Как избавиться от второго паспорта

Обновлено: 30.06.2024

Мы живем в удивительное время, когда человек может свободно выбирать, где ему жить и чем заниматься, менять города и страны и при этом не заморачиваться на тему прощания с Родиной, болезненного расставания с близкими, резкой смены своего окружения, потери друзей и привычного социального статуса, а также прочих негативных моментов, которые непременно сопровождали в недалеком прошлом всех, кто решался на эмиграцию из СССР. Сегодня иметь второй, а то и третий паспорт становится обычной практикой, в которой главенствует чистый прагматизм. Если второе гражданство или вид на жительство (ВНЖ) приносят человеку только новые возможности, то почему нет?

- Да, путь был непростой. Сначала всё было, как у всех – родилась в Санкт-Петербурге, после школы поступила в Горный институт – по стопам родителей-геофизиков. Очень быстро поняла, что геолог – это не только рюкзаки, костры и песни… В общем, со второго курса я ушла. Поступила на философский факультет СПбГУ. После окончания начала работать в сфере IT. Через какое-то время поняла, что меня не хотят продвигать по должности, а мне хотелось развития. Тут я узнала о специальной израильской программе для молодежи МАСА – по ней можно приехать в Израиль, жить там от 4 до 10 месяцев, изучать какой-нибудь специализированный курс, страну, ее культуру и обязательно иврит. По этой программе я попала в один из лучших технических вузов Израиля – Технион, где прошла курс проект-менеджмента.

Когда я вернулась в Израиль, поняла, что на этом дело не закончилось, и еще примерно три месяца я потратила на все бюрократические процедуры, которые были необходимы для завершения процесса получения гражданства. Вспомнив все круги ада, которые сама проходила, я поняла, что всем репатриантам из России обязательно необходим такой человек, который обо всем расскажет, убережет от ошибок, сбережет драгоценное время, короче, станет настоящим проводником для новичков. Так зародилась идея моего бизнеса. Он потихоньку развивался, я вернулась в Питер, где открыла полноценную эмиграционную компанию. Сейчас мы занимаемся уже не только Израилем, но и другими топовыми для эмиграции странами практически на всех континентах. Для наших клиентов мы очень тщательно и скрупулезно выбираем самые выгодные программы. Дело в том, что программ в мире для получения гражданства или вида на жительство очень много, но не все из них действительно привлекательны. К примеру, в Британию можно заехать, инвестировав безвозвратно миллионы фунтов, но кому такое надо? Мы подбираем только те программы, где соотношение цена/качество – разумное.

- То есть вы работаете не с теми, кто обязательно хочет покинуть Россию, а лишь рассматриваете вариант параллельных возможностей в других странах?

- Какие блага дает второе гражданство или ВНЖ?

- Сложно обобщить, так как каждое гражданство и ВНЖ закрывает совершенно разные запросы клиентов. Давайте расскажу на примере израильского паспорта. Он дает свободное путешествие по миру – безвизовый въезд в 162 страны мира и визу в США на 10 лет, возможность оформить мультивизу в Австралию и Китай. В Израиле лучшее медицинское страхование, молодежь может получить там прекрасное образование, которое признается во всем мире, бизнесмены получают выход на новые рынки и новые возможности, в конце концов, израильское гражданство гарантирует экономическую стабильность, безопасность и обеспеченную старость на море с хорошим климатом. А что еще человеку надо? Получив ВНЖ европейской страны, например, Португалии, вы сможете жить и работать в Европе, быть европейским предпринимателем, пользоваться медициной и одной из лучших социальных защит в мире, обеспечить будущее детям и родителям.

- С какими проблемами, как правило, сталкиваются наши сограждане, которые решили перебраться за рубеж?

- Конечно, есть разница – есть понятие резидент и нерезидент. В основном ситуация по многим странам такая: проживаешь в стране более полугода, ты – резидент. У тебя больше бонусов, но и больше обязательств. Например, в Израиле человек, будучи резидентом, получает пятилетний паспорт. Если не резидент, то паспорт меняется каждые два-три года, паспорт у него другого цвета, по нему без визы можно путешествовать в чуть меньшее количество стран. Резидент обязан платить налоги, но при этом он получает медицинскую страховку. Нерезиденту положена страховка только на 1 год. Мы стараемся работать с такими странами, где из-за неприсутствия клиента в стране его статус не ухудшается или ухудшается незначительно.

- А какие именно страны входят в сферу вашей деятельности?

- Что вы говорите клиентам о шансах получения гражданства или ВНЖ?

- Конечно, мы всегда предупреждаем клиента о рисках, если такие имеются. Иначе потеря времени и денег. Вот, кстати, пример по Израилю: у нас бывают такие клиенты, которые не очень уверены, что у них есть еврейские корни. Допустим, бабушку клиента звали Лариса Моисеевна, но это еще ничего не значит. Или у клиента бабушка-еврейка по отцу, но он сам рожден не в браке. То есть возникают сомнения. Мы в этом случае говорим: давайте не будем сразу подавать на гражданство, а лучше соберем всю доказательную базу, по крайней мере, у вас будет на руках вся история вашей семьи. И по факту генеалогического анализа мы вам скажем, какие у вас шансы. Если по документам просматриваются стопроцентные шансы (или близко к этому) на репатриацию, тогда мы берем клиента на полное сопровождение. Сбор таких архивных данных – это не слишком дорогая услуга, зато человек что-то получает на выходе. Относительно недавно стала популярной программа Португалии по еврейским корням: там мы вообще не берем денег за саму программу до проверки подноготной клиента – нам не нужны отказы и возвраты денег. В получении ВНЖ Италии, например, по мотиву учебы с последующей сменой мотива ВНЖ всегда предупреждаем клиентов о рисках (например, что будет, если клиент не будет прикладывать усилий к учебе), так как от действий клиента в некоторых программах зависит немалая доля успеха предприятия.

- Сколько по времени клиент ожидает решения его проблемы?

- Вы знаете, у нас встречаются кто угодно с непонятным происхождением – фальшивые румыны, фальшивые болгары. А вот фальшивых евреев в Израиле встретить очень сложно. Дело в том, что в Израиле самая жесткая документальная проверка, поэтому даже смысла нет соваться в консульство, если у клиента нет подтверждения еврейского происхождения. Там ведь просто свидетельства о рождении недостаточно. Очень много документов требуется. И это один из самых обширных фронтов работы нашей компании.

- А как вам удалось выстроить работу с архивами, учитывая такую степень проверки ваших клиентов?

- Мы долго собирали сеть архивистов – у нас есть люди практически в каждой из стран бывшего СССР. Вокруг этой темы есть два мифа – позитивный и негативный. Негативный заключается в том, что все думают: если кругом карантин, то никаких документов не получить. На самом деле даже во времена самого жесткого карантина – прошлой весной – мы получали документы из ЗАГСов и прочих архивов. Позитивный миф – это когда люди думают, что достаточно по почте что-то запросить, и вам тут же все пришлют. У нас есть конкретные примеры, когда архив присылает нам отказ, что запрашиваемого документа у них нет, а наш сотрудник туда едет, проверяет и находит необходимую запись. А вообще, конечно, в этом деле очень большую роль играют личные контакты.

- Судя по всему, у вас приличный штат в компании?

- Если брать не удаленных сотрудников, то таких в питерском офисе всего 12 человек. Удаленных, конечно, намного больше – есть сотрудники и на Украине, и в Белоруссии, и даже в Азербайджане, не говоря уж о других странах, в которых непосредственно происходит сопровождение. В общем, человек 50 наберется.

- А сколько за год клиентов вы обслуживаете?

- По данным прошлого года, свыше 100 человек получили визы на оформление статуса. Примерно столько же – почти 100 cемей – получили гражданство. За год мы нашли для наших клиентов более 300 архивных документов.

- Меняется ли со временем ваш клиент?

- Однозначно, клиент помолодел. Раньше у нас аудитория была стабильно в возрасте 40-45+, а за последние год-полтора всё больше клиентов 28+, то есть средний возраст клиентов помолодел лет на 15 точно. Потихоньку отходит в прошлое наследие 90-х годов, когда звонили люди и заявляли: сделайте мне гражданство Израиля, да какая вам разница – еврей я или нет? Сейчас таких всё меньше. Еще одно наблюдение: раньше все были юридически безграмотные, а теперь наоборот – появилась псевдограмотность, мол, я все знаю, я в интернете это читал.

- Отношение к заграничной жизни у наших людей по-прежнему как к какому-то раю или оно все-таки стало более критичным?

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Заменить общегражданский паспорт нужно при достижении 20 и 45 лет, при смене фамилии, имени или отчества, даты и места рождения, изменении внешности и пола. Вы также можете восстановить паспорт, если он утерян или украден, а также заменить паспорт, если нашли в нем ошибку или если он стал непригодным . Подать заявление на оформление нового общегражданского паспорта необходимо в течение 30 дней в случае смены ФИО, даты и места рождения, изменения внешности или пола, и в течение 90 дней — при достижении 20 и 45 лет. Если вы подадите документы позже, на вас наложат штраф.

2. Что делать, если потерял паспорт или его украли?

3. Какие нужны документы для замены паспорта?

Для замены паспорта вам понадобятся:

  • заявление о выдаче паспорта;
  • паспорт, подлежащий замене (если он не утерян или украден);
  • личные фотографии (две фотографии размером 35 на 45 миллиметров с четким изображением лица строго анфас без головного убора, черно-белые или цветные — значения не имеет. Не допускается представление фотографий с линзами, изменяющими натуральный цвет глаз; фотографий с отредактированным изображением для улучшения внешнего вида лица или его художественной обработки. На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица). При необходимости оформления временного удостоверения личности представляется дополнительная фотография;
  • документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет) — для проставления отметки в паспорте;
  • документ, подтверждающий смену фамилии, имени или отчества (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельство о перемене имени, повторное свидетельство о рождении), — если вы меняете паспорт из-за смены фамилии, имени или отчества;
  • документ, содержащий верные сведения, — если вы меняете паспорт из-за того, что в нем содержатся ошибки;
  • документ, подтверждающий изменение пола (копия заключения органа ЗАГС Российской Федерации о внесении исправления или изменения в свидетельство о рождении), — если вы меняете паспорт из-за смены пола.

Отметки о браке и детях в паспорте необязательны и вносятся только по вашему желанию. Если вы хотите, чтобы эти сведения были отражены в вашем паспорте, дополнительно понадобятся:

  • заявление о внесении отметок в паспорт гражданина Российской Федерации;
  • документы о заключении или расторжении брака (при наличии такого факта) — если они выданы заграницей;
  • свидетельства о рождении детей (если дети имеют гражданство РФ, и их возраст меньше 14 лет) — понадобятся, если выдавались заграницей.

По желанию вам могут выдать справку о приеме документов. На срок оформления паспорта вы также можете получить временное удостоверение личности . В этом случае потребуется дополнительная фотография. Оригиналы документов вам вернут вместе с готовым паспортом.

4. Какие нужны документы для восстановления утраченного паспорта?

Для восстановления утраченного паспорта вам понадобятся:

  • заявление об утрате (похищении) паспорта. В нем указываются ФИО гражданина, паспорт которого утрачен, подробная информация о дате и месте рождения заявителя, месте жительства (проживания), дате, месте и обстоятельствах утраты паспорта, а также известные заявителю данные (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший документ) утраченного паспорта;
  • заявление о выдаче (замене) паспорта;
  • две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см;
  • документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет) — для проставления отметки в паспорте.

Отметки о браке и детях в паспорте необязательны и вносятся только по вашему желанию. Если вы хотите, чтобы эти сведения были отражены в вашем паспорте, дополнительно понадобятся:

  • заявление о внесении отметок в паспорт гражданина Российской Федерации;
  • документы о заключении или расторжении брака (при наличии такого факта) — если они выданы заграницей;
  • свидетельства о рождении детей (если дети имеют гражданство РФ, и их возраст меньше 14 лет) — понадобятся, если выдавались заграницей.

5. Как оплатить госпошлину со скидкой?

Если заявление на замену паспорта вы будете подавать онлайн, уплатить госпошлину можно на портале государственных услуг Российской Федерации. В этом случае вам предоставляется скидка в размере 30%. Счет будет выставлен в личном кабинете после подачи заявления.

При подаче документов квитанция об уплате госпошлины предоставляется по желанию заявителя.

6. Куда подавать документы?

Вы можете подать документы:

Если у вас украли паспорт или вы его потеряли, обращаться нужно только в ГУВМ МВД. В отдел по вопросам миграции также следует обращаться , если изменились личные данные (фамилия, имя или отчество, внешность, пол), но с этого времени прошло больше 30 дней или вам исполнилось 20 или 45 лет, но с этого времени прошло больше 90 дней.

7. Когда будет готов новый паспорт?

Если вы меняете паспорт гражданина РФ по месту жительства, он будет готов в течение 10 дней с момента подачи заявления в подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД России. В этот же срок готовится и паспорт взамен утраченного, если заявление на его выдачу подается в то же подразделение ГУВМ МВД, где был выдан первичный документ.

В противном случае паспорт гражданина РФ готовится в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Паспорт — очень важный документ, который мы практически всегда носим с собой. Но его очень легко где-то случайно выложить и забыть. Разбираемся, что делать, если он утерян, и нужно ли платить штраф за собственную неосторожность.

1. Обратиться в полицию

Обратиться для подачи заявления можно в любое ближайшее отделение — не обязательно по месту жительства. Здесь потребуется подтвердить, что паспорт не украли, а он потерян, написать заявление и получить взамен талон — он подтверждает, что заявление принято.

Также сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении. Потеря паспорта попадает под статью 19.16 КоАП РФ (умышленная порча документа, удостоверяющего личность, или утрата по небрежности). Поэтому придётся заплатить штраф за административное правонарушение — в размере 100–300 ₽. Оплатить штраф можно в ближайшем к отделению полиции банке или в своём мобильном банке.

Шансов, что правоохранительные органы найдут паспорт, мало. Но обращение в полицию необходимо, чтобы утерянный документ признали недействительным (обновили данные в базе ОУФМС) и тот, кто его случайно найдёт, не смог им воспользоваться. Проверить, обновлены ли данные, можно на сайте МВД при помощи специального сервиса.

2. Подготовить документы для запроса нового паспорта

После визита в правоохранительные органы необходимо подать заявление на выдачу нового паспорта. Оно заполняется от руки или на компьютере, после чего распечатывается. Бланк можно загрузить на сайте МВД.


При заполнении от руки писать необходимо печатными буквами, чёрными или синими чернилами. Исправления не допускаются. В заявлении нужно обязательно указать реквизиты утерянного паспорта.

К заявлению потребуется приложить такие документы:

Дополнительный набор документов (при наличии):
• Свидетельство о заключении брака, о расторжении, о рождении детей, не достигших 14 лет.
• Копия документа воинского учёта: военный билет или справка, выданная комиссариатом.

У представителей других национальностей, а также россиян, которые постоянно проживают за пределами РФ, могут запросить документы, подтверждающие российское гражданство. Например, свидетельство о рождении.

Если какие-то документы у вас на иностранном языке, необходимо сделать нотариально заверенный перевод на русский.

3. Оплатить госпошлину


Если паспорт потерян при чрезвычайном происшествии, например при наводнении, госпошлину оплачивать не нужно.

4. Обратиться в Управление по вопросам миграции

Подготовленный набор документов вместе с квитанцией об оплате госпошлины и подписанным заявлением об утрате паспорта нужно отнести в подразделение по вопросам миграции МВД по месту жительства или временного пребывания.

Раньше это можно было сделать в МФЦ или в ФМС, однако после 2016 года этим вопросом занимается исключительно МВД. Произвести замену паспорта в МФЦ удастся только в Москве, где в отделениях сидят сотрудники МВД.

5. Дождаться выдачи нового паспорта

После подачи заявления о замене паспорта и пакета документов вам могут выдать на выбор справку о приёме заявления в произвольной форме или временное удостоверение личности РФ. Второй вариант важен для тех, кому во время ожидания необходима замена паспорта: например, если человек потерял документ перед путешествием. Для временного удостоверения в отделении потребуется сделать дополнительную фотографию.

Если документы подаются по месту жительства, то их должны рассмотреть в течение 10 календарных дней. Если вы обратились в другом городе, то срок увеличивается до 30 дней. Праздники и выходные не влияют на длительность ожидания, даже если заявление было подано 30 декабря.

Получить готовый паспорт может только гражданин, которому он предназначается. Родственники не могут этого сделать, даже если у них на руках есть доверенность. Если человек не может посетить отделение МВД по состоянию здоровья, то сотрудник отделения доставит документ на дом. Для этого родным нужно написать соответствующее заявление в МВД и приложить справку.

6. Сообщить банку новые паспортные данные

Если у вас есть банковский счёт, то необходимо обратиться в банк и сообщить о смене паспорта — это требование прописывается в договоре. Если этого не сделать, банк имеет право в любой момент заблокировать счёт, потому что документ, указанный в договоре, находится в списке недействительных.

В случае если у вас есть кредит, банк-кредитор тоже нужно уведомить о смене паспортных данных — новая информация будет внесена в прежний договор или в допсоглашение.

7. Проверить свою кредитную историю

Эксперты советуют проверять свою кредитную историю минимум раз в год, но если вы потеряли паспорт, то это стоит делать чаще (если паспорт попал в руки мошенников, они могли попробовать оформить на ваше имя кредит).


Читайте по теме:

Два раза в год свою кредитную историю можно получить бесплатно. Для этого нужно выяснить, в каких бюро она хранится (это можно сделать на Госуслугах) и обратиться к ним.


Кроме того, у пользователей есть возможность оформить подписку на изменения в своём кредитном рейтинге (она стоит 49 ₽ в месяц). Тогда каждый месяц вы будете получать на почту уведомления о состоянии вашего скорингового балла. Это позволит вам оперативно среагировать, если кто-то возьмёт на вас кредит. Как действовать в такой ситуации, можно прочитать в нашей статье.

Читайте также: