Кто создал свод гражданского права

Обновлено: 25.06.2024

Свод состоял из 4х основных разделов:

I. Институции (533г) — свод норм частного римского права. Состояли из 4х книг: 1о лицах, 2о вещах, 3о договорах, 4об исках.

II. Дигесты — состоят из трудов 38 известных римских юристов (Ульпиана, Гая, Модестина, Павла, Папиниана и др.). раздел состоял из 50 книг: 1)вводная, 2-46) гражданское право, 47-48) уголовное право и процесс, 49) финансовое и военное право, 50) муниципальное и административное право

III. Кодекс включал в свой состав 12 книг: все конституции римских императоров ( от Августа Октавиана до Юстиниана).

IV. Новеллы включали в свой состав 168 конституций(законов) самого императора Юстиниана, которые он издал с 535 по 565гг.

Ко́декс Юстиниа́на (лат. Codex Iustiniani) — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себеимператорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.

Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.

Кодекс состоит из 12 книг, книги, в свою очередь, состоят из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones), которые делятся на параграфы.

Системы и источники частного римского права.

Система права
Римское право не было единым и неизменным в процессе развития в нем выделились 3 системы норм:
1. Квиритское правомочные
2. Преторское правомочные
3. Право народов
Источники права
В развитии права значительное место занимают важнейшие источники права.
1. Основополагающим важнейшим источником римского права является обычное право. Т.е. обычаи и традиции, которые создаются и существуют с молчаливого согласия общества на протяжении многих столетий. Гос-во признает некоторые обычаи и преобразует их в законы. Первым письменным сводом норм обычного права становятся законы 12 таблиц.
2. Легес – закон.
Этот источник становится основополагающим в период республики.
Все легес должны были иметь четко определенную структуру, трехсоставную:
- Надпись (вводная часть). В ней излагалось: автор закона, причины появления данного закона и орган, утвердивший данный закон.

Образование Французского гос-ва. Реформы Людовка 9.

В 9 веке огромная франкская империя распадается на несколько самостоятельных государств. Все земли к западу от реки Рейн переходят Карлу лысому. 843г-основание французского гос-ва.
Франция представляла из себя слабое аморфное государство, состоявшее из самостоятельных герцогств,графств(власть короче на этих территориях номинальная). Феодальные землевладельцы добровольно признавали власть короля над собой. Заключали договор вассалитета- король обязан защищать интересы своих вассалов, а они обязывались: 1) не наносить вреда своим сеньорам; 2) оказывать материальную помощь в определ.ситуациях; 3) служить определенное количество дней; 4) выкупать сеньора из плена.
Власть королей усиливается, за счёт королевской долины(земель). В середине 13века король Людовик 9 проводит ряд реформ(усилившие власть короля)-переход от системы вассалитета к сюзиринитету (все жители становятся поданными королю независимо от статуса). Реформы: военная(основн.армии является городское ополчение, заинтересованное в твёрдой царской власти); денежная(распространение королевских монет на всей территории Франции); судебная(создаётся высший орган, который призван разрешать все разногласия между дворянами-феодалами). К нач.14века до н.э. во Франции создаются посылки укрепления королевской власти и авторитет парламента.

Cословно-представительная монархия во Франции.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви и др.
После реформ Людовика 9 королевская власть во Франции укрепилась, был совершен переход от системы вассалитета к системе сюзиринитета.
Таким образом, все жители Франции становятся подданными короля. Однако, для укрепления своей власти французскими монархам необходимо было опираться на поддержку сословий для принятия наиболее важных решений. И в 14 веке начинают формироваться сословные органы и в Париже в 1307 году создаются общегосударственные сословноепредставительские органы — Генеральные штаты.
ГШ становятся высшим законосовещательным органом страны. Состоит из 3 сословий:
1. Духовенство
2. Дворянство
3. Представители свободного населения — бюргеры, из которых появился класс буржуазии.
Каждая палата состояла из 300 человек, избираемые по указу короля. Каждая палата обладала 1 голосом.
Первые две палаты обладали значительными правами и представители этих патал никаких налогов и гос повинностей не платили. А налогооблагаемым сословием было третье — прав никаких, много обязанностей.
Первоначально, у ГШ не было конкретного регламента работы и они созывались по указам короля. И большинство депутатов ГШ такое положение не устраивало и они стремились к более конкретным и реальным правам в полит сфере.
В 15 веке ГШ перестают существовать и начинается постепенный переход к абсолютной монархии.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Эта статья посвящена кодификации римского права Юстиниана I. О кодификации канонического права с аналогичным названием см. Corpus Juris Canonici .

Работой руководил Трибониан , чиновник при дворе Юстиниана в Константинополе . Его команде было разрешено редактировать то, что они включали. Насколько они внесли поправки, не записывается и, в основном, не может быть известно, потому что большая часть оригиналов не сохранилась. Текст был составлен и распространен почти полностью на латыни , которая все еще была официальным языком правительства Восточной Римской империи в 529–534 годах, тогда как преобладающим языком торговцев, фермеров, моряков и других граждан был греческий . К началу VII века официальным правительственным языком стал греческий во время длительного правления Ираклия (610–641).

СОДЕРЖАНИЕ

Процесс компиляции


Юстиниан вступил на императорский престол в Константинополе в 527 году. Через шесть месяцев после своего вступления на престол, чтобы сократить большое количество имперских конституций и, следовательно, количество судебных разбирательств, Юстиниан организовал создание нового собрания имперских конституций ( Кодекс Юстиниан ). Комиссия, отвечающая за процесс компиляции, была прямо уполномочена исключать или изменять текст и удалять то, что было устаревшим или противоречивым. Вскоре, в 529 году, Кодекс был завершен и получил силу закона во всей империи, заменив все более ранние конституции и Кодекс Феодосия .

Комиссия Трибоняна изучила работы классических юристов, которые, как предполагалось во времена Юстиниана, обладали полномочиями разъяснять закон ( ius responsedendi ) и чьи работы все еще были доступны. Всего в сборнике представлены выдержки 38 юристов.

Четыре части

Кодекс

Законодательство о религии

Многочисленные положения обеспечивали статус христианства как государственной религии империи, объединяющей церковь и государство и делающей любого, кто не был связан с христианской церковью, негражданином. Упомянутое христианство - это халкидонское христианство, как оно определено государственной церковью, что исключало множество других основных христианских сект, существовавших в то время, таких как Церковь Востока и Восточное Православие .

Законы против ереси

Самый первый закон Кодекса требует, чтобы все лица, находящиеся под юрисдикцией Империи, исповедовали христианскую веру. В первую очередь это было направлено против таких ересей, как несторианство . Этот текст позже стал трамплином для обсуждения международного права, особенно вопроса о том, какие лица находятся под юрисдикцией данного государства или правовой системы.

Законы против язычества

Другие законы, хотя и не нацелены на языческую веру как таковую, запрещают определенные языческие обычаи. Например, предусмотрено, что всем присутствующим при жертвоприношении язычников может быть предъявлено обвинение в убийстве.

Digesta

Digesta или Pandectae , законченный в 533, представляет собой совокупность юридических сочинений, в основном , уходящий на второй и третий веках. Отрывки взяты из различных юридических трактатов и заключений и вставлены в сборник. В своем первоначальном контексте положения закона, содержащиеся в этих фрагментах, были лишь частным мнением ученых-юристов, хотя некоторые юридические сочинения были привилегированы Законом о цитировании Феодосия II в 426 году. Однако Дайджест получил полную силу закона.

Учреждения

Новеллы

Новеллы состояли из новых законов, которые были приняты после 534 года. Позже они были переработаны в Синтагму , издание практического юриста, Афанасием Эмесским в 572–577 годах.

Продолжение на востоке

Термин Византийская империя используется сегодня для обозначения того, что осталось от Римской империи в Восточном Средиземноморье после краха империи на Западе. Эта восточная империя продолжала практиковать римское право , и именно в качестве правителя этой империи Юстиниан формализовал римское право в своем Corpus Juris Civilis . Чтобы учесть языковой сдвиг администрации Империи с латыни на греческий, правовые кодексы, основанные на Corpus Juris Civilis, были приняты на греческом языке. Наиболее известны:

  • Ecloga (740) - принятый императором Лео Исавра ;
  • Prochiron и Эпанагога (с 879.) - принято императором Василием Македонским ; и
  • Basilika ( в конце 9 - го века) - начало Василия Македонского и закончил его сын императора Льва Мудрого .

Восстановление на западе

Corpus Juris Civilis Юстиниана был распространен на Западе и вступил в силу в тех областях, которые были восстановлены в ходе захватнических войн Юстиниана ( Прагматическая санкция 554 г. ), включая Экзархат Равенны . Соответственно, институты стали учебниками в юридической школе в Риме, а затем в Равенне, когда школа переехала туда. Однако после потери большей части этих территорий только Катепанат (южная Италия) сохранил византийские правовые традиции, но там Корпус был вытеснен Эклогой и Базиликой . Только положения Корпуса, регулирующие церковь, по-прежнему имели какое-либо действие, но де-факто автономия католической церкви и Великий раскол сделали даже это несущественным. В Западной Европе Корпус, возможно, послужил толчком к появлению множества кодексов романо-германских законов в последующих германских королевствах, но они в значительной степени основывались на старом Феодосийском кодексе , а не на Корпусе .

Торговые классы итальянских коммун требовали закона с концепцией справедливости и закона, который охватывал бы ситуации, присущие городской жизни, лучше, чем примитивные германские устные традиции. Происхождение Кодекса привлекло внимание ученых, которые видели в Священной Римской империи возрождение почтенных прецедентов классического наследия. Новый класс юристов укомплектовал бюрократию, в которой начинали нуждаться князья Европы. Болонский университет , где Кодекс Юстиниана был первым учили, остается доминирующим центр по изучению закона через средневековье .

Двухтомное издание Дайджеста было опубликовано в Париже в 1549 и 1550 годах, переведено Антонио Агустином, епископом Таррагоны, который был известен своими другими юридическими трудами. Полное название Дайджеста было Digestorum Seu Pandectarum tomus alter , и он был опубликован "Apud Carolam Guillards". Vol. 1 дайджеста насчитывает 2934 страницы, а Vol. 2 имеет 2754 страницы. Ссылка на Кодекс Юстиниана как на Corpus Juris Civilis была принята только в 16 веке, когда он был напечатан в 1583 году Дионисием Готофредом под этим названием. Правовое мышление, лежащее в основе Corpus Juris Civilis, послужило основой крупнейшей правовой реформы современности - Кодекса Наполеона , ознаменовавшего отмену феодализма . Наполеон хотел, чтобы эти принципы были представлены всей Европе, потому что он видел в них эффективную форму правления, которая создает более равноправное общество и, таким образом, создает более дружественные отношения между правящим классом и остальными народами Европы.

Corpus Juris Цивилис была переведена на французский, немецкий, итальянский и испанский в 19 веке. Однако английский перевод всего Corpus Juris Civilis не существовал до 1932 года, когда Сэмюэл Парсонс Скотт опубликовал свою версию Гражданского права . Скотт не основывал свой перевод на лучших доступных латинских версиях, и его работа подверглась резкой критике. Фред. Х. Блюм использовал наиболее известные латинские издания для своих переводов Кодекса и Романов. Новый английский перевод Кодекса, основанный на Блюме, был опубликован в октябре 2016 года. В 2018 году издательство Cambridge University Press также опубликовало новый английский перевод романов, основанный в основном на греческом тексте.


Первоначально свод состоял из 3 частей:

    (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов). (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями ификаторов). .

Юристы византийской эпохи в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций, сокращений и использовавших казуистический стиль, зачастую стремились к упрощениям: проясняли термины, вырабатывали простые и понятные определения [1] . Примером является заключительная (50-ая) книга Дигест в которой введены специальные титулы (16 и 17) дающие толкование слов и основных понятий [1] .

На формирование византийской правовой системы существенное воздействие оказали правовые обычаи, распространенные в восточных провинциях [1] . Обычное право с характерным ему примитивистским форматом искажало логическую стройность и системность римского права [1] . Также Свод законов Юстиниана унаследовал от позднегреческого права такой институт, как эмфитевзис, а также новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц [1] .

В свою очередь в результате влияния восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство. Таким образом данное введение повлекло за собой полную отмену римской системы исков и абсолютное утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса [1] .

Многие интерполяции, имеющиеся в Своде законов Юстиниана, происходят далеко не из юридической практики, а отражают популярные идейные течение Византии такие как платонизм, стоицизм и христианство [1] .

Практическое применение Свода законов Юстиниана вызывало значительное количество сложностей в византийских судах [1] . Многие его нормы устарели, однако главная проблема их применения состояла в недоступности для населения [1] . Для удобства использования и упрощения понимания основных положений Свода законов Юстиниана, византийскими юристами в VI—VII веках составлялись комментарии к нему на греческом языке [1] . Данные комментарии были подготовлены в виде парафразов (пересказов), индексов (указателей) и схолий (учебных примечаний) [1] . Особую популярность получили Парафразы Институций Юстиниана написанные для студентов-юристов на греческом языке Феофаном и Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана [1] .Кроме того, византийскими юристам основываясь на определённых положениях Свода законов Юстиниана были составлены практические сборники [1] . Сборники содержали в себе формы и образцы различных договоров, формуляры исков и иное [1] . В данный период времени в Византии был принят ряд императорских законов, которые обобщали в себе нормы обычного права [1] . Таким образом, характерная черта правовой системы Византии это консолидация всех норм права в писанный закон [1] .

Институции

Дигесты

Дигесты или Пандекты, основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе

екс Юстиниана

Новеллы

Практическое значение екса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения екса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права. В Средние века в Западной Европе начинается активное усвоение римского права. В раннефеодальных монархиях, образовывающихся на развалинах Западной Римской Империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Для галло-римского населения создавались специальные сборники римского права, наибольшую известность из которых получил Бревиарий Алариха (Breviarum Alarcianum), составленный в начале VI в. Эти сборники вплоть до XI в. оказывали заметное влияние на развитие феодального права Франции и других стран Западной Европы.

Наименование свода не просто corpus iuris, а corpus iuris civilis (известно с XIII в.- Weimar P. Corpus iuris civilis // LexMA. Bd. 3. S. 270) было необходимо для обозначения светской природы правовых сборников в отличие от свода канонического права (см. ст. Corpus iuris canonici) ( Kr ü ger. 1912. S. 385).

Издания

Первые печатные издания C. i. c. воспроизводят недостатки поздних рукописей, поэтому они состоят из 5 томов в соответствии с принятым тогда делением, а также воспроизводят текст с глоссами, прежде всего с глоссой Аккурсия. В ряде изданий приводится 6-й т. с индексами (Thesaurus Accursianus) (см.: Кипп. 1908. С. 134). Первое издание всех 5 томов C. i. c. вышло в 1477-1478 гг. в Венеции. Всего до 1800 г. увидело свет 200 полных изданий C. i. c., ок. 500 отдельных изданий Институций и более 50 изданий др. частей C. i. c.

Состав C. i. c. Кодификация Юстиниана

Т. о., C. i. c. включает в себя разнородные тексты самого различного происхождения - официальные и частные юридические сборники, императорские постановления и фрагменты сочинений рим. юристов, элементарный учебник права и монографии по узкоспециальным правовым вопросам.

Включение в состав кодификации антологии суждений юристов по вопросам практики выделяет Юстинианову кодификацию из всех предыдущих и последующих, делает ее уникальным примером офиц. фиксации права в формах, которые противоречат самой идее кодификации: возведение в ранг закона - нормы общего действия, предполагающей применение по аналогии,- текстов, ориентированных на решение конкретного казуса; насыщение закрытого собрания общих норм, сопровождаемого запретом на комментирование (интерпретацию), стимулирующими примерами получения судебного решения (и нового правового знания) дедуктивным путем. Когда основной массив кодификации составляют материалы казуистики, она объективно оказывается нацеленной не на консолидацию достигнутых представлений о праве и наделение признанием императора (законодателя) специально отобранных суждений прошлого, исключающее обращение в практических целях к конкурентным источникам, но превращается в руководство для получения свежих решений, свод авторитетных примеров достижения нестандартных специальных положений, источник действенного научного метода разрешения споров, нацеленный скорее на поиск нового, нежели на консервацию старого. Сама идея классической юриспруденции отрицает консервативные намерения кодификатора, утверждая ценность поиска и методологического обоснования конкретной справедливости (ius est ars boni et aequi - право есть нацеленный поиск добра и справедливости), адекватной запросам практики.

Задачи Юстиниановой кодификации во многом вытекают из открытого характера римской правовой системы классического периода. Император предлагал населению, объединенному под властью Рима, все богатство классической юриспруденции, снабженное офиц. санкцией, что должно было соединить людей и приблизить их к благой жизни в соответствии с достижениями подлинной правовой науки и высоких этических установок. Собрание классической юриспруденции для практических целей было очищено от противоречий, упорядочено и наделено авторитетом имп. власти. Оно вбирало в себя материал, значительно превосходивший по объему тот, что был известен самым глубоким знатокам и самым прославленным юридическим школам того времени.

Конституция Omnem и учебная юридическая литература

Однако самый подробный и полный из сохранившихся комментариев к Кодексу Юстиниана составил Фалелей, профессор из Бейрута, также упомянутый в конституции Omnem. Текст Фалелея в визант. традиции именовался τὸ πλάτος (τοῦ Κώδικος). Он включал в себя в т. ч. перевод и пояснения отдельных слов и терминов Кодекса, которые были написаны между строк оригинального текста (κατὰ πόδας, т. е. представляли собой подстрочник). Скорее всего этот перевод был записан не самим Фалелеем, а его слушателями в процессе обучения (Ibid. P. 64-104; Scheltema . 1970. P. 32-40; о κατὰ πόδας Фалелея (с библиогр. вопроса) см.: Sciortino S. La relazione tra il κατὰ πόδας e le traduzioni di Taleleo dei rescritti in latino del Codex // AUPA. 2013. T. 56. P. 113-157; Idem . Conjectures regarding Thalelaios' Commentary on the Novus Codex // Subseciva Groningana. 2014. Vol. 9. P. 157-185).

Эти переводы и толкования юстиниановских текстов и стали в основном источником для более поздних византийских офиц. законодательных сборников, а также частных собраний, посвященных вопросам как светского, так и церковного права.

Греческие переработки C. i. c. в византийской традиции

Юстиниановские тексты активно использовались в переводах и собраниях визант. авторов VI-VII вв.

Т. о., C. i. c. (в греч. переводах) не был забыт в визант. традиции и длительное время оставался действующим законодательным сводом. Существенное отличие вост. традиции от западной состоит поэтому именно в том, что Юстинианово законодательство рассматривалось в ней в первую очередь как действующее право, а не как объект научного интереса ( Stolte B. H. Balancing Byzantine Law // FM. 2005. Bd. 11. S. 57-75).

Обращение к визант. интерпретациям текстов имп. Юстиниана позволило европ. гуманистам XVI-XVII вв. углубить изыскания в области историко-филологического анализа C. i. c. ( Troje. 1971). Т. о., было обеспечено присутствие вост. традиции C. i. c. в зап. правовой культуре (о возможности влияния визант. пост-Юстиниановой юридической мысли на зап. юридическую науку см.: Sitzia F. La letteratura giuridica orientale dal VI all'XI secolo // Studi economico giuridici / Univ. di Cagliari. 1995/1996. T. 56. P. 447-461; Wal, Lokin. 1985. P. 100-101).

С. i. c. в западноевропейской традиции

Свод оказал значительное влияние на формирование европ. правовой традиции. Обширность собрания и качество включенных в него текстов надолго определили пути развития европ. юридической науки. Разнородность источников С. i. c. сказалась на разном уровне генерализации составляющих его текстов, несмотря на придание им равной юридической силы. С. i. c. давал примеры как включения в кодификацию общих принципов и положений философского характера, так и наделения силой закона норм с весьма узкой гипотезой, казуистических решений. Непоследовательность и бессистемность композиции основного массива С. i. c. сочеталась с примерами четкой логической дедукции конкретных положений из общих начал и ясного разграничения правовых институтов. На этой основе в европ. правовой традиции сложились разные подходы к содержанию и композиции кодифицированных актов, однако в отношении представлений об оптимальном уровне обобщенности норм закона до сих пор нет согласия.

Тексты Юстиниановой кодификации попали в Италию в ходе завоевания Юж. Италии в результате успешных войн имп. Юстиниана в 535 г., но уже к 555 г., когда эти территории, за исключением Равенны и Сицилии, были утрачены империей, греко-рим. законодательство перестало здесь действовать. Вторичное открытие текстов С. i. c. началось ок. 1050 г. с обнаружением рукописи C. i. c. VI в., к-рая сохранилась до наст. времени (littera Florentina).

В условиях итал. Возрождения, обратившегося к античности как к эталону культуры, С. i. c. воспринимался как источник сведений о праве, как собрание норм, освященных авторитетом классической культуры. Понимание значения С. i. c. для всей европ. правовой культуры как эталона кодификации - обобщения, систематизации и офиц. публикации достижений юридической науки, рассчитанной на долгосрочное восприятие, применение и широчайшую политическую консолидацию цивилизованного мира,- проявляется также значительно позднее, по мере нарастания запросов европ. политико-правовой культуры. Оценка С. i. c. как действующей и как модельной кодификации до наст. времени не нашла убедительного подтверждения.

С. i. c. открывается с исторической стороны - как законодательный акт VI в., к-рый заложил основы дальнейшего отношения к праву и закону,- лишь в эпоху гуманизма, в XVI-XVII вв. Исторический подход поставил задачу выявления и реконструкции первоначальных классических текстов и обоснования их искажений в эпоху позднего Рима. Историческая критика С. i. c. составляет основное содержание исследовательской работы с памятником в наст. время.

Текстологическая работа с С. i. c.

Глоссаторы ставили перед собой задачи понимания текстов С. i. c. и усвоения всего богатства содержащейся в нем информации о праве. Вместе с тем они рассматривали тексты С. i. c. как действующее право, исходя из преемственности между Римской империей и Свящ. Римской империей (Sacrum Romanum Imperium).

Уже в школе Ирнерия (Ɨ после 1125) выделилось два направления изучения текстов С. i. c.: экзегетическое, ориентированное на практическое применение норм С. i. c. (Булгар), и догматическое, нацеленное на индукцию общих принципов и понятий (Мартин). Первое направление получило развитие в школе комментаторов (постглоссаторов), утвердившейся в Италии (mos Italicus, италийская школа). Второе распространилось во франц. ун-тах, прежде всего в Орлеане, Монпелье, Бурже, и повлекло развитие схоластического (диалектического) метода в юридической науке (mos Gallicus, галльская школа).

Практический подход

Это направление получило особое развитие в Германии в XVI-XVII вв., из него в XIX в. развилась нем. Пандектистика, лежащая в основе совр. науки гражданского права.

Систематический подход

C. i. c. становится источником вдохновения и стимулирующим примером утверждения авторитета королевской власти в форме кодификации права. Воспроизводя опыт имп. Юстиниана, просвещенные монархи Европы XVIII в. ставят достижения юриспруденции на службу оформления своей власти, закладывая основы национальных гос-в Нового времени. Имперская идея продолжает жить в великих кодификациях современности как претензия на всеобщий, всемирный масштаб: все они задумывались как значимые обобщения не только национального, но и мирового опыта, были рассчитаны на длительный период действия и мыслились как обобщения, значимые для всех народов, что и открыло им путь к самой широкой, далеко выходящей за национальные рамки рецепции, сделавшей их явлениями мирового значения.

В действительности уже эти авторы обогащали институционную систему, предпосылая изложению права лиц общие положения. Выделение общей части - единое требование времени. Логика юридического знания в эпоху Просвещения требовала научной организации материала, подчинения всей системы права началам разума (imperio rationis), последовательного выведения всех норм права из единого принципа свободы воли. Право представало объективным и умопостигаемым порядком, организующим все человеческое общество. Эта работа была выполнена С. фон Пуфендорфом (1632-1694): исходя из автономии личности, он выстраивает все разделы права в единую систему, начиная с частного имущественного права, за к-рым следует семейное и наследственное, затем публичное и, наконец, международное. В этой системе все общественные институты, получившие правовое значение, выступают как явления, подчиненные единому началу - свободе индивида. Семья, гос-во, международное сообщество представлены как более широкие сферы реализации этой свободы. Вся система общественных форм предстает продуктом естественного разума.

Под влиянием рационализма XVIII в. система Институций преобразуется: право лиц включает в себя семейное право, за институтами вещного права следует раздел о способах приобретения прав на вещи (новый смысл понятия actiones - иски), к к-рым причисляются и наследственное право, и обязательства. Этому порядку изложения материала следуют Кодекс Наполеона (1804) и Австрийский гражданский кодекс (1811).

Ист.: Corpus iuris civilis / Ed. A. Kriegel, M. Kriegel, E. Herrmann, E. Osenbrüggen. Lipsiae, 1843; Corpus iuris civilis / Ed. Th. Mommsen, P. Krüger, R. Schöll, G. Kroll. Berolini, 1872-1895. 3 Bde; Collectio tripartita: Justinian on Religious and Ecclesiastical Affairs / Ed. N. van der Wal, B. Stolte. Groningen, 1994.

Создание свода законов стало возможным благодаря чрезвычайно благоприятным условиям: в Восточной Римской империи процветала промышленность и торговля, наука римского частного права вновь достигла высокого уровня, а честолюбивый император Юстиниан стремился возродить Римскую империю в полном блеске и раз и навсегда установить прочный правопорядок.

Юстиниан стремился сохранить для будущего все богатство классического права, но в то же время модернизировать его и приспособить для использования в Восточной Римской империи. Юстиниан поручил эту задачу Трибониану, доверив ему как председателю комиссии компиляторов самому определить ее состав. Ее членами стали профессоры и адвокаты при суде. Комиссия работала чрезвычайно быстро, закончила свою работу за три года.

Комиссия была создана в 530 г. из семнадцати членов под руководством Трибониана, при активном участии константинопольского преподавателя Теофила и беритского Дорофея.

Задачей комиссии было отобрать из классического наследия то, что еще сохранило силу и могло быть использовано в качестве основы. Комиссия проделала огромную работу, исследовала две тысячи книг, три миллиона строк. В результате был создан монументальный труд в пятидесяти книгах — Дигесты.

Первая книга посвящена общим вопросам права; вторая — сорок шестая книги — частному праву; сорок седьмая — сорок восьмая — уголовному праву; сорок девятая — апелляциям[11]; пятидесятая — адмиии- стративному праву, юридическим дефинициям и правилам. За исключением тридцатой — тридцать второй книг каждая книга подразделялась на титулы, титулы — на фрагменты; в средние века крупные фрагменты были разбиты на параграфы. Всего в Дигестах были собраны работы 39 юристов.

Таким образом, в Дигестах искусно была представлена в разрезе наиболее значительная эпоха римской науки права.

Юстиниан узаконил этот труд, ввел его в действие с 30 декабря 533 г. и строго запретил любые комментарии к нему, имеющие полемический или критический характер.

Дигесты представляли компромисс между теоретиками и практиками.

Также одновременно были составлены Институции Гая в четырех книгах.

Этим сборникам была придана сила закона.

Свод законов Юстиниана содержал все то, что компиляторы сочли наиболее важным из произведений классических юристов, а также ценные приобретения постклассического права и юстиниановой реформы. В принципе, компиляторы стремились продолжить римские традиции, но преследовали практические цели. Юстинианов свод законов должен был надежно служить тогдашнему и будущему обществу. Поэтому они без колебаний отбрасывали все изжившее себя, упрощали чрезмерно сложные установления и вводили необходимые новшества. Так они создали сравнительно простое, неформальное и технически зрелое право, которое легло в основу ряда юридических систем европейского континента.

Необходимо отметить, что вся кодификация до XII в. называлась по отдельным своим частям, затем именовалась Сводом Юстиниана.

В Своде гражданского права Юстиниана сочетались римские правовые традиции и нововведения, диктовавшиеся практическими потребностями. Были исключены устаревшие и упрощены слишком сложные нормы. Свод гражданского права Юстиниана отличался сравнительной простотой, отсутствием излишнего формализма, высокой юридической техникой. Его нормы стали базой для последующих нормативно-правовых сборников.

Первая половина VI в. н. э. Важным являются: Дигесты

То, что собрано воедино. Включали 50 книг, каждая представляет высказывания, фрагменты работ юристов, всего 9800 фрагментов.

В Дигестах заключено все частное и публичное право, т. е. все римское право.

  • были обязательны;
  • более просты;
  • более жизнеспособны;
  • это пособие по основам римского права, содержащее изложение его базовых положений и призванное служить введением в изучение действующего права.

В их основе лежат Институции Гая, II—VI вв. Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов.

Эти Институции получили официальный характер, приобрели силу закона.

  • лица;
  • вещи;
  • обязательства;
  • иски.

Институции Гая отличались четкой систематизацией и ясностью изложения, поэтому они и пользовались чрезвычайной популярностью и многократно переписывались. В то же время они не отличались глубиной изложения выдающихся современников Гая. Однако для истории правоведения они бесценны, так как являются единственным произведением классического права, сохранившимся почти полностью — в виде рукописи V в. Хотя оригинальный текст подвергнут переработке, это не влияет на общую историческую ценность произведения — практически единственного источника сведений о древнеримском и классическом судопроизводстве.

Читайте также: