Как обеспечить право ребенка на имя если его родители спорят и не могут договориться

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ДЕЛОВАЯ ИГРА для родителей 5-7 класса


Ребёнок - это дар любви.

Храни его и с ним живи.

В единстве и созвучье тонком

Ты отвечаешь за ребёнка.

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

Аудитория: родители, учащиеся, учителя

Ведущий: заместитель директора по ВР

Жюри: классные руководители, Совет старшеклассников школы
Правила: В игре участвуют две команды родителей ( 4-8 человек). Побеждает команда., набравшая большее количество баллов.

Игра проходит в несколько туров.

1 Тур: Знакомство. Мы и наши дети. Члены каждой команды рассказывают о своем опыте по ознакомлению детей с их правами.

Задания и вопросы викторины
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.
У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав.)

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет правосохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)


2. Выберите правильный ответ.
♦ Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет; (Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
♦ Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.
♦ На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)
♦ Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
♦ Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)
♦ ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.

3 тур. Кто больше? Нарушение прав.

Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на:
образование;

необходимый уровень жизни;

4 тур . Работа по информационным карточкам (работа в парах)

Карточка 1

Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка:
а) право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав

Карточка 2
Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка:
а) органы управления РК;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

Карточка 3
Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка:
а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
г) родители и органы местного управления образованием.

Карточка 4
Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей;
б) да, если они получены не в результате правонарушения;
в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;
г) нет, ребенок не должен работать.


Карточка 5

Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении:
а) лица, совершившие или допустившие нарушения;
б) органы местного самоуправления;
в) местные органы управления образованием;
г) образовательное учреждение.

Карточка 6

Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении:
а) учредитель;
б) органы управления образовательным учреждением;
в) должностные лица образовательного учреждения;
г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.


Карточка 7

Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства:
а) заведующий как представитель образовательного учреждения;
б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;
в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
г) учредитель образовательного учреждения

Карточка 8

Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Карточка 9

Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия следует совершить:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
б) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.


Карточка 10
Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?

Карточка 11
Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с ребенком:
какие признаки поведения ребенка или его родителей Вас тогда насторожили?

Как Вы себя вели, что чувствовали? что Вы предприняли?

5 тур. Ситуации.

Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы.

В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, — переходите в другую школу.

Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав?

Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Вопрос . Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.


Подведение итогов. Участники пишут свои отзывы о мероприятии

На стороне ребенка: 7 прав, которые имеет несовершеннолетний независимо от мнения родителей

В Российской Федерации детьми считаются все, кто не достиг возраста совершеннолетия (18 лет). С рождения у ребенка есть свои права, и они прописаны в Семейном кодексе РФ, в Конституции и Конвенции о правах ребенка. Основной задачей же современного общества является обеспечение безопасности прав ребенка, а также защита правоспособности малолетнего от различных посягательств. Сегодня разберем, какие же основные права есть у ребенка, не достигшего возраста 18 лет.

Право на получение (изменение) фамилии, имени и отчества

При рождении имя ребенка дают его родители, а отчество у ребенка должны быть по имени отца. Фамилия может быть выбрана либо родителей, либо одного из родителей. Если при выборе имени или фамилии ребенка родители не могут достичь взаимопонимания и прийти к одному общему мнению, то этот вопрос решается органами опеки и попечительства.

До достижения ребенком возраста 14 лет, изменить ФИО ребенка можно только с согласия органов опеки. Если же ребенку уже исполнилось 10 лет, то поменять данные при рождении фамилию, имя и отчество, можно только с согласия самого ребенка. Если, например, мать хочет сменить имя, а отец против, то органы опеки согласия на это не дадут. Однако встречаются такие ситуации, когда мнение второго родителя не учитывается:

  • когда родитель лишен родительских прав на дитя;
  • когда родитель не принимает никакого участия в жизни и воспитании ребенка;
  • когда не платятся алименты;
  • когда местонахождение родителя неизвестно.

Начиная с 14 лет дети сами могут подавать заявление в органы ЗАГС для изменения своих фамилии, имени и отчества. Законом разрешено менять имя полностью, однако, для этого потребуется указать причину, по которой необходимо сменить данные при рождении ФИО.

Если нужно изменить какую-то часть имени, то это несовершеннолетний может сделать только с согласия родителей. То есть, заявление он может подать самостоятельно, а вот согласие родителей все же приложить необходимо обязательно. Если родители будут против перемены имени, то несовершеннолетний может обратиться в суд.

Согласно российскому законодательству в имени не должно присутствовать чисел, титулов и мата. То есть, нельзя назвать новорожденного Андрей Третий, Объект 13245, Президент Алексей и т.д. Однако имена могут быть двойными, например, Анна-Мария, Анна-Виктория и т.д.

Право на проживание в семье с родителями, которые обязаны обеспечивать своего ребенка

И отец, и мать ребенка должны обеспечивать свое дитя, и неважно, проживают родители вместе или нет. Как правило, родители могут договориться самостоятельно, как они будут обеспечивать ребенка. Кто-то покупает одежду, а кто-то, например, питание. Если же родитель не исполняет надлежащим образом своих обязанностей, то на него можно подать в суд и взыскать алименты. Подать иск в суд может как один из родителей, так и, например, законный представитель ребенка, опекун, усыновитель и т.д. Если же интересы ребенка защищать некому, обратиться с иском могут органы опеки и попечительства.

Что касается коммунальных платежей, то обязанности по их оплате также ложатся на родителей. Если до достижения ребенком возраста 18 лет накопились долги, то, достигнув совершеннолетия, ребенок не должен гасить данный долг – это обязанность родителей. С наступлением совершеннолетия ребенок начинает оплачивать только те коммунальные платежи, которые были начислены ему после наступления возраста 18 лет.

Если ребенок в возрасте до 14 лет совершил какой-то проступок и испортил, например, чужое имущество, то обязанность по возмещению ущерба ложится также на родителей.

Право выбора, с кем он хочет проживать после развода родителей

При разводе родители должны договориться, с кем же останется проживать ребенок. Сделать это можно устно или же заключив письменное соглашение. Если же родители не могут прийти к общему взаимопониманию, место проживания малолетнего определит суд.

Если ребенку при разводе уже исполнилось 10 лет, то его мнение также должны принимать во внимание. Однако в законе есть оговорка, которая позволяет не учитывать мнение ребенка, если его выбор противоречит его интересам. Это работает для таких ситуаций, как:

  • желание малолетнего жить в комфортных условиях;
  • общаться с родственниками, браться и сестрами;
  • видеться с родителями и т.д.

Как показывает практика, чаще всего суд оставляет жить ребенка с матерью, но это не всегда так. Если же ребенок хочет проживать с отцом, а мать не обеспечивает надлежащие условия для жизни, то суд может оставить ребенка проживать с отцом.

Право на общение с родителями после развода и родственниками

Сейчас довольно редко супруги живут всю жизнь вместе. Однако развод родителей никаким образом не должен влиять на общение с ребенком и другими родственниками. Супруги могут быть бывшими, но родители нет.

Супруги должны самостоятельно договориться, как они будут общаться с ребенком, в какое время, сколько раз в неделю и т.д. Если же мирным путем договориться не получается, то порядок общения с ребёнком устанавливает суд.

В судебные органы с иском может обратиться не только отец или мать, но также и бабушка или дедушка.

Если суд определил порядок общения с ребенком, а мама все равно против, и запрещает видеться с чадом, то ее могут оштрафовать.

Право на прописку

Законодательством определено, что до 14 лет ребенок живет со своими родителями. Проживать несовершеннолетний может как в квартире, так и, например, в доме. Получается, что прописать ребенка можно только по месту регистрации одного из родителей. Если вы хотите оформить регистрацию у бабушки или дедушки, то этого сделать не получится, если ни одни из родителей там не прописан. Также никто не имеет право выписать ребенка, даже если кто-то из собственников жилья против регистрации малолетнего.

Так как это является требованием закона, то повлиять на прописку никто не может, как бы им этого не хотелось. Также не нужно спрашивать согласие других собственников жилья. Родителям достаточно принести паспорт и свидетельство о рождении ребенка, после чего его без лишних проблем пропишут по месту регистрации родителя.

Право распоряжаться собственными доходами и вкладами, начиная с возраста 14 лет

Самостоятельно распоряжаться своими деньгами или вкладами ребенок может с 14-летнего возраста. Он может тратить их на свое усмотрение: отдавать родителям, покупать себе вещи и т.д. Для открытия вклада несовершеннолетнему необходимо обратиться в банк, который работает с такими клиентами, и изучить все условия более детально. Однако особое внимание необходимо уделить именно возможности снятия наличных, ведь, чаще всего, снять деньги можно только с согласия родителей.

Право иметь собственные вещи и средства к существованию

Родители и их дети, проживанию вместе, могут пользоваться вещами друг друга только с взаимного разрешения и согласия. Уже с рождения ребенок должен иметь свои собственные вещи. Это могут быть игрушки, одежда, обувь, да хоть карандаши. Чтобы не нарушать права ребенка, пользоваться вещами можно только с согласия несовершеннолетнего. Формально, получается, что брать вещи или игрушки сына или дочери без разрешения нельзя.

Если, например, у ребенка есть в собственности квартира, и он не согласен с тем, как ее распоряжаются родители, малолетний ребенок может обратиться в органы опеки, которые и помогут разрешить возникший конфликт.

Другие права ребенка

В данной статье приведена лишь малая доля тех прав, которые есть у ребенка, не достигшего возраста 18 лет. А вообще их огромное количество:

  • право на информацию;
  • право на личные тайны;
  • право на лечение за счет государства;
  • право на свободу мысли;
  • право на полноценную жизнь;
  • право на защиту;
  • право на имущество;
  • право на образование;
  • право на отдых и развлечения;
  • право на личную и семейную жизнь и т.д.

Более детально ознакомиться со всеми правами можно в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребенка, а также в Семейном кодексе РФ и других законодательных актах, где детально расписаны все права несовершеннолетнего, которые есть у него в РФ.

В заключении хотелось бы сказать, что ребенок – это самое ценное, что может быть в жизни, поэтому мы, взрослые, должны оберегать их, обеспечивать им полноценную жизнь, а также защищать от различных посягательств на их права, которые есть у него с рождения по закону.

Читайте также: