Как называется форма самоорганизации наиболее активных граждан
Обновлено: 28.06.2024
2. Гражданское общество представляет собой сложную многоуровневую самоорганизующуюся социальную систему, состоящую из целого ряда подсистем, в основе которой находятся права человека, а важнейшим фактором построения и ее функционирования является человек как активный социально- правовой субъект, то есть автономная и ответственная личность. При этом самоорганизующиеся свойства гражданского общества зависят от степени социальной активности и интересов индивидов, реализующихся ими в процессе социального взаимодействия.
3. Самоорганизующиеся свойства общества зависят от степени социальной активности и интересов индивидов, реализующихся ими в процессе социального взаимодействия, определяя эффективность функционирования всей системы социальных связей и свойства общества как открытой социальной системы. Особенностью современного этапа развития социальной системы в России является нарушение внутреннего потенциала самоорганизации общества вследствие низкой социальной активности граждан. Принципы гражданского общества и правового государства, составляющие основу для социальной самоорганизации, формально закреплены в Конституции РФ, созданы механизмы для реализации социально- политической активности личности, однако они не реализуются в полной мере, вследствие исторически сложившейся атомизации и десолидаризации российского общества, а также низкого уровня стремления граждан проявлять социальную активность, выражать солидарность, защищать свои права и реализовывать интересы.
4. Процессы самоорганизации российской социальной систем определяются ее историческим развитием и самовоспроизводством доминирующего влияния государства в социальной системе. Опыт социальной самоорганизации граждан является крайне низким, что приводит к упованию на государство в решении большинства проблем общества, причем даже в тех сферах, где, как свидетельствует международный опты наиболее эффективно функционируют самоорганизующиеся социальные институты. В результате процессы самоорганизации локализованы на решении краткосрочных социальных проблем и имеют неустойчивый характер.
5. В России широкое распространение получили искусственно создаваемые государством институты самоорганизации общества, которые фактически не отражают интересы граждан и не обеспечивают развития общества в соответствии с изменяющими потребностями социума и внешними условиями его существования. Данная тенденция создает лишь иллюзию стабильности социальной системы, парализуя естественные процессы ее адаптации через самоорганизацию и тем самым накапливая потенциал социальной напряженности. Нарушение процесса самоорганизации общества путем создания некоммерческих организаций лишает государство возможности отслеживать точки социального напряжения и факторы нестабильности социальной системы, которые в чистых условиях и являются основанием для их создания.
6. Особенности исторического развития России свидетельствуют о том, что восстановление самоорганизационных механизмов российского социума невозможно без государственного вмешательства. Однако это вмешательство должно основываться не на грубом насаждении институтов гражданского общества и самоорганизации населения, а на стимулировании потребности общества в реализации социальной активности, защите своих прав и интересов, дифференциации социальных связей и формирования устойчивых социальных институтов. Только такая политика способна восстановить нарушенные социальные процессы и стимулировать самоорганизационный потенциал эволюции социальных институтов в соответствии с реальными запросами развития социума и внешних условий его существования.
Научно-теоретическая значимость диссертации обусловлена актуальностью исследования процессов социальной самоорганизации в России на современном этапе, определения факторов, влияющих на динамику и особенности данного процесса, а так же раскрытия перспектив восстановления самоорганизационного потенциала развития общества. Полученные в результате проведенного в представленной работе исследования выводы, позволяют углубить имеющиеся научные представления о формах и особенностях социальной самоорганизации в России. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в процессе разработки практических мер по восстановлению механизмов самоорганизации российского общества, активизации социально-политической активности населения и воспитания его способности к самоорганизации с учетом культурных традиций и особенностей исторического развития России, а так же в работе некоммерческих общественных организаций, в целях повышения уровня доверия к их деятельности и вовлеченности в их функционирование широких слоев населения. Материалы проведенного исследования могут использоваться так же при чтении общих и специальных курсов по социологии управления.
Материалы исследования были отражены в 5 публикациях общим объемом 3,1 п. л., в том числе в изданиях перечня ВАК 2 статьи объемом 1,1 п. л.
Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и включает в себя: введение, 2 главы, состоящие из 6 параграфов, заключение и список литературы из 130 источников. Текст работы занимает 152 страницы.
Основное содержание работы
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт изучение самоорганизации общества с позиций социологии использует различные методологические концепции, позволяющие исследовать не только социальные процессы, происходящие в действительности на современном этапе исторического развития, но и понять внутренние причины происходящих трансформаций социальной системы. Именно такой подход дает необходимую базу для формирования эффективной социальной политики государства, основанной на сочетании самоорганизации, саморегулирования и организации в развитии общества.
Всестороннее раскрытие заявленной проблематики исследования требует систематизации теоретико-методологических основ исследования процессов социальной самоорганизации российского общества, раскрытие самого понятия самоорганизации, ее форм и закономерностей проявления в современном обществе.
Несмотря на то, что процессы самоорганизации характерны фактически любому обществу, наиболее сильно они проявляются в условиях социально-политической свободы личности, что в наибольшей степени характерно для гражданского общества. Более того, способность к самоорганизации является не только его характеристикой, но и одним из условий существования и развития. Вместе с тем, завершенность анализу теоретико-методологических основ самоорганизации российского общества требует обращения еще к одной проблематике – уровню социальной активности личности в условиях российской действительности, поскольку именно от данного показателя зависит интенсивность процессов социальных коммуникаций, вероятности самоорганизации общества, направленности данного процесса. При этом интерес представляют не только вопросы теоретического характера, но и практической оценки состояния социальной активности населения на современном этапе развития России и выявления факторов, их определяющих.
Комплексное рассмотрение обозначенных проблем и позволяет сформировать общее понятие социальной самоорганизации общества в его поступательном развитии на современном этапе, а также обозначить направления социологического анализа данного общественного явления.
Процессы самоорганизации имеют сложную социальную природу и подвержены влиянию множества факторов, что приводит к стихийности и нелинейности их протекания в условиях современного этапа развития социальной системы. Более того, как свидетельствует история вектор развития и характер процессов социальной самоорганизации слабо подвержен контролю со стороны властных структур, что обуславливает насущную потребность своевременного контроля за внутренними процессами в социальной системе, лежащими в основе трансформации социальной самоорганизации и использование ее энергии в целях эволюционного развития социума.
Гражданское общество основывается на приоритете и защите неотъемлемых прав человека, которые непосредственно действуют в обществе и обязательны для всех субъектов не только юридически, но и этически; отношения, основанные на всеобщем характере прав человека, дают наилучшую возможность всесторонней реализации активных действий, выступают наиболее прочной основой свободы. Важнейшим фактором построения и функционирования гражданского общества является сам человек как активный социально- правовой субъект, то есть автономная и ответственная личность. Именно личность, осуществляющая свое право на самореализацию, выступает основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства. Индивид как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, обладающее неотчуждаемыми правами и сознающее самоценность собственной личности, есть элемент либеральной доктрины и вытекающей из нее идеи демократического правового социального государства и гражданского общества. Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина - один из основных принципов гражданского общества. При таком подходе в основе гражданского общества, как сложной самоорганизующейся системы, находится личность, от социального поведения которой зависит и динамика социальных процессов в конкретный исторический период.
Таким образом, гражданское общество в процессе своего функционирования проявляет себя как бы в двух взаимосвязанных ипостасях: с одной стороны, оно функционирует как система, управляемая государством посредством и в рамках права; с другой - как саморегулирующаяся, автономная система, гражданское общество. Конституционное государство является управляющей системой, признающей свою зависимость от гражданского общества и направляющей работу своего механизма на удовлетворение потребностей, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. При этом в основании данной системы взаимоотношений находится личность, определяющая своим социальным поведением процессы развития социальной системы в целом. Самоорганизующиеся свойства гражданского общества зависят от степени социальной активности и интересов индивидов, реализующихся ими в процессе социального взаимодействия.
Специфика развития российского социума характеризуется наличием целого ряда деструктивных факторов, откладывающих значительный отпечаток на процессы социализации личности и ее вовлеченности в социальные процессы. Современное состояние российского общества свидетельствует о сохранении негативных факторов, влияющих на формирование гражданского общества и самоорганизацию населения. Гражданское самосознание населения и уровень социальной активности продолжает находится на достаточно низком уровне. Так по оценкам Лаборатории исследования гражданского общества Государственного университета – Высшей школой экономики было проведено исследование по показателям общественной активности населения.1
Если группа людей заблудилась или попала в беду, ей необходимо самоорганизоваться, приняв за идею свое спасение и объединившись вокруг нее. Способы самоорганизации общества мало чем отличаются от тех, что используют отдельные люди, разве что результат более глобальный, например, выход из тупика, развитие и процветание.
Общество при самоорганизации упорядочивается самостоятельно, изнутри. Те, кто являются его членами, определяют, в каком направлении оно будет развиваться, и как это коррелирует с коллективными интересами. Однако есть ситуации, при которых никакой общей идеи нет, и процесс происходит спонтанно. В чем разница в способах самоорганизации общества, каковы причины и условия этого процесса и отличие от управления обществом, вы узнаете из нашей статьи.
Слои самоорганизации общества
Для роста, успеха и процветания обществу нужно самоорганизоваться, то есть выбрать наиболее перспективную идею развития и объединиться для ее воплощения.
Самоорганизация – это процесс упорядочивания за счет личных ресурсов системы. Это значит, что изменения внутри какой-либо структуры происходят под влиянием внешних факторов, но с использованием внутренних резервов. В результате успешных изменений все элементы системы достигают необходимого уровня организации и сплоченности.
Профсоюзы, колхозы, кооперативы, партии, объединения – это примеры самоорганизации общества.
Структура самоорганизации людей:
Самоорганизация > организация (разум) > отбор > эволюция должна пройти каждая женщина
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Социальная группа.
Благодаря объединению интеллекта членов группы, в процессе общения генерируются общие идеи, которые воплощаются через совместные действия. Структура объединения, в зависимости от коллективного разума, может быть выстроена на демократическом или авторитарном порядке. Примерами социальных групп являются политическая партия, общественное объединение, а также объединения внутри правительства, парламента, судов.
Государство.
Самоорганизация всего общества выражается в контакте социальных групп, участии индивидов и, как правило, влиянии лидеров. Взаимодействие происходит через выражение общественного мнения, противостояние идей и суждений, деятельность государственных органов. В результате чего формируется и реализуется политика государства.
Международное сообщество.
Самоорганизация представляет собой существование и деятельность международных объединений, развитие отношений между странами, преодоление межгосударственных конфликтов и осуществление геополитики в целом.
Разновидности и свойства самоорганизации общества
Самоорганизация – процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счет внутренних факторов без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим либо подавляющим воздействием).
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
Социальная система – целостное единство, основным элементом которого являются люди, их взаимодействия, отношения и связи.
На основании вышеизложенного сделаем вывод, что самоорганизация общества представляет собой совокупность отдельных элементов социума, которые взаимодействуют между собой, при этом каждый из них обладает собственной самоорганизацией.
Обозначим три вида самоорганизации общества:
Самоорганизация отдельного лица.
Самоорганизация группы лиц.
Разновидности общественной самоорганизации имеют схожие черты и отличия. К общим свойствам относится:
несогласие со способами реализации новой или уже существующей цели;
совместное желание ее достигнуть;
потребность выбрать наилучший способ достижения;
отсутствие внутреннего лидера либо внешнего фактора, которые могли бы помочь осуществить задуманное.
Основными отличительными чертами самоорганизации общества считаются:
наличие противоречий в процессе развития;
несостоятельность единства мнений и действий внутри общества;
неоднозначная мотивация субъектов;
отсутствие положительных примеров успешной самоорганизации для других обществ.
Способы самоорганизации сообществ
Общество характеризуется своими способами самоорганизации, среди которых синергетика – наука, занимающаяся этими вопросами, – выделяет следующие:
1. Стихийный способ самоорганизации общества.
2. Целевой (управляемый) способ самоорганизации общества.
Характеризуется наличием субъекта и предсказуемостью направления движения по желаемому пути развития. Человек, в отличие от других живых существ, обладает умением сознательно мыслить, а значит, целенаправленно выявлять законы бытия и следовать им. С помощью разума и хотя бы частичного использования этих законов люди способны к управляемой самоорганизации (социальному самоуправлению). Благодаря этим знаниям деятельность человека является адекватной, разумной, практичной и ориентированной на состояние счастья.
Развитие и становление человека и общества носит волновой, пульсирующий характер. Под воздействием чаще всего внешних факторов этапы неустойчивости, дезориентации, разрухи и хаоса сменяются периодом создания новой социальной структуры с другим вариантом взаимодействия компонентов. Как правило, новый порядок жестче, стабильнее и совершеннее. Цикличность исторического развития является объективной основой существования самоорганизации общества, влияет на экономическую, управленческую, политическую структуры и развитие общественного сознания. Например, централизация рынка сменяется его высвобождением, тоталитаризм – демократией, индивидуализм – коллективизмом.
Наиболее благоприятная ситуация для социума – это создать такие условия и придерживаться такой самоорганизации, при которых стихийные механизмы сосуществовали бы одновременно с сознательным воздействием.
Разновидностью целевого способа самоорганизации общества является реализуемый латентный. Подразумевает объединение индивидов на основе уже имеющегося опыта и с использованием заранее существующего плана действий.
Применение способов самоорганизации общества, примеры которых встречаются в истории, являются важным этапом эволюции человека как личности.
Виды сообществ, соответствующие способам самоорганизации
В зависимости от способа самоорганизации общества выделяют специализированные и спонтанные объединения. По способу управления специализированные сообщества бывают:
Чаще всего встречаются централизованные специализированные объединения, реже – децентрализованные.
Спонтанные, наоборот, возникают как децентрализованные, но в процессе деятельности могут также стать смешанными или централизованными.
Специализированные сообщества изучены и описаны, то есть являются сетецентрическими. Спонтанные объединения относят к рассеянным, или мозаичным, малоизученным явлениям.
В зависимости от содержания способа управления, специализированные сообщества делятся на:
Для спонтанных характерны следующие методы управления:
Существует также социальная самоорганизация, представляющая собой группу людей, каждый из которых преследует свои личные цели, но при этом добровольно соблюдает принятые общественные правила поведения. Не нуждается в контроле и надзоре со стороны специальных органов.
Отличительные черты такого сообщества:
каждый субъект реализует свои интересы и преследует личные цели;
действия членов сообщества не хаотичны, а последовательны и соответствуют принятым общественным нормам.
Сознательное, безусловное следование установленным правилам достигается благодаря стихийно сложившейся нормативной культуре и субкультуре. В случае нарушения норм применяются санкции спонтанного социального контроля. Вседозволенность и аномия являются альтернативой такому сообществу.
Практически то же самое утверждали и марксисты. Существенное отличие лишь в том, что анархисты требовали немедленного уничтожения государства, а марксисты говорили о постепенном его отмирании, по мере усвоения норм культуры каждым членом общества.
Отличия самоорганизации общества от управления
Социальное управление — это последовательность действий органа управления, направленных на обеспечение социального порядка и разрешение социальных проблем в объекте управления.
Первое заключается в том, что социальное управление осуществляется специальным органом, который создан целенаправленным способом самоорганизации общества. Путем совершения действий, обращенных на социум, такой орган автоматически предусматривает дифференциацию населения на неравные по социальному статусу и численности слои – управляющие и управляемые.
Следующее отличие заключается в существовании субъекта и объекта управления. Субъект управления представляет собой социальную группу людей, которые объединены совместными целями, задачами и способами осуществления своей деятельности. Объектом управления является все общество или отдельная его часть. Простой пример: социологический факультет состоит из деканата, преподавателей и студентов. В данном случае деканат – это орган управления, который следит за порядком, координирует деятельность факультета, контролирует преподавателей и курирует студентов. На любом предприятии, заводе или в фирме есть директор, менеджеры, отделы с сотрудниками. Работники – управляемые объекты, директор, менеджеры – управляющий орган.
Люди, составляющие орган управления, имеют свои интересы, обладают собственными желаниями, которые отличаются от потребностей и стремлений остальных членов общества или работников предприятия. Если это управляющие компанией, то их цель – получить себе больше прибыли, а другим выделить меньше (для стимуляции трудовой деятельности). На государственном уровне происходит то же самое. Члены парламента, правительства, суда и т. д. образуют не только формальный институт, но и объединяются, формируют межфракционные группы, которые, вполне допустимо, заботятся о собственных интересах: регулируют заработную плату, выделяют лучшее жилье, а также обеспечивают себе социальные гарантии и политическую защиту.
И такова противоречивая природа человека. Однако благодаря соблюдению норм отчисления от общественных доходов, принятых в конкретном социуме, не только удовлетворяются потребности управляющих, но и проявляется стремление населения к развитию и совершенствованию. Наблюдается активное участие граждан в государственных и социальных делах, проявляется экономический интерес, создаются партии, общественные объединения, формируется здоровая оппозиция, что способствует балансу в обществе и модернизации государства.
Таким образом, общество представляет собой сложную, многофункциональную систему, которая под давлением различных факторов может выбрать оптимальный способ самоорганизации. При изменении внутренних и внешних условий социум преобразовывает структуру, характер взаимодействия всех элементов, варианты организации порядка, но при этом сохраняет свою целостность и способность выбирать наилучший путь к эволюции.
Читайте также: