Конституционное право россии как отрасль права наука и учебная дисциплина
Обновлено: 16.05.2024
2. Воспитательная: Стремиться воспитать уважительное отношения к гражданству России, чести и достоинству личности, соблюдению и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3.Развивающая:с пособствовать развитию логического мышления обучающихся, умения правильно обобщать данные и делать выводы; развитие навыков самостоятельной работы с текстом законов.
Междисциплинарные связи:
Теория государства и права, Основы социологии и политологии.
Информационно-справочное оснащение:
1. Конституционное право России: учебник/ коллектив авторов; отв.ред. Комарова В.В. – Москва : КНОРУС, 2017
1. Конституционное право России , И.А.Умнова – М.: Издательство Юрайт, 2016.
1. Организационный момент
2.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала ( Объявление темы занятия, его цели, задач и порядка проведения занятия)
3. Формирование новых знаний:
Наименование изучаемого вопроса
Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу
Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)
1.Понятие и предмет отрасли конституционного права России
Сформулируйте понятие науки конституционного права
Конституционное право России: учебник/ коллектив авторов; отв.ред. Комарова В.В. – Москва : КНОРУС, 2017 С. 9-10
2. История возникновения конституционного права в системе отраслей права.
Назовите основные периоды в развитии конституционного права
Конституционное право России , И.А.Умнова – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 12-18
3.Тенденции развития современного конституционного права
Каковы перспективы дальнейшего развития современного конституционного права?
Конституционное право России , И.А.Умнова – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 19-29
1.Понятие и предмет отрасли конституционного права России
КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения, особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом, а только одна отрасль – конституционное право.
Основные цели учебной дисциплины:
- расширение юридического, политического кругозора,
- повышение уровня правовой культуры,
- выработка навыков анализа нормативно-правовых актов
- самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом
КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран
- учебно-познавательная,
- возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая функция),
- рекомендательная (возможность перенимания опыта)
- Общенаучные:
- диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном развитии,
- Частнонаучные:
- метод сравнительно-правового анализа,
- конкретно-исторические методы,
- социологический,
- системного анализа.
КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и управления.
Характерные черты КП как ведущей отрасли:
- закрепляет политические отношения,
- принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для всех
- единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон государства, т.е. конституция
- имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к устройству государства.
2. История возникновения конституционного права в системе отраслей права.
Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми – в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.
Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители (СЕ. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.
В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:
1) монархическое (правительственное) – М.М. Сперанский, Н.Н. Новосельцев, П.А. Вяземский, П.И. Шувалов, П.А. Валуев и др.;
2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) – А.В. Бердяев, П.В. Долгоруков, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.
Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.
В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.
Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.
3.Тенденции развития современного конституционного права
Развитие конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:
1.Укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;
2. Обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституции, уставов и законов субъектов РФ федеральным конституции и законам;
3. Совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;
4. Расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
5. Совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;
6. Развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;
7. Развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;
8. Завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;
9. Повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.
4.Подведение итогов учебного занятия
Наименование изученного вопроса учебного занятия
Контрольное задание по изученному вопросу
Проведите соотношение между отраслью, наукой и дисциплиной конституционного права
2. История возникновения конституционного права в системе отраслей права.
С какого периода начала формироваться современная наука конституционного права РФ?
3.Тенденции развития современного конституционного права
1. В 2007 году в Конституцию Египта 1971 года был введен запрет на создание партий по религиозному принципу. В чем смысл данного запрета? Какую тенденцию в развитии конституционного права отражает данный запрет.
2. В Конституции Швейцарии содержится запрет ГМО и генной инженерии. Согласно ч.1 ст.119, человек подлежит защите от злоупотреблений медицинской и генной инженерии. Какая функция конституционного права реализуется данными нормами Конституции Швейцарии? Является ли конституционное закрепление такого рода норм общей тенденцией конституционного права?
5.Домашнее задание на следующее занятие
Заполните сравнительную таблицу: конституционное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.
Читайте также: