Чефранов в а правовое сознание как разновидность социального отражения

Обновлено: 04.05.2024

Введение 2 1. Понятие и общая характеристика правосознания 4 1.1 Понятие и признаки правосознания 4 1.2 Виды правосознания 7 1.3 Значение правосознания и его функции 10 2. Правосознание и общество 14 2.1 Правовая культура и правовое воспитание 14 2.2 Деформация правосознания и ее влияние на жизнь общества 17 Заключение 22 Список использованных источников 25

Правосознание это чисто теоретическое понятие. Определения правосознания на законодательном уровне не существует. Однако, это ни в коем случае не уменьшает его практического значения.

. Правосознание, или правовое сознание, представляет собой определенные представления человека о праве, то есть о различных явления правовой действительности, его отношения к этим явлениям. Любые человеческие поступки, поведение человека всегда основываются на психологической оценке окружающего мира, на отношении человека к этому миру и к совершаемым им поступкам. Поэтому, можно сказать, что правосознание является показателем, определяющим человеческое поведение. Тема правосознания и его роли в жизни общества далеко не новая. Данная тема широко исследована в научной литературе. Ею занимались Погребная Ю.К., Овчинников А.И., Захаров Н.И., и многие другие авторы. Однако, несмотря на высокую степень разработанности данной темы в теории уголовного права, ее актуальность не уменьшается. Это связано с тем, что значение правосознания трудно переоценить. Именно, правосознание является необходимым и важнейшим показателем развития общества, поэтому нужно четко понимать и представлять себе, что такое правосознание и какова его роль в жизни общества. Целью работы является изучение роли правосознания в жизни общества. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: ? изучить понятие, признаки и виды правосознания; ? исследовать основные функции правосознания и его значение для общества; ? изучить правовую культуру и правовое воспитание; ? исследовать основные виды деформации правосознания и ее влияние на жизнь общества. Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступили общественные отношения, связанные с правовым сознанием и его ролью в жизни общества. Предметом исследования являются теоретические и практические знания по теме курсовой работы. При написании курсовой работы использовались статьи, монографии и иные научные труды таких ученых как, Погребная Ю.К., Овчинников А.И. и др. В ходе работы применялись следующие общенаучные и частнонаучные методы: анализ, обобщение теоретического материала, прогнозирование и др. Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, и заключения. В первой главе рассматривается понятие и общая характеристика правосознания. Во второй главе исследуется правосознание в его сопоставлении с обществом. В заключении делаются основные выводы по проделанной работе.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Правосознание представляет собой определенную форму общественного сознания, которая отражает отношение человека и общества в целом к существующей правовой действительности и выражается в виде различных поведенческих актов, касающихся правовой сферы жизни общества, обусловленных объективными и субъективными факторами. К таким факторам относится правовая идеология и правовая психология. В теории государства и права выработано несколько признаков, характеризующих правосознание. Правосознание это одна из форм общественного сознания, то есть является результатом осознанной, волевой деятельности отдельного человека и общества в целом. Правосознание представляет собой субъективное отношение человека к существующим правовым реалиям, включающее в себя различные взгляды, оценки и представления об окружающей правовой действительности. Предметом правосознания является правовая сфера, то есть оценке подлежат любые явления, касающиеся только правовой сферы жизни общества. Правосознание – это не просто система теоретических взглядов и оценок, но и фактическое руководство к действию, которое проявляется в регулировании поведения человека в сфере права. Правосознание, как и любая другая форма общественного сознания непосредственно связана с различными особенностями каждого человека, с его психологическим восприятием существующей правовой действительности, обусловленным различными факторами. В связи с этим выделяется несколько видов правосознания, а, именно, групповое и индивидуальное правосознание, обыденное и профессиональное. Правосознание, независимо от его вида, имеет огромное значение для развития и функционирования общества и государства. Это связано с тем, что любые процессы в правовой сфере происходят в тесной взаимосвязи с сознательным волевым поведением лица. Наибольшее значение правосознание имеет в сфере правоприменительной деятельности, когда происходит непосредственная реализация правовых норм. Соблюдение гражданами законов государства, или же их несоблюдение напрямую зависит от уровня правосознания. Правосознание тесно связано с понятием правовой культуры общества, которая представляет собой совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Правовая культура, также как и правосознание, отражает общий уровень развития общества, однако, включает в себя еще и поведенческую составляющую, то есть включает в себя еще и само поведение отдельного человека, либо группы людей. Правовая культура личности и общества в целом отражает уровень правосознания в обществе, а также уровень законности, соблюдения правовых норм, качество законодательства и т.д. Правовая культура личности, и, как следствие, правовая культура общества формируется в процессе правового воспитания граждан. Правовое воспитание, как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения осуществляется посредством правового обучения, правовой пропаганды, юридической практики, самовоспитания. Чем активнее государство осуществляет мероприятия, связанные с правовым воспитанием своих граждан, тем выше уровень их правового сознания и, как следствие, правовой культуры общества в целом. Правосознание может, под воздействием различных факторов, изменяться. Такие изменения, связанные с искажением правосознания, его переориентацией, разрушением позитивных идей, установок права, принято считать деформацией правосознания. Деформация правосознания имеет несколько форм: правовой идеализм, правовой делентализм, перерожденное правосознание и правовой нигилизм. Наиболее опасной из этих форм деформации правосознания является правовой нигилизм. Правовой нигилизм представляет собой осознанное игнорирование требований законов (полное их отрицание) или недооценка их регулирующей социальной роли. Широкое распространение идей правового правого нигилизма в обществе может привести к непоправимым последствиям, в частности, к массовому совершению преступлений различного характера и степени тяжести, к свержению государственной власти и изменению существующего государственного строя. Поэтому государству уровень распространенности идей правового нигилизма необходимо сводить к минимуму и повышать правовую культуру общества. В заключение работы хотелось бы отметить, что роль правосознания в жизни общества трудно переоценить. Правосознание является важнейшим регулятором человеческого поведения и показателем правовой культуры общества. Оно отражает уровень развития государства и общества. Поэтому проблема повышения уровня правосознания и правовой культуры в целом является для любого государства одной из главных

1. Абрамов А. И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. 2006. № 5. 2. Алексеев С.С. Государство и право: учеб. пособие / С.С. Алексеев. М., 2013. 3. Варламова Н. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее. и будущее России? // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2013. № 1. 4. Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие / Н.Н. Вопленко. ВолГУ, 2011. 5. Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. - 2007. - № 1(13). 6. Захаров Н.И. К вопросу о многомерности правосознания современной молодежи // Общество и право. 2009. № 4. 7. Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. / П.И.Новгородцев. М., 2012. 8. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме./ А.И.Овчинников. Ростов-на-Дону, 2012. 9. Погребная Ю.К. Основные закономерности правосознания / Ю.К. Погребная. – Москва, 2011. 10. Погребная Ю.К. Правовой нигилизм как наиболее опасный вид деформации правосознания // Сборник статей аспирантов МАЭП. М., 2014. №2. 11. Погребная Ю.К. Правосознание, его структура, виды и деформация // Сборник статей аспирантов МАЭП. Москва, 2014. №2 12. Потопейко Д. А. Правосознание как особое общественное явление. / Д.А.Потопейко. М., 2014. С. 45. 13. Правоведение. Учебное пособие / под ред. Г.В. Мальцева. М., 2013 14. Правосознание, его структура и виды // Молодые ученые: Сборник научных статей. Москва, 2014. №1. 15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2010. 16. Теория государства и права. Учебное пособие /под ред. Сырых В.М. М., 2011 17. Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. / В.А.Чефранов. М., 2013. 18. Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. 2007. № 3. 19. Шеяфетдинова Н.А. Деформация правосознания / Н.А. Шеяфетдинова – Омск, 2013 20. Якушев А. В. Теория государства и права. Конспект лекций. - М., 2010.

Состояние российского правосознания конца XIX - начала XX в. определило разнообразие точек зрения русских юристов на право и закон, на сущность, происхождение, назначение, социальную ценность этих и других вопросов теории права.

Значительный вклад в разработку теории правосознания внес выдающийся русский юрист и философ, профессор Московского университета П. И. Новгородцев. Он рассмотрел динамику развития правосознания в западно-европейской политико-правовой мысли XVIII - начала XX в. и пришел к выводу о кризисе правосознания как следствии кризиса индивидуализма (на философско-теоретическом и практическом уровнях) и западноевропейских теорий правового государства, сложившихся в XVIII - XIX вв. И хотя Новгородцев не сформулировал концептуального определения правосознания, его роль в раскрытии этого понятия велика. Она определяется тем, что он вышел за рамки узкого позитивистско-юридического понимания и поднялся на уровень философско-правового осмысления.

В последующих работах в понятие общественного правосознания включали, как правило, элементы, названные И. Е. Фарбером, но приоритет в их рассмотрении отдавался рациональным моментам. В этот период окончательно установилась и стала одной из основных идея о приоритетном значении правовой идеологии и классовой обусловленности правосознания Индивидуальное правосознание и правовая психология по-прежнему оставались в тени.

Особенность формирования и понимания правосознания в советский период связывалась с необходимостью восприятия и выработкой определенных представлений о действующих законах, содержащих требуемую линию поведения от членов социалистического общества. Именно со знанием законов и других нормативно-правовых актов в советское время связывалось понимание и состояние правового сознания. Понятие правосознания в собственном смысле, по мнению М.С. Строговича, рассматривалось через совокупность взглядов на действующее право, субъективные права, обязанности, законность, правопорядок. Это понимание, формировавшееся на основе марксистско-ленинской философии и методологии, в отрыве от других, пограничных отраслей знания, в частности, от психологии и антропологии, фактически было юридическим пониманием правосознания, а правосознание, определяющим фактором которого был признан социологический фактор, носило юридический характер.

В разработку вопросов правового сознания в советское время определенный вклад внесли также П.П. Баранов, К.Г. Бельский, Т.И, Демченко, Г.А. Злобин, 3.Д. Иванова, К.Е. Игошев, В.П. Казимирчук, Н.М. Кейзеров, А.В. Мицкевич, Е.В. Назаренко, М.Ф. Орзих, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Потопейко, И.Ф. Рябко, В.Л Сальников и др.

Правосознание в теории права традиционно понимается как система теоретических взглядов, идей, представлений социальных групп, в том числе классов, общества в целом, выработанных в процессе исторического познания и в результате отражения социальной действительности, а также добавляют - эмоций, чувств, настроений, В советское время утверждалось, что правосознание отражает материальные производственные отношения и обусловленные ими коренные интересы классов данного общества. Общественно-исторические условия, согласно марксистско-ленинской теории обусловили формирование, функционирование и развитие государственно-правовых явлений, специфику их бытия, специфику правового отражения и формирования правового сознания.

Общественно - исторический фактор явился определяющим и при характеристике самого понятия правосознания, которое рассматривали как совокупность взглядов, идей представлений о праве, действовавшем, действующем и о перспективе его развития, о котором говорили, как правило, в связи с другими правовыми понятиями: право и правосознание, социалистическое право и правосознание, взаимосвязь социалистического права, правосознания и нравственности и т. п., и ставили это понятие на протяжении достаточно длительного периода на второе место. Исключением является позиция Ф. Ф. Третьякова, который, рассматривая понятие правосознания в соотношении с правовой теорией, ставит понятие правосознание на первое место. В самостоятельный раздел выделены вопросы правосознания, написанные М. С. Строговичем, в работе «Теории государства и права. Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве. Изд. АН СССР. 1962. Такое недостаточное внимание к вопросам правосознания в учебной литературе, которая, прежде всего, должна была формировать социалистическое правосознание у студентов, определяется тем, что советская юридическая наука в силу ориентации ее на социально-экономическую и социально-классовую сторону не могла принять и не принимала подход к рассмотрению правосознания, ориентированный на его самостоятельную роль в обществе. Это при том, что уже имели место научные работы, специально посвященные вопросам правосознания.

Социальный аспект по-прежнему является главным направлением научного исследования правосознания, поскольку становление и характеристика как отдельной личности, так и общества в целом, а также продуктов их деятельности -государства и права, как и раньше, связывается с социализацией.

И в этот период подчеркивается главенствующая роль правовой идеологии по отношению к правовой психологии, наличие которой отдельными авторами констатируется, но теоретическому анализу содержание всей психической деятельности, а не только мыслительной, не подвергается. Научный аппарат психологической науки в исследованиях по теории государства и права, посвященных непосредственно вопросам правосознания, не используется.

Итак, правосознание должно рассматриваться в правовом и юридическом аспектах, причем, не только как общественное, но и как индивидуальное, поскольку именно с ним связаны нахождение правосознания в себе, все его внешние проявления и, в конечном итоге, установление правопорядка в обществе.

Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.

Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.

Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4. Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам.

Курсовая на "5"! Спасибо огромное.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.

Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу. оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО.




Введение
Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания
1.1. Понятие и основные черты правосознания
1.2. Структура правосознания
1.3. Функции и виды правосознания
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
3.1. Понятие и структура правовой культуры
3.2. Виды и функции правовой культуры
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы
4.1. Понятие правового воспитания
4.2. Формы и методы правового воспитания
Формы правового воспитания
Глава 5. Правовой нигилизм
5.1. Понятие и источники правового нигилизма
5.2 Формы выражения правового нигилизма
Заключение
Список литературы

Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:
1) правосознание как сфера или область сознания, отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение деятельности людей в юридически значимых ситуациях;
2) понимание правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознании и правовом развитии личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности., положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.
1. Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание выполняет следующие основные функции: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую. Виды правосознания по степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное; по уровню (глубине) отражения правосознание делится на: научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.
2. В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).
3. Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний.
4. Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей. Среди форм правового воспитания можно выделить: а) правовую пропаганду; б) правовое обучение; в) юридическую практику, повседневный опыт; г) самообразование.
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.
5. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.

Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.

Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4. Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам.

Курсовая на "5"! Спасибо огромное.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.

Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу. оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО.




Введение
Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания
1.1. Понятие и основные черты правосознания
1.2. Структура правосознания
1.3. Функции и виды правосознания
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
3.1. Понятие и структура правовой культуры
3.2. Виды и функции правовой культуры
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы
4.1. Понятие правового воспитания
4.2. Формы и методы правового воспитания
Формы правового воспитания
Глава 5. Правовой нигилизм
5.1. Понятие и источники правового нигилизма
5.2 Формы выражения правового нигилизма
Заключение
Список литературы

Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:
1) правосознание как сфера или область сознания, отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение деятельности людей в юридически значимых ситуациях;
2) понимание правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознании и правовом развитии личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности., положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.
1. Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание выполняет следующие основные функции: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую. Виды правосознания по степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное; по уровню (глубине) отражения правосознание делится на: научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.
2. В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).
3. Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний.
4. Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей. Среди форм правового воспитания можно выделить: а) правовую пропаганду; б) правовое обучение; в) юридическую практику, повседневный опыт; г) самообразование.
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.
5. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Читайте также: