Какие состояния угрожают жизни человека

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Скитович Наталья Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Купинский медицинский техникум"
Населённый пункт: НСО г. Купино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Раздел: среднее профессиональное

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ПМ.07., ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу

МДК 04.01 Технология оказания медицинских услуг

МДК 07.01 Технология оказания медицинских услуг

Тема: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни

Специальность: 34.02.01Сестринское дело Курс 2

Специальность:31.02.01Лечебное дело Курс 1

Автор – составитель: Н.В. Скитович преподаватель ПМ.07, ПМ.04 Выполнение работ по

профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, высшей категории

Пояснительная записка

разработке для преподавателя, для

проведения лекции ПМ.04, ПМ.07

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС

III поколения, для использования на теоретическом

в рамках специальности

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

технологии выполнения медицинских услуг;

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

- порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях

- требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего

персонала медицинской организации

Формируемые компетенции: ОК. 1- ОК.8 ОК.13

При проведении теоретического занятия для усвоения новых знаний, формирования ОК

были применены объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения:

изложение нового материала, первичное применение нового материала.

для физкультминутки (Приложение № 3).

Критерий оценивания общих компетенций студента на лекции (Приложение №5). Карты

экспертной оценки преподавателя (Приложение 6).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ 37

Тема занятия: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях

Вид занятия: лекция

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

темы: Данная тема является основой для мотивации

Цели занятия:

1.Образовательная:

помощи при неотложных состояниях и травмах. Алгоритм базовой сердечно-легочной

кровообращение). Определение наличия сознания.

2. Воспитательная:

(ОК1) Воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии,

ответственности при выполнении своих обязанностей, профессиональной аккуратности

исполнительности, ответственности к порученному делу. (ОК 13) Привитие студентам

достижения жизненных и профессиональных целей. Брать ответственность за работу

членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7), Вести здоровый

руководством, потребителями (ОК 6).

Развивающая:

самостоятельно организовывать собственную

квалификации (ОК 8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование

профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и

профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).Формирование у

студентов: навыка анализа и синтеза изучаемого материала; способности осуществлять

внутрипредметные связи; способности применять межпредметные связи (ОК.3)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

- порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях

Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 7

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:

Методическое

обеспечение

занятия: Компьютер, проектор, экран. Тестовые задания,

презентация. Фильм, методическое пособие, словарь терминов,

Домашнее задание:

Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские

Задания для внеаудиторной работы студентов: Изучение алгоритмов базовой сердечно –

Технология оказания медицинских

Раздел 2. Участие в организации безопасной

окружающей среды для участников лечебно-

Тема: Порядок оказания

первой помощи при

угрожающих жизни состояниях

Перечень литературы:

Обязательная:

Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону

Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские

Дополнительные источники:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е

изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов – на

Дону е/д.: Феникс, 2002.-(Медицина для вас)

3 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР -

4. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.

Ход занятия

№ О с н о в н ы е

Содержание этапа. Методическое

Ц е л ь : Обеспечить

занятию, создать рабочее настроение.

П р е п о д а в а т е л ь

о т м е ч а е т

внешний вид студентов

Целевая установка. Формирование

п о з н а в а т е л ь н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

с туд е н т ов, раскрыть

н е о б х о д и м о с т ь

научиться в процессе занятия.

Изложение нового материала.

ОК. 1 -8 Цель: Дать понятие о порядке

оказания первой помощи при

угрожающих жизни состояниях

Преподаватель объясняет новый

материал с демонстрацией:

Физкультминутка (Приложение 3)

Цель: Снять мышечную усталость

Проводит комплекс упражнений

Подведение итогов занятия. ОК. 1 -8

оценка проделанной работы.

Критерии оценивания студента на лекции

Карта экспертной оценки. (Приложение

- Анализ результата освоенных

умений по оценочным листам с

учетом всех этапов контроля

- Обсуждаются итоги. Нацеливает

студентов на использование

знаний, умений и опыта,

приобретенных на занятии в

Домашнее задание. Самостоятельная

внеаудиторная работа. ОК.1, ОК.5

Ц е л ь : Нацелить

з а к р е п л е н и е

материала, подготовку к следующему

Сообщает задание, перечень

сознательности и активности.

Контролирующие задания на закрепление полученных знаний

Место выполнения задания: аудитория №

Максимальное время выполнения: 10 мин.

Система оценивания: Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием

оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному –

показателю) выставляется 1 балла, за неправильное решение (несоответствующее

эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.

Критерии оценки

Текст задания: Определите общие принципы оказания первой медицинской помощи и

выявите признаки жизни и смерти у пострадавшего при решении тестовых заданий

Максимальная продолжительность клинической смерти при обычных услови-

ях внешней среды

Основной признак клинической смерти

а) нитевидный пульс на сонной артерии

б) расширение зрачков

в) отсутствие пульса на сонной артерии

г) отсутствие пульса на лучевой артерии

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника нельзя проводить

а) разгибание головы

б) выдвижение нижней челюсти

в) открывание рта

г) открывания рта, выдвижение нижней челюсти

Противопоказания для сердечно-легочной реанимации

а) травмы не совместимые с жизнью

б) старческий возраст

в) алкоголизм, психические заболевания

г) массивная кровопотеря

Тройной прием Сафара включает в себя

а) запрокидывание головы, выведение нижней челюсти, открытие рта

б) выведение нижней челюсти, открытие рта, туалет полости рта

в) запрокидывание головы, выведение нижней челюсти, введение воздуховода

г) выдвижение нижней челюсти, открытие рта, санация ротовой полости

Терминальные состояния – это

а) состояния, пограничные между жизнью и смертью

б) состояния, характеризующиеся кратковременной потерей сознания

в) состояния, приводящие к резкому снижению АД

г) состояния перехода острого заболевания в хроническое заболевание

Наиболее частое осложнение при проведении сердечно-легочной реанимации

б) перелом ребер

в) аспирация желудочного содержимого

Сердечно-легочную реанимацию обязаны проводить

б) только врачи и фельдшеры

в) только врачи и медсестры реанимационных отделений

г) все специалисты со средним и высшим медицинским образованием

Показания для проведения сердечно-легочной реанимации

а) клиническая смерть

б) коматозные состояния

в) ортостатический коллапс

г) нарушение сердечного ритма

Достоверные признаки клинической смерти

а) отсутствие дыхания, сознания, сердцебиения, расширенные зрачки без реакции на

б) судороги, холодные конечности, тахипноэ, гипотензия

в) фибрилляция желудочков, пульс малого наполнения, диспноэ, цианоз

г) учащенное дыхание, узкие зрачки без реакции на свет, нитевидный пульс

Отраслевые стандарты медицинских услуг (алгоритмы) оказания первой помощи при

неотложных состояниях и травмах

Определите наличия или отсутствия у пострадавшего сознания по реакции на слово,

- Если пострадавший в сознании, проверьте:

п о с т р а д а в ш е м у

с о о т в е т с т в у ю щ у ю

м е д и ц и н с к у ю

п о с т р а д а в ш е г о . Н е

т о л к а й т е

д в и г а й т е

п о с т р а д а в ш е г о !

3. Если реакция на слово и прикосновение не получена, проверьте наличие реакции на

боль: ущипните пострадавшего за кожу кисти руки, сильно сжать пальцами мочку его уха

или трапециевидную мышцу.

При отсутствии реакции на слово, прикосновение, боль считается, что пострадавший

4 Пострадавшим, находящимся в полубессознательном состоянии (могут стонать,

шевелиться, может быть, подергивание век), оказывается такая же помощь, как и тем, кто

находится без сознания.

Если пострадавший без сознания, переходим ко второму действию

Бессознательное состояние может представлять угрозу для жизни.

тяжести и в связи с отсутствием контроля со стороны коры головного мозга, западает и

перекрывает поступление воздуха через ротоглотку в трахею. Возникает непроходимость

дыхательных путей, что приводит к остановке дыхания и последующей остановке сердца.

Обеспечьте проходимость дыхательных путей.

1. Аккуратно уложите пострадавшего на спину на твердую поверхность. В реальных

условиях это может быть твердая поверхность пола, земли, проезжей части, стол, щит,

подложенные под плечи пострадавшего книги и т. д. Переворачивать пострадавшего

пострадавшего (если он находится в положении лежа на боку или животе) необходимо

одной рукой, поддерживая другой рукой голову и шею.

2. Освободите от стесняющих элементов одежды (расстегните, разрежьте, разорвите) блок

голова – шея - грудь. Обязательно расстегните поясной и (или) брючный ремень (для

выполнении наружного массажа сердца).

Данные действия необходимо проделать, несмотря на время года (возможные

инфекционные осложнения ничто по сравнению со спасенной жизнью) и пола

3. Максимально запрокиньте голову пострадавшего назад (рис. 1).

Для этого встаньте на колени лицом к пострадавшему или у его изголовья.

Вариант 1.Сведите сведенные вместе пальцы (кроме больших) обеих рук на задней

поверхности шеи пострадавшего и произведите аккуратное запрокидывание головы назад.

Вариант 2.Расположите одну руку на задней поверхности шеи, другую в области лба и

производит легкое, но энергичное разгибание головы кзади (рис. 2).

4. Зафиксируйте шейный отдел позвоночника, положив валик из одежды или под шею или

под лопатки (Внимание!), но не под затылок! Запрещено! Подкладывать под шею или

спину твердые предметы: ранец, кирпич, доску, камень. В этом случае при проведении

непрямого массажа сердца можно сломать позвоночник

указанных действий оно значительно улучшается, возрастает его глубина. У больного

исчезает синюшный цвет лица, может проясниться сознание. Если этого не произошло

(что наблюдается у 20% больных, особенно у лиц пожилого и старческого возраста),

необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть пострадавшего. Для этого давлением

больших пальцев обеих рук ее смещают сначала вниз, а затем при помощи указательных

пальцев, расположенных на углах нижней челюсти, выдвигают вперед так, чтобы зубы

нижней челюсти находились впереди верхних резцов.

Наиболее эффективным для освобождения дыхательных путей от западения языка

является комбинированный прием (тройной прием Сафара): максимальное разгибание

головы, выдвижение нижней челюсти и открытие рта пострадавшего.

Исключения составляют ситуации, когда во время происшествия пострадавший

подвергся сильному механическому воздействию (автоавария, падение, ныряние в воду,

спортивные травмы). В этом случаи высок риск повреждения головы, шеи или спины. При

открытии дыхательных путей движения головы и шеи такого пострадавшего необходимо

свести до минимума. В этом случае используйте метод выдвижения нижней челюсти без

Еще более удобным и надежным для устранения запавшего корня языка является

использование воздуховода. Это специальное приспособление, которое повторяет контур

должны находиться три типа воздуховодов для основных возрастных категорий: детей,

подростков и взрослых (рис. 3).

Рис.3. Виды воздуховодов.

Техника введения воздуховода: пострадавший находится в положении лежа на спине,

голову повернуть набок и произвести очищение полости рта. Затем голова пострадавшего

возвращается в исходное положение. Рот открывается рот. Воздуховод вставляется срезом

(вогнутостью) к небу пострадавшего и вворачивается в ротоглотку. При этом воздуховод

оказывается своей вогнутостью к его языку, отодвигая, тем самым, корень языка. Далее

нижняя челюсть прижимается к верхней части воздуховода, при этом его ободок должен

корня языка и, кроме того, ободок воздуховода обеспечивает определенную безопасность

реаниматора, устраняя контакт с губами пострадавшего.

5. Осмотрите полость рта пострадавшего (рис. 4).

Дыхательные пути могут быть блокированы водой или водорослями (если человек тонул),

кусками пищи (если он подавился), а также кровью, рвотными массами, сломанными

зубными протезами и т. д.

Если вы имеете дело со взрослым, аккуратно поверните его голову набок и попытайтесь

пальцами вытащить из его рта твердые предметы. Соблюдайте большую осторожность,

чтобы не протолкнуть их дальше в горло.

Для удаления инородного тела из ротоглотки взрослого человека:

− аккуратно поверните его голову набок

− салфеткой вытяните его язык,

− указательным и средним пальцами, погруженными глубоко в ротоглотку, захватите или

протолкните инородное тело (например, пищевой комок).

обернутого вокруг указательного и среднего пальцев (рис. 5).

После очищения полости рта, голову необходимо вернуть в исходное (запрокинутое)

Проверьте наличие или отсутствие дыхания у пострадавшего. Для этого:

— приложите ухо к его рту и послушайте, дышит ли пострадавший;

— посмотрите, поднимается и опускается ли его грудь или живот;

— ощутите его дыхание на своей щеке.

Если вы в течение 5—6 секунд ничего не услышали, не увидели, не почувствовали,

считается, что дыхание у пострадавшего отсутствует.

Если самостоятельное дыхание у пострадавшего присутствует, для предупреждения по -

вторного западения корня языка и нижней челюсти необходимо все время удерживать его

голову в состоянии разгибания. Для этого перенесите руку из-под затылка пострадавшего

на его подбородок, помогая тем самым удерживать голову в запрокинутом положении

(восстановительное). Для этого:

− Находящуюся ближе к вам руку пострадавшего переместите к голове в разогнутом

− Согните дальнюю от вас ногу пострадавшего в коленном суставе

− Поддержите одной рукой голову и шею пострадавшего, возьмитесь другой рукой за его

поднятое колено и притяните к себе (рис.7)

− Поверните пострадавшего на бок с выставленным вперед коленом так, чтобы его бедро

находилось прямым углом (во избежание перекатывания пострадавшего на лицо) (рис. 8)

− Другую руку пострадавшего расположите в удобной позиции впереди туловища.

− В положении, при котором голова пострадавшего лежит на его руке, наклоните его

голову вперед и откройте рот, чтобы дать выход жидкости (рис.9).

В таком устойчивом положении на боку создаются благоприятные условия для дыхания,

исключается западение языка, затекание слизи или крови в дыхательные пути.

Если дыхание у пострадавшего отсутствует, переходим к четвертому действию

Проверьте наличие пульса

Пульс – это внешнее проявление работы сердца.

Для того чтобы определить пульс:

1. Найдите на шее пострадавшего кадык (рис. 10)

2. Передвиньте пальцы в углубление, расположенное сбоку шеи (со стороны, находящейся

3. Если вам не удалось нащупать пульс с первого раза, начните снова с кадыка.

4. Когда вы нашли верную точку, прощупайте пульс в течение 10 секунд. Для этого

сложенными вместе двумя пальцами слегка надавливайте на сонную артерию (рис.11).

5. Большой палец для этих целей не используется. Артерия большого пальца достаточно

крупная по сравнению с артериями других пальцев и ее пульсацию (в реальных условиях)

артерии можно ошибочно принять за наличие пульса у пострадавшего.

У маленьких детей в силу некоторых анатомических различий (в сравнении со взрослыми

пострадавшими) наличие пульса достоверно может быть определено только на внутренней

поверхности плеча. Для этого плечевую артерию изнутри прижимают к плечевой кости

Если в течение 10 секунд пульса на сонной артерии отсутствует, считается, что сердце в

данном случае не работает.

Отсутствие у пострадавшего сознания, дыхания и пульса - признаки клинической смерти.

Организм умирает не сразу, а постепенно. В процессе умирания различают несколько

основных периодов, которые закономерно сменяют друг друга. Начальными периодами

процесса умирания являются терминальные состояния: предагония и агония. Для них

характерно постепенное угасание биохимических, физических и электрических процессов

организма. Терминальные состояния завершаются остановкой дыхания и прекращением

Читайте также: