Могут ли коммерческие организации быть учредителями участниками некоммерческих

Обновлено: 19.05.2024

Учредители НКО имеют определенные права и обязанности, устанавливаемые как законодательством, так и учредительными документами самих организаций. Подробно об учредителях некоммерческих организаций, а также их правах, обязанностях и ответственности расскажем в статье далее.

Кто может быть учредителем НКО?

  • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
  • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
  • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
  • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

  • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
  • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
  • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Учредитель некоммерческой организации - права и обязанности

Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.

Права учредителя некоммерческой организации:

  1. Создание органов управления НКО.
  2. Формирование учредительных документов.
  3. Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
  4. Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
  5. Контроль за деятельностью организации.
  6. Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
  7. Приостановка работы НКО.
  1. Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
  2. Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
  3. Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
  4. Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
  5. Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.

Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.

Смена учредителей НКО

31 января 2016 года в ст. 15 ФЗ № 7 были внесены изменения, в результате которых создателям некоммерческих корпораций, фондов и автономных НКО разрешается выйти из состава учредителей, если иное не установлено законодателем.

Для справки: права и обязанности участника НКО прекращаются сразу после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Решение о госрегистрации НКО принимает Минюст, сведения о них в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Для исключения из состава учредителей лицо должно обратиться в ФНС, написав соответствующее заявление. Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. Вместе с заявлением в налоговую учредитель должен уведомить юрлицо (НКО) о том, что он выходит из ее состава. Уведомление составляется в простой письменной форме.

Когда НКО принимает решение о введении в состав нового члена, необходимо оформить решение высшего органа управления или иной документ, фиксирующий подобное намерение со стороны всех участников НКО. Документы подаются только в Минюст, ФНС уведомлять не нужно.

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Ст. 56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.

Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения. Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления. Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).

Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.

Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.

На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.

Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации. Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е. привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.

Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.

Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.

Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.

Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.

Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.

Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.

Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.

При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.

Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.

Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.

Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).

Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.

Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение "03").

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.

При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.

Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.

Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.

С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.

Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).

Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.

Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.

Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.

При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.

Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Устав некоммерческой организации обязательно должен содержать в себе структуру органов управления. Законодательством предусмотрено, что органы управления в Некоммерческой организации могут быть обязательные и добровольные.

Законодательством предусмотрены органы управления, обязательные для каждой организационно-правовой формы Некоммерческой организации. Это значит, что такие органы обязательно должны быть предусмотрены уставом Некоммерческой организации и сформированы на момент создания НКО. Остальные органы управления могут быть сформированы по желанию учредителей при условии, что члены этих органов должны быть избраны при создании Некоммерческой организации и уставом НКО должна быть предусмотрена компетенция этих «добровольных органов.

В нашей статье подробно рассмотрим какие органы обязательны к формированию, а какие могут быть сформированы на ваше усмотрение и как прописать их полномочия в уставе.

Высший орган управления НКО

В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.

Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей – делегатов.

В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде - Совет или Президиум. Фонд создают учредители – инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления – Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда.

В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители.

В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией.


В некоммерческой организации высший орган управления:

  1. определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  2. вносит изменения в устав некоммерческой организации;
  3. определяет порядок приема в состав учредителей (участников, членов) НКО и исключает из состава ее учредителей (участников, членов),
  4. образует органы некоммерческой организации и досрочное прекращает их полномочия;
  5. утверждает годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность НКО, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
  6. принимает решение о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, и об участии некоммерческой организации в других юридических лицах,
  7. принимает решение о создании некоммерческой организацией филиалов и об открытии представительств;
  8. принимает решение о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (исключение - фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  9. принимает решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы.

Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации. Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО.

Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

Учредители НКО имеют определенные права и обязанности, устанавливаемые как законодательством, так и учредительными документами самих организаций. Подробно об учредителях некоммерческих организаций, а также их правах, обязанностях и ответственности расскажем в статье далее.

Кто может быть учредителем НКО?

  • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
  • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
  • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
  • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

  • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
  • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
  • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Учредитель некоммерческой организации - права и обязанности

Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.

Права учредителя некоммерческой организации:

  1. Создание органов управления НКО.
  2. Формирование учредительных документов.
  3. Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
  4. Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
  5. Контроль за деятельностью организации.
  6. Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
  7. Приостановка работы НКО.
  1. Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
  2. Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
  3. Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
  4. Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
  5. Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.

Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.

Смена учредителей НКО

31 января 2016 года в ст. 15 ФЗ № 7 были внесены изменения, в результате которых создателям некоммерческих корпораций, фондов и автономных НКО разрешается выйти из состава учредителей, если иное не установлено законодателем.

Для справки: права и обязанности участника НКО прекращаются сразу после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Решение о госрегистрации НКО принимает Минюст, сведения о них в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Для исключения из состава учредителей лицо должно обратиться в ФНС, написав соответствующее заявление. Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. Вместе с заявлением в налоговую учредитель должен уведомить юрлицо (НКО) о том, что он выходит из ее состава. Уведомление составляется в простой письменной форме.

Когда НКО принимает решение о введении в состав нового члена, необходимо оформить решение высшего органа управления или иной документ, фиксирующий подобное намерение со стороны всех участников НКО. Документы подаются только в Минюст, ФНС уведомлять не нужно.

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Ст. 56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.

Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения. Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления. Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).

Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.

Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.

На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.

Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации. Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е. привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.

Читайте также: