Как фамилия летчика виновного в гибели гагарина

Обновлено: 30.06.2024

Многие свидетели утверждают, что в момент гибели Гагарина и Серегина было замечено два хлопка-взрыва. Сначала в воздухе. И затем уже при ударе самолета о землю, пишет в "Литературной газете" Игорь МОРОЗОВ.
Причем, на последнем настаивают не просто деревенские жители окрестных сел, в районе которых упал самолет. Примерно о том же самом рассказывал космонавт Алексей Леонов, волею случая оказавшийся в то злополучное утро 27 марта 1968 года недалеко от места гибели МИГ-15. Тогда, тридцать лет назад, Леонов добросовестно изложил свои показания в письменном виде госкомиссии. Но каково же было потрясение Леонова, когда много лет спустя, ему довелось вновь увидеть свои показания.
Они были подделаны. Подделана была даже его подпись.
В 1968 году Вячеслав Быковский был помощником начальника командного пункта управления полетами Чкаловского аэродрома, откуда в последний раз взлетела спарка Гагарина и Серегина. Он был последним, кто разговаривал с Гагариным - буквально за минуту-две до катастрофы. И тогда, тридцать лет назад, и сегодня Быковский с упорством настаивает, что точка на радаре исчезла несколько раньше, чем это официально зафиксировано в документах правительственной комиссии.
Хотя, в сущности, правы оба: и Быковский, и комиссия. Только комиссия зафиксировала точное время взрыва самолета при ударе о землю. Быковский же зафиксировал точное время исчезновения самолета с радара.
Отсюда следует вполне вероятный вывод: самолет взорвался еще в воздухе.
Быковский пусть и с осторожностью, но все-таки не исключает, что причиной гибели Гагарина могла быть заранее спланированная диверсия.
Вениамин Иванович Русяев - бывший кадровый офицер КГБ. Первые несколько лет после полета Гагарина в космос - его сопровождающий, опекун, телохранитель, советчик и просто друг. До этого интервью никому не давал. На разговор же с корреспондентом согласился лишь ради доброй памяти Юрия Гагарина.
И хотя сам Русяев об убийстве не обмолвился ни словом, он убежден, что нечто "странное" вокруг Юрия Гагарина началось еще за год до его гибели, когда первый космонавт готовился выступить в качестве дублера Владимира Комарова, чей полет на принципиально новом корабле "Союз-1" намечался в конце апреля 1967 года. Вот что говорит об этом Вениамин Иванович:
- Это было за месяц-полтора до старта. Комаров пригласил меня с женой познакомиться с его семьей. Когда пришло время возвращаться домой, Комаров вышел нас проводить. Так вот тогда-то, прямо на лестничной площадке, Володя и сказал мне, что из полета он не вернется. Я просто опешил. Пытался возразить ему. Комаров настаивал, что знает, о чем говорит. И вдруг он. расплакался.
Что я ему мог сказать? Ну, единственное, что нашелся: "Если ты так уверен, что погибнешь, откажись от полета". Он ответил: "Нет. Ты же знаешь: откажусь я, полетит первый. А его надо беречь". Первый - это Гагарин.
Через какое-то время мне вручили письмо. Я его не читал, но в суть меня, конечно, посвятили. Письмо было подготовлено группой, которую организовал Юрий. Он тогда собрал большую команду из всех спецов, которые были достаточно квалифицированы для того, чтобы сделать категоричный вывод: "Союз-1" к полету не готов. А значит, запуск необходимо во что бы то ни стало отложить.
На следующее же утро я пошел к одному из влиятельнейших людей нашего ведомства генерал-майору Константину Ивановичу Макарову, начальнику технического управления.
В конце концов письмо попало к некоему Циневу, т.к. он был одним из ближайших друзей Брежнева, они вместе войну прошли и, насколько мне известно, даже были женаты на сестрах. Расчет был прост - письмо должен увидеть Брежнев.
А потом начались очень странные события.
Все, кто в той или иной степени имел отношение к этому письму, были вскоре по той или иной причине удалены из нашего ведомства. Макарова, например, уволили, лишив его даже пенсии.
Кстати, и меня самого вскорости отослали из центрального аппарата на отдаленный объект в области.
Что стало с письмом, не знаю. Знаю одно: несмотря ни на что, в начале апреля 1967 года Гагарин и Комаров отправились на Байконур. 23-го числа был произведен запуск. Через 24 часа Володи Комарова не стало. При снижении корабль должен был выпустить большой парашют. А парашют не раскрылся. Корабль падал на чудовищных скоростях, с огромным ускорением. Комаров в буквальном смысле превратился в пепел. Все, что от него осталось, - маленькая пяточная косточка.
Г агарин позвонил мне сразу же, как вернулся с космодрома. И сказал, что сейчас приедет. Я его внизу встретил. Предложил зайти в лифт. Он отказался: "И у лифта уши бывают". А дело в том, что незадолго до этого у меня в доме установили "жучки". Пока шли, он рассказал мне о громадной исследовательской работе, которая была проделана, чтобы предотвратить пуск, и ее результаты просто обязаны были быть представлены Первому лицу. Он мне также сказал, что ему указали на меня как на человека, который передавал письмо соответствующим руководящим чинам.
Короче, закончили мы разговор тем, что Юра решительно заявил: он будет во что бы то ни стало пытаться прорваться к Брежневу. И если Первый обо всем был в курсе и спустил ситуацию на тормозах. То он точно знает, как поступить. Так он сказал. Дословно. Можно только догадываться, что он имел в виду. Мне даже неизвестно, добрался ли в конечном счете тогда Юра до Брежнева. По крайней мере спросить его об этом впоследствии не удалось. Да, честно говоря, это было бы небезопасно, хотя бы учитывая ту слежку, которую за мной учинили. Сейчас я прямо могу вам сказать: нас предупредили - те, кто будет пытаться разобраться в ситуации. Ну, в общем, в воздухе вокруг нас витал страх.
Получается вот что: именно гибель корабля "Союз-1" с Владимиром Комаровым на борту вполне могла стать поводом, мотивом для будущей гибели и самого Юрия Гагарина.
Я специально интересовался: Гагарин, до того объездивший десятки стран, после гибели "Союза-1" побывал лишь в одной зарубежной командировке. Гагарина практически перестали выпускать за рубеж. Боялись? Но чего? Может быть, того, что Гагарин мог, не сдержавшись, рассказать всю правду о погибшем корабле?
Как бы там ни было, мир не должен был знать об истинных причинах случившегося. Речь, как всегда, шла вовсе не о престиже страны. Речь шла о задницах высоких чиновников, знавших о письме и не предпринявших ровным счетом ничего.
В этой ситуации Гагарин становился не просто неудобен. Он становился опасен.
Как бы фантастически и страшно это ни звучало, но все шло к тому, что Гагарин рано или поздно просто обязан был погибнуть. Каким именно образом - не суть важно.
Автомобильная катастрофа - тоже неплохо. Меньше шуму, да и дешевле. Но тут, должно быть, что-то не заладилось. Личный водитель Гагарина Федор Яковлевич Демчук рассказывал мне престраннейшие вещи: незадолго до гибели Гагарина в машине первого космонавта трижды подряд лопался вдруг трубопровод, ведущий к бензонасосу. Дважды поломку замечали вовремя. В третий раз машина все-таки загорелась, но и тогда обошлось.
Это было в феврале 1968 года, практически за месяц до гибели Юрия Алексеевича.
И хотя самому Демчуку даже в голову не приходит связывать эти инциденты с чем-то зловещим, некоторое недоумение в его рассказе все- таки проскальзывало: чтоб трубопровод лопался трижды подряд.
Снова чистая случайность.

Алексей Николаевич, у Гагарина было право выйти на связь до Брежнева включительно, по его просьбе, в любое время.
Статус Первого.
Любил повозится со своей, ему не раз советовали заменить бензонасос, тогда болезнь 21 - х., сам ремонтировал.

Там много чего было. ПОЛЁТ НАД ПРОПАСТЬЮ об этом. Читайте.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Сегодня - день космонавтики. То есть день, когда первый в мире человек, Юрий Алексеевич Гагарин, смог проникнуть в космос, в неизведанное, смог взглянуть на нашу планету со стороны, и вернуться живым.
После этого полёта Гагарин стал сверхпопулярной личностью. Как сейчас выразились бы - мегазвездой (суперстар). Его приглашали на всевозможные мероприятия государственного значения (в том числе и такие, где он вовсе не был нужен), его показывали как какую-то диковинку иностранцам, его отпускали за границу, где он производил настоящий фурор.
На паренька из провинции, обрушилась всемирная слава.
И не только слава как первого в мире космонавта. На определённое время - Гагарин стал настоящим секс-символом, в которого влюблялись многие женщины. Самые крутые волосато-бородато-хрипатые артисты, певцы, музыканты - нервно курили в сторонке.

И вдруг, через не такое уж продолжительное время - странная, трагическая гибель самого популярного человека в мире.
Гибель во время рутинного, ничем не примечательного полёта - во владимирских лесах.
Гибель - которая сразу же обросла множеством слухов и тяжёлых подозрений.

Следует отметить, что до этого, в СССР уже было нечто похожее - когда при странных обстоятельствах погиб любимец публики, известный лётчик Валерий Чкалов. Тогда тоже поползли всякие нехорошие слухи. Разное поговаривали - о Сталине, Берии, НКВД.
С учётом того, что Чкалов был лично хорошо знаком, и со Сталиным, и с Берией - для таких слухов были основания.

Но Гагарин погиб не в сталинское время.
И слухи, которыми обросла его гибель - соответствовали именно своей эпохе.

Лично я, неоднократно слышал версию о том, что к Гагарину (по которому вообще сходили с ума многие женщины) в каком-то ресторане (а его нередко таскали по таким местам как особую знаменитость) начала активно приставать пьяная Галина Брежнева - светская львица (как сейчас сказали бы) той эпохи, дочь Леонида Брежнева, слабая на выпивку и на передок (что вообще свойственно многим полукровкам).


О похождениях по ресторанам и по любовникам Галины Брежневой, тогда ходили настоящие легенды. И она старательно их подогревала своим вызывающим поведением, частенько прилюдно позорясь.
Пьяные, развратные бабы без тормозов - удовольствие на любителя. Тем более - для человека той эпохи (не забываем - это начало шестидесятых годов).
Поэтому Гагарин послал Брежневу подальше.
Слово за слово - скандал закончился тем, что Гагарин выплеснул Брежневой в лицо бокал с вином и обозвал весьма неприличными словами (которые, впрочем, по отношению к ней были вполне справедливыми).

Очень скоро после этого - Гагарина арестовали и поместили в одну из закрытых психиатрических клиник, которых хватало тогда в СССР (да и в наше время тоже хватает).

В таких клиниках, физически и морально ломали всяких диссидентов, а также верующих (впрочем - держали в них и реальных сумасшедших, опасных для общества).
Но так как диссидентов, в целом, в СССР было немного - кидали туда всех, кто не нравился представителям власти, а также уголовников, и даже "проблемных детей" (иногда - из числа тех, кто состоял на учёте в детской комнате милиции; а иногда - из семей верующих людей).
Разумеется там никого не лечили. Там калечили.
Например, делали уколы сульфазина (в том числе и детям).
Сульфазин (схематически) - это смесь оливкового масла и серы (может быть плюс ещё что-то). Изобретено гитлеровцами в концлагерях. Любимая игрушка советских "медиков".
После таких уколов - человека корёжило так, что не у каждого сердце выдерживало.
Я встречал людей, прошедших через подобный ад. Например - через Березанскую психушку в Краснодарском крае, через Вольнянскую клинику на Украине, через Казанскую больничку. да хватало их - по всему СССР.
И насколько мне известно, никуда эти больницы (по крайней мере большинство из них) не делись.
Ни разу не слышал ни о каких судебных процессах над сотрудниками этих концлагерей (которые больницами можно назвать только в глубоко ироническом смысле), издевавшихся над людьми.
Однако сам Бог наказывает изуверов. Наказывает самым страшным способом - через судьбу их детей. У меня была возможность в этом убедиться.

Гагарина в клинике, превратили в растение, убив всевозможными препаратами его мозг.
В таком состоянии он влачил существование много лет - дожив где-то до начала перестройки. Во всяком случае, именно во второй половине восьмидесятых годов, перестали циркулировать слухи о том, что кто-то видел его ещё живым.
Где его похоронили - неизвестно. Ведь пациентов подобных клиник, не хоронят со всеми официальными церемониями. Просто закопают, столбик с номером поставят - и всё.

А для того чтобы как-то объяснить исчезновение человека - устроили крушение самолёта во Владимирской области, пожертвовав каким-то никому не известным пилотом, дабы сказать потом, что это был Юрий Гагарин.

Вот такое я слышал - и неоднократно.
Насколько это является правдой - не знаю. Но при этом уверен, что подобное МОГЛО быть правдой. По реалиям того времени - ничего невероятного, или хоть сколько-нибудь удивительного, в такой версии нет.
Оно и в наше-то время, всяко может быть. Но это уже тема для отдельного разговора.

Юрий Гагарин, первый космонавт СССР и его дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур 12 апреля 1961 года

Летчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов. Архивное фото

По данным расследования, до срыва машины в штопор состояние Гагарина было совершенно нормальным: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло сделать разворот со снижением при отсутствии видимости естественного горизонта. Затем произошло какое-то неожиданное событие, из-за чего самолет оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Вместе с Гагариным погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.

Официально сообщалось, что экипаж из-за изменившейся воздушной обстановки (подробности не уточняются) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники не обнаружилось. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Другой самолет: версия Алексея Леонова

Бюст Гагарина в Вифлееме

Свою версию гибели Гагарина представил космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. По его мнению, к срыву самолета в штопор привел неосторожный маневр истребителя Су-15, несанкционированно оказавшегося в районе полета.

"Много лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном заключении написали, что самолет совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред!" — заявил Леонов. По его словам, ему известны рассекреченные документы комиссии, расследовавшей гибель Гагарина.

"На самом деле все было по-другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин — Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе (из штопора. — Прим. ред.) столкнулся с землей", — рассказал Леонов.

Юрий Гагарин

"Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья Гагарина знала правду о гибели", — сказал Леонов.

Не хватило высоты: версия Владимира Аксенова

Российские космонавты Сергей Волков и Юрий Маленченко готовятся к выходу в открытый космос. Архивное фото

"Причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около четырех километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", — сказал Аксенов.

По его словам, самый вероятный исход от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения (прежде всего авиагоризонта) — затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, а при интенсивных попытках уйти вверх — срыв в скоростной штопор.

Портрет Юрия Гагарина. Архивное фото

По официальным данным, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.

"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", — уверен Аксенов.

Он добавил, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15УТИ — очень непростая задача. "В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные — около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних несколько сот метров и даже километр вполне реально", — заключил Аксенов.

Курсант авиационного училища в г. Оренбурге Юрий Гагарин

Свою летную карьеру будущий первый космонавт Земли начал в Чкаловском военно-авиационном училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в Оренбурге.

Юрий Гагарин - кандидат в космонавты. Предполетная подготовка

Училище Юрий Гагарин окончил в 1957 году и по собственному выбору был направлен в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота.

© Фото из архива И.И.Касьяна/Роскосмос В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в группу кандидатов в космонавты.

Юрий Гагарин на тренировке

В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в группу кандидатов в космонавты.

Юрий Гагарин в кабине спортивного самолета в Саратовском аэроклубе готовится к полету

Выдержав множество различных тестов и проверок, Гагарин был признан специальной медицинской комиссией годным для космических полетов.

Летчики Юрий Гагарин и Павел Беляев, члены первого отряда космонавтов, на парашютной подготовке

7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС Юрий Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты, и с 11 марта он приступил к тренировкам. На фото: члены первого отряда космонавтов Юрий Гагарин и Павел Беляев.

Члены первого отряда космонавтов знакомятся с космической техникой

Члены первого отряда космонавтов Андриян Николаев, Валерий Быковский, Герман Титов, Павел Попович и Юрий Гагарин знакомятся с космической техникой.

© Фото : Роскосмос В первый отряд космонавтов входили девять летчиков Военно-воздушных сил, шесть летчиков авиации противовоздушной обороны и пять летчиков авиации Военно-морского флота. Однако лишь 12 из них побывали в космосе.

Первый отряд космонавтов

В первый отряд космонавтов входили девять летчиков Военно-воздушных сил, шесть летчиков авиации противовоздушной обороны и пять летчиков авиации Военно-морского флота. Однако лишь 12 из них побывали в космосе.

© Фото : Роскосмос На момент зачисления в отряд самому старшему, Павлу Беляеву, было 34 года, а самому младшему, Валентину Бондаренкову — 23 года.

Первый отряд космонавтов

На момент зачисления в отряд самому старшему, Павлу Беляеву, было 34 года, а самому младшему, Валентину Бондаренкову — 23 года.

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

© Фото из архива И.И.Касьяна/Роскосмос 8 апреля 1961 года решением Госкомиссии 27-летний Юрий Гагарин был назначен пилотом космического корабля "Восток".

Юрий Гагарин перед полетом на корабле Восток. 1961 год

8 апреля 1961 года решением Госкомиссии 27-летний Юрий Гагарин был назначен пилотом космического корабля "Восток".

Кадр из фильма Первый рейс к звездам

Решение Госкомиссии о том, что первым в космос полетит Юрий Гагарин, будущим космонавтам сообщили лишь 10 апреля.

Юрий Гагарин в кабине самолета перед полетом в космос

В тот же день Гагарин написал письмо семье, в котором просил родных "не убиваться с горя", если что-то пойдет не так, "ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина".

Юрий Гагарин, первый космонавт СССР и его дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур 12 апреля 1961 года

Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов 12 апреля около 7 утра подъехали на автобусе на стартовую площадку космодрома Байконур.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и Сергей Павлович Королев перед стартом

На стартовой площадке Байконура собралось гораздо больше провожавших, чем предусматривало протокольное расписание. Одним из них был создатель космического корабля "Восток" Сергей Королев, который дал Гагарину последние напутствия перед стартом.

Последние минуты перед стартом корабля Восток-1 с летчиком-космонавтом на борту Юрием Гагариным

Вместе с Гагариным в лифте поднялся конструктор корабля Олег Ивановский, который помог космонавту разместиться в спускаемом аппарате.

Старт ракеты-носителя Восток с кораблём Восток-1, на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин

12 апреля 1961 года в 09 часов 07 минут утра с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого находился летчик-космонавт Юрий Гагарин.

Юрий Гагарин, лётчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство на корабле Восток-1 12 апреля 1961 года

После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и приземлился на парашюте в 10 часов 55 минут в Терновском районе Саратовской области. Легендарный полет продолжался 108 минут.


11 октября, на 86-м году жизни, скончался легендарный космонавт, совершивший первый в мировой истории выход в открытый космос. Продолжаем публикацию интервью, которое Дмитрий Гордон взял у Алексея Архиповича в 2013 году. Часть II.


(Продолжение. Начало в № 47)


— Совестливый был человек.

— То есть вы на Луну полетели бы?

— Нет, мы ее облететь планировали — два, даже три экипажа, а потом из трех один для посадки должны были выбрать, то есть работа над облетом Луны и посадкой на нее шла параллельно.

— Когда американцы Армстронг и Олдрин там высадились, что вы почувствовали?

— Я уже знал, что мы это раньше сделать не можем, но когда Фрэнк Борман Луну облетел, просто досадно мне было: мы его на полгода опередить могли.

— Когда американский флаг на лунной поверхности установили, слезы у вас были?

— . чтобы им все удалось?

— Чтобы удалось — я лучше, чем кто-либо, понимал, что это такое, и знал: проигрывать надо честно. Мы сами победу им уступили — имея на 100 процентов все, чтобы первыми Луну облететь, шансом своим не воспользовались.

— Сегодня весьма популярна версия, что американцы на Луне не были, что все это постановка, трюк.

— А значит, и весь экипаж?

Летчики-космонавты Юрий Гагарин, Борис Волынов и Алексей Леонов на пикнике с друзьями в Долгопрудном, август 1963 года

Летчики-космонавты Юрий Гагарин, Борис Волынов и Алексей Леонов на пикнике с друзьями в Долгопрудном, август 1963 года

— По сути, он вас спас.

— Да, и за 11 часов до старта госкомиссия полностью экипаж поменяла. Считаю, что правильно, хотя страшно обидно было.

— Они просто притерлись уже.

— Да, но дело еще в том, что причина, которая затемнение легких у Кубасова вызвала, была неизвестна, а мы с ним в одной комнате жили, вместе питались, из одного стакана пили. Вдруг что-то вирусное или туберкулез? Потом врачи разобрались — оказалось, у него эозинофильный инфильтрат легких аллергического происхождения возник. На космодроме растения химией опрыскивали, которая такую реакцию вызвала, — аллергия самая настоящая: его в Москву увезли, и через три дня все симптомы пропали.

— Итак, они втроем полетели.

Юрий Гагарин и Алексей Леонов на вечеринке в Звездном через месяц после того, как Леонов совершил выход в открытый космос, 1965 год

Юрий Гагарин и Алексей Леонов на вечеринке в Звездном через месяц после того, как Леонов совершил выход в открытый космос, 1965 год

— Да, Добровольский, Волков и Пацаев.

— Свои эмоции, когда они погибли, вы помните?

— Конечно — это же все на моих глазах было (в смысле, как они падали, я не видел, но в ЦУПе в этот момент находился). Штатно разделились, штатное приземление произошло, открыли их, а дальше — молчание. Прямо никто ничего не говорил — все боялись.

При отделении орбитального отсека от спускаемого аппарата разгерметизация корабля произошла. Дыхательные клапана, сделанные с использованием дюраля, вскрылись — там пружина, тарелки из этого сплава. Не буду конструкцию их описывать (это шариковые клапана), скажу только, что под нагрузкой дюраль течет и при вакууме особенно, поэтому пружины расслабились, и когда орбитальный отсек отошел, клапан рассыпался. Сразу, напрямую дыхательная смесь ушла, среда внутри корабля с наружной сравнялась. Витя Пацаев начал было силовой кран закрывать, но не тот, кроме того, чтобы закрыть, 55 секунд надо, а они все через 20 уже сознание потеряли. Через 80 секунд последнее сердечное сокращение у Волкова было, через 100 — у Пацаева и через 120 — у Жоры Добровольского.

Они приземлились, наши люди спускаемый модуль открыли — лежат теплые, но бездыханные. Вытащили, искусственное дыхание начали делать, однако никакая реанимация не помогала, потому что полностью все нарушено было. Разгерметизация на высоте около 100 тысяч метров произошла — вот так.

— Так говорили?

— Когда трое ребят, которых вы хорошо знали, погибли, дальше космонавтикой заниматься не расхотелось?

— Нет, работу по той же программе я продолжал, следующим командиром на этой экспедиции стал.

— То есть страха не было?

Георгий Шонин, Юрий Гагарин и Алексей Леонов в коридоре Центра подготовки космонавтов, 1964 год

— Смелым себя вы считаете?

— По-моему, я ничего (улыбается) — смелый.

— Не могу о замечательном русском парне Юрии Гагарине вас не спросить, с которым к полетам в первом отряде космонавтов вы вместе готовились. Почему пер­вым Гагарин полетел, ведь втайне, я думаю, каждый из вас об этом мечтал? Он действительно самым достойным был?

— С Комаровым, тоже впоследствии погибшим.

Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов

— Да. Итак, шесть человек стали к полету готовиться.

— Гагарин, Титов, Николаев, Попович.

— Почему же из этой шестерки первым Гагарин стал?

— Думаю, он к этому времени больше, чем кто-либо, состоялся как личность — со своими плюсами, минусами, со своим характером. Это ведь ребенок войны, который в оккупации два года жил. Только одна картинка.

Уже более 40 лет 9 марта, в день его рождения, я отовсюду в город Гагарин людей при­влекаю — трое суток идет конференция, и вы знаете, каждый год все новые и новые интересные открытия происходят. Мы по блесточкам штрихи к Юри­ному портрету собираем, и гагаринский характер вырисовывается. Да, он необычный был человек: своим трудолюбием, гипертрофированной обязательностью выделялся.


С супругой Юрия Гагарина Валентиной

— . улыбкой.

— Ну, улыбка — это хорошо, конечно, но за ней мозги должны быть, и всем улыбаться не стоит. В музее — а там каждый документ мною прочитан, изучен! — ни одной нет бумажки, которая бы мои слова не подтверждала. Когда Смоленщину освободили, Юрий в третий класс сразу пошел. Оценки в его школьных табелях только отличные, но живется семье тяжело — отец старенький, мать тоже. Юра понимает, что свой хлеб зарабатывать надо, и после шестого класса в ремесленное училище уходит. Учится в ремеслухе — отлично, в техникум идет — отлично, параллельно в аэро­клубе летает — отлично, летное училище оканчивает — отлично: вот вам и вся характеристика Гагарина.

— Алексей Архипович, я вам неудобный теперь задам вопрос — о космонавте номер два Германе Титове.

Во время тренировки на качелях Хилова, январь 1965 года

— Почувствовал, значит, что-то.

Космонавты в Звездном (первый ряд): Владимир Комаров, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Константин Феоктистов, Павел Беляев. Во втором ряду: Алексей Леонов, Герман Титов, Валерий Быковский, Борис Егоров, Павел Попович, 1965 год

Космонавты в Звездном (первый ряд): Владимир Комаров, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Константин Феоктистов, Павел Беляев. Во втором ряду: Алексей Леонов, Герман Титов, Валерий Быковский, Борис Егоров, Павел Попович, 1965 год

— Отношения космонавтов номер один и номер два были нормальные, ровные или ревность со стороны Титова все же присутствовала?

— И по-человечески его понять можно.

С Владимиром Комаровым перед прыжком с парашютом

— Вокруг гибели Гагарина до сих пор много инсинуаций. Как человек, возглавивший после смерти Юрия Алексеевича отряд космонавтов, как специалист, хорошо знающий обстоятельства этой трагедии, скажите: что стало причиной?

— Для расследования госкомиссия была создана, которую Дмитрий Федорович Устинов возглавил (на тот момент секретарь ЦК КПСС), а замом главком ВВС маршал Кутахов был. Из семи человек, входивших в нее, только два сегодня остались: я и Степан Микоян.

— . летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации и, кстати, сын сталинского наркома Анастаса Ивановича Микояна.

— Мы были к расследованию как специалисты привлечены. По итогам работы было очень странное заявление сделано: якобы учебный Миг-15, пилотируемый Гагариным, резкий маневр совершил, связанный с отворотом от посторонних объектов: стаи гусей, предположим, воздушного шара-зонда — и в штопор сорвался. В результате столкнулся с землей и экипаж погиб, но как эксперт я категорически с этим был не согласен.

— Ух ты!

— Вы и на место гибели прибыли?

— Были там к ночи.

— То есть останки ребят видели?

— Там, простите, что-то от Гагарина и летчика-инструктора Серегина осталось?

— Нет. Ну как? Определить, что это они, можно было. По одежде — фиолетовую демисезонную куртку Серегина нашли, по фрагменту тела с родинкой — я ее на шее у Юры накануне, когда мы у парикмахера были, видел. (Вздыхает). Это такое страшное воспоминание. Я с тремя крестьянами беседовал, которые указали, что низко летящий самолет видели (во время следственного эксперимента они независимо друг от друга среди 10 макетов в полноразмерном масштабе Су-15 опознали). По их словам, из хвоста у него сначала пошел дым, потом огонь и он взмыл в облака — ясно, что это не самолет Гагарина.

Мы знаем, что в тот день, 27 марта 1968 года, Гагарин и Серегин должны были на высоте до 10 тысяч метров летать, а выше испытания Су-15, взлетевшего с экспериментального аэродрома ЛИИ МАП (Летно-исследовательский институт Министерства авиапромышленности в Жуковском. — Д. Г.) проходили. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел — так часто делают, потом форсаж включил, и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверх­звуковой скорости 1200 прошел.

Я считал, что никакой критики официальная версия не выдерживает, но мне сказали тогда: здесь серьезные экспертизы — не возникай, полковник. Все равно с заключением госкомиссии я не согласился и, как потом выяснилось, был прав — ос­тальные все врали.

В 1991 году, когда 30-летие первого полета человека в космос отмечалось, о гибели Гагарина рассуждали все, кому не лень, и версии самые абсурдные выдвигали: что летчики якобы пьяные были, что они охотились. Вынести это невозможно было, и мы к руководству страны с просьбой собранные комиссией документы открыть и заново расследование провести обратились. Нам разрешили. После этого, используя со­временную вычислительную технику, аэродинамическую трубу, академик Сергей Михайлович Белоцерковский все проверил.

Расчеты подтвердили: самолет, летевший на скорости 750, мог спуститься за 55 секунд с высоты 4200 метров до нуля, только войдя в глубокую спираль. Только одна трасса возможна — одна! — другие в эти данные просто не вписываются.

Кстати, среди документов о расследовании катастрофы свой акт я нашел — он кем-то полностью был переписан, и интервал между свехзвуком и взрывом с полутора-двух секунд до 15-20 был увеличен: это должно было означать, что расстояние между самолетами 50 километров было и Су-15 не виноват.

— Он жив?

Алексей Леонов наблюдает за медицинскими испытаниями Валерия Кубасова на велоэргометре

— Да вы что!

— Ну, фотографии-то видел, а в общем, все они простого происхождения — графов и князей там нет. Отбор среди летчиков там по заслугам проводится — точно так же, как и у нас. Заслуживаешь? Давай работай.

— В какую же сумму ваши и американцев заслуги оценены были?

— ..и еще по одной звезде Героя Советского Союза дали.

— Ну, конечно! — и по ордену Ленина в придачу. Американцам согласно контракту по 150 тысяч долларов выплатили. Далее. Они эксперименты по заказу ряда компаний проводили: концентрацию атомарного кислорода и атомарного азота в космосе измеряли, солнечную корону фотографировали — совместный эксперимент был, влияние условий невесомости на образование кристаллов изучали, — и каждая фирма по контракту эту работу им оп­ла­тила.

Когда мы вернулись, в порядок пришли, надо было успех отпраздновать. Для всех, кто в этом проекте участвовал, прием был устроен, и у нас сразу на это дело по восемь тысяч рублей вы­чли.

— Вы серьезно?

— Абсолютно. 16 тысяч, больше половины считай, мы заплатили, чтобы хвалебные речи в свой адрес послушать и узнать, как хорошо мы работали, — ну, таков у летного состава обычай. Все-таки никто до нас столько не получал, вот и решили: делитесь! Мы очень большой прием в Зеркальном зале Звездного городка устроили — с приглашением друзей, сотрудников смежных организаций.

— Да, вы, Алексей Архипович, крутым были.

Господи, ну как же быть? Я тогда к Мстиславу Всеволодовичу Келдышу приехал.

— . президенту Академии наук СССР.

— Брежнев, я знаю, космос и космонавтов очень любил, а вообще, клас­сным он был мужиком?

— Земля и впрямь красиво из космоса выглядит или это миф?

— Цветовую градацию Земли я определил четко: когда со светлой, солнечной стороны на темную мы летим, холодную прозрачную массу видим — это Рокуэлл Кент, а когда, наоборот, на восход идем, теплые слои перед нами — это Николай Рерих. Я даже цветовые характеристики, используя прибор аномалоскоп, световой треугольник и спектр, замерил, потом несколько картин сделал. Считаю, что увиденное с достаточно высокой достоверностью передал — никакой фотоаппарат с этим не справится: на снимках если Солнце, то нет Земли, если Земля, то нет звезд. Передать то, что человеческому глазу — этой сложнейшей оптической системе — доступно, аппаратура не может: я описал, как это делать, потом свою инструкцию Леониду Попову и Юрию Романенко отдал, но так со светом работать они не умеют, и у них не получилось.

Читайте также: