Как обеспечить чтобы в вузе читали курс лучшие профессора лучшие преподаватели лучшие ученые ка

Обновлено: 30.06.2024

Доцент и профессор – это абсолютно разные понятия. Они одновременно являются и должностями, и званиями. Однако получить должность гораздо легче, чем звание.

Доцент может стать профессором, но без докторской степени получить звание профессора невозможно. Во всех тонкостях следует разобраться подробно для понимания.

Если вам интересно, чем отличаются доцент и профессор, то читайте статью до конца. Мы расскажем, кто может получить должность и звание доцента, а затем и профессора.

Что такое ученая степень, ученое звание

Кто такой доцент

Документы для соискателя ученого звания доцента

Кто такой профессор

Документы для соискателя ученого звания профессор

Доцент и профессор - в чем разница

Преимущества звания профессора

Через сколько можно стать доцентом и профессором

Как узнать доцента, профессора

Как защитить диссертацию

Что такое ученая степень, ученое звание

Доцент и профессор – это одновременно ученые звания (не путать со степенью) и должности. Понятно, что должность в университете или в академии равносильна должности в любой другой сфере. А вот что такое ученое звание и степень знает далеко не каждый человек.

Ученая степень – это квалификация, которая дается научному сотруднику, который прошел обучение и защитил исследовательскую работу. Ученых степеней всего две:

  • Кандидат наук – это человек, который окончил аспирантуру, а также защитил кандидатскую работу. Если аспирант только закончил аспирантуру, сдал проект кандидатской и госэкзамены, то ему ученую степень не дадут. Даже если он соберется защищать кандидатскую диссертацию только через 3 года, то раньше защиты степень кандидата наук он не получит.

С ученой степенью кандидата можно работать преподавателем в университете или получать надбавку к зарплате, работая штатным сотрудником.

  • Доктор наук – это последняя ученая степень, которую получает ученый или преподаватель в вузе. Обычно далеко не каждый кандидат приходит к докторантуре. Получить степень доктора достаточно сложно, ведь необходимо подготовить и защитить докторскую работу. Это очень большая исследовательская работа. При этом у докторанта нет помощника в виде научного руководителя, и он должен самостоятельно проводить все свое исследование.

После получения последней ученой степени научный работник может рассчитывать на ученое звание. Их тоже всего две.

Если ученый получает ученые звания, то он входит в список привилегированных сотрудников, чье мнение будет самым весомым. К тому же доцент или профессор имеют право занимать руководящие должности в университете.

За что дают ученые звания? За успехи в научной деятельности и за педагогический стаж. Далее рассмотрим звания доцента и профессора более подробно.

Кто такой доцент

Чтобы понять, чем доцент и профессор отличаются друг от друга, необходимо определить каждое понятие.

Итак, доцент – это одновременно ученое звание и должность.

Должность доцента в университете может получить кандидат наук или преподаватель без ученой степени. Ему лишь необходимо соответствовать требованиям, которые помогут выиграть конкурс на должность доцента. Главное условие – это преподавательский стаж не менее трех лет.

Обычно конкурс на доцента проводится 1 раз в 5 лет. Но при этом преподаватель может получить должность доцента без конкурса в качестве совместителя. Поэтому если у преподавателя есть желание увеличить нагрузку, он может выдвинуть свою кандидатуру.

Доцент, как и преподаватель, ведет лекции, готовит аспирантов и соискателей на кафедре, а также проводит научные исследования и пишет учебники, учебные пособия.

Занять должность доцента может человек, который работал по специальности, получил большой стаж и пришел преподавать в университет. Очень часто такая ситуация происходит у учителей, которые большую часть жизни отдают школе, а потом переводятся преподавателями в вуз.

Получить звание доцента не просто. Для этого нужно:

  1. Получить ученую степень кандидата наук
  2. Заработать стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет (не менее трех в высшем учебном заведении на ставке не 1/4)
  3. Получить педагогический стаж в данном вузе не менее 2 лет
  4. Издать под своим именем монографию/учебник, или 2 учебно-методические работы + 3 научных труда по специальности
  5. Не менее 20 статей, опубликованных в рецензируемых изданиях

Если соискатель соответствует всем требованиям, то он подает заявление в Ученый совет вместе с подтверждением наличия всех требований. В этом соискателю помогает Совет кафедры или научного подразделения НИИ.

После этого кандидатура рассматривается в течение 6 месяцев сначала в Ученом совете, а дальше в Министерстве высшего образования и науки.

Только после этого соискатель может получить ученое звание доцента. Доцент и профессор – это ученые звания, которые не так просто получить. Необходимо выполнить требования и даже после этого можно получить отказ, например, от Министерства высшего образования и науки.

Документы для соискателя ученого звания доцента

Чтобы получить звание доцента понадобится меньше документов, чем на профессора. Однако их все равно необходимо собирать на кафедре. Поэтому помощь совета кафедры или факультета не помешает. Давайте перечислим необходимые документы.

  • Документ (справка) из отдела кадров
  • Служебное письмо с прошением рассмотреть кандидатуру соискателя на звание доцента
  • Ксерокопия выписки протокола заседания ученого совета факультета
  • Список научных трудов/ учебных изданий по шаблону формы 16
  • Копия трудовой книжки с заполненными страницами
  • Информация о подготовке аспирантов и студентов (список имен и информация о проделанной работе)
  • Копия диплома о высшем образовании, заверенная у нотариуса

Поэтому получить звание доцента или профессора гораздо труднее, чем кажется.

Кто такой профессор

кто такой профессор

Ученое звание профессора следует сразу после звания доцента. Однако получить его может только тот, кто заслужил докторскую степень.

Получить должность профессора может даже кандидат наук. Однако в большинстве случаев на повышение выдвигаются кандидатуры преподавателей, которые готовятся продолжить защиту в докторантуре.

Чтобы получить должность профессора, нужно также отвечать всем требованиям, как в случае с доцентом, но при этом стаж преподавательской деятельности должен быть не менее 5 лет.

Чтобы получить звание профессора, необходимо проверить, соответствует ли соискатель выдвинутым условиям:

  • Ученая степень доктора наук
  • Стаж преподавательской деятельности не менее 10 лет, включая не менее 5 лет преподавания по научной специальности
  • Стаж работы на должности профессора в этом университете не менее 2 лет, на как минимум на ¼ ставки
  • Ученое звание доцента, которое был получено не позднее трех лет
  • Как минимум 50 статей, опубликованных в рецензируемых изданиях
  • За последние 5 лет издание минимум 3 учебно-методических работ и 5 научных работ по специальности
  • За последние 10 лет наличие учебника по специальности с единственным автором, или 3 учебников по специальности в соавторстве
  • Опыт работы научным руководителем, подготовка аспирантов и успешная защита как минимум 3 лиц
  • Официальное трудоустройство в данном университете

Итак, если все требования будут выполнены, то, вероятно, соискатель сможет получить ученое звание профессора. Однако точно так же, как и в случае со званием доцента, можно получить отказ на любом уровне проверки данных.

В этом случае доцент и профессор одинаковы. Если кандидатура научного сотрудника не устраивает Ученый совет или соискатель не выполнил каких-либо требований, то он не сможет получить разрешение. Таким образом, нужно готовиться к получению ученого звания.

Документы для соискателя ученого звания профессор

ученое звание профессора

Давайте посмотрим, какие документы нужны для соискател я ученого звания профессор.

Таким образом, соискатель сможет получить новое ученое звание, а вместе с ним все преимущества и льготы до конца жизни.

Доцент и профессор - в чем разница

Итак, мы выяснили, кто такой доцент и профессор. Как вы видите у них много общего. Давайте перечислим все совпадения этих понятий.

  • Они оба могут представлять из себя должность и научное звание
  • Общая деятельность: ведение лекций, методическая работа, помощью аспирантам и студентам в качестве научрука
  • Чтобы получить должность доцента или профессора, необязательно получать докторскую степень
  • Чтобы получить ученое звание, необходимо подать заявку вместе с документами в ученый совет (ВАК), а затем ожидать ответа от Министерства высшего образования и науки
  • Не каждый преподаватель сможет выполнить требования, чтобы получить звание доцента и профессора

Теперь перечислим все отличия между доцентом и профессором

  • Чтобы получить должность доцента, не нужно получать ученую степень вообще. Важно лишь отработать 3 года на должности преподавателя, стать научным руководителем и опубликовать некоторое количество научных трудов
  • Чтобы получить должность профессора, также необязательно получать ученую степень, но обычно должность получают только кандидаты науки или докторанты
  • Будущий доцент по званию выполняет гораздо меньше требований от ученого совета, чем будущий профессор
  • С 2014 года требования к получению звания профессор более усложнены для того, чтобы сузить количество соискателей
  • Если человек не получил звания или должности доцента, он не сможет получить звания или должности профессора

Таким образом, доцент и профессор – это не одно и то же несмотря на схожие момент. Звание и должность доцента более низкие, по сравнению с профессорским званием и должностью.

Преимущества звания профессора

Звание профессора дает не мало преимуществ. Давайте рассмотрим их в представленном ниже списке.

  • Звание профессора дает привилегированный статус преподавателю. Они становится на порядок выше в конкретной научной отрасли. Его мнение ценят ученые и сотрудники вуза или научной организации
  • Это звание доказывает обладание глубокими профессиональными знаниями
  • Появляется престижность статуса исследователя в круге ученых
  • Повышение оклада
  • Льготы для профессоров
  • Возможность участия в конференциях, руководство исследовательских проектов
  • Уважение студентов

Конечно, многие преподаватели и ученые, которые все-таки стремятся получить ученое звание профессора, делают это не ради благ. Они просто наслаждаются своей исследовательской деятельностью. Пишут новые учебники, проводят новые исследования, собирают полученные факты в монографии и т.д. Поэтому очень важно уважительно относится к каждому преподавателю, который получил ученое звание доцента и профессора.

Через сколько можно стать доцентом и профессором

Через сколько можно стать доцентом

Чтобы стать доцентом и профессором, нужно пройти долгий и сложный путь. Обычно студенты бакалавриата еще не знают о том, что в будущем они станут профессорами.

Большинство бакалавриатов, получивших первую академическую степень остаются по совершенно другим причинам. Но уже в магистратуре многие чувствуют сильную тягу к исследованиям и к науке. Поэтому они остаются в аспирантуре, чтобы еще немного времени заниматься изучением научных проблем и их решением.

К концу аспирантуры студент уже 9 лет находится под крышей вуза и все сильнее прикипает к стенам родной альма-матер. Аспиранты делают первые шаги в преподавательской деятельности. Если первые попытки преподавать возымеют успех, то студент с удовольствием остается на 0.25 ставки. При этом он продолжает активную работу над кандидатской.

Не всегда аспиранты защищают кандидатскую после окончания аспирантуры. Но в течение 2 лет они все-таки получают первую ученую степень и становятся кандидатами наук. На это уже около 10 лет.

В дальнейшем каждый сам выбирает, когда ему поступать в докторантуру и тратить еще 3 года на обучение, чтобы получить допуск к защите докторской диссертации. Однако не забываем, что еще нужно опубликовать не мало трудов, несколько лет отработать на позиции преподавателя, и только потом можно думать о повышении.

Поэтому на то, чтобы получить звание доцента и профессора, могут уйти долгие годы. Однако это не является самоцелью. Скорее, эти звания становятся приятным бонусом и награждением за кропотливый труд.

Как защитить диссертацию

Защита диссертации проходит на разных этапах. Сначала в магистратуре, чтобы получить магистерскую степень, затем после аспирантуры и после докторантуры.

Каждая работа тщательно проверяется научным руководителем, рецензентами и советом. Одним из наиболее важных критериев является проверка на уникальность.

После того, как страну всколыхнули скандалы о найденном плагиате в работах известных профессоров, каждый документ соискателей проверяется очень тщательно.

Для этой проверки используется специальная разработка, которая называется Антиплагиат ВУЗ. Это специальный пакет, который был разработан специально для проверки научных диссертаций.

Вы можете заранее проверить работу в Антиплагиат ВУЗ на нашем сервисе. К сожалению, в открытом доступе не найти входа в систему Антиплагиат ВУЗ.

Таким образом, вы точно сможете пройти проверку на плагиат и получить допуск к защите диссертации.

Итак, в этой статье мы рассмотрели, в чем различие понятий доцент и профессор. Теперь вы знаете, что это одновременно должности в вузе и научные звания. Профессор выше доцента, поэтому сначала научному сотруднику или преподавателю нужно получить степень и должность доцента. Чтобы получить должность доцента и профессора, необязательно иметь ученую степень, но чтобы получить звание доцента и профессора, нужно защитить диссертацию и получить степень кандидата и доктора, соответственно.

Многим молодым учёным, преподающим в вузах, на эксперименты просто не хватает времени.

Владимир Губа

Решают не только деньги

Юрий Семченков: Владимир Петрович, что сегодня вызывает тревогу в судьбе вузовской науки?

- Что вы имеете в виду?

- Прежде всего, это создание условий для научной деятельности. В последние годы преподавательская нагрузка увеличилась во много раз. И особенно сильно для тех людей, которые всерьёз вовлечены в научные разработки. Я имею в виду профессоров и доцентов. Если шесть лет назад моя, например, нагрузка была 400-450 часов в год, то сейчас она составляет 800 часов. Я активно общаюсь с профессорами из Польши и Германии. Так вот, у поляков нагрузка профессора - 240 часов, а у немцев - 180 часов в год. У американской профессуры, как правило, средняя годовая учебная нагрузка составляет около 250 часов. У нас преподаватели выхолощены высокой нагрузкой. Когда им заниматься исследованиями? Если у молодых учёных после защиты кандидатской диссертации и бывают мысли поработать на благо науки, то с началом преподавательской деятельности они чаще всего выпадают из темы разработок, которыми занимались. Но результаты научной работы с них требуют.

Владимир Губа родился в 1956 году в Смоленске. Окончил Смоленский государственный институт физической культуры, Всероссийский заочный финансовый институт. Доктор педагогических наук. Семь раз удостоен звания лауреата конкурсов Российской академии образования на лучшую книгу в области педагогических исследований. Подготовил более 60 кандидатов и докторов педагогических наук. Автор более 500 научных работ и 35 учебников, учебных пособий и монографий по проблемам педагогики, психологи, биомеханики, а также по теории и методике физической культуры и спорта, вышедших в 11 странах.

- Какие, например?

- Публикации в научных журналах, включённые в одну из международных систем цитирования - Web of Science, Scopus, Web of Knowledge и др. Пробиться в эти издания сложно не только потому, что крайне ограничена печатная площадь, но и потому, что появление научной статьи обойдётся автору в сумму от $500. А ведь я помню времена, когда начинающим научным работникам журналы платили гонорары. Сейчас это нонсенс. Мне известно, что некоторые вузы оплачивают публикации своим преподавателям. Это может быть хоть каким-то подспорьем. Если развивать тему, то учебные заведения могли бы шире проводить свои собственные внутренние конкурсы на лучшие научные статьи, монографии, разработки. Наградами были бы публикации выигравших работ. В последнее время в вузах получили некоторое распространение системы внутренних исследовательских грантов, однако количество поддерживаемых проектов и объёмы их финансирования в целом пока остаются незначительными. Кроме того, вызывают определённые вопросы и результаты их распределения на конкурсной основе. Введённые в вузах рейтинги преподавателей довольно скользкие.

Да и перечень критериев, за которые выставляются баллы, не унифицирован. Как могут быть применены одинаковые оценочные категории к преподавателям кафедры изобразительного искусства, журналистики или физической культуры?

Звёзды уходят

- Ощущается ли кадровый голод?

- За всем этим финансовая подоплёка?

- Какие это условия?

- Скажем, стажировки. Раньше на них выделялись деньги, и стажировки были действительно стажировками. Преподаватель, как правило, проходил стажировку в другом городе, в другом вузе, овладевал новыми знаниями, приобретал новый опыт. Сейчас стажировки формальные. Они проводятся в своём вузе, искусственно придумываются и оформляются только для того, чтобы преподаватель, проходящий конкурс на замещение вакансии, соответствовал условиям. Ещё один момент, который, на мой взгляд, на корню рубит возможность и желание заниматься наукой, - это нынешняя система трудовых контрактов с преподавателями. Обычно они заключаются на год. Что такое договор на год? Профессор не уверен, брать ли к себе аспиранта, ведь через год конт-ракт закончится, и подопечный будет брошен. Начинать ли работу по гранту? Затевать ли научную конференцию?


Наука в цене

- Есть ли опасность, что приток молодых научных кадров в вузы совсем сократится?

- Надеюсь, что этого не произойдёт. Но посмотрите, как возросла стоимость обучения в аспирантуре! В московских вузах она составляет 360-370 тыс. руб. в год. В Смоленске стоимость ниже: 50 тыс. руб. стоит заочная аспирантура, 120 тыс. очная. Но для нашего региона это большие деньги. Вы скажете, есть бесплатная аспирантура. Да, есть. Но, например, в московском вузе нашего профиля только два места. Одно - на очное обучение, одно - на заочное.

- Несмотря на не совсем благоприятные, по вашему мнению, условия, вам продолжать исследования. Благодаря чему?

- Секрет в том, чтобы заниматься любимым делом. Наука - как старый чемодан: и нести тяжело, и бросить жалко. А если серьёзно, то все мои пожелания по поводу организации научной работы в вузах направлены только на то, чтобы совместными усилиями изменить ситуацию, чтобы не потерять талантливую молодёжь.

The Village продолжает выяснять, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске — преподаватель вуза. Ежегодно составители рейтинга QS World University Rankings выбирают лучшие учебные заведения мира. Оценка происходит по шести показателям: академическая репутация, репутация среди преподавателей, соотношение преподавательского состава к числу учащихся, индекс цитируемости, доля иностранных студентов и преподавателей. В этом году в глобальный рейтинг в общей сложности попали сразу 68 российских учебных заведений, среди которых МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, Высшая школа экономики и РУДН. Мы узнали у преподавательницы московского вуза, который тоже представлен в этом рейтинге, сколько она зарабатывает и на что тратит деньги.


Профессия

Старший преподаватель

Доход

60 000 рублей

Траты

4 000 рублей

15 000 рублей

2 000 рублей

15 000

одежда и уход за собой

1 000

23 000

накопления на квартиру

Как стать преподавателем вуза

Я начала работать, когда еще сама училась в институте. В колледже при нашем вузе не хватало преподавателей, и мне, студентке пятого курса, предложили в течение года проводить там семинары. Мне понравилось, и я решила пойти работать уже в институт, который к тому времени окончила. Чтобы стать преподавателем, нужно сначала несколько лет провести в статусе ассистента профессора или доцента, который считается твоим наставником. Он может вести лекции сам, а тебе доверить только семинары. После трех лет работы ассистентом ты становишься старшим преподавателем, еще после трех лет педагогического стажа и получения степени кандидата наук — доцентом. Мне сейчас 25 лет, я старший преподаватель, веду занятия по программированию у студентов и абитуриентов и параллельно пишу кандидатскую диссертацию.

Сейчас ввели систему бакалавриата и магистратуры, и получается, что за шесть лет люди уже устают учиться и не хотят тратить еще три года в аспирантуре, чтобы пойти преподавать. Потому молодых преподавателей не так много. Их число часто зависит от отрасли. Например, в менее прикладных областях — химии, биологии, высшей математике — людям сложнее найти работу после вуза, и они остаются преподавать. Также много молодежи на кафедрах иностранных языков. В IT-дисциплинах нам очень нужна свежая кровь — те, кто хорошо разбирается в новых технологиях. Я часто советуюсь со своими бывшими одногруппниками, которые работают по специальности, узнаю, что они сейчас используют, хожу на различные курсы, ищу актуальные темы. Ведь если преподавать что-то устаревшее, студентам очень быстро становится скучно. Им надо обязательно показывать, где эти знания можно будет применять. Также мы стараемся приглашать вести занятия действующих сотрудников крупных компаний. Обычно они работают в течение недели, а к нам приходят только по субботам.

Конечно, молодым преподавателям не всегда просто. Когда я только начинала вести занятия, мои студенты не делали домашнее задание, но я это списываю на то, что в колледже нет особой дисциплины и мотивации у учащихся. Я стараюсь сразу дать понять студентам, что у меня нет халявы: рассказываю, что буду вести у них пары целый год, для допуска к экзамену нужно написать три контрольные, потом еще на третьем курсе мы встретимся снова — и придется сдать мне курсовую работу. Также я обычно беру группы помладше, чтобы разница в возрасте у нас была побольше, а то нынешние третьекурсники поступали в тот же год, когда я выпускалась из института.

Особенности работы

Каждый год с преподавателем заключается договор, в котором прописано, сколько учебных часов он должен отработать. Обычно пары бывают три дня в неделю, а в остальное время мы должны обновлять учебные планы и программы, готовить материалы к лекциям и семинарам, составлять задачи для студентов. Самая первая пара начинается в 8:30, но я нормально отношусь к таким ранним занятиям, так как люблю с утра поработать и освободиться уже в 13:20. В день мы проводим три, максимум четыре пары. Больше даже не ставят, просто потому что преподаватель устает и становится невнимательным.

Никаких требований к внешнему виду в нашем университете не предъявляют, единственная просьба — не носить на работу рваные джинсы. Зато есть специальный отдел, который следит за тем, что про наш вуз пишут в интернете. Как-то студенты выложили на одном сайте статью про очень придирчивого и строгого преподавателя, который к тому же ведет сложный предмет. Они высмеивали его внешность и голос, строили догадки насчет его сексуальной ориентации, пририсовали к фото всякие непристойности. У этих студентов на сайте были заполненные профили с личной информацией, потому их очень быстро вычислили и выгнали, потому что этот преподаватель заодно был проректором, то есть отвечал за все зачисления и отчисления. Как ни странно, но эту статью с сайта до сих пор не удалили.

В моих социальных сетях нет никакой лишней информации. У меня в группе как-то был студент — бывший моей подруги, благодаря ему мои соцсети моментально разлетелись по всему вузу. Я понимаю, что для студентов, особенно айтишных специальностей, не составляет труда накопать про тебя в интернете очень много информации. К тому же теперь можно просто взять фото преподавателя с официального сайта университета, а потом найти этого человека с помощью специальных сервисов и программ. Но даже если студентам стали известны твои соцсети, никто не станет тебе досаждать, максимум пару раз спросят что-нибудь по делу. Преподавателей в интернете не достают — просто боятся отчисления, а вот мемы с нашими лицами и коронными фразами сразу же попадают в группы и паблики.

Я веду занятия у школьников на подготовительных курсах, студентов дневного и вечернего отделений, и самые сложные из всех, конечно, школьники. Дисциплина у них хромает, нужно постоянно следить, чтобы они не играли в телефоне во время занятий. К тому же среди них много тех, кто уверен, что сразу же после окончания школы на них обрушатся успех и богатство. На дневном отделении у нас, как правило, простые студенты из семей со средним достатком, много иногородних.

Самые ответственные и въедливые студенты на вечернем отделении, потому что у них есть отличная мотивация — финансовая. Подготовительные курсы для школьников стоят дорого, но все оплачивается из родительского кармана. На дневном студенты только начинают сами зарабатывать, а вот вечерники пошли учиться по собственному желанию, работают и оплачивают учебу. Они всегда задают много вопросов, будут писать в мессенджеры и соцсети преподавателям, если что-то не поняли. У нас есть такое правило: если группе не нравится преподаватель, студенты сообщают об этом в деканат, и тогда вести у них занятия будет кто-то другой. Преподаватель в этом случае понесет наказание: он может просто написать объяснительную, а может дойти до того, что с ним не продлят контракт на следующий год. На дневном отделении такие жалобы бывают очень редко и связаны они не с некомпетентностью преподавателя, а с тем, что он строгий и ставит много плохих оценок. А вот вечерники часто жалуются, например, если им читают устаревший материал.

Сейчас у нас есть онлайн-образование: преподаватель выкладывает записи своих лекций, студентам дается какое-то время на просмотр этих лекций, решение задач по ним, прохождение тестов. На экзамене студент сидит за компьютером и с помощью видеосвязи отвечают на вопросы преподавателя, защита диплома тоже проходит онлайн. Конечно, списать может быть очень просто, мы же не видим, что происходит у студента на экране, даже если он в этот момент ищет в интернете ответы. Единственный способ понять, выучил студент или нет, это задать вопрос, немного отличающийся от стандартного, где уже надо применить знания.

Конечно, студенты продолжают списывать, но делают это совсем не так, как раньше. Все знают: пока ты готовишь шпаргалку, хоть что-то откладывается в голове. Сейчас никаких шпаргалок нет, на экзамен приходят с наушниками. У кого длинные волосы, просто прикрывают их, но есть и беспроводные микронаушники, которые закладываются в ухо так, что их совсем не видно. Микрофон в таком устройстве выглядит как цепочка с кулоном, а на другом конце провода кто-то диктует правильные ответы.

Раньше мы перед экзаменом выдавали списки билетов с вопросами, которые в них будут. Сейчас, чтобы меньше списывали, сделали просто список вопросов, и как они будут объединены в билеты, студенты не знают. Но и тут придумали выход: помощник просто зачитывает весь список вопросов и, когда называет нужный, студент подает какой-то сигнал — щелкает ручкой или покашливает. Так что, если кто-то на экзамене издает много странных звуков, есть повод заподозрить, что он списывает. Мы боремся со списыванием теми же методами, которые используют на ЕГЭ — ставим средства глушения связи. Это такая небольшая коробочка, которая на радиус кабинета блокирует работу всех сотовых телефонов, но при этом довольно противно жужжит. Есть теория, что эти глушилки плохо влияют на здоровье, поэтому мы не можем их использовать, если в группе есть беременные студентки, у кого-то кардиостимулятор или слуховой аппарат.

До выпуска доходит процентов 50 из тех, кто поступил. Часть вылетает из-за неуспеваемости, а кто-то просто понимает, что сфера IT не для них, и уходит сам. Есть те, кто доучивается, но только ради корочки. На экзамены они приходят практически ничего не зная и просят поставить тройку. Мне вообще пока сложно влепить неуд, даже если он вполне заслужен. На экзамене я могу сидеть с утра до вечера, но всех двоечников вытяну на тройки — даю им простые задачи, разжевываю материал. Иногда мне кажется, что я трачу свое время на тех, кому это вообще не нужно, так что в эту сессию постараюсь обязательно научиться ставить справедливые двойки. После неуда студент идет на пересдачу. В случае, когда и на пересдаче оценка не становится лучше, собирается комиссия из трех преподавателей, и если студент опять заваливает экзамен, то за этим следует немедленное отчисление. Когда готовят приказы об отчислении, в деканатах просто очереди стоят, чтобы рассказать свою историю и разжалобить декана. Как правило, у студентов это получается, и декан или даже проректор разрешает еще раз попытаться все пересдать, особенно если проситель пришел впервые.

После третьего курса в учебном плане обязательно стоит производственная практика, и я всем студентам советую, чтобы они не где-то у родителей в фирме ставили печати в свой отчет, а по-настоящему шли работать — пусть стажером, пусть за очень мало денег. На четвертом курсе уже вполне можно совмещать учебу и подработку. Институт дает большой кругозор, но нет каких-то конкретных глубоких знаний и навыков в одной области, которые можно получить только на практике.

Доходы

У старшего преподавателя есть фиксированная ежемесячная зарплата — 40 тысяч рублей, она прописана в договоре вместе с количеством часов, которые нужно отработать. Вообще, чем выше должность, тем выше зарплата и меньше нужно работать. Так, у ассистента норма — это 850 часов, у старшего преподавателя — 800 часов, у доцента — 700. К тому же мы между собой условно делим преподавательскую нагрузку на легкую и тяжелую. Тяжелая нагрузка — это лекции и семинары, а легким считается, например, принимать практику у студентов. Тебе приносят отчет, который можно прочитать минут за 15, а проверка отчета одного студента по рабочему времени считается примерно как восемь пар, отработанных в аудитории. К легкой нагрузке мы относим также проверку курсовых работ или участие в комиссии во время защиты дипломов. Как правило, такие нагрузки берут профессора. Еще преподавателям доплачивают, если они ведут занятия у магистров или вечерников. Есть разнарядка, что 80 % процентов пар в магистратуре должны проводить именно профессора, так что эта нагрузка тоже достается им.

Также при присвоении рейтинга обращают внимание на то, насколько часто преподаватель засветился в средствах массовой информации. Считается, что лучший пиар вузу обеспечат его сотрудники, которые будут выступать экспертами и давать комментарии. Так, университет постоянно мелькает в прессе, и это действует на наших потенциальных абитуриентов как двадцать пятый кадр. Потому многие преподаватели высказываются не всегда даже по темам предметов, которые они ведут. Можно, например, рассказать в каком-нибудь репортаже, что ты думаешь о взглядах молодого поколения или востребованности определенных профессий, главное, чтобы указали, из какого ты вуза.

На рейтинг положительно влияют публикации в научных журналах. Есть российские журналы, в них еще можно попасть, хотя и непросто, но особенно круто считается опубликовать что-то в международном журнале. Также при составлении рейтинга смотрят, как преподаватель участвует в научно-исследовательской работе, много ли берет подработок внутри университета, что про него отвечают студенты в анонимных опросах.

У преподавателя есть много возможностей для дополнительного заработка. Кто-то работает в нескольких вузах — три дня здесь, три дня там. Часто студенты приходят с просьбами дополнительно с ними позаниматься, но я всегда отказываю. У нас очень строго с коррупцией, и если узнают, что я за деньги занимаюсь со своими студентами, у меня будут проблемы. Так что я просто советую какие-то курсы, где можно подтянуть свои знания и не быть со мной финансово связанным.

Бывает, что компания, которая продает онлайн-обучение, присылает в университет запрос, что им нужно разработать целый курс по программированию. Я могу это подготовить за месяц, записать лекции и составить задания, оформить и сдать всю работу. Компания полностью выкупает авторские права, на счет вуза поступает определенная сумма, а потом эти деньги переводят мне. Это выгодно и компании, продающей онлайн-обучение, потому что они заключили договор с известным университетом, и нам, так как за разработку курса можно получить 250 тысяч. На кафедре маркетинга могут проводить на заказ какие-то исследования. К тому же проведение опросов и обработка результатов часто возлагается на студентов в качестве учебного задания. Иногда какие-то подработки можно найти внутри вуза, к примеру, разработать или обновить сайт. Вместе с различными подработками и доплатами у меня в среднем выходит 60 тысяч в месяц.

Расходы

Постоянные расходы — это 4 тысячи на квартплату и 2 тысячи на проезд. Еще 15 тысяч тратится на питание. Вокруг вуза много мест, куда можно пойти перекусить, и кофеен, я обычно хожу туда. У нас в университете есть столовая, но цены там совсем не студенческие — обед стоит 200–300 рублей, почти как бизнес-ланч в кафе.

У меня есть небольшие, но постоянные рабочие расходы. В месяц в среднем на них уходит около тысячи рублей. В аспирантуре я учусь бесплатно, как сотрудник вуза, но во время подготовки диссертации нужно публиковать статьи о своих исследованиях, и за это уже приходится платить. Бесплатно напечатать могут только в трех случаях: ты доктор наук, совершил какое-то важное открытие или твоя статья отлично подходит по теме номера. Если выходишь напрямую на редактора журнала, то публикация обойдется рублей в 800, а если через посредника, можно и 5 тысяч отдать.

Почти все нужные мне книги лежат в интернете в открытом доступе, тратиться на них не приходится. Но по ЕГЭ каждый год обновляются пособия и сборники типовых задач, которые я покупаю. У нас есть еще занятия для школьников по олимпиадному программированию. Оно мало общего имеет с реальной работой, но есть дети, которым это интересно. По нему нет материалов в открытом доступе, потому я тоже покупаю книги. Сейчас у нас в вузе все доски металлические, на которых можно писать только маркерами, но сами эти маркеры университет не закупает. Без маркера даже пару не получится провести, потому что постоянно надо что-то чертить. Стоят они дешево — рублей 100, но меня больше волнуют не затраты, а необходимость не забыть купить этот маркер заранее, потому что нигде в стенах университета их не продают. Обычно я покупаю сразу несколько и ношу с собой на случай, если кто-то забудет.

Все свободные деньги я откладываю. Конечно, в моем возрасте хочется тратиться на развлечения, но сейчас я планирую большую покупку. Согласно майским указам, преподаватели к 2018 году должны получать 200 % среднего заработка по Москве, и наша зарплата понемногу растет. Еще сейчас падает ставка по ипотеке, она была 12 %, а стала 9,5 %. В какой-то момент я достигну пика по зарплате и ставка по ипотеке опустится до минимума, и это будет идеальный момент, для того чтобы купить квартиру.


«В России у меня был очень маленький педагогический опыт: я немного преподавал во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Сначала меня пригласили на семестр — преподавать в Лозаннском университете, потом в качестве исследователя — в Центр гуманитарных наук Гетти в , затем я работал приглашенным профессором в Университете Нью-Йорка. После этих опытов я отправил заявки на постоянные вакансии, наверное, в университетов, в итоге был принят в два и предпочел Нью-Йоркский. Главным образом мой выбор был связан с городом.

Первое время после переезда было очень тяжело. Английский я выучил сам, разговорного опыта в России не было. На меня сразу повесили четыре аспирантских курса — два в семестр, каждое занятие — по три часа. Кроме того, я совсем не знал литературы, которую тут читают студенты, и чувствовал себя немного потерянным. Прошло много времени, пока я привык и оценил местную систему. В первое время меня сильно смущало, что студенты и аспиранты не имеют систематических знаний. Тут нет курсов, похожих на российские, и общих дисциплин, в которых материал строится хронологически — по векам и периодам. Поэтому у многих студентов в Америке сильные лакуны в общих знаниях. Теперь меня это не шокирует. Я убедился, что эти пробелы легко заполняются. В свою очередь, крайне поверхностные обзорные знания не вызывают у меня большого почтения. Курсы в построены в основном вокруг проблематики или важных имен. Преподаватели сами придумывают, какие курсы читать, и жизнеспособность этих курсов определяется интересом, который выражают записавшиеся студенты. Теперь я очень ценю эту систему.

Я преподаю в NYU уже 24 года. Студенческие курсы я повторяю, а аспирантские всегда придумываю новые — как правило, два курса в год. В итоге моя ежегодная нагрузка — два курса для студентов и два — для аспирантов. Последние для меня важны, потому что в них (в отличие от студенческих) нельзя пересказывать чужие книги, а нужно говорить что-то свое и новое. Такие требования побуждают меня осваивать и осмысливать новый материал и проблематику. На подготовку аспирантских курсов я трачу один-два дня в неделю. Так, в прошлом семестре я читал аспирантам курс по теории сложности (theory of complexity), а в этом — курс об эксперименте в искусстве и языке. В следующем семестре будет курс по историцизму.

Как все институции, университеты имеют свои недостатки, но в частных заведениях бюрократия сведена к минимуму. Например, если мне нужны деньги на перевод, поездку и так далее, я просто пишу декану e-mail, и, как правило, он мне не отказывает, присылая e-mail с согласием в тот же день. Никаких заявок и бумажек я не пишу. Этого совершенно достаточно. Здесь нет никаких отделов кадров и даже не существует печати.

Если говорить про академическую жизнь, то, например, защиты диссертаций у нас закрытые. В них участвуют только пять оппонентов и научный руководитель. Никакого ритуала нет, защиты очень откровенные и тяжелые для аспирантов. Часто работа не утверждается. Но если оппоненты проголосовали за, степень присваивается в ту же секунду. Здесь нет ВАКа и нелепых требований вроде публикаций статей в никем не читаемых сборниках. Нет тут и идиотской системы, которую в России ввели в некоторых вузах, полагая, что так делают за рубежом. Никто не проверяет никакой индекс цитируемости и прочую чепуху. Научное сообщество и так знает, кто чего стоит, кто серьезный ученый, а кто фуфло. Никакой нужды в чисто формальных критериях тут нет, во всяком случае в тех дисциплинах, о которых я могу судить. Вообще всякая отчетность сведена к минимуму.

© iStock / littleny

© iStock / littleny



Полина Барскова

профессор русской литературы в , США

«Когда мне было 20 лет, я попала в аспирантуру в Беркли (Калифорния) и скоро стала преподавать русский язык и русскую литературу. Я стала педагогом уже в Америке. Если вы хотите преподавать гуманитарные предметы в Америке, я рекомендую получать американское образование.

Я работаю в США уже 18 лет и счастлива. Мне повезло найти место, которому я во многом соответствую: это Хэмпшир-колледж (Hampshire College) в городке Амхерст, в трех часах езды от . Колледж экспериментальный, у профессуры и студентов много возможностей для маневра. Например, здесь нет оценок: о каждом студенте в конце семестра я пишу маленькое эссе. Студенты сами формулируют свои научные интересы: кто-то хочет заниматься поэзией и математикой, кто-то — химией и экономикой, кто-то — психологией и театром. Мой колледж — место для тех, у кого есть свои желания и кто может сам выбирать и решать, придумывать свою область интересов. Мне вообще кажется, что самое важное, чему мы должны учить и учиться в жизни, — это ответственность и самостоятельность, а не, скажем, русская литература 1920-х. Хотя она прекрасна.

Мой колледж ориентирован на гуманитарные науки, но также здесь важны либеральные ценности. Например, у нас учится очень много студентов, которые находятся в поиске гендерной идентичности. Здесь они чувствуют себя безопасно и спокойно. Сейчас снова много внимания уделяется расовой проблеме: это весьма резкий политический разговор, в котором студенты принимают самое активное участие. Студентов учат быть неравнодушными гражданами. Думаю, это не менее важно, чем чтение Мильтона, Вулф или Чехова.

Недавно я прочитала курс в Гарварде об истории блокадной литературы. Эту дисциплину в России пока нигде не преподают, а здесь — пожалуйста. Можно также сказать, что для того, чтобы заняться культурной историей блокады, мне нужно было уехать в Калифорнию — узнать многое помимо первичного, ленинградского текста.

Я преподаю сейчас то, что хочу: в этом семестре читаю курсы про русскую короткую прозу и возможности и невозможности литературного перевода. Весной буду преподавать современную русскую литературу и отношения русской литературы с творчеством Шекспира. Это очень редкая ситуация, большинство моих коллег должны сильнее прислушиваться к мнению, срочным нуждам студентов и институций. Зарплаты мне хватает, я снимаю жилье, вожу машину, воспитываю мать и дочь. Для этого работать нужно очень много, идея свободного времени мне давно уже не близка: днем я преподаю литературу, ночью делаю литературу. Но это единственные занятия на свете, которые меня интересуют, поэтому я очень рада, что так выпало.



Илья Доронченков

декан факультета истории искусств Европейского университета в

«Я преподавал в нескольких странах: вел Hauptseminar (семинары, к которым студенты готовятся самостоятельно, без помощи ассистента) во Фрайбургском университете в Германии, два месяца читал лекции в Венецианском международном университете (это консорциум, в который входят университеты десятка стран; Россию в нем представляет Европейский университет). Но мой главный преподавательский опыт был в Америке, в университете Браун, где я провел в общей сложности пять семестров. Я работал на кафедре славянских языков. Хотя мой англоязычный курс был посвящен русскому искусству XIX — начала XX века, это была cross-listed программа по истории искусства.

Моя нагрузка в вузе — два курса с двумя занятиями в неделю, внятные условия работы и четко выстроенные отношения со студентами. Ты понимаешь, что должен им дать, и знаешь, чего можешь от них требовать. Мое ощущение профессионального комфорта опирается на опыт, а он поначалу был болезненный. В первый раз, когда меня пригласили преподавать за рубежом, у меня было катастрофически мало студентов — shopping period (время, когда студенты посещают пробные занятия и выбирают курсы. — Прим .ред.) я тогда фактически провалил. Я не очень понимал, что двухнедельный курс лекций в Брауновском университете — это сочетание коротких и увлекательных сюжетов, тизер будущего сериала, рассказ, в котором я должен был их убедить, что мой курс интересный и не страшный. На один из моих курсов ходил всего один студент и два профессора — и то потому, что им были интересны визуальные образы русской идентичности. Конечно, курс надо было закрыть, но я благодарен коллегам, которые дали мне возможность дочитать его. Зато теперь, мне кажется, я неплохо представляю, как обращаться с американскими студентами: с тех пор я несколько раз возвращался в Браун.

Подсознательно существовало чувство, что ты каждый день должен доказывать свое право преподавать, а судьями выступают студенты

Как ни странно, курс про русское искусство на английском языке в сумме требовал меньше времени на подготовку, чем разговорный семинар, где мы обсуждали со студентами по-русски различные темы из современной культуры и жизни нашей страны. Темы постоянно обновлялись, требовали большого количества подготовительного материала, поиска каких-то сюжетных поворотов. В общем, ты должен быть интересен — в этом отношении работа была довольно напряженной и даже нервной. Подсознательно существовало чувство, что ты каждый день должен доказывать свое право преподавать, а судьями выступают студенты. И они действительно судят преподавателей: нормой являются анонимные анкеты, которые заполняются на последнем занятии. Ты можешь прочитать их потом, уже после выставления оценок. Мне кажется, этот опыт довольно травматичен, особенно для человека из страны, где в подавляющем большинстве вузов такой практики нет и в помине.

Мне очень близка позиция американских студентов, их открытость к диалогу. Они не боятся говорить и спорить (даже если, с точки зрения профессора, уровня их подготовки недостаточно). Студент четко понимает свое право на знание. Мне трудно припомнить, чтобы в присутственные часы (office hours) кто-нибудь не воспользовался возможностью поговорить с преподавателем. Студенты уважают тебя и знают, что они заплатили за время и внимание профессора солидную сумму.

Другая особенность американской системы: она учитывает то обстоятельство, что молодой человек, какой бы семейный и культурный багаж он ни имел, нуждается в довольно продолжительном времени, чтобы понять, как работает университет и чем он там занимается. Я встречал среди студентов и девушку, которая ушла в русистику из балета, и вратаря женской хоккейной команды! Два первых года студент набирает кредиты на самых разных курсах — от спорта до обзорных лекций по истории искусства. Это время дает ему возможность адаптироваться к университету и университетскому мышлению.

Радость, которую дарит профессорское положение и которая почти не встречается у нас, — свой кабинет. Если повезет, из окон будет открываться вид на живописный зеленый кампус, который пустеет во время лекций, а в перерывах заполняется народом, перебегающим между готическими или псевдогреческими корпусами. Очень важно, что практически круглосуточно работают библиотеки, электронные базы. Одна из привычек, которые остались у меня после работы в Америке, — не закрывать дверь в рабочий кабинет, особенно если у тебя сидит студентка или студент. Этот совет дали мне коллеги, чтобы я мог избежать потенциальных неприятностей. Можно в очередной раз по русскому обычаю поглумиться над политкорректностью, но, вспоминая недавнюю педагогическую катастрофу славной московской школы, понимаешь, что открытая дверь — это своего рода символ отношений между тем, кто обладает властью и авторитетом по определению, и тем, кто от него зависит.



Илья Яблоков

преподаватель Университета Лидса, Великобритания

«Я получил историческое образование в Томском государственном университете, а после поступил в аспирантуру. Поскольку тема моего исследования требовала проработки большого количества литературы на английском языке (большинство работ по теме были написаны американскими исследователями), я искал различные стажировки в США и/или Западной Европе. Мне повезло с Университетом в Будапеште, там я был принят на магистерскую программу. По моим ощущениям, из серьезных вузов в Европе ЦЕУ лояльнее других относится к российским дипломам.

Это был первый опыт преподавания за границей, который показал мне одну вещь: надо вкладывать куда больше усилий, чтобы объяснить какие-то вещи ребятам, по объективным причинам пока не имеющим представления о российском обществе. К тому же структура школьных курсов по русской истории здесь иногда довольно странная. К примеру, некоторые мои студенты в школе брали курсы по истории России с периодизацией 1861–1961 годы. Во-первых, если первая дата — отмена крепостного права и либеральные реформы Александра II — понятна, то вторая — не совсем. Во-вторых, за пределами этих хронологических рамок студент, скорее всего, не будет знать ничего, и этот материал необходимо освещать в лекционном курсе и на семинарах.

Львиная доля времени уходит на подготовку лекционных материалов. За 50 минут необходимо не только рассказать тему лекции, но и быть увлекательным лектором: большое значение для университета имеет оценка преподавания самими студентами, которые платят деньги, а в конце курса и учебного года оценивают предложенный курс и читавшего его преподавателя. Потом часть этой информации становится доступна всем новым абитуриентам, то есть оценка той или иной кафедры напрямую влияет на количество новых студентов и популярность университета.

Поскольку кафедра русистики в моем вузе очень маленькая, то у меня с нашими студентами устанавливаются профессионально-дружеские отношения. Многие студенты, которые выбрали изучение русского языка и культуры, после стажировки в Москве становятся большими любителями своего предмета, что, в свою очередь, ценно для кафедры. Мы помогаем им организовывать различные мероприятия и поддерживаем их инициативы (приглашаем известных ученых, писателей, организовываем стажировки). После окончания вуза многие студенты становятся нашими друзьями. Мои коллеги поддерживают отношения с выпускниками 80-х и начала 90-х годов!



Дмитрий Дубровский

приглашенный преподаватель в Институте Гарримана, Колумбийский университет, США

«Я десять лет преподавал в Смольном колледже свободных искусств и наук (который теперь стал факультетом свободных искусств и наук СПбГУ) и немного в питерском филиале Высшей школы экономики. Уезжать я не планировал, но ректор СПбГУ Николай Кропачев со скандалом уволил меня с факультета и уничтожил ставку преподавателя по правам человека как ненужную, хотя студенты (не преподаватели, правда) выступили в мою поддержку.

Американские студенты всегда требуют очень точного, детального объяснения, чего именно от них ждут: например, жанр итоговой работы, требования к ней, принципы оценки и прочее. Надо сказать, что даже с опытом работы в Смольном я иногда терялся в этих деталях, что приводило к некоторому непониманию. Но в целом, конечно, ощущение полнейшей защищенности в отношении того, что и как ты говоришь, — это бесценно. На лекциях можно выступать с любой позицией, рассматривать любую точку зрения, высказывать любые сомнения, критиковать систему защиты прав человека, режим американской демократии или путинской России — никто и ни в каком случае не вмешается в мою работу. То же самое делают и мои студенты. Открытый диалог — наиболее важное отличие нынешней американской системы образования от российской.

В российском образовании в подавляющем большинстве случаев существует или цензура, или самоцензура. Моя история в СПбГУ именно про то, что я отказался играть по правилам, которые навязывал ректорат, да и российская власть в целом: ты можешь критиковать ее вечерами на кухне. Любая публичная активность, любое публичное несогласие с мнением университетского начальства квалифицируются как бунт и должны быть подавлены. Сейчас в американском вузе я искренне отдыхаю от этой бесконечной войны, которая отнимала у меня массу сил, энергии и нервов и в итоге лишила меня рабочего места в России.

Что касается условий работы, то в Колумбийском университете рай для исследователя и преподавателя. Поскольку я приглашенный преподаватель, а не постоянный, уверен, тут есть много подводных камней, но мне пока что достаются самые лакомые куски академической жизни. Например, в библиотеке можно просто заказать любую книгу, а если ее нет, ее привезут из любой точки США за несколько дней. Чуть дольше нужно ждать архивных данных или старых журналов, но и они приходят достаточно оперативно, и с ними можно вдоволь работать.

Коллеги в целом относятся совершенно по-дружески, но, как мне кажется, в Америке дружеские связи появляются каким-то другим путем, потому что вполне можно работать с людьми довольно долгое время, за соседними столами, но все общение будет сведено к приветствиям. Привычный к дружеским посиделкам с коллегами после работы или на работе в России, я довольно сильно по этому скучаю. Ученые разговоры тут происходят в строго отведенных для этого местах и в определенное время. Попытки обсудить какие-то рабочие вопросы со случайно встреченным на улице директором Института Гарримана были восприняты с дружеским недоумением.

Читайте также: