Какие требования обязательны при оформлении абонемента

Обновлено: 30.06.2024

Все, сдам эту статью и в понедельник пойду в спортзал. Теперь точно.

Спасибо, кэп!

Эта статья содержит очевидные сведения для людей со стальной волей, рельефным прессом и вторым взрослым разрядом. Все остальные, пройдемте.

Адрес зала

Есть две точки на карте, на которые следует ориентироваться при выборе зала: дом и работа. Спортзал должен быть в пешей доступности от одной из них, даже если я передвигаюсь на машине. Чем ближе, тем больше шансов, что я буду регулярно туда ходить.

Зал, в который можно приехать только на машине, — это утопия, даже если это выгодно по деньгам. Сначала я буду стоять в пробках, потом не смогу найти парковку, потом найду платную, потом подсчитаю расходы на бензин и пойму, что это все получается невыгодно. В спортзал нужно ходить пешком от дома или от работы.

Часто залы хотят заманить меня куда-нибудь подальше от дома, предлагая бассейны, спа, массажи и 10 занятий с тренером в подарок. Это прекрасно, но простая правда жизни в том, что если до зала будет неудобно добираться, меня хватит максимум на две недели.

Идеальный зал — это зал прямо в моем доме. В нем может быть меньше тренажеров или даже не быть душа, но если в него легко прийти — это идеально. Длинный путь до зала будет самой большой преградой.

Цена абонемента

Главное, что нужно знать о ценах на абонементы залов и спортклубов: их можно снижать. Объясню.

Стоит зал, жжет электричество, потребляет воду, капает аренда и зарплата коллектива. Это постоянные расходы. Неважно, сколько в него пришло людей: десять, сто или тысяча, постоянные расходы будут такими же. Переменные расходы, то есть те, что создаете залу конкретно вы, настолько малы, что ими можно пренебречь. В итоге, если зал продал вам абонемент, он пополнил денежные запасы, но не понес дополнительных расходов. Вывод — залу выгодно продать вам билет за любую сумму: какой бы малой она ни была, зал все равно выиграл. А значит, зал может делать скидки.

Я живу в Санкт-Петербурге, поэтому цены привожу местные. Годовой безлимитный абонемент тут стоит от 8000 Р до 50 000 Р . Абонемент в зал в полуподвальном помещении в Купчине без сауны и бассейна будет дешевле членской карточки светлого фитнес-клуба с горячей йогой на Невском. Клубы с сетью залов по всей России стоят дороже, чем местные.

Если хотите в определенный зал, но абонементы там дорогие, зайдите в группу этого зала во Вконтакте. Скорее всего, там будет большое обсуждение, посвященное продаже и покупке неиспользованных подержанных абонементов. Так можно приобрести абонемент не на год за 50 тысяч, а на девять месяцев за 30 тысяч. Свой абонемент можно будет точно так же продать в такой группе, если вы вдруг перестанете ходить на тренировки.

Цены в фитнес-клубах Санкт-Петербурга

Услуги, оборудование и залы

Зоны. Обычно в залах три зоны: кардиозона, зона для силовых тренировок и зона для свободных занятий — бокса, атлетики и кроссфита. Еще бывают залы для групповых тренировок: это отдельные зоны с перегородками и дверьми, потому что во время групповых занятий там грохочет музыка.

Беговые дорожки и велотренажеры — самые дорогие покупки для спортзала, поэтому некоторые ставят их меньше, заполняя остальное пространство более дешевыми станками для силовой тренировки. Так как я собираюсь много бегать, мне это не подходит — я хочу, чтобы в зале была большая кардиозона.

В зоне для силовых тренировок будут тренажеры для ног, спины, пресса, груди, плеч и рук. Полезно обратить внимание, прикручены ли станки к полу большими стальными болтами. Если нет — это нарушение техники безопасности. Что еще нарушает этот зал?

В свободной зоне обратите внимание на пол: если здесь занимаются кроссфитом или работой со свободными весами, на полу будут лежать упругие резиновые блоки. На них удобно бросать штанги, не боясь повредить пол.

Базовый набор любого фитнеса — питьевая вода, раздевалка со шкафчиками, душевая, фен, туалет. В раздевалке проверьте, чтобы банкетки были чистыми и не впитывали воду: когда много мокрых людей будет ими пользоваться, важно, чтобы грибок и бактерии не передались потом вам через мебель.

В некоторых клубах дают полотенца — уточните какие. Это могут быть большие банные полотенца, и это хорошо: после душа высушились, оставили полотенце в клубе и пошли домой налегке. Если выдают маленькие тренировочные полотенца, это тоже полезно, но уже в меньшей степени: его таскать с собой несложно.

Вода. Во время тренировок вы будете пить много воды. Если фитнес-клуб не дает доступ к воде в зале, а продает ее только в баре за сто рублей, это тревожный знак. Стоимость каждой тренировки возрастает, а клуб, получается, не очень беспокоится об удобстве своих клиентов. За что еще они собирают деньги?

Персональная тренировка — действительно полезная услуга, особенно для начинающих. Она есть в любом фитнесе, и о ее стоимости лучше сразу спросить. Постоянно заниматься с тренером, скорее всего, не понадобится, но купить десять-двадцать тренировок будет полезно.

Если вы только начинаете ходить в зал, советую выбирать самый простой фитнес-клуб со стандартным набором услуг. Тренажеры везде одинаковые. У групповых тренировок тоже стандартный набор: силовую, интервальную, пилатес, растяжку, несколько видов танцев вам сейчас предложит вообще любой фитнес, а наличие или отсутствие в клубе релакс-зоны никак не повлияет на спортивный результат. Место и чистота в раздевалке гораздо важнее, чем хаммам и фитнес-бар.

Гигиена важнее наворотов

В спортклубе много незнакомых вам людей потеют, трутся, моются и оставляют свой биоматериал на всех поверхностях. Если здесь постоянно не проводить уборку — не регулярно, а постоянно! — то клуб быстро превращается в рассадник грибка и бактерий. Лучше ходить в простую чистую тренажерку, чем в супернавороченный зал, где нарушаются гигиенические нормы. На что обратить внимание:

  1. В раздевалках и душе не должно оставаться луж. Да, даже в душе: вся вода сразу уходит в слив.
  2. Все поверхности моющиеся, ничто не впитывает. Кафель и ламинированная ДСП лучше, чем натуральный камень и дерево.
  3. Бахилы. Если вас не заставили при входе надеть бахилы, представьте, каково будет в этом спортклубе зимой, когда гости приходят с улицы, где по колено лежит грязь со снегом.
  4. Пол должен быть чистым.
  5. Снаряды и тренажеры в хорошем клубе моют не реже раза в день. Липкие рукоятки — плохо.

Как купить абонемент

Скорее всего, цены на один и тот же абонемент будут различаться на сайте, по телефону и при личном визите в клуб. Администраторы будут улыбаться и обещать вам разные цены на одинаковые абонементы. Менеджеры по продажам будут навязывать ненужные услуги и могут промолчать о действительно важных условиях.

На что обратить внимание при выборе абонемента.

Заморозка. У вас должна быть возможность приостановить действие абонемента на время отпуска или командировки. Каков минимальный срок заморозки? Сколько раз можно ее применить? Можно ли купить дополнительную заморозку?

У одного фитнеса было два предложения по примерно одинаковой цене. В одном можно было заниматься 11 месяцев, но вся заморозка была платной. В другом — девять месяцев с бесплатной заморозкой на 30 дней и дополнительной платной заморозкой.

Казалось, что первое предложение выгоднее: больше дней занятий по той же цене. Но я подумала вот о чем: вероятность того, что я буду заниматься 11 месяцев подряд без перерывов и выходных, нулевая. То есть я заплачу за 11 месяцев, а заниматься буду в лучшем случае девять. И лучше, чтобы эти девять месяцев я занималась по своему графику, имея возможность заморозить абонемент, чем бояться пропустить оплаченные недели занятий.

Поэтому мой выбор — больше гибкости. Надо признать, что весь год подряд я заниматься не буду.

Аналогичная ситуация с заморозкой блоков тренировок. Клуб может предлагать купить несколько занятий с тренером со скидкой, например 10 тренировок со скидкой 20%. Но использовать эти тренировки нужно в течение определенного времени, например 30 дней. Потом блок сгорает. Получается, чтобы успеть позаниматься, нужно ходить к тренеру каждые три дня — это нереально даже для многих опытных ребят, не то что для начинающих.

Справедливости ради, в моем клубе мне всегда шли навстречу, позволяя перенести тренировки из сгорающего блока в новый.

Скидки. Обязательно спросите менеджера, есть ли сейчас скидки. Если скидок нет, попросите сделать скидку для вас: у менеджеров по продажам в фитнес-клубах практически всегда есть такая возможность.

Приведи друга. Клубы хотят больше клиентов, поэтому имеет смысл спросить, какие скидки и предложения у них есть для друзей или при покупке абонемента для родных. Только спрашивать об этом следует ближе к концу разговора, применяя как дополнительный аргумент в пользу снижения цены.

Помните, что фитнес-клубу по большому счету не так важно, заплатили вы за абонемент 10 тысяч, 12 или 30. Клуб уже стоит, персонал уже работает, электричество уже расходуется, и без вас клубу будет хуже, чем с вами. Поэтому просить скидки можно и нужно.

Договор

Заключая договор, менеджер постарается продать вам как можно больше дополнительных услуг, например фитнес-тестирование, консультацию врача или абонемент в солярий. Можно вежливо отказываться: солярий не влияет на вашу спортивную форму.

По поводу состояния здоровья: перед началом тренировок в любом случае стоит посетить врача и сделать ЭКГ . Лучше делать это в привычной вам клинике, а не в спортзале.

Внимательно читайте договор с клубом. Если он длинный, возьмите его домой и прочитайте вечером, а только потом приходите подписывать. Ищите в договоре подводные камни.

Сначала читать, потом подписывать

В другом договоре было сказано, что клуб не несет ответственности за исправность оборудования и не гарантирует его доступность. То есть если кто-то сломает станок или он на меня упадет из-за плохого крепления, то это будут мои проблемы. Я сомневаюсь в законности такой формулировки.

Интересно смотреть на штрафы: за что и как клуб предлагает штрафовать. Я видела штраф за справление малой нужды в душе. Интересно, как это будут проверять.

Покупки для спортзала

В порыве энтузиазма новички часто тратят деньги зря: покупают фитнес-браслеты, пакеты персональных тренировок и несколько банок со спортивным питанием еще до первого похода в зал. Чего только не сделаешь на энтузиазме и при поддержке вежливого продавца в спортивном магазине.

Не делайте так: еще неизвестно, что из этого вам реально пригодится. Вряд ли у вас дома не найдется спортивной футболки и штанов, на первое время этого достаточно. Все, что нужно от спортивной одежды, — влагоотводящая синтетическая ткань и минимальное количество швов.

Заниматься можно и в хлопчатобумажной одежде, но если вы сильно потеете, то она быстро наберет влагу, будет медленно сохнуть и в итоге заниматься будет неприятно. Хотя я наблюдала, как мужчины в кроссфит-зоне подыхали на девятом круге упражнений, и по их лицам не было заметно, что насквозь мокрые футболки приносят им существенный дискомфорт.

Потратьте деньги на нормальные кроссовки. У них должен быть жесткий задник для поддержки стопы, рельефная жесткая подошва и частая шнуровка для хорошей фиксации. Кеды не подойдут. Кроссовки для уличных модников не подойдут.

Специальная бутылка для воды — это приятно, но необязательно. Можно носить любую обычную бутылку с откручивающейся крышечкой. Будете бежать первые 10 км — вот тогда можно и бутылку.

Если в абонемент входит бесплатное пробное занятие с тренером, не берите его сразу. Начните тренироваться самостоятельно, чтобы определиться со своей спортивной целью и накопить вопросы. Если возьмете занятие без подготовки, тренер просто покажет вам, как пользоваться тренажерами, а параллельно будет рекламировать себя и спортивное питание из местного фитнес-бара.

Как не бросить зал

Я всегда считала, что, если потратила деньги, делаю все, чтобы трата была не бесполезной. Поэтому если я купила абонемент, то теперь уж точно буду ходить. Деньги, мол, мотивируют. Я ошиблась.

В случае с залом рачительность мне не помогла: я все равно несколько раз бросала ходить. Вот что советуют опытные ребята.

Уменьшить число вещей. Если у вас нет машины, сумку с кроссовками и формой придется носить в руках либо заходить за ней домой перед тренировкой. Если машина есть, сумку все равно придется регулярно носить домой и обратно, потому что вещи надо стирать и сушить.

Решение — аренда шкафчика. Там можно хранить обувь и запасной комплект одежды, а сменные вещи носить в пакете и обычной сумке: больше всего места занимают кроссовки. К сожалению, во многих спортивных клубах эта услуга дорогая, уточняйте заранее.

Занять себя на тренировках. Когда занимаешься на тренажере просто так, время тянется мучительно долго. Зато когда я начала смотреть на тренировках интервью, сериалы и видеоуроки, то вообще перестала замечать ход времени. Вместо получаса на дорожке я могла пробежать полтора. Другое дело, что, отвлекаясь, можно перестать следить за техникой, это плохо.

Тренер. Каждый день новый тренажер не изобретают, поэтому в зале ничего не меняется. Вы уже позанимались на всех тренажерах и сходили на все групповые занятия — тренировки превратились в рутину. Решение — персональные тренировки. Грамотный тренер покажет три новых способа использовать привычный тренажер, укажет на ошибки, о которых вы не подозревали, — выполнять упражнение сразу станет сложнее.

Если вы никогда не занимались физкультурой или на тренажерах, всегда начинайте с тренера. Если не владеть техникой выполнения упражнений, может произойти вот что:

  1. Сначала вы пробуете тренажер с небольшим весом, у вас все получается. Кажется, что вы делаете все правильно: так же, как окружающие.
  2. Постепенно приходит азарт и хочется взять вес побольше. Вы берете. Потом еще и еще, все еще получается. Вы чувствуете себя уверенно.
  3. За этой уверенностью вы не замечаете, что неправильно прогнута поясница, локти смотрят не туда, не работают нужные группы мышц. Вроде движение делается, но из-за едва заметных нюансов оно не приносит ни пользы, ни удовольствия.
  4. В какой-то момент вы понимаете, что на тренажерах результата нет, и начинаете повышать нагрузку. Неловкое движение — и травма.

Тренер сразу поставит вам технику движений, главное — закрепить ее и уметь исполнять самостоятельно.

Тренер эври тайм

Важно помнить, что само по себе занятие с тренером еще не делает вас стройнее или сильнее: важна общая нагрузка в течение дня, режим питания и сна, количество воды, которое вы выпиваете. Если заниматься с самым элитным тренером, а потом трескать на ночь пиво с чесночными гренками, эффекта будет мало.

Если будете заниматься с тренером, идите заодно уже и к диетологу, который изучит вашу диету и составит расписание питания.

Спортивное питание

Когда долго ходишь в зал, появляется ощущение, что пора переходить на новый уровень в тренировках. В этот момент многие начинают покупать спортивное питание. Принимать или не принимать спортпит — это ваш выбор, но не покупайте первую попавшуюся марку, а изучите вопрос. Не думайте, что спортпит — это абсолютно безвредно, как утверждает реклама. На самом деле у спортивного питания есть противопоказания и побочные эффекты.

У меня проблемы с почками. Я ничего не слышала о противопоказаниях для употребления спортивного питания и просто начала пить протеин. Уже через три дня я страдала от почечной колики и нарушений работы ЖКТ . Консультироваться надо не с тренером, а с врачом. Покажите ему состав питания или добавок, которые вы хотите приобрести.

Покупайте спортивное питание только известных производителей, оно продается в специализированных магазинах. Не покупайте добавки у частников: спортпит должен иметь свидетельство о госрегистрации от Роспотребнадзора. Чтобы обезопасить себя от подделок, изучите сайт выбранного производителя, найдите там раздел с официальными представителями и заказывайте у них.

К сожалению, в России есть магазины, которые продают контрафактное спортивное питание. Вы узнаете его по подозрительно отпечатанной упаковке, поддельным знакам подлинности и нарушению работы ЖКТ .

Просто возвращайтесь

Важная мантра: если что-то не получилось, это не страшно. Случился срыв — не страшно. Проболели две недели и не занимались — не страшно. Просто возвращайтесь и продолжайте занятия.

Все делают глупости, у всех бывают срывы, даже хороший атлет нет-нет да и проникнет зубами в теплую сочную котлету бургера. Пусть. Просто возвращайтесь в зал и продолжайте занятия. Вы в порядке, всё в порядке, тренировка завтра в восемь.

С 1 сентября 2019 года ужесточаются требования к оформлению и реализации билетов организациями исполнительских искусств и музеями. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2019 № 193-ФЗ (далее – Закон № 193-ФЗ) в Основы законодательства о культуре[1]. Подробнее об изменениях читайте в статье.

Оформление, реализация и возврат билетов.

В основы законодательства о культуре вводится новая ст. 52.1, устанавливающая требования к оформлению, реализации и возврату билетов, абонементов, экскурсионных путевок (далее – билетов) на зрелищные мероприятия, проводимые организациями исполнительских искусства и музеями.

К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и (или) непосредственное осуществление (публичный показ) представлений и концертов. Кроме того, в целях применения новой статьи к организациям исполнительских искусств также относятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют создание, исполнение, показ (за исключением кинопоказа) и интерпретацию произведений литературы и искусства.

Требования к форме билетов.

Форма билета (в том числе электронного) утверждается Минкультуры как бланк строгой отчетности, содержащий реквизиты билета. Вместе с тем организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов.

На сегодняшний день формы билета, абонемента и экскурсионной путевки как бланков строгой отчетности утверждены Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257.

Признаются недействительными и не принимаются к возврату билеты:

форма и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам;

элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями;

Требования к лицам, реализующим билеты.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать билеты учреждения культуры самостоятельно либо через уполномоченных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на основании заключенных договоров). Кроме того, они могут разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов при условии, что такое лицо будет нести ответственность за действия другого лица.

Иные лица к реализации билетов не допускаются (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета по цене, не превышающей указанной в билете).

Ограничение цены реализации билета и стоимости сопутствующих услуг.

Реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в билете, не допускается.

Уполномоченные и иные лица, реализующие билеты учреждения культуры по договору, заключенному с организациями исполнительских искусств и музеями, вправе взимать плату за оказание покупателю билета сопутствующих услуг (по бронированию, составлению в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг). Общая стоимость таких услуг не должна превышать 10 % цены билета. Порядок формирования и расчета данной стоимости утверждается Минкультуры.

Реализация именных билетов.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства РФ о персональных данных. Именные билеты дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, данным, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях посетитель на зрелищное мероприятие не допускается.

Возврат стоимости билетов.

Гражданин, купивший билет на зрелищное мероприятие, проводимое организацией исполнительских искусств или музеем, вправе вернуть его в случае:

1) отмены, замены либо переноса мероприятия. При этом посетителю возмещается полная стоимость билета;

2) отказа от посещения мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью его родственников. Правила и условия возврата билета при таких обстоятельствах устанавливаются Правительством РФ;

3) отказа от посещения мероприятия по иным причинам. В таком случае возмещаемая стоимость билета будет зависеть от даты его возврата. Если билет возвращен:

не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, покупатель вправе получить обратно 100 % его цены;

менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия – не менее 50 % цены билета;

менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия – не менее 30 % цены билета.

Для абонементов днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Организация исполнительских искусств или музей вправе отказать покупателю в возврате стоимости билета в следующих случаях:

если покупатель вернул билет менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия;

если билет (за исключением именного) был продан в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате билета, помимо возмещения его стоимости, вправе предложить покупателю посетить это же зрелищное мероприятие в другое время или другое мероприятие.

Правила и условия возврата билетов и переоформления на других лиц именных билетов на проводимые зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от их посещения утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными правилами организации исполнительских искусств и музеи утверждают на местах порядок возврата билетов и переоформления их на других лиц (с указанием должностных лиц, которые переоформляют билеты) именных билетов.

Информационная открытость организаций культуры.

Закон № 193-ФЗ уточнил положения ст. 36.2 Основ законодательства о культуре, устанавливающей требования к информационной открытости учреждений культуры.

Согласно ее действующей редакции организации культуры обязаны размещать на своих официальных сайтах следующую информацию:

дата создания организации, сведения о ее учредителе, место нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

структура и органы управления организации;

виды предоставляемых организацией услуг;

материально-техническое обеспечение предоставления услуг;

копия устава организации культуры;

копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);

копия документа о порядке предоставления услуг за плату;

информация, опубликованная по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ;

иная информация, определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организацией.

С 1 сентября 2019 года список публикуемой информации расширится. Так, организации исполнительских искусств и музеи дополнительно будут обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию:

об установленных ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, и других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, включая сведения о сайтах, через которые данные лица реализуют такие билеты, а также о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов сопутствующих услуг;

о формах, реквизитах и элементах оформления билетов на проводимые зрелищные мероприятия;

о лицах, на которые возложена обязанность по возмещению посетителю полной (частичной) стоимости билета;

о зрелищных мероприятиях, которые посещаются при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете в случае реализации именных билетов;

о предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки) специальных программах и акциях, включая информацию о праве организаций не принимать к возврату приобретенные в рамках данных программ и акций билеты;

о порядке возврата билетов, в том числе именных, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.

В последнее время в России обострилась проблема, связанная с приобретением билетов на культурно-зрелищные мероприятия недобросовестными покупателями с единственной целью – их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае его невостребованности – возвращают организатору. Тот принимает билет и возвращает покупателю его полную стоимость. Но при этом он несет убытки, поскольку вероятность продать возвращенный в день проведения культурно-зрелищного мероприятия билет невысока.

Кроме того, нелегальная продажа билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Согласно внесенным поправкам на законодательном уровне закрепляются меры, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры. В частности, с 1 сентября 2019 года:

продавать билеты могут только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи либо уполномоченные ими лица на основании договора;

запрещается продавать билет дороже его номинальной стоимости;

к реализации допускаются билеты, заполненные по установленной форме. При этом организации культуры вправе вводить дополнительные элементы оформления билетов на проводимые мероприятия;

определен порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом утвержденных Минкультуры требований, в том числе в случаях отказа от посещения мероприятий по инициативе посетителя, а также порядок возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность. В Законе № 193-ФЗ приводятся максимальные размеры возмещения стоимости билетов в зависимости от причин их возврата.

Установленные данным нормативным актом требования к оформлению, реализации и возврату билетов распространяются также на абонементы и экскурсионные путевки.

С учетом новых требований для организаций исполнительских искусств и музеев расширен перечень информации, размещаемой в обязательном порядке на их официальных сайтах.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов.

Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан. В сфере оказания фитнес-услуг наблюдалась одна из самых сложных ситуаций, поскольку в 2020г. из-за опасности распространения новой коронавирусной инфекции COVID -19 фитнес-клубы и тренажерные залы были вынуждены закрыться, вследствие чего, потребители не могли воспользоваться оплаченными услугами по договорам.

Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 Закона, а также п.5.2.9 ГОСТ . Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязан предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.

Также исполнитель обязан своевременно предоставить информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность правильного выбора потребителя, в частности:

ü перечень оказываемых услуг;

ü цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты;

ü правила и условия эффективного и безопасного использования предоставляемых услуг;

ü сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);

ü перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

ü медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

ü правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;

ü квалификация обслуживающего персонала;

ü место нахождения пункта медицинской помощи;

ü правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;

ü иная дополнительная информация.

Информация должна располагаться в любом удобном и доступном для потребителя месте (уголок потребителя, стойка информации, стенд).

При заключении договора физкультурно-оздоровительных услуг, обслуживающий персонал должен провести консультацию (собеседование, инструктаж) с потребителем о правилах личной безопасности, об особенностях выбранного вида услуг, о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг, о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий, о полноте и правильности заполнения обязательных документов.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги предоставляются на условиях публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Фитнес-клубы обязаны оказывать услуги каждому обратившемуся и не вправе устанавливать какие-либо ограничения для посетителей. Такие услуги оказываются на основании заключаемого с клиентом договора, который по своей правовой природе относится к договору возмездного оказания услуг.

В договор об оказании физкультурно-спортивных услуг должны быть включены следующие сведения:

ü наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

ü наименование услуги.

Если потребителю при заключении договора не была представлена вышеуказанная информация и вследствие этого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу, то он вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возмещения вреда и убытков (например, не была предоставлена информация о противопоказаниях, и в связи с этим обострилось хроническое заболевание).

Договором об оказании услуги также может считаться абонемент, клубная карта, билет, чек.

Потребитель имеет право в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ и вернуть денежные средства. Однако в данном случае, исполнитель вправе потребовать оплаты за фактически понесенные расходы.

Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 Закона). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Потребитель вправе запросить у исполнителя услуг предоставления расчета понесенных им затрат в письменном виде. Исполнитель обязан предоставить такой расчет.

Потребитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, когда фитнес-клуб отменил занятия, заменил занятия, заменил тренеров или инструкторов. В таком случае потребителю стоит рассчитывать на возврат денежных средств только за не посещенные занятия.

Зачастую в договорах исполнители прописывают условия о том, что в случае пропуска занятий они не восстанавливаются. Действительно, в ч. 2 ст. 781 ГК РФ установлено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Но в ч. 3 этой же статьи говорится, что в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что если занятия были пропущены, например, по причине болезни, то исполнитель не должен требовать их оплаты.

Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 Закона) .

ГОСТ (п.6) закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.

При обнаружении факта оказания услуги ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать:

ü безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

ü соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

ü повторного оказания услуг.

При неустранении исполнителем обнаруженных потребителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой.

В момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.

Если исполнителем данные сроки нарушаются, то ст.28 Закона наделила клиента фитнес-клуба правом:

ü назначить исполнителю новый срок;

ü потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

ü отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости физкультурно-оздоровительных услуг.

В случае если сроки не были установлены договором и после истечения разумного срока оказание услуг так и не было начато, то у потребителя возникает право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.

При отказе исполнителя в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим иском , а также воспользоваться иными правами, предоставленными потребителю Законом :

ü уплату штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (пункт 6 статьи 13);

ü возмещение морального вреда (статья 15);

ü выбор суда (по месту жительства или по месту пребывания потребителя, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора) (пункт 2 статьи 17);

ü освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 17).

На новой волне пандемии вопрос возврат денег за абонементы в фитнес-клубы становится как никогда актуален. Некоторые клубы закрываются или не планируют открываться после локдауна (а срок действия купленных тренировок могут при этом не продлевать или продлевать на недостаточный срок), да и многие клиенты меняют свое решение, не желая подвергать себя опасности во время неблагоприятной эпидимиологической обстановки. Можно ли при этом вернуть хотя бы часть денег, уже заплаченных клубу? Разбираемся вместе с экспертами.


Белоусов Андрей Роскачество.jpg

Закон на стороне потребителя

Процедура возврата

1. Прочитайте договор. Как правило, в нем уже описана вся процедура расторжения и возврата средств.

2. Обратитесь в фитнес-клуб и попросите расторжения (если это возможно во время карантина). Клуб должен оформить дополнительное соглашение о расторжении, указав дату. Если в договоре об оказании услуг была прописана не только общая стоимость абонемента, но и стоимость единицы услуги (месяц, день, занятие, посещение), тогда будет легко рассчитать, какую сумму вам вернут. К примеру, если вы приобрели годовой абонемент и на десятом месяце решили отказаться от услуги, то вам вернут деньги за два оставшихся месяца. Если единица услуги не указана, это создаст потенциальные противоречия при возврате денег. Ведь непонятно, что считать за единичную стоимость услуги и какие фактические расходы на ее организацию понес заказчик. Деньги должны вернуть в течение 10 дней.

Важно отметить, что с 2015 года ответственность за неполучение почтового отправления, направленного по юридическому адресу, несет юридическое лицо. В том случае, если обращение вернется вам, а регистрируемое почтовое отправление можно отследить (например, для Почты России здесь, по коду в квитанции об отправке), юридическое лицо считается получившим такое отправление в день направления.

5. Финальный шаг в борьбе за свои средства – обращение в суд. Если суду предоставлены все доказательства досудебных попыток решить конфликт, как правило, суд, помимо возврата средств по договору, присуждает заявленную неустойку и штрафы в полном объеме. Суд будет отталкиваться от той суммы, которую вы запросили, при подсчете неустойки за просрочку удовлетворения требования о возврате денежных средств, однако размер неустойки ограничен законом тремя процентами в день от стоимости услуги и общей стоимостью услуги.

6. Для дополнительной стимуляции правомерного поведения клуба в дальнейшем можно обратиться с жалобой в территориальный отдел Роспотребнадзора по месту нахождения клуба.

Если клуб закрылся/не открылся

Во время пандемии многие спортивные центры закрываются, так как бизнес становится не рентабельным или по иным причинам. Как быть в этом случае? Фитнес-клуб может не уведомлять своих клиентов о закрытии. Вполне возможно, что клуб обанкротился. В случае отказа от добровольного удовлетворения претензии, с обращением в суд лучше не затягивать. Выиграть дело в суде и взыскать деньги – это разные вещи. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора законом о защите прав потребителей не предусмотрен, поэтому обращаться можно сразу. Предварительная претензия и ее неудовлетворение исполнителем влияет на размер присужденной неустойки.

Если же все-таки открывшийся клуб разочаровал отсутствием нужных тренажеров, грубым поведением персонала, душным помещением, то также можно отказываться от договора и требовать возврата всей суммы уплаченных денег, поскольку услуга оказывалась явно с недостатком. В будущем лучше избегать приобретения абонемента в такой клуб или бассейн, который вы даже не имели возможности осмотреть перед оформлением договора. Это позволит обойтись без дальнейших конфликтов и разочарований.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также: