Как государство австралия представляет собой объединение нескольких административных правоотношений

Обновлено: 30.06.2024

И вопрос о фузии с Российской Федерацией этих непризнанных и частично признанных государств стоит в полный рост, после чего может возникнуть смешанная федерация.


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

1. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.


двойной клик - редактировать изображение

2. В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на виды:

2.1) простая форма (унитарное государство);

2.2) сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.


двойной клик - редактировать изображение

3.1. Отличительные признаки унитарного государства:

3.1.1) вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

3.1.2) органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3.1.3) одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всего государства);

3.1.4) наличие единого гражданства.

3.2. Виды унитарных государств:

3.2.1) простое унитарное государство – в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир);

3.2.2) сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.

3.3. Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

3.3.1) централизованное унитарное государство – строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия);

3.3.2) децентрализованное унитарное государство – органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Соединённое Королевство, Швеция, Япония).

3.3. Регионалистское государство (также региональное государство) – сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх государствах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом образования своих администраций, избрания региональных парламентов (местных законодательных собраний и ассамблей), издания законодательных актов по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе – губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных государствах неодинаковы: в Италии и ЮАР они незначительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланке, напротив, – очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.


двойной клик - редактировать изображение

4.1. Отличительные признаки федеративного государства:

4.1.1) предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

4.1.2) двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру – верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

4.1.3) двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4.1.4) наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

4.2. По способу образования субъектов федерации выделяют в иды федераций :

4.2.1) территориальная федерация ( также административная федерация) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);

4.2.2) национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия, в прошлом – СССР, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ));

4.2.3) национально-территориальная федерация ( также смешанная федерация) – федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).

4.3. По способу образования самой федерации выделяют в иды федераций :

4.3.1) конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ), Российская Федерация (РСФСР));

4.3.2) договорная федерация (также союзная федерация) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР);

4.3.3) смешанная федерация (также конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

4.4. В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют в иды федераций :

4.4.1) симметричная федерация – субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации;

4.4.2) асимметричная федерация – федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий;

4.4.3) симметричная федерация с элементами асимметрии – связана с наличием в составе федерации различных автономных образований.

4.5. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов выделяют в иды федераций :

4.5.1) централизованная федерация – обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты;

4.5.2) децентрализованная федерация – определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

4.6. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов выделяют в иды федераций :

4.6.1) дуалистическая федерация – в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов;

4.6.2) кооперативная федерация – кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 – 1789 годы, 1861 – 1865 годы), Германия (1815 – 1867 годы), Швейцария (1815 – 1848 годы). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

5.1. Отличительные признаки конфедерации:

5.1.1) составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

5.1.2) каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

5.1.3) каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

5.1.4) нет единого гражданства конфедерации;

5.1.5) каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

6. Формы межгосударственных образований:

6.1) содружество – организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация – это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство;

6.2) протекторат – основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило, внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки;

6.2.1) ассоциированное государство – вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией;

6.3) доминион – самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент – члены Британского Содружества;

6.4) кондоминиум – основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра);

6.5) уния – общность монархических государств, возглавляемая одним монархом;

6.5.1) личная уния – устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом в XIX веке);

6.5.2) реальная уния – форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одном госудрстве является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции);

6.6) империя – сложное многонациональное государство, зачастую (но не всегда) созданное военным путём, которое зачастую (но не всегда) управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя;

6.7) фузия – временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение ДРВ и РЮВ в 1976 году, а также ЙАР и НДРЙ в 1990 году).


двойной клик - редактировать изображение

зелёным цветом обозначены территории г осударств – членов ООН, не имеющих признания со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;

оранжевым цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;

розовым цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН;

красным цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, не имеющих признания.

7. Российская Федерация в настоящее время демонстрирует очень сложное государственное устройство. В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Вместе с тем, фактически, Российская Федерации имеет минимум пять протекторатов:

1) трёх г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН: Приднестровской Молдавской Республики, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;

2) двух г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН: Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

И вопрос о фузии с Российской Федерацией этих непризнанных и частично признанных государств стоит в полный рост, после чего может возникнуть смешанная федерация.

Теги события:

Форма государственного устройства Простая форма государственного устройства Сложная форма государственного устройства Унитарное государство Отличительные признаки унитарного государства Виды унитарных государств Простое унитарное государство Сложное унитарное государство Централизованное унитарное государство Децентрализованное унитарное государство Регионалистское государство Федерация Отличительные признаки федеративного государства Виды федераций Территориальная федерация Национальная федерация Национально-территориальная федерация Конституционная федерация Договорная федерация Смешанная федерация Симметричная федерация Асимметричная федерация Симметричная федерация с элементами асимметрии Централизованная федерация Децентрализованная федерация Дуалистическая федерация Кооперативная федерация Конфедерация Отличительные признаки конфедерации Формы межгосударственных образований Содружество Протекторат Ассоциированное государство Доминион Кондоминиум Уния Личная уния Реальная уния Империя Фузия

Читайте также: