К какой правовой системе относится болгария

Обновлено: 04.07.2024

Конституция Болгарии закрепила принцип разделения властей. В соответствии со ст. 8 "государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную". Однако, если о Народном собрании прямо сказано, что оно осуществляет законодательную власть (ст.

62), а глава шестая, посвященная правовому статусу судебных органов, носит название "Судебная впасть", то применительно к исполнительным органам таких указаний почти нет (исключение составляет ст. 139 конституции, в которой сказано, что "органом исполнительной власти в общине является кмет"). Это не случайно, т.к. конституция наделяет рядом полномочий в сфере исполнительной деятельности Президента, Совет министров, министров, областных правителей и кметов. Парламент Болгарии (Народное собрание) состоит из 240 народных представителей со сроком полномочий в 4 года; в случае наступления состояния войны, военного или другого чрезвычайного положения во время или после истечения мандата Народного собрания, его полномочия продолжаются до отпадения этих обстоятельств. Компетенция Народного собрания нашла отражение во многих статьях конституции, но определяющее значение принадлежит ст.ст. 84, 85. Важнейшими полномочиями Народное собрание наделено в области законотворчества: в соответствии с п. 1 ст. 84 оно "принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы", в том числе и законы об изменении и дополнении конституции (ст. 153), за исключением тех статей, изменение которых относится к компетенции Великого народного собрания (см. далее). В финансовой сфере Народное собрание принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает на-логи и определяет их размер, дает согласие на заключение договоров о финансовых займах, ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые содержат финансовые обязательства государства. Народное собрание участвует в формировании правительства, может решить вопрос о недоверии правительству, создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению министра-председателя, избирает и освобождает от должности руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом. Народное собрание наделено также внешнеполитическими полномочиями: правом решать вопросы объявления войны и заключения мира; объявлять военное или иное чрезвычайное положение на всей территории страны или на части ее по предложению Президента или Совета министров; разрешать направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение их через нее; ратифицировать и денонсировать международные договоры, перечисленные в ст.

85. Народное собрание объявляет амнистию, учреждает ордена и медали и определяет официальные праздники. Структура и порядок деятельности Народного собрания определяются конституцией и Правилами организации и деятель-ности Народного собрания. Народное собрание - однопалатный орган. На первом заседании избираются председатель Народного собрания и его заместители, на которых возложены организационные функции. Из своего состава Народное собрание избирает постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в его деятельности и осуществляют от его имени парла-ментский контроль. В соответствии с принятыми в 1995 г. Правилами организации и деятельности Народного собрания созда-ются следующие постоянные комиссии: по труду, социальным и демографическим проблемам; по здравоохранению; по делам молодежи, спорту и туризму; по парламентской этике; по энергетике и энергетическим ресурсам; по доходам, расходам и имуществу политических партий; по борьбе с коррупцией; по развитию горных, полугарных и пограничных районов; по бюджету и финансам; по организации и деятельности государственных органов; по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и региональной политике; по внешней политике; по национальной безопасности; по правам человека и вероисповеданиям; по земледелию и лесам; по образованию и науке; по культуре; по делам радио и телевещания и Болгарского телеграфного агентства; по охране окружающей среды и водам и экономическая комиссия. Состав колеблется от 13 (комиссия по парламентской этике и комиссия по доходам, расходам и имуществу политических партий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальной безопасности) народного представителя. Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведения расследований. Партийные парламентские фракции в Болгарии носят название парламентских групп. Они играют большую роль в деятельности парламента и прежде всего в формировании правительства.

Для образования такой группы необходимо не менее 10 депутатов. Конституция Болгарии рассматривает народного представителя как представителя всей нации, а не только со-ответствующей избирательной единицы. "Связывание их (народных представителей - Г.А.) императивным мандатом является недействительным", - гласит ч. 1 ст. 67. Народные представители наделены парламентским иммунитетом и правом на вознаграждение. Конституция установила также принцип несовместимости деятельности народного представителя и нахождения на другой государственной службе или занятия другой деятельностью, которая по закону несовместима с положением депутата. Установлена возможность досрочного прекращения полномочий народного представителя в случае подачи Народному собранию заявления об отставке, вступления в сипу приговора суда (по которому назначено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление), установления неизбираемости или несовместимости, а также в случае смерти. Народное собрание постоянно действующий орган и, как гласит ст. 74 конституции, "оно само определяет время, в которое не заседает". Первое заседание Народного собрания открывает старейший по возрасту присутствующий депутат, на этом же заседании народные представители приносят присягу. Кворум составляет более половины членов палаты. Законы и другие акты Народное собрание принимает, как правило, абсолютным большинством голосов присутствующих, но для принятия решений по другим вопросам (изменение конституции, выражение недоверия правительству и др.) установлены другие правила. Правом законодательной инициативы наделен каждый народный представитель и Совет министров, причем просит госу-дарственного бюджета может быть подготовлен и внесен только последним. Законы принимаются в два голосования, которые проводятся на разных заседаниях. В порядке исключения Народное собрание может высказываться дважды на одном заседа-нии. Решения, декларации и обращения Народное собрание принимает в одно голосование. Конституция предусматривает возможность созыва Великого народного собрания.

Решение принимается Народным собранием большинством в 2/3 голосов от общего числа народных представителей. Великое народное собрание состоит из 400 депутатов, избранных в общем порядке. В компетенцию Великого народного собрания входит принятие новой конституции; решение вопроса об изменении территории Болгарии и ратификация международных договоров, предусматривающих такие изменения; решение вопросов об изменении формы государственного устройства и государственного управления; изменении норм, объявляющих конституцию высшим законом, а Ратифицированные и вступившие в силу международные договоры - частью внутреннего права страны с приматом перед нормами внутреннего законодательства в случае противоречия, неотменимости в отношении основных прав граждан и запрета на ограничения некоторых прав даже в случае войны, военного или другого чрезвычайного положения, а также главы IX об изменении и дополнении конституции и принятия новой конституции. Президент осуществляет власть в качестве главы государства (ст. 92). Поскольку Президент "олицетворяет единство на-ции", ему предоставлен ряд полномочий, позволяющих эффективно воздействовать на все три ветви власти. По отношению к Народному собранию Президент наделен следующими полномочиями: созыва на первое заседание вновь избранного Народного собрания, требовать созыва Народного собрания на заседания от председателя, роспуска Народного собрания в случае, если не достигнуто согласие об образовании правительства, назначения новых выборов, правом отлагательного вето. В пятнадцатидневный срок с момента принятия закона Народным собранием Президент должен опубликовать его, но может и вернуть на новое обсуждение. Повторное принятие закона осуществляется абсолютным большинством голосов всех народных представителей. Такой закон обнародуется Президентом в семидневный срок с момента получения. В сфере исполнительной деятельности Президент также наделен Целым рядом важнейших полномочии. Президент участвует в формировании Совета министров.

В соответствии со ст. 99 конституции после консультаций с пар-ламентскими группами Президент возлагает на кандидата в министры-председатели от наибольшей по численности парламентской группы обязанность по формированию правительства. Если данный кандидат не сможет в семидневный срок предложить состав Совета министров, то Президент возлагает эту обязанность на кандидата в министры-председатели от второй по численности парламентской группы. Если и в этом случае не будет предложен состав Совета министров, то Президент возлагает эту обязанность на кандидата в министры-председатели, выдвинутого какой-либо иной парламентской группой. Если состав правительства сформирован, то Президент предлагает Народному собранию избрать кандидата в министры-председатели. Если же согласие об образовании правительства не достигнуто, то Президент назначает служебное правительство, распускает Собрание и назначает новые выборы. В практике Болгарии уже имели место такие ситуации: после того, как все попытки сформировать правительство оказывались безуспешными. Президент назначает и освобождает от должности руководителей дипломатических представительств и постоянных пред-ставителей Республики Болгария при международных организациях (по предложению Совета министров) и принимает вери-тельные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей в стране. Как верховный главнокомандующий вооруженными силами, Президент назначает и освобождает высший командный со-став вооруженных сил. Президент определяет организацию служб при Президенте и назначает персонал. Президент возглавляет Консультативный совет по национальной безопасности, в состав которого входят: председатель Народного собрания, министр-председатель, министр обороны, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр финансов, начальник генерального штаба болгарской армии и по одному представителю от каждой парламентской группы. Этот совет обсуждает вопросы внешней и внутренней политики; принимает меры по обеспечению гражданского мира в стране, общественного порядка, прав и интересов болгарских граждан; предпринимает действия, направленные на пресечение или предотвращение возникновения угрозы для национальной безопасности.

На очередные заседания Совет собирается один раз в три месяца, внеочередные заседания проводятся в случае необходимости по инициативе Президента или при объявлении общей или частичной мобилизации, военного положения и в некоторых других случаях, прямо предусмотренных конституцией. Заседания Совета - закрытые. Кворум составляет 2/3 состава Совета. Президент объявляет общую или частичную мобили-зацию, в предусмотренных законом случаях заключает международные договоры, утверждает изменения границ и центров административно-территориальных единиц по предложению Совета министров. Конституция предоставила Президенту и некоторые полномочия в сфере личного статуса: награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, право на помилование, предоставления убежища. В Болгарии предусмотрен институт контрассигнатуры: значительная часть актов Президента скрепляется также подписью министра-председателя или соответствующего министра (ст. 102). Исключение составляют акты о назначении служебного правительства, предложение об образовании правительства, определении организации и порядка деятельности служб при Президенте и назначении персонала, назначении выборов и некоторые другие, прямо указанные в п. 3 ст. 102 конституции. Руководство внешней и внутренней политикой страны конституция возложила на Совет министров. В соответствии с п. 1 ст. 108 Совет министров состоит из министра-председателя, его заместителей и министров. Членами Совета министров могут быть болгарские граждане, отвечающие условиям избрания народными пред-ставителями. Конституция не содержит требования, чтобы они были депутатами Народного собрания, однако на них распространяется принцип несовместимости должностей и деятельности, установленный для народных представителей. Кроме того, в силу п. 2 ст. 113 для них могут быть установлены дополнительные ограничения. Правовыми формами осуществления Советом министров его полномочий являются постановления, распоряжения и реше-ния. Постановлениями Совет министров утверждает правила и распоряжения. Полномочия Совета министров прекращаются в результате выражения Народным собранием недоверия ему или министру-председателю; если принята отставка Совета министров или министра-председателя; в случае смерти министра-председателя. Совет министров подает в отставку перед вновь избранным Народным собранием, но исполняет свои функции до образования нового правительства. Министр-председатель координирует общую политику правительства, руководит ею и несет за нее ответственность. Министры руководят отдельными министерствами, если Народное собрание не решит иначе. Создание, преобразование и упразднение министерств п. 7 ст. 84 конституции относит к компетенции Народного собрания, причем осуществляется данное полномочие по предложению министра-председателя. Министры издают правила, распоряжения, инструкции и приказы. Министерства являются специализированными органами государственного управления в соответствующей сфере. Их пра-вовой статус регулируется Правилами организации и деятельности каждого конкретного министерства. Министерства осуще-ствляют важнейшие функции, позволяющие руководить отраслью хозяйства.

Государство на юге Европы, на Балканском полуострове.

Территория - 110,9 тыс. кв. км. Столица - г.София.

Население - 9 млн. чел., 85% - болгары.

Официальный язык- болгарский.

Традиционная религия - восточно-православное вероисповедание.

Болгарское государство возникло в VII в. С конца XIV в. до 1878 г. Болгария находилась под османским игом. Освобождена после поражения Турции в войне с Россией 1877-1878 гг. 15 сентября 1946 г. страна была провозглашена народной республикой, развивающейся по социалистическому пути. До 1991 г. у власти находилась Болгарская коммунистическая партия. В результате мирной революции 1989-1990 гг. в стране восстановлена многопартийная демократическая система.

Болгария - унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Общины входят в состав 8 областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская); статус области имеет и г.София.

Действующая Конституция Болгарии была принята седьмым Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Это четвертая болгарская Конституция, если вести отсчет от Тырновской (1879 г., 1947 г., 1971 г.).

Согласно Конституции Болгария - "республика с парламентским управлением". Фактически же это смешанная, парламентско-президентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Народному собранию (240 депутатов), избираемому по системе пропорционального представительства на 4 года.

принимает, изменяет и отменяет законы, в том числе статьи Конституции (ст.153), за исключением тех, изменение которых относится к компетенции особого учредительного органа - Великого народного собрания;

принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и определяет их размер, дает согласие на заключение договоров о финансовых займах, ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые содержат финансовые обязательства государства;

участвует в формировании правительства, может решить вопрос о недоверии правительству, создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению министра-председателя, избирает и освобождает от должности руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;

наделено правом объявлять войну и заключать мир; объявлять военное или иное чрезвычайное положение на всей территории страны или на части ее по предложению Президента или Совета министров; разрешать направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение их через нее; ратифицировать и денонсировать международные договоры, перечисленные в ст.85 Конституции;

объявляет амнистию, учреждает ордена и медали и определяет официальные праздники.

Народное собрание представляет собой постоянно действующий орган и, согласно ст.74 Конституции, "оно само определяет время, в которое не заседает". Кворум составляет более половины членов палаты. Законы и другие акты Народное собрание принимает, как правило, абсолютным большинством голосов присутствующих, но для принятия решений по другим вопросам (изменение Конституции, выражение недоверия правительству и др.) требуется квалифицированное большинство. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам и Совету министров.

По решению 2/3 членов Народного собрания может быть созвано Великое народное собрание в составе 400 депутатов, избранных в общем порядке.

В его компетенцию входит принятие новой Конституции; изменение территории Болгарии и ратификация международных договоров, предусматривающих такие изменения; изменение формы государственного устройства и государственного управления, а также некоторых других основополагающих норм Конституции.

Глава государства - Президент Республики, избираемый непосредственно народом на 5-летний срок. Президент олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгария в международных отношениях. Президенту в его деятельности помогает Вице-президент. Переизбрание обоих возможно только на один новый срок.

Президент созывает на первое заседание вновь избранное Народное собрание, обладает правом требовать от председателя его созыва, распускать Народное собрание в случае, если не достигнуто согласие об образовании правительства, назначать новые выборы, а также правом отлагательного вето. В 15-дневный срок с момента принятия закона Народным собранием Президент должен опубликовать его, но может и вернуть на новое обсуждение. Повторное принятие закона осуществляется абсолютным большинством голосов всех народных представителей. Такой закон обнародуется Президентом в 7-дневный срок с момента получения.

Важнейшей функцией Президента является участие в формировании Совета министров. В соответствии со ст.99 Конституции обязанность по формированию правительства Президент возлагает на кандидата в министры-председатели от наибольшей по численности парламентской группы. Если он в 7-дневный срок не предложит состава Совета министров, то Президент возлагает эту обязанность на кандидата от второй по численности парламентской группы (для третьей попытки Президент выбирает кандидата любой другой парламентской группы). Если состав правительства сформирован, то Президент предлагает Народному собранию избрать кандидата в министры-председатели. Если же согласие об образовании правительства не достигнуто, то Президент назначает служебное правительство, распускает Собрание и назначает новые выборы.

Президент назначает и освобождает от должности руководителей дипломатических представительств и постоянных представителей Республики Болгария при международных организациях (по предложению Совета министров), принимает верительные и отзывные грамоты.

Как верховный главнокомандующий вооруженными силами, Президент назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил, возглавляет Консультативный совет по национальной безопасности, объявляет общую или частичную мобилизацию. В предусмотренных законом случаях Президент заключает международные договоры, утверждает изменения границ и центров административно-территориальных единиц по предложению Совета министров.

В компетенцию Президента также входит награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, право на помилование, предоставления убежища.

Значительная часть актов Президента требует контрасигнатуры (скрепления подписью) министра-председателя или соответствующего министра. Исключение составляют акты о назначении служебного правительства, предложение об образовании правительства, определении организации и порядка деятельности служб при Президенте и назначении персонала, назначении выборов и некоторые другие, прямо указанные в п.3 ст.102 Конституции.

Высшим исполнительным и распорядительным органом власти в стране является Совет министров (правительство), состоящий из министра-председателя, его заместителей и министров.

Согласно Конституции Совет министров руководит внутренней и внешней политикой страны. Он обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, осуществляет общее руководство государственной администрацией и вооруженными силами.

Правовыми формами реализации Советом министров его полномочий являются постановления, распоряжения и решения. Постановлениями Совет министров утверждает правила и распоряжения министров.

Полномочия правительства прекращаются в результате выражения Народным собранием недоверия ему или министру-председателю; если принята их отставка; в случае смерти министра-председателя Совет министров подает в отставку перед вновь избранным Народным собранием, но исполняет свои функции до образования нового правительства.

Министр-председатель координирует общую политику правительства, руководит ею и несет за нее ответственность.

Процесс формирования современной правовой системы Болгарии начинается с освобождения страны от османского политического господства в 1878 г. Он ознаменовался принятием первой Конституции Болгарии - по месту работы Учредительного собрания, названной Тырновской конституцией, подписанной 16 апреля 1879 г., одного из основных документов, гарантирующих соблюдение самых прогрессивных и демократических принципов, доминирующих в Европе в XIX в.

15 сентября 1946 г. страна была провозглашена народной республикой, развивающейся по социалистическому пути. До 1991 г. у власти находилась Болгарская коммунистическая партия. В результате мирной революции 1989 - 1990 гг. в стране восстановлена многопартийная демократическая система.

Современная болгарская правовая система находится под влиянием двух важных факторов: демократизации и либерализации экономики страны, которая началась после падения коммунистического режима в 1989 г., с одной стороны, и интеграции Болгарии в ЕС - с другой. Болгарские правовая система развивалась на основе глубокой и строго контролируемой перестройки в целях обеспечения согласованности с деятельностью Сообщества. Страны ЕС подписали соглашение о присоединении 25 апреля 2005 г. в Люксембурге, а также определили предполагаемые даты присоединения Болгарии к ЕС - 1 января 2007 г. При присоединении к ЕС, законодательство Евросоюза должно стать неотъемлемой частью болгарской правовой системы.

§ 2. Государственное устройство

Болгария - унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Согласно Конституции (1991) Болгария - республика с парламентским управлением, единое государство с местным самоуправлением. В Болгарии недопустимы автономные территориальные образования. Ее территориальная целостность неприкосновенна. Политическая жизнь основана на принципе политического плюрализма.

В административном отношении Болгария делится на 28 общин. Общины входят в состав восьми областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская).

Наиболее крупные города: Пловдив, Варна, Бургас, Русе. Столица - София. Крупнейшие города: София (1384000 человек), Пловдив (379000 человек), Варна (315000 человек).

Община с органом самоуправления общинским советом - основная административно-территориальная единица, которая принимает годовые бюджеты и планы развития общины. Функции исполнительной власти в общине осуществляются кметом. Область - более крупная административно-территориальная единица, во главе которой стоит назначаемый Правительством областной управляющий со своей администрацией. Таким образом, осуществляется региональная государственная политика и обеспечивается сочетание национальных и местных интересов.

Конституция Республики Болгарии, принятая 12 июля 1991 г., устанавливает, что Болгария является республикой с парламентским правлением, что она правовое государство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны.

Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. "Вся государственная власть исходит от народа". Она осуществляется им непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции. Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан в выборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

"Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить осуществление народного суверенитета". Конституцией провозглашается принцип разделения властей: "Государственная власть в республике подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную".

Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные территориальные образования. Эта же статья предусматривает наличие в республике местного самоуправления.

Конституция устанавливает принцип политического плюрализма в организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан. Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим партиям.

В соответствии с принципом разделения государственной власти, ее законодательные полномочия отданы парламенту (Народному Собранию), исполнительную власть осуществляет Президент и Правительство (Совет министров).

Парламент - Народное Собрание - Республики Болгарии состоит из 240 депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Народное собрание является постоянно действующим органом законодательной власти и парламентского контроля.

Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе Конституции и принятого им регламента.

Народным представителем может быть избран дееспособный человек, достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного представителя. Закрепляется, что народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке. За исполнение своих обязанностей народные представители получают вознаграждение. Народные представители обладают депутатской неприкосновенностью.

Возглавляет Народное Собрание Председатель, имеющий также заместителя. Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации деятельности Собрания.

Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного Собрания и осуществляют от его имени парламентский контроль. Временные комиссии избираются для расследования и проверки.

Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей из 16 пунктов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторыми иными полномочиями.

Народное Собрание Болгарии:

1) принимает, дополняет и изменяет законы;

2) принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;

3) устанавливает налоги и определяет их размер;

4) назначает выборы Президента Республики;

5) принимает решение о проведении национального референдума;

6) избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его Председателя, имеет право выразить недоверие Правительству;

7) создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению Председателя Совета министров;

8) избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;

9) дает согласие на заключение договоров о государственных займах;

10) ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные договоры;

11) решает вопросы об объявлении войны и о заключении мира;

12) разрешает направление и использование болгарских Вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее;

13) объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению Президента или Совета министров;

14) объявляет амнистию;

15) учреждает ордена и медали;

16) устанавливает официальные праздники.

Правом законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и Совет министров.

Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов, как правило, в двух чтениях простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов.

Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15 дней со дня принятия.

По решению 2/3 членов Народного собрания может быть созвано Великое Народное Собрание в составе 400 депутатов, избранных в общем порядке. В его компетенцию входит:

- принятие новой Конституции;

- изменение территории Болгарии и ратификация международных договоров, предусматривающих такие изменения;

- изменение формы государственного устройства и государственного управления, а также некоторых других основополагающих норм Конституции.

Президент Республики Болгарии является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет государство в международных отношениях.

Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране.

Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом предельное время пребывания в должности - два срока подряд.

Президент не может быть народным представителем и исполнять другую государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в руководстве политической партии. Наряду с Президентом избирается вице-президент.

Президент обладает неприкосновенностью, но может быть принудительно отрешен от должности в случае длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого заболевания либо в случае государственной измены или нарушения Конституции.

Все указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра.

Президент обладает несколькими группами полномочий.

Полномочия Президента в отношении парламента:

- назначает выборы в Народное Собрание, сроки выборов Великого Народного Собрания;

- может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания, созывает сессию вновь избранного Народного Собрания;

- распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия формируемому Правительству;

- направляет обращения к Народному Собранию;

- имеет право отлагательного вето неопубликованных законов.

Полномочия Президента в отношении Правительства:

- организует формирование Правительства;

- в случае неназначения Правительства Народным Собранием назначает служебное (временное) правительство.

Полномочия Президента во внешней политике:

- представляет государство во внешних сношениях;

- в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры;

- по предложению Совета министров назначает и отзывает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от представителей других государств.

Полномочия Президента в военной сфере:

- является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, председателем Консультативного совета национальной безопасности;

- по представлению Совета министров объявляет мобилизацию;

- по предложению Совета министров назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания;

- объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим утверждением Народным Собранием.

Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих лиц в судебной системе, Генерального прокурора, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия.

Руководство внешней и внутренней политикой страны Конституция возложила на Совет министров (Правительство). Статья 2 Положения о структуре и организации работы Совета министров и его администрации, утвержденного Постановлением N 45 Совета министров от 5 марта 1993 г., устанавливает, что Совет министров руководит исполнительной властью в Республике Болгарии. Этот же акт устанавливает, что принципами деятельности данного органа являются: законность, коллегиальность, иерархичность и децентрализация оперативных функций и полномочий.

Совет министров состоит из Председателя Правительства, его заместителей и министров.

Членами Совета министров могут быть болгарские граждане, отвечающие условиям избрания народными представителями (т.е. достигшие 21 года, не находящиеся под опекой и не отбывающие наказание в виде лишения свободы). На членов Совета министров распространяется принцип несовместимости должностей и деятельности, установленный для народных представителей. Кроме того, в силу п. 2 ст. 113 Конституции для них могут быть установлены дополнительные ограничения. Полномочия народного представителя, избранного министром, прекращаются на то время, пока он является министром.

Правовыми формами осуществления Советом министров его полномочий являются постановления ("постановления"), распоряжения ("разпореждания") и решения ("решения"). Постановлениями Совет министров утверждает правила ("правилници").

Полномочия Совета министров прекращаются в результате выражения Народным Собранием недоверия Совету министров или Председателю Правительства, в случае принятия отставки Совета министров или Председателя Правительства, а также в случае смерти Председателя Правительства.

Совет министров подает в отставку перед вновь избранным Народным Собранием, но исполняет свои функции до избрания нового правительства.

Председатель Правительства координирует общую политику правительства, руководит ею и несет за нее ответственность.

Министры руководят отдельными министерствами, если Народное Собрание не решит иначе. Создание, преобразование и упразднение министерств в п. 7 ст. 84 Конституции отнесены к компетенции Народного Собрания, причем осуществляется данное полномочие по предложению Председателя Правительства.

Министры издают правила ("правилници"), распоряжения ("наредби"), инструкции ("инструкции") и приказы ("заповеди").

Министерства являются специализированными органами государственного управления в соответствующей сфере. Их правовой статус регулируется правилами организации и деятельности каждого конкретного министерства. Министерства осуществляют важнейшие функции, позволяющие руководить отраслью хозяйства или определенной сферой жизни общества.

Структуру и штатное расписание министерства в пределах общей численности, определенной Советом министров, утверждает соответствующий министр. Министр является работодателем по отношению к служащим министерства, главным распорядителем кредитов; утверждает бюджетные сметы, проект бюджета министерства; осуществляет права государства в обществах с государственным имуществом. Министру в его деятельности помогают заместители министра, работу между которыми распределяет сам министр. Он может передать заместителям свои отдельные полномочия за исключением прав, предоставленных ему законом, и права на издание нормативных актов. Кроме того, в министерствах предусматривается обычно должность главного секретаря, который через начальников управлений координирует деятельность аппарата министерства.

Структурно министерства обычно состоят из управлений, отделов и секретариата. Управления и отделы создаются в соответствии с функциями и задачами министерства. Секретариат осуществляет взаимодействие между управлениями в министерстве, подготавливает материалы, вносимые в Совет министров, организует согласование нормативных актов министерства с другими ведомствами, контролирует выполнение решений руководства министерства и коллегиума.

Коллегия ("коллегиум") министерства - совещательный орган. Состав коллегии утверждается министром. По занимаемой должности в коллегию входят министр, являющийся ее председателем, заместители министра, главный секретарь, начальники управлений, начальник кабинета министра и советники. Другие специалисты и представители профсоюзов могут участвовать в заседаниях коллегии по решению министра.

Коллегия созывается министром и рассматривает: основные проблемы, связанные с задачами и деятельностью министерства; отчеты и анализ исполнения основных задач и результатов работы министерства, отдельных звеньев, органов и организаций, прямо ему подчиненных; проекты нормативных актов, издаваемых министерством; проекты нормативных актов Совета министров, относящихся к сфере деятельности министерства. Решения принимаются большинством голосов, а в случае, если голоса разделились, окончательное решение принимает министр.

Под руководством Совета министров действуют не только министерства, но и другие государственные органы: комитеты, комиссии, советы и агентства. Руководители этих органов и других ведомств назначаются Советом министров, если в законе не указано иное.

В случае необходимости Совет министров создает различного рода временные органы, например штабы. Кроме того, при Совете министров существуют фонды, например Национальный компенсационный жилищный фонд при Совете министров.

Gosudarstvennoe-ustrojstvo-Bolgarii

Государственное устройство. Болгария - унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Общины входят в состав 8 областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская); статус области имеет и г.София.

Форма правления и государственное устройство Болгарии

С момента вступления Болгарии в ЕС (2007 г.) сектор образования претерпевает серьезную, широкомасштабную реформу, направленную на достижение согласованности с системами образования других европейских стран. Основная цель болгарских органов образования:

  • обеспечить адаптируемость образовательной системы к новым вызовам;
  • гарантировать устойчивое развитие системы, соответствуя европейским стандартам;
  • предоставить ценные, конкурентоспособные знания, навыки.

Рамками межкультурного взаимодействия качество образования, а также профессиональной подготовки является универсальной целью наряду с обеспечением равного доступа к образованию для всех детей, учащихся независимо от их пола, этнического, социального или религиозного происхождения.

Основная цель — способствовать творческому применению полученных знаний, независимому мышлению, развитию компетенций у детей, включая студентов. Подобные наборы навыков призваны помочь молодым людям достичь личностного социального роста во время динамических изменений, а также увеличения мобильности как внутри европейского сообщества, так во всем мире.

Усилия по обеспечению современного образования при сохранении национальных традиций, соблюдении европейских стандартов продолжаются. На национальном уровне цель такова, чтобы помочь студентам развить ценные, конкурентоспособные знания, профессиональные компетенции, необходимые рынку труда, включая возможности программ непрерывного обучения.

Gosudarstvennoe-ustrojstvo-Bolgarii

Государственное устройство. Болгария — унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Общины составлют 8 областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская); статус области имеет г.София.

Высокое качество образования, профессиональной подготовки является одной из глобальных целей, гарантирующих равный доступ всем учащимся, независимо от их пола, возраста, этнической принадлежности либо религии. Основная цель — способствовать творческому применению полученных знаний, независимому мышлению, развитию ключевых компетенций. Все чаще адекватные возможности личной, профессиональной и социальной реализации предоставляются динамичными изменениями, увеличения мобильности не только рамками Европейского сообщества, но и во всем мире.

Внутренняя экономическая политика Болгарии — Экономические районы (районы планирования)

Осуществляя цели планирования, программирования, управления, обеспечения ресурсов, мониторинга, оценки регионального развития Республики Болгарии было введено несколько отдельных областей. Они разделены разными уровнями, соответствующими требованиям общей классификации территориальных единиц статистических целей, применяемой Европейским Союзом. Регионы Республики Болгария образуют два уровня: уровень 1, уровень 2.

Регионы уровня 1 (NUTS 1) не являются административно-территориальными единицами. Их территориальный ареал следующий:

Регионы уровня 2 (NUTS 2) не представляют собой административно-территориальные единицы, но имеют следующий территориальный диапазон:

  • Северо-западный регион, включающий регионы Видин, Враца, Ловеч, Монтана, Плевен.
  • Северный центральный регион, включающий районы Велико Тырново, Габрово, Разград, Русе, Силистра.
  • Северо-восточный регион, включающий области Варна, Добрич, Тырговиште, Шумен.
  • Юго-восточный регион, включающий регионы Бургас, Сливен, Стара Загора, Ямбол.
  • Юго-западный регион, включающий регионы Благоевград, Кюстендил, Перник, Софию, столицу Софии.
  • Южный центральный регион, включающий районы Кырджали, Пазарджик, Пловдив, Смолян, Хасково.

Политическая карта Болгарии

Экономическое развитие

Отмечая 1989 год, Республика Болгария взяла путь демократических преобразований, развития свободных рыночных отношений. Начальный период рынок характеризовался минимальным административным вмешательством, определенным регулированием, главным образом из-за отсутствия существующей практики, соответствующего данному конкретному моменту перехода. Таким образом, правительства переходных лет постепенно создавали нормативную базу, должную защищать интересы как общества, так экономических игроков.

Первые два года после вступления Болгарии в Европейский Союз / 2007-2008 / оказались успешными с точки зрения социально-экономического развития страны, принеся ряд положительных изменений, характеризуемых сравнительно высоким общим экономическим ростом ( более 5%), тенденцией к снижению безработицы, поддержания низкого индекса потребительских цен, высокого уровня, включая рост прямых зарубежных инвестиций, увеличения реальных доходов населения.

Такие положительные макроэкономические изменения оказались частично нивелированы усилением воздействия мирового экономического кризиса после 2009 года. Подобные эффекты связаны:

  • со снижением роста ВВП, постепенно набирающим отрицательный рост;
  • резко сократившимися прямыми иностранными инвестициями (ПИИ);
  • ростом уровня безработицы.
  • 2009-2010 гг. — процент безработных увеличился на 3,4 пункта до 10,2%, сопровождаясь снижением уровня занятости на 2,68 пункта до уровня 46,7%. Это соответствует уровню занятости 2006 года.

Последние годы данная тенденция сохраняется, а уровень занятости населения старше 50 лет остается ниже, чем у населения младших возрастных групп. Возрастная группа 50-55 лет определяется сравнительно большой долей выходящих на пенсию мужчин. Уровень занятости среди лиц старше 55 лет значительно снижается из-за массового выхода на пенсию женщин, достигших установленного законом пенсионного возраста.

Отметим: согласно 2012 году пенсионный возраст изменился, составив 63 года для женщин, 65 лет мужчинам.

Рост безработицы больше затрагивает мужчин (рост за последний год составил 3,9 процентных пункта), чем женщин (рост — 2,9 процентных пункта). Рост особенно заметен среди возрастных групп 15-24 — 25-34 лет, составляя соответственно 7% — 4,5%.

Социальная политика Болгарии

Болгария — самая бедная страна ЕвроСоюза, если принять во внимание ВВП на душу населения, рассчитанного паритетом покупательной способности. Хотя Республика Болгария сохраняет свою финансовую устойчивость благодаря строгим правилам, установленным Болгарским национальным банком, общий спад экономической активности привел к сокращению, определенному невыполнению доходной части государственного бюджета. Данная ситуация потребовала проведения ряда реформ, некоторых ограничительных мер государственного сектора.

Первоначально запланированные государственные средства на образование из государственного бюджета оказались сокращены, однако, принимая во внимание приоритетную роль образования во всех сферах социального развития, государство сохраняет размер поддержки на одного учащегося. Государственные расходы на образование 1999-2007 гг. Имеют тенденцию к снижению до 2001 г., достигнув 3,78%, за которым последовал короткий период роста 2004-2005 гг., показав уровень — 4,51%, 2008 г. — 4,61% ВВП страны.

Внимание! По данным Евростата, Болгария занимает одно из трех последних мест Европы по государственным расходам на образование сообразно процентам от ВВП.

Данная негативная картина частично компенсируется более высокими расходами государственных, а также частных учебных заведений, по данным EUROSTAT (2017), составляя 0,62% от ВВП. Относительно большой процент частных расходов на образование в Болгарии немного колеблется выше или ниже среднего показателя по 27 странам ЕС.

Ваш бюджет в Болгарии. Стоимость услуг, аренды, продуктов.

После просмотра данного видео сможете легко сориентироваться, понять, сколько же денег Вам понадобиться на ежемесячные расходы?

Политическая и законодательная ситуация сферы образования

Конституция Республики Болгарии гарантирует право каждого гражданина Болгарии получить образование, а также академическую автономию высших школ. Право на образование, постоянное повышение квалификации также гарантируется Законом о национальном образовании (NEA), поскольку ограничения, включая определенные привилегии по признаку расы, национальности, пола, этнического, социального происхождения, религии, общественного положения не допускаются.

Органом управления и контроля над образованием является министр образования, молодежи и науки, своей деятельностью помогает специализированное управление министерства.

Взаимоотношения между субъектами и объектами системы образования регулируются следующими законами:

  • Закон о национальном образовании;
  • Закон об уровне образования, минимальном общем образовании, программе;
  • Закон о профессиональном образовании, обучении;
  • Закон о высшем образовании;
  • Закон о кредитах студентов, докторантов (только на болгарском языке);
  • Закон о развитии академического персонала Республики Болгарии;
  • Закон об академических степенях, академических званиях (только на болгарском языке);
  • Закон о продвижении научных исследований (только на болгарском языке).

Существует множество нормативных документов вторичного законодательства — правил, положений, инструкций, развивающих тексты законов, значительной степенью централизующих процессы школьной системы. Органы управления болгарской системы образования обеспечивают адаптацию системы к новым вызовам; устойчивое развитие, соответствующее европейским стандартам, их способности предоставлять высококачественные, совместимые знания, навыки.

Последние годы Болгария быстро развивает сектор неформальных образовательных услуг. Основные направления связаны с образованием взрослых, работой с малообеспеченными слоями населения, внеклассной деятельностью школьного учреждения. Согласно результатам исследований Национального статистического института, уровень участия населения от 25 до 64 лет как минимум одной формой ТОО значительно увеличился — с 16% (2003 г.) до 48,5% (2019 г.).

Подобное увеличение обусловлено множеством факторов, но наиболее важные связаны с общим экономическим ростом страны, изменениями отношения работодателя, людей трудоспособного возраста к образованию, обучению, активными действиями государственных учреждений, вступлением Болгарии в ЕС, внедрением многих Европейских программ, содержащих меры, а также образовательные мероприятия.

Текущие политические и социальные реформы — разработка политики

Данная глава представлена тематическим, а также хронологическим обзором национальных реформ, изменений среди политической жизни с 2013 года.

Глава описывает общую стратегию образования, ключевые цели всей системы образования. Рассматривает организацию процесса реформирования образования, кто является основными участниками процесса принятия решений.

Общая национальная стратегия образования — основные цели
За последние пару лет был принят стратегический документ, соответствующий требованиям европейских образовательных стандартов, растущим требованиям современной жизни. Среди основных целей:

  • Повышение общего качества образования;
  • Связь образовательных программ с реальными потребностями экономики;
  • Обеспечение равного доступа к образованию для людей всех социальных, экономических слоев общества;
  • Поддержание благоприятных условий практической реализации концепции непрерывного обучения;
  • Вовлечение молодежи во все аспекты разработки отраслевой политики;
  • Преобразование экономики Болгарии, имеющей серьезную основу — знания, инновации.

Болгария: как борьба за пляж привела к политическому кризису

Политический режим Болгарии

Президент: Румен РАДЕВ (с 22 января 2017 г.);
Независимый премьер-министр: Бойко БОРИСОВ (с 4 мая 2017 г.);
Даты следующих парламентских выборов — весна 2021 года.

Текущий политический режим Болгарии

Проевропейский ГЕРБ выиграл большинство (пророссийская Болгарская социалистическая партия BSP заняла второе место), снова сформировав правящую коалицию (с United Patriots), определяющую следующие четыре года. Октябрь 2019-го — прошли местные выборы: хотя общая поддержка ГЕРБ снизилась, партии удалось завоевать большинство постов мэра провинциального уровня после второго тура, действующий кандидат в мэры Софии был переизбран.

Основные политические партии

Болгария имеет многопартийную систему, где ни одна партия, как правило, не имеет шансов прийти к власти в одиночку. Таким образом, политические партии работают друг с другом, формируя коалиционные правительства. Основными политическими партиями являются:

  • Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ): правоцентристы, большую часть своей поддержки получают националисты, социалисты;
  • Болгарская социалистическая партия (БСП): левоцентристские, социалистические, получает поддержку сельских районов, возглавляет Коалицию за Болгарию;
  • Движение за права и свободы (ДПС): центристское, либеральное, сформированное турецким этническим меньшинством;
  • IMRO / Болгарское национальное движение: национализм, правый популизм; часть коалиционного правительства;
  • Воля: правоцентристы, болгарский национализм;
  • Атакующая коалиция (АТАКА): ультраправые, группа националистических партий, выступает против этнических меньшинств, выступает за укрепление связей с Россией;
  • Национальный фронт спасения Болгарии: правые, национализм.

Исполнительная власть

Президент является главой государства, непосредственно избирается сроком на 5 лет (возобновляемый один раз), то же, что для вице-президента. Он является главнокомандующим вооруженными силами, назначает премьер-министра, избираемого Национальным собранием.

Премьер-министр, как председатель Совета министров, обладает исполнительными полномочиями, одновременно являясь главой правительства. Кроме того, премьер-министр назначает Совет министров. Совет министров — главный орган исполнительной власти. Совет министров должен подать в отставку, если Национальное собрание вынесет вотум недоверия.

Законодательная власть

Болгария имеет однопалатный парламент (называемый Национальным собранием ), 240 членов которого избираются на 4 года всенародным голосованием. Политическая партия или коалиция должны получить минимум 4% голосов, чтобы войти в Национальное собрание.

Парламент отвечает за принятие законов, утверждение бюджета, планирование президентских выборов, выбор, увольнение премьер-министра, включая других министров, объявление войны, развертывание войск за пределами Болгарии, ратификацию международных договоров, различных соглашений.

Читайте также: