В каких случаях контракт не может быть заключен с гражданином

Обновлено: 28.06.2024

Социальный контракт по поиску работы является одним из видов адресной социальной помощи, которая оказывается малоимущим гражданам, ищущим работу и желающим трудоустроиться. Рассмотрим основные условия соцконтракта по поиску работы и обязанности сторон.

Кто может рассчитывать на заключение соцконтракта по поиску работы

На заключение соцконтракта по поиску работы могут рассчитывать малоимущие граждане по независящим от них причинам, ищущие работу. При этом в приоритетном порядке социальная помощь оказывается гражданам, проживающим в малоимущих семьях с детьми.

Период выплат по соцконтракту в целях поиска работы

Общий период ежемесячных выплат по соцконтракту, заключенному в целях поиска работы, составляет 4 месяца:

первая выплата производится в течение месяца с даты заключения соцконтракта при условии, что гражданин зарегистрировался в Центре занятости населения в качестве безработного или ищущего работу;

три выплаты осуществляются в течение 3 месяцев с даты подтверждения трудоустройства.

Социальный контракт на трудоустройство может заключаться с гражданами не чаще одного раза в год.

Сумма выплат безработным по соцконтракту в целях поиска работы

Ежемесячная сумма выплат безработным по социальному контракту в целях поиска работы устанавливается в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (в 2021 году – 11713 руб.)

Стипендия на период обучения в рамках соцконтракта по поиску работы

В случае отсутствия в Центре занятости населения возможности обеспечить такое прохождение или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ Управление социальной политики самостоятельно оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.

При этом гражданину осуществляется ежемесячная денежная выплата в период обучения, но не более 3 месяцев, в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (в 2021 году – 5856,50 руб.).

Кроме того, на реализацию мероприятия по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках соцконтракта по поиску работы предусмотрена единовременная выплата в сумме затрат на оплату стоимости курса обучения, но не более 30 тысяч рублей.

Срок соцконтракта по поиску работы и обязанности гражданина

Социальный контракт по поиску работы заключается на срок не более 9 месяцев и зависит от индивидуальной программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту.

Программа социальной адаптации разрабатывается Управлением социальной политики совместно с гражданином, а при необходимости к составлению программы привлекаются органы занятости населения и органы местного самоуправления.

В рамках социального контракта по поиску работы безработный обязан:

встать на учет в Центр занятости в качестве безработного или ищущего работу;

зарегистрироваться в информационно-аналитической системе "Работа в России";

осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора в период действия социального контракта;

пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, если указанное обязательство установлено социальным контрактом;

пройти в период действия социального контракта стажировку с последующим заключением трудового договора, если указанное обязательство установлено социальным контрактом;

ежемесячно представлять в Управление социальной политики документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации;

уведомить Управление социальной политики в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности в период действия социального контракта;

представлять по запросу Управления социальной политики информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Кроме того, в социальном контракте указываются следующие требования к конечному результату:

заключение гражданином трудового договора в период действия социального контракта;

повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.

Ответственность за неисполнение условий соцконтракта

В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, Управление социальной политики прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Осуществление выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта производится кредитными организациями с использованием Единой социальной карты или организациями почтовой связи.

Управление социальной политики осуществляет контроль за выполнением условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации в сроки, установленные социальным контрактом.

1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.

2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.

3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок.

Заемщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заем, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заемщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

4. Договор займа может быть заключен путем размещения облигаций. Если договор займа заключен путем размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику.

6. Заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.

7. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.

1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает десять тысяч рублей, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

2. Размер процентов за пользование займом может быть установлен в договоре с применением ставки в процентах годовых в виде фиксированной величины, с применением ставки в процентах годовых, величина которой может изменяться в зависимости от предусмотренных договором условий, в том числе в зависимости от изменения переменной величины, либо иным путем, позволяющим определить надлежащий размер процентов на момент их уплаты.

3. При отсутствии иного соглашения проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа включительно.

4. Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:

договор заключен между гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;

5. Размер процентов за пользование займом по договору займа, заключенному между гражданами или между юридическим лицом, не осуществляющим профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, и заемщиком-гражданином, в два и более раза превышающий обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющийся чрезмерно обременительным для должника (ростовщические проценты), может быть уменьшен судом до размера процентов, обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах.

6. В случае возврата досрочно займа, предоставленного под проценты в соответствии с пунктом 2 статьи 810 настоящего Кодекса, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части.

1. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

2. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно полностью или частично.

Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно.

Сумма займа, предоставленного под проценты в иных случаях, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца, в том числе согласия, выраженного в договоре займа.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заем считается возвращенным в момент передачи его займодавцу, в том числе в момент поступления соответствующей суммы денежных средств в банк, в котором открыт банковский счет займодавца.

1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса.

2. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с процентами за пользование займом, причитающимися на момент его возврата.

1. Заемщик вправе доказывать, что предмет договора займа в действительности не поступил в его распоряжение или поступил не полностью (оспаривание займа по безденежности).

2. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808), оспаривание займа по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств, а также представителем заемщика в ущерб его интересам.

3. В случае оспаривания займа по безденежности размер обязательств заемщика определяется исходя из переданных ему или указанному им третьему лицу сумм денежных средств или иного имущества.

При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата займа и уплаты причитающихся на момент возврата процентов за пользование займом, если иное не предусмотрено договором займа. Причитающиеся за пользование займом проценты уплачиваются заемщиком по правилам пункта 2 статьи 811 настоящего Кодекса.

1. Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием займа.

2. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, займодавец вправе отказаться от дальнейшего исполнения договора займа, потребовать от заемщика досрочного возврата предоставленного займа и уплаты причитающихся на момент возврата процентов за пользование займом, если иное не предусмотрено договором.

Причитающиеся за пользование займом проценты уплачиваются заемщиком по правилам пункта 2 статьи 811 настоящего Кодекса. Утратили силу с 1 июня 2018 года.

img_top2

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и даже Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года работодатель был признан виновным в том, что не уведомил органы МВД России о совершении указанных манипуляций, поскольку указанные манипуляции, по мнению перечисленных инстанций обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор.

Итак, позиция, которую заняли органы МВД России:

1. Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации (полицейский Главк в регионе), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении ему работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о заключении трудового договора, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность

2. Работодатель обязан каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор в каждой из указанных ситуаций (в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют).

Позиция Конституционного суда: закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Это означает, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно (как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные)

При этом абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права

В то же время в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора:

- работнику может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2);

- работодатель вправе переводить работника на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре),

- работодатель вправе переводить работника в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1);

Во всех указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается.

Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.

Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Вместе с тем, Конституционный Суд заключает, что при этом сторонами трудового договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть четвертая статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность) [1]

Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.

Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Конституционный Суд постановил пересмотреть ранее принятые судами решения.

Вывод: Работодатель не обязан заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор всякий раз, когда изменяется трудовая функция работника или он в рамках заключенного трудового договора осуществляет трудовую функцию по адресу, отличающемуся от того, где он начинал ее осуществлять при заключении договора и, соответственно, уведомлять органы МВД России о данных фактах.

Уведомления подаются только по факту заключения и прекращения (расторжения) договора, заключенного с иностранным гражданином.

Единственное – необходимо соблюдать ограничения, установленные для отдельных категорий иностранных граждан.

Какие это запреты:

1. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе по профессии (должности), не указанной у него в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность);

2. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе за пределами того субъекта Российской Федерации, где ему разрешено работать (касается иностранных граждан, получивших патент, разрешение на работу, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников).

[1] Пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Кто и на каких условиях может служить по контракту?

Категории военнослужащих и граждан, имеющих право заключить контракт о прохождении военной службы, определены в законодательстве. В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, ее срок, обязанность гражданина проходить службу и добросовестно исполнять свои обязанности, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи.

Лица, имеющие право заключать контракт о прохождении военной службы

Прохождение военной службы осуществляется российскими гражданами по призыву и по контракту (в добровольном порядке), иностранными гражданами - только по контракту на определенных воинских должностях (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать следующие лица (абз. 3 п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее образование;

2) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

3) военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

4) получившие среднее профессиональное образование военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, которые поступают на службу в Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования, Службу внешней разведки РФ и органы государственной охраны;

5) граждане, пребывающие в запасе;

6) граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие высшее образование;

7) граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

8) граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования;

9) иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ (данные лица могут воспользоваться правом на заключение контракта только один раз).

По общему правилу первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

• граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

• иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Однако для некоторых граждан могут быть предусмотрены исключения (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ).

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть русским языком, отвечать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также требованиям по уровню образования, квалификации и физической подготовки (ст. 5.2, п. п. 1, 4, 5 ст. 33 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; Приказ МВД России от 16.05.2013 № 267; Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 № 50; п. п. 32, 33 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 31.10.2019 № 640).

Лица, с которыми не может быть заключен контракт о прохождении военной службы

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока (абз. 5 п. 5 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8).

Кроме того, на военную службу по контракту не могут быть приняты граждане, которые по результатам профессионального психологического отбора отнесены к четвертой категории профессиональной пригодности (п. п. 4, 6 ст. 5.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Условия контракта

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Условия контракта о прохождении военной службы включают следующее (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

• обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;

• обязанность гражданина (иностранного гражданина) добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ;

• право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ, определяющим статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Дополнительные условия контракта могут быть установлены в зависимости от места прохождения военной службы по контракту. Так, граждане, поступающие на военную службу по контракту в органы ФСБ России, обязуются соблюдать установленные законодательством запреты и ограничения, связанные с прохождением такой службы, в частности выезжать из РФ до окончания срока контракта только при наличии разрешения уполномоченного должностного лица органа ФСБ России (Приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 275).

Срок, на который может быть заключен контракт о прохождении военной службы, зависит от конкретной ситуации (например, прохождение службы по призыву, обучение и др.). Как правило, он составляет от двух до пяти лет для первого контракта и от года до десяти лет (либо до достижения гражданином предельного возраста пребывания на военной службе) - для нового (последующего) контракта. При наличии определенных обстоятельств контракт может быть заключен на меньший срок (п. п. 3, 4, 5, 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим службу по контракту

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Например, ежемесячные надбавки за выслугу лет, за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия военной службы, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за особые достижения в службе (ч. 2, 12 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трех месяцев со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках (абз. 2, 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

В установленных случаях военнослужащие в период прохождения военной службы по контракту имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством (абз. 16 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск (п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Указанный перечень социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не является исчерпывающим.

Читайте также: