Укажите какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение заявлю

Обновлено: 30.06.2024

1) Дайте определение глагола как части речи. Объясните на примерах различие в выражении действия и состояния именем существительным и глаголом.

2) Перечислите словоизменительные и несловоизменительные грамматические глагольные категории.

3) Охарактеризуйте синтаксические признаки глаголов.

4) Изложите семантическую классификацию глагольных слов.

5) Охарактеризуйте лексико-грамматические разряды глаголов: переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, личные и безличные.

6) Как характеризуется глагол по количеству глагольных форм? На какие группы делятся все глагольные формы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. Почему инфинитив называют неопределенной формой глагола? Что сближает инфинитив с именем существительным? Какие семантические и грамматические признаки различают их? Покажите на примерах, в роли каких членов предложения может выступать инфинитив.

7) Что такое спряжение? Сколько спряжений имеет глагол в русском языке (Русская грамматика-80)? Как определить спряжение? Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Что такое изолированные глаголы? Какие вариантные словоформы глаголов существуют в русском языке?

8) Сколько формообразующих основ имеет русский глагол и какие? Какие формы образуются от основы инфинитива и какие от основы настоящего времени? Сопроводите свой ответ примерами.

9) Как решается вопрос об объеме глагольной парадигмы в русском языке? Приведите примеры глаголов, имеющих полную и неполную парадигму.

Категории вида и залога глагола

1) Охарактеризуйте вид как грамматическую категорию глагола. Как категория вида соотносится с другими глагольными категориями?

а) Назовите общие и частные значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Перечислите способы выражения видового противопоставления.

б) Дайте определение видовой пары.

в) Какие глаголы не образуют соотносительной видовой пары? Каковы причины отсутствия видовых коррелятов у таких глаголов? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

г) Охарактеризуйте двувидовые глаголы по происхождению и формообразованию; приведите примеры функционирования таких глаголов в предложениях.

2) Охарактеризуйте залог как грамматическую категорию. С какими другими глагольными категориями связана категория залога? Какой по характеру (морфологической, лексико-грамматической, морфолого-синтаксической) является категория залога в спрягаемых глагольных формах?

а) Какая оппозиция является основой грамматической категории залога?

б) Перечислите выделяемые по значению группы глаголов возвратного залога.

в) Назовите способы выражения залога в русском языке.

г) Каковы особенности употребление страдательных и действительных конструкций?

Категории наклонения и времени глагола

1) Охарактеризуйте наклонение как морфологическую категорию. С какими другими глагольными категориями связана категория наклонения? Каков состав категории наклонения в русском языке?

а) Что выражает изъявительное наклонение и какими формами оно представлено? От каких глагольных основ они образуются (приведите примеры).

б) Что выражает повелительное наклонение и какими формами оно представлено? От каких глагольных основ они образуются (приведите примеры). Какие русские глаголы не образуют форм повелительного наклонения и по какой причине? Могут ли формы повелительного наклонения не выражать побуждения к действию?

в) Что выражает сослагательное наклонение и какими формами оно представлено? Какие формы имеются у сослагательного наклонения и как они образуются?

г) Могут ли формы одного наклонения употребляться в значении другого? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2) Охарактеризуйте время как морфологическую категорию.

а) Покажите соотнесенность и различие грамматического и реального (физического) времени; проиллюстрируйте свой ответ примерами.

б) Как соотносятся категории времени и вида, времени и наклонения?

в) Укажите основы, от которых образуются формы настоящего, прошедшего и будущего времени, приведите примеры.

г) Как в языке противопоставляются настоящее, прошедшее и будущее время? Все ли глаголы имеют всю парадигму временных форм?

д) Продемонстрируйте возможности употребления форм каждого времени в переносном значении.

Категория лица глагола

1) Охарактеризуйте лицо как морфологическую категорию глагола.

2) Покажите на примерах синтетические и аналитические приемы выражения лица.

3) На каком основании выделяются формы 1-го, 2-го и 3-го лица, какие значения ими выражаются?

4) С какими другими глагольными категориями связана категория лица?

5) Все ли спрягаемые глаголы имеют одинаковую парадигму личных форм? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6) Расскажите о безличных глаголах, перечислите лексико-семантические группы таких глаголов. Каков состав парадигмы безличного глагола? Что такое личные глаголы с безличным значением?

7) Приведите примеры переносного употребления личных форм.

8) Охарактеризуйте способы выражения категории рода и числа спрягаемых форм глагола.

1. СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ЛЕКСЕМ
(по словарю Л. Г. Бабенко)

Упр. 1.Определите семантические классы данных глаголов:

Ехать, сказать, подумать, морозить, строить, смеяться, существовать, разгневаться, стирать, требовать, ненавидеть, капризничать, хотеть, вечереть, желать, размышлять, идти, плакать, краснеть, кусать, открыть, шептать, копать, бежать.

ИНФИНИТИВ

Упр. 2.Определите синтаксическую роль инфинитива, прочеркните его как член предложения:

1) На открытой поляне, возле цветущего куста шиповника, она присела отдохнуть (М. Шолохов. Тихий Дон);

2) Поручают какому-то болвану закупать билеты для гостей конференции. (И. Грекова. В вагоне);

3) Олег влез на камень, попытался дотянуться и подставить ладонь мальчишке под пятку;

4) Все решили, что вернулся Мухолович доедать заливное (С. Довлатов. Иная жизнь)

5) и особенно не разгорался натюрморт с чайником. И Петрович отбросил его, чтоб не мешал гореть бумаге (Ю. Коваль. Чайник)

6) В камень стрелять – только стрелы терять (Пословица);

7) Какая-то женщина звонила. Я велел ей дать музейный телефон. Ничего? (Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей);

8) Когда отец окончил колледж и готовился поступить в университет, возникла идея поехать в Россию, посмотреть родные места. (Анатолий Рыбаков. Тяжелый песок);

9) Друзья мне советовали соблюдать осторожность. (И. Грекова. Без улыбок)

10) Курить выходили на светлую лестничную площадку (И. Муравьева. Мещанин во дворянстве);

11) – Чудак, я тебя не мыться зову, а интеллигентно провести время (Г. Горин. Сауна);

12) – Помоги достать ящики с верхнего ряда (С. Довлатов. Виноград).

13) Кто долго не лежал, тому не понять, какое это счастье – ходить! (И. Грекова. Перелом)

15) Юра вынес их на солнышко погреться и не уследил. [Маша Трауб. Домашние животные (2009)]

Образование глагольных форм. ОСНОВЫ ГЛАГОЛА

Упр. 4. Сколько глаголов и сколько основ каждого глагола использовано при образовании данных глагольных форм? Выполнить для (1)

(1) Сидя, сел, садись, севший, сидит, садящийся, сиди, сели, сядет, сидящий, садясь, сядем, сидим, сядь, сажусь, садимся.

(2) Ляжет, ложись, лежит, лёжа, ляг, лежащий, ложился, лежи, ложась, ложусь, ложившийся.

(3) Вставай, встань, встающий, встанет, вставший, вставая, встали, встаём, вставали.

СПРЯЖЕНИЕ

Упр. 5. Определите спряжение данных глаголов, образуйте формы 3 л. ед. и мн. ч Наст. или Буд. вр.

Фото: Андрей Любимов / РБК

Для получения медицинского отвода для вакцинации серьезными могут стать только два основания, рассказали РБК опрошенные врачи. По их словам, это либо тяжелая аллергическая реакция, либо гиперчувствительность в анамнезе пациента на компоненты ранее введенных вакцин. Большинство хронических заболеваний и аллергических реакций основанием для медотвода быть не могут.

Другие причины, которые указаны в рекомендациях производителей препаратов и в рекомендациях Минздрава, рассматриваются как основания для того, чтобы временно отложить прививку — до нормализации состояния, но не навсегда, добавили врачи.

Что убедит врача дать медицинский отвод от прививки

К тяжелым аллергическим реакциям на вакцину немедленного типа относят, например, отек Квинке или анафилактический шок, если такие состояния возникали ранее при введении какой-либо другой вакцины, пояснил РБК терапевт, кандидат медицинских наук Андрей Кондрахин. Люди с такими проявлениями в анамнезе наблюдаются у аллергологов и могут получить медицинский отвод от вакцинации.

Что говорят производители вакцин и Минздрав о противопоказаниях из-за аллергии:

Второе серьезное противопоказание — если человек сталкивался с серьезной реакцией на ранее введенные вакцины. Такая реакция может выражаться в виде высокой и продолжительной температуры, покраснения и отека на месте инъекции размером более 8 см.


По его словам, к тяжелым побочным явлениям, иногда возникающим вследствие вакцин, относят коллаптоидные реакции (проявления сосудистой недостаточности, которые по патогенезу и клиническим признакам напоминают шок. — РБК) и фебрильные, то есть вызванные резким скачком температуры тела, судороги.

Противопоказанием является и аллергическая реакция на предыдущее введение этой же вакцины, говорит врач — аллерголог-иммунолог Владимир Болибок.

Временные противопоказания к вакцинации

Рекомендации Минздрава, в которых говорится о противопоказании для тех, у кого обострение хронического заболевания или острая фаза инфекционных заболеваний, врачи относят к временным, поясняет профессор, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний ФГБНУ НИИ вакцин и сывороток им. И. Мечникова РАМН Михаил Костинов.

Что говорят производители вакцин и Минздрав о временных противопоказаниях:

Фото:Mario Tama / Getty Images

Временный медицинский отвод от вакцинации также могут получить люди, которые хотят посоветоваться с узким специалистом насчет того, можно ли им делать прививку от COVID-19, говорит аллерголог Болибок. Так, например, если ранее были аллергии на прививки, то вопрос нужно решать вместе с врачом-аллергологом.

Как временный отвод от прививки можно рассматривать и противопоказания, которые касаются пациентов с хроническими заболеваниями, таким людям прививки нужно обсуждать со своими лечащими врачами, говорит врач-терапевт Альбина Стрельченко.

Беременность и грудное вскармливание

Прививать беременных женщин рекомендуется после 22-й недели, следует из четвертой версии методических рекомендаций (.pdf) Минздрава по организации медпомощи при коронавирусной инфекции беременным и новорожденным, также опубликованных 6 июля. Для непривитых беременных, заболевших COVID-19, выше частота преждевременных родов, риск развития внезапного критического состояния. Если у женщины есть какие-либо хронические заболевания или ожирение, повышается шанс развития тяжелого течения COVID-19.

При беременности женщины берут справку от акушера-гинеколога, у которого они состоят на учете, и предоставляют эту справку работодателю или в поликлинику, пояснила РБК терапевт Альбина Стрельченко.

Как получить справку о медицинском отводе

Опубликованы официальные результаты новогоднего 1421 тиража Русского лото


Результаты 1421 новогоднего тиража Русского лото от 1 января 2022 года опубликованы. Выиграть один миллиард рублей в этом специальном тираже мог каждый обладатель лотерейного билета. Всего в этой специальной новогодней игре разыграли два с половиной миллиарда рублей. Кроме огромной суммы в миллиард, разыграли сто призов по одному миллиону рублей и еще много-много других денежных призов. Чем больше билетов Русского лото у Вас было, тем больше шансов стать настоящим миллиардером в Новом году. От всей души поздравляем победителей!

Для того чтобы узнать сумму Вашего выигрыша в сегодняшней праздничной игре, осталось лишь изучить результаты и определить выигрыш по тиражной таблице. В этом новогоднем тираже Русского лото было больше призов чем обычно. Рекордные суммы розыгрыша и фантастический размер Джекпота в один миллиард рублей привлекли множество новых игроков сегодня.

Так бывает часто, те кто скептически относится к самой возможности выигрыша в лотерею, зачастую покупают лотерейный билетик на Новый год и ждут чуда. Говорят, что на Новый год сбываются все мечты, и ведь кому-то действительно повезло сегодня.


А еще, для тех, кто ничего не выиграл в новогоднем тираже приготовлен сюрприз, возможность выиграть автомобиль Škoda Octavia, победитель акции будет объявлен 9 января.

Число билетов, принявших участие в розыгрыше: 48 996 322. Общий призовой фонд тиража: 2 449 816 100 рублей. Выигрышей в тираже: 14 479 009. Выигрыши выплачиваются с 1 января 2022 года до 27 сентября 2024 года.

Не выпавшие сегодня числа: 17, 66, 76. Если ни одного из этих чисел на игровом поле вашего билета нет, то ваш билет выиграл в 3-м или одном из последующих туров.

Когда пройдет 1421 тираж Русского лото: новогодний миллиард

Обращаем внимание что 1421-й тираж пройдет в необычное время и день. Эта игра состоится 1 января в субботу в 15:30 мск в прямом эфире на канале НТВ.

Тиражная таблица 1421 тиража Русского лото от 01.01.2022


Для того чтобы легко определить сумму сегодняшнего выигрыша в Русском лото, мы как обычно публикуем тиражную таблицу. В ней числа расположены в той же последовательности, в которой ведущий доставал бочонки с ними из мешка.

Чтобы узнать Ваш выигрыш можно зачеркивать последовательно числа в лотерейном билете по данным таблицы, или проверять с ее конца. Как только дойдете до числа, которое есть в Вашем билете сегодняшнего тиража напротив него и будет сумма Вашего выигрыша.

Не выпавшие сегодня числа: 17 / 66 / 76.

Тур Выпавшие числа Победителей Выигрыш, руб.
1 07, 88, 65, 85, 59, 39 60 166 667
2 68, 28, 42, 77, 70, 49, 87, 27, 71, 22, 31, 50, 25, 09, 01, 83, 56, 30, 47, 20, 21, 78, 43, 32, 08, 52, 16 2 500 000 000
3 57, 11, 74, 36, 63, 81, 15, 02, 48, 41, 79, 29, 62, 51, 60, 53, 46, 34, 55, 45, 67 1 1 000 000
4 23, 75, 84, 13 1 1 000 000
5 64 1 1 000 000
6 38 4 1 000 000
7 72 7 1 000 000
8 06 11 1 000 000
9 04 27 1 000 000
10 69 64 750 000
11 80 126 10 000
12 73 114 10 000
13 14 524 10 000
14 40 481 10 000
15 26 840 10 000
16 12 2403 5 000
17 61 2567 5 000
18 37 5236 5 000
19 19 10588 5 000
20 82 18986 1 000
21 89 28673 1 000
22 05 43273 500
23 18 79530 500
24 90 112441 500
25 03 159963 200
26 10 274265 200
27 35 435477 150
28 24 600934 150
29 86 900794 125
30 58 1561269 125
31 54 2150484 100
32 44 3233405 100
33 33 4856458 100

После 16:30 по московскому времени в день розыгрыша можно узнать сумму выигрыша по номеру билета. Сделать это можно на этой странице.

Прямая трансляция 1421 тиража Русского лото от 1 января 2022 года: видео, смотреть прямой эфир

Если Вы пропустили эфир по телевизору, Вы всегда можете посмотреть его на официальном Youtube канале Столото или на этой странице. Напомним, что трансляция игры проходит на телеканале НТВ в субботу 1 января 2022 года. Начало в 15:30 по московскому времени. В этот раз розыгрыш действительно состоится в прямом эфире, поэтому раньше посмотреть ее не получится, как другие игры Русского лото, которые в некоторых часовых поясах могут появляться до эфира в Москве.

Как получить выигрыш в 1421 новогоднем тираже Русского лото?


Получить свой выигрыш в сегодняшней игре очень просто. В большинстве случаев его Вам выдадут в том же месте, где был куплен лотерейный билет. Но если там получить деньги нельзя, то Вы все равно их не потеряете.

Таким способом можно вывести до 600 тысяч рублей. Если Вам сегодня повезло, и Вы выиграли больше, то лучше обратиться к организаторам в центральный офис компании (Москва, Волгоградский проспект, 43, корп. 3). Режим работы лотерейного центра: с 09.00 до 21.00 (мск), без перерыва.

Выигрыши свыше 600 тысяч рублей выплачиваются после проведения экспертизы билета, в течение шести месяцев с момента оформления документов.

По вопросам получения выигрыша свыше 100 тыс. рублей можете обратиться по номеру 8 (900) 555-00-55 (поддержка Столото). Звонок тарифицируется как исходящий до Москвы, стоимость одной минуты будет зависеть от Вашего тарифного плана.

1. В каком ряду все слова являются глаголами?
А) выписал, замерз, куплю, забыт
В) построен, нарисовала, берег, сшит
С) одет, смел, съел, сходите
D) выдержишь, дам, отбил, сотри
Е) покрывало, пила, печь, переведён

2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
А) вспомню, покорми, прошелся, увижу
В) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем
С) говорю, решите, пересмотрю, знаю
D) заснул, открылся, бегите, ищу
Е) люблю, придумывал, работать, спел

3. В каком ряду все глаголы являются переходными
А) кружусь, пишу, встречусь, иду
В) учу, узнаем, принесите, сочиняю
С) встать, ползти, сплетничать, синеть
D) лягу, помогу, уберу, сделаю
Е) танцуешь, смущаться, выбрать, несу

4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?
А) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
В) Он хочет научиться всему хорошему.
С) Многие книги дарят нам радостные минуты.
D) Я хочу поведать вам историю, которой сам был невольный свидетель.
Е) Конь бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит.

5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?
А) промолвила – глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице
В) искать – глагол несовершенного вида, переходный, возвратный
С) шуметь – глагол I спряжения, в неопределенной форме
D) ценю – глагол совершенного вида, переходный, невозвратный
Е) надеется – глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе

7. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
А) бежать
В) победить
С) бриться
D) мурлыкать
Е) ценить

8. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
А) смотреть
В) переводить
С) выть
D) исследовать
Е) пылесосить

9. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована неправильно?
А) езжай
В) ляг
С) посмотри
D) положи
Е) сжалься

10. В каком варианте пишется Ь?
А) делает. ся
В) мне не нравит. ся
С) труд ценит…ся
D) будет строит. ся
Е) крапива жалит. ся

11. В каком варианте не пишется Ь?
А) не могу взят. ся
В) будет старат. ся
С) не хочу злит. ся
D) начну занимат…ся
Е) прут гнет. ся
12. В каком варианте пишется Ь?
А) болт закрепит. ся
В) надо распорядит. ся
С) вопрос выяснит. ся
D) больной лечит. ся
Е) сморит…ся в зеркало

13. В каком варианте не пишется Ь?
А) Мечта может осуществит. ся.
В) Дождь должен прекратит. ся.
С) Он ни к кому не обратит. ся.
D) Ученик не может сосредоточит. ся.
Е) Студент должен признат…ся

14. В каком слове пишется буква И?
А) мы высп. мся
В) ты бор. шься
С) мы накол. м дров
D) лицо пыш. т здоровьем
Е) он застел…т постель

15. В каком слове пишется буква Е?
А) белье полощ. тся
В) терп. шь боль
С) никого не обид. т
D) вы все предвид. те
Е) выгон…т из дома

16. В каком слове пишется буква И?
А) куст вян. т
В) все забуд. тся
С) увид. л друга
D) калачом не заман. шь
Е) напиш…м по-английски
17. В каком слове пишется буква И?
А) проща. мся молча
В) стел. т постель
С) тяжело дыш. т
D) дров налома…т
Е) ничего не увид. ли

18. В каком слове пишется буква Ю?
А) крупы порт. тся
В) они мел. т кофе
С) они справ. тся
D) звуки слыш…тся
Е) занятия оконч. тся

19. B каком слове пишется буква Я?
А) они распор. т швы
В) родители хлопоч. т
С) они ма. тся без дела
D) стихи легко уч…тся
Е) дети стро. т дом из песка

20. В каком варианте пишется И?
А) ночь дыш. т прохладой
В) ветер ве. т
С) ты скоро выздорове. шь
D) собака ла. т
Е) сердце кол…т

21. В каком варианте пишется А?
А) они ни на что не наде. тся
В) они услыш. т твой голос
С) всей правды тебе не скаж. т
D) колыш. тся травы
Е) его оцен…т по достоинству

22. Укажите предложение с безличным глаголом.
А) Относитесь к родному языку бережно и любовно.
В) Со скрипом спустили трап.
С) С любимой мечтой не хочется сердцу расставаться.
D) Осенний день прошуршал ломкой листвой.
Е) Люблю дымок спаленной жнивы.

23. Найдите предложение с переходным глаголом.
А) Честность на базаре не продается.
В) Почему вода не шумит?
С) С ремеслом не умрешь.
D) Невежда науку ненавидит.
Е) На том берегу весело кудрявились березы.

Цели и задачи: систематизировать знания по определению синтаксической функции инфинитива; формировать умение разграничивать инфинитив в роли сказуемого, дополнения, обстоятельства и несогласованного определения; работать над орфографической и пунктуационной грамотностью; обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами; обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему; развитие языкового чутья; формирование навыка работы со специальной и справочной литературой.

-Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.

Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.

1) предложение является наглядным примером того, что глагол далеко не всегда выполняет роль сказуемого;
2) при классификации членов предложения важно уметь задавать к ним вопросы, это иногда вызывает затруднения, поскольку вопросов, задаваемых от главного слова к какому-либо члену предложения, может быть несколько: выгонять (когда? перед чем?) перед вечером; праздник (для кого? какой?) для мальчиков.

У инфинитива – неопределенной формы глагола – нельзя определить время, лицо, число, это неизменяемая форма. В инфинитиве выделяют формообразовательные суффиксы -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Упражнение 1. Произведите словообразовательный и морфемный разбор глаголов (вызываются ученики, работа оценивается): подумать, разрешить, подстричься.

Вывод: Инфинитив, как неизменяемая форма, не имеет окончания, образуется обыкновенно от глагола с помощью приставок и суффиксов. Показатель неопределенной формы глагола – суффиксы -ть, -ти, финаль –чь, которая является частью корня

- Как отличить неопределенную форму глагола – часть составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?

- Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.

§ Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.

Упражнение 2. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.

2. Жить – Родине служить. (Инфинитив жить играет роль подлежащего. От него задаем вопрос к сказуемому: жить (это что такое?) – служить, таким образом, служить – сказуемое.)

3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать. (Инфинитив разгружать входит в состав составного глагольного сказуемого.)

4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов). (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

6. У Мцыри было одно стремление – победить. (Стремление (какое?) победить. Перед нами инфинитив – определение.)

7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. (Расположились (с какой целью?) удить рыбу. Инфинитив – обстоятельство цели.)

8. Не может судьба одни щедроты сыпать. (Судьба (что делает?) не может сыпать. Инфинитив – часть составного глагольного сказуемого.)

10. Я получил возможность поближе узнать попутчика. (Получил возможность (какую?) узнать, инфинитив является определением.)

Вывод: Инфинитив может выполнять разные синтаксические функции, мы видели его в роли подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства. Чтобы установить, каким членом предложения он является, следует найти определяемое слово и задать от него вопрос.

2) в двусоставных предложениях (как часть составного глагольного сказуемого): Проститься я желал с тобой как с другом. Вронский и Анна продолжали сидеть у стола.

3) в двусоставных предложениях (как часть простого глагольного сказуемого): Тут я кричать, а вода в рот льётся.

Независимый инфинитив при сказуемом, выраженным существительным, наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме Т.п. со связкой: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.Жить на земле, даже будучи влюблённым, - славное занятие.

Если относится к глаголам движения (ходить, бежать, двигаться и др.: Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю. Сосед иногда наезжает в карты играть.

Если поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, желательности и т.д.:При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете.

Он дал строгое приказание не выпускать её из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил.

Обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица: В твою комнату я велю переселить Андрея.Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе.

2. Как отличить инфинитив в составе составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?

Инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения, что мы видели, выполняя упражнения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами – второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет – часть составного глагольного сказуемого. Кроме того, в составе сказуемого неопределенная форма глагола имеет очень важное смысловое значение, поэтому ее нельзя убрать из предложения или заменить другим членом, так как в этом случае предложение потеряет смысл.

2. Старик часто останавливался, отдыхал, а затем вновь принимался толкать тележку, наполненную мешками.

Вывод: Из первых двух предложений убрать инфинитив без потери смысла нельзя, так как при этом оставшиеся глаголы будут передавать значение начала действия, время, когда оно производится, его длительность, но сведения о самом действии (Что же происходит, происходило?) утрачиваются. В третьем предложении инфинитив, кроме значения действия, несет дополнительную информацию о его цели, он может быть заменен придаточным предложением цели (чтобы готовиться к выступлению) или целевым обстоятельством, выраженным существительным с предлогом (для подготовки). Таким образом, в первом и втором предложениях инфинитив входит в состав составного глагольного сказуемого, а в третьем является обстоятельством. На это указывают и вопросы: от первого глагола к инфинитиву можно задать вопрос что делать?, а от глагола- сказуемого к обстоятельству- смысловой вопрос с какой целью?. В четвертом предложении неопределенная форма глагола является дополнением (Просили (о чем?) рассказать.). Обратите внимание на то, что она обозначает действие, не относящееся к подлежащему (просили вы; рассказывать буду “я”).

- При анализе словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и зависимым словом, например: идти (где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство); писать (чем?) ручкой (действие и предмет, с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?) тонким голосом (действие и способ его совершения, голосом-обстоятельство).

Словосочетания имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед нами член предложения – обстоятельство.

Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес).

Сравните: Картина нарисована (чем? как?) кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.

Читайте также: