Как откосить от репетитора

Обновлено: 30.06.2024

Комментарии

Если не хотите обижать, то просто скажите, что сейчас нет времени заниматься.

ну может она научила Вас на свой уровень, а дальше у неё просто не хватает опыта. так и скажите, дальше продолжу обучение с преподователем более углубленно или с носителем языка

Мне подруга предложила помощь, она в декрете, я готова ей платить, да и учитель она опытный. Когда она услышала про студентку, она в шоке была.

ну Вы сами её выбрали, Вас же не заставляли))

Так и вначале она мне нравилась, но потом стала халявить, видимо, подумав, что и так сойдёт.

Ну объективно я не вижу проблем в смене репетитора. Когда мне что-то не нравится я это меняю. Репетиров, спортзал, магазин и работу))

А меня, видимо, привязанность держит 🤭 Но, человеческое отношение — принимается за слабость. Я не готова платить деньги, чтобы мультик на английском посмотреть, поняла, что она немного обнаглела.

‘Спасибо, что занимались со мной! Сейчас я планирую сделать паузу. Если что — обязательно с вами свяжусь! Всего доброго!’

Скажите, что решили попробовать другой формат обучения, более сложный и углублённый, поэтому вынуждены отказаться от её услуг.

Спасибо, действительно, очень деликатно.

Вы не обязаны ничего объяснять, сказать спасибо но думаю это пока был последний наш урок, и типа если что ваш контакт у меня сохранен

Скажите что вам не подходит такой формат обучения, не интересно. Поблагодарите и фсё

Спасибо. Больше в ваших услугах не нуждаемся.
Если я зла — так и скажу — не устраивает.
Если я не зла. Скажу что приехала тетя она все знает и предлагает помощь. Мы будем с ней заниматься может потом придем к вам опять

У меня подруга — учитель английского готова мне помогать, причём по Оксвордским программам, но с лета, сейчас и так учеников полно. А у этой ни учебников, ни программы, как оказалось.

Я думаю стоит честно написать причину почему вы не будете с ней больше заниматься. Она сделает выводы, что поможет ей в будущем

Вот я уже целый час расписываю причины. Но, думаю, это слишком жёстко, такое услышать. Жалко, она хороший человек. Но то, что расслабилась и ведёт себя непорядочно, это напрягает.

Ну так и написать. Допустим, "Татьяна, к сожалению, приняла решение закончить наши занятия. Поняла, что мне хотелось бы немного другого подхода, больше практических занятий (добавить свой вариант). Чувствую, что работы с тестом мне не даёт результат. Спасибо вам большее за проделанную работу! Успехов

Я примерно, такой текст набросала, нужен взгляд со стороны: " МарьваНна, мне нравилось с вами заниматься и вы мне импонируете как человек. Но в последнее время, видимо, из-за вашей занятости, я не вижу подготовленного вами специально для наших уроков материала, в том числе домашнего задания. Слова повторяются, присылаются только после моей просьбы их сделать. Последние 2-3 занятия мы стоим на одном месте, не рассматривая теоретические вопросы. Поэтому, если вы видите дальнейшие наши занятия и меня своим учеником, прошу вас подготовить такой план, например, чего я добьюсь через 10 занятий с вами. Умк, чтобы я понимала, что у нас системное занятие и по каким программам, учебникам мы занимаемся, так как каждый урок, это определённая ступенька к цели. Я вижу прогресс, но не готова стоять на месте.
В любом случае, спасибо вам за общение и опыт.
Сегодня занятие не состоится, так как в это время у меня свое занятие (я вас просила перенести, так как не успеваю за час закончить, а у ученика экзамен, о чем я узнала тоже сегодня). Если будет возможность, то в другой день, если нет — я вас благодарю за время, уделённое мне.
Вы замечательный человек, не хотела вас обижать, но мне, как учителю, нужна системность и, как ученику, результаты".

Я бы убрала про "импонируете как человек" и не стала бы ставить условия. Вряд ли после этого будут занятия в комфортной атмосфере. Если решили прощаться то нужно это делать. Моё мнение

Недавно наняла для дочки репетитора английского языка, выбрала ее по совету хороших знакомых. Она оказалась очень хорошим специалистом, легко находит общий язык с детьми, уроки интересные, все отлично, но есть одно но. У нее, наверное, какие-то проблемы со здоровьем и от нее очень неприятно пахнет. Дочка молча терпит, но я вижу что именно терпит. А сегодня спросила, может учительница не придет, и так спросила с надеждой в глазах. Как мне быть? Отказаться от услуги, но как? Чем обосновать отказ?


Очень странное, но достаточно распространенное явление - люди чувствуют себя виноватыми, если им приходится говорить нет. Хотя каждый имеет на это полное право.

Для начала успокойтесь, выдохните, и осознайте, что вы не обязаны продолжать деловые отношения, если они вас не устраивают.

Далее - осознайте, что вы не обязаны оправдываться перед человеком, которому говорите "нет".

Ну, и если вам все-таки нужен пример разговора, то он может выглядеть примерно так: "Наталья Петровна, я звоню вас предупредить, что мы пока сделаем перерыв в занятиях. Если обстоятельства изменятся, я с вами свяжусь. Спасибо вам за работу, у вас очень интересные занятия."

Если вас учительница начнет доставать вопросами - "А почему? А что случилось?", есть один универсальный ответ: "Извините, семейные обстоятельства, которые я бы не хотела обсуждать."


Полностью согласна с вами. Услуги репетитора, это личное дело каждого и если по какой-то причине от таких услуг нужно отказаться, то не стоит стесняться этого. Мне кажется, что и у репетитора не должно возникать встречного вопроса " Почему ? ". А если все же возникнет, то ответ : " Извините, семейные обстоятельства, которые я бы не хотела обсуждать", будет идеальным.


Вы правильно считаете. Мы сами платим деньги за определенные услуги и не должно быть стыдно отказаться от этих услуг, ведь это не обязательные занятия. Если уж очень не хочется объяснять причину своего отказа, а это довольно неудобно говорить человеку, то всегда можно придумать уважительную причину.


Ну, можно соврать и тогда не придется оправдываться. Перезвоните репетитору и скажите, что ОРЗ все в семье подхватили и пока не будет обучения. Так можно две недели протянуть, а потом сказать, что кто-то из родственников (как оказалось) хорошо знает язык и предложил бесплатно заниматься.

Не хотите обманывать, скажите правду той женщине, но правду всегда сложно говорить. Я бы не сказала. Не хватило бы духу. Но и терпеть запахи - это не дело, это не занятия, а мучение. Если человек болен и от него пахнет - он не виноват, но не должен другой человек страдать от неприятных запахов. Вообще ситуация такая. у нас на работе у сотрудницы изо рта пахнет, сильно. Все тоже терпят, не говорят, хотя, может было бы честнее сказать, но это значит обидеть человека.


Сказать может и честно, но а вдруг человек и сам знает, но ничего поделать не может. Меня так воспитывали, не замечать физические недостатки людей, а смотреть только в душу. Так и живу, стесняюсь, переживаю чтоб не обидеть кого лишний раз.


И меня так воспитывали. Неприятно общаться, но прямо говорить неприлично.

Но ребенок будет не о занятиях думать, а репетитор должна нормально воспринимать отказы.

Думаю, вы не обещали, что будете постоянно брать уроки. Говорите, что материальные проблемы, а истинную причину не называйте. Можно предупредить учительницу заранее по телефону (так легче).


Согласна, очень неудобно прямо в лицо сказать это, обидеть человека и неважно, знает она об этом или не догадывается, хотя по хорошему нужно бы это подсказать, а то все ученики разбегутся, ей легче от этого не станет, что все приличие соблюдают. Но если уж сказать неудобно, то финансовыми проблемами всегда можно оправдаться.


Я бы не стала говорить, что все заболели. Во-первых, вполне вероятна случайная встреча в городе. Только подумайте, какой выйдет конфуз! Во-вторых, человек будет как бы "в подвешенном состоянии", ожидая выздоровления семьи и возобновления занятий. Мне кажется, что любой почувствует подвох в таком объяснении, да и получать отказ в подобной форме гораздо обиднее. Первый комментатор предложил очень хороший вариант, вполне по-деловому и этично. И собеседнику стразу становится понятно, что в его услугах больше не нуждаются, и обижать никого не приходится, и совесть спокойна. Ни в коем случае нельзя называть истинную причину отказа от уроков, это совсем другой уровень общения и взаимоотношений. Если бы вопрос состоял в некомпетентности человека как специалиста, тогда это можно было бы озвучить, так как в данном случае учителя и родителя связывают только отношения "исполнитель и заказчик" - исключительно деловые. Жаль, конечно, что такого педагога придется заменить. К сожалению, далеко не все умеют давать материал в доступной для детей форме, а заинтересовать ученика в своем предмете - и подавно.


Ситуация не самая простая, хотя сам отказ не является чем-то неординарным. Я бы, наверное, тоже не смогла сказать правду и обидеть человека, тем более хорошего специалиста. Остается только придумать какую-то несуществующую причину и отказаться от занятий. Можно сказать, что возникли проблемы с финансами.


Ну ситуация щекотливая! И напрямую сказать это не интеллигентно. Но рассуждать надо трезво. И относиться к этому по схеме работодатель - работник. И неудобство такого плана не стоит терпеть. Самый легкий способ для Вашего случая просто сослаться на финансовые проблемы. Платить соответственно не чем и проблема решиться сама собой.

Эта статья будет о наболевшем – о том, как не ошибиться с выбором ученика. Скоро 1 сентября, и ученики побегут искать репетиторов, вспомнив, что в этом году они сдают ЕГЭ или освобождается должность на работе, требующая знаний языка. Как отсеять тех, кто сам уйдет после нескольких занятий?

убегать

Таких учеников можно распознать:

  1. По объявлению
  2. По звонку
  3. При личной встрече

По объявлению

объявление

Это самый легкий этап, когда при отказе мы тратим минимум усилий.

    Все в тексте объявления, что привлекает глаз и не вписывается в рамки обычного запроса.

Требуется особый подход/Нужен строгий педагог.

Сразу возникают мысли, что что-то не так с учеником – он скачет на занятии как козлик, не слушает ничего, кроме звуков, исходящих из своего айфона? Видела одного такого, больше не хочется тратить свое и чужое время.

Возникает вопрос: А чем плох школьный? В жизни встречала кучу учителей, не вписывающихся в шаблон пожилой женщины с пучком на голове, которая учит всех грамматико-переводным методом.

Обязательно наличие стажировок/учебы заграницей/проживания в Оксфорде.

По звонку

телефонный звонок

Эти проблемы возникают, как правило, когда не вы выбираете ученика, а ученик выбирает вас. Когда по телефону доходим до обсуждения момента “чего хочется от занятий”, можно услышать следующие фразы, которые должны предостеречь:

Уровень английского у меня не очень – что осталось со школы, а для работы (поездок, удовольствия) он нужен. Поэтому можно мне какой-нибудь “экспресс-курс“, чтобы я месяца за два его уже прилично знала?

Я не хочу делать никаких упражнений в рабочей тетради, переводов, учить правила. Мне нужен живой язык, на котором все общаются.

У меня столько работы (учебы, других интересных дел), что я не буду успевать делать домашнее задание! Можно мне все давать на уроке, я все запомню?

Давайте я перезвоню (Вы мне перезвоните), я сейчас занята.

Ого! Как дорого! Ну ладно … давайте заниматься …

При личной встрече

первая встрча

Тут мне расставаться с учеником тяжелее всего, потому что мы уже потратили друг на друга время и познакомились лично. Отказывать мне в таких случаях всегда неудобно, но я стараюсь собрать волю в кулак. Мне же потом с ним работать.

  1. Хамство. Чаще всего у школьников или у единственного обожаемого наследника. Просто невоспитанные дети, которых родители не учат разнице взрослый-сверстник. Такие ученики на занятии могут отказаться выполнять какое-то задание, потому что им неинтересно, в середине урока пойти покушать, потому что есть хочется, или писать другу в WhatsAppe. Стараюсь вежливо объяснить родителям, что я привыкла к другому отношению, и советую в повторной заявке писать: “к ребенку нужен особый подход”. Администратору сайта прямо очитываюсь, что работать с трудными детьми не умею, и заказ брать не буду
  2. Незаинтересованность. Тоже чаще всего у школьников, которые ходят на английский, потому что их мама заставила (или у него весь класс дополнительно занимается, не будем же мы хуже других). Если человек не хочет (а особенно подросток, который любит делать все наперекор), даже очень много бисера вряд ли что-то изменит.
  3. Чрезмерная загруженность ученика. Бывают еще школьники, которые ходят на дополнительные танцы-волейбол-музыку-рисунок-китайский, потому что родители растят из них юную звезду. Такие дети обычно на урок приходят с желанием поспать и отдохнуть, а не учиться.
  4. Личная неприязнь. Вроде адекватный на вид персонаж, на занятии все делает, но вот не нравится он тебе, и все. Сказать в лоб “какой-то ты нетакой” неудобно, поэтому объясняю невозможность заниматься внезапными личными обстоятельствами.

Есть, возможно, какие-то проблемы, которые становятся видны только через некоторое время, но я прям серьезных еще не встречала. Если меня не устраивает что-то, говорю с самим учеником, или с его родителями.

Вот этими критериями и пытаюсь руководствоваться при выборе клиентов. Но у меня не всегда получается. Когда я только искала учеников, брала всех, кто попросится, боясь никого потом не найти. Теперь занимаюсь с двумя, с которыми никак не могу расстаться – давно их учу, родители на меня рассчитывают, совесть мучает, хотя, по-хорошему, надо бы. Зато новых теперь беру по правилу “Семь раз отмерь – один отрежь!”.

ученик

15 комментариев для “Каких учеников стоит избегать”

Очень помогли этой статьей! Спасибо огромное!

Елена, надеюсь, и правда помогла! Но иногда сложно по первому взгляду “вычислить” проблемного ученика, увы(

Или иногда может сложиться первое неправильное впечатление. С этим у меня проблемы порой.
А статья и правда полезная, читается легко )

Ну, так, вы занимаетесь только с идеальными учениками. А зачем успешному ребенку, который и домашние задания готов делать, и вежливый, и не ленивый, и родители готовы любые деньги платить идти к репетитору?
Я считаю что мастерство заключается в умении работать с любым учеником. Да, бывает что не идет. Но, с опытом, все реже и реже. И с родителями отношения выстраиваются, и с учениками лентяями.
Иногда репетитор, это тот же врач. Иногда его задача помочь и объяснить в кратчайшие сроки. Бывает что задача другая – учить языку, учить жить в культуре преподаваемого языка, учить думать на языке.
Это мое личное мнение и шичный опыт работы. А то как почитаю статьи, то всем идеальных подавай, все себя мнят отличными репетиторами. А в чем отличный? Способного ребенка научить?
Все дети обучаемы, все! Нужно просто уметь учить.

Ольга, добрый день!
Я писала эту статью почти три года назад, а после вашего комментария еще раз решила ее перечитать (мало ли, написала где-то и забыла), но так и не нашла, где:
а) Я говорю, что беру только детей, которые вежливые, и не ленивые, и их родители готовы мне нести мешок денег за занятие заранее.
б) Называю себя успешным и отличным учителем.

P.S. На всякий случай, если вдруг из содержания статьи не ясна основная мысль, вот она еще раз: мне нравится работать только с теми, кто мне приятен и готов принять точку зрения, что преподаватель лучше знает, как выстроить процесс обучения. А с людьми, к которым не лежит у меня душа, я не хочу выстраивать ни профессиональных, ни личных – никаких – отношений.

В этом блоге я делюсь своими собственными мыслями, связанными с процессом преподавания. Если вам нравится и комфортно работать как-то по-другому – работайте! Никому ничего не запрещаю и не навязываю =)

Ольга, а если родители не очень усердного или сообразительного ребенка считают, что раз платят репетитору – ребенок должен сдать ЕГЭ на 90+ баллов и вся ответственность на преподавателе, а то “деньги взял – а знания не дал”? Ученика что, гипнотизировать? Или если у ученика/родителей такой характер и отсутствие воспитания, уважения к репетитору, что проще отказаться и непонятно ради чего тратить столько нервов? И вам прямо со всеми-со всеми комфортно работать?
Нет, со многими можно и нужно наладить контакт и продуктивно работать, но по вашему описанию вы какой-то волшебник. Все-таки для рукопожатия нужны две руки.

А зачем успешному ребенку, который и домашние задания готов делать, и вежливый, и не ленивый, и родители готовы любые деньги платить идти к репетитору? – Видимо, для того, чтобы усвоить предмет лучше, более глубоко и широко.

Я считаю что мастерство заключается в умении работать с любым учеником. Да, бывает что не идет. Но, с опытом, все реже и реже. – Конечно с опытом все реже и реже, потому что с опытом понимаешь, что от с проблемными не стоит связываться. С проблемными детьми и взрослыми пусть работают психологи и психотерапевты.

А то как почитаю статьи, то всем идеальных подавай, все себя мнят отличными репетиторами. А в чем отличный? Способного ребенка научить?
Все дети обучаемы, все! Нужно просто уметь учить. – Про отличных тут не было вроде. Что касается способных детей, то конечно их тоже нужно учить, чтобы способности их раскрыть и развить. И это труд интересный и приятный. А если не хотят учиться, то и не будут учиться! Особенно если родители им в этом потакают. Ну может можно из кожи вон вылезать с ними, но за тройную плату тогда.

Добрый день!
Читала начало вашего поста и думала: “ну не бывает так, чтобы все как по маслу, должна обязателньо быть ложка дегтя”.
В ситуации, которую вы описываете, уже не сильно разберешься, мне кажется, там куча факторов сложились. И вряд ли вам удастся самой эту кучу разгрести. Единственное возможное решение тут – объяснить маме про ваше потерянное время и их деньги в случае продолжения уроков и расстаться, по возможности, без взаимных обид.


Добрый день, Ирина! У меня вопрос как к коллеге. Сам я репетитором стал недавно, поэтому опыта у меня немного. Взял я одну ученицу готовится к ЕГЭ, 3 раза в неделю. В самом начале она мне говорила, что будет много работать самостоятельно, готовиться + я сам оговорил, что всё зависит от неё и что гарантировать высокий балл я не могу (уровень Elementary). Мы провели первое занятие, после чего она пропустила три четверти занятий за месяц. Я хотел было отказываться, но она сказала, что будет заниматься и я решил дать её второй шанс. Однако, по прошествии этого месяца, я понял, что всё же не смогу её подготовить, поскольку материал она усваивает крайне медленно + пропустила целый месяц. Есть сильное желание прекратить занятия, но не знаю как и стоит ли? Подскажите. Заранее спасибо


P.S. По прошествии следующего месяца, я понял, что всё же не смогу её подготовить

Добрый день! Мне кажется, ответ очевиден) Представьте – вы будете дальше её готовить, девушка будет косить и забивать. Потом идет на экзамен в июне и сдает его на 30-50 баллов. Как думаете – кого родители будут винить в низком балле дочери?

Откровения репетитора

Этот пост посвящен работе детского репетитора с того ракурса, с которого вижу ее я. Он адресован в первую очередь родителям школьников (настоящим и потенциальным).

Вообще, дети — ужасные клиенты. Хотя бы потому, что они, как правило, не занимаются летом. С изнаночной стороны это выглядит отвратительно: в мае волна последних звонков выбрасывает на сайты репетиторских услуг смертельно уставших за год, но нуждающихся в работе репетиторов.

В сентябре на мой телефон может поступать до трех заявок в день, в мае сайт любезно сообщает, что на интересный заказ до меня откликнулось 112 коллег. Для репетитора это означает, что весь год нужно заботливо откладывать некоторые суммы на лето, но с наступлением лета выясняется, что как раз теперь (и только теперь) у него есть время съездить в Икею, походить на массаж, вылечить зубы и сделать еще массу совершенно неотложных дел. Сбережения тают к июлю. Август проходит мрачно.

Надо понимать, что репетитор никогда не работает в вакууме. Он работает в тесной связке с родителями и школой, и ребенок во всей этой канители занимает последнее место, а должен — первое. В принципе, этим сказано все, но я знаю, что это непонятно. Поэтому я продолжу.

Родители нанимают меня как квалифицированного педагога и ожидают высоких профессиональных качеств. Здравые предположения о моих профессиональных качествах выглядят примерно так: я хорошо знаю язык, умею рассказывать о нем интересно, владею методиками, ориентируюсь в пособиях, а также умею находить подход, заинтересовывать, ну и вообще делать весь этот непонятный magic, который заставит их ребенка наконец делать уроки или просто хоть что-то понять.

Родители ожидают от меня, что я распознаю, в чем кроется проблема конкретно с их ребенком, и помогу эту проблему разрешить.

Это — логичные ожидания, и они соответствуют имеющимся квалификациям. Однако важно не это, важно за счет чего, на каком топливе, благодаря чему я умею все это делать. А умею я это делать путем тонкого слушания, видения и понимания, которое, увы, не может быть ограничено.

Если у ребенка есть тревожные звоночки, выходящие за пределы моей компетенции, я это увижу. Если ребенок отстает в развитии, я это увижу. Если ребенок истощен физически или эмоционально, я это увижу. И если вы плохо обращаетесь со своим ребенком, я это увижу.

1. Мальчик, 11 лет, позвали подтянуть русский и английский

Репетитора, что характерно, запросил сам, поскольку почувствовал, что отстает и не справляется. Прекрасная семья, три пацана, кошку недавно завели. Отношения теплые, у мальчиков по отдельной комнате, хорошие условия. Ребенок учится в элитной школе, причем учится он там ежедневно с 9 утра до 6 часов вечера: утром — обязательные уроки, после обеда — бесконечные драмкружки, лепка, дополнительная физкультура и прочие стихи под баян. Я приходила в 7, и занимались мы до 9.

Через два месяца занятий по 1 разу в неделю я отвела маму в сторонку и сказала, что, увы, мы не прогрессируем, и что, по моим понятиям, нагрузку необходимо не увеличивать, а снижать. То есть отменять хотя бы меня к чертовой матери. Расстались дружелюбно.

Ситуация далеко не самая критическая, однако налицо полное непонимание физических возможностей, норм и ограничений. Мама — психолог по образованию, но почему-то умудрилась проглядеть черные круги под глазами любимого сына.

11-летнему человеку трудно сообразить, что для его непонимания есть веские физиологические причины. Ему и в голову не может зайти, что ОН, ВАШУ МАТЬ, ЗАДРАЛСЯ, КАК СИДОРОВА КОЗА, КАЖДЫЙ ДЕНЬ ХОДИТЬ В ШКОЛУ НА ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ. И что так быть не должно.

Последний штрих: на весенние каникулы ребенка отправили в Лондон. Поучить язык. Разумеется, чем же еще заняться на каникулах?! Отдыхать? Валяться дома, играть с братьями и кошкой? Ходить в музеи? На детские представления? Зачем же, если можно поехать с чужими людьми в незнакомую страну, где организованно перемещаться под ор училок и доучивать то, что не выучил за семестр. Мы же даем ребенку Самое Лучшее Образование, которое только в него влезет. Включая любого репетитора, что попросит.

А он и попросит. Не раз еще.

2. Наняли позаниматься с братом (11–12) и сестрой (16)

Мягко пытаюсь объяснить маме, что происходит с ее сыном, не употребляя при этом опасных слов из области психологии и напирая на то, что ситуация выходит за рамки моей компетенции как преподавателя. Что ребенку требуется помощь (СРОЧНАЯ, МАТЬ ВАШУ. КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. ПОМОЩЬ. )

Если бы у нас работали хоть какие-то социальные службы, я бы на эту семью заявила. Но они не работают, равно как и школа и многие другие государственные и социальные институты. Зато в Москве более 10 тысяч репетиторов только по моему предмету. Сколько раз мы приходим к кому-то в дом и видим там такое? И видим ли?

3. Уговорили позаниматься с девочкой (хотели именно меня, долго договаривались с мамой, в результате решила взять)

Во время урока двери не закрываются, бабушка ходит туда сюда. Девочке 12, и она почти не говорит. Ни на каком языке. Особенно она не говорит, когда бабушкин маршрут пролегает мимо нашего стола.

Полтора часа я с мокрой спиной устраиваю девочке кукольный театр, веселые картинки, лучшего друга детей и другие полифонические этюды, потому что девочка молчит. Время от времени цепляюсь за подобие огонька в глазах. Выдавливаю из нее несколько небезнадежных слов.

А вот самой мамы нет. Мама живет с любимым мужчиной и новеньким сыном. А девочка живет посреди икон и салфеток с бабушкой, у которой мозги съехали набекрень и застряли в послевоенном времени.

И дома я две недели пытаюсь как-то примириться с ситуацией, хотя мне хочется долго и продолжительно орать. Позвонить маме — и орать. Поставить бабушку в прихожей — и орать. Но я беру себя в руки, потому что думаю: может, меня туда Господь нарочно привел, чтоб хоть как-то? Чтобы показать девочке, что бывают другие человеческие виды? Какая разница, ну да, через английский язык, раз уж так получилось. Смогу ли я? Ответа на этот вопрос у меня нет.

Пока что девочка боится абсолютно любых моих предложений, что и неудивительно для человека, который боится звука собственного голоса. А тут целая я, у меня красная помада, я улыбаюсь. И ничего не боюсь. Но через пару недель бабушка сама звонит мне и говорит, что у меня прекрасная методика и все их полностью устраивает, только вот девочка слишком загружена, поэтому с языком решили повременить. И я вздыхаю с позорным, тяжелым, как свинец, облегчением.

Нет у вашей девочки проблем с английским языком. А еще у нее нет мамы. Какой, к чертовой матери, тут может быть английский язык?! Какой Лондон?

Ужас состоит в том, что абсолютно все эти люди уверены в том, что детей они своих очень любят. Делают для них лучшее. И все у них в семье в порядке, а если и не в порядке, то все же не совсем все плохо, да и вообще это не мое дело. Меня позвали английский преподавать.

МЕСТО ДЛЯ ПАУЗЫ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Краткая ремарка: у меня есть в учениках чудесные детки. Мы с ними долго и продуктивно работаем. У них нормальные родители — не идеальные, нет, тоже есть нюансы, но нормальные. Однако дело не только родителях, так что едем дальше.

О том, как деградировала школа за последние десятилетия, говорить как-то неловко. Во-первых, я там не работала и ни за что не пойду, а хаять то, в чем не преуспел и даже не попытался, — это ниже пояса. Во-вторых, столько уже сказано, что тошно.

Но сути это не меняет. Школа ничему не учит. Достаточно сказать, что у меня целых три ученика из одной специализированной английской школы, где у них английского этого по 7–8 часов в неделю. И им нужен репетитор. Вы только вдумайтесь в эти цифры, это же полное безумие!

Жуткая правда заключается в том, что я не могу полностью переустановить их на нормальные человеческие рельсы, потому что за десять лет школа им вытравливает внутри такие колеи, из которых их потом ничем не выковыряешь. И сколько бы родители не питали надежд на то, что я научу их разговаривать, я не научу. Это можно сделать, если выдрать их из школьного восприятия действительности, и это как раз можно пытаться делать летом, то есть в период, когда школы нет.

Но летом, как я уже писала, они не занимаются. Лето — это святое. Давайте убьемся до заворота кишок в течение года, причем будем убиваться в геометрической прогрессии так, чтобы к концу именно 11-го класса, к ЕГЭ, приползти в реально опасном состоянии под руки с репетиторами по всем сдаваемым предметам, но лето мы трогать не будем. Именно тогда, когда можно было бы делать качественный рывок, маскируя его под приятное времяпрепровождение, с фильмами, песнями, и другими человеческими активностями и т. д., мы не позволим даже 3 часа в неделю выделить на то, чтобы слегка подгрузить отдохнувший и свежий мозг.

Однако ожидания родителей, как правило, в этом месте разбиваются о скалы. Поэтому я скажу прямо и ясно: дорогие друзья, если вы хотите, чтобы ребенок успевал по предмету в школе, то самым безопасным средством добиться этого будет действовать параллельно школе согласно ее установкам, чего я лично делать никогда не буду, потому что не могу. Органически.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил хоть когда-нибудь (в школе этого, скорее всего, не случится, тут нужны более мощные потрясения, чем три часа в неделю с репетитором), то можете сдать его мне, я сверну ему мозги в нужную сторону, и когда школьный морок ослабит свою хватку, у него будет возможность посадить дальнейшее обучение языку на более или менее толковые дрожжи.

Сделать так, чтобы он одновременно хорошо успевал в среднестатистической школе с ее безумными требованиями и непродуманными форматами, и свободно, хорошо разговаривал по-английски на действительно актуальные, жизненные темы, невозможно. Это уравнение не сойдется НИ-КОГ-ДА.

Минимальная трудность приводит их в полностью нерабочее состояние (нюансы богаты и соотносятся с их личностными характеристиками: кто-то бесится, кто-то отчаянно тупит, кто-то каждый раз чувствует крушение всех надежд, кто-то бросает все силы на поддержание иллюзии собственной состоятельности). В этот момент они заняты чем угодно, кроме английского языка, а я трачу время, внимание, силы, чтобы вдохнуть в них нормальную жизнь.

Кстати, вдыхается она ТОЛЬКО после таких моментов, пережитых иначе, чем через одергивания, призывы к совести и другие распространенные учительские техники.

Я все это настраиваю, как огромную арфу, а потом они идут в школу, где мне эту арфу — расстраивают.

11 класс достоин отдельного упоминания

Сейчас у меня на руках две обожаемых куклы, скоро выпуск. Сказать, что их интеллектуальные способности пали — это ничего не сказать, а я знаю их 3 года.

Девки похожи на водоросль в малиновом сиропе и не соображают ни черта. Зевают от чудовищной усталости, к тому же влюблены и худеют. Все столы обклеены бумажками с математическими формулами, историческими фактами, цитатами из Пастернака и сердечками более фривольного содержания. Их прихватывает то мигрень, то желудочная инфекция. Мне их безумно-безумно жаль.

Ощущение тотального, повального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. На это все приходит репетитор и пытается что-то сделать. Терпит, по сути, поражение — потому что с моими возможностями и знаниями при поддержке и попутных ветрах я могла бы достигать с этими детьми результатов, о которых сейчас мне приходится только мечтать.

Поэтому на ближайшее время я прекращаю работу с детьми. Я до смерти устала бороться с ветряными мельницами, видеть то, от чего больно, получать шишки за то, чего не делают другие люди. Я люблю детей. Я умею с ними работать. А с родителями и школой — нет, и учиться, пожалуй, не стану. Я лучше подожду, пока эти дети вырастут, и поймут, что к чему. Собственно, именно с такими я и работаю на данный момент с превеликим удовольствием, находя почти в каждом взрослом ребенка, которого когда-то долго и сложно мучили.

Читайте также: