Как называется наука положившая начало развитию науки административного права в россии

Обновлено: 25.06.2024

Общеизвестно, что ни одно государство не может успешно функционировать без специальной системы управления социальными делами. Это требует организации и регулирования поведения людей, деятельности государственных и социальных институтов, поддержания общественного порядка.

Управление в государстве всегда было актуальной задачей. В прошлом управление государством и административные преобразования нередко связывались с обликом великой личности. Верховный правитель единолично принимал решения по наиболее важным вопросам административного управления. На долю исполнительно-бюрократического аппарата приходилось лишь беспрекословное выполнение его велений, хотя, как правило, реально управляли государственными делами те, которые находились на вершине исполнительной власти.

Становление административного права как науки и области практической деятельности имело свою специфику в каждой стране при наличии некоторых общих черт. Более раннее развитие идей правовой науки имело место в странах Западной Европы.

Существенной характеристикой исполнительной власти является оценка ее отношений с гражданским обществом, то есть того, что сегодня называется степенью демократичности государственного управления и органов, должностных лиц, которые его исполняют.

Таким образом, в период с середины XIX до начала XX в. были сформированы основы административного права, хотя официально оно продолжало оставаться структурным элементом других отраслей права и рассматривалось с позиций государственного, конституционного права и общей теории права.

Теперь обратимся к российской истории и рассмотрим коротко основные этапы становления административного права как самостоятельной отрасли правовой науки. Эволюция шла постепенно, и трудно однозначно определить какой-либо конкретный момент возникновения административного права. Можно отметить эпоху Петра I, которая ознаменовалась ярко выраженным обращением к проблемам административного управления. В допетровские времена, в XV–XVI вв., управление в России строилось по иным образцам. Приказы были медлительны в своих действиях. Масштабная преобразовательная деятельность Петра I во многих сферах государственной, хозяйственной, военной и культурной жизни ярко проявилась и в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные права по управлению государством. Воспользовавшись этим, Петр I провел ряд крупных реформ.

Реформаторский курс Петра I был продолжен императрицей Екатериной II, которая искусно прикрывала жесткость правления идеями просвещения и справедливости. Ей, в частности, принадлежат Правила управления, в которых отмечалась пагубность ошибок государственных людей для народа. Отсюда правило первое – просвещать нацию, которой должно управлять. Правило второе – ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Правило третье – учредить в государстве хорошую полицию. Правило четвертое – способствовать расцвету государства. Правило пятое – сделать государство грозным для народа и внушающим уважение соседям.

В начале XIX в. административное право постепенно становится самостоятельной, официально признанной отраслью правовой науки. Так, крупнейший российский административист А. И. Елистратов в 1911 г. издал курс лекций по административному праву. В нем отмечено, что административное право имеет своей целью упорядочить отношения между правящей властью и обывателями в делах государственного управления. Такому упорядочению служат общие юридические нормы, административные акты и др. В начале XX в. на политической арене России явно выделялись два течения: монархизм и либеральное направление. Эти два направления обнаруживали себя во всех сферах жизни, в частности в области правовых идей. Наиболее яркой ареной столкновения этих двух течений была такая область отношений, как взаимоотношения Государственной думы с царскими властями.

Развитию правовых идей в России на каждом этапе вполне соответствовали существующие административные структуры и правовые отношения. В целом развитие административных структур в России протекало очень медленно. В начале XVII в. центральное управление подвергалось реорганизации в основном по западным образцам. При этом местная власть почти не менялась десятилетиями. От приказов времен Ивана Грозного постепенно совершался переход к коллегиям и иным центральным учреждениям. В 1720 г. для этих органов власти был утвержден генеральный регламент. Лишь в январе 1864 г. появился первый законодательный акт, регламентирующий административную деятельность на местах. Этим документом было Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В 1890 г. было подписано новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Следует отметить, что во второй половине XIX и особенно в начале XX в. в России шел процесс постепенного усиления регламентации разных сторон административной деятельности. Одним из завершающих и наиболее значимых среди правовых актов об административной деятельности был изданный в 1905–1906 гг. Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В этот же период были приняты именные Высочайшие указы Правительствующему сенату о временных правилах, об обществах и союзах, об изданиях, о собраниях. В апреле 1906 г. были приняты Высочайше утвержденные основные государственные законы. В последнем документе содержались главы о верховной самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о законах, о Государственном совете и Государственной думе.

Совершенно новый период в развитии правовой науки в России ознаменовался свержением прежнего государственного строя и установлением советской власти. Для понимания этого периода необходимо кратко напомнить трактовку вопросов управления в марксистско-ленинской теории. Роль государственного управления в социалистическом и коммунистическом обществе оценивалась высоко. Ленин исходил из признания задачи управления государством как важнейшей для советской власти. Был создан новый госаппарат, организовано управление различными отраслями производства, центральная роль отводилась плановому началу в управлении и строгому всеобщему учету и контролю.

В советский период административное право как отрасль правовой науки продолжало развиваться, но при этом возникла своеобразная тенденция. На фоне расширения задач государственного управления шел процесс дифференциации наук, изучающих управление. При этом понятие административного права было сужено до административного управления как совокупности мероприятий по охране революционного порядка и безопасности. Таким образом, административное право превращалось в милицейское право. В 20–30 гг. в нашей стране право трактовалось лишь как система правил поведения, установленных государством. В предвоенные годы развитие отечественной науки административного права характеризуется более строгим вычленением ее предмета и составных правовых институтов. Во многом такой подход объяснялся новой системой и классификацией государственных органов в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и конституциями союзных и автономных республик.

В период Великой Отечественной войны жесткая централизация управления позволила быстро и маневренно перестроить экономику с учетом военных условий. Послевоенные годы потребовали перестройки и стабилизации государственных органов. Научные работы того времени, к сожалению, страдали недостатком объективного и критического анализа реальной практики управления, что объяснимо условиями партийно-бюрократического стиля руководства в стране.

В рамках развития правовой науки постепенно формировалось общепризнанное представление об общей части административного права. В 70–80 гг. вышла в свет серия книг по административному праву. Подводя общий итог характеристики процесса становления административного права в России, можно выделить следующие основные этапы:

• продолжительный период, в течение которого вопросы административного права являлись составной частью полицейского права;

• период, в который вопросы административного права являлись составной частью теории права и государственного права;

• период выделения административного права как самостоятельной отрасли правовой науки с общей и особенной частями;

• развитие административного права в советский период;

• последнее десятилетие XX в. – усиление функционально-регулирующей роли административного права (эта тенденция продолжается и в начале XXI в.).


Оглавление

  • Система административного права, понятие и предмет
  • Административно-правовые нормы
  • История развития административного права в России
  • Административное право в системе права Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История развития административного права в России

Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука — исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова, Алехина); 2) административное право как учебная дисциплина — важнейшая составляющая юридического образования; 3) как отрасль права.

Исторические предпосылки возникновения административного права

1. Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение в ней роли государства.

3. Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие и др.).

4. Необходимость охраны общественного порядка.

5. Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий у государства и его органов.

В литературе можно встретить указания на различные этапы становления в России административной юстиции после революции 1917 года. Например, А.В. Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:

1) 1917–1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;

2) 1959–1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;

3) 1987–1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;

4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.

Краткая история развития административного права России

Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.

Зародилось административное право еще в племенах восточных славян: вождь регулировал все правоотношения. Позже стали играть свою роль советы старейшин, вечевые собрания, служители культа. С появлением великого государства — Киевской Руси — главной задачей стало объединение законов и унификация их на всей ее территории. Государственное управление усложнялось, расширялись сферы управления, и для решения новых задач требовалось построение новой законодательной базы.

При абсолютной монархии началось распространение полицейского права. Накопилось множество законодательных актов, требующих систематизации и кодификации (зачатки правовых институтов). В XIX–XX вв. полицейское право закрепилось законодательно. После революции 1917 г. возникло Советское административное право; впоследствии зародилась и укрепилась командно-административная система управления.

Советский период можно назвать разноплановым. Административная система менялась кардинально: от сталинских противоправных репрессий до принятия в 1980 г. Основ законодательства СССР, в 1984 г. — Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.

Административное право в России развивалось в контексте исторических событий и изменения государственного устройства. Законодательная база формировалась очень медленно; часто нормы права противоречивы, часто недоработаны.

Однако происходит совершенствование норм административного права; эффективными и нужными окажутся лишь правовые нормы, удовлетворяющие потребности общества и государства.

§ 2. Становление и развитие науки административного права:
от полицейского к административному праву

Наука административного права возникла из так называемых камеральных наук, получивших свое развитие в Германии в XVII в. Предназначенные служить для практического руководства чиновников административных учреждений того времени, называвшихся камерами, эти науки содержали в себе те сведения, которые были необходимы для осуществления их деятельности, - технические сведения об управлении поместьями и мануфактурами, наставления и регламенты, инструкции и приказы князей.
Развитие административного права как права государственного управления в России и европейских государствах прошло два этапа: в рамках полицейского права и административного права.
Полицейское право как теория управления возникает на этапе перехода от феодальной раздробленности к монархическому централизованному государству.
Термин этот греческого происхождения от слова politeia (от polis - город), означавшего городское, государственное устройство. В таком первоначальном смысле термин этот перешел в латинский язык под формой politia и в таком значении употреблялся средневековыми учеными. Но с конца XIV века его начали употреблять сначала во Франции, а затем и в Германии, но в несколько ином смысле; под французским термином police, policite и немецким polizei стали понимать совокупность различных элементов общественного порядка, общественное благополучие, а также и правительственную деятельность, направленную на их обеспечение. Он включал всю совокупность дел светского управления - res politicae, в отличие от res ecclesiasticae, дел церковных. Сначала термин "полиция" в этом широком смысле вошел в употребление в официальном языке законодательства и администрации, а затем вошел и в научную литературу, представители которой применили его и к характеристике направления, в течение долгого времени господствовавшего в истории различных государств.
Как самостоятельная сфера научного знания полицейское право появляется в Германии в XVIII веке. Здесь имеются в виду работы Иоганна Генриха фон-Юсти и Иосифа Зонненфельса - двух ученых, признаваемых основателями науки полиции и полицейского права. Их главная заслуга состоит в том, что они дали более или менее цельную и законченную систему того обширного научного материала, который накапливался, разрабатывался и освещался уже задолго до них. Этот материал дала прежде всего сама жизнь, жизнь общества и государства, интересы которых и породили потребность в особой дисциплине для изучения и их научной разработки.
Сочинения Юсти и Зонненфельса оказали большое влияние на современное им общество и были переведены на русский язык. Под их влиянием наука полиции сделалась предметом усиленной разработки среди немецких ученых и вскоре вошла в круг преподавания юридических факультетов. Среди ученых российской науки полицейского права следует назвать С.Е. Десницкого, В.Н. Лешкова, Н.Х. Бунге, В.Ф. Дерюжинского, М.И. Шпилевского, И.Е. Андреевского, А.Я. Антоновича, В.В. Ивановского, И.Т. Тарасова.
В XIX веке стало очевидно, что правительственная опека над различными сторонами народной жизни далеко не приводит к тем благодетельным результатам, на которые привыкли рассчитывать сторонники полицейской регламентации. Коренные недостатки, присущие полицейскому государству, вызвали во всех общественных классах стремление к замене его таким государственным строем, который обеспечивал бы всем и каждому гражданскую и политическую свободу и в котором вместо воли одного монарха господствовала бы воля всего народа. Правительства перестали смотреть на полицейскую регламентацию как на необходимое средство и наилучший путь к достижению общего благополучия; в ней, наоборот, стали видеть источник многих бедствий и преграду к свободному развитию сил и способностей народа.
Под полицией стали понимать охрану государственного порядка посредством ограничения свободы отдельного лица в форме принуждения. В обыденной жизни того времени под словом "полиция" понимали прежде всего полицейский персонал, то есть наружную полицию, а также выделяли полицию учреждений, охраняющую жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок, публичную безопасность. По объектам и предметам, которых касается полицейская деятельность, полиция делится на три категории: 1) административная полиция; 2) полиция безопасности; 3) судебная полиция. Эти проблемы разрабатывались в рамках полицейского права российскими учеными в XIX веке и начале XX века.
Таким образом, прежний термин "полиция" утратил свое первоначальное значение. Прежде под полицией понимали всю внутреннюю политику государства, но с течением времени это понятие стало суживаться и его начали употреблять не в значении всей деятельности государства в области административного управления, а лишь отдельной его отрасли, связанной с деятельностью специальных органов, обеспечивающих общественную безопасность.
В XIX веке в Европе начинается новый этап развития науки о государственном управлении - появляются учение о государственном управлении и административное право.
Это было связано с тем, что в этот период в экономическом и политическом строе европейских государств последовал ряд крупных перемен, изменивших основу полицейского государства и поставивших перед юридической наукой ряд новых и вместе с тем крайне сложных вопросов. В этот период происходит законодательное закрепление основных неотчуждаемых прав личности, установление задач государства и пределов государственного вмешательства в жизнь общества, обеспечение законности в управлении. Прежней концепции полицейского государства пришла на смену концепция правового государства, в котором гарантировалась свобода личности от произвола администрации. В правовом государстве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, гарантировалось невмешательство власти в частную жизнь граждан. Методологической основой концепции правового государства стали работы И. Канта, учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.
Другой характерной чертой правового государства является подчинение всей его жизни и деятельности закону. Ему подчиняются не только граждане, но и все органы государства, особенно же представители администрации. Философским обоснованием правового государства явилось учение Канта. По этому учению человек отнюдь не должен быть средством для достижения каких-либо целей; человек есть цель в самом себе: признание человеческого достоинства абсолютной целью составляет безусловное требование нравственного закона (категорический императив).
Эти изменения в жизни общества в значительной степени подготовили почву для появления нового направления в системе административной науки.
Наиболее полно и систематизированно в тот период теория государственного управления в условиях правового государства была разработана немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890 гг.). Его основные идеи о государственном управлении изложены в 7-томном труде "Учение об управлении" (Stein. Verwaltungslehre. Stuttgart. 1865. 7 vol.), а также в книге Handbuch der Verwaltungslehre. Stuttgart. 1876. На русском языке работа Л. Штейна вышла в переводе и под редакцией профессора Санкт-Петербургского университета И.Е. Андреевского под названием: "Учение об управлении и праве управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии" .
--------------------------------
Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб., 1874.

Характеризуя сущность учения Л. Штейна о государственном управлении, необходимо отметить, что под управлением он понимал такую сферу государственной деятельности, посредством которой государственная воля (закон) осуществляется в государственной жизни. Таким образом, по мысли Л. Штейна, управление призвано для осуществления государственной воли, закрепленной в законодательных актах законодательными учреждениями. Сущность и понятие управления состоят в том, что благодаря ему воля государства - закон получает осуществление в объективно существующих отношениях действительной жизни через посредство силы и деятельности последнего.
Важные методологические выводы о природе, сущности и организации государственного управления содержались и в трудах российских ученых-юристов XIX начала XX века, таких как А.Д. Градовский, А.И. Елистратов, М.Н. Коркунов, В.В. Сокольский, М. Рейснер, Н.И. Лазаревский и ряд других.
В своем фундаментальном труде "Начала русского государственного права" А.Д. Градовский отмечал, что государственное управление является предметом как государственного права, так и права управления (административного права). Он писал, что учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится. При этом он отмечал, что учение об осуществлении государственных целей может быть рассматриваемо, с одной стороны, с точки зрения практических мер и способов, необходимых для достижения разных целей государственного управления; учение об этих практических мерах и способах и составляет науку об управлении, или полицейское право. Государственное право, принимая также в расчет те цели, к осуществлению которых стремится государство, не говорит, однако, о практических мерах к их осуществлению. Оно имеет в виду: во-первых, распределение этих задач между разными государственными установлениями и, во-вторых, организацию установлений, соответствующую предположенным целям.
В.В. Сокольский отмечал, что все учение об управлении может быть разделено на учение об органах управления, заключающее в себе систематическое изложение совокупности юридических норм, определяющих организацию и компетенцию органов управления и на учение о самой деятельности управления, содержащее систематическое изложение юридических норм, определяющих меры и способы управления.
А.И. Елистратов в курсе лекций "Административное право" писал, что законность деятельности государственной власти достигается благодаря возможности обособить законодательную функцию государства от прочих функций государственной деятельности. Государственное управление становится правомерным и подзаконным по мере того, как законодательная функция - задача издания законов - различается и обособляется от задачи государственного управления. Признавая право регулятором публичных отношений, возникающих между органами власти и обывателями, государственная власть этим самым нисколько не ограничивает себя в своей законодательной функции. Она не изменит началу законности, если отменит новым законом любой из ранее изданных ей законов. Но, верная началу законности, власть должна подчиняться закону в делах государственного управления.
Таким образом, административная деятельность, осуществляющая предначертания законодательных органов и направленная к непосредственному удовлетворению нужд и потребностей государства, и составляла, по мнению юристов XIX начала XX века, содержание предмета административного права.

Наука административного права в России возникла и развивалась, по признанию русских ученых-административистов, под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Заметный след в развитии русского административного права оставили Н.

Как и в странах Западной Европы, наука российского административного права развивалась как наука полицейского права (наука о полиции), и ее зарождение относится к началу XIX в. В развитие российского полицейского права внесли заметный вклад многие исследователи: И.Е. Андреевский, Э. Берендтс, Н.Н. Белявский, П. Гуляев, В. Дерюжинский, В.В. Ивановский, В.Н. Лешков, А.С. Окольский, М.К. Палибин, И.Т. Тарасов, И. Шеймин, М.М. Шпилевский. На становление полицейского права значительное влияние оказало также развитие самой полиции и полицейских учреждений.

Полицейское право как наука изучало полицейское законодательство, т.е. представляло его систематизирование, выявляя обстоятельства и причины, обусловившие появление полицейских законов и положений. Относительно сущности науки полицейского права среди русских и зарубежных полицеистов единства не наблюдалось: одни называли ее наукой полиции (Р. фон Моль); другие именовали ее полицейским правом (Г. фон Берг, И.Е. Андреевский); французские юристы дали ей название административного права; Л. Штейн говорил о науке внутреннего управления. Объект науки полиции также был спорным:

одни включали в него финансовое и военное управление, другие — все внутреннее управление государства, кроме финансового, военного, судебного и дипломатического.

Что касается определения науки о полиции, то в литературе начала XX в. насчитывалось более ста формулировок.

Административное право конца XIX — начала XX в., понимаемое в широком смысле, включало в себя учение о всей совокупности юридических норм, определяющих деятельность административных органов (т.е. из предмета исследования исключались нормы о государственном устройстве, судебной деятельности и судоустройстве). Следовательно, в систему этой науки входили: военное управление, международное, финансовое, церковное и внутреннее управление. Однако центральным в системе науки административного права оставался вопрос об организации административных установлений (учреждений) в сфере внутреннего управления (их природа, формы устройства, отношения). Другим важным вопросом являлась деятельность административных учреждений по формальному применению административно-правовых норм (формы управления). И наконец, наука административного права включала в себя административную юстицию как особую форму разрешения коллизий (споров), возникающих в процессе административной деятельности. В совокупности три указанных вопроса составляют Общую часть науки административного права. Материальная, или Особенная, часть науки административного права включает нормы, которые определяют задачи деятельности административных учреждений, а также способы и средства их осуществления. В Особенную часть науки административного права входили учения: 1) о полиции безопасности; 2) о народном здоровье; 3) о духовном развитии; 4) об экономическом благосостоянии.

В краткий обзор истории развития российского административного права необходимо включить и период действия советского административного права; по нашему мнению, не следует отказываться от некоторых его достижений.

Однако это развитие было противоречивым. В первые годы советской власти административное право преподавали профессора, которые работали в российских университетах еще до революции. Среди них можно назвать В.Л. Кобалевского, А.Ф. Евтихиева, А.И. Елистратова.

К началу XX столетия наука государственного управления прошла двухвековой путь своего развития. За это время постепенно сложилось само понятие этой науки, определились ее содержание, система, методы исследования, терминология и, наконец, наименование. А.И. Елистратов создал основные контуры Общей части административного права, с которой мы имеем дело и по сей день.

С принятием в 1936 г. Конституции СССР начался новый этап развития науки административного права. Основной Закон установил систему органов управления как особую группу органов Советского государства, закрепил подзаконный характер исполнительно-распорядительной деятельности этих органов, их систему.

Одним из важнейших событий в истории развития науки права стало Совещание по вопросам науки Советского государства и права (июль 1938 г.), на котором понятие права было определено как обладающая определенными признаками система норм. На совещании было решено восстановить науку административного права. Отмечалось, что роль административного права возрастает в силу большой значимости государственного управления и необходимости разработки следующих вопросов: определение предмета и содержания науки советского административного права, а также полномочий органов государственного управления, анализ методов руководства хозяйством, социально-культурным строительством и т.д.

В 1940 г. был опубликован первый учебник административного права после восстановления этого учебного курса в системе учебных юридических дисциплин. Его авторы подчеркивали социалистическую сущность советского государственного управления. Предмет науки административного права определялся через понятие исполнительно-распорядительной деятельности; были сформулированы принципы советского государственного управления, перечень которых сохранялся до конца 80-х гг.; установлена система административного права, состоящая из Общей и Особенной частей.

В течение 1950—1980 гг. было издано множество монографий и научных статей, посвященных таким важнейшим вопросам и институтам административного нрава, как: теория административного права; предмет административного права и его особенности; субъекты административного права; методы и формы управленческой деятельности; административная юрисдикция; законность в сфере государственного управления.

В середине 80 — начале 90-х гг. ученые делают заметные шаги в развитии и анализе таких важнейших теоретических вопросов науки административного права, как сущность и предмет административного права; систематизация и кодификация административного права; применение его норм; содержание государственного управления и его формы и методы; система и правовое положение органов государственного управления; государственная служба; административный процесс; административная юрисдикция; обеспечение законности в государственном управлении. Особое внимание уделяется роли человечек. Кроме советских ученых-административистов так считали и зарубежные исследователи советской правовой системы вообще и административного права в частности такого фактора в повышении эффективности деятельности органов управления, ответственности в управлении.

Не остались без внимания и политические процессы, происходившие в то время в стране. Ученые анализировали следующие актуальные проблемы:

демократизация аппарата государственного управления;

правовое обеспечение процесса демократизации аппарата государственного управления;

совершенствование организационной структуры управления в условиях демократизации государственного аппарата;

развитие самоуправленческих начал и государственное управление;

повышение требований к государственным служащим;

сочетание самоуправления, коллегиальности и единоначалия;

демократизация процесса выработки и принятия управленческих решений;

институт юридической ответственности в условиях демократизации аппарата управления;

контроль за деятельностью управленческого аппарата.

Возрос интерес ученых и к проблеме административного договора, административно-деликтного и полицейского права, к административной деятельности органов внутренних дел. Дальнейшее развитие получили также проблемы адмииистративно-юрисдикционного процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

После принятия в 1993 г. новой российской Конституции, новых федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации перед наукой административного права встали важнейшие задачи развития многих сфер управления и административного права. Среди приоритетных направлений административно-правового исследования можно назвать следующие: сущность и современные задачи, функции и принципы государственного управления и местного самоуправления; становление системы местного самоуправления и анализ ее важнейших элементов; проблемы финансирования исполнительной власти в России; принципы и функции современного административного права; создание нового административного законодательства и его дальнейшая систематизация и кодификация; административно-применительная деятельность; административный процесс; административная юстиция (административно-судебная деятельность); новая структура административного права; выделение новых подотраслей административного права; проблемы государственной службы (публичной службы); укрепление законности и дисциплины в сфере государственного управления.

В ближайшие годы ученым-административистам предстоит нелегкая и длительная работа по созданию современной теории административного права, по определению его понятий и институтов, по выделению подотраслей административного права и уточнению его системы и структуры. Такой труд посилен только большому коллективу ученых, активно занимающихся разработкой проблем современного административного права.

В настоящей книге авторами рассматриваются в большей мере вопросы, характеризующие сущностные черты и элементы современной административно-правовой материн. Особое внимание уделяется таким вопросам, как природа, объем, цели, модели и принципы административного права; его соотношение с частным правом; характерные черты административной системы; природа административных действий; административные акты; административные процедуры и административная юстиция (административные суды); административный и судебный надзор.

Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука, учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия.




В середине XIX в западноевропейских странах была создана система административных судов, в которых можно было обжаловать решения (действия, мероприятия) административной власти. Возникновение административных судов преследовало цель создания повышенной правовой защиты граждан от произвола государственной администрации.

Наука административного права как в царской России, так и после революции 1917 г. включала в себя многие из сохранившихся до нашего времени административно-правовых институтов, таких как управленческое право, полицейское право, охрана общественного порядка, принуждение, акт управления, государственная служба, поэтому опыт дореволюционной России применим и сегодня. Как и в странах Западной Европы, наука российского административного права развивалась как наука полицейского права (наука о полиции), и ее зарождение относится к началу XIX в. В развитие российского полицейского права внесли заметный вклад многие исследователи: И.Е. Андреевский, Э. Берендтс,Н.Н.Белявский, П. Гуляев, В. Дерюжинский, В.В Ивановский, В.Н. Лешков, А.С. Окольский, М.К. Палибин, И.Т. Тарасов, И. Шеймин, М.М. Шпилевский. На становление полицейского права значительное влияние оказало также развитие самой полиции и полицейских учреждений.

Российское полицейское право как учебный курс на рубеже XIX-XX вв. включал в себя следующие составные части: 1) понятие и содержание науки полицейского права; источники действующего полицейского законодательства; меры полицейского принуждения; 2) полиция безопасности (предупреждение и пресечение преступлений; меры наблюдения за печатью; предупреждение и пресечение опасностей, не зависящих от человека; меры строительной полиции и т.д.); 3) полиция благосостояния (образование; меры обеспечения материального благосостояния; меры содействия развитию сельского хозяйства и торговой промышленности).

Административное право конца XIX - начала XX в., понимаемое в широком смысле, включало в себя учение о всей совокупности юридических норм, определяющих деятельность административных органов (т.е. из предмета исследования исключались нормы о государственном устройстве, судебной деятельности и судоустройстве). Следовательно, в систему этой науки входили: военное управление, международное, финансовое, церковное и внутреннее управление. Однако центральным в системе науки административного права оставался вопрос об организации административных установлении (учреждений) в сфере внутреннего управления (их природа, формы устройства, отношения). Другим важным вопросом являлась деятельность административных учреждений по формальному применению административно-правовых норм (формы управления). И, наконец, наука административного права включала в себя административную юстицию как особую форму разрешения коллизий (споров), возникающих в процессе административной деятельности. В совокупности три указанные вопроса составляют общую часть науки административного права. Материальная, или особенная часть науки административного права включает нормы, которые определяют задачи деятельности административных учреждений, а также способы и средства их осуществления. В Особенную часть науки административного права входили учения: 1) о полиции безопасности; 2) о народном здоровье; 3) о духовном развитии; 4) об экономическом благосостоянии.

1. Первый период (примерно до середины 1918 г.) характеризуется ликвидацией сословий, гражданских и военных чинов, национализацией большой части национального хозяйства, уничтожением частной собственности на землю, монополизацией банков. В этот период государственная власть была чрезвычайно децентрализована; децентрализация была введена даже в армии, когда вся власть в армии была передана солдатским советам. Только Декретом от 22 апреля 1918 г. эта система в армии была ликвидирована и введена, как и прежде, система назначений командиров.

2. Второй период (середина 1918 г. - начало 1921 г.) - эпоха так называемого военного коммунизма, когда важнейшие отрасли экономики были сосредоточены (централизированы) в руках самого государства. Своей наивысшей точки развития эти процессы достигли в преддверии новой экономической политики. Таким образом, характерная для первого периода децентрализация сменилась централизацией государственной власти.

3. С введением новой экономической политики в начале 1921 г. были декларированы новые принципы организации управления. Государство хотело руководить лишь важнейшими отраслями промышленности. Остальное задумывалось предоставить в частные руки и развивать на условиях частной инициативы. Поэтому объем государственного управления заметно уменьшился. Чтобы укрепить законность управления, была создана прокуратура, которая имела большие полномочия в сфере надзора за законностью совершения управленческих действий, а также вид административного судопроизводства (судебного контроля) для споров, которые возникали из пользования землей (Земельный кодекс, ст. 206 и др.). В этот период, который продлился до конца 1928 г., было сделано много попыток кодифицировать административное право. Однако в тех республиках, где эти попытки имели место, они не завершились успехом. Только на Украине 12 октября 1927 г. был принят Административный кодекс, который вступил в силу с 1 января 1928 г. Кодекс объединил множество вопросов, например: административные штрафы, гражданство, религия, контроль за промышленностью и торговлей, жалобы на управление. Однако кодификация не объединила всех вопросов административного права; в ней, например, отсутствовали общие определения организации управления и положения о системе субъектов административного права, индивидуальные административные акты и административные договоры, ответственность государственных служащих, публично-правовое возмещение убытков, правовое регулирование социальной зашиты и т.д.

4. С первыми пятилетками (с 1 октября 1928 г.) начался четвертый период развития советского административного права (до 1936 г.), охарактеризовавшийся стремительным оттеснением частного хозяйства и его заменой государственным хозяйством и колхозами (совхозами). Эти нововведения повлекли за собой и соответствующие изменения в советском законодательстве. Можно здесь вспомнить введении паспортов[24].

С принятием в 1936 г. Конституции СССР начался новый этап развития науки административного права. Основной закон установил систему органов управления как особую группу органов Советского государства, закрепил подзаконный характер исполнительно-распорядительной деятельности этих органов, их систему.

Одним из важнейших событий в истории развития науки права стало Совещание по вопросам науки советского государства и права (июль 1938 г.)[25], на котором понятие права было определено как обладающая определенными признаками система норм. На совещании было решено восстановить науку административного права. Отмечалось, что роль административного права возрастает в силу большой значимости государственного управления и необходимости разработки следующих вопросов: определение предмета и содержания науки советского административного права, а также полномочий органов государственного управления, анализ методов руководства хозяйством, социально-культурным строительством.

В 1940 г. был опубликован первый учебник административного права после восстановления этого учебного курса в системе учебных юридических дисциплин[27]. Его авторы подчеркивали социалистическую сущность советского государственного управления. Предмет науки административного права определялся через понятие исполнительно-распорядительной деятельности; были сформулированы принципы советского государственного управления, перечень которых сохранился до конца 80-х гг.; установлена система административного права, состоящая из Общей и Особенной частей[28].

В течение 1950-1980 гг. было издано множество монографий и научных статей, посвященных следующим важнейшим вопросам и институтам административного права.

Основными достижениями науки административного права последних 70-80 лет являются: 1) возрастание государственного вмешательства (государственного регулирования) в экономику, особенно в такие сферы, как градостроительство, благоустройство территории, защита окружающей природной среды; 2) внутренние преобразования административного законодательства; 3) развитие судебной практики по административным делам; 4) разработка правовых проблем процесса публичного управления; 5) защита прав и свобод граждан от действий и решений государственного управления (административное судопроизводство); 6) установление законодательных основ публичной службы, профессиональных чиновников; 7) повышение качества нормативного регулирования административного договора и усиление его роли в управленческой практике; 8) новая структура административного права, которая видоизменялась под воздействием нового административного законодательства.

Во многих странах (например, в Германии) дальнейшее развитие административного права находилось под воздействием принятых административно-процессуальных законов (кодексов), в которых устанавливался порядок издания административного акта, заключения административного договора и многие другие управленческие (административные) процедуры.

Другой важной тенденцией, которая развивается в последние годы особенно заметно, является постепенное вытеснение учения об особом властном отношении из административного права и замена его правоотношением между субъектами, урегулированным правовыми нормами и направленным на обеспечение правопорядка, безопасности общества и благосостояния граждан. Таким образом, акцент делается не на анализе имеющихся у органов управления властных полномочий, а на правильное, целесообразное, эффективное и законное их использование.

В середине 80-х - начале 90-х гг. XX столетия ученые делают заметные шаги в развитии и анализе таких важнейших теоретических вопросов науки административного права, как сущность и предмет административного права; систематизация и кодификация административного права; применение его норм; содержание государственного управления и его форм и методы; система и правовое положение органов государственного управления; государственная служба; административный процесс; административная юрисдикция; обеспечение законности в государственном управлении[31]. Особое внимание уделяется роли человеческого фактора в повышении эффективности деятельности органов управления, ответственности в управлении[32].

В 1995-2000 гг. было издано много научной и учебной административно-правовой литературы. Профессора А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах[33], А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов[34], А.П. Коренев[35], В.М. Манохин[36], Д.М. Овсянко[37], Ю.А. Тихомиров[38] и другие ученые опубликовали свои учебники по административному праву.

Возрос интерес ученых и к проблеме административного договора[40] административно-деликтного и полицейского права[41], к административной деятельности органов внутренних дел[42]. Дальнейшее развитие получили также проблемы административно-юрисдикционного процесса, производства по делам об административных правонарушениях[43].

После принятия в 1993 г. новой российской Конституции, новых федеральных законов, законов субъектов РФ перед наукой административного права встали важнейшие задачи развития многих сфер управления и административного права. Среди приоритетных направлений административно-правового исследования можно назвать следующие: сущность и современные задачи, функции и принципы государственного управления и местного самоуправления; становление системы местного самоуправления и анализ ее важнейших элементов; проблемы функционирования исполнительной власти в России; принципы и функции современного административного права; создание нового административного законодательства и его дальнейшая систематизация и кодификация; административно-применительная деятельность; административный процесс; административная юстиция (административно-судебная деятельность);

новая структура административного права; выделение новых подотраслей административного права; проблемы государственной службы (публичной службы);

Читайте также: