С помощью чего человек осуществляет функции ориентации в мире регуляции деятельности и поведения

Обновлено: 02.07.2024

Изучая третий вопрос, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

Поведение – активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем. Но существует и внутреннее (мыслительное) поведение – предположительно, мыслительный процесс человека, его думание. Результат этого поведения может быть замечен во внешнем поведении. В то же время влияние окружающей (внешней) среды также оказывает влияние на внутреннее (мыслительное) поведение человека.

Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование регуляции поведения, на характер и стратегии взаимодействия человека с миром, является темперамент.

В психологии известны различные механизмы и методы регуляции поведения и деятельности человека:

c. Лабораторный.

a. Внутренним.

Определите каким направлением в качестве предмета психологии выделен непосредственный опыт человека.

Выберите один ответ:

a. Научной психологией В.Вундта.

d. Гуманистической психологией.

Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду –

Выберите один ответ:

a. Детская психология.

b. Медицинская психология.

c. Возрастная психология.

d. Экологическая психология.

Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека –

Выберите один ответ:

a. Медицинская психология.

b. Экологическая психология.

d. Юридическая психология.

Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением, психологических особенностей трудовой деятельности человека, закономерностей развития трудовых навыков.

Выберите один ответ:

a. Возрастная психология.

b. Инженерная психология.

c. Медицинская психология.

d. Психология труда.

Психический факт – это:

a. Отражение действительности.

b. Реальная действительность.

c. Событие, явление в психике личности, группы людей.

d. Субъективное переживание.

Психология – это наука о:

Выберите один ответ:

a. Индивидуально-типологических характеристиках личности.

b. Закономерностях изучения психического развития человека.

c. Психических свойствах и состояниях личности.

d. Закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Бытийное сознание включает:

Выберите один ответ:

a. Чувственные образы.

b. Значение и смысл.

В структуре психических процессов можно выделить следующие группы:

a. Двигательные реакции.

b. Познавательные процессы.

c. Эмоциональные процессы.

d. Волевые процессы.

К главным особенностям психики относятся:

a. Способность к чувствительности.

b. Способность реаги¬ровать на изменение внешней среды.

c. Способность отражать объективный мир.

d. Свойство только живой материи.

К познавательным процессам относятся:

b. Ощущение и восприятие.

c. Любой сознательный акт психической деятельности.

d. Память и мышление.

Выберите один ответ:

a. Проявление вынужденной ак¬тивности живого организма.

b. Сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

c. Высший уровень психического отражения и регуляции.

d. Поступки человека.

Выберите один ответ:

a. Способность человека осмыслять происходящие психические факты.

b. Активная познавательная деятельность.

c. Способ отражения реальной действительности.

d. Сложное свойство высокоорганизованной живой материи.

Выберите один ответ:

a. Активная познавательная деятельность.

b. Сложное свойство высокоорганизованной живой материи.

c. Высший уровень психического отражения и регуляции.

d. Осознанное и самостоятельное поведение человека.

Выберите один ответ:

a. Отражение предметной действительности.

b. Система представлений о реальной действительности.

c. Осмысление собственной деятельности.

Эпицентром сознания является:

Выберите один ответ:

a. Чувственные образы.

b. Сознание собственного Я.

c. Субъективное понимание и отношение к ситуации.

d. Совокупность бессознательных психических процессов.

Благодаря какому психическому процессу у человека появляется возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели?

Выберите один ответ:

a. Основное условие существования человеческого общества.

b. Источник активности живых существ.

c. Особая форма проявления активности, при помощи которой люди познают окружающий мир.

d. Состояние неудовлетворенности, которое испытывает живое существо в связи с нехваткой веществ.

Выберите характеристику понятия деятельности.

Выберите один ответ:

a. Основное условие существования человеческого общества.

b. Форма проявления активности людей, направленная по отношению друг к другу в процессе деятельности.

c. Особая форма проявления активности, при помощи которой люди познают окружающий мир.

a. Приобретенный навык.

b. Врожденные навык.

c. Основной элемент деятельности.

d. Система движений, направленных на достижение простой цели или задачи.

Определите виды потребностей.

a. Приобретенные потребности.

b. Врожденные потребности.

c. Потребность в игре.

d. Потребность в отдыхе.

Что помогает психике человека эффективно справляться с контролем и регуляцией деятельности и поведения?

a. Деятельность как особая форма активности.

b. Управление практическими действиями.

c. Правильное отражение объектов.

Что является ведущим компонентом в деятельности?

Выберите один ответ:

a. Знания, умения, навыки.

b. Приобретенные навыки.

c. Цель деятельности.

d. Высшие познавательные процессы.

Что является источником мотивов и целей?

Выберите один ответ:

b. Потребность.

d. Форма активности.

Выберите один ответ:

a. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

b. активное целостное отражение мира

c. отражение отдельных свойств предметов

a. продолжительность и пространственная локализация

b. скорость и контролируемость

c. абсолютный и относи тельный пороги ощущений

d. качество и интенсивность

За счет чего мы видим мир трехмерным?

Выберите один ответ:

a. За счет того, что на сетчатке глаза мы имеем двухмерное изображение

b. За счет бинокулярных признаков

c. За счет того, что на сетчатке глаза мы имеем трехмерное изображение

К интероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях

c. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов

К проприоцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

a. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов

b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи

c. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях

К экстероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

a. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов

b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях

c. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи

Выберите один ответ:

a. отражение отдельных свойств предметов

b. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

c. активное целостное отражение мира

Под константностью понимают:

Выберите один ответ:

a. относительную независимость образа от условия восприятия

b. связь восприятия с мышлением

c. способность выделять в потоке связанных сигналов отдельные элементы

В чем выражается селективность как критерий внимательности?

Выберите один ответ:

b. высокая организация деятельности

c. возможность воспринимать информацию выборочно

a. направленность

b. переключаемость

Кратковременная память представляет собой:

Выберите один ответ:

a. процесс хранения информации

c. удержание на некоторое время данных

Оперативная память представляет собой:

Выберите один ответ:

a. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени

b. процесс хранения информации

c. удержание на некоторое время данных

Выберите один ответ:

a. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

b. активное целостное отражение мира

c. психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта

d. отражение отдельных свойств предметов

Произвольное внимание – это:

Выберите один ответ:

a. когда объект вызывает внимание сам по себе

b. когда человеку нужно специально заострить свое внимание на объекте за счет усилия воли

c. когда внимание заостряется на объекте по его ассоциации

a. отношение к потребностям

b. отношение к определенной деятельности

c. интенсивность раздражителей

d. новизна раздражителей

Эйдетическая память – это:

Выберите один ответ:

a. память на чувства

b. запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений

c. память на картины природы, представления, звуки и запахи

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов – это:

Выберите один ответ:

a. наглядно-образное мышление

b. словесно-логическое (или понятийное) мышление

c. наглядно-действенное мышление

Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах – это:

Выберите один ответ:

a. словесно-логическое (или понятийное) мышление

b. наглядно-действенное мышление

c. наглядно-образное мышление

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями – это:

Выберите один ответ:

a. наглядно-образное мышление

b. наглядно-действенное мышление

c. словесно-логическое мышление

Выберите один ответ:

a. психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий

b. свойство психики отражающее объективную реальность

Мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений:

Выберите один ответ:

b. анализ

Выберите один ответ:

a. психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта

b. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

c. обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях

d. отражение отдельных свойств предметов

Расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку:

Выберите один ответ:

d. систематизация

Установление между предметами сходства или различия – это:

Выберите один ответ:

c. сравнение

Чем характеризуется произвольное воображение?

Выберите один ответ:

a. Преобразующая деятельность

b. Сознательное формирование образов

c. Происходит вне зависимости сознательного вмешательства

a. понятность

c. содержательность

d. выразительность

a. эмоциональная

b. выразительная

Как называется речь движениями?

Выберите один ответ:

a. эмоциональная речь

c. пантомимическая речь

d. кинетическая речь

Какое свойство речи обусловлено совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника?

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция). Непроизвольное действие – ответная реакция, без сознательной цели

2. Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования). Произвольное действие – реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить.

3. Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели). Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Механизмы овладения поведением.

Механизмы овладения поведением

1) Психологическая защита. Понятие "механизм психической защиты" идет от З.Фрейда, который описал механизмы защиты, позволяющие психике поддерживать состояние внутреннего психологического комфорта путем искажения представлений о себе, о своем поведении. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Отечественные исследователи отмечают, что психологическая защита есть система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая (психическая) защита"ограждает" сферу сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

2) Совладание. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы (а обида, несомненно, относится к таким ситуациям), используется понятие копинг-поведение, как осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Стратегии совладания делятся на:

· Когнитивные (игнорирование, смирение, диссимуляция, проблемный анализ, сохранение самообладания, относительность, религиозность, растерянность, придача смысла, установка собственной ценности)

· Эмоциональные (эмоциональная разрядка, подавление эмоций, оптимизм, пассивная кооперация, покорность, самообвинение, протест, агрессивность)

· Поведенческие (отвлечение, альтруизм, активное избегание, компенсация, конструктивная активность, отступление, сотрудничество, обращение).

Защитные стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение (забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки, возникновения психологической зависимости от кого-то и др.); результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект. Стратегии совладания могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги.

Личность и личностный рост.

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала (усилия самого человека). Личностный рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно.

Результат: Личностный рост способствует формированию целостной личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью и планами.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная (самооценка) — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:

1. Я–физическое как схема собственного тела;

2. Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;

3. Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Функции Я- концепции:

1) Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу.

2) Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3) Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

Лекция 3. Психика

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

Итак, психика[17] – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Из этого определения следуют основные свойства психики:

1) психика – это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ – копию материальных объектов реального мира;

3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действителъности. Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:

• оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;

• оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

• оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.

1. Эволюция психики

Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?

Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

1. Развитие психики животных

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (табл. 3.1).

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

2. Развитие психики человека

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

Стадии развития психики



3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

В психологии рассматривают два процесса развития психики:

онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;

филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.

В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

младенческий (от рождения до 2 лет);

предшкольный (от 2 до 3 лет);

дошкольный (от 3 до 6 лет);

младший школьный (от 6 до 11 лет);

подростковый (от 11 до 16 лет);

первый период юности (от 16 до 17 лет);

второй период юности (от 17 до 22 лет);

первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

старческий возраст (от 75 до 90 лет);

долгожительство (от 90 лет и далее).

Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.

2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики

Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.

Человеческая сложно-организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз[20]. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.

Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психики являются:

• регулирование;

• сохранение целостности организма.

На рис. 3 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.



Рис. 3. Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену[22])

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.



Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.



Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Читайте также: