Кто осуществляет государственный лесопатологический мониторинг

Обновлено: 25.06.2024

На Минприроды России возлагается общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга. Данное Министерство является государственным оператором фонда данных экологического мониторинга.

Задачами единой системы экологического мониторинга являются:

регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, в том числе на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Росреестр) – в части государственного мониторинга земель (за исключением сельскохозяйственных земель);

отделом водных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижне-Обского бассейнового водного управления (Росводресурсы – в части государственного мониторинга водных объектов;

отделом геологии и лицензирования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Департамента по недропользованию по УрФО – в части государственного состояния недр;

управлением Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре (Роспотребнадзор) – в части санитарно-гигиенического мониторинга состояния среды обитания и ее влияния на здоровье населения.

Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – в части мониторинга объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания;

Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – в части государственного мониторинга атмосферного воздуха и поверхностных вод суши.

Государственная система наблюдений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (локальные системы наблюдений).

Участники государственного мониторинга обеспечивают организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды с целью достоверности и сопоставимости информации о состоянии окружающей среды.

Государственная наблюдательная сеть и территориальные системы наблюдений строятся по принципам комплексности и систематичности наблюдений, согласованности сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, в соответствии с масштабами природных процессов и явлений, антропогенной деятельности и с учетом потребностей экономики.

Специальный надзор может быть рекогносцировочными детальным в зависимости от методов и точности наблюдений и учетов.

Рекогносцировочный лесопатологический надзор - это визуальный дистанционный и наземный надзор за состоянием, поврежденностью (пораженностью) леса, численностью вредителей и развитием болезней леса. Он позволяет выявить случаи повреждения и усыхания леса на определенных маршрутах, проложенных с учетом прошлых повреждений, в местах потенциальных, возникающих и действующих очагов опасных вредителей и болезней леса и в насаждениях с нарушенной устойчивостью. Этот вид надзора проводят на специально отобранных маршрутах и участках насаждений, где были замечены, предполагаются или действуют очаги. Их наносят на схематическую карту и в специальную ведомость. Визуальный осмотр насаждений осуществляют в периоды наибольшего проявления признаков повреждения леса. Цель рекогносцировочного надзора - выявить степень поражения, повреждения, усыхания леса в поднадзорных участках, установить ориентировочный уровень численности насекомых или степень развития болезни, границы и площади очагов.

Рекогносцировочный надзор - наиболее гибкая и удобная форма контроля за появлением и распространением вредителей и болезней, так как он не требует больших затрат времени и сил и позволяет быстро выявить очаги вредителей и болезней, заметить тенденции изменения уровня численности и масштаба распространения вредных организмов. Рекогносцировочный надзор выполняют среднее и высшее звенья лесной охраны, инженер по охране и защите леса при участии или руководстве специалистов станций защиты леса.

Детальный лесопатологический надзор - это надзоре применением методов детального анализа состояния леса, учета плотности структуры и жизнеспособности популяции вредителей и установлением характера распространения и степени развития болезней леса на основании наземного выборочного обследования. Так же как и рекогносцировочный, детальный лесопатологический надзор устанавливают за определенными вредителями и болезнями или их комплексами. Для этого выбирают постоянные участки или маршруты, на которых проводят соответствующие наблюдения и учеты. Детальный надзор включает в себя, кроме наземных обследований, применение специальных технических и биологических средств - светоловушек, токсических и ловчих поясов, клеевых колец, феромонных ловушек и приманок с аттрактантами.

Специальный надзор дополняют данными лесопатологического обследования.

ПРОГНОЗ

Прогноз в защите леса - вероятностная оценка динамики численности вредителей и развития болезней леса для определения потенциальной угрозы предстоящего повреждения (поражения) или усыхания леса в их очагах. В последние годы возникла еще одна разновидность прогноза - прогноз изменения состояния леса под влиянием антропогенного воздействия, масштабы которого постоянно растут.

Сверхдолгосрочное (многолетнее) и долгосрочное прогнозирование основано на знании закономерностей динамики численности насекомых и развития болезней, особенностей биологии видов вредных организмов, взаимосвязей между живыми организмами и факторами среды. Необходимо при этом уделять внимание циклическим процессам в лесных экосистемах - периодически повторяющимся вспышкам массового размножения ряда насекомых-фитофагов, промысловых животных, смене растительных формаций, периодичности плодоношения и др. Цикличность объясняется повторяющимися макроциркуляционными процессами в атмосфере, солнечной активностью.

Пока еще нет единой теории использования гелиофизических предикторов для прогнозирования указанных выше явлений, хотя связь между ними и солнечной активностью обоснована большим и достаточно разнообразным материалом. Имеются два пути влияния солнечных агентов на экологические системы - прямой (через восприятие магнитного поля и космического излучения) и опосредствованный метеорологическими условиями.

Принципы прогнозирования массовых размножений насекомых для группы хвое- и листогрызущих насекомых с учетом зависимости их реакции от отдельных типов атмосферной циркуляции разработал А.И.Воронцов. А.И.Ильинский критерием долгосрочного прогнозирования считал единый комплексный агрометеорологический показатель, Б.В.Флеров использовал для этой цели дефицит влажности и В.И.Бенкевич - гидротермический коэффициент в сочетании с показателем жесткости зимы. Ю.П.Кондаков при прогнозе массового размножения сибирского шелкопряда использует интегральный показатель засушливости (ИПЗ), выраженный в баллах:

где Д - число засушливых декад за период с температурой выше 10°С, ГТКоб+ГТКо?—сумма гидротермических коэффициентов (ГТК) июня и июля.

Этот показатель характеризует продолжительность засушливого периода и определяется как число засушливых триад (трехдекадных периодов) при ГТК

Лесопатологический мониторинг — система оперативного и постоянного контроля за проявлением, распространением и развитием очагов энтомо- и фитопоталогий, за состоянием леса, поражением лесов воздействием природных и антропогенных факторов, с целью своевременного планирования и проведения лесозащитных мероприятий.

Программа мониторинга

Включает в себя: анализ состояния насаждений, популяций лесных насекомых и патогенов конкретной экологической обстановки, а также прогнозирование динамики численности насекомых, развития болезней леса и степени их воздействия на лесные биогеоценозы. Включает и принятие решений по сохранению лесной обстановки.

Систему лесопатологического мониторинга организуют сочетания дистанционного и наземного средства наблюдений за лесным фондом, а также с помощью автоматизированных средств и методов анализа, обработки, документирования и хранения информации, что многократно повышает качество и скорость мониторинга.

Дистанционный способ сейчас главным образом базируется на применение БПЛА, и системы спутниковой навигации.

Ссылки

Литература

  • Moiseev, BorisCase Studies on Measuring and Assessing Forest Degradation. Results of Pathological monitoring in Degraded Russian Forests. (англ.) // Forestry Department. Food and Agriculture Organization of the United Nations : Forest Resources Assessment Working Paper. — Working Paper, 2009. — С. 1—11.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лесопатологический мониторинг" в других словарях:

Лесопатологический мониторинг — 2. Лесопатологический мониторинг (далее ЛПМ) это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредными организмами и другими негативными воздействиями природного и антропогенного характера,… … Официальная терминология

Лесопатологический мониторинг — 1) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам в целях охраны и защиты лесов; порядок… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. М.о.с. включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха система наблюдений… … Большой юридический словарь

Мониторинг лесов — 1) составная часть системы мониторинга окружающей природной среды; 2) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г.) система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Государственный мониторинг окружающей среды — 1) функция экологического управления; 2) составная часть единой системы экологического мониторинга; 3) (для целей Федерального закона Об охране окружающей среды ) мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Лесной мониторинг — 1) составная часть Единой государственной системы экологического мониторинга в РФ; 2) информационная система для обеспечения оперативного слежения за изменениями состояния лесов, вызванными лесопользованием, природными и техногенными… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Усач чёрный пихтовый — Взрослый самец … Википедия

Обеспечение санитарной безопасности в лесах — система мероприятий, включающая: 1) лесозащитное районирование; 2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; 3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; 4) санитарно… … Экологическое право России: словарь юридических терминов


Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) - это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждениями (поражениями) лесонасаждений вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды, а также за динамикой этих процессов. Она необходима для раннего выявления неблагополучного состояния насаждений, оценки и прогноза развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценки и прогноза развития экологически неблагополучных ситуаций с целью обеспечения своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий.

Лесопатологический мониторинг является информационной основой государственного контроля санитарного состояния лесов и лесопатологической обстановки на территории лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд Российской Федерации. Он включает в себя систему сбора, хранения и использования лесопатологической информации. Целесообразность и необходимость ЛПМ определены статьей 56 Лесного кодекса РФ.

В настоящее время ЛПМ охватывает 14,1% всей лесопокрытой площади России. В первую очередь работы по ЛПМ проходили в зонах средней (22,6%) и сильной (53,4%) лесопатологической угрозы.

Лесопокрытая площадь 12 субъектов охвачена сетью лесопатологического мониторинга полностью, в семи субъектах лесопатологический мониторинг организован и ведется более чем на 80% площади, а в 17 субъектах работой по ЛПМ охвачено от 51 до 80% площади. В пяти субъектах, находящихся в основном в зоне слабой лесопатологической угрозы, ситуация контролируется по мере необходимости дистанционными методами.

При проведении работ применялись все методы ведения лесопатологического мониторинга. Изменение состояния лесных насаждений отслеживалось на постоянных пунктах наблюдения, заложенных по стратам или по углам виртуальной сети в районах действия международной программы ICP Forests.


Дополнительная информация о состоянии лесных насаждений была получена при проведении лесопатологической таксации на 1648 тыс. га. Наибольшее внимание было уделено насаждениям, поврежденным пожарами и ветром.

Массовые размножения вредных насекомых в ряде субъектов РФ привели к необходимости значительного увеличения объемов работ по учету численности вредителей (работы были проведены на площади 2077 тыс. га) и детальному надзору за состоянием популяций вредных насекомых.

Лесопатологический мониторинг экспедиционным методом осуществлялся в труднодоступных районах со сложной лесопатологической обстановкой на площади 4,5 млн га в четырех субъектах РФ. Работы проводились в основном в местах потенциальных и существующих вспышек массового размножения сибирского шелкопряда. Кроме того, наземные экспедиционные работы выполнены в насаждениях Московской области, в которых на значительных площадях наблюдается усыхание еловых насаждений как следствие засухи 2010 года и массового размножения короеда-типографа.

После анализа всех полученных данных было установлено, что в зоне ведения лесопатологического мониторинга на долю здоровых насаждений (средняя категория состояния - до 1,5) приходится 67,5% лесопокрытой площади. Насаждения с нарушенной устойчивостью (средняя категория состояния - от 1,5 до 4,5) составляют 31,9%. Утратили устойчивость насаждения (средняя категория состояния - более 4,5) на площади 563,5 тыс. га (0,6%).

При сравнении площадей распределения насаждений по группам устойчивости в 2011 году с данными за 2009 и 2010 годы установлено, что соотношение площадей насаждений по группам устойчивости достоверно не изменилось. Можно лишь говорить о том, что площадь устойчивых лесов несколько уменьшилась, а гибель насаждений в зоне ведения ЛПМ увеличилась с 0,2 до 0,6% от лесопокрытой площади, охваченной лесопатологическим мониторингом.

Анализ распределения площадей насаждений, утративших устойчивость по причине их гибели, показал, что наибольшее влияние на их состояние оказали пожары (73,7%). В то же время следует отметить, что влияние этого фактора несколько уменьшилось по сравнению с 2010 годом (80,2%). От пожаров наиболее пострадали леса Алтайского края и Челябинской области, площади, на которых отмечена гибель насаждений в этих субъектах, составила 126 и 113 тыс. га соответственно. Необходимо подчеркнуть, что последствия крупных пожаров оказывают негативное влияние на насаждения на протяжении нескольких лет, что подтверждает продолжающийся процесс распада насаждений, поврежденных огнем в Рязанской и Пензенской областях.

Вторая по значимости причина гибели насаждений (14,2%) - это неблагоприятные погодные и почвенные условия, на состоянии лесонасаждений продолжают сказываться последствия их повреждения от сильных ветров в 2009-2010 годах и суровой снежной зимы 2011 года. Более всего пострадали от воздействия этих факторов леса Московской области (15 тыс. га) - в результате снеголомов и ожеледи, а также леса Вологодской области (7,4 тыс. га) и Республики Башкортостан (11 тыс. га) - от ветровалов. Повреждения вредными насекомыми привели к гибели насаждения на площади 10,0% от всей площади погибших лесов. Следует отметить, что влияние этого фактора значительно возросло по сравнению с 2010 годом, когда показатель гибели от повреждения насекомыми составлял 1,7% от всей площади обследованных лесов. Наиболее значительные площади погибших насаждений отмечены в лесах Московской области - в результате деятельности короеда-типографа - и в Челябинской области - в очагах массового размножения листогрызущих насекомых.

За время ведения лесопатологического мониторинга скопился огромный объем информации о состоянии лесного фонда по годам. В прошлом году с целью повышения темпов обработки данных лесопатологической информации специалисты нашего учреждения создавали систему информационного обеспечения лесопатологического мониторинга. Эта система обеспечит накопление, хранение и обработку данных о лесопатологическом состоянии лесов Российской Федерации.

Разработано приложение для КПК, которое позволяет вводить информацию о лесопатологическом состоянии насаждений в память компьютера прямо на месте обследования, в лесу. Приложение позволяет использовать совместно навигационные, картографические программы и содержит необходимые лесопатологу справочники. Сделав необходимые расчеты средних показателей непосредственно в лесу, наш сотрудник может прямо на месте рекомендовать санитарно-оздоровительные мероприятия.

Внедрение новой программы для полевого сбора информации в электронном виде дало возможность начать работы по созданию программы, которая могла бы обеспечивать наполнение базы данных в системе государственного лесопатологического мониторинга. Приложение выполняет функции контроля целостности и корректности первичных материалов, проверку информации и ее загрузку в базу данных. Отдельный модуль запросов позволяет осуществлять расчет средних характеристик состояния насаждений и другие выборки из базы данных. Результаты лесопатологического мониторинга своевременно передаются в органы управления лесами в субъектах РФ.

Любовь Матусевич,
начальник отдела
организации ЛПМ Рослесфонда

Читайте также: