Как научить ребенка быть самостоятельным и ответственным 7 лет

Обновлено: 02.07.2024

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям.

Процесс прививания навыков самостоятельности довольно длительный и кропотливый. Прививать – это не просто сказать один раз и забыть. Это показывать, поощрять, хвалить, контролировать, учить, ведь иногда ребенок прекращает работу при встрече с незначительной трудностью. Приучение должно происходить ежедневно и ежеминутно.

Часто родителям легче, удобнее и спокойнее сделать многие вещи за ребенка. Причины для этого разные. Вы сделаете это аккуратнее, безопаснее, сейчас Вам некогда и лучше Вы уберет игрушки сами, а завтра снова начнете приучать к порядку и самостоятельности.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Ошибки при воспитании самостоятельности.

  1. Мама и папа стремятся слишком сильно опекать малыша.
  2. Родители считают, что малыш должен всему учиться сам, без какой-либо помощи, забывая о том, что каждый приобретенный навык для ребенка – большое достижение. Его нельзя оставлять без внимания
  3. Взрослые порой забывают, что учение не всегда дается легко. Стремясь сэкономить время, они в конце концов все делают за ребенка сами.

Организация самостоятельной деятельности детей не любит спешки.

Советы, которые помогут воспитанию самостоятельности.

  1. Не пресекайте попытки малыша сделать что-то самостоятельно. Обязательно поощряйте его.
  2. Если малыш плохо справляется с чем-то, не рвитесь это делать за него. Вместе с ним отточите навыки.
  3. Осваивайте новые навыки в игровой форме.
  4. Определите обязанности ребенка. Обязательно следите за тем, как ребенок выполняет свои обязанности. Не поддавайтесь на капризы. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно
  5. Объясните ребенку об ответственности при выполнении своих обязанностей.
  6. Давайте ребенку возможность выбора и принятия самостоятельных решений.
  7. У ребенка должен быть режим дня
  8. Просите ребенка о помощи. Поощряйте его.
  9. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать.
  10. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности.
  11. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий.
ВложениеРазмер
konsultatsiya_kak_nauchit_rebenka_samostoyatelnosti.docx 19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям.

Процесс прививания навыков самостоятельности довольно длительный и кропотливый. Прививать – это не просто сказать один раз и забыть. Это показывать, поощрять, хвалить, контролировать, учить, ведь иногда ребенок прекращает работу при встрече с незначительной трудностью. Приучение должно происходить ежедневно и ежеминутно.

Часто родителям легче, удобнее и спокойнее сделать многие вещи за ребенка. Причины для этого разные. Вы сделаете это аккуратнее, безопаснее, сейчас Вам некогда и лучше Вы уберет игрушки сами, а завтра снова начнете приучать к порядку и самостоятельности.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Ошибки при воспитании самостоятельности.

  1. Мама и папа стремятся слишком сильно опекать малыша.
  2. Родители считают, что малыш должен всему учиться сам, без какой-либо помощи, забывая о том, что каждый приобретенный навык для ребенка – большое достижение. Его нельзя оставлять без внимания
  3. Взрослые порой забывают, что учение не всегда дается легко. Стремясь сэкономить время, они в конце концов все делают за ребенка сами.

Организация самостоятельной деятельности детей не любит спешки.

Советы, которые помогут воспитанию самостоятельности.

  1. Не пресекайте попытки малыша сделать что-то самостоятельно. Обязательно поощряйте его.
  2. Если малыш плохо справляется с чем-то, не рвитесь это делать за него. Вместе с ним отточите навыки.
  3. Осваивайте новые навыки в игровой форме.
  4. Определите обязанности ребенка. Обязательно следите за тем, как ребенок выполняет свои обязанности. Не поддавайтесь на капризы. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно
  5. Объясните ребенку об ответственности при выполнении своих обязанностей.
  6. Давайте ребенку возможность выбора и принятия самостоятельных решений.
  7. У ребенка должен быть режим дня
  8. Просите ребенка о помощи. Поощряйте его.
  9. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать.
  10. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности.
  11. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если Вы решили научить малыша одеваться самостоятельно, Вам нужно запастись терпением и временем. Дети одеваются очень медленно, и делают это вовсе не из вредности, просто этот навык для них еще доста.


Консультация для родителей "Как научить ребенка одеваться самостоятельно ."

Как научить ребенка одеваться самостоятельно .


Консультация для родителей "Как научить ребенка одеваться самостоятельно "

Доступные рекомендации для родителей в виде консультации " Как научить ребенка одеваться ".



Консультация для родителей" КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО? "

В консультации дан материал на тему как научить ребенка одеваться самостоятельно.


Консультация для родителей "Как научить ребенка играть самостоятельно".

Для любознательных родитетелй.


Консультация для родителей "Как научить ребенка играть самостоятельно".

Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому, чтобы мама освободила свое время для выполнения домашних дел. Приоритетнее то, что этот навык – умение придум.

Действительно, многие родители хотят привить ребенку чувство ответственности как можно раньше, иногда чуть ли не с самого рождения. Нужно ли постоянно заставлять быть ответственным за свои поступки или можно помочь ребенку самому развить это качество?

Поговорим о том, как создать питательную среду для естественного развития самостоятельности, и о том, как приучать подростков к ответственности.

Что мешает детям быть самостоятельными?

как научить ребенка ответственности

Ответственность и самостоятельность тесно связаны между собой. Эти черты свидетельствуют о психологическом развитии, взрослении человека. Психологически зрелый человек умеет сам принимать решения и управлять своим поведением, умеет нести ответственность за свои действия, различает разные эмоции и умеет управлять ими, осознаёт свои потребности.

В идеале, к окончанию школы подросток уже несёт ответственность за свои поступки и обладает начальными навыками саморегуляции, но так происходит не со всеми.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Самостоятельность — такой же навык, как и, например, устный счёт. Если у человека есть возможность развивать правильные установки и учиться нести ответственность за свои решения, например, в ходе прохождения программы модификации поведения 7Spsy, он неизбежно научится это делать. Если нет, то развитию навыка могут мешать негативные установки и привычка вести себя безответственно.

Можно выделить 2 основные причины, которые мешают детям взрослеть:

Преждевременное приучение к самостоятельности. Если мы подталкиваем детей к тому, к чему они не готовы, у них возникает чувство тревоги и беспокойства. Дети будут вести себя как взрослые, но означает ли это, что они повзрослели? Нет. Маленький человек может имитировать поступки взрослых, но это будет всего лишь имитация, а не проявление внутренней зрелости. Например, из-за незрелости мозга дети в 5 лет с трудом контролируют свои эмоции. Взрослые могут заставить ребёнка скрывать и подавлять эмоции, но не могут заставить мозг созреть раньше естественного срока. Заставлять его взрослеть быстрее, чем он физиологически может — всё равно, что тянуть росток дерева вверх, чтобы выросло скорее.

Ни первый, ни второй подход к родительству, как бы ни хотелось, не воспитает в ребёнке самостоятельность и ответственность, потому что не даёт реального и своевременного опыта. Что же тогда делать?

Как научить ребёнка ответственности?

как развить в ребенке чувство ответственности

Можно придерживаться одной и той же тактики, чтобы сформировать ответственность как у подростков, так и у детей младшего школьного возраста.

Психологи рекомендуют следовать следующим советам:

В первую очередь важно понимать, что взросление и независимость — длительный процесс, которому невозможно научить одномоментно. Но можно создать для своих детей благоприятную среду, основанную на естественной привязанности к родителям и ощущении безопасности, и тогда навыки самостоятельности постепенно разовьются и окрепнут. [1]

Опирайтесь на зону ближайшего развития вашего ребёнка, [2] чтобы научить его быть самостоятельнее. В эту зону входят умения и навыки, которые ребёнок пока не может использовать самостоятельно, только с помощью родителей. Например, сам ещё не может приготовить завтрак, но если родители порежут плиту и зажгут плиту, то справится с готовкой. В процессе совместной деятельности дети осваивают навыки и привыкают к самостоятельным действиям.

Весь процесс взросления происходит таким образом: родитель делает что-то вместо ребёнка — когда ребёнок готов, родитель делает что-то вместе с ребёнком — когда ребёнок осваивает навык, родитель отступает в сторону, но готов помочь.

Мама хочет, чтобы её сын научился собирать сам портфель:
1 этап. Мама собирает портфель вместе с сыном.
2 этап. Мама наблюдает за тем, как сын собирает портфель, иногда подсказывает.
3 этап. Навык освоен, мальчик собирает портфель самостоятельно, но знает, что может обратиться за помощью к маме.

Конечно, у всех детей свои сроки освоения навыка, которые зависят от сложности действий и индивидуальных особенностей. Но если ребёнок не может что-то делать даже с помощью взрослых, то, скорее всего, он ещё не готов к освоению этого навыка.

3. Учитывайте, что в процессе воспитания ответственности у детей могут быть спады и откаты. Дети могут отказываться делать то, что уже умеют, так как слишком устали, переживают кризис или просто хотят ощутить заботу и почувствовать себя в безопасности. Например, дошкольник может просить одеть или покормить его. И в такие моменты детям важно чувствовать, что они могут положиться на вас и довериться. Будьте рядом, чтобы вовремя подставить плечо.

Что же делать, если в процессе взросления мы допустили ошибки? Как в этом случае воспитать ответственность у подростка?

Как научить подростка или школьника ответственности, если упущен момент?

Чтобы привить ребёнку ответственность и самостоятельность, рекомендуем пройти курс модификации поведения 7Spsy. Задания выполняет сам ребёнок, находясь дома, — и это уже тренировка самостоятельности. А мы всегда будем на связи: наш психолог поддержит школьника и ответит на его вопросы дистанционно (онлайн-чат, e-mail, телефонные звонки и др.). Это делает процесс изменения поведения более быстрым по сравнению с очным посещением психолога раз в неделю. Через 2-6 недель вы уже сможете увидеть, что ваш ребёнок развивает ответственность и становится более самостоятельным.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Занятия полностью анонимны, и, если нужно, ребёнок с лёгкостью сохранит их в тайне от приятелей и учителей.

Помните, дети не птенцы, не стоит выталкивать их из гнезда силой. Лучше создать им благоприятные условия для естественного и здорового взросления.

По материалам книг Г. Ньюфелда, автора концепции развития на основе привязанности.

Приучение к самостоятельности требует сил и от детей, и от родителей

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

О том, что ребенок недостаточно самостоятельный, родители чаще всего вспоминают перед детским садом или первым классом: как же он там справится один? Очень многим сегодняшним взрослым проще сделать за малыша, чем научить самостоятельности в каком-то деле, развить какой-то навык. Это и правда нелегко. Иногда на приучение к самостоятельности не хватает терпения и фантазии у взрослых, а иногда ей сопротивляется сам ребенок. Почему?

Если вы хотите научить ребенка завязывать шнурки, читать, ходить в магазин

Есть в психологии понятие: "зона ближайшего развития". Предположим, что ребенок обладает неким навыком Х — умеет надевать ботинки на липучках. Следующий навык — Y, надевать ботинки со шнурками. Между этими навыками есть некоторое расстояние. Сам малыш научиться этому может, но на это у него уйдет много времени. А если шнурки завязывать за него, будет быстро, но о самостоятельности придется забыть. Как же быть?

Взрослый может поставить промежуточную точку — навык Х1. Если Х — надевание ботинок на липучках, Y — ботинок со шнурками, то в качестве Х1 можно завязывать шнуровки на кукле, или шнуровать ботинки, не надевая их, или пришнуровывать деревянные пуговицы деревянной иголкой.

Все это — отдельные варианты шнуровки, с помощью которых нужно показать малышу, как это делается. Он бы сам не додумался, что можно учиться шнуровать ботинки на другом предмете, этот шаг для него невозможен. И постановка ближайшего навыка, т.е. того, что родители придумали и с которым помогли, — это и есть принцип зоны ближайшего развития. Они создали такую зону, и она позволила сыну или дочке продвинуться быстрее за меньшее время. Это относится почти к любому навыку.

Например, есть знание букв (точка Х) и умение самостоятельно читать (точка Y). Это два совсем разных навыка: малыш может знать алфавит в 3 года, а начать читать в 7 лет. И чтобы он дошел из точки Х в точку Y, нужно разбить дистанцию не на один, а на несколько отрезков. И не пытаться делать что-то за мальчика или девочку, но на каждом этапе придумывать нечто, что им поможет.

Например, записки, книжки крупным шрифтом, кубики Зайцева, надписи на предметах, пришедшее по почте письмо, которое может прочитать только сам малыш. Что-то, что позволяет быстрее и легче прийти в конечную точку. При этом мы не лишаем ребенка самостоятельности, мы не делаем это за него, но мысленно для себя разбиваем путь к освоению навыка на части и так делаем его более доступным.

Например, дошкольник не может сам сходить в магазин, а родители хотят, чтобы он это умел. Но волшебной палочки ни у кого нет, и часто маме с папой нужно построить этот путь, создать зону ближайшего развития, иначе ребенок так и не окажется в точке навыка: ему будет страшно переходить улицу, он будет бояться продавщицу, терять деньги, не доходя до магазина.

Или, например, родители делают уроки вместе со школьником, а хотят, чтобы он их делал сам. Если бы можно было сказать: "Все, теперь ты делаешь сам", — и он бы взял и стал делать. Такие вещи тоже бывают, но, к сожалению, редко. Часто, если был сформирован один навык, нужно время и разбиение на подпункты, чтобы сформировался другой.

Как найти зону ближайшего развития

Одно из основных родительских умений, связанных с развитием самостоятельности, — найти зону ближайшего развития, увидеть, чем можно помочь, не лишив ребенка возможности сделать то, что необходимо, самому. Если делать все за сына или дочь, такое "обучение" продлится неограниченное количество часов, пока ребенок в какой-то момент не откажется делать что-либо вообще. Поэтому понимание, где дать самостоятельность, — это тонкое родительское искусство.

Для этого нужно представлять себе, как дети растут. Очень часто родители первенца не знают, какая ступенька развития у него будет следующей. Им непонятно, что и в каком возрасте нормально. Должен ли он уже уметь сам чистить зубы, завязывать те же шнурки, выносить мусор или ему пока рано? А это важно, потому что, если родители не знают, чего ждать, им трудно будет малышу помочь. Стоит также учесть, что у нынешних родителей в памяти собственное детство, в котором самостоятельности было куда больше — по сравнению с нынешней ситуацией.

Очень полезно родителю видеть вокруг разных детей, чтобы на их примере понимать, что умеет маленький человек того или иного возраста. Иногда это может быть открытием: "Как это — он в семь лет уже может салат порезать! А мы и не думали, что это возможно…" Плюс есть книжки с описанием навыков по возрастам.

Регресс – не только при появлении младшего брата или сестры

Бывает ситуация жесткого отказа со стороны ребенка от того, чтобы взять то или иное действие на себя. Вроде бы мама и папа — за самостоятельность, создана зона ближайшего развития и все условия, а малыш не хочет. Он может "не хотеть" без слов, или выражать отказ своим поведением, или говорить: "Я еще маленький".

И тут надо думать. Как есть родители, склонные все делать за ребенка, так есть родители, совершенно "повернутые" на самостоятельности: хотят, чтобы тот все делал сам. А ему, может быть, это не подходит.

Если сын или дочь отказываются от самостоятельности, возможно, они находятся в возрастном регрессе, временном или затянувшемся. Регресс — это когда в развитии делается шаг назад, ребенок начинает вести себя как маленький: просит соску, начинает сюсюкать.

Причиной бывает переезд на другое место жительства, или приход новой няни, или появление новой учительницы в школе; то, что мама вышла на работу или, наоборот, ушла с работы и сидит дома. В состоянии регресса дети крайне плохо реагируют на попытки вручить им самостоятельность: мамы и папы продолжают настаивать, а мальчики и девочки регрессируют еще больше. Настойчивость родителей приводит к еще большему откату.

Любое серьезное изменение в жизни ребенка может стать источником стресса и временного регресса, шага назад. Желательно этот источник обнаружить и, если понятно, где он, подождать — от полутора до трех месяцев, таков обычный период адаптации.

Например, ребенок, который пошел в школу или в детский сад или в старших классах перешел в более сильную школу, часто дома очень долго пребывает в состоянии регресса. В саду или в школе он выкладывается, к нему никаких претензий, он все делает, слушается, но приходит домой — и все. Дома он не делает даже 2/3 того, что выполнял до того, как пошел в новое учебное заведение.

Почему ребенок отказывается от самостоятельности

Если давить, ситуация может усугубиться. Если вообще не давить, то она может такой остаться навсегда, закрепиться. Поэтому нужно грамотно сделать так, чтобы регрессивное поведение дома для самого чада стало невыгодным. Надо подбирать ключик, который подойдет именно вашему малышу: для кого-то будет нормально, если родитель начнет его жалеть и сюсюкать, а у кого-то это закрепит регрессивное поведение, значит, потребуется другой способ.

Обычно бывает очень много попыток: один день попробовали одно, другой день другое — что-нибудь да подойдет. Важно не бояться экспериментировать и важно, чтобы поведение сына или дочери со временем приходило к возрастной норме, не регрессировало дальше. И полезно понимать источник стресса: если три месяца прошло, а все попытки тщетны, может быть, в саду или школе есть что-то, что для ребенка невыносимо.

Ребенка, который "невменяем", который не слышит вас, бесполезно воспитывать: вы потратите силы и эмоции, а толку не будет. Если же он постоянно находится в зоне неадекватности, то возникает большой вопрос: а за счет чего?

Освоение навыков самостоятельности требует энергии и времени как у родителей, так и у детей. Чтобы научиться читать, делать самостоятельно уроки, завязывать шнурки, нужны силы. Если расписание ребенка составлено так, что у него этих сил не остается, то он не будет в состоянии осваивать новые навыки. Усилия требуют не только занятия в школе или в бассейне, освоение нового — это тоже труд. Если на него нет энергии, то требовать бесполезно.


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Инфантилизм – состояние, присущее детям младшего и подросткового возраста. Привычка считать, что за всё отвечают взрослые, откладывается на подсознательном уровне. Родителям стоит воспитывать чувство ответственности в сыне или дочери. Маловероятно, что оно разовьётся само, ведь оставаться ребёнком проще и удобнее.

Что такое ответственность?

Ответственность – это способность:

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Ответственность или послушание?

Многие взрослые не видят разницы между этими понятиями. Но послушание – это выполнение поручения, вне зависимости от осознания его целесообразности или правильности. Мотивировка поступает извне – имеет место простая исполнительность. Часто она подкрепляется страхом наказания или опасением выйти за рамки правил.

Ответственность подразумевает наличие осмысленного и самостоятельного решения, последствия которого человек оценивает.

С какого возраста можно развивать ответственность?

Развитие ответственности у ребенка

Это чувство начинает формироваться в раннем возрасте. Взрослым стоит терпеливо и тактично направлять своих детей, не отступая перед их нежеланием взрослеть, но и не оказывая чрезмерного давления. До 3 лет дети не могут оценивать последствий своих поступков. С 3 до 5 лет закладываются азы – малыши уже способны выполнять несложные обязанности. Например, полив цветов, уборка игрушек, прочие мелкие поручения. Ответственность в этом возрасте формируется поэтапно.

  • Родитель учит маленького помощника выполнять несложную работу, объясняя цели и последствия невыполнения. Например, возможна такая логическая цепочка: цветок нуждается в воде, без неё он погибнет, люди, вырастившие растение, отвечают за него.
  • Ребёнок осознает необходимость действий, принимает решение их выполнять, но периодически забывает. Ему нужно напоминать о его намерениях.
  • Конечная цель – полная самостоятельность, ребёнок осознанно принимает решение заниматься чем-либо. В напоминаниях нужды не возникает.

Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности. Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются.

Стоит понимать, что все дети индивидуальны. Даже самый правильный подход не гарантирует, что к подростковому возрасту чувство ответственности сформируется полностью и будет охватывать все сферы жизни.

О важности личного примера

Если родители не становятся примером ответственного поведения для своих детей, то об адекватном формировании этого чувства можно забыть.

Если взрослые обещают почитать сказку, прийти на утренник, купить игрушку, но не исполняют этого, то у ребёнка на подсознательном уровне формируется и закрепляется установка: безответственное отношение допустимо! Можно сказать, но не сделать. Это понимание закладывается, когда родители ещё являются эталоном поведения. Искоренить его потом, в подростковом возрасте, очень сложно. В этот период происходит переход на новый уровень в физиологическом и личностном (социальном, нравственном) развитии. Вопрос, как научить подростка ответственности и самостоятельности, обретает особую актуальность.

Подростковый возраст – очень сложный период. Именно на этом этапе формирование ответственности особенно необходимо. Учёба в старших классах без осознания её важности и соответствующего подхода не принесёт хороших результатов. В свою очередь, отсутствие базовых знаний не позволит продолжить обучение в престижном вузе и перечеркнёт возможные перспективы.

Как научить ребёнка ответственности?

Выработка ответственности – процесс индивидуальный, но существуют некоторые универсальные рекомендации.

Право на ошибку

Отказ от навязывания целей

Навязывая своё мнение, родители могут добиться того, что подросток либо озлобится, либо потеряет желание быть самостоятельным, принимать собственные решения и отвечать за них.

Чтобы этого не произошло, нужно знать цели и желания своего ребёнка. Если они кажутся недостижимыми или глупыми, критиковать и высмеивать их не стоит – нужно обсудить ситуацию, рассказать, через что придётся пройти, чтобы добиться задуманного, выяснить, действительно ли есть готовность к этому. В процессе реализации своей цели подростки часто теряют к ней интерес – это их собственное решение, приняв его, они учатся признавать свои ошибки.

Отказ от сравнений

Распространённая ошибка при воспитании – сравнение с более успешными людьми. Это причиняет боль, воспринимается как несправедливый упрёк и в конечном итоге приводит к нежеланию принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ведь всегда найдётся тот, кто будет лучше и успешнее.

Поощрение самостоятельности

Невозможно научиться ответственному отношению к жизни, не развив самостоятельности. Нужно дать возможность подростку обрести собственный опыт. Как позитивный, так и негативный. Проявление самостоятельности должно быть отмечено родителями – это даёт стимул к дальнейшему развитию качества. Можно задействовать таланты подростка на благо семьи – например, если он хорошо ориентируется в Сети, то вполне может подобрать несколько вариантов отелей для предстоящего семейного отпуска или найти дешевые авиабилеты.

Комментарий психолога:

Если ребёнок все делает правильно – не скупитесь на похвалу. Очень важно, чтобы результат возложенной на себя ответственности, принятие решения и его выполнение вызывали положительные эмоции. Тогда такое поведение постепенно станет естественным.

Как научить ребёнка ответственно относиться к обучению?

Родители могут заставить ребёнка учиться, грозя наказанием или предлагая вознаграждение за успехи. Но это приносит временный результат и не способствует развитию адекватного отношения к учёбе. На школьном этапе ответственность – это осознанное решение учиться. Ученику нужно понимать, что даст ему обучение в школе, каких целей он сможет добиться. Важно, чтобы он не боялся получать плохие оценки, иначе в приоритете окажутся они, а не фактические знания.

К сожалению, современная школа не лишена недостатков – зачастую нежелание учиться даже при наличии правильной мотивации является следствием несовершенства учебного процесса.

По данным Росстата, в 2019 году число недовольных качеством образовательных услуг составило 13,3 % (опрос проводился среди людей, имеющих детей в возрасте до 15 лет).

Основные причины недовольства следующие:

Такие ситуации не являются редкостью и никак не помогают развитию ответственности, а наоборот, полностью нейтрализуют её. Впоследствии это может негативно отразиться и на взрослой жизни.

Гибкий подход к построению образовательного процесса пробуждает интерес и ученики более ответственно подходят к обучению. От получения знаний не отвлекают конфликты с одноклассниками или предвзятое отношение учителей.

Как научить подростка ответственности? Главными ее составляющими являются самостоятельность, умение признавать свои ошибки и делать выводы. На развитие этих качеств стоит обратить особое внимание.

Читайте также: