Как должно проявляться уважение носителей власти к простым гражданам

Обновлено: 16.05.2024

Каждый человек должен высказывать своё мнение об обществе, в котором он проживает. Разнообразие мнений позволяет увидеть, что из себя представляет страна и как живут в ней люди. По гражданской позиции и её проявлению можно определить, на каком уровне находится развитие права в государстве. Но далеко не везде высказывать свою позицию безопасно.

Что такое гражданская позиция

Для того чтобы разобраться в гражданской позиции, нужно определить, что вообще это означает. Позиция — это качества человека как индивида, выражающиеся в его отношении к себе и окружающей действительности. Также позиция включает в себя поведение человека для реализации его целей.

Позиция по самым разным вопросам формируется на основе многих факторов: на одни вопросы человек отвечает на основе профессиональных взглядов, на другие — на основе опыта и так далее. Но главное, что индивид может выразить свою позицию, а другие люди могут быть с ней согласны или не согласны, что порождает дискуссию для выявления истины.

Гражданская позиция — это взгляды человека на функционирование общества, в котором он проживает, а также определение своей роли в этом обществе.

Некоторые люди полагают, что выражать своё мнение по вопросам, в которых ты не разбираешься, глупо, и чаще всего так и есть. Но когда речь заходит о гражданской позиции и её высказывании, то нужно понимать, что все мы живем в обществе и имеем к нему непосредственное отношение.

Формирование и развитие

Гражданская позиция начинает формироваться с малых лет и может меняться на протяжении всей жизни. Особую роль на формирование оказывает образование, ведь именно оно помогает понять основы бытия и причины всех явлений происходящих в обществе. К тому же в процессе обучения человек примеряет на себя разные социальные роли, что позволяет развивать мнение о других людях.

Так как проявить свою гражданскую позицию несовершеннолетним, кроме как через высказывания, не получится, то опыт, полученный ими в школе, оказывает сильное влияние на будущее. Боязнь высказать мнение, которое отличается от мнения большинства, приводит к многим проблемам в будущем.

Гражданская позиция часто основывается на жизненном опыте человека, поэтому после её окончательного формирования она не становится монументальной, а изменяется. Это связано с получением нового опыта и изменением общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то вряд ли его слова будут объективны.

Активная гражданская позиция

Разобравшись с тем, что такое гражданская позиция и как она формируется, можно говорить о её активной составляющей. Активной считается только та позиция, которую человек проявляет осознанно, а именно сам желает и участвует в жизни общества.

Важна цель действий человека. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Индивиду необходимо идентифицировать себя как часть общества и осознавать, что может принести пользу обществу. Главное, чтобы при этом личные ценности соответствовали ценностям общественным.

Почему важна активная позиция

Очевидно, что если граждане не стараются проявить свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. И речь идёт не только о самых высших чинах, но и о местной власти. Конечно, многие скажут, что в этом нет смысла и всё уже решено.

Такая позиция строится на мысли о том, что государственная власть незыблема и нерушима, а повлиять на неё обычный человек не в состоянии. Но дело в том, что во власти нет единства, на политической арене люди сбиваются в недолговечные альянсы и выступают друг против друга. Такая ситуация свойственна всем политическим режимам, и даже в самом полицейском государстве несменяема лишь верхушка.

Да, голос одного человека не сможет повлиять на целую страну, но вот голос миллионов — запросто. Когда в стране происходят ужасные события, молчание общества приводит к повторению этих событий.

Самое сложное при этом — следить за событиями, которые происходят в стране. Часто в государствах, где не очень ценят больно умных граждан, многие СМИ подконтрольны власти и освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии.

Как проявить свою гражданскую позицию

Нельзя молчать, когда тебя что-то не устраивает. Человеческое общество устроено так, что если найдётся хотя бы один, кто возмутится происходящему, то его поддержат остальные. Многие люди при этом бояться того, что за их слова им придётся расплачиваться, — на это и делает ставку власть. Страх перед порицанием останавливает большинство людей, даже если они точно видят проблему.

Самым простым способом показать свою позицию являются социальные сети. Там можно высказаться и при этом найти солидарных с тобой людей или привлечь к проблеме остальных. Более резонансным будет организация и участие в массовых шествиях — такие действия оказывают наибольшее влияние. Отдельно стоят направленные к органам власти обращения и петиции.

Почему наши власти постоянно стремятся во всем унизить и обделить простой народ?

Известно, что в Норвегии люди живут благополучно, довольны своим Королем, довольны жизнью! Называют свою систему социализмом, хотя это точно не привычный нам Советский социализм! В нашем представлении у них все же и социализм присутствует и капитализм. Только там у них ещё и нефтяные доходы идут народу, и капиталисты предпочитают платить высокие налоги, чтобы и простой их Норвежский народ ни в чем не нуждался, и, чтобы самим можно было спать спокойно. Даже безработным помогают с жильём и с финансами, с медициной.

Откуда у наших чиновников такая откровенная жестокость к своему народу? Почему они не любят свой народ? Итак, в Норвегии получается, теперь есть все, то есть даже и Король Харальд 5, находящийся не в бегах, а там, где ему и положено быть, и капиталистический социализм и довольный состоятельный народ, а у нас нет ни Царя, нет никакого социализма, капитализм блатной и олигархический, а народ бедный, и недовольный жадной властью.

Зато у нас, правда, свои местные тролли есть. Все мы видим, как нагло, и агрессивно в социальных сетях распоясалась, свирепствует особая категория персонажей, коих окрестили троллями, то есть субъекты, сеющие и насаждающие среди нас в обществе атмосферу озлобленности, взаимной неприязни, напряжения, беспомощности, розни, взаимной ненавистности и ненависти.

Не секрет, что тролли использовались и используются в политических целях! И ведь, заметим, что никто этих ненавистных граждан совсем не трогает и не беспокоит, по большому счету. Правоохранительные органы делают вид, что этой проблемы по большому счету и не существует. Но может быть это такая установка властей не препятствовать созданию такой склочной атмосферы в обществе?

Давно известно, что Государственная Дума значительно больше заботится о благополучии богатых граждан, чем о населении с маленькими доходами, настойчиво требует всякого рода привилегий для депутатов. Например, для прохода в здание Госдумы предъявлять QR коды ни депутатам, ни работникам не надо.


Не так давно Государственная дума приняла наконец закон о повышении подоходного налога до 15% на доходы граждан свыше 5 млн рублей в год… хотя депутат Аксаков призывал и настаивал на повышении ставки налога для богатых до 35%: ""Дальше надо будет сделать ступенчатую шкалу налогообложения. В Америке до 50% доходит подоходный налог, с учетом федеральной ставки и региональной. Я думаю, нам до 50% не надо доводить, но, если мы доведем до 35%, это вполне нормально".

Уверен, что никто еще не забыл, как не так еще давно наше Министерство юстиции не постеснялось нагло выступить с инициативой использовать в официальном документообороте исключительно унизительного для нас понятие простолюдин." Пожалуй, такую попытку унизить людей прощать нельзя! И этой власти, способной унижать своих граждан, приговор уже вынесен! По сути, тогда Минюст объявил нам всем, что вместо социального государства отныне создается некое сословно-феодальное олигархическое образование.

Но новая власть в девяностые годы начала свою деятельность конкретно с другого, а именно с разделения людей на чужих и своих. Ведь именно эти власти отобрали у граждан возможность быть сособственниками своего национального богатства. Именно чиновники нашу общенародную собственность, по своему личному усмотрению предпочли, по сути, подарить для обогащения и присвоения узкой касте своих блатных приближенных.

А природные ресурсы власть вообще отдала в чужие руки, решив, что простой народ недостоин быть полноценным хозяином своей земли, разделив тем самым сразу людей на имущих и не имущих, обделенных.

Разве же так должны были поступить истинно патриотические власти, проводящие курс на демократию и свободу и независимость Отечества. Нет, не так они должны были делать. Тем не менее чиновники от власти сделали подлый свой выбор, чтобы, согласно звериной индивидуальной психологии шариковых, отобрать все у своего народа и присвоить себе и своему окружению.

Но чтобы окончательно разобщить народ необходимо было утвердить в постсоциалистическом обществе вполне конкретную мораль, что плевать на всех, и что все то, что сегодня мне лично выгодно, то и нравственно. Выводы такой морали слишком очевидные. Согласно этому основополагающему принципу людям должно быть безразлично, что важно для общества, страны, для жизни и здоровья другого человека! Более того по этой логике получалось, что раз человеку лично что-то было надо, например, присвоить или отобрать понравившуюся мне вещь, то он так и должен был сделать.

Для нашего народа такой безнравственный принцип просто убийственный, а потому и неприемлемый. Мы конечно же отмечаем, как настырно наши правящие чиновники всегда подчеркивают свою личную близость и причастность к кругу, так называемых успешных граждан, как они прославляют постоянно, так называемых, успешных людей. При этом чиновники эти лучше нас с вами представляют цену тому, как была достигнута их, так называемая, успешность, что за этим и успехами миллионы обездоленных людей, миллионы погибших, отверженных и несчастных жизней.

Таким образом, чиновники от власти демонстрируют обществу свое презрительное отношение к простым гражданам, по их мнению, являющимися аутсайдерам и неудачникам. А это и есть конкретное навязывание народу исключительно опасных, вредоносных и аморальных ценностей, а именно, что не честность, не порядочность, не подвижничество, глубокие знания и труд делают человека успешным, а корысть, лукавство, воровство и жульничество!

Нам с вами умышленно и, надо признать, весьма успешно, вбивают в головы и навязывают всячески убеждение, что человек человеку может быть только волк.

Зачем некоторые силы у нас в стране пытаются активно противопоставлять различные национальные этнические группы друг другу, и сеять между нами рознь, недоверие, вызывать озлобленность, отчуждение, взаимную подозрительность и нетерпимость, то есть пытаются откровенно противопоставить нас друг другу, пытаются нас всех рассорить?

Власть демонстрирует отсутствие самой насущной потребности, в принципе, прислушиваться к народу, и не готова адекватно воспринимать мнение народа. И Николай Второй в своё время тоже не желал прислушаться к мнению народа и считал себя умнее всех, правым во всем и непогрешимым.

И, кстати, так может быть враги русского народа нашим властям вовсе и не враги, в действительности, а точно партнеры? Прошу, друзья, высказать своё мнение, возможно ли и как нам стать своими для этой власти. чтобы власти полюбили свой народ, а не притесняли и не унижали!


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: