить сертификат. Деньги, выделенные на эти цели, не выдают наличными, а перечисляют в банк на специальный счет гражданина.
  • общегражданский паспорт;
  • удостоверение ветерана;
  • справку из паспортного стола о составе семьи;
  • выписку из Росреестра, которая подтверждает отсутствие в собственности у ветерана жилплощади;
  • официальный документ, который подтверждает необходимость улучшения условий проживания.

Если возникнут сложности при сборе бумаг или их оформлении, специалисты отдела соц. защиты подскажут, что куда обратиться или как составить документ правильно.

Деньги, выделенные на расширение жилплощади, не выдают наличными, их переводят на специальный счет гражданина

Возврат средств от оплаты за коммунальные услуги

Государство предоставляет компенсацию на такие услуги ЖКХ:

  1. Снабжение горячей и холодной водой.
  2. Электричество и отопление.
  3. Канализацию.
  4. Средства обогрева для частных домов.
  5. Капитальный ремонт.
  6. Оплату аренды жилья.

Государство возвращает до 50% от платежей за услуги из данного перечня.

Как получить компенсацию за коммунальные услуги

Для возврата части средств потраченных на оплату услуг ЖКХ средств необходимо представить такие документы:

  • паспорт;
  • удостоверение ветерана войны;
  • документ, который подтверждает право собственности на ту площадь, за которую платят жилищно-коммунальным хозяйствам;
  • подтверждение инвалидности, если оно имеется;
  • договор с учреждениями, поставляющими услуги;
  • справки об отсутствии текущих долгов по оплате ЖКХ.

С этими документами обращайтесь в отделение соц. защиты граждан.

Медицинские преференции

Ветераны военных действий в годы ВОВ могут рассчитывать на ежегодное лечение в санатории. Это возможно только по назначению лечащего врача. Государство оплачивает проезд до санатория и все лекарства, которые прописывает доктор.

Инвалидов и участников ВОВ вне очереди обслуживают соц. работники при вызове на дом и принимают в дома престарелых.

Государство обеспечивает ветерана на бесплатной основе протезами. Но это не распространяется на дорогостоящее стоматологическое протезирование, которое делают в частных клиниках или кабинетах.

Налоговые послабления

Ветеранам ВОВ в России предоставляют кроме того налоговые льготы:

  1. Снижение земельного налога на 10 тыс. рублей. Если у гражданина нет участка, где был бы установлен такой размер платежа, то его освобождают от уплаты налога.
  2. Освобождение от уплаты пошлины за обращение в суд, ЗАГС, к нотариусу.
  3. Работающие инвалиды получают налоговый вычет на 3 тыс. рублей.
  4. Освобождение от уплаты налога на имущество.
  5. Бесплатные транспорт или скидки на проезд в некоторых регионах.

Эти льготы ветераны получают при получении удостоверения. Перечень региональных программ желательно уточнить сразу при оформлении документов. В ряде регионов, местные власти предоставляют, например, денежную компенсацию тем ветеранам, которые не пользуются общественным транспортом.

Обращение в суд, ЗАГС, к нотариусу - все это для ветеранов ВОВ не облагается пошлинами

Государственная помощь вдовам ветеранов

Вдовы получают от властей ряд социальных гарантий. Государство предоставляет им льготы на улучшение условий жилья, если они встали на очередь до 1 февраля 2018 года. Субсидии на покупку жилья вправе оформить и жены, умерших ветеранов. Вдовам и вдовцам участников ВОВ сохраняют льготы на оплату за ЖКХ в размере 50%.

Помощь при похоронах ветеранов

Кроме всех приведенных льгот ветеранам, инвалидам и участникам ВОВ доступны специальные государственные программы, которые предусмотрены для граждан после достижения 80 лет.

Семьи умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (подробнее можно узнать здесь) могут получить компенсацию расходов в размере 60% на оплату квартиры, коммунальных услуг, радио и услуг местной телефонной связи.

Компенсацию можно получить только после оплаты указанных услуг в полном объеме.

Если у вас изменились реквизиты карты или другие личные данные (например, фамилия), сообщить об этом можно:


Полное наименование:

Выполнение отдельных функций по предоставлению членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг

Принцип предоставления

Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услуги

Результат предоставления

  1. Назначение компенсационной выплаты либо отказ в назначении компенсационной выплаты.
  2. Перечисление денежных средств в качестве компенсации на соответствующий счет заявителя.
  3. Информирование заявителя о принятом Администрацией решении о назначении компенсации либо об отказе в назначении компенсации, осуществляется в форме уведомления заявителя о принятии решения Администрацией о назначении компенсации. По желанию заявителя выдача отказа возможна в подразделении МФЦ.

Срок предоставления

Назначение компенсационной выплаты осуществляется в течение 14 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми для предоставления государственной услуги документами в Администрацию.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

К членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся:

  • вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  • граждане, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии c законодательством Российской Федерации.
  3. Представители недееспособных (ограниченных в дееспособности) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение МФЦ.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты получения.
  4. В случае принятия Администрацией положительного решения получает компенсационную выплату в почтовом отделении или на счет в банке (в зависимости от указанного в заявлении).

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие в комплекте документов, необходимых для предоставления государственной услуги, сведений, определяющих право заявителя на получение государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Лицо, ответственное за прием документов в подразделении МФЦ:

Специалист ОСЗН, ответственный за прием комплекта документов, при обращении заявителей посредством МФЦ (по согласованию с начальником Отдела социальной защиты населения):

  1. Получает копии документов и реестр документов из МФЦ.
  2. Проводит сверку реестра документов с представленными документами.
  3. Проверяет сведения в ЭСРН.
  4. Дополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями имеющимися в распоряжении Администрации, в том числе в ЭСРН.
  5. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов.
  6. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  7. Формирует комплект документов для принятия решения Администрацией.
  8. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку проекта распоряжения о назначении компенсации.

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

III. Принятие решения о назначении (об отказе в назначении) компенсации

Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о назначении компенсации (по согласованию с начальником ОСЗН):

  1. Осуществляет проверку личного дела (в том числе на предмет комплектности документов). По результатам проверки:
    • в случае принятия решения о назначении компенсации готовит проект распоряжения Администрации о назначении компенсации;
    • в случае принятия решения об отказе в назначении компенсации готовит проект письма в адрес заявителя об отказе в назначении компенсации.
  2. Передает личное дело, а также проект распоряжения либо проект письма об отказе главе Администрации для подписи.

Глава Администрации:

  • Изучает переданные ему для подписания документы и подписывает их.

После подписания главой Администрации указанных документов специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о назначении компенсации (по согласованию с начальником ОСЗН):

IV. Порядок получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

Специалист ОСЗН, ответственный за предоставление сведений о ходе предоставления государственной услуги, рассматривает поступившее обращение:

  • Готовит ответ в письменной форме или в форме электронного документа о ходе предоставления государственной услуги, для последующего направления заявителю.

Сотрудник МФЦ в случае наличия на заявлении о предоставлении государственной услуги отметки о необходимости дополнительного информирования заявителя:

  • Информирует заявителя о результатах предоставления государственной услуги в соответствии со способом, определенным при приеме документов (в устной либо письменной форме).

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

II. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации либо иные документы, удостоверяющие личность представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Копия постановления главы местной администрации муниципального образования муниципального округа об установлении опеки (в случае признания гражданина недееспособным решением суда).
  4. Копия решения суда о признании гражданина недееспособным.
  5. Копия постановления главы местной администрации муниципального образования муниципального округа об установлении патронажа (в случае частичной или полной утраты гражданином способности к самообслуживанию).
  6. Копия постановления главы местной администрации муниципального образования муниципального округа об установлении попечительства (в случае признания гражданина ограниченным в дееспособности решением суда).
  7. Копия решения суда об ограничении дееспособным.
  8. Копия приказа о назначении директора учреждения социального обслуживания населения на должность (для граждан, находящихся в учреждении социального обслуживания населения).

Может быть предоставлена доверенность, составленная в простой письменной форме и не требующая дополнительного удостоверения, при условии обязательного предъявления оригинала или нотариальной копии документа, удостоверяющего личность получателя услуги.

III. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

  1. Сведения о количестве граждан, проживающих в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации.
  2. Сведения об инвалидности, полученные с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионном фонде РФ, являющемся оператором ФГИС ФРИ.

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством не предусмотрено.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  2. Копия распоряжения Администрации о назначении компенсации.
  3. Письмо в адрес заявителя об отказе в назначении компенсации.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Мобильные МФЦ

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, осуществляющие денежные выплаты

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Общие требования к подаче и рассмотрению жалобы:

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • Фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии;
  • жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администрации.

Законодательство

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

Административный регламент

Частые вопросы

Имеют ли право члены семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, на компенсационную выплату в связи с расходами по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению?

Да, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на компенсационную выплату в связи с расходами по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставке.

Выплата является компенсационной, т.е. рассчитывается исходя из представленных заявителем документов об оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги и другие виды услуг.

Возможно ли получение компенсационных выплат за предыдущий период в случае подачи заявления позже момента наступления права на них?

Компенсационные выплаты назначаются с месяца гибели (смерти) военнослужащего и производятся за любой истекший период начиная с 01.01.2005, но не более чем за 3 года.

Если у вас изменились реквизиты карты или другие личные данные (например, фамилия), сообщить об этом можно:

Суд заметил, что само по себе заключение ДДУ не обеспечивает гражданина жильем и не предусматривает реализацию его права на получение соцвыплаты и улучшение жилищных условий, а сама субсидия не может быть направлена на улучшение жилищных условий наследников ее получателя


Верховный Суд вынес Определение по делу № 37-КГ20-2-К1 по спору о включении в наследство жилищной субсидии.

Распоряжением Администрации Ливенского района Орловской области от 27 апреля 2018 г. А. Потаповой как супруге умершего участника ВОВ была выделена персональная социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность в размере более 1 млн руб. за счет средств федерального бюджета.

31 мая 2018 г. женщина заключила с застройщиком договор участия в долевом строительстве, в соответствии с которым приняла на себя обязательство оплатить стоимость общей площади объекта долевого строительства путем перечисления на его счет собственных средств и средств, которые перечисляются на ее счет, открытый для зачисления субсидии. Денежные средства по субсидии должны были быть переведены застройщику в десятидневный срок с момента предоставления договора в банк.

17 июня 2018 г. А. Потапова умерла, а 18 июня Администрация Ливенского района Орловской области перечислила социальную выплату на ее счет. В наследство женщины вступила ее дочь Татьяна Денисова.

24 июня 2018 г. Правительство Орловской области исключило Потапову из реестра по перечислению средств, предоставленная ей субсидия была перераспределена в пользу другого лица. В связи с этим Татьяна Денисова обратилась в суд с иском к администрации Ливенского района, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Минстрою России о включении в состав наследства денежных средств, выделенных ее матери в качестве субсидии, и их взыскании.

Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение субсидии Потапова приобрела при жизни; распоряжение о выплате субсидии для приобретения жилья также было принято при жизни. Кроме того, женщина реализовала свое право как на получение, так и на целевое использование выделенной государством субсидии путем заключения договора долевого участия в строительстве и открытия лицевого счета в банке; денежные средства были выделены и зачислены на именной счет Потаповой, являются ее собственностью и в силу ст. 1112 ГК входят в наследственную массу на общих основаниях. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с этим решением.

Минстрой России обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС посчитал, что выводы нижестоящих инстанций нельзя признать законными.

Верховный Суд указал, что согласно ст. 1112 ГК в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Верховный Суд указал, что по смыслу ст. 15 Закона о ветеранах в системной связи с его ст. 13 единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения связана исключительно с особым правовым статусом участников ВОВ, с учетом которого законодатель устанавливает для конкретных категорий граждан соответствующие меры социальной поддержки, целью которой является создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

ВС заметил, что само по себе заключение договора участия в долевом строительстве не обеспечивает гражданина жильем, не предусматривает реализацию его права на получение социальной выплаты и улучшение жилищных условий.

Эксперт обратил внимание на то, что ВС РФ по данному поводу высказывался много раз: если на момент смерти участника ВОВ субсидия на приобретение жилья предоставлена не была, то обязанность по предоставлению такой субсидии прекращается, и, следовательно, у наследников не возникает никакого права. Если же при жизни участника ВОВ субсидия была перечислена на счет продавца жилого помещения, то к наследникам переходят права на жилое помещение, а не на субсидию.

Все, что нужно знать о жилищной субсидии военнослужащим в 2021 году: условия, сумма, процедура

Субсидия на приобретение жилья

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи , состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

  1. являются инвалидами, страдающими определенными видами заболеваний в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991н;
  2. страдают от тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними является невозможным, согласно Приказу Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

blank

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.

Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).

Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.

Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

blank

blank

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

blank

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

blank

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи. Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

blank

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

blank

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

blank

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

blank

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Читайте также: