Как продлить сертификат медицинской сестры в 2021 году в казахстане

Обновлено: 16.05.2024

Поскольку статья объемная и касается различных категорий медицинских работников – от выпускников до действующих врачей-специалистов, мы сделали содержание по разделам, которым вы можете воспользоваться ниже:

1. Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

2. Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

Начнем с того, что пунктом 2 Приказа № 327н до 1 января 2021 года установлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста (в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу данного приказа). По этому поводу существует две противоположные точки зрения:

Какая же точка зрения верная?

Следовательно, если мыслить по аналогии, то Приказ Минздрава № 327н также установил запрет (приостановление, отсрочку) получения сертификатов и свидетельств об аккредитации.

Единственный источник, в котором нам удалось найти подтверждение второй позиции, это Википедия и некоторые юридические словари. В частности, в Википедии со ссылкой на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждается, что мораторий — это право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке.

В конце концов, если исходить из той логики, что Минздрав не планировал устанавливать запретов и на самом-то деле хотел предоставить медицинским работникам и образовательным организациям право на прохождение/проведение сертификации или аккредитации, то он скорее всего не стал бы вводить пункт о моратории, а просто продлил бы действие сертификатов и уточнил, что свидетельства об аккредитации будут выданы позже.

Поэтому все указывает на то, что Минздрав до конца года ввел не что иное как запрет на получение сертификатов и свидетельств. Отсюда назревает следующий вопрос:

3. Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?

Де-юре, мораторий установлен только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации. Это значит, что проводить процедуру сертификации и аккредитации пока можно. В чем же смысл такого моратория?

Но в таком случае не совсем ясно почему мораторий также касается сертификатов специалиста? С ними совсем иная история, нежели со свидетельствами. Напомним, что сертификаты оформляются самими образовательными организациями и проблем с их заполнением и выдачей быть не должно.

Можно предположить, что Минздрав исходил из того, что сертификат выдается через 10 дней после сдачи сертификационного экзамена (пункт 30 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (далее – Порядок выдачи сертификата № 982н)). Следовательно, провести экзамен сейчас, а выдать сертификат условно через год, де-юре нельзя. Поэтому и сертификацию проводить никто не станет. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, нарушение обозначенного срока не влечет недействительность сертификатов. Более того, за выдачу сертификатов с задержкой не предусмотрено какой-либо специальной ответственности. В конце концов, аналогичная норма есть и для свидетельства об аккредитации, которое, напомним, должно выдаваться не позднее 30 календарных дней с момента прохождения аккредитации (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (далее – Порядок выдачи свидетельства № 352н)). Тем не менее, это не мешает самому же Минздраву нарушать указанный срок.

Есть еще другой вариант, более простой – авторы текста Приказа № 327н просто ошиблись. Этот вариант, хоть и кажется на первый взгляд смешным, но все-таки является вполне реальным, ведь Приказ явно готовился в спешке. В таком случае в ближайшее время в него могут внести изменения, которые расширят мораторий не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но и на сами процедуры сертификации и аккредитации. Однако в этой ситуации потребуются также и изменения в другие подзаконные нормативные акты. В частности, в Порядок приема в ординатуру, согласно которому условием поступления в ординатуру является прохождение аккредитации специалиста (об этом подробнее читайте далее).

В общем, как бы там ни было, пока логика Минздрава не совсем ясна, а попытки ее понять – это не более, чем гадание на кофейной гуще. Мы лишь можем констатировать тот факт, что де-юре проводить сертификацию и аккредитацию пока что можно, а отсюда вытекает следующий вопрос:

4. Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования. При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).

Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления . Приведем аргументы:

К слову, мы уже направили соответствующий запрос. Чтобы не пропустить ответ, подписывайтесь на нас в социальных сетях. Это можно сделать по следующим ссылкам: ВКонтакте, Facebook и Telegram.

В конце концов, спешить некуда, ведь действие сертификатов, которые истекают в этом году, продлено на 12 месяцев. Однако в этом случае есть еще как минимум два нюанса. Рассмотрим их в следующих разделах.

5. Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял

Неизвестно, специально ли, но Минздрав, продлив действие некоторых сертификатов специалиста, забыл об обязанности 1 раз в 5 лет проходить повышение квалификации.

Напомним, что данная обязанность закреплена в ряде профстандартов медицинских работников, в пункте 4 Порядка обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, а также является одним из квалификационных требований , указанных в Приказах Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и Приказе Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.

Таким образом, если вовремя не пройти повышение квалификации, медицинский работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, и, следовательно, не будет иметь права на осуществление медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации в соответствии с Приказом № 327н (напомним, что условием допуска к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации является, в том числе, соответствие квалификационным требованиям, а они, как мы указали выше, предусматривают повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет).

6. Что делать тем, у кого сертификат специалиста истек раньше 6 апреля и на кого продление срока действия сертификата не распространяется?

  • Наличия документов об образовании и (или) квалификации , подтверждающих получение образования по медицинской специальности;
  • Соответствие полученного образования квалификационным требованиям (это вышеупомянутые Приказы Минздрава № 707н и 83н).
  • Диплом о среднем профессиональном образовании;
  • Диплом о высшем образовании;
  • Диплом об окончании ординатуры;
  • Документ о повышении или присвоении квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (удостоверение о ПК, диплом о профессиональной переподготовке).

Таким образом, специалисты как с высшим, так и средним медицинским образованием смогут легально работать по своей специальности на основании вышеуказанных документов об образовании без наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации (при условии фактического соответствия уровня образования специалиста Приказам № 707н или № 83н).

К слову, аналогичный вывод касается и тех, кто в этом году заканчивает ординатуру . Между тем, в профсообществе сложилась иная точка зрения , согласно которой вышеуказанные документы об образовании не свидетельствуют о получении образования по медицинской специальности . В связи с этим якобы медицинские работники с истекшими сертификатами и те, кто окончит ординатуру, в следующем году смогут устроиться только на должность врачей-стажёров. Однако данная позиция юридически неверна и далее объясним почему.

* Судя по комментариям в социальных сетях, больше всего вопрос допуска к работе волнует именно лиц, окончивших ординатуру. Однако дальнейшие выводы в равной степени относятся и к выпускникам ВУЗа , которые планировали работать на врачебных должностях в первичном звене, и к среднему медицинскому персоналу , с учетом соответствующих квалификационных требований (например, для работы на должностях среднего медицинского персонала без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации допуском будет являться диплом о среднем образовании).

  1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих , допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:а) по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности .

Сначала рассмотрим аргументы наших коллег о том, почему данный пункт не распространяется на лиц, окончивших ординату, а позже приведем свою позицию.

Итак, основной аргумент заключается в том, что специалисту необходимо предоставить документы об образовании, подтверждающие получение образования по медицинской специальности , перечисленной в Приказе Минздрава № 700н или 176н.

При этом, диплом о высшем или среднем образовании, равно как и диплом об окончании ординатуры выдается по специальностям, указанным в Приказах Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061 и от 29.10.2013 № 1199. Условно назовем данные специальности образовательными или учебными .

Названия медицинских специальностей (по Приказам № 700н и 176н) и образовательных специальностей часто очень похожи, но есть и некоторые отличия. Однако сейчас не об этом. Фактически, мы получаем следующую ситуацию:

Если таких документов не существует, то каким же тогда образом все это время выдавались сертификаты специалиста? Давайте посмотрим в Порядок выдачи сертификатов специалиста, утвержденный Приказом Минздрава № 982н. Цитируем пункт 5:

Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее — условия и порядок), являются:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам .
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной итоговой аттестации…

Обращаем внимание на первое условие, где сказано о документах, подтверждающих соответствие образования квалификационным требованиям. Как следует из сноски, такие требования утверждены в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, который как раз и устанавливает требования в разрезе медицинских специальностей , установленных Приказом № 700н.

  • Наличие документов , подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности, перечисленной в Приказе № 700н (кстати, примерно такая формулировка и была в первой редакции Приказа № 982н).

Далее в пункте 15 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом № 982н, указано, что для сдачи сертификационного экзамена специалисты в том числе предоставляют диплом о высшем (среднем) образовании, диплом об окончании ординатуры и т.д. Это лишний раз подтверждает вывод о том, что в Приказе № 327н речь шла именно об этих документах.

К слову, одним из условий зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) также является « наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (пункт 9 Приложения к Приказу Минздрава от 03.08.2012 № 66н).

Что же получается, ДПО все это время также не могло проводиться, так как не существовало документов, подтверждающих получение образования по медицинской специальности?

Кстати говоря, здесь мы подобрались к самому важному вопросу, а именно к глобальному пониманию сути сертификации и аккредитации.

Почему после окончания ВУЗа и ординатуры можно работать врачом-специалистом?

В свою очередь, смысл Приказа № 327н была в том, чтобы позволить в период коронавируса специалистам не подтверждать свое соответствие медицинской специальности. Именно этот этап допуска и был упразднен в условиях эпидемии коронавируса.

В приказе № 327н говорится о том, что на данный момент специалистам достаточно подтвердить тот факт, что им было предоставлено все образование, необходимое для работы по медицинской специальности , и объем этого образования соответствует квалификационным требованиям по этой же специальности.

Тут мы снова возвращаемся к тому, что диплом о высшем (среднем) образовании и диплом об окончании ординатуры свидетельствуют о получении образования по специальностям Минобрнауки, а не по медицинским специальностям. Однако это не так.

Диплом о высшем образовании по образовательной специальности + Диплом об ординатуре по образовательной специальности = Соответствие объема образования медицинской специальности

Приказ № 327н вопреки заблуждениям не требует предоставить документы , в которых бы была ссылка на получение образования по специальности из Приказа № 700н. Это все домыслы и совершенно неверная трактовка законодательства, которая противоречит смыслу и духу Приказа № 327н.

Говорить, что диплом о высшем образовании и диплом об окончании ординатуры не подтверждают соответствие образования медицинской специальности НЕ ВЕРНО . Верно, что данные дипломы выдаются не по медицинским, а по образовательным специальностям , но именно это и подтверждает, что образование специалиста соответствует медицинской специальности , так как требованием к получению медицинской специальности является прохождение образования по специальностям Минобрнауки.

Таким образом, совершенно очевидно, что выпуск 2020 года сможет работать на должностях среднего медицинского персонала, а также на должностях врачей-специалистов (а не врачей-стажеров) при условии, что ОБЪЕМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ соответствует тем требованиям, которые указаны для соответствующей медицинской специальности в Приказах Минздрава № 707н и № 83н.

8. Смогут ли лица, окончившие медицинский ВУЗ, в 2020 году поступить в ординатуру?

В связи с введенным мораторием на выдачу свидетельств об аккредитации у многих возникает вопрос смогут ли они в этом году поступить в ординатуру? Ответ – смогут.

На сегодняшний день, если в Приказ № 327н не будет внесено изменений, то проблем с поступлением быть не должно. Несмотря на мораторий на выдачу свидетельств, сама процедура аккредитации не отменена (об этом см. выше). Поэтому фактически, для таких лиц ничего не меняется. Они по-прежнему будут проходить первичную аккредитацию, только вместо свидетельства получат выписку из протокола аккредитационной комиссии, которая, как мы указали выше, при поступлении в ординатуру является альтернативой свидетельству.

Кстати говоря, свидетельства об аккредитации каждый год выдают с задержкой (некоторым выпускникам их до сих пор не выдали), и выпускники прошлых лет спокойной поступали в ординатуру не основании выписок из протокола.

Заключение

В заключение отметим, что Приказ № 327н вступит в силу только через 2 дня – 26 апреля 2020 года. Следовательно, его еще могут изменить или вовсе отменить. Поэтому внимательно следите за нашими обновлениями.

UPDATE: Приказ вступил в силу без изменений. Однако он по-прежнему вызывает некоторые вопросы, поэтому вполне вероятно, что Минздрав еще будет вносить изменения в Приказ или иные подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие допуск медицинских работников к профессиональной деятельности в 2020 году. Мы будем держать руку на пульсе и информировать обо всех изменениях в наших соцсетях.

Также мы направили запросы в Минздрав с просьбой разъяснить некоторые спорные положения Приказа и, в частности, подтвердить нашу позицию о возможности допуска специалистов после окончания ординатуры к должности врача-специалиста. После получения ответа Минздрава, мы опубликуем его в наших соцсетях. Чтобы не пропустить его и оставаться в курсе всех событий, подписывайтесь на нас во ВКонтакте, Facebook и Telegram.

Институт профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, введенный в практику с 23 июля 2021 г., является одновременно и новеллой законодательства, и аналогом ранее существовавшей системы присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинских работников. Порядок и условия проведения профессиональной аттестации отражены в Инструкции N 70 и существенно не отличаются от предыдущих подходов и требований, применяемых при присвоении квалификационных категорий. Вместе с тем Инструкция N 70 содержит ряд новых норм, которые рассмотрим ниже.

Аттестация проводится на присвоение или подтверждение второй, первой и высшей квалификационной категории, при этом присвоение квалификационных категорий осуществляется последовательно (п. 18 Инструкции N 70). Имеются немногочисленные исключения из этого правила, изложенные в п. 24 Инструкции N 70, которые касаются работников, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности и внесших большой вклад в развитие отрасли. Срок действия квалификационной категории — 5 лет (ч. 2 п. 4 Инструкции N 70).

Аттестация подразделяется на обязательную, а также на проводимую по инициативе работника и по инициативе руководителя организации.

Обязательная аттестация проводится:

— для присвоения второй квалификационной категории;

— подтверждения квалификационной категории (ч. 1 п. 19 Инструкции N 70).

Установлен перечень лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации (ч. 2 п. 19 Инструкции N 70), как правило, это лица, длительно не работавшие по уважительным причинам, беременные женщины и работники, проработавшие в соответствующей должности служащего менее года. В случае отказа работника от прохождения обязательной аттестации, отсутствия у работника необходимого объема времени профессиональной подготовки по вине работника руководитель организации (индивидуальный предприниматель), в которой (у которого) работает работник, направляет аттестационные документы в аттестационную комиссию (аттестационную подкомиссию) для принятия решения о снижении (отмене) квалификационной категории (ч. 3 п. 26 Инструкции N 70).

По инициативе работника проводится аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории или подтверждение действующей квалификационной категории (ч. 2 п. 6 Инструкции N 70). Этот вид аттестации можно отнести к плановому. В таком случае работник обращается в кадровую службу организации (к индивидуальному предпринимателю), в которой (у которого) он работает, с заявлением о подготовке аттестационных документов (ч. 2 п. 26 Инструкции N 70).

Руководитель организации инициирует аттестацию на присвоение работнику второй квалификационной категории, а также на подтверждение квалификационной категории в отношении работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям. Это внеплановая аттестация, которой не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет (ч. 3 п. 6 Инструкции N 70).

Квалификационные категории медработникам присваиваются последовательно по каждой занимаемой должности. Определен минимальный объем рабочего времени занятого работника, при котором категория сохраняет действие, а работник допускается к аттестации на ее подтверждение: аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории могут проходить лица, работающие по основной должности служащего, в том числе на условиях неполного рабочего времени (не менее 0,25 ставки), а также работающие на условиях совместительства не менее, чем 0,25 ставки (ч. 2 п. 7 Инструкции N 70).

Для присвоения квалификационной категории работнику необходимо иметь установленные для каждой категории:

— стаж работы по специальности;

— объем времени профессиональной подготовки (ч. 1 п. 21 Инструкции N 70).

Требования к стажу работы по специальности и объему времени профессиональной подготовки для присвоения квалификационной категории медицинским работникам

Категория Требуемый стаж работы по специальности Требуемый объем времени профессиональной подготовки
для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием
Вторая Не менее 3 лет Не менее 100 часов Не менее 50 часов
Первая Не менее 6 лет и время работы во второй квалификационной категории не менее 3 лет Не менее 160 часов Не менее 80 часов
Высшая Не менее 9 лет и время работы в первой квалификационной категории не менее 3 лет Не менее 160 часов Не менее 80 часов

В объем времени профессиональной подготовки наряду с традиционными формами обучения включено участие в образовательных мероприятиях, проводимых с использованием современных технических средств обучения в удаленном доступе и дистанционных технологий, организуемых в целях совершенствования профессиональных знаний, в том числе по инициативе медицинских, фармацевтических общественных объединений, подтвержденное сертификатом участника (ч. 2 п. 23 Инструкции N 70).

Для аттестации на подтверждение квалификационной категории установлены новые требования по объему профессиональной подготовки: для работников с высшим медицинским образованием — не менее 160 часов, для работников со средним специальным медицинским образованием — не менее 80 часов.

Новым является требование для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием, претендующих на высшую квалификационную категорию или для подтверждения высшей квалификационной категории, наличия за последние 5 лет не менее одной публикации или выступления на съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, проводимых в целях совершенствования профессиональных знаний. Для этой же цели засчитываются документы:

— о проведении мастер-классов или о внедрении новых методов оказания медицинской помощи, освоении новых технологий в фармацевтической промышленности;

— о назначении аттестуемого руководителем врачами-интернами, провизорами-интернами, резидентами-ординаторами, аспирантами, докторантами (ч. 2, 3 п. 21 Инструкции N 70).

Обязательным условием для присвоения (подтверждения) квалификационной категории является освоение содержания образовательных программ повышения квалификации по специальности в соответствии с занимаемой должностью служащего в количестве не менее 80 часов, а для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием — не менее 40 часов (ч. 4 п. 23 Инструкции N 70).

Подготовку документов для аттестации обеспечивает совместно с работником кадровая служба организации. Кроме того, кадровая служба занимается вопросами, содержащимися в ч. 1 п. 26, п. 27 Инструкции N 70.

Одним из важных документов, представляемых в аттестационную комиссию, является отчет о профессиональной деятельности.

Требований к объему отчета о профессиональной деятельности не установлено. Инструкцией N 70 не предусмотрено получение заключения на отчет главного специалиста главного специалиста Минздрава, главного управления по здравоохранению областного исполнительного комитета (комитета по здравоохранению Мингорисполкома), органа управления здравоохранением ведомственных организаций здравоохранения, в полномочия которого входит ведение данного направления деятельности. Ранее наличие такого заключения было обязательным.

Аттестационные комиссии присваивают или подтверждают квалификационные категории по результатам:

— экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности;

— сдачи работником аттестационного экзамена (ч. 1 п. 29 Инструкции N 70).

Таким образом, аттестация проходит в два этапа, однако высшая квалификационная категория подтверждается работнику по результатам экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности без проведения аттестационного экзамена (ч. 5 п. 29 Инструкции N 70).

По результатам аттестации аттестационной комиссией (аттестационной подкомиссией) принимается одно из следующих решений:

— присвоить (подтвердить) квалификационную категорию, по которой работник проходит аттестацию;

— отказать в присвоении квалификационной категории;

— не подтвердить и снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (для первой и высшей квалификационной категории);

— отменить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (ч. 1 п. 30 Инструкции N 70).

Решение аттестационной комиссии (аттестационной подкомиссии) не позднее 10 рабочих дней со дня заседания утверждается соответствующим приказом, копия которого в течение 5 рабочих дней направляется в организацию (индивидуальному предпринимателю), работник которой проходил аттестацию (п. 32 Инструкции N 70).

Изменился порядок обжалования решений аттестационных комиссий. Аттестуемый имеет право обжаловать вынесенное решение в республиканскую аттестационную комиссию в течение 1 месяца со дня ознакомления с приказом (п. 37 Инструкции N 70). Ранее необходимо было обращаться в вышестоящую аттестационную комиссию по подчиненности.

Таким образом, установленный порядок профессиональной аттестации позволяет оценить уровень теоретической и практической подготовки работников, повысить ответственность работников за выполнение профессиональных обязанностей, стимулировать профессиональный рост работников.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Информационный бюллетень о ситуации с распространением заболеваний, вызванных новым коронавирусом

Для устройства на работу необходимо пройти нострификацию (подтверждение иностранных документов об образовании). Подтверждение в России диплома об образовании, полученного за границей, или проведение его нострификации, является обязательной процедурой, особенно в случаях поступления на работу в государственные и муниципальные учреждения, а также в коммерческие организации, деятельность которых лицензируется государством (образовательная, медицинская и иные сферы деятельности).

Признание иностранных документов об образовании на территории РФ (нострификация) осуществляется на основании следующих правовых актов:

- Конвенции , отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961 (вступила в силу для России 31.05.1992);

- Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании«;

- Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании« (далее — Закон N 125-ФЗ);

- Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 810 «О предоставлении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки полномочий на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации« (ред. от 01.02.2005).

Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании утвержден Приказом Минобрнауки России от 14.04.2009 N 128. Согласно п. 3 Порядка N 128 государственную функцию по признанию и установлению в РФ эквивалентности документов об образовании исполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Ее деятельность осуществляется в соответствии с Административными регламентами, утвержденными Приказами Минобрнауки России от 08.12.2009 N 306 и от 08.12.2006 N 307 .

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) обладателя документа об образовании;

2) оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании;

3) оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) приложения к документу об образовании, если таковое предусматривается законодательством государства, выдавшего документ об образовании, с указанием пройденных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и их объема, других составляющих образовательного процесса;

4) переводы на русский язык документа об образовании и приложения к нему (при наличии), заверенные надлежащим образом.

Кроме того, нужно оплатить государственную пошлину за выдачу свидетельства о признании и об установлении эквивалентности документа иностранного государства об образовании, об ученой степени и ученом звании, которая согласно ст. 333.33 НК РФ в настоящее время составляет 4000 руб. (пп. 49 п. 1) .

Обладатель документа об образовании вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе иные документы об образовании и (или) квалификации, о допуске к профессиональной деятельности, практическом опыте. Данные документы представляются вместе с их переводами, заверенными надлежащим образом.

Оригиналы документов об образовании после принятия заявления возвращаются заявителю.

Рособрнадзор организует проведение экспертизы представленных заявителем документов, предметом и содержанием которой являются:

- определение соответствующего направления (специальности, профессии) и (или) уровня образования (квалификации), по которым возможно признание в РФ документа об образовании;

- сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения образовательной программы, по завершении освоения которой в иностранном государстве выдан документ об образовании (далее — иностранная образовательная программа), а также уровня образования (квалификации), которые он подтверждает, и примерных основных образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) соответствующего уровня;

- определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю документа об образовании в государстве, в котором выдан этот документ, правам, которые предоставляются соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации.

В случае выявления существенных различий в структуре и (или) объеме учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения иностранной образовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта (федеральных государственных требований) соответствующего уровня при проведении экспертизы определяются также дополнительные условия (дополнительное обучение, экзамены, квалификационные испытания и т.п.), выполнение которых обладателем документа об образовании компенсирует имеющиеся существенные различия.

Обратите внимание! Затраты на проведение экспертизы в целях подтверждения документов оплачиваются заявителем. Экспертиза проводится после представления заявителем копий платежных документов, подтверждающих внесение платы за ее проведение ( п. 8 Порядка N 128).

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:

1. О признании документа об образовании на территории РФ с предоставлением обладателю документа соответствующих академических и (или) профессиональных прав.

2. О признании документа об образовании в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) период обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки).

3. Об отказе в признании документа об образовании на территории РФ.

В случае принятия решения о признании документа об образовании на территории РФ Рособрнадзор оформляет свидетельство об установлении эквивалентности документа об образовании. Данное свидетельство оформляется на бланке, который имеет учетную серию и номер, изготавливается типографским способом и подлежит строгому учету, подписывается руководителем или заместителем руководителя Рособрнадзора, заверяется печатью с изображением Государственного герба РФ и выдается заявителю под роспись.

При принятии решения о признании документа об образовании на территории РФ только в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) периода обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки), заявителю выдается заключение на официальном бланке Рособрнадзора.

Решение об отказе в признании документа об образовании на территории РФ принимается в следующих случаях:

- представлен документ об образовании, который не признается в государстве, к которому принадлежит выдавшая его образовательная организация;

- заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;

- иностранная образовательная программа не может быть отнесена ни к одному из уровней образования и (или) направлений подготовки (специальностей, профессий), принятых в РФ, либо образование получено в форме, не предусмотренной в РФ для освоения образовательных программ такого уровня и направленности.

В этом случае Рособрнадзор направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа. Решение об отказе в признании документа об образовании на территории РФ может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Если представленные заявителем документы содержат недостоверную и (или) искаженную информацию, соответствующие сведения направляются Рособрнадзором в правоохранительные органы.

Согласно пунктам Положения о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49):

2. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития будет установлена эквивалентность образования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

3. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации после успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации, а также после получения в установленном порядке лицензии на занятие определенными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

4. Лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и подает заявление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Перечень документов:

2. Копия документа, удостоверяющего личность (паспорта);

3. Копия документа, подтверждающего смену фамилии, имени или отчества – в случае перемены фамилии, имени или отчества заявителя;

4. Копия документа об образовании (копия диплома об образовании (с приложением);

5. Копии документов о последипломном образовании и ранее выданных аттестатов и сертификатов;

6. Копия академической справки или программы подготовки по последипломному образованию;

7. Копия документа, содержащего сведения о предшествующей работе по специальности (трудовая книжка, или документ, ее заменяющий);

8. Фотографии 4х6 см черно-белые, матовые, без уголка (2 штуки).

5. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, получив указанное заявление, рассматривает вопрос о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Сертификат дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на всей территории Российской Федерации.

Выдача сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах


Сертификат на медсестру свидетельствует о достижении медработником уровня подготовки, необходимого для ведения самостоятельной медицинской или фармацевтической деятельности. С 2021 года процедуру сертификации медицинских работников упразднили.

В 2021–2022 году закончился медсертификат: что делать

Если у медсестры или медбрата истекает срок действия сертификата, медработник утрачивает право работать в лечебном заведении. Работодатель обязан отстранить специалиста, пока тот не соберется продлевать документ. По требованию ст. 69 закона № 323-ФЗ, для этого медработник проходит аккредитацию специалистов в сфере здравоохранения.

Вместо истекшего сертификата медицинской сестры, кандидат получает свидетельство — подтверждает соответствие занимаемой должности и восстанавливает право на работу. Срок действия свидетельства тоже 5 лет, но процедура получения значительно сложнее.

Можно ли получить новый медсертификат в 2021–2022 году в Симферополе

Приказ Минздрава № 334н с 2021 года полностью упразднил процедуру сертификации, чем усложнил жизнь медицинскому персоналу. Официально оформлять и продлевать сертификат специалиста больше нельзя. Документы с датой выдачи после 01.01.2021 нельзя считать действительными, они не дают права на ведение медицинской практики. Теперь получают свидетельства об аккредитации: собирают комплект документов, подтверждают сведения о работе и непрерывном обучении, набирают баллы, а потом обращаются в аккредитационный центр.

Но есть исключения: действие сертификатов медицинских сестер, выданных не позже 31.12.2020, продолжается до их полного истечения — на протяжении следующих 5 лет. Если вы успели получить медсертификат, выданный до 1 января 2021 года, сможете отсрочить аккредитацию и лишить себя связанной с этим головной боли до 2025 года.

Медработники, которые не успели оформить документ вовремя, могут купить сертификат медсестры с крайней датой выдачи 31.12.2020 года. Обычно такие документы изготовлены на официальных бланках Госзнака, их подлинность не вызывает сомнений. На их основании тоже можно продолжать работать без получения свидетельства об аккредитации.

Как получить сертификат медсестры в 2021–2022 году в Симферополе

Крайний срок для прохождения сертификации медработников истек 31 декабря 2020 года. Если вы не успели продлить сертификат до этой даты, можете заказать документ: пройти обучение, сдать экзамен и получить официальный медсертификат. Иных способов избежать аккредитации в 2022 году нет.

Документ действует 5 лет и освобождает от аккредитации до 2025 года, продлевать его больше не получится. Иных способов купить сертификат по сестринскому делу в 2021–2022 году не существует.

Что делать, если нет медсертификата

Если медработник не намерен завершать медицинскую практику, есть два варианта: пройти аккредитацию или обратиться в наш учебный центр.

В завершении обучения вам выдадут

Сертификат специалиста - страница 1

Диплом о профессиональной переподготовке - страница 1

Диплом о профессиональной переподготовке - страница 2

Диплом о профессиональной переподготовке - страница 3

Диплом о профессиональной переподготовке - страница 4

Как получить сертификат?

Согласуйте с менеджером длительность и стоимость курса. Если необходимо, можем составить для вас персональную программу.

Мы заполняем остальные бумаги и составляем договор на обучение. Вам нужно только подписать готовый договор и оплатить курс.

Вы получите персональный аккаунт с учебно-методическими пособиями. После изучения материалов вам необходимо сдать тестирование — пересдачи бесплатные.

Читайте также: