Какую деятельность в соответствии с законодательством рф вправе осуществлять учреждения уис

Обновлено: 11.05.2024

Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура

Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.

К отраслевым принципам относят:

  • индивидуализацию и дифференциацию исполнения наказания;
  • корректное применение мер принуждения, методов исправления осуждённых и стимулирование в них уважительного отношения к закону;
  • связь наказания с исправительным воздействием.

Структура УИС

Согласно ст. 5 Закона № 5473-1, УИС включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (колонии, тюрьмы; воспитательные учреждения и пр.);
  • локальные органы УИС;
  • федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области исполнения уголовных наказаний, назначенных осуждённым;
  • СИЗО (следственные изоляторы);
  • предприятия, основанные специально с целью обеспечения деятельности УИС;
  • медицинские, научно-исследовательские, образовательные и иные организации.

Данный перечень могут дополнять и другие субъекты, требующиеся для обеспечения УИС. Деятельность всех вышеперечисленных субъектов, входящих в УИС, и раскрывает её понятие.

К учреждениям уголовно исполнительной системы относятся тюрьмы, все виды колоний, воспитательные и медицинские исправительные учреждения.

Задачи уголовно-исполнительной системы

В задачи УИС входит следующее:

  • исполнение уголовных наказаний (лишение свободы, а также исключительной меры наказания);
  • обеспечение порядка и законности в исправительных учреждениях, безопасности персонала и осуждённых;
  • привлечение заключённых к труду;
  • обеспечение осуждённых общим и профессиональным образованием;
  • охрана здоровья осуждённых;
  • содействие служащим, выполняющим оперативно-розыскную деятельность.

Иные задачи на УИС могут быть возложены только законодателем.

Персонал УИС – это работники, имеющие звания сотрудников УИС, рабочие и служащие исполняющих наказания учреждений, предприятий, федерального и территориальных органов УИС, следственных изоляторов, учебных, лечебных, проектных и иных учреждений, входящих в УИС.

Порядок и условия трудовой деятельности сотрудников УИС регламентируются вышеуказанным Законом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ и Минюста России.

Список должностей высшего руководящего состава сотрудников УИС и соответствующих званий утверждается Президентом РФ.

Понятие и задачи уголовно-исполнительной системы РФ

Единая уголовно-исполнительная система включает в себя четыре составляющие:

  1. следственные изоляторы, предназначенные для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;
  2. учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические учреждения);
  3. органы управления системой (ФСИН России, ее окружные и региональные управления), осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями;
  4. предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Под единой уголовно-исполнительной системой РФ

следует понимать всю совокупность учреждений, органов, непосредственно исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-правового воздействия, а также комплекс органов и организаций, обеспечивающих и содействующих исполнению уголовных наказаний.

Задачами уголовно-исполнительной системы являются:

  1. исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества, связанных с лишением свободы, а также исключительной меры наказания;
  2. обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
  3. привлечение осужденных к труду, а также повышение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
  4. обеспечение охраны здоровья осужденных;
  5. содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  6. конвоирование осужденных и лиц. заключенных под стражу.

Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только федеральным законом.

Финансирование уголовно-исполнительной системы

Финансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.

Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.

Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.

Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.

В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы

Ст. 5 Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает:

  1. учреждения, исполняющие наказания;
  2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  3. федеральный орган уголовно-исполнительной системы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных — ФСИН РФ).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить:

  • следственные изоляторы,
  • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
  • научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

См. Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89

Ст. 6 Закона устанавливает, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство

  1. подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также
  2. специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами; их виды определяются УИК РФ. Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

Основными задачами ФСИН России являются:

  1. исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
  2. ) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
  3. обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
  4. обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
  5. охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
  6. создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
  7. организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
  8. управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Персонал учреждений, исполняющих наказания, – это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.

К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Читайте также: