Какую роль в творчестве драматурга сыграла пьеса банкрот

Обновлено: 30.06.2024

Пьеса Островского переносит читателя в середину 19 века. Комедия рассказывает об особенностях взаимоотношений между людьми и простых банальностях, из которых состоит поиск простого счастья.

Конечно, автор рассматривает негативную сторону мещанского общества, подлость купцов. Некоторые элементы являются гротескными, но не сказать, чтобы автор полностью уходил от действительности в сюрреализм. Тут ситуация подобна поэме Гоголя Мертвые души, где многое кажется иллюзорным и странным, но в действительности близко к действительности.

Умелым образом Островский не перегибает ни в какую сторону и благодаря этому комедия выглядит довольно гармонично и цельно. Характеры в меру подлы и в меру комичны, в таких людях легко узнаются образы, которые не составит труда увидеть и в повседневности.

Оказавшийся под стражей Большов надеется на выкуп за деньги, которые передает как бы на хранение Подхалюзину. Приказчик в свою очередь, да и Липочка тоже, вообще не намерены как-то содействовать, они хотят воспользоваться положением и получить значительный капитал. Причем они не действуют согласованно даже между собой, так как брак является фиктивным и имеет только меркантильную цель.

Тем не менее, Островский не указывает ни на какие эсхатологические мотивы. Он просто говорит: частично общество именно таково, есть подлые и циничные люди, задумайтесь, возможно, вы тоже являетесь именно такими людьми и вот ваши ценности, вот как вы выглядите со стороны.

Анализ 2

Проблематика, которую затрагивает Островский в своем произведении, была известна автору не понаслышке, он сам работал в имущественном суде и поэтому видел много подобных примеров. Александр Николаевич работал именно с делами близких родственников, поэтому его комедия совсем не выглядит фантастикой и не является полным вымыслом.

Для того чтобы провернуть схему Самсон Силыч обращается к своему приказчику Подхалюзину и передает капитал ему. Также он выдает за приказчика Лазаря свою дочь Олимпиаду.

Таким образом пьеса Островского представляет собой критику купеческих отношений того времени. Для того чтобы подчеркнуть проблематику, автор дает множество деталей, которые дополняют повествование. Есть много сцен, которые ни к чему ни ведут и если убрать эти сцены из сюжета, то они оттуда практически ничего не отнимают.

Тем не менее, именно благодаря таким вставкам мы больше узнаем о главных героях и понимаем суть этих людей. Суть же является вполне простой и понятной, каждый хочет простого купеческого счастья – богатства и независимости. Именно поэтому, например, Липочка учится как дань моде, хамит матери и выбирает видных безбородых кавалеров.

Перед нами люди безнравственные, которые заслуживают сочувствие только по причине собственной убогости. Самое страшное – в продолжении этой канвы. Ведь воспитанные молодым поколением дети также продолжат быть бесчестными и себялюбивыми.

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся

Ужаснее всего то, что в этом мире даже родственные отношения ничего не значат. То, что зять обманул тестя — это еще куда ни шло. Но вот коварство родной дочери особенно больно для несчастного старика. Что ж, это мир чистогана, тут нет родных и друзей. Тут никто никому и ничего не должен — нет своих людей, есть только свои деньги.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сочинение по произведению Свои люди — сочтемся

В каждом социальном слое есть собственные устои, однако люди по большей части не меняются. Практически повсюду они думают о собственном счастье, о том как получить лучшую долю и нередко пренебрегают другими.

Островский описывает как главный герой Самсон Силыч, следуя своему принципу, объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиты. Он хочет обмануть других купцов, но доверяет своему приказчику Лазарю и дочери Олимпиаде. Более того он устраивает для них свадьбу и передает свой капитал, чтобы они потом могли его выкупить из долговой тюрьмы.

Конечно, поведение героя не отличается высокой моралью, но его вполне возможно понять, он старается для семьи. Тем не менее, его самого обманывают самые близкие люди, он оказывается без капитала, любимая и избалованная дочь Липочка не хочет снова носить ситец и хочет иметь какие-то деньги для семьи. Понятное дело, Липочка и Лазарь просто присваивают деньги Большова, так как могут и останутся безнаказанными.

Однако и такое поведение возможно понять. Ведь они воспитаны сами Самсоном Силычем, который нередко использовал обман. В какой-то степени тут ученики превосходят учителя и доводят принцип обмана до максимального предела, дочка обманывает отца.

Эти герои тоже помышляют о собственном счастье, они хотят испытывать радость, не испытывать нужды. Олимпиада всегда только и грезила достатком, Лазарь Подхалюзин спал и видел как когда-то высвободится из-под гнета Большова и сам станет обладателем капитала. Как только такая возможность удается, он пользуется этой возможностью, ведь подобно всем остальным людям, стремится к счастью.

Островский предлагает нам не просто отдельную историю, но описание тенденции. Так действительно живут люди, продолжают жить из поколения в поколение, в нелепом поиске счастья подобно слепым котятам.

Популярные сочинения

  • Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса
    С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами. Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей
  • Сочинение Монолог паруса, скользящего в луче золотом 6 класс
    Это такое счастье! Такая свобода и красота! Я ощущаю прилив сил, бодрости… теплый ветер, брызги морской воды, тепло солнца! Вот это жизнь!
  • Сочинение Я подросток
    Подростковый период – очень интересное время. Ты уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Теперь нужно серьёзно задумываться о своём будущем и определить свой жизненный путь.

Вариант 4

У пьесы сложная структура композиции, замысловатые переплетения и трепещущая интрига. Для глубокого понимания нрава семьи Большова писатель включает большие эпизоды с нравоописанием. Это можно увидеть с помощью дочери купца с матерью, встречи отца с потенциальными женихами дочери, посещения свахи. Только судьба жестоко распоряжается с Большаковым и он оказывается в долговой яме после того, как объявил себя банкротом. Там он ждет денег от родственников, те в свою очередь, платить не собираются. Родная дочь Лидочка не дает родному отцу и копейки.

Можно сказать, что семья Большаковых безнравственна и бесчеловечна, которая не имеет понятий о преданности и благодарности. Таким образом счастливым не остался ни одни член семьи, ведь на чужом несчастье счастья не построишь.

Александр Николаевич Островский — один из самых выдающихся русских драматургов. Он получил высшее юридическое образование. Какое-то время писатель работал в Московском коммерческом суде. Жизненный опыт, накопленный при работе, он заложил в основу своего будущего творчества.

к постановке на сцене театров. Стоит отметить также, что сам Островский оказался под надзором полиции.

Многие современники отнесли пьесу к жанру трагедии, хотя сам Островский назвал свое творение комедией. Первая пьеса демонстрирует зрителю и читателю те черты поэтики, которые присущи всем будущим произведениям драматурга. Здесь идет сосредоточение мысли на проблемах нравственного характера. Именно эта проблема помогает по-новому взглянуть на социальную сторону жизни. Она также ведет к пониманию семейно-бытовой проблематики.

Пьеса сочетает в себе довольно сложную структуру композиции. Она напоминает

и очерк, где описывается быт людей, и интригу, которая держит читателя в напряжении на протяжении всего произведения. Экспозиция произведения достаточно замедлена. Такая структура помогает автору передать довольно жесткий нрав семьи купца Большова. Множество сцен помогают читателю понять мир семьи купца, который отражает большинство процессов, происходящих в обществе в то время.

Сюжет произведения вбирает в себя один из самых распространенных сюжетов того времени. Случаи мошенничества в среде купцов волнуют общественность. Герой пьесы — Самсон Большов — берет в долг деньги у своих друзей купцов. Однако когда приходит время возвращать долг, купец делать этого не хочет. Герой не знает, что делать в данной ситуации. Он объявляет всем о том, что он стал банкротом. Фамилия героя говорящая — Большов. Из этого следует то, что он имеет большое состояние, которое он передает на счет приказчика Лазаря Подхалюзина. Для того, чтобы укрепить часть сделки, купец отдает приказчику свою дочь. Герой отправляется в тюрьму, по случаю долга. Он искренне принимает на веру то, что Лазарь сможет внести за него необходимые деньги, которые он передал ему. Однако этого не случается. Подхалюзин и дочь купца не вносят никаких денег.

В комедии Островского описана война каждого против каждого. Драматург смог раскрыть сложившиеся рамки конфликта отцов и детей. Автор рисует в произведении истинное лицо купечества. В начале пьесы ни один герой не может вызвать у читателя положительных эмоций.

Однако, по сюжету пьесы, старшее поколение вызывает большую симпатию, в отличие от поколения младшего. Большов идет на преступление ради собственной дочери, он уверен, что дочь станет поддерживать его. К сожалению, жизнь преподносит ему жестокие уроки.

Липочка — дочь купца — представлена в пьесе в нелепом свете. Можно вспомнить тот эпизод, где она разговаривает со свахой об эмансипации и равноправии. Однако она даже не понимает значения этих слов. Для нее образованность — дань моде.

Драматург в комедии создает столкновение двух поколений, показывая их пошлость. Симпатия читателя все равно оказывается на стороне более старого поколения. Именно Большов верит в родственные узы. Он считает, что родные никогда не стали бы предавать друг друга.

Прозрение героя происходит именно в том момент, когда его дочь отказывается выплачивать его долги. Она начинает упрекать отца в том, что она, прожив 20 лет, не смогла увидеть мир. Теперь она хочет пожить для себя, на деньги отца.

Таким образом, драматург показывает целый мир бездушных людей. Конфликт отцов и детей остро виден на протяжении всей пьесы. Дети оставляют своих отцов. А отцы, в свою очередь, живут обманом.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Личность и судьба А.Н. Островского. Обзор пьес.

Цели урока:

Предметные: способствовать формированию у учащихся представления об основных этапах творческого пути А.Н. Островского; определить роль драматурга в создании русского национального театра; проверить знание учащимися текстов пьес драматурга.

Метапредметные: способствовать формированию у учащихся навыка составления тезисного плана лекции учителя; совершенствовать навык учащихся выступать с докладом на заданную тему; способствовать формированию умения учащихся ориентироваться в историко-литературном контексте и устанавливать ассоциативные связи;

Личностные: на примере жизни и творчества А.Н. Островского дать представление учащимся о культурном наследии писателя; способствовать формированию у учащихся театрального и эстетического вкуса.

Методы: эвристический, репродуктивный.

Приемы: анализ эпизода, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, самостоятельная подготовка материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка произведений писателя.

План урока:

Оргмомент. Целевая установка (2 мин)

Биографическая справка (индивидуальные ответы, проверка домашнего задания) (12 мин)

Обзор Интернет-ресурсов (3 мин)

Исследовательская работа в группах (15 мин)

Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение творчества великого русского драматурга XIX века Александра Николаевича Островского. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова самого Островского:

Слово учителя.

Наша задача – ознакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра, а также поговорить о некоторых из его пьес и выделить их ключевые особенности.

Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья – покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 г. В бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом – как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.

Для того, чтобы лучше познакомиться с обстановкой, которая окружала Островского на ранних годах его жизни, мы окунемся в атмосферу Замоскворечья, а именно – заочно посетим дом-музей А.Н. Островского, просмотрев небольшой фрагмент документального фильма.

Для размышления: Каким вы представляли себе убранство дома Островских? Соответствует ли увиденное на экране вашим представлениям?

Попробуйте описать атмосферу, в которой жил будущий писатель. Как вам кажется, что повлияло на решение Островского стать драматургом?

Мы лишь слега приподняли завесу тайны жизни великого драматурга. Чтобы глубже понять его произведения, нам необходимо проследить всю жизнь Островского, его волнения и тревоги, взлеты и падения – ведь это непосредственно отражается в его произведениях. Вашему вниманию предоставляются небольшие доклады, в которых содержится самая основная информация о жизни и творчестве драматурга.

Детство и юность Островского.

Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. В семье воспитанника духовной академии, выбившегося в чиновники, и дочери просвирни. Его дед по отцу был священником, дед по матери – пономарем, с церковным причтом были связаны его многочисленные дядюшки и тетушки.

Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано и записать мелодию. Это помогло ему потом в совместной работе с композиторами. Все Островские глубоко уважали книгу. Едва Николай Федорович встал на ноги, он завел в доме небольшую библиотеку. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечения – Пушкин, Грибоедов, Гоголь. 17 июня 1840 г. Островский сдал последний экзамен. Он получил право поступать в университет без предварительных экзаменов. По настоянию отца после окончания гимназии Островский поступил в Императорский Московский университет на юридический факультет 18 июня 1840 г.

Университетские годы.

Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 г. Не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.

Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где его подлинная жизнь, вот где его дом родной, и кафедра, и все, все, что только нужно ему. Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты.

Годы службы в суде.

Начало литературного пути. Первые работы.

Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора.

В конце 1847 г. Он познакомился с женщиной, жившей по соседству. Агафья Ивановна, была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться – это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него узаконивания отношений. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней. Так, невенчанной женой, прожила Агафья Ивановна с Островским восемнадцать лет.

Служба театру.

Последние годы жизни.

Многие из вас узнают информацию о писателях из сети Интернет. Существует большое количество сайтов, на которых представлены как достоверные, так и ошибочные сведения о жизни и творчестве писателя. Мы постарались выделить несколько сайтов, которые, на наш взгляд, могут пригодиться вам в изучении произведений Островского, а также помогут глубже познакомиться с фактами его биографии.

Обзорная экскурсия по Интернет-сайтам, посвященным творчеству и биографии А.Н, Островского (выступление ученика).

Но все же не стоит слишком увлекаться источниками из сети Интернет. Материалы, необходимые вам в подготовке к урокам, а также в подготовке к экзаменам, вы сможете найти в нашей областной библиотеке им. А.Т. Твардовского.

Исследовательская работа в группах.

Вам уже знакомы некоторые из пьес Островского, они были вам заданы как домашнее чтение на лето. Сейчас вы постараетесь освежить в памяти прочитанное, и выполните небольшую исследовательскую работу в группах. Это будет нашей базой для дальнейшего анализа пьес.

Класс делится на 4 группы, каждой группе на карточке дается индивидуальное задание. Задача группы – сформулировать развернутый ответ на вопрос, представить свою точку зрения перед классом.

2 группа – своеобразие названий пьес А.Н. Островского.

4 группа – специфические авторские ремарки.

Подведение итогов урока.

Мы с вами провели большую работу сегодня на уроке. Для того, чтобы еще раз закрепить полученные сегодня знания, я попрошу вас ответить на два вопроса, которые являются итоговыми для нашего урока.

Современные театры очень часто обращаются к пьесам Островского. Почему они популярны?

Домашнее задание .

Литература.

Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательный учреждений. Под ред. Курдюмовой Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.;

Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990;

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (1823—1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Содержание

Происхождение

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда Александру было семь лет.

Детство и юность

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.

Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии

В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845—1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

Поздний этап творчества

Новые герои

В жанре психологической драмы

Театр Островского


Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин, не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию "Грозы" будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

Итоги жизненного пути. Щелыково

Пьесы

Экранизации произведений

Примечания

  1. ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 391—392
  2. ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 392—394
  3. ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том IV. Пьесы 1865—1867. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 419 с, илл. стр. 414-415
  4. ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том V. Пьесы 1867—1870. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 350 с, илл. стр. 346—349

Ссылки

    в Школьной библиотеке (формат совместимый с Word, прозрачное архивирование при открытии) в библиотеке Максима Мошкова

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Анна • Без вины виноватые • Бесприданница (1912) • Бесприданница (1936) • Бешеные деньги• Вакансия • Василиса Мелентьева• Весенняя сказка • Волки и овцы • Горячее сердце • Гроза• Женитьба Бальзаминова • Жестокий романс • Красавец-мужчина • Лес • На всякого мудреца довольно простоты • После дождичка, в четверг • Последняя жертва • Правда — хорошо, а счастье лучше • Снегурочка (мультфильм) • Снегурочка • Таланты и поклонники •

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "А. Н. Островский" в других словарях:

Островский — Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… … Литературная энциклопедия

Островский Александр Николаевич — Островский, Александр Николаевич знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого… … Биографический словарь

Островский А.Н. - биография — Островский Александр Николаевич (1823 1886) Островский А.Н. Биография Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в… … Сводная энциклопедия афоризмов

Островский уезд (Псковская губерния) — Островский уезд Герб уездного центра Герб губернии … Википедия

Островский Александр Николаевич — [31.3(12.4).1823, Москва, ≈ 2(14).6.1886, Щелыково, ныне Островского района Костромской области], русский драматург. Родился в семье чиновника юриста; мать ≈ родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье ≈ особом… … Большая советская энциклопедия

Островский район Псковской области — Островский район Герб Страна … Википедия

Островский, Эдуард — распространённые имя и фамилия польского происхождения. Островский, Эдуард Георгиевич (р. 1935) российский государственный деятель, специалист в области связи. Островский, Эдвард Феликс Винценты (1816 1859) польский учёный, ветеринар эпидемиолог … Википедия

Островский Аркадий Ильич — Островский Аркадий (Авраам) Ильич [12(25).2.1914, Сызрань, ≈ 18.9.1967, Сочи], советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме. Работал пианистом (иллюстратором, солистом и … Большая советская энциклопедия

Островский Николай Алексеевич — [16(29).9.1904, село Вилия, ныне Острожского района Ровенской области, ≈ 22.12.1936, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1924. Родился в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях… … Большая советская энциклопедия

Государственный человек русского театра (Драматургия А.Н. Островского)

Формирование критического реализма в русском театре в середине XIX века исследователи связывают со множественными сдвигами, происходившими в ту пору в России во всех формах общественного сознания, в том числе и в искусстве.

Основное направление художественных исканий эпохи определяло познание реальной действительности во всех её социальных противоречиях. В середине 40-х годов возникла школа, утверждавшая верность правде жизни как главному критерию художественного произведения.

Одноактная комедия, рассказывающая о жизни купца Пузатова, поразила всех присутствующих знанием быта и купеческого сословия, блистательно продемонстрированных автором. Это была подлинная зарисовка с натуры мира Замоскворечья. Однако цензор, усмотревший в пьесе обидное для купечества, запретил её постановку (премьера состоялась лишь в 1855 году).

«– Шире дорогу – Любим Торцов идёт! – воскликнул по окончанию пьесы сидевший с нами учитель российской словесности, надевая пальто.

- Что же вы этим хотите сказать? – спросил студент. – Я не вижу в Любиме Торцове идеала. Пьянство – не идеал.

Островский продолжает оттачивать свой стиль, смешивая жанры и их границы. Наследуя традиции великих предшественников, он обогащает драму комедийными эпизодами, а в комедии вводит драматические сцены, наполняя их жизненной достоверностью, используя всю красоту и колористическое многообразие народного русского языка.

Как точно подметил исследователь В. В. Основин, в молитве, в службе, в восприятии красоты окружающего мира она ищет приложение своим духовным силам. И высшей точкой этого приложения для неё становится любовь. В любви проявляется вся Катерина. Она восстаёт против самодурства, вооружённая только одним – сознанием права на любовь. Открыв любовь, познав волю, свободу, она хочет жить. Жить для неё – значит быть самой собой. Но в калиновском царстве это невозможно. Выход один – смерть. В ней – свобода.

Такого характера ещё не знала русская сцена. Искусствоведы объясняют этим громадный общественный резонанс драмы и первых постановок её в Малом и Александринском театрах.

Немало воспоминаний об исполнении роли Тихона актером Александринского театра А. Е. Мартыновым оставили современники, считая эту роль вершиной творчества выдающегося актера, талантливо воплощавшего эстетику драматурга на петербургской сцене. Торжеством актера был последний акт, который он не играл, а проживал пронзительно-трогательно, искренне. Узнав, что Катерина ушла из дома, бросался он на поиски жены и тихо плакал, вернувшись ни с чем, обезоруживая зрителей глубиною любви и жалости к Катерине. Последние слова Тихона заставляли зрителей увидеть в нем рождение нового человека, способного отстаивать свое достоинство.

Однако в истории русской культуры Островский предстает не только как создатель русского национального театра, но и теоретик-искусствовед, наметивший новые пути развития русской театральной эстетики.

Выступая с чтением пьес, преподавая актёрское мастерство, Островский выдвигает проблему участия автора пьесы в режиссёрской творческой работе. Автор помогает актёрам понять суть пьесы и её образов, найти нужный тон.

В 1874 году при участии театрального критика и переводчика В. И. Родиславского Островский создаёт Общество русских драматических писателей. Пребывая неоднократно за рубежом, Островский интересовался развитием театрального дела в европейских странах. Накопленные впечатления, анализ зарубежного опыта были полезны при оценке драматургом отечественной театральной сферы. Он работает над рядом записок и статей, в которых даёт всестороннюю характеристику тогдашнего состояния русской драматургии и театрального дела, придя к выводу, что столичный императорский театр не может выполнять высокую миссию русского национального театра. Он видит выход в создании в Москве театра новой сценической культуры, общедоступного и демократического.

Незадолго до смерти Островский возглавил репертуарную часть Московских императорских театров. Пожилой драматург горячо берётся за дело, но проработать ему удается недолго – через полгода его не стало.

На сцене было всё, о чём Островский мечтал: правда жизни, блистательное партнерство, великолепно слаженная группа; в уникальном актерском ансамбле каждый был звездой, у каждого была своя мелодия, но всё это подчинялось общему замыслу – обличению Лыняева, лынявщины как опасного социального явления XX века.

Сегодня, уже из века XXI, с уверенностью мо­но сказать: Островский – наш современник.

Л-ра: Русская словесность в школах Украины. – 2002. – № 5. – С. 40-45.

Читайте также: