Как найти свидетельство о рождении давно умершего родственника в казахстане

Обновлено: 28.06.2024

Пилотный проект отменил выдачу свидетельств о смерти на гербовых бланках еще в октябре. Прошло уже 5 месяцев, но до сих пор родственникам умерших это нововведение добавляет лишние проблемы и продлевает хождения по многочисленным инстанциям.

А ведь изначально отмена бумажных свидетельств была придумана для того, чтобы во время карантина людям не нужно было ходить за лишними бумажками и справками.

Вместо похорон – очередь за справками

– В ноябре 2020 года умерла мама. В ЦОНе нам выдали электронное уведомление о смерти, пояснив, что привычные гербовые свидетельства теперь отменены. Мама еще не была пенсионеркой, поэтому мы не имели права на обычное пособие на погребение. Эту сумму нам должны были выдать из маминых накоплений в пенсионном фонде. Когда мы пришли туда, нам заявили, что деньги перечислят только при наличии свидетельства о смерти, а выданное нам электронное уведомление силы не имеет. Пришлось снова идти в ЦОН, где нас опять уверили, что бумажные свидетельства о смерти отменены. В итоге вместо того, чтобы заниматься организацией похорон, мы ходили из ЕНПФ в ЦОН и обратно. Попасть туда из-за карантинных ограничений было не так-то просто. После долгой нервотрепки деньги нам выдали, но предупредили, что остальные пенсионные накопления через полгода после маминой смерти, когда будет можно официально вступать в права наследования, без свидетельства о смерти уже не выдадут. А где мы его возьмем? – недоумевает 30-летняя семейчанка Дарина АНДРЕЕВА.

Облегчить жизнь и смерть во время карантина

Как оказалось, нововведение должно было упростить процедуру оформления смерти во время пандемии.

– Как вы знаете, во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции правительство принимало разные меры по исключению посещения гражданами государственных объектов. Одной из мер, принятых для этих целей, был запуск пилотного проекта по регистрации смерти гражданина в электронном виде. Вместо привычных свидетельств органы РАГС начали выдавать уведомления о регистрации смерти. Однако на практике мы столкнулись с тем, что приказ о внедрении пилотного проекта не был доведен до сведения всех заинтересованных органов. Возникли вопросы, связанные с признанием уведомления о смерти для принятия решений, в частности, при перечислении денежных средств. До сегодняшнего дня приказ о внедрении пилотного проекта не опубликован в информационной системе нормативно-правовых актов “Адилет”, – возмутился заместитель руководителя и заведующий секретариатом по этике департамента государственной службы ВКО Кайрат САПАРГАЛИЕВ.

Приказ о запуске пилотного проекта “по оптимизации процессов, связанных с регистрацией смерти” был подписан министрами юстиции, здравоохранения, труда и соцзащиты населения, обороны, национальной экономики, цифрового развития, внутренних дел.

Как получилось, что до сих пор в разных ведомствах с родственников умерших требуют свидетельства о смерти? К тому же нововведения добавили проблем и сотрудникам РАГС.

– С внедрением пилотного проекта у нас резко увеличилось количество актовых записей о смерти, потому что все уведомления стали поступать в областной центр. Даже если человек умер в районном селе, сведения поступали к нам, – посетовала руководитель отдела регистрации актов гражданского состояния (РАГС) г. Усть-Каменогорска Дамеш МЕЙРМАНОВА. – Эта ситуация нормализовалась только к февралю 2021 года. Сейчас электронные уведомления поступают по месту смерти человека. Но до сих пор немало людей просят нас выдать им гербовый бланк свидетельства о смерти, потому что этот документ требуют в банках и страховых компаниях.

Приказ есть, но его как бы нет

По словам специалистов в сфере юстиции, проблема в том, что пилотный проект по отмене бумажных свидетельств о смерти – это еще не утвержденный закон. Именно поэтому новшества до сих пор не внесены в официальный перечень нормативно-правовых актов. В итоге приказ есть, но его как бы нет.

– В официальную базу нормативно-правовых актов текст совместного приказа по оптимизации регистрации смерти не внесен, потому что это только пилотный проект. Есть кодексы и законы, согласно которым еще действует услуга регистрации смерти с выдачей свидетельства на бумажном носителе, – подчеркнул руководитель отдела департамента юстиции ВКО Сержан МУХАМЕДЖАНОВ. – Но мы уведомили все заинтересованные органы об изменениях в системе регистрации смерти.

В отделениях пенсионных фондов признали электронные уведомления тоже только через несколько месяцев после подписания приказа – к концу нынешней зимы. А вот страховые компании, нотариусы и банки второго уровня до сих пор продолжают требовать с родственников умерших бумажные свидетельства о смерти, без которых невозможно оформить наследство и получить пособие на погребение.

Несмотря на карантин, люди вынуждены гораздо больше проводить времени в разных ведомствах, рискуя заразить других или заразиться самим.

О том, что потеря близкого человека вообще не располагает к хождениям по инстанциям – можно и не вспоминать.

В Восточном Казахстане к решению проблемы подключилась межведомственная рабочая группа при департаменте по госслужбе ВКО. Ее участники написали ходатайства во все организации, которые так или иначе связаны с приемом документов о смерти. Быть может, через полгода после начала пилотного проекта о нем наконец-то узнает каждый, кто знать о таких нововведениях обязан. Почему таким просвещением не озаботились авторы приказа – вопрос, на который ответа нет.

Марина Чумакова

ПОИСК ПРЕДКОВ. ЭТАП 9 - ДЕЛАЕМ ЗАПРОС В ЗАГС.
Я обещала переписать ШАГ 9 в ЭТАПАХ ПОИСКОВ ПРЕДКОВ.
Заодно вспомним и закрепим основные моменты.

Давайте разберем поподробнее, как правильно сделать запрос в ЗАГС. Тем более, что именно с этого многим из вас придется начинать свою поисковую деятельность, хотя бы для того, чтобы восстановить нужные для дальнейшего поиска документы.

Отделе записи актов гражданского состояния можно получить документы ( а в нашем случае их копии) о рождении,о браке, и его расторжении, об усыновлении, установлении отцовства, изменении имени.
В Отделе ЗАГС можно заказать:
копию свидетельства о событии,
справку о событии,
справку с иными сведениями о событии
Что заказывать лучше? ЭТо выбирать вам.
Между Свидетельством и справкой нет никакой разницы с точки зрения генеалогии. Они оба подходят для подтверждения родства.
Только Свидетельство красивенькое, а справка обычная.
Госпошлина за свидетельство 350 рублей, за справку - 200 рублей.
Особый интерес для генеалога представляет справка с иными сведениями. Из нее можно узнать дополнительные сведения. Но об этом можно почитать в постах на стене группы и в теме ЗАГСы

ВАЖНЫЕ МОМЕНТ 1.
1. В Отделе ЗАГС вы можете заказать копии документов или справку :
- на себя ( предъявив паспорт);
- на живущего родственника при наличии от него доверенности;
- на умершего прямого родственника при подтверждении родства с ним и при предоставлении Свидетельства о смерти этого родственника.
- вариант получить документы на не прямого родственника тоже есть, но идут такие варианты туже, с подтверждением родства проблем больше.
- само собой, если вы запрашиваете Свидетельство о смерти, то факт смерти ЗАГСу известен, и подтверждать его не надо.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ 2.
Куда подавать запрос?
С 01 января 2021 года заработал ЕГР ЗАГС, который содержит в электронном виде базы данных ЗАГСов всех субъектов Российской Федерации с 1926 года.
Для того, чтобы получить документ из этой базы надо прийти в ближайший к вам ЗАГС, по месту вашего проживания или регистрации, с уплаченной госпошлиной, с паспортом и документами подтверждающими родство
Копию документа вам выдадут в день обращения, если это свидетельство или справка.

Получение справок с ИНЫМИ СВЕДЕНИЯМИ пока не очень отлажено, поэтому в каждом отдельном случае лучше уточнять условия в ЗАГСе.
Теме получения справок с иными сведениями посвящены несколько постов ниже.

С недавнего времени, получить документы из ЗАГСа можно через МФЦ, иногда это даже проще, чем в самом ЗАГСе.

Раньше, можно было подать такой запрос, через гос.услуги. Сегодня пыталась это сделать, у меня не получилось. Там можно подать запрос только на себя или своего ребенка. То есть скажем, восстановить мое свидетельство о рождении. На другого человека у меня не получилось.
Если вы хотите получить документ из ЗАГСа другого государства, то вам тоже надо пойти в свой ЗАГС со всеми документами. Они сделают запрос в другую страну, через Минюст. Госпошлина та же - 350 руб.
Если вы живете в другом государстве и хотите сделать запрос в ЗАГС России, вот тут вы должны точно пойти в свой ЗАГС и они должны сделать международный запрос.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ 3.
Вы можете делать неограниченное количество запросов в ЗАГС , главное, платить госпошлину. Если вы оплатили госпошлину, а справку вам не выдали, госпошлину можно вернуть.

ВАЖНО. Вы должны понимать, что отрицательный ответ из ЗАГСа это еще не конец истории. Если отрицательный ответ связан с неполным комплектом ваших документов, дособирите их.
Причины того, что записи отсутствуют в ЕГР ЗАГС разобраны в статье ниже.

Марина Чумакова

Дальше.
По прежнему, и это не изменно, для получения таких документов вы должны подтвердить родство, предоставив все документы в подлинниках и свой паспорт. Если каких то документов нет, их надо так же восстановить.
По-прежнему, надо оплачивать гос.пошлину. За свидетельство надо оплатить 350 рублей, за справку 200.
Справку, говорят, можно запросить с иными сведениями, но как это работает пока не знаю. Потому что сначала говорили, что справку с иными сведениями можно будет заказать по месту хранения актовой записи, как и прежде. А потом говорили, что справку с иными сведениями можно заказать в своем ЗАГСе, а они сами запросят ее в нужном ЗАГСе. Еще раз повторю, что пока не пробовала. Но скоро попробую обязательно и тогда напишу.
Так вот про пошлину. Ее надо оплатить заранее. Цена указана за один документ. Каждый документ оплачивается отдельно. То есть на каждый у вас должна быть отдельная квитанция.

Еще один момент связанный с документами ЗАГСа произошел в стране. В связи с созданием ЕГР ЗАГС, документы до 1926 года должны быть преданы в Архивы. И на самом деле во многих городах активно передаются. Тула например, сразу поставила такие документы на оцифровку и собирается выложить их в онлайн доступ. Лично я за последние три месяца сделала несколько запросов в Исторический архив Омской области о рождении моих непрямых родственников в 20-х годах 20 века и получаю оттуда интересные ответы. Подтверждения родства не требуется.
Но вот звонок в один из Архивов Оренбургской области меня слегка озадачил. Я хотела найти свидетельство о рождении моего деда в 1923 году, и думала, что его уже передали в Архив, хотела уточнить в какой. Так в местном ЗАГСе мне сказали, что ни о чем таком знать не знают.

Марина Чумакова

(продолжение)
Дела они передают по истечении 100 лет. То есть в 2021 году, передают дела за 1920. И записи актовой по моему деду они не нашли. По- прежнему все индивидуально. А в этот ЗАГС, я хочу сделать официальный письменный запрос, пусть официально мне подтвердят отсутствие актовой.
Так вот. Не все архивы легко взаимодействуют с переданными делами и иногда их проще достать из ЗАГСа.
Со мной вышла такая история. Мне очень нужно было свидетельство о рождении и смерти другого моего деда. Он 1921 года рождения, то есть попадает под передачу в архив. Я позвонила в Архив, в который переданы дела по Волгограду и там выяснилось, что да, дело передано в архив, но в 1938 году дед получал повторное свидетельство о рождении и это свидетельство есть в ЕГР ЗАГС. Я пошла со всеми документами в ближайший от себя ЗАГС и получила это свидетельство 1938 года. Точнее его дубликат.

Кстати говоря, пойти в ближайший ЗАГС вы можете не только по месту регистрации, но и по месту нахождения. Например, находясь на отдыхе в Сочи, вы можете пойти и получить свидетельство из Твери. Проверено лично. Но некоторые ЗАГСы могут сопротивляться.

Что делать, если вам надо получить документ о рождении, смерти, браке из другой страны. Тут в принципе ничего не изменилось, вы идете в ближайший ЗАГС с оплаченной пошлиной ( стоимость таже) и они сами направляют ваш запрос через Минюст. Ждать ответа приходится долго, но ответы приходят. И с Украины тоже.

Как зафиксировать факт смерти?

Разъясняет сотрудник похоронного бюро "Ритуал" Ольга Мельникова:

Даже в такой невозможный момент нужно вспомнить о том, что смерть должна быть засвидетельствована полицией. До прибытия правоохранителей никто не имеет права трогать тело с места, убирать комнату. Полицейские составят протокол осмотра места происшествия и констатируют, есть ли обстоятельства, вызывающие подозрения. В этом случае они дадут направление на судебно-медицинскую экспертизу.

Полиция поможет вызвать дежурный катафалк, который отвезёт тело в морг. Если необходима экспертиза, умершего доставляют в БСМП. Если смерть произошла по естественным причинам и сомнений у правоохранителей не вызвала, покойного могут отвезти в морг при других медицинских учреждениях: городской больнице № 1 (проспект Абая) или Восточно-Казахстанской областной больнице (улица Протозанова).

С протоколом, выданным полицией, нужно обратиться к терапевту в поликлинике для получения врачебного заключения о смерти. Этот документ могут выдать на основании записей в медицинской карте. Если же производилось вскрытие, то врачебное свидетельство родственники получат в морге по результатам экспертизы.

Как организовать похороны?

Рекомендации дает сотрудник похоронного бюро "Ритуал" Ольга Мельникова:

Подготовка к погребению требует определённого времени, так что отложить эти хлопоты не получится. Сейчас существует большое количество различных бюро ритуальных услуг, которые помогут провести похороны. Для обращения в такое бюро нужно иметь на руках один главный документ — копию врачебного заключения о смерти. Она необходима для захоронения, именно на основании данного документа регистрируется могила.

В бюро ритуальных услуг можно заказать всё необходимое: гроб, памятник, венки, столовую. Всё это оплачивается наличными деньгами. Позднее родственники могут получить от государства компенсацию на погребение. Ранее она перечислялась похоронным бюро напрямую, теперь этот порядок отменён.

Как оформить свидетельство о смерти?

Поясняет ведущий специалист ЦОН № 2 Асель Туркменова:

— Для получения документа есть два пути. Можно обратиться в ЦОН, где свидетельство о смерти оформят в течение одного рабочего дня. Если свидетельство о смерти нужно срочно, лучше это сделать через через рагс. Там на процедуру уходит до трёх часов.

Для оформления свидетельства понадобятся следующие документы:

  • врачебное заключение о смерти;
  • удостоверение личности либо другой документ, подтверждающий личность умершего (свидетельство о рождении для несовершеннолетнего);
  • удостоверение личности родственника, оформляющего документ;
  • документ, подтверждающий родство заявителя с умершим (свидетельство о рождении, свидетельство о браке).

Если умерший получал какие-либо социальные отчисления (пенсия по старости или инвалидности), то для получения компенсации на погребение родственник должен представить в ЦОН свидетельство о смерти, банковский счёт и свое удостоверение личности.

Как получить наследство?

Разъяснения даёт частный нотариус Айдынгуль Амренова:

— Принять решение в отношении наследства человек может в течение полугода после смерти родственника. Необходимо обратиться к нотариусу в шестимесячный срок со дня смерти, чтобы подать заявление о принятии наследства или об отказе от него. При подаче заявления предоставляется свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родственные отношения (свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении). Нотариус проконсультирует, что понадобится для оформления наследства на движимое и недвижимое имущество. Все предоставленные документы сверяются с центральной базой по недвижимости. Если существуют какие-либо недочёты в оформлении наследуемого имущества (отсутствие своевременной регистрации, ошибочная информация в документах), исправляться они будут уже после вступления в права самим наследником. Принять наследство они не помешают.

Об открытии наследства после смерти человека обязательно нужно дать объявление в газете. Делается это однократно, до истечения шестимесячного срока, чтобы предупредить всех возможных лиц, стоящих в очереди на наследование. Газету с опубликованным объявлением нужно также предоставить нотариусу. Если это не будет сделано, родственники, обойдённые при наследовании, могут обжаловать это решение в суде.

Если умерший не оставил завещание, наследование осуществляется в порядке очереди, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан:

1 очередь — дети, супруг и родители наследодателя наследуют имущество в равных долях. Внуки наследуют имущество вместо своих умерших родителей — наследников первой очереди;

2 очередь — если нет наследников первой очереди, имущество наследуют братья и сёстры, бабушки и дедушки. Дети братьев и сестёр наследуют имущество вместо своих родителей в случае их смерти;

3 очередь — при отсутствии наследников первой и второй очереди наследовать имеют право родные тёти и дяди, двоюродные братья и сёстры в случае смерти наследников — своих родителей;

4 очередь — прадедушки и прабабушки наследодателя;

5 очередь — дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); 6 очередь — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

Если умерший оставил завещание, помимо перечисленных выше шагов необходимо сделать отметку у нотариуса, составлявшего завещание, о том, что оно не было отменено при жизни наследодателя. Такую же отметку делает Архив нотариальной палаты.

Нотариус выдаёт свидетельство о праве наследования, свидетельство о праве собственности на наследуемое имущество. Для регистрации этих документов нужно обратиться в ЦОН. Зарегистрировать их необходимо также в течение шести месяцев. В случае несвоевременной регистрации наследника ждёт административный штраф.

Любой документ, отражающий персональные данные, включая свидетельство о рождении умершего, необходимо хранить всегда. Данный документ необходим при решении вопросов наследства, поэтому при его утере существуют способы восстановления ценных бумаг.

Куда обращаться для восстановления свидетельства


Отдельной государственной организацией, занимающейся данным вопросом, не существует. В зависимости от места проживания услуга оказывается в различных местах.

Свидетельство о рождении умершего родственника возможно получить в следующих организациях:

Существует право получения свидетельства о рождении умершего в частных компаниях. Данные учреждения оказывают помощь в изготовлении или восстановлении справок. Услуга является платной, поэтому количество обращающихся к ним за помощью ограничено.

Кто может просить справку

Получить копию свидетельства о рождении умершего имеют право родственники при предоставлении соответствующих документов. Копия метрического свидетельства выдается наследникам, опекунам и попечителям, родителям, детям и супругам.

При невозможности личного посещения учреждения, получение документа возможно представителем, на которого была оформлена нотариально заверенная доверенность.

Сохраняется право на получение справки государственными служащими и другими заинтересованными лицами при наличии весомых оснований для обращения.

Способы подачи заявления

Существует несколько вариантов получения свидетельства о рождении умершего. Чаще всего ходатайство подают в организацию путем личного обращения, где подскажут правила заполнения документа.


Документация необходимая для получения дубликата

Перед тем, как приступить к восстановлению свидетельству о рождении умершего, необходимо подготовить пакет документов:

  • справка, отражающая наличие родственных отношений между заявителем и усопшим;
  • личные документы (помимо паспорта органы имеют право потребовать СНИЛС, медицинский полис);
  • документы, подтверждающие личность усопшего (разрешается предоставить водительское удостоверение).

При обращении в учреждение, от заявителя вправе потребовать другую документацию, помогающую установить степень родства между обращающимся и усопшим.


Что выдают: дубликат или копию

Родственник, отправляя запрос, часто задается вопросом о формате документа, который получит в случае удовлетворения заявления. Мнение о том, что на руки выдается дубликат или копия ошибочно.

Заявитель получает заверенный дубликат, на котором отражается свежая дата выдача и серийные номера, отличающиеся от предыдущих. При утере свидетельства о смерти образца времени СССР, родственнику выдается документ нового образца.

Что требуется делать при подаче заявления на выдачу дубликата о рождении

Восстановление свидетельства о рождении умершего родственника при личном обращении требует заполнения заявления по образцу. Его передают в МФЦ или ЗАГС вместе со следующими документами: паспорт родственника, квитанцию об оплате государственной пошлины, справка о смерти.

Важно предоставить документ, подтверждающий наличие родственной связи с покойным. Если заявление составляется матерью или отцом, то в организацию предоставляют справку о рождении обращающегося. При несовпадении фамилии необходимо подготовить документ, подтверждающий ее смену. Чаще всего это свидетельство о заключении/расторжении брачных отношений.

При подаче заявления бабушкой или дедушкой необходимо к пакету документов приложить справку о рождении родителей усопшего.

Важно! При подаче заявления другими родственниками, необходимо восстановить весь порядок документации, подтверждающий наличие родственных уз.

При обращении в учреждение человеку предоставляется справка № 18 для заполнения.

Максимально короткие сроки удовлетворения обращения в случае, если весь пакет документов был предоставлен в органы, выдавшие оригинальное свидетельство. Сотрудник изучит архивные бумаги и изготовит дубликат.

Стоимость и сроки предоставления услуг


После подачи заявления на восстановление свидетельства, обратившемуся озвучивают сроки готовности документа. Длительность процедуры занимает не более 5 рабочих дней. В зависимости от случая, изготовление копии занимает до 30 дней.

Стоимость документа варьируется с учетом его формы: при отправке запроса на получение информации на бумажном носителе стоимость процедуры составляет 200 рублей. Получение дубликата свидетельства расценивается в 350 рублей.

Можно ли восстановить свидетельство о рождении через интернет

При отсутствии возможности личного посещения получение копии свидетельства о рождении умершего происходит через портал государственных услуг.

После обработки заявления в личный кабинет обратившегося поступит письмо, содержащее подтверждение принятие запроса и ссылку на оплату государственной пошлины.

После получения денежных средств на счет заявителю поступит письмо с информацией о дате получения готовой копии свидетельства.

При обращении в организацию необходимо предоставить оригиналы ранее отсканированных документов и квитанции об оплате пошлины.

Можно ли восстановить свидетельство о рождении умершего человека в другом городе

Дополнительное время для получения документов потребуется, если обратившийся обращается не по месту выдачи оригинального свидетельства.

Для оформления и выдачи дубликата в другом городе заявителю требуется обратиться в ЗАГС и заполнить выданную там форму, приложить все требуемые документы.

Важно!
Неполный пакет документов — это причина отказа в получении дубликата, что вынудит обратившегося родственника проходить процедуру оформления заново.

Если обратившийся получил отказ в восстановлении свидетельства, то за ним сохраняется право на подачу ходатайства в судебные органы. Заявление будет рассмотрено, если истец предоставил письменное подтверждение отрицательного решения.

Заключение

Чтобы получить свидетельство о рождении умершего отца или другого родственника, необходимо обратиться в местные социальные органы, где сотрудники подскажут алгоритм действий и перечень документов. В зависимости от учреждения, способа подачи заявки длительность изготовления дубликата варьируется.

Читайте также: