Кто осуществляет инновационную деятельность в образовании

Обновлено: 28.06.2024

В настоящий период времени человечество вступило в новый информационный век. Это означает, что, по мнению отечественных и зарубежных исследователей (Ж. Делор, Н. Д. Никандров, А. И. Субетто и др., формируется общество, главными приоритетами которого становятся информация, знания, образование.

В настоящее время не существует четкого разграничения понятий "новшество", "нововведение", "инновация". Большинство авторов солидарны в определении их как идей, средств, являющихся новыми в конкретной ситуации и обеспечивающих эффективное достижение целей.

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится

обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационнаядеятельность педагога зависит:

от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога,определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

существующих в конкретном образовательном учреждении условий:

финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

• благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;

• помощь в получении информации об инновационных технологиях;

• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами

• правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.

Инновациипедагога учреждения могут быть представлены в виде:

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов,

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Источником инновационныхидей педагога может служить:

- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

Для осуществления инновационнойдеятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

- МО по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности.

Порядок организации и проведения инновационнойдеятельности педагога предполагает:

- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

"Творческие отчеты"позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.

"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;

- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).

Материалы по инновационнойдеятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Инновационныепедагогические технологии в ДОУ: актуальность применения

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии)педагогической технологии:

• Системность

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой. Педагогические решения нового поколения позволяют педагогам творчески организовывать совместную деятельность с детьми, рационализировать содержание занятий, привить интерес воспитанников к проблемным этапам реализации программного содержания, создать условия для развития личностных новообразований, осуществления межличностного и группового общения дошкольников. Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями. Инновационные принципы работы в детском саду могут затрагивать воспитательно-образовательный комплекс, а также другие сферы деятельности организации дошкольного образования. Внедрение новых решений в управленческую деятельность, методическую практику, построение более тесного взаимодействия воспитателей с родителями способствует обеспечению слаженной и гармоничной работы всех структур детского сада. И все же в первую очередь современные образовательные решения должны реализоваться на этапе работы с детьми.

К числу современных образовательныхтехнологий можно отнести:

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• технология портфолио дошкольника и воспитателя

Эти модели ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требованиями ФГОС, а также создать условия для развития у воспитанников инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности.

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.

Обучение и воспитание одаренных детей в системе адаптивного образования: научные основания и практическая актуальность Общие положения ФГОС, обеспечивающие возможность индивидуализации обучения и воспитания одаренных детей в системе начального общего образования.

Театральная деятельность младших дошкольников в системе непрерывного экологического образования Детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное.

Зарождение психологической службы в системе образования Зарождение психологической службы образования обусловлено взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как.

Виды инноваций в образовании

Новшества в образовании

Образовательные нововведения – это ориентированные новшества, цель которых – получить стабильные и более действенные результаты, модернизировать систему образования.

Ошибочно считать, что школьные инновации – это только те изменения, которые коснулись учебы. Например, ЕГЭ, электронные дневники и пр. Преобразования типовых педагогических методов и приемов для улучшения успеваемости детей, лучшего усвоения школьного материала также относятся к инновациям. Они могут разрабатываться лично учителем и применяться к конкретному классу, а могут одобряться руководящим составом школы и использоваться всеми педагогами.

Цель новшеств в образовании – подготовка детей к частым изменениям в современном мире.


Инновации в образовании

Как классифицируются инновации

Подробнее ознакомиться с инновациями в образовании можно лишь, сгруппировав их.

  • совершенно новые, которые были приняты впервые (открытия);
  • те, которые содержат общеизвестные элементы (состоят из связанных между собой блоков);
  • те, которые были уже известны, но дали мало эффекта.

По образовательному объекту:

  • реконструкция школы;
  • обучение, воспитательный процесс;
  • общение школьников, их адаптация;
  • здоровьесберегающие технологии.

По масштабу внедрения инновационные технологии делятся на такие группы:

  • в определенной школе, педагогическом составе, районе;
  • региональные, мировые;
  • авторские (те, которые используются исключительно автором инновации).

По авторству выделяют: итоги коллективного творчества и индивидуальные проекты. По источнику инновации – внешние заказы и собственные замыслы.

Несомненно, любая инновация в образовании возникает сначала в голове одного человека, а потом уже становится либо его авторским нововведением и используется только на его занятиях в школе, либо становится внешним заказом и внедряется во всем мире.

Безусловно, принятие инноваций – не мгновенный, а длительный процесс, который начинается с создания и испытания новшества, дальнейшей оценкой результатов и по необходимости – исправлением. Лишь после прохождения этих этапов его внедряют в педагогический процесс и распространяют.

Интегративным процессом также считается управление этими новшествами. Сюда относится: работа с учителями, детьми и их родителями, связь с окружающим миром, контроль, анализ, регулировка и информационное обеспечение инновационной образовательной деятельности.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации дошкольного образования – это требование времени. От того, в какой степени будут осваиваться новшества в дошкольном образовании, будет зависеть качество воспитания и образовательной деятельности.

Основа нововведений в детских садах – индивидуальный подход, когда малышу отводится ключевая роль в воспитательном и образовательном процессе.

К инновациям, характерных для ДОУ, относятся: развивающие занятия (музыка, игры, творчество и т.д.), коррекционные методики (терапия сказками, цветом и пр.), цель которых – снять эмоциональное напряжение, решить психологические проблемы.


Инновации в дошкольном образовании

Нововведения в начальной школе

Личность ребенка стоит в центре современного образовательного процесса. Сейчас он не пассивный слушатель, который получает готовый материал для запоминания. Введение инноваций в начальную школу даст возможность стать ребенку активным участником образовательного процесса. Ученик начальных классов ищет, проводит анализы, диспутирует, сравнивает и принимает верное решение. Учитель для него – помощник, направляющий и контролирующий его деятельность.


Инновации в начальной школе

Инновационные техники обучения и воспитания

Проблемные занятия в ДОУ

Метод проблемного обучения получил в последнее время широкое распространение. Цель его – помочь достичь более сильных результатов в усвоении материала, способствовать поддержанию дальнейшего желания обучаться и развиваться, формировать интерес к освоению новой информации.

Забота о здоровье

Ни одна передовая педагогическая инновация не даст желаемых результатов без уделения внимания здоровью детей. Одно из ключевых новых направлений как в детских садах, так и в школе – здоровьесберегающие технологии. Сюда относятся прогулки, спортивные мероприятия, разного вида гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная), закаливание и пр. Они не только укрепят здоровье, но и сформируют представление о ЗОЖ, научат оказывать первую медицинскую помощь. В течение урока можно менять динамические позы, использовать специальный наглядный материал для снижения утомляемости и нервозности.

Информационные технологии

С появлением и распространением информационных технологий стало возможным проведение занятий, активизирующих познавательный интерес и мышление. А это способствует закреплению полученных знаний. При этом важно грамотно использовать на занятиях презентации, мультфильмы, эпизоды из детских фильмов, мультимедийные учебники.


Инновации в школьном образовании

Метод проектов и исследований

Ребенок становится участником экспериментального процесса, проявляет интерес, проходит все этапы и достигает результатов. Такая деятельность не только увлечет детей, продемонстрирует важность их труда, но и придаст уверенности в собственных силах.

Нынешняя библиотека и инновации в дополнительном образовании

Цель библиотечных инноваций – улучшить ее функциональные обязанности. Чтобы привлекать читателей, сейчас используется интернет. С его помощью получить читательский билет, продлить его, узнать о мероприятиях, которые будут проводиться в библиотеке (выставках, конкурсах, тематических вечерах).

Функции нынешних библиотек расширились – сейчас это место для общения людей, интересного времяпровождения с друзьями и близкими.

Часто библиотеки превращаются в центры дополнительного образования детей, в которых они делают поделки и игрушки, узнают что-то новое о своем районе. На базе почти каждой библиотеки создаются как бесплатные кружки, так и платные – рукоделие, театр, краеведение и пр. Такие занятия развивают детей, расширяют их кругозор.

Дополнительное образование призвано помочь детям усвоить социальные и культурные нормы, раскрыть таланты, развить интересы и реализовать себя в жизни.

Нововведения в дополнительном образовании значительно улучшают качество проводимых занятий.


Современные библиотеки для детей

Какими бы ни были нововведения в дошкольном образовании, в начальной школе или в дополнительном образовании, они не смогут развивать одни лишь интеллектуальные способности или здоровье. Совокупность всех инноваций образования ориентирована на личность ребенка, его всестороннее и гармоничное развитие. Результатом таких педагогических инноваций должна стать уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

Любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового распространения, можно считать инновациями.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научного поиска, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даѐт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового [5].

Инновации в образовании – это обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики [7; 229-232].

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям. Инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой и выступают в качестве новации.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Иными словами целью инновационной деятельности является получение инновационного продукта. Применительно к образованию, инновационный продукт – это результат деятельности образовательного учреждения, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику.

Особенностями управления инновационной деятельностью в образовании являются:

– гибкость структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в самом учреждении;

–совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия, координации и кооперации;

– ориентация управления на сотрудничество и согласование с педагогами, учащимися, родителями, социумом;

– использование проблемно-ориентированного анализа состояния и развития школьной системы;

– увеличение потенциала системы образования и создание условий для наиболее полной реализации этих потенциалов.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [3; 67-69].

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека [8; 63].

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [2; 33-36].

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.

С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на учащегося средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя.

Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно- коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно- ориентированной парадигмы образования [4; 87].

В заключение следует отметить, что в современном мире признаком эффективности общества и государства является переход его на инновационный тип развития с использованием новых технологий и образовательных инноваций, направленных на совершенствование содержания образования с формированием новаторских качеств учащихся.

Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Список литературы

1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева // Учитель. – 2004.– № 3. – С. 78.

2. Бычков, А.В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. – 2005. – № 6. – С. 83.

3. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 79.

4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2005. – 189 с.

6. Селевко, Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой / Г.Я. Селевко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 181.

8. Шматко, А.Д. К вопросу мониторинга инновационного потенциала вуза: микромодель и метрика показателей оуенки / А.Д. Шматко, Ю.И. Растова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. – № 6. – С. 62-66.

Темя сегодняшней статьи инновационная деятельность в школе, в которой мы рассмотрим её определение, развитие и её направления. Инновационная деятельность отличается своими особенностями. Первая из них состоит в том, что субъектами соответствующего процесса выступают дети, педагоги и родители. Если не учитывать представленный фактор, то из педагогической инновации устранится, собственно, образовательное, то есть гуманистический элемент деятельности, связанной с инновациями. Второй отличительной чертой является необходимость охвата максимального количества педагогических проблем в системном ключе. В нашей статье речь пойдет об инновационных подходах к деятельности школы. Рассмотрим новые методы обучения и актуальные программы, а также иные немаловажные аспекты темы.

Общие положения. Эффективность инновации

темы инновационной деятельности в школе

Условием, которое определяет эффективность педагогической инновации, считается исследовательская деятельность преподавателей. Последние в процессе решения проблем частной методики задают себе и коллегам общие вопросы. Они начинают принципиально по-новому переосмысливать ранее существующие принципы дидактического плана. Необходимо учитывать, что успешная организация инновационной деятельности школы и ее дальнейшая реализация — категории, которые во многом зависят от педагогического состава, от осознания учителями инновационной идеи. Дело в том, что в условиях инновационного режима осуществляется активный процесс, при котором педагог самоопределяется в личностном плане. Кроме того, происходят существенные изменения во взаимоотношениях между преподавателями.

Цель и задачи инновационной деятельности

программа по инновационной деятельности в школ

Ключевой целью инновационной деятельности в школе является активное реагирование на потребности и многообразие интересов детей, а также их родителей. Стоит заметить, что немаловажную роль играет достижение высокой степени качества образования и, конечно же, развитие обучающихся.

Среди основных задач, решаемых в процессе развития инновационной деятельности в школе, целесообразно выделить следующие:

  • Повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются в школе.
  • Создание оптимальных условий для поиска правильных решений актуальных образовательных проблем.
  • Привлечение преподавателей к экспериментальной и инновационной деятельности школы в соответствии с приоритетными направлениями современной образовательной системы.
  • Обеспечение взаимодействия практики образования и научного направления.
  • Содействие в распространении инновационного преподавательского опыта.
  • Разработка системы мониторинга экспериментальной и инновационной деятельности в школе.

Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности

организация инновационной деятельности школы

В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.

Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:

  • формирование и опытная проверка принципиально нового содержания образовательной категории, а также новых воспитательных и образовательных технологий, методик, средств и форм воспитания, обучения;
  • разработка и дальнейшая проверка новой учебно-методической и учебно-программной документации;
  • создание и проверка систем оценки качественных характеристик образования, процедур и форм промежуточной аттестации учащихся, поддержка разных категорий обучающихся, а также систем адресного сопровождения.

Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:

  • отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
  • отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
  • отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
  • отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
  • отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).

Управление инновационной деятельностью в школе

положение об инновационной деятельности в школе

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с управлением экспериментальной и инновационной деятельностью, решает директор школы. К ним целесообразно отнести следующие моменты:

  • Определение приоритетных направлений экспериментальной и инновационной деятельности в школе.
  • Принятие необходимых мер, относящихся к совершенствованию нормативно-правовой основы в сфере экспериментальной и инновационной работы.
  • Выступление с предложениями, которые направлены в первую очередь на совершенствование экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении.
  • Контроль реализации программ по инновационной деятельности в школе.

Для развития экспериментальной и инновационной деятельности, разработки управленческих решений в области экспериментальной работы, осуществления гласной, объективной, компетентной и независимой экспертизы инновационных проектов в сфере образования, экспериментальных программ, а также отслеживания как промежуточных, так и конечных результатов инновационной деятельности учреждения образования приказом директора формируется научно-методический совет. Именно он руководит экспериментальной и инновационной работой, организует экспертизу образовательных проектов в области инноваций, программ инновационной деятельности школы, а также ежегодно подводит итоги проведенной работы.

Направления развития учреждения образования

Инновационная деятельность учителей школы предполагает соответствующее развитие образовательной структуры. Здесь целесообразно выделить следующие моменты:

  • Разработка и последующее внедрение модели управления качественными характеристиками современного образования.
  • Создание условий для полноценного развития интеллектуального потенциала и творческих способностей школьников.
  • Реализация программы, связанной с информатизацией процесса образования.
  • Применение информационных технологий в системе управления образовательным учреждением.
  • Обеспечение надлежащего образования школьников в плане качества.

Рассмотрим вопрос инноваций на практике

инновационная деятельность в начальной школе

Как выяснилось в процессе анализа инновационной деятельности школы, среди основных ее направлений следует выделить формирование современной инновационной среды, надлежащее управление качественными характеристиками образования, а также информатизацию учебно-воспитательной работы. Целесообразно рассмотреть названные моменты на практике.

На сегодняшний день большинство школ в России имеют специально оборудованный компьютерный класс с тем или иным количеством компьютеров (в зависимости от числа учащихся и других факторов), интерактивные доски, медиатеки и медиапроекторы. Помимо этого, в образовательных учреждениях есть множительная техника, сканеры, принтеры, ламинаторы. Как правило, преподавание информатики и ИКТ осуществляется со второго класса. Большое количество педагогов российских школ принимают участие в мероприятиях по ИКТ методического плана. Кроме того, большинство предметов преподаются с использованием ИКТ.

Стоит отметить, что инновационная деятельность в начальной школе несколько отличается, нежели в средней и старшей. Так, электронная методическая копилка начальной школы включает разработанные руководством и преподавателями многочисленные презентации по базовым предметам для младших школьников. Для них организуются уроки с использованием мультимедиаучебников, применяются обучающие, а также контролирующие программы, направленные на подготовку ко вхождению в среднее звено.

На протяжении многих лет школы работают в инновационном режиме. В них функционирует единое образовательное информационное пространство, базой которого, как правило, служит школьный сайт. Стоит отметить, что большое значение придается вопросам информационной грамотности как преподавателей, так и учащихся. Результатом внедрения ИКТ во все области школьной жизни выступает повышение качественных характеристик образовательного процесса. Необходимо отметить, что выпускники российских школ успешно продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Цели использования ИКТ

Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:

  • Иллюстративный материал для объяснения новой темы учащимся.
  • Инструмент для закрепления знаний, навыков и умений, а также для самостоятельной работы учеников.
  • Средство для проверки знаний школьников.
  • Помощь при оформлении работ творческого плана.
  • Средство, применяемое на стадии коррекции и непосредственно процесса обучения.
  • Инструмент для трактовки результатов посредством совершенствования дозировки материала для изучения, его систематизации, классификации.
  • Помощь при реализации возможностей учеников, носящих поисково-творческий характер.
  • Инструмент для систематизации и эффективного использования дополнительных знаний по тем или иным предметам.
  • Средство для качественной подготовки к олимпиадам по предметам.
  • Помощь в стимулировании самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.

Положение об инновационной деятельности в школе

инновационные подходы к деятельности школы

Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. Представленная бумага формируется на основе ФЗ "Об образовании в РФ", Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.

В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.

Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.

Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.

Что еще указывается в Положении

Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.

Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.

Целесообразно разобрать основные функции куратора:

  • Планирование инновационной деятельности в учреждении образования, а также привлечение по мере необходимости научных консультантов; осуществление контрольной функции, связанной с реализацией утвержденных инновационных образовательных программ (проектов).
  • Осуществление мониторинга реализуемых инновационных образовательных проектов.
  • Организация своевременного и достоверного информационного сопровождения реализации образовательных проектов; информирование родителей несовершеннолетних учащихся и других заинтересованных лиц касательно целей, задач, техник осуществления, а также результативности реализации программ.
  • Полноценное обеспечение соблюдения законных интересов и прав участников процесса образования.
  • Своевременное информирование вышестоящих структур о возникших проблемах, которые препятствуют осуществлению инновационной образовательной программы. Стоит помнить, что они могут стать причиной невыполнения инновационного проекта в сфере образования или календарного плана работ.

Заключение

анализ инновационной деятельности школы

Итак, мы рассмотрели понятие и определение инновационной работы в школе, ее направления, принципы, цели и задачи. Кроме того, изучили новые методики обучения и программы, рассмотрели соответствующее Положение, разобрали один из аспектов темы на конкретном примере.

В заключение следует отметить, что в настоящее время большинство российских школ отличаются надлежащим исполнением требований касательно организации инновационной деятельности. Среди основных направлений в данном случае целесообразно выделить принципиальное обновление содержания категории образования, внедрение инновационных педагогических методик и технологий, разработку инноваций в плане организации процесса образования, постановку интеллектуально-творческой работы учителей, организацию интеллектуально-творческих занятий учащихся, осуществление методической работы с преподавательским составом, реализацию инновационных педагогических программ и проектов, а также работу над формированием имиджа российских образовательных учреждений и благоприятной воспитательной среды.

В современных активно меняющихся условиях руководство любой школы должно помнить, что образовательное учреждение так или иначе испытывает острую необходимость в пересмотре привычной практики деятельности. Инновационная работа в школе, реализуемая педагогическим коллективом, предполагает обеспечение высокого уровня удовлетворенности качественными характеристиками образовательных услуг всех участвующих в учебно-воспитательном процессе; поступательное обновление образовательных технологий; повышение мотивации подростков к учебной работе; поддержание высоких стандартов осуществления кадровой политики, а также исполнение общественного (иными словами, государственного) заказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации в образовании являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельных учителей и преподавателей, так и целых коллективов.

Инновационная деятельность в образовании

Нововведения, или инновации, характерны для любой сферы профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации в образовании являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельных учителей и преподавателей, так и целых коллективов.

введение чего- л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа;

экон. (чаще мн.ч.) вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль;

Это понятие впервые появилось в научных исследованиях в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX в. возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х гг. и в последнее двадцатилетие в нашей стране .

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности ее реализации возлагает на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного

проекта предполагает решение следующих задач: повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления.

Инновационный характер образования призван обеспечить его конкуренцию с другими социальными институтами. В современной социально - экономической ситуации позитивная ориентация молодежи на получение образования представляется особо важной, для формирования ее следует использовать не только содержание, но и формы, технологии обучения. Развитие новых методов, форм образования становится насущной необходимостью. Говоря о повышении качества, доступности, эффективности образования, его непрерывном и инновационном характере, не следует забывать о том, что это важные факторы, обеспечивающие национальную безопасность России, рост благосостояния наших граждан.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и внедрение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств: нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр. Соответственно, развитие инновационных процессов можно рассматривать как способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

В образовательной деятельности принято выделять следующие виды инноваций:

внутрипредметные инновации: т.е. инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий;

общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например,

разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.;

административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;

идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Инновации в образовании внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в учебные программы и методики. Изменения могут коснуться характера педагогической деятельности, системы финансирования и оценки качества образовательных услуг.

В настоящее время назрела необходимость очередного поиска перспективных направлений развития образовательной системы. А это тем более актуально, поскольку система образования в настоящее время выживает главным образом за счет того запаса прочности, который был создан в советское время.

В литературе предлагается следующая классификация инновационных методов .

Метод портфолио (РеИЪгтапсе РогСТоМо ог РогЙоПс Аззеззтеп*:)

Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения

поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий- проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).

Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата,

выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения .

На современном этапе развития инновационной деятельности особое внимание уделяется качественному изменению личности учащегося. Главным методом достижения этой цели является внедрение в образовательный процесс новых, ранее не применявшихся методов

обучения. Это позволит студенту научиться работать с большим объемом информации, развить творческое мышление, открыть в себе какие

- либо новые способности. Инновационная деятельность очень важна именно тем, что позволит преобразовать все существующие практики в обществе.

С мнением В. В. Путина по поводу инноваций в образовании невозможно не согласиться. Действительно, сейчас в современном мире господствуют информационные технологии, представить процесс обучения студента в вузе без их использования уже невозможно. Задача преподавателя - использовать все возможные новые методы подачи материала, помочь студенту в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений. Следует организовывать процесс обучения на уровне взаимодействия студента с преподавателем, совместного рассуждения, совместной дискуссии, в которой преподаватель - равный партнер, направляющий советчик, а не наставник - назидатель. Будущее наших образовательных учреждений стоит именно за новыми, инновационными методами образования.

Читайте также: