Как ездить в темноте в городе начинающему водителю

Обновлено: 28.06.2024

В который раз убеждаюсь, что в темноте ездить не могу . То есть, педалировать и рулить, конечно, темнота не мешает, но вот скорость . 60 - это почти потолок. Если появляется "лидер" - могу раскочегариться до 80. Потом лидер уезжает, и я снова плавно отползаю на свои 70.

Я не то чтобы комплексую, мой девиз - скорость должна быть комфортной. Комфортно мне в тумане 40 - я поеду 40, я никогда никуда не спешу, но вот просто интересно, все едут по темноте наобум, или действительно всё впереди видят?
Я до сих пор с ужасом вспоминаю велосипедиста, которого я обошел впритирку, полуослепленный встречным светом, пешехода, чуть не отломавшего мне левое зеркало. Я их просто в упор не вижу.
Я что, один такой инвалид детства? У других зрение совиное?

В начале 90-х, когда я начинал водить машину, столкнулся с той же проблемой. Днем нормально, а вечером ничего не вижу. У друзей опытных выспрашивал, как они обходятся. Причем так-то (не за рулем) видел даже получше многих. А годы были такие, что свет экономили - на неосновных магистралях света вообще не было. Совсем темно. Я с работы начал пораньше уезжать, чтобы до темноты до дома добраться. День короче к зиме - я с работы пораньше. Потом до смешного доходить начало, часа в 4 уже приходилось уходить. Тут-то я и задумался как же так? Решение оказалось простым: очки! До этого в очках не ходил. На шоферской комиссии тоже вердикт был однозначен: водить без очков, а вот оказалось не так. Зрение у меня где-то минус единица и в повседневной жизни без очков обхожусь легко. А за рулем нет. Днем еще туда-сюда, а вечером, когда зрачек раскрыт и глубина резкости уменьшается видно плохо. Если еще грязное стекло то совсем плохо. Купил очки в отделе готовой продукции (без рецепта) и проблема отпала. Уже 9 лет езжу и днем и ночью в очках. Вместо 20 метров вижу 200. Разница между пешеходом и водителем в скорости, а следовательно и времени оценки ситуации. Попробуйте - может быть у Вас те же проблемы?
Кстати, год назад в США сдавал на права, так там тоже сказали, что мне очки не нужны.

Значит надо сделать, чтобы было светло : Я не то чтобы комплексую, мой девиз - скорость должна быть комфортной. Комфортно мне в тумане 40 - я поеду 40, я никогда никуда не спешу, но вот просто интересно, все едут по темноте наобум, или действительно всё впереди видят?
Зависит от машинки, но и совковое чудо можно заставить светить.
1. Ставим лампочки по 100Вт (минимум). Возможно переделываем проводку. В Европе ограничение 60/55 Вт, поэтому провод ставят 1 мм^2. Этого мало. Надо минимум 2 квадрата, а лучше 4 (если 4 фары дальнего).
2. Если мало, то можно еще раскочегарить. Для этого увеличиваем напряжение питания фар. До 15В лампочки живут без проблем, а света дают просто море. И тон совсем другой, голубоватый такой.

Откровенно говоря, издали не рассматривал, как ночью выглядят мои 4*100 с "разгоном". Вблизи просто хана всему живому. Света как днем. Встречных жалко, но себя-то еще больше! Хотя, по правилам хорошего тона, перед встречным надо переключаться на ближний, что я неукоснительно соблюдаю. И разгон отключабельный. Я об этом в "тюнинге" недавно писал подробнее (как что сделать), что-то было про ксенон (срань господню).

Тань, город - не в счет. Там всегда светло. А я вот позавчера по Егорьевскому шоссе ехал. Ряд туда - ряд обратно, и так 80 км. Медленно и печально.

Физиология, или о "колбочках" и "пало Кстати, зато я имею проблемы с различением цветов, наверное это связанные вещи. :-)
Ты знал! Ты знал! Конечно, связанные.
За цветовосприятие отвечают "колбочки" (ну это такие элементы сетчатки) а за черно-белое зрение - "палочки". "Палочки" обладают гораздо большей светочуствительностью.
Вот ведь, блин! Начинаешь верить в то, что в книжках не только враки пишут! :)

Да я, да мы. Много нас таких Самая большая проблема у меня это езда по не освещённому участку дороги, ещё тяжко когда вдобавок дорога незнакомая. Диких пешеходов одетых во всё черное боюсь до жути, один раз переехал пьяного чувака на дороге, выдавив ему мозги на асфальт :(((
Вообщем боюсь: тёмные, неосвещённые деревни с гуляющими пьяными вдоль дороги. Удачи. Дима.

У меня была похожая проблема но только на оживленных, но все-равно темных шоссе , вроде Ленинградки. Когда из-за встречных-попутных дальним светом пользоваться нельзя, а машин не так много чтобы все время идти в кильватере. Вылечилось ездой со включенным светом в салоне. Т.е. то ли просто привык, то ли проблема была в ослепленнии фарами встречных.

У меня была похожая проблема но только на оживленных, но все-равно темных шоссе , вроде Ленинградки.
Ленинградку ночью ненавижу. Чуть не убрался там однажды. Попал правым колесом на скол асфальта у обочины, ну и потащило в кювет по грунтовой обочине. Отрулился, слава богу. С переруливаниями, резонансами, все "как положено" :) для чайника, но обошлось.

И я боюсь, но еду, боюсь, но еду :-) ничего не вижу, но и ничего не могу с собой поделать - 100-120 по трассе. А дело в том, что стремлюсь догнать лидера впереди, чтобы значит у него на хвосте висеть, а догнать не могу, и разгоняюсь чёрт знает как.
Свет в салоне, ночной режим зеркала здорово помогают.
Ну и конечно молитва, например "Отче наш".

Молитва, говоришь? Ню-ню :) Свет в салоне, ночной режим зеркала здорово помогают.
Сейчас речь немного не об этом.

Ну и конечно молитва, например "Отче наш".
Спасибо, я уже вырос из коротких штанишек. :)
Желание пустить девочкам на тротуаре пыль в глаза обычно пропадает, когда в машине собственный ребенок.

Ничего личного, без обид.

У меня как то почти на глазах. . парнишку на велике сбили на трассе ночью. Ехал я под Пензой по М5 около 2-х ночи - тяжеловато - дорога узковата,поток довольно активный навстречу - тут прыг! кошка прямо под колеса - хоть бы что успел - даже не дернулся - как неожиданно все вышло. Дошло значится наконец что на самом деле ни фига я не вижу во время и сразу после разъезда со встречным. Ну стал после этого дальний попозжее выключать,а включать сразу как поравнялся со встречным (даже метров за 5-10 до него - особо если дальнобойщик на фуре - ему уже не слепит - а мне хоть чуть раньше "зрячим" стать), ну и главное скорость сбросил на разъездах - один то с дальним до 100 разгоняюсь, а как встречный до примерно 50 гашу.
Ну и обгоняет иногда меня народ конечно - да я в общем то не возражаю - пристроюсь в хвост, потом на очередном разъезде со встречными - у меня нервы слабее окажутся - скорость погасил - отстал стал быть. Вот обогнала 4-ка жигули - через пару км отрываться начала - почти пропала из вида - и тут смотрю - аварийка на встречной заморгала - торможу - сначала ничего понять не могу - стекла битые на дороге, 4-ка эта самая с помятым крылом стоит - а в кого же он впилился то? Ой - лучше б может и не видеть было бы наверное - ну так куда ж денешься то. насмерть - тут и врачом даже не надо быть. Со встречной тоже уже пара машин остановилась - суета - туда-сюда - так а мужик в 4-ке в трансе каком то сидит,голова на руле, но вроде не пьяный - семья опять же его тут же - наконец подъехали (встречные ментов вызвали) - в общем на мужика страшно смотреть было тоже - он как из транса вышел - стал башкой об капот стукаться.. тьфу - в общем не дай Бог никому такого - всех жалко - был мужик как мужик - стал убийца поневоле, пацану тому лет 15 на вид, родители то еще не знают. а чего там на трассе в два ночи на "деревенском" велике (в смысле без отражателей всяких) делал - тоже уже не узнаешь.

Знаешь,Сань, вот показать бы такой документальный фильм - не запугать, нет - просто предупредить как оно бывает то иногда по жизни,как будто бы я со своими "50-ю" точно так же не мог сбить кого нить, как будто 50 км/час от всех напастей помогут, так ведь хочется в такие минуты время вспять ну хоть на 10 минут повернуть - переиграть все по новой - ан нет - уже все. Пусть сам решает как лучше действовать, какую скорость безопасной считает - просто как стимул для создания "запаса бозопасности" может пригодиться.

Есть похожий док. фильм. ПО ссылке, потом "Избренное", потом "разные видеофрагменты", а там второй снизу. Впечатляет :-((
Там еще много любопытного видео есть

Витамин А нифига не поможет.
Только правильный свет.

Лампочки блювишон (55/65!) в фары и допы - тогда в темноте будет комфортно.

к этому отнесутся встречные? Хорошо, допустим, свет отрегулирован правильно, никого не слепит, но тогда замена лампочек изменит только уровень освещенности видимого участка дороги, но изменит его размера. А именно это и ограничивает, ИМХО, скорость.

А еще стеклышки нужно протирать :) ДЫк какие проблемы?
Нет встречных - полный свет и при во всю дурь.
ЗАметил кого - сбросил скорость и свет притушил (или наоборот :)

Другого пти как бы нет.

+++ Это - главное и обязательное правило.

: я никогда никуда не спешу, но вот просто интересно, все едут по темноте наобум, или действительно всё впереди видят?

+++ Не знаю, как все, встречаются и летящие наобум. Но большинство что-то старается увидеть. Для этого есть некоторые приемы, помогающие контролировать обстановку.

1. Грязное стекло очень затрудняет жизнь при встречном свете. Надо, чтобы было чистым.

2. Встречный свет притягивает взгляд, но если на него не смотреть, как кролик на удава, то он абсолютно не мешает (с учетом п.1), а иногда и помогает что-то увидеть.

3. В разные моменты времени можно разглядеть разные участки дороги. Нужно тренироваться смотреть не туда, где интересно, а туда, где в данный момент что-то видно. Потом этот увиденный фрагмент даст свой вклад в общую картину (это не то же самое, что искать потерянные ключи под фонарем, а не там, где потерял).

4. Обращать внимание на последовательное мигание фар встречного и/или габаритных огней попутного автомобиля. Обычно это пешеход, переходящий дорогу, закрывает по очереди по одной лампочке от нашего взора (имеются в виду далекие машины). Аналогично, если правый габарит машины, идущей далено впереди нас то виден, то нет, то это может быть пешеход или велосипедист, движущийся вдоль дороги.

5. Еще куча подобных вещей, плюс более полное осмысление того, что удалось увидеть.

А : В который раз убеждаюсь, что в темноте ездить не могу . То есть, педалировать и рулить, конечно, темнота не мешает, но вот скорость . 60 - это почти потолок. Если появляется "лидер" - могу раскочегариться до 80. Потом лидер уезжает, и я снова плавно отползаю на свои 70.
:
: Я не то чтобы комплексую, мой девиз - скорость должна быть комфортной. Комфортно мне в тумане 40 - я поеду 40, я никогда никуда не спешу, но вот просто интересно, все едут по темноте наобум, или действительно всё впереди видят?
: Я до сих пор с ужасом вспоминаю велосипедиста, которого я обошел впритирку, полуослепленный встречным светом, пешехода, чуть не отломавшего мне левое зеркало. Я их просто в упор не вижу.
: Я что, один такой инвалид детства? У других зрение совиное?
:
:

Сорри. С утречка по клаве промазал. ;-) Хотел сказать - Ах, как правильно сказал - "Скорость должна быть комфортной!".
На знакомой дороге она одна, на незнакомой - другая.
А в темноте надо ещё учитывать и возможные препятствия в виде ям и бросающихся под колёса людей. :-((
Так что в темноте, - Тише едешь - дальше будешь.

Это нормально Никто в темноте не умеет.
Просто нормальная самооценка и точное восприятие
возможностей машины.

> 60 - это почти потолок.

Это и есть потолок с ближним светом
Остановочный (не тормозной) путь будет как раз около границы
видимой области.

: Я до сих пор с ужасом вспоминаю велосипедиста, которого я обошел впритирку, полуослепленный встречным светом, пешехода, чуть не отломавшего мне левое зеркало. Я их просто в упор не вижу.
: Я что, один такой инвалид детства? У других зрение совиное?

Ты справился с ситуацией это и хорошо.

Это нормально Никто в темноте не умеет.
Просто нормальная самооценка и точное восприятие
возможностей машины.

> 60 - это почти потолок.

Это и есть потолок с ближним светом
Остановочный (не тормозной) путь будет как раз около границы
видимой области.

: Я до сих пор с ужасом вспоминаю велосипедиста, которого я обошел впритирку, полуослепленный встречным светом, пешехода, чуть не отломавшего мне левое зеркало. Я их просто в упор не вижу.
: Я что, один такой инвалид детства? У других зрение совиное?

Ты справился с ситуацией это и хорошо.

Вот мне тоже почему-то так кажется :) : > 60 - это почти потолок.
: Это и есть потолок с ближним светом
: Остановочный (не тормозной) путь будет как раз около границы
: видимой области.
Вот этим я, кажется, подсознательно и руководствуюсь. Равно как на всякий перегиб я въезжаю, ожидая, что на нем дорога повернет на 90 град. как минимум .
Может, со стороны и кажется, что я "тошню", но мне в таких случаях вспоминается анекдот про Змея Горыныча - "Пускай говно, пускай зеленое, зато живое!"

Надвигающиеся сумерки и ночь – это самое неблагоприятное время суток для вождения. Видимость на дороге снижается в разы.

Статистика показывает, что период с пяти до девяти часов вечера характеризуется наибольшим количеством дорожных происшествий. Но степень их тяжести невелика из-за низкой скорости движения: пробки, светофоры – дороги в это время переполнены транспортом с возвращающимися с работы людьми.

Самые тяжелые ДТП происходят в период с девяти вечера до раннего утра. И именно они случаются из-за плохой видимости, пренебрежения правилами дорожного движения, потери бдительности и усталости водителей.

В чем особенность вождения ночью?

Вождение в темное время включает в себя несколько специфических особенностей. Так, характерной чертой является ограниченная зона видимости – только освещенная от фар часть дорожного полотна и слабоосвещенная часть улицы от фонарей, когда дорога лежит через оборудованную уличным освещением местность.

Считается, что в темное время, ночью, количество автомобильного транспорта значительно снижается и передвижение по трассе без плотного потока машин становится гораздо проще. Однако, вернемся к статистике: почти половина всех дорожно-транспортных происшествий приходится на ночное время.

Чтобы быть готовым к особенностям ночной поездки, ознакомьтесь с несколькими простыми приемами и советами в этой статье.

Как правильно управлять автомобилем ночью?

Управление машиной в ночное время требует сосредоточенности и внимания. Это обусловлено несколькими факторами: ограниченным расстоянием видимости; невозможностью следить за линией горизонта, предвидеть резкие спуски и подъемы, неровности дороги.

Водитель не должен пропустить ни одного дорожного знака, так как разглядеть предстоящий поворот заранее будет не так легко.

В продолжительной поездке, при плохих погодных условиях регулярно очищайте зеркала и стекла. Налипший слой снега, грязи, насекомых могут значительно снизить видимость и обзор. Избегайте передвижения с треснутыми стеклами и зеркалами. Старайтесь производить их замену своевременно, иначе движение не будет комфортным.

зона видимости пешеходов

Иллюстрация видимости пешехода и растояния торможения

Чтобы иметь возможность своевременно среагировать на дорожные знаки – скорость движения автомобиля должна соответствовать правилам безопасного движения. Рекомендуется, при движении на темных, неосвещенных участках с включенными фарами ближнего света, не превышать скорости 50 км/ч. Скорость будет небольшая, но позволит своевременно объехать препятствия или остановиться. Например, если внезапно на вашей полосе встретится знак аварийной остановки при ДТП или поломке авто, который заранее увидеть не так просто.

Вспомните, что есть полезные функции в современных автомобилях. Ночная поездка – повод воспользоваться регулировкой яркости освещения приборной панели. Вы продолжите движение, а приглушенный свет не будет отвлекать от дороги.

Важно помнить, что кроме дисциплинированных водителей на дороге можно встретить и тех, кто пренебрегает безопасностью. Невнимательные пешеходы, велосипедисты, которые сливаются цветом одежды с обочиной и не носят специальных отражателей, могут стать неприятным сюрпризом на пути. В городе, пригородной зоне и дачах – вероятность встретиться с ними очень большая, и лучше двигаться с разрешенной скоростью не более 60 км/час.

Управление автомобилем в плохую погоду

Сложность вождения при плохих погодных условиях и, собственно, различный подход в управлении имеют прямую зависимость от природы соприкасающейся поверхности. Проще говоря, все вариации вашего поведения на дороге будут различны исходя из того, едете вы по мокрому асфальту, снегу или льду.

Конечно, в целом, факторов, оказывающих влияние на сцепление шин с дорогой много: тип протектора, температура воздуха и шин, скорость движения. Но самый главный и очевидный параметр – качество дорожного покрытия. Вот наглядный пример, как ухудшается соприкосновение шин с изменением погодных условий и, как следствие, дорожного покрытия.

коэффициенты сцепления


Итак, если в поздней поездке вас застал снег, туман или дождь, не будет лишним знать некоторые особенности управления. Рассмотрим каждый вариант индивидуально.

Ночь и снег

Холодное время года приносит много неудобств: скользкая дорога, сугробы, снегопады и метели. Световой день становится короче, а ночи длиннее. Если помнить несколько важных моментов, можно значительно снизить безопасность вождения ночью в зимнее время года.

Видимость в темное время суток в снегопад или метель может составить всего пару метров. Мокрый снег легко налипает на теплое лобовое стекло, а автомобильные щетки замерзают и плохо очищают. Чтобы снег не примерз и не превратился в лед, изредка делайте остановку и очищайте щетки.

Скорость движения в метель не должна быть большой, потому что следить за дорогой очень сложно. Если снегопад продолжается пару часов, дорога может быть довольно хорошо занесена снегом, под которым скрылась колея. Такие снежные заносы значительно снижают сцепление колес с дорогой.

Проезжать снежные заносы и небольшие сугробы лучше всего на скорости. Но если машина забуксовала, нужно расчистить пространство под колесами, подложить ветки или доски и снова повторить попытку проехать.

Еще одна опасность может ожидать в случае, если трасса покрыта свежим снегом. Скорее всего в центре дороги и на обочинах снег не укатан и лежит достаточно глубоким сугробом. Поэтому при обгонах и съезде на край нужно быть достаточно осторожным и внимательным.

инфографика вождение в гололед

Советы по вождению в гололед

И все же, наиболее опасным при вождении зимой является гололед. В таком случае сцепление колес с дорогой уменьшается в разы, тормозной путь увеличивается — техника управления машиной должна быть на хорошем уровне. Здесь, не стоит забывать о скоростном режиме – движение должно быть на невысокой скорости. Главной целью при такой езде будет являться предупреждение заноса и пробуксовки.

Вот пара советов управления автомобилем в гололед:

Не следует тормозить на поворотах. Подъем в горку и спуск с нее лучше осуществлять на низких передачах. При крутом подъеме лучше двигаться с равномерной скоростью, без остановок. Тронуться с места будет практически невозможно, и вы просто будете стоять на месте.

Опасным на зимней дороге является и торможение в гололед. Из-за того, что под разными колесами машины может оказаться лед, снег и асфальт, то как следствие, возникнет разное сцепление колес с покрытием. При торможении в такой ситуации автомобиль может развернуть и выбросить на встречную полосу. Этого в современных автомобилях поможет избежать система ABS, но все же лучше положиться на себя и не рисковать, а система подстрахует в критичной ситуации.

Таким образом, хочется обратить внимание:

  • скорость движения зимой должна быть небольшой;
  • готовьтесь к маневрам заранее, не тормозите резко;
  • не забывайте держать дистанцию перед едущим впереди транспортом.

Ночь и туман

Густой туман, трасса, ночь – это не фильм ужасов, а вполне реальная картина для русской осени. И далеко не самое любимое явление природы у водителей.

Здесь главную негативную роль играет фактор неожиданности: возникший из ниоткуда транспорт, выскочившее животное на дорогу – все это требует мгновенной ответной реакции. Но, чтобы на окутанной туманом дороге вас не поджидала неприятность, вот небольшая инструкция к действию.

Посмотрим на вариант с очень плотным туманом. Буквально пара метров и белая пелена перед глазами. Самым простым решением для вашей безопасности будет переждать этот момент и продолжить путь, когда видимость на дороге станет лучше. Но что делать если выбора нет, и вы вынуждены продолжать движение?

правила движения в туман

Важные моменты движения в туман

Запомните, что оценить расстояние до объектов в туманную погоду практически невозможно. Дальние объекты могут быть обманчиво близки. Следовательно, не превышайте скорость, а тем более не совершайте обгон.

Еще один совет – держите дистанцию. Так как дорога становится мокрой от влаги и тормозной путь по сырой дороге может увеличиться.

Не забывайте, что можно включить противотуманные фары. Они лучше освещают дорогу, да и ориентироваться на впереди едущие автомобили не всегда надежно. Если противотуманные фары настроены правильно, то свет от них будет ложиться по полотну, а также освещать обочину.

Глаза очень быстро устают от белого густого тумана – этот факт не стоит упускать из внимания. Если самочувствие и силы подводят, лучше остановиться и немного отдохнуть.

Движение следует осуществлять строго по своей полосе. При объезде припаркованного транспорта или стоящих машин на вашей полосе следует сначала подать звуковой сигнал, а затем уже совершать маневр.

Чтобы слышать звуки машин лучше, можно приоткрыть окно. При густом тумане на пустых дорогах водители часто время от времени подают звуковой сигнал, предупреждая тем самым встречных водителей.

При парковке лучше выбирать отдельный съезд или паркинг, так как на обочине дороги вас могут просто не заметить. Не забывайте при остановке включить габаритные предупреждающие огни и задние противотуманные огни.

Ночь и дождь

Почему сложно управлять автомобилем в дождь? Вся проблема заключается в плохом сцеплении шин авто с поверхностью асфальта. Вождение должно быть аккуратным, без резких торможений и маневров.

При резком торможении или обгоне на мокром асфальте машину может занести. Поэтому если дорога неровная, с лужами и колеей, лучше спокойно двигаться по своей полосе.

В грозу с сильным ветром очень часто ломает ветки и деревья, на дорогах валяется различный мусор. Поэтому будьте внимательны при движении, даже если едете на небольшой скорости, внезапный порыв ветра может вынести на дорогу что угодно.

рисунок правильного вождения в дождь

Причины аквапланирования и правильные действия

Самым удачным советом для поездки по мокрой дороге будет соблюдение скоростного режима не более 60 км/ч, особенно если присутствует колейность дороги. Проехать по луже или скорректировать путь в ходе движения будет намного легче, автомобиль при этом будет легок в управлении.

Заключение


Перед ночным вояжем необходимо тщательно подготовиться к путешествию. Протрите cтёкла и фары от наслоений грязи и пыли. Часто дорожная пыль выступает фильтром, отсекающим важную часть спектра. В особенности это актуально для ксеноновых фар, которым омыватели нужны, как воздух. Галогенные лампы работают на более тёплых частотах, но кристальная чистота не помешает и им.

Когда всё готово к дальнему путешествию, стоит понизить светимость панели приборов. За городом освещённость трассы резко снижается, яркие приборы начинают слепить. Регулятор их яркости обычно скрыт под рулевой колонкой. А нащупывание его в пути влечёт за собой потерю внимания. В общем, лучше настроить всё заранее.


Больше освещения

Ещё до наступления ночи, то есть в сумерках, необходимо самому позаботиться о видимости своего автомобиля. Ближний свет фар должен быть исправен. Если горит только одна фара, это может ввести окружающих в заблуждение о расстоянии и о местоположении вашей машины. А значит, возможны неадекватные действия водителей. К примеру, кто-нибудь пойдёт на обгон прямо в лоб, в ночи приняв автомобиль с одной фарой за далёкий грузовик. Если отказаться от поездки невозможно, то гореть должна левая фара. Таковы требования ПДД. Вдобавок можно включить и противотуманки.


Захватить электронного штурмана

Очень пригодится в дальней дороге навигационная система. Обычно в осенние ночи, да ещё в пасмурную погоду, видимость падает максимально, отчего конфигурация трассы не просматривается. Если выкрутить карту на максимальное приближение, то по экрану можно следить за грядущими поворотами и степенью их крутизны. Это поможет при планировании обгонов. Посматривая на карту время от времени и руководствуясь разметкой или знаками, можно выбрать относительно безопасный участок для совершения манёвра. Но не забывайте также смотреть и на дорогу!


Помнить о выскочках

Следить за светимостью воздуха

Предсказать появление приближающейся машины можно по отражённому свету её фар. От дальних прожекторов, в особенности светодиодных, окружающая атмосфера чуть-чуть люминесцирует. Свечение бежит впереди машины и заметно издалека, даже когда она скрывается за холмами. Кроме того, свет отражается от верхушек деревьев и даже от низко стелющихся облаков. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающих объектов. Если есть хоть минимальная светимость, то сложный обгон рискует обернуться неприятностями.

Не слепнуть


Сбавить скорость

Перед разъездом с встречным транспортом лучше сбросить скорость, чтобы тормозной путь укладывался в длину освещаемого фарами пространства. Это особенно актуально после переключения дальних прожекторов на ближний свет. К примеру, едешь быстро с мощными светодиодными лампами и видишь всё отменно на 150 метров вперёд, но после рывка рычажка на себя на окружающее пространство падает ночь и дорога впереди обволакивается чёрным покровом. Все предметы на дороге, ямы, куски вулканизированных покрышек, а также животные теперь выскакивают из темноты за 40-60 метров от машины. Лучше сбавить скорость до 70 км/ч. Рассчитать безопасную скорость просто. На принятие решения уходит 1 сек, и машина проскочит за это время примерно 19 м, ну а для торможения нужен ещё 31 м. Получается 50 м, а это как раз длина пути до полной остановки у легковых автомобилей на сухом асфальте со скорости 70 км/ч.


Следить за мелькающими фарами

Дикие животные ночью представляют особую опасность. Они плохо заметны в темноте и могут непредсказуемо броситься под колёса. Но есть неплохой способ их обнаружения. Обычно лоси могут стоять на обочине или прямо на асфальте и глазеть на огни транспорта. Заметить издалека их трудно. Но если дорога изгибается, то в свете встречных фар можно разглядеть быстрое мелькание каких-то предметов. Это могут быть кусты или животные. Игнорировать мелькание нельзя ни в коем случае. Лучше снизить скорость до 50-60 км/ч.

Не обгонять сразу крупногабаритный транспорт


Вождение ночью – настоящее испытание навыков водителя и технического оснащения автомобиля. Иногда лучше отказаться от такой поездки и перенести её на утро, но если возможности нет, то стоит соблюдать простые правила, которые сделают движение в тёмное время суток безопаснее.

Соблюдайте скоростной режим

Ещё с автошколы всем водителям твердят, что скоростной режим ночью должен быть ниже, чем днём. Это обусловлено ограниченной видимостью: чтобы успеть среагировать и затормозить, нужно сначала увидеть препятствие, а в темноте сделать гораздо сложнее. Auto3N советует – дистанцию до других автомобилей лучше увеличить, ночью труднее определить правильное расстояние до них и оценить габариты транспорта.

Правильно используйте фары

Чем лучше вы видите дорогу ночью, тем безопаснее ваше вождение. Но существуют нормы и правила, которые нельзя нарушать. Например, важно всегда выключать дальний свет при приближении встречного автомобиля. Настройка фар также играет роль в поездках в темноте. Выбирайте их, исходя из рекомендаций производителя, чтобы избежать проблем. И не забудьте правильно отрегулировать луч света, сделать это можно в любом автосервисе. Стёкла и фары нужно регулярно чистить, даже небольшой слой пыли способен значительно ухудшить обзор.

Следите за усталостью

Наши биологические часы всегда напоминают об усталости с наступлением темноты. Вождение в таких условиях тоже отнимает много сил, поэтому у людей снижается концентрация и скорость реакции. Бороться с усталостью помогут периодические остановки, небольшая физическая активность, кофе, крепкий чай, еда или перекус, например, сухарики или орешки.

Победите сонливость

Не смотрите на фары встречных автомобилей

Когда навстречу едет автомобиль с дальним светом, спастись от этого поможет простой способ: закройте один глаз, пока машина вас слепит. Эти несколько секунд не повлияют на безопасность, но улучшат видимость, хотя бы одному глазу не придётся снова привыкать к темноте. ПДД в случае ослепления рекомендуют включить аварийку, снизить скорость и затормозить.

Ещё один способ – перевести взгляд в нижний правый угол на разметку обочины. По ней можно сориентироваться в первое время, но если на пути будет препятствие, вы его не заметите. Кстати, можно моргнуть дальним светом такому водителю, вдруг он просто забыл выключить свет и исправит это.

Автор публикации

Auto3N

Электронный журнал Авто3н

В комментарии привожу крик души от Oleg Radul, опубликованный им ещё 20 мая 2015 на его страничке в фэйсбуке, возможно кто-то прочитает и задумается:

Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.

40 дней назад мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: “Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится.” Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл “профессиональным балаболом”: мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться… Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.

Глядя на их изуродованную машину (да, это она на фото), побывав на месте аварии, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: “Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом.”

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость “Устал — отдохни”, которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2) Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

4) Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно … ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…

И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: “Слыш, ты в порядке?”. Ответ всегда будет один и тот же: “В порядке.”. Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: “А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?”, или “Сколько нам еще осталось до …”, а лучше даже что-то более сложное, вроде: “Как ты думаешь, что лучше подарить на день рождения?”. И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: “Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь”.

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.

Читайте также: