Как отказаться от занимаемой должности начальника

Обновлено: 02.07.2024

На сегодняшний день работаю в Банке, занимаюсь кредитованием физических лиц. Т.к. офис у нас маленький на время отсутствия руководителя (отпуск, больничный) выполняю его функции за доплату. Сейчас сложилась такая ситуация

Мой руководитель сейчас находиться в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет, на это время на должность руководителя был принят другой сотрудник. Сейчас этот сотрудник переводиться в другое отделение на постоянную должность руководителя. Из декрета раньше 1.5 лет постоянный руководитель выходить не хочет и меня обязывают на оставшиеся два месяца, до выхода из отпуска по уходу за ребенком руководителя, выполнять его обязанности. Имею ли я право оказаться от исполнения обязанностей руководителя?

отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет, на это время на должность руководителя был принят другой сотрудник. Сейчас этот сотрудник переводиться в другое отделение на постоянную должность руководителя. Из декрета раньше 1.5 лет постоянный руководитель выходить не хочет и меня обязывают на оставшиеся два месяца, до выхода из отпуска по уходу за ребенком руководителя, выполнять его обязанности. Имею ли я право оказаться от исполнения обязанностей руководителя?"/>

Добрый день! Да, Вы имеете полное право отказаться от исполнения обязанностей руководителя. Ваша трудовая функция указана в Вашем трудовом договоре, если там отсутствует функция по временному исполнению обязанностей отсутствующего руководителя, возложить на Вас такую ответственную миссию можно только с Вашего письменного согласия. Внимательно изучите свой трудовой договор и при отсутствие указанной функции, Вы можете смело отказываться от исполнения обязанностей отсутствующего руководителя. Работодатель в такой ситуации не лишён возможности принять по срочному трудовому договору временного работника.


Да, конечно, вы можете и отказаться от данной должности. Любое назначение приходит только с вашего разрешения. Поэтому обратитесь письменно к вашему руководству и откажитесь от этого. Либо если вы ещё ничего не подписывали, то можете написать отказ, когда вас вызовут.


Да, можете. НИкто не имеет право вас обязать замещать должность отсутствующего сотрудника. Руководство может принять на работу по срочному договору либо гражданина, соответствующего этой должности


Если в Вашем трудовом договоре или в должностной инструкции не прописана обязанность по замещению руководителя на время его отсутствия, то "заставить" Вас исполнять обязанности руководителя никто не вправе.

ТК РФ Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

ТК РФ Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение

Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.

Компании в США ежегодно тратят $15 млрд на развитие управленческих и лидерских навыков своих сотрудников. Несмотря на это, плохой начальник по-прежнему довольно распространенное явление. Исследование Life Meets Work выявило, что 56% работников в США жалуются на токсичность руководства. А Американская психологическая ассоциация установила, что 75% американцев считают начальство основным источником стресса на работе.

Недавнее исследование Gallup подтвердило: каждый второй уволившийся по собственному желанию ушел с работы, чтобы сбежать от начальника. Однако есть и другие данные. Например, исследование Life Meets Work показало, что на токсичных боссов люди работают значительно дольше, в среднем на два года больше, чем на более доброжелательных. Почему?

Трудно уйти

Люди работают с плохими начальниками по множеству причин. За 20 лет работы в консалтинге и коучинге я чаще всего слышала следующие:

– у меня нет сил искать новую работу;

– мне очень нравятся мои коллеги/работа/дорога до офиса;

– мне нужна моя зарплата, и я не могу получать меньше;

– нет лучшей работы, чем моя;

– я не хочу терять предоставляемые работодателем льготы;

– я вложил слишком много сил в эту компанию;

– эта работа слишком хорошо оплачивается, чтобы уходить;

– у меня нет навыков для другой должности;

– ситуация в компании может улучшиться.

Многие из этих оправданий сводятся к базовым защитным реакциям человеческой психики. В условиях повышенного стресса люди часто страдают от эмоционального истощения, которое не оставляет им энергии на поиск выхода из сложившейся ситуации. Сложно уйти с работы, не имея нового варианта для трудоустройства, и сложно найти новое место, когда чувствуешь себя опустошенным. Эмоциональное истощение лишает человека возможности представить себя в более позитивной ситуации, вызывая чувство безнадежности.

Неприятие потери – еще один психологический процесс, который мешает нам отказаться от чего-либо. Мы стремимся сохранить то, что досталось тяжелым трудом. Это может быть зарплата, статус, стабильность, стаж, социальные связи и иные преимущества, которые мы копили годами.

Поиски смысла

Что делать с плохим начальником

Может показаться, что оставаться на привычном рабочем месте безопаснее. На самом деле это сопряжено со множеством рисков. Исследователи из Швеции опросили 3122 мужчины и выяснили: у сотрудников, работавших с токсичными начальниками, на 60% вырастал риск возникновения инсульта, сердечного приступа и других опасных заболеваний сердца. Еще одно проведенное в США исследование показало: если человек работает в негативной рабочей среде, у него падает иммунитет и он чаще простужается. Кроме того, такие люди более склонны к хроническому стрессу, депрессии и тревожности.

Некоторые исследования показывают, что физическое и эмоциональное восстановление после работы в токсичной среде может занять до 22 месяцев. Сама идея об уходе с привычного места нередко пугает. Но в реальности пребывание на рабочем месте с плохим начальником может оказаться еще страшнее.

Что делать

Плохого начальника следует воспринимать серьезно. Если увольнение невозможно прямо сейчас, есть несколько стратегий, которые помогут смягчить потенциальный ущерб независимо от того, с каким типом токсичного руководителя (задирой, нарциссом или кем-либо еще) вы столкнулись.

Забудьте об обратной связи, формулируйте конкретные запросы. Обычно попытки найти общий язык с начальником – хорошая идея. Но трудный начальник, скорее всего, не примет критики. Поэтому попытайтесь донести до него конкретные запросы, которые помогут вам получить необходимые ресурсы и поддержку. Дайте рациональное обоснование, зачем вам нужно то, о чем вы просите, и какую пользу это принесет начальству и вашей компании. Подумайте о том, когда поговорить с начальником. Лучше начать разговор, когда он будет находиться в спокойном и приподнятом настроении. Перед этим обязательно подготовьтесь и спрогнозируйте все возможные результаты.

Все больше споров ведется вокруг случаев перевода сотрудника на должность с более низкой оплатой. Эта тема становится актуальной и для работников образования. В каких случаях такой вариант возможен? Какие проблемы могут возникнуть у руководителей, решивших произвести кадровые изменения?


Перевод на другую работу — это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, при продолжении работы у того же работодателя(ст. 72.1 ТК РФ).

Отметим, что при понижении в должности меняется трудовая функция. Это сопровождается внесением ряда поправок в существенные условия трудового договора. Перевод — это смена существующих условий труда. Но не всегда основания руководителя для перевода сотрудника правомерны.

Внимание! Перевод на нижестоящую должность допускается только с письменного согласия работника.

Зачастую у сотрудника просто нет выбора, и он должен либо соглашаться на перевод, либо увольняться.

В каких случаях можно понизить работника в должности без его согласия?

Есть несколько ситуаций, когда трудовое законодательство позволяет сделать это:

  1. Если заключено письменное соглашение между сторонами(ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ). В основном такой перевод происходит в случае замещения временно отсутствующего сотрудника(ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ).
  2. В связи с временной приостановкой работы по причинам экономического, технологического, организационного характера
    (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
  3. Если работник отказывается трудиться в новых условиях (ст. 74 ТК РФ);
  4. Если происходит сокращение численности или штата работников
    (п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
  5. По медицинскому заключению (ст. 73 ТК РФ).
  6. Из-за невозможности выполнения прежних трудовых функций женщиной, имеющей детей в возрасте до полутора лет (ч. 4 ст. 254 ТК РФ).
  7. В связи с прекращением трудового договора из-за нарушения правил его заключения (ст. 84 ТК РФ).
  8. По результатам проведенной аттестации (п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Руководители могут не увольнять работника за отсутствие должной квалификации, а в качестве альтернативы перевести на нижестоящую должность.

Внимание! Перевод работника на нижестоящую должность за совершение дисциплинарного проступка не допустим.

Алгоритм действий руководителя

Внимание! Руководитель не может настаивать на постоянном переводе. Принудить работника подписать соглашение о переводе на другую работу нельзя.

Какие проблемы могут возникнуть у руководителя при переводе?

Судебные разбирательства

Чтобы избежать возможных судебных разбирательств руководители часто просят сотрудника написать заявление о добровольном переводе на другую должность. Для того, чтобы работник согласился на такую процедуру, руководителю нужно предоставить ему подходящие условия труда.

Финансовые вопросы

Размер должностного оклада является существенным условием трудового договора и его изменение по инициативе руководителя без согласия работника возможно лишь в случаях изменения организационных или технологических условий труда. При этом, необходимо документально подтвердить обоснование таких изменений и предупредить о предстоящем изменении условий трудового договора не позднее, чем за 2 месяца до их введения.

Если перевод на нижеоплачиваемую должность на постоянную основу был обусловлен медицинскими показаниями, то за ним сохраняется средний заработок в течение 1 месяца с момента перевода (ст. 182 ТК РФ).

Внимание! Оклад работника при переводе может быть как увеличен, так и уменьшен. В обоих случаях изменение размера заработной платы возможно по соглашению сторон трудового договора.

Таким образом, работодатель не вправе в приказном порядке переводить работников на нижеоплачиваемые должности, а может лишь предлагать им это сделать.

Трудовой договор с работником, который согласно результатам аттестации не соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, может быть расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Соответствие квалификации и фактически выполняемых работником обязанностей должностным характеристикам определяется аттестационной комиссией при проведении аттестации. Поэтому увольнение работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без проведения указанной процедуры недопустимо. Такой вывод следует из Письма Роструда от 06.03.2013 N ПГ/1180-6-1.

До принятия решения о расторжении трудового договора по рассматриваемому основанию работодателю необходимо запросить:

- согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа, если работник является руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа профсоюзной организации (ч. 1 ст. 374 ТК РФ, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, а также разъяснением новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2020 г. (утв. Рострудом)).

- мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, если работник является членом профсоюза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа профсоюзной организации (при отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа) (ч. 2 ст. 82, ч. 1, 2 ст. 373, ч. 13 ст. 374 ТК РФ, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, а также разъяснением новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2020 г. (утв. Рострудом)).

В случае когда спор о правомерности расторжения трудового договора с работником по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ рассматривается в суде, обязанность представить доказательства наличия законного основания для его расторжения и подтвердить соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Не допускается расторжение трудового договора с работниками, не имеющими необходимого производственного опыта из-за непродолжительности трудового стажа, по причине недостаточной квалификации, а также ввиду отсутствия специального образования, если его наличие согласно закону не является обязательным условием при заключении трудового договора.

Таким образом, необходимо помнить, что увольнение молодых специалистов по данному основанию может быть оспорено в судебном порядке.

Следовательно, документом, на основании которого будет проводиться увольнение работников по указанному основанию, является заключение аттестационной комиссии о несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.

Следует помнить, что несоответствие занимаемой должности - это объективная неспособность работника выполнять трудовые обязанности должным образом. Квалификация - это степень подготовленности работника, в которой нет его субъективной вины, но уровень подготовки работника может служить критерием для признания его не соответствующим выполняемой работе, занимаемой должности.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе, только если невозможно перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу. Вследствие этого работодатель должен предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях он обязан предлагать в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Таким образом, работодатель должен составить предложение о переводе работника на другую работу, указав в нем наименование должности, размер оклада и иные необходимые условия. При этом можно установить срок для принятия решения по предложенным должностям. С данным документом работник должен быть ознакомлен под подпись.

Если у работодателя нет подходящих вакансий и это подтверждается штатным расписанием, то работник должен быть извещен об отсутствии вакантных должностей.

Срок предупреждения о предстоящем прекращении трудового договора в связи с несоответствием занимаемой должности законодательно не установлен, поэтому работодатель может сам определить этот срок и письменно предупредить работника об увольнении.

Если перевести работника с его согласия на другую работу невозможно в силу отсутствия вакансий или отказа работника от предложений, работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В приказе о расторжении трудового договора следует указать последний день работы работника. В графе "Основание" необходимо отразить реквизиты акта или заключения аттестационной комиссии о несоответствии конкретного работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо реквизиты приказа работодателя, изданного по итогам аттестации.

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора нужно ознакомить работника под подпись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ). Также составляется записка-расчет.

Необходимость внесения в трудовую книжку (в случае ее ведения) такой записи следует из ч. 4 ст. 66 ТК РФ, п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек. Кроме того, в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ информацию об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора нужно внести в сведения о трудовой деятельности работника.

В рассматриваемом случае запись в трудовую книжку и внесение в сведения о трудовой деятельности информации об основании и о причине увольнения должны производиться в точном соответствии с формулировкой, предусмотренной в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, со ссылкой на данную норму. Этот вывод можно сделать исходя из положений ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ, п. п. 14, 16 Правил ведения и хранения трудовых книжек, п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек.

При заполнении трудовой книжки необходимо учитывать общие правила внесения в нее записи об увольнении.

При расторжении трудового договора по данному основанию работнику не выплачивается выходное пособие. Однако все остальные причитающиеся ему суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, т.е. в день увольнения (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то в силу указанной нормы соответствующие суммы выплачиваются не позднее дня, следующего после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 2 ст. 140 ТК РФ).

Согласно ст. 127 ТК РФ при прекращении трудового договора работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

3.6. Выдача документов и направление информации при увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе

При увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе необходимые работнику документы выдаются в общем порядке.

При увольнении работника, подлежащего воинскому учету, нужно подать сведения в военкомат (см. п. 1.8.1 настоящего материала). А при увольнении работника-должника нужно уведомить судебного пристава-исполнителя и взыскателя (см. п. 1.8.2 настоящего материала).

Как отказаться от повышения. Когда следует отказываться, и как при этом не навредить карьере


Источник фотографии

Как ни странно звучит, но повышение далеко не всегда бывает в радость. Для кого-то новая должность может не укладываться в личный план развития карьеры, кто-то не готов взвалить на себя больше обязанностей из-за семейных обстоятельств, а кто-то вообще не видит себя в качестве руководителя. Главное — отклонить предложение о повышении так, чтобы не навредить карьере, а то и поспособствовать ее развитию.

Разные причины

Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower, советует планировать поведение, исходя из собственных целей. Например, они могут быть такими: вы не хотите и никогда не захотите стать руководителем, вы хотите стать руководителем, но чуть позже, скажем, через пару лет, вы хотите стать руководителем в иной профессиональной сфере.

Каковы бы ни были причины отказа, по мнению специалистов, он должен быть продуманным, взвешенным и сформулированным с позиции интересов работодателя.

Аргументы весомые

Если причина отказа заключается в неготовности к смене своего статуса в коллективе и в необходимости изменять отношение окружающих к себе, рассказывает Марина Миронова, покажите работодателю, что данное назначение может стать причиной конфликтов, а вероятно, и ухода ценных сотрудников.

И не очень

Отказ по причине нежелания менять существующий график работы Марина Миронова считает не самым лучшим вариантом, поскольку при грамотном распределении времени руководитель вполне может укладываться в привычный график работы.

Но худшим, по ее мнению, будет отказ из-за боязни дополнительной ответственности. Ведь ответственность в той или иной мере присутствует на каждом рабочем месте, и работодатель может заподозрить, что, избегая большей ответственности, вы также будете стремиться минимизировать существующую.

В деловой среде люди одной профессии нередко пересекаются, поэтому не следует портить отношения с потенциальными партнерами или коллегами. Кстати, рекомендуем статью о том, как правильно одеться на собеседование.

Если не хотите идти на запланированное собеседование?

Речь идет о ситуации, когда вы договорились прийти на собеседование в назначенные время и дату. Но по какой-то причине передумали.

Прямым отказом работодателю станет неявка. Но нельзя просто не прийти и всё. Даже в такой ситуации важно соблюдать деловую этику.

Иначе работодатель сделает определенные выводы, и в будущем это может плохо повлиять на вашу карьеру. Особенно, если ваши пути пересекутся вновь.

ВАЖНО! Чем выше уровень вакантной должности, тем важнее правильно отказаться от вакансии. Руководители и ключевые лица крупных компаний часто знакомятся между собой. Поэтому всегда есть шанс, что однажды вы встретитесь.

Как оповестить работодателя? Оптимальный вариант — личный звонок ему или HR-менеджеру. Сообщите, что не придете на собеседование. Возможно, в процессе телефонного разговора вы получите больше информации о вакансии и передумаете.

Давать отказ после собственного согласия бывает трудно психологически.Кстати, мы писали статью о том, как сказать нет начальнику.

Если вы точно уверены, что не поменяете принятое решение, что условия не подходят, то можно написать письмо в официально-деловом стиле.

В нем вежливо сообщить работодателю об отказе, а также поблагодарить за предоставленную возможность.

Как быть, если вы уже согласились занять должность, но передумали?

В процессе собеседования вы получаете новую информацию об условиях работы:

  • зарплате и социальных гарантиях;
  • деятельности компании;
  • должностных обязанностях;
  • вашей роли в компании;
  • руководстве и иерархии.

ВНИМАНИЕ! Поначалу всё может показаться прекрасным. Но когда вы вернетесь домой и основательно обдумаете все условия, то можете прийти к неприятному выводу. Быть может, окажется, что некоторые пункты вас не устраивают.

Почему следует как можно скорее сообщить работодателю об отказе от должности:

  1. Так вы проявите уважение и профессионализм. Чтобы найти нового сотрудника, нужно потратить массу времени и усилий. А элементарное оповещение об отказе соответствует всем канонам деловой этики.
  2. Так вы не окажетесь виноваты в остановке рабочего процесса. Вероятно, у работодателя были на примете и другие кандидаты. Если вы быстро сообщите об отказе, то он еще успеет предложить должность другому человеку.

Далее вы можете ознакомиться с подробной схемой того, как правильно отказаться о вакансии после собеседования или накануне первого выхода на новую работу.

Как сообщить об отказе?

Такому способу стоит отдать предпочтение только в том случае, если:

  • предлагаемая должность не очень серьезная, и нет необходимости ехать ради нее в офис;
  • встреча с интервьюером прошла неоднозначно, вам не удалось наладить контакт;
  • вам хочется хорошо продумать текст, чтобы ваш отказ был аргументированным и грамотным.

После отправки письма убедитесь, что оно дошло до работодателя, иначе последствия будут не самыми приятными. Вот пример ситуации из реальной жизни:

Придерживайтесь следующего алгоритма при отказе работодателю по телефону:

  • поприветствуйте его;
  • представьтесь и напомните, кто вы;
  • поблагодарите за предоставленную возможность;
  • вежливо сообщите об отказе;
  • перечислите причины;
  • пожелайте успехов и попрощайтесь.

Такой вариант общения гораздо сложнее, чем вышеупомянутый. Реакция работодателя может быть непредсказуема. Здесь в игру вступает человеческий фактор.


От собеседника может последовать недовольство, а также попытки переубедить вас. Если же вы звоните с четким настроем дать отказ, то возьмите на вооружение следующие правила:

  • предварительно продумайте убедительные аргументы, которые заставили вас отказаться от предлагаемой должности;
  • говорите уверенно, но тактично. Не позволяйте собеседнику начать обсуждение;
  • даже если работодатель проявит негативные эмоции, будьте вежливы и завершите беседу благожелательно.

Вот пример того, как можно красиво отказать по телефону:

Здравствуйте, Геннадий Иванович, вас беспокоит Денисова Марина Евгеньевна. Я проходила у вас собеседование на должность бухгалтера. Благодарю за то, что доверили мне эту работу, но вынуждена сообщить, что я получила более подходящее предложение из другой компании. Поэтому мне придется отказаться от Вашей вакансии. Желаю Вам удачи в поисках сотрудника.

Может показаться, что реальная встреча — самый подходящий вариант. Но действительно ли это правильное решение?

Если в процессе прохождения собеседования вы поняли, что хотите отказаться, — тогда да. Лучше сделать это сразу, глядя в глаза. Таким образом вы никого не подведете и при этом убережете себя от неподходящей работы.

Если причина весомая, то есть смысл подъехать в офис лично, чтобы сообщить об отказе нанимателю. Ну а в случае перемены решения из-за того, что офис расположен слишком далеко от дома, лучше написать или позвонить.

В личной встрече есть необходимость, если вы установили теплые, доброжелательные отношения с интервьюером. В особенности, если должность серьезная.

Теперь выясним, как отказаться от работы после собеседования самым правильным способом.

  1. Поприветствуйте работодателя и представьтесь.

Возможно, в офис звонят тысячи людей, и вас еще элементарно не запомнили. Обязательно представьтесь в начале разговора и сообщите, как вы связаны с компанией. Например:

Здравствуйте, Валентина Матвеевна, меня зовут Игорь Алексеевич Антонов. Позавчера я проходил собеседование в вашей компании на должность специалиста в отдел снабжения.

  1. Поблагодарите за интерес к вашей кандидатуре.

Это один из самых важных пунктов. Так как он подготавливает почву для будущего отказа. Благодарность поможет расположить к себе работодателя и улучшить его реакцию.

Вот один из вариантов, как это можно сделать:

Спасибо за то, что уделили мне внимание, несмотря на вашу занятость.

  1. Сделайте несколько комплиментов в адрес компании.

Важно только не переусердствовать. Навязчивая лесть вряд ли кому-то понравится. Ваши фразы должны быть лаконичными и по существу. Например:

В компании царит доброжелательная атмосфера. Встреча с интервьюером прошла очень хорошо. Мне было интересно пообщаться с сотрудниками. Они действительно горят своим делом.

  1. Покажите, что решение отказаться от должности далось вам нелегко.

При этом следите за тем, чтобы в вашей речи не было фальши. Если же слова будут звучать неискренне, то это вызовет раздражение у работодателя.

Вот удачный пример:

  1. Озвучьте, что стало главными причинами вашего отказа.

Подберите убедительными аргументы. Говорите уважительно, культурно и корректно. Например:

К сожалению, офис находится на большом удалении от моего дома. Я не могу тратить по 2 часа на дорогу туда и обратно.

Условия по заработной плате не совсем устраивают меня.

Сейчас я осознаю, что моего опыта недостаточно, чтобы успешно выполнять обязанности в этой должности.

Это позволит закончить беседу на весьма теплой и доброжелательной ноте. Пожелайте компании быстрого роста и профессиональных сотрудников. Например:

Желаю в кратчайшие сроки найти подходящего сотрудника на эту должность. Я не сомневаюсь, что вашу компанию ждет отличное будущее.

В случае, если ваше решение об отказе принято сразу после окончания собеседования, то план будет немного другим:

  1. Сначала сделайте комплимент компании (скажите только основное).
  2. Скажите спасибо за уделенное вам время.
  3. Укажите причину отказа.
  4. Пожелайте успехов.

Какие назвать причины при отказе от должности?

Не нужно врать, старайтесь говорить честно и по делу. Исключение — личная неприязнь к сотрудникам или работодателю.

Вот список причин, которые можно озвучить при отказе:

  • офис расположен очень далеко от дома, трудно добираться;
  • неудобная система начисления зарплаты, не устраивает социальный пакет;
  • не подходит функционал должности;
  • вы не согласны на командировки;
  • не подходит график;
  • нет вариантов карьерного роста;
  • нежелание работать по выходным или сверхурочно (если такая практика распространена в компании);
  • неподходящие бытовые условия;
  • вы нашли работу в другой компании и т.д.

А вот те причины, о которых не стоит сообщать нанимателю:

  • о низкой зарплате и возмущении, как кто-то вообще соглашается работать за такие деньги;
  • сотрудники компании показались вам людьми неприятными и скверными;
  • вы чувствуете личную неприязнь к работодателю или интервьюеру.

Никогда не просите посторонних лиц сообщить об отказе руководителю. В любом случае это должно произойти напрямую: будь то по телефону, через письмо или при личной встрече.

Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, какие ошибки сведут поиск работы на нет:

Вежливо и тактично отказать начальнику — довольно трудно. Учитывайте все вышеупомянутые рекомендации. Это поможет грамотно сформировать отказ, чтобы не оставить о себе плохое впечатление.

Читайте также: