Имеет ли право завуч вести уроки

Обновлено: 30.06.2024

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Дмитрий Комаров

Никаких ограничений на классное руководство в зависимости от должности не существует. Пусть секретарь предоставит документ, на основании которого она делает такие выводы.

Тоня Иванова


Тоня Иванова

Ничего не посоветую, просто поаплодирую вашей силе и стойкости

Наталья Молокина

Евгения Роденко

Андрей Громов

Татьяна Широкова


Татьяна Широкова

Что скажешь - хочется, так берите два классных руководство, если Вам не жалко своего здоровья. Потому что любому заму директора некогда заниматься с классами - все время занимает административная работа: оо отчеты по вебинары, по внезапные акции и т.д. (по себе знаю, т.к. имею опыт работы замом и одновременно классным руководителем)

Наталья Ивлиева-Бондарь


Наталья Ивлиева-Бондарь

Ольга Богданова


Ольга Богданова

У меня в школе,как раз, зам по воспитательной работе ведёт биологию и два классных руководства. Один её с 5 класса,а другой - подкидыши с 7( причём одна параллель). Выпускает в этом году . Замученная очень,но. Тащит свою баржу.

Леся Лесина

Бедные дети, классному будет не до них. Но Вам же деньги нужны, так что не заморачивайтесь. Масса классных руководителей, которые только называются классными руководителями.

Андрей Громов

Юлия Илюшина


Юлия Илюшина

Леся, вы вообще умеете читать? Автор же пишет, что не ради денег это все.
Как же народ ярлыки любит вешать.

Екатерина Молодцова

Андрей, Плохо думаете о людях. Я лично работала 32 года кл.рук.без всяких федеральных доплат, как и многие другие учителя. И до сих пор многие выпускники только хорошее обо мне говорят, звонят, пишут, поздравляют, общаются, ставят в пример. От человека все зависит, как и везде, а адекватная оплата труда-это очень хорошо и правильно, но. не всегда главное. Как-то вот так!

Андрей Громов

Леся Лесина

Виктория Потоцкая

Елена Красноштанова


Елена Красноштанова

Жанна Клочкова

Анжелика Скрипова

С той горой отчётов и мониторингов, заполняемых зам по ВР, точно будет не до детей, даже не до своих собственных, а тут ещё КР.

Елена Альбицкая

У Вас секретарь решает, кто кем работает? Дело в том, что классное руководство оплачивается от ставки учителя, если ставки нет, то до 5тыс доплачивают из фонда надбавок, поэтому кл.руководителем лучше ставить того, у кого есть ставка. У завуча по определению ставки быть не может, ибо на 2 ставки (завуч и учитель) работать нельзя, можно только по совместительству должностей, и есть ограничения по количеству часов. Как-то так.

Надежда Васильева

Елена, у нас нет должности зама в штатном расписании. Все учителя, кроме директора. И есть доплата за выполнение функций. Поэтому все "завучи" имеют от 20 часов. Ну и классное руководство.

Мария Ерохина

У нас не одобряется классное руководство у завуча, ухожу с должности в следующем году, хочу быть классным руководителем и работать с детьми, а не с отчетами

Олег Шуков

Т.е. вы сами себе будете давать задание и объективно оценивать выполненную работу? Да ещё в 2-х классах?
Трудновато будет. И не только физически.

Мира Яр

Олег, согласна с вами! Хоть и нормативки такой нет, но это негласный закон. Будут конкурсы, мероприятия, и как завуч будет оценивать все классы, среди которых два её. Ни детям, ни заму на пользу это не пойдёт.

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Мире

🤷🏻‍♀

Мира, у нас в школе все завучи с КР. Никаких сложностей вроде

Мира Яр

😊

Оксана, надо же, первый раз слыша, правда.

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Мире

😀

Мира, я сама тоже, потому что в прошлой школе ни у кого из завучей не было классов

Олег Шуков

Олег Шуков

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Олегу

💪

Олег, сложностей в том, что сам завуч по воспитательной свою воспитательную работу с классом оценивает)) так же работает, готовит к конкурсам, призовые места занимают. Ещё в одной школе тоже была завуч с классом и тоже суперкласс у неё был, и успевала всё, причём уже внука в то время имела) совсем не молоденькая

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Олегу

Олег Шуков

Олег Шуков

Оксана, когда меня назначили завучем, я тоже хотел оставить класс. Тем более это 10, и я был у них уже 5 лет.
Но в какой-то момент почувствовал, что всё таки это трудно: и там, и там. И спокойно передал их другому учителю (правда, выбрал сам).
P.S. Кстати, давно сделал вывод, что предметником лучше. Этого придерживаюсь сейчас.

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Олегу

😊

Олег, ааа да нее, у завучей классы уже почти выпускные, когда 5000 ещё не было

Олег Шуков

Надія Цох

Иван Грибков

Елена Дружинина

Иван, совмещают, еще как! У нас очень чудесно педагог-организатор(0, 5)совмещает с 21ч., проценты(? Сколько)соц педагога, кружки и ,может, что-то еще. (И это учитель на инвалидности 15лет), а сейчас этот учитель на республиканском конкурсе,, Учитель года". Вот так!

Елена Куликова

Елена Куликова ответила Елене

Елена, да, мне это напомнило 19-20-й учебный год, когда я совмещала секретаря школы (море работы) с педагогом-организатором с двойной нагрузкой (началка+средние классы), где вздохнуть было некогда. А потом бежала в музыкальную школу. После неё порой возвращалась в школу доделывать работу, иногда до ночи сидела (точнее, бегала с первого этажа на второй и назад - в обоих кабинетах у меня были недоделки).
И да, кружок вокала тоже вела. Готовила девчонок к школьным мероприятиям.
У меня постоянно были нервные срывы. И дети мои дома не получали должного внимания.

Елена Дружинина

Елена, , когда здоровье(и молодость!)

Елена Куликова

Елена Куликова ответила Елене

Елена, молодой бы себя не назвала)) а здоровье такая нагрузка ох как подрывает. Начали напрягать сердце, зрение, головные боли (мой бич с детства). В тот год непрерывно дёргались веки. Начала отниматься правая рука периодически. Сейчас я оттуда уволилась, но рука к норме не пришла. Не знаю, что это!


Учитель обязан дополнительно заниматься с отстающим учеником, если родители совсем не уделяют ребенку внимания?

Учитель обязан выполнять только ту работу, которая закреплена в его трудовом договоре и должностной инструкции. Если в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему у Вас имеется нагрузка в форме дополнительных занятий с конкретным ребенком, то Вы обязаны ее выполнять. В противном случае – нет.

Нужно ли директору школы, ведущему уроки, разрешение администрации района на их ведение и на получение стимулирующей выплаты?

Это зависит от того, оформлена ли такая нагрузка в качестве совмещения. Если да, то директор должен получать за нее оплату в том же объеме, что и все остальные учителя школы, включая стимулирующие. Если же он выполняет эту работу неформально, на волонтерских началах, то и начислять заработную плату, а также стимулирующие будет незаконно.

C ейчас очень часто родители пишут жалобы на преподавателей, что мы занижаем оценки их детям и пугают руководителя прокурором. Соответственно меры принимают к преподавателю, рекомендуют ставить ту оценку, которую требуют родители. А знаний на данную оценку реально нет. Как можно себя защитить?

Если родитель в присутствии своего ребёнка оскорбил учителя, как поступать в этом случае учителю?

Насколько правомерен график работы учителя, общий для всех учителей? Вот формулировка "2.1. Учитель с отработкой рабочего времени 36 часов в неделю на ставку" 8.00 начало в 15.50 – окончание.

Такой график не является соответствующим законодательству. П. 2.4 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

П. 3.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

Из совокупного толкования данных пунктов следует, что учитель должен присутствовать в школе только во время проведения учебных занятий или иных обязанностей, требующих присутствия в организации (напр., педсовет, родительское собрание). В иное время он не обязан в ней находиться, следовательно, установление подобного режима недопустимо.

Кому положен методический день? Я работаю учителем начальных классов, какой день может быть методическим?

Работодатель не обязан предоставлять работнику методический день. П. 3.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

Подобная формулировка требует лишь отсутствия окон между занятиями, но не предполагает наличие обязательного свободного от учебной нагрузки дня недели.

Вместе с тем Вы можете требовать обязательного установления такого методического дня в рамках коллективного трудового спора с работодателем либо через профсоюз. В некоторых образовательных организациях такие дни закреплены.

Для учителей начальных классов установление методического дня также возможно, так как один из дней недели может быть наполнен учебными занятиями, которые проводят другие педагогические работники (физкультура, ИЗО, музыка и т.д.).

Может ли администрация без согласования со мной или хотя бы предупреждения поставить мне в расписание объединенные уроки на ближайшие 3 недели (не было 2-го учителя по предмету). Имею ли я право отказаться? И как эти уроки должны оплачиваться?

Пунктом 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 определены виды работ педагогических работников, которые не являются совместительством. К их числу, в частности, относятся:

- педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

- выполняемая учителями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, преподавателями-организаторами (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), руководителями физического воспитания, мастерами производственного обучения, воспитателями и другими педагогическими работниками учреждений начального или среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений другая регулярная педагогическая работа в том же учреждении;

- выполнение педагогическими работниками в том же учреждении без занятия штатной должности обязанностей по заведованию кабинетами, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, руководство производственным обучением и практикой обучающихся, проверка письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию, классное руководство и др.;

- работа за дополнительную оплату в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в том числе часы замены педагогических работников, отсутствующих по болезни и другим причинам.

Эти виды работ могут выполняться с согласия работодателя в основное рабочее время.

Выполнение указанных видов работ не является совместительством, а, следовательно, не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41). Педагогический работник, как и любой другой, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Организация и оплата замен должна быть прописана в школьных Правилах внутреннего трудового распорядка. Педагоги могут через свою профсоюзную организацию участвовать в разработке этого локального акта.

Я учитель биологии. Появился новый учебный план для коррекционных учреждений. Количество часов сократили в 2 раза. Нагрузки нет. Переподготовку тоже не предлагают. Что можно сделать?

К сожалению, сокращение учебного плана является законным основанием для уменьшение учебной нагрузки преподавателя в одностороннем порядке. Вы можете просить догрузить Вас иной работой, например, организационной.

Должна ли я ждать по полтора часа совещание, которое назначено на 13.00, а у меня уроки заканчиваются в 12.00. Причем такая практика в нашей школе постоянна. Совещаний очень много и, самое главное, бессмысленных.

П. 3.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает:

« При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписания занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Исходя из данного положения, строго формально Вы можете требовать только отсутствия перерывов от 2 часов и более. Т.е. Вы можете требовать назначить совещание не позднее 13:59, если Ваши уроки заканчиваются в 12:00.

Однако в рамках коллективных переговоров Вы можете закрепить улучшающие Ваше положение нормы в коллективном договоре.

М огут ли заставить работать меньше ставки, т.е. 16 часов, а не 18? А разве не обязана школа обеспечить ставкой?

В соответствии с п. 2.8.1 Продолжительности рабочего времени педагогических работников нормой учебной нагрузки для учителей является 18 учебных часов. Согласно с п. 4 Примечания части 1 Продолжительности рабочего времени педагогических работников выполнение педработникком учебной работы сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы осуществляется только с его письменного согласия . Т.о., из этого следует, что администрация обязана обеспечить нагрузку объёме ставки (18 ч.), а остальное только — с его письменного согласия.

И меет ли право директор распоряжаться стимулирующим фондом, а комиссию проводить только по документам, поощряя при этом своих приближённых и скрывая кому сколько?

Порядок распределения стимулирующих выплат зависит от содержания Вашего школьного Положения об оплате труда. В нем должна быть предусмотрена процедура распределения стимулирующих выплат. Если такого локального акта нет, или в нем не установлен порядок распределения стимулирующих выплат, то работодатель вправе самостоятельно распоряжаться ими. Раскрывать такую информацию он должен только профсоюзной организации.

Если же Положениям об оплате труда комиссия предусмотрена, то нужно либо членам этой комиссии требовать реальной работы, либо переизбрать членов этой комиссии.

Д олжны ли оплачиваться ЕГЭ и ОГЭ? Или можно взять дополнительный отгул?

Вопрос: Имеет ли право заместитель директора в школе с учебной нагрузкой в 8 недельных часов на выплату денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей?

Ответ: Заместитель директора в школе с учебной нагрузкой 8 часов в неделю, осуществляющий классное руководство в классе, в котором ведет учебные занятия, имеет право на выплату денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей.

Как следует из п. 11 Правил, денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в двух и более классах.

При этом в силу п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536), классное руководство — это часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов и вытекает из их должностных обязанностей, связанных с образовательным процессом.

Минпросвещения России в письме от 12.05.2020 N ВБ-1011/08 отмечает, что «…классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей

В п. 8 Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, направленных для использования в работе Письмом Министерства просвещения РФ от 28.05.2020 N ВБ-1159/08, указано, что в случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.

Вместе с тем трудовое законодательство позволяет работникам, кроме своей основной работы, выполнять дополнительную оплачиваемую работу

Каких-либо запретов на выполнение заместителем директора образовательной организации дополнительной педагогической работы законодательством не установлено, поэтому он вправе выполнять такую работу.

При этом не содержит законодательство и запрета на осуществление классного руководства лицами, работающими по должностям педагогических работников в порядке совмещения профессий (должностей) или совместительства. Поэтому заместитель директора школы, выполняя в порядке совмещения или совместительства дополнительную педагогическую работу, может дополнительно выполнять и работу по классному руководству с соответствующей дополнительной оплатой труда.


12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям

Учитывая сказанное, полагаем, что в тех случаях, когда заместитель руководителя образовательной организации выполняет в порядке совмещения должностей или на условиях совместительства дополнительную работу по педагогической должности, а именно осуществляет классное руководство в классе, в котором ведет учебные занятия, его следует считать педагогическим работником для целей реализации права на выплату денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 5000 рублей.

Подчеркнем, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов и контролирующих органов. К сожалению, официальных разъяснений по заданному вопросу или аналогичным ситуациям нами не обнаружено.

wcwjjgapec7qktapo1t91.jpg

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

001.jpg

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

нг7786.jpg

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

775ззщ.jpg

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске - дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Читайте также: