Как объяснить инопланетянину где право где лево

Обновлено: 25.04.2024

Право и лево легко спутать, особенно когда мы спешим или глубоко задумались. В некоторых ситуациях такая ошибка может обойтись очень дорого. Биопсихолог Себастиан Окленбург и клинический психолог Лидия Федорова помогут разобраться, почему это происходит и как научиться правильно определять направление.

Времена неграмотных крепостных давно прошли, а право и лево до сих пор путают многие люди с разным уровнем интеллекта и образования. Те, кто ходил на занятия йогой или танцами, сталкивались с такой ситуацией: преподаватель показывает движение, все повторяют за ним, и обязательно найдется пара-тройка людей, которые вытягивают другую ногу или руку.

Путаница с лево и право на самом деле довольно часто встречается. Особенно если мы спешим. Например, когда ведем автомобиль по автобану со сложными развязками и пытаемся не пропустить нужный поворот, слушая указания навигатора или пассажира. Так почему же мы все время путаем стороны, но не испытываем никаких проблем с понятиями вверх-вниз или вперед-назад?

Биопсихолог Себастиан Окленбург изучает влияние мозга и нейромедиаторов на поведение, мыслительные процессы и эмоции человека. Он называет две причины, почему мы путаем право-лево.

Сколько людей путают лево и право?

Безобидная особенность или опасная тенденция?

Есть виды деятельности, в которых путаница обходится слишком дорого. Например, в работе хирурга. В январе 2000 года два врача в больнице в Южном Уэльсе случайно удалили здоровую левую почку вместо больной правой, что в итоге привело к смерти пациента, пишет Окленбург.

Медицинские работники часто ограничены во времени, поэтому ошибки более вероятны. Это подтверждают данные опроса студентов-медиков — те часто путают право и лево. Врачи используют специальную маркировку перед операцией. С ее помощью хирург может определить, какую конечность или орган следует оперировать или удалить.

Важность такой маркировки подтвердилась ​​в 2014 году благодаря исследованию работы глазных хирургов из Израиля. В рамках проекта хирургам называли имя пациента, показывали его лицо с расстояния 2 метров и просили вспомнить, какой глаз оперировался. Медики смогли дать правильный ответ, зная имя пациента, только в 73% случаев. А глядя на его лицо — в 83% случаев. Чем больше времени проходило между предоперационным обследованием и операцией, тем больше было ошибок.

Что происходит в мозге, когда мы путаем лево и право?

Так почему же мы совершаем такие ошибки?

Повреждение в этой области может привести к так называемому синдрому Герстмана. Это редкое неврологическое состояние, при котором у пациентов проявляются:

  • пальцевая агнозия — расстройство, при котором больной не может указать на своей руке тот же палец, который у себя на руке показывает врач;
  • аграфия — отсутствие способности писать, соединять буквы и слоги;
  • акалькулия — нарушение счета и неспособность к счетным операциям;
  • путаница с определением право и лево.

Нейробиологи использовали различные методы для того, чтобы определить, влияет ли угловая извилина на ошибки с лево-право у здоровых людей, а не только у пациентов с синдромом Герстмана. Используя различные техники, в том числе магнитную стимуляцию и МРТ, ученые обнаружили: угловая извилина действительно становится активной, когда человек пытается выбрать право или лево, а нарушение правильного функционирования угловой извилины приводит к частым ошибкам.

Так что же делает угловая извилина? Исследования показали, что она участвует в процессах, связанных с языком (например, семантическая обработка и чтение слов), а также в работе памяти и пространственного осознания. Окленбург полагает, что она объединяет эти процессы, чтобы мы могли управлять нашими действиями.

Как избавиться от путаницы?

Клинический психолог Лидия Федорова

Некоторые люди легко и быстро различают лево и право, другим приходится труднее. Происходит это оттого, что все мы разные, с разными способностями, разным опытом, с разными стартовыми возможностями. Кроме того, в столь сложном процессе задействовано множество нейрофизиологических механизмов.

Если путаница не связана с серьезным поражением головного мозга, то, скорее всего, это индивидуальная особенность. Как правило, для преодоления путаницы достаточно некоторое время сознательно поработать над навыком — например, играя в простые игры.

5. Рисуйте двумя руками. Это неплохой способ разобраться, что с какой стороны находится.

Ежедневные тренировки научат различать лево и право, и со временем навык автоматизируется. Ну а если и так не получается, то можно проконсультироваться и позаниматься с нейропсихологом.

Ребёнок определяет, где лево — где право

Существует немалое количество взрослых людей, которые при возникновении необходимости быстро выбрать направление, не знают, как определить, где лево — где право. Причина такого курьёзного поведения кроется в необъяснении или неумелом объяснении им принципа бокового пространственного ориентирования в детстве.

Как научить ребёнка различать лево и право

Во избежание такой проблемы очень важно научить ребёнка различать лево и право своевременно, то есть в дошкольном возрасте.

Можно попытаться научить малыша различать лево — право даже до достижения им 3-х лет. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Обычно к 2-м годам ребёнок уже осваивает пользование ложкой и может есть самостоятельно. Как правило, ложка при этом находится в определённой руке: в правой у правши и в левой — у левши. Скажите малышу, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а вторая, свободная, — левая.

Поскольку у детей до 3-х лет преобладает ассоциативная память, важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится. Можно устроить импровизированный урок рисования. Нанесите на ручки крохи яркие контрастные краски (например, зелёную и красную) и сделайте отпечаток — сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик. Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка.

Научите ребёнка различать, где лево — где право

Стихи на тему ориентирования в пространстве

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

Право-лево
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ — я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ — мячик кидает,
А ЛЕВАЯ — ей помогает.

Тематические игры

Играйте с малышом в подбрасывание и ловлю мячика. Поймав мяч, каждый раз комментируйте, какой рукой вы это сделали.

Предложите крохе поносить наручные часики (или браслетик – девочке), отметив, что надеваете их на левую руку.

Когда переходите с малышом проезжую часть, всегда говорите: смотрим налево – нет машин, смотрим направо – нет машин, можно переходить дорогу.

Многие мальчишки – большие поклонники машин и езды. Если вы едите вместе в машине и собираетесь поворачивать, комментируйте свои действия. Включаем левый поворот – поворачиваем налево, включаем правый – направо.

Малыш быстро научится различать направления, если во время ежедневных переодеваний вы каждый раз будете проговаривать: правую руку продеваем в правый рукав, а левую – в левый.

После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

Гораздо проще научить ребёнка различать лево и право в 4-летнем возрасте. Наверняка вы даёте малышу возможность рисовать, учите его писать или позволяете играть в компьютерные игры. Скажите, что та рука, которая рисует, пишет и держит компьютерную мышку, называется правой (у правши), а другая, соответственно, левой.

Помощь по дому

Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка — слева. После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив. Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым. Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остаётся правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Чтобы определить, удалось ли научить ребёнка различать лево и право и зафиксировать данный навык, устройте проверочный экзамен на игрушках. Это более трудное задание, чем определять направления на себе, поэтому для начала проводите его в упрощённой форме. Разложите мягкие игрушки, каждую спиной к малышу, и, указывая на лапу зверушки, спрашивайте, какая она — левая или правая? Если ребёнок отвечает безошибочно, усложните экзамен. Расположите часть игрушек лицом к малышу, а часть оставьте спиной. Теперь, чтобы ответить правильно, ребёнок будет вынужден мысленно разворачивать зверушку. Такие тренировки прекрасно развивают логический аппарат малыша, пространственное восприятие и абстрактное мышление.

Самый простой и правильный способ определить, где лево — где право

Применение принципа ведущей (рабочей) руки – самый простой способ определить, где лево — где право. Любые другие способы нелогичны и сложны на практике. Если Вы — правша, то пишете правой рукой. Это запомнить элементарно.

Случаются ситуации, когда перепутать лево и право означает получить разрушительные последствия. Одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента. Например, когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.

Но не будем о страшном и грустном. Вы ведь теперь знаете правильный способ, как определить, где лево — где право.


Учим детей определять лево и право. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Точка зрения. Для детей от 5 до 7 лет.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Как искать правую руку?

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

Где лево, где право?

Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая.

Где лево, где право?

Если скрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки - справа. Обычно часы носят на левой руке.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Где лево, где право?

Где лево, где право?

Птица, которую мы видим слева, повернута к нам правым боком.

Где лево, где право?

Птица, которую мы видим справа, повернута к нам левым боком.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Где лево, где право?

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

Где лево, где право?

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

Где лево, где право?

Жук дополз до первой развилки и увидел два пути: вправо и влево. Он пополз ВПРАВО.

Где лево, где право?

На второй развилке жук пополз ВЛЕВО.

Где лево, где право?

Путь к этому листу мы будем записывать так: ВПРАВО, ВЛЕВО.

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Где лево, где право?

Гусеница поднималась по дереву и на развилках ползла:

ВПРАВО

Определи номер листа на который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела на гусеницу и поползла так:

ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла божья коровка.

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Где лево, где право?

Представь себя на месте клоуна Бима. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Бим повернётся к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?

Где лево, где право?

Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Фома повернётся к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Где лево, где право?

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

Где лево, где право?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Где лево, где право?

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Где лево, где право?

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

1. Автор: Валентин Берестов, 1990

Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

Где право, где лево, узнал ученик.

2. Автор: И. Токмакова

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.

Читайте также: