Какая должность выше старший бухгалтер или ведущий бухгалтер

Обновлено: 01.06.2024

Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.

Родилась я в маленьком приволжском городке с населением около 100 тысяч человек, где грусть, тоска и безнадега. Учиться решила поехать в Киров, выбрала самый дешевый вуз с гарантированным местом в общежитии. Обучение стоило 33 000 Р в год на первом курсе, на последнем — около 40 000 Р . За него пополам платили родители и бабушка с дедушкой.

В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.

В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.

На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.

После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.

Суть профессии

В городе детства меня пригласили работать на машиностроительное предприятие, по которому я писала все свои курсачи и диплом. Мой первый оклад в 2014 году был 10 250 Р . Примерно столько же получали уборщицы. Но уровень ответственности у меня как у бухгалтера был совершенно другой.

Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.

Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.

Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.

Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.

Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.

Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.

Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.

На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.

Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.

Место работы

Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.

Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.

Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.

Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.

Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.

Мы оказываем услуги ведения бухучета нескольким фирмам. Изначально я устроилась просто бухгалтером на 25 000 Р . Сотрудники на этой должности проводят документы в программе. Над ними — старшие бухгалтеры. Они отвечают за определенный участок бухгалтерского учета по какой-то одной фирме. Дальше идут ведущие бухгалтеры — они занимаются закрытием счетов по нескольким компаниям. Еще выше — руководитель направления по области учета.

С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.

Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.

Первое время после увольнения старших коллег у нас вообще не было ведущего бухгалтера. Сложные вопросы приходилось регулировать мне, потому что из опытных сотрудников в отделе осталась я одна. И я дополнительно стала контролировать какие-то процессы, пока все вникали в работу. Так что повышение до старшего бухгалтера в моей функциональности практически ничего не изменило, но зарплату повысили до 35 000 Р . Из них 30 000 Р — оклад, 5000 Р — премия. Средняя зарплата по рынку — 30 000 Р .

У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.

Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.

Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.

Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.


Профессиональный стандарт № 309

Профессиональный стандарт № 309 утвержден приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н. Стандарт содержит требования к квалификации бухгалтеров и главных бухгалтеров. Требования ранжированы по уровню квалификации в соответствии с ростом функционала и ответственности решений, которые принимает работник.

ВАЖНО! Уровни квалификации для профстандартов утверждены приказом Минтруда от 12.04.2013 № 148н. Уровень присваивается в зависимости от выполняемых задач, степени ответственности, а также необходимости ставить задачи и контролировать ход их выполнения другими работниками.

Всего уровней девять. Однако для стандартов, требующих высокого профессионализма, таких как № 309, применяются уровни от 5-го и выше:

  • 5-й уровень подразумевает, что работник самостоятельно принимает большинство рабочих решений по поставленным задачам, участвует в принятии решений для всего подразделения, несет ответственность за результаты деятельности своей и своего подразделения.
  • 6-й уровень подразумевает, что работник не только принимает решения, но и определяет задачи исходя из целей подразделения и всей организации. Ставит эти задачи другим работникам (подчиненным) и несет ответственность на уровне подразделения и всей организации.
  • 7-й уровень предполагает, что работник принимает решения уже на уровне организации: вырабатывает стратегию, ставит цели, с которыми работают на 6-м и 5-м уровнях, вырабатывает методологию и организует бизнес-процессы. Кроме того, он несет ответственность на уровне высшего руководства.

Основные аспекты для бухгалтера

Как уже отмечалось выше, в профстандарте бухгалтера разделены требования для бухгалтера и главного бухгалтера.

Для обычного бухгалтера стандартом предусмотрен следующий типовой функционал:

  • работа с первичными документами (включая прием и проверку входящих и создание исходящих);
  • внесение информации по обработанным документам в учетные регистры организации;
  • свод, контроль и закрытие данных по регистрам своего участка (или участков).

Подробнее об учетных регистрах смотрите в статьях:

Предъявляемый уровень требований к квалификации — 5-й.

Работнику требуется иметь среднее профессиональное образование либо дополнительное профобразование плюс подходящий опыт работы. При этом в случае, если бухгалтер с 5-м уровнем требований к квалификации не занимает должности с категорией (стандартом предусмотрены должности бухгалтера без категории, категорий I и II), то требований к опыту работы нет. А если занимает, то есть не менее одного года на должности с более низкой (предшествующей категории).Кроме того, он должен уметь применять свои знания на практике. А также самостоятельно находить и использовать информацию о применении, изменении, дополнении нормативов и методологий.

Квалификационные требования в данном случае не являются жесткими. Работодатель по своему усмотрению может, например, нанять сотрудника без опыта работы, если убедится, что он справляется с возложенными на него обязанностями.

Основные аспекты для главного бухгалтера

Требования к главному бухгалтеру в действующем профстандарте можно разделить на несколько уровней.

  • к просто главному бухгалтеру (для специально не поименованных в законодательстве организаций);
  • главному бухгалтеру, отвечающему требованиям отдельных норм законодательства — например, положениям ч. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ (для ОАО, пенсионных, инвестиционных, паевых фондов, государственных структур).

В профессиональном стандарте бухгалтера функционал для главбухов с 6-м уровнем квалификации представлен четырьмя разделами (трудовыми функциями):

  1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.
  3. Ведение налогового учета, составление расчетов и деклараций, планирование.
  4. Проведение финансового анализа, бюджетирование, управление денежными потоками.

В свою очередь, у бухгалтера с 7-м уровнем квалификации перечень трудовых функций несколько иной. В него входят такие функции как:

  1. Организация бухучета в экономических субъектах с обособленными подразделениями.
  2. Организация составления и предоставления отчетности экономическими субъектами с обособленными подразделениями.
  1. Управление процессом методического обеспечения составления консолидированной отчетности группы фирм.
  2. Управление процессом составления и предоставления консолидированной финансовой отчетности.

В должностную инструкцию главбуха могут быть включены и другие обязанности. Например, ведение кадрового учета в случае, если в небольшой организации нет отдельной кадровой службы.

Для выполнения базового функционала главбуха, приведенного в профессиональном стандарте, бухгалтеру необходим, таким образом, 6-й уровень профессиональной квалификации.

Для соответствия профстандартам для бухгалтеров в 2021 году главбух 6-го квалификационного уровня должен иметь:

  • высшее образование (бакалавриат) или непрофильное высшее образование и дополнительное образование в рамках программ профподготовки;
  • среднее образование, дополненное программами подготовки специалистов среднего звена;
  • непрофильное среднее образование, дополненное соответствующими программами подготовки специалистов и дополнительное образование в рамках программ профподготовки.

Кроме того, есть требования и к опыту работы на 6-м квалификационном уровне:

  • не менее 5 лет при наличии высшего образования;
  • не менее 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

В свою очередь, 7-й уровень понадобится для должностей, связанных, к примеру, с учетом, контролем и управлением финансами крупных компаний и холдинговых структур.

Помимо знания законодательных и методологических аспектов бухгалтерского и налогового учета, к главбухам стандартом предъявляются и дополнительные требования, например:

  • умение руководить людьми;
  • компьютерная грамотность;
  • знание специальных программ;
  • знание методов и приемов анализа и т. п.

Отметим, что в стандарте присутствуют три не вполне корректных аспекта:

Исходя из сказанного можно предположить, что профессиональные стандарты для бухгалтеров в 2021 году имеют признаки нормативных актов, не вполне логически сформированных и законченных. И не исключено, что они будут корректироваться в будущем.

Когда профстандарт обязателен к применению по действующему законодательству

Обязанность применять профстандарт в настоящее время регламентирована п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ. По содержанию статьи нормируется допуск к обязанностям главного бухгалтера в структурах, чьи ценные бумаги обращаются на организованных торгах, а также органах управления государственными внебюджетными средствами.

У прочих работодателей пока есть некоторая свобода в выборе и назначении главбуха. Хотя не исключено, что применение профессиональной стандартизации изменит ситуацию.

Итоги

Профессиональная стандартизация в России еще только начинает развиваться. Следует ожидать, что существующие профстандарты для бухгалтеров в 2021 году года будут изменяться и дополняться применительно к смежным законам и экономической ситуации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Высшее образование есть, опыт работы гл.бухгалтером 15,5 лет, курсы повышения квалификации гл.бухгалтера от 2004 года, надо ли повышать квалификацию по профстандартам?

С 1 июля 2016 г. работодатели должны применять профессиональные стандарты, если Трудовой кодекс или другие федеральные нормативные акты устанавливают особые требования к квалификации работников (ст.195.3 ТК РФ). Трудовой кодекс требования к квалификации главного бухгалтера не устанавливает. Ст. 7 Федерального закона о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусматривает требования исключительно к главным бухгалтерам и лицам, на которых возложено ведение бухучета в определенных экономических субъектах. К ним относятся ОАО (кроме кредитных организаций), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органы управления государственных внебюджетных фондов, государственных территориальных внебюджетных фондов. Для таких бухгалтерских работников профстандарт обязателен в части требований, перечисленных в Законе о бухучете и других специальных федеральных законах (например, в ст.6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Законом о бухгалтерском учете установлены требования к наличию образования и стажу работы. Требования к прохождению повышения квалификации данным Законом не установлены. Схожая позиция приведена в п. 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, где констатируется, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО С 2009 ГОДА ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ГДЕ В ДИПЛОМЕ БУДЕТ НАПИСАНО "БАКАЛАВР БУХГАЛТЕР" ИЛИ "МАГИСТР БУХГАЛТЕР" НЕ ПОЛУЧИТСЯ,ТАК КАК ЛЮБОЙ ВУЗ РОССИИ ДАЖЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ "БУХ.УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В ДИПЛОМЕ ПИШЕТ "БАКАЛАВР" ИЛИ "МАГИСТР ЭКОНОМИКИ", ССЫЛАЯСЬ НА ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОК 009-2003. СОГЛАСНО ЭТОГО ЖЕ КЛАССИФИКАТОРА ЕДИНСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО В ДИПЛОМЕ ПИСАТЬ "БУХГАЛТЕР" - ЭТО 08.01.10 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО ОТРАСЛЯМ", НО ЭТОТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЬ ТОЛЬКО НА БАЗЕ КОЛЛЕДЖЕЙ, ТО ЕСТЬ ЗАКОНЧИВШИЙ ЕГО ПОЛУЧИТ СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А НЕ ВЫСШЕЕ,ТО ЕСТЬ ДЛЯ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ОПЯТЬ НЕ ПОДХОДИТ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА БРАТЬ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА МОЖНО ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЗАКОНЧИЛ ВУЗ ДО 2009 ГОДА? ФЗ 122 ОТ 02.05.2015 ОБЯЗАЛ КОНЕЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДО 1 ИЮЛЯ 2017 ГОДА ПРИВЕСТИ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ В СООТВЕТСВИЕ С ПРОФСТАНДАРТАМИ, НО КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ТОМ , ЧТО ЖЕ ВСЕ ТАКИ БУДЕТ НАПИСАНО В ДИПЛОМЕ ВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА БУХУЧЕТА - ЭТО БОЛЬШОЙ ВОПРОС?

". главбух должен иметь полноценное . высшее образование по специальности. " Откуда такая информация? Специально перечитала профстандарт и ФЗ 402 "О бухучете", там просто сказано - высшее образование, про "по специальности" там не сказано.

В рамках круглого стола обсуждались правила использования ЕКСД и ЕТКС при определении наименований должностей служащих (далее — должности) и профессий рабочих (далее — профессии), порядок кодирования должностей и профессий и т.п.

Выступила и ответила на вопросы участников Ирина Николаевна Новикова, консультант управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты. Приводим ответы на наиболее популярные вопросы.

1. О наименованиях профессий

Недопустимо. Дополнительные сведения можно использовать только при формировании наименования должности (Общих положений ЕКСД).

Для профессий действует обязательное правило: они устанавливаются в строгом соответствии с ЕТКС (ч. 1 п. 27 Общих положений ЕТКС). Использование в них каких-то дополнений не предусмотрено. Если в организации трудится большое количество водителей автомобилей, то для удобства в штатное расписание можно внести дополнительную информацию. Напомним, что штатное расписание — это ЛПА, содержание которого наниматель определяет самостоятельно. Поэтому допустимо в нем уточнить, за каким транспортным средством закреплен тот или иной водитель. К примеру, в отдельной графе или через запятую после наименования профессии. Отметим, что такое указание транспортного средства не образует наименования профессии.

Как правильно использовать наименование профессии, которое в выпуске ЕТКС указано со скобками?

Организации требуется работник для уборки только офисных помещений и одного санузла. Можно ли принять на работу уборщика помещений 2-го разряда для выполнения такой работы?

Да, принять на работу необходимо именно работника с 2-м разрядом. Напомним, что с 01.02.2021 для уборщика помещений установлена тарификация по 1-му и 2-му разряду (постановление N 83). 1-й разряд применяется при выполнении работ по уборке помещений (за исключением производственных), коридоров, лестничных клеток, гардеробных и других мест общего пользования (за исключением санузлов). 2-й разряд — при уборке производственных помещений, в том числе отходов производства, санузлов и общественных туалетов (параграф 387 выпуска 1 ЕТКС). Если работник будет выполнять хотя бы один вид работы, отнесенный к более высокому разряду, то ему следует установить более высокий разряд. Несмотря на то что в рассматриваемой ситуации работник будет убирать не производственные, а служебные (офисные) помещения, из-за наличия в трудовой функции уборки санузла данная работа должна тарифицироваться по 2-му разряду.

Нельзя. Установление двойных наименований профессий не допускается. Это возможно только при установлении наименований должностей (абз. 3 ч. 8 п. 4 Общих положений ЕКСД). Отметим, что некоторые наименования профессий могут иметь вид двойных наименований, но только когда такое наименование установлено через дефис в самой тарифно-квалификационной характеристике профессии, содержащейся в выпуске ЕТКС. Например, слесарь-сантехник, водитель-испытатель и т.п.

2. О наименованиях должностей

При определении служащему трудовой функции по двум или нескольким должностям наименование его должности может быть установлено (ч. 8 п. 4 Общих положений ЕКСД):

по одной из должностей с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ;

как двойное наименование должности. Указанная должность имеет код должности по первому ее наименованию.

Во всех случаях должности присваивается ее базовое наименование, для которого ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости — полное наименование должности.

В отделе закупок работает несколько менеджеров по закупкам. Допустимо ли это?

Да, допустимо. Менеджер относится к категории руководителей. Несмотря на то что менеджер является должностью руководителя, он может не иметь в подчинении иных работников (ч. 6 п. 6 Общих положений ЕКСД).

Может ли в одном структурном подразделении быть несколько ведущих специалистов?

— должность, к которой она применяется, должна категорироваться. Например, юрисконсульт, экономист;

— работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, будет руководить подчиненными ему работниками либо самостоятельным участком (направлением) работы.

Таким образом, в одном структурном подразделении может быть несколько ведущих специалистов, которые осуществляют руководство по определенным направлениям деятельности.

1.2. Ведущий специалист бухгалтерии находится в подчинении главного бухгалтера.

1.3. В своей деятельности ведущий специалист бухгалтерии руководствуется:

действующими нормативными и законодательными актами, которые регулируют

вопросы бухгалтерской отчетности, учета и налогообложения;

- распоряжениями и приказами заместителя директора по

финансовым вопросам и персоналу, директора и главного бухгалтера;

- положениями об отделе бухгалтерского учета предприятия;

- данной должностной инструкцией.

- правилами трудового распорядка предприятия.

1.4. Ведущий специалист бухгалтерии обязан знать:

- законодательство о сборах и налогах;

- законодательство о бухгалтерском учете;

- трудовое законодательство и гражданское право;

-стратегию и перспективы развития предприятия;

- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на

предприятии, правила его ведения;

- организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;

- методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности

предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

- средства вычислительной техники и возможности их применения для

целей налогового учета предприятия и анализа финансово-хозяйственной

Ведущий специалист бухгалтерии предприятия выполняет

2.1. Составление налоговой отчетности предприятия.

2.2. Ведение налогового учета предприятия.

2.3. Контроль своевременности представления отчетности в

налоговые органы, а также строгого соблюдения налоговой дисциплины.

2.4. Формирование учетной политики предприятия для целей

2.5. Контроль правильности и своевременности начисления и

перечисления сборов и налогов в бюджеты разных уровней.

2.6. Налоговое планирование.

2.7. Сбор информации об изменениях в налоговом законодательстве

для своевременного их применения в налогообложении доходов

3. Должностные обязанности

Ведущий специалист бухгалтерии предприятия обязан:

3.1. Формировать учетную политику предприятия для целей налогообложения с учетом различных видов деятельности предприятия, а также с целью обеспечения стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия согласно действующим государственным нормативам.

3.2. Осуществлять налоговый учет предприятия.

3.3. Обеспечивать своевременный и верный расчет и

Перечисление сборов и налогов в различные бюджеты.

3.4. Принимать участие в разработке и внедрении на предприятии

прогрессивных методов налогового учета.

3.5. Оказывать методическую помощь работникам

предприятия по вопросам, касающимся налогообложения, связанным с коммерческой деятельностью предприятия.

3.6. Консультировать работников предприятия по вопросам бухгалтерского учета.

Ведущий специалист бухгалтерии предприятия вправе:

4.1. Вносить на рассмотрение руководства предприятия свои предложения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предприятия и бухгалтерского учета с целью оптимизации налогового учета.

4.2. Представлять интересы предприятия в сотрудничестве с

отделами предприятия и прочими организациями и налоговыми органами.

4.3. Требовать от главного бухгалтера помощи в выполнении своих должностных прав и обязанностей.

4.4. Своевременно получать от руководителей отделов предприятия

информацию и документы для выполнения своих профессиональных

5. Ответственность

Ведущий специалист бухгалтерии предприятия ответственен:

5.1. За недолжное выполнение или невыполнение своих должностных

обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных Трудовым кодексом РФ рамках.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности

правовые нарушения в определенных гражданским и административным

законодательством РФ рамках

5.3. За нанесение материального ущерба предприятию в определенных

трудовым, гражданским и уголовным законодательством РФ рамках.

6. Взаимоотношения, связи по должности

Примечание . Данный раздел является дополнением к

данной должностной инструкции для применения пользователями по своему усмотрению.

Для выполнения своих функций и реализации прав, которые предусмотрены настоящей должностной инструкцией, ведущий специалист сотрудничает:

6.1. С руководителями отделов предприятия по вопросам:

- получения: сведений и информации, требующихся для ведения

налогового учета предприятия;

- представления: финансово-хозяйственной деятельности предприятия для правомерного ведения налогового учета предприятия, методических рекомендаций по ведению коммерческой деятельности предприятия.

6.2. С директором предприятия и его заместителем по персоналу и финансовым вопросам и с главным бухгалтером предприятия по вопросам:

- получения: распоряжений, приказов, указаний и корреспонденции,

относящихся к вопросам налогообложения и налоговому учету, а также

по присланным в адрес предприятия вопросам налогообложения;

- представления: налоговых отчетов и прочей информации, которая относится

к вопросам налогообложения предприятия.

6.3. С налоговыми органами по вопросам:

- получения: актов проверок, точности уплаты налогов в бюджет, актов камеральных и выездных проверок о нарушениях налогового законодательства, запросов о проведении встречных проверок, справок об отсутствии задолженности по части уплаты налогов в бюджеты различных уровней (по согласованию с главным бухгалтером);

- представления: деклараций по налогам в установленные сроки, квартальной и годовой отчетности, актов сверки по бюджетным счетам, документов о проведении встречных проверок и иной информации для правильности расчетов и уплаты сборов и налогов.

6.4. С работниками бухгалтерии предприятия по вопросам:

- получения: любой информации, требующейся для ведения налогового

- представления: служебных записок, касающихся начисления в бухгалтерском

учете сумм исчисленных налогов и уплаты их в бюджеты различных уровней.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Ведущий бухгалтер: обязанности, требования и должностные инструкции

Кто это такой?

Работодатель вправе предусмотреть должность ведущего бухгалтера. На крупном предприятии этот специалист возглавляет одно из направлений работы финансового отдела или бухгалтерии. В бюджетных учреждениях ведущий бухгалтер возглавляет финансовый и материальный отдел, отдел расчетов и другие. Учет в государственных организациях основан на законах об устройстве бюджетных учреждений, строгом соблюдении инструкций. Значит, и работа бухгалтерии имеет специфику бюджетных учреждений. Это организации образования, здравоохранения, культуры.

В детском образовательном учреждении (ДОУ) бухгалтера принимают на работу с учетом требований профстандарта, который устанавливает образование, стаж, основные трудовые функции, обязанности претендента. Ведущий бухгалтер должен знать и соблюдать правила охраны труда, ТБ и пожарной безопасности на закрепленном участке. На период отпуска, временной нетрудоспособности работу ведущего бухгалтера выполняет специалист, который проходит инструктаж с учетом требований профстандарта и инструкции по должности.

Финансовая работа в бюджетных организациях закреплена законодательно и жёстко регламентирована.


Обязанности

На крупных предприятиях с большим количеством работающих сотрудников разделение бухгалтерии на отделы позволяет оптимизировать и структурировать работу, четко разделить трудовые функции и ответственность работника по каждому участку бухгалтерии. Функции, обязанности ведущего бухгалтера прописываются в инструкции по должности, которая составляется руководством.

Краткий перечень функций ведущего специалиста:

  • планирование и уплата налогов в различные бюджеты, фонды, платежи в банки;
  • производит расчет основных средств, материальных ценностей, расходов на изготовление и сбыт продукции;
  • финансовый анализ, составление бюджета;
  • производит операции по расходованию средств предприятия;
  • рассчитывается за поставки оборудования и с заказчиками продукции;
  • работает над созданием новых платежей счетов, созданием новых документов, для которых нет типовых образцов;
  • готовит информацию для руководства о деятельности своего отдела бухгалтерии, работает над годовыми и квартальными отчетами;
  • несет ответственность за хранение бухгалтерских документов, передает их в архив;
  • работает над инвентаризацией и списанием;
  • принимает отчеты от подотчетных лиц о расходовании средств на хозяйственные нужды.

Расширить количество функций имеет право только непосредственный руководитель.

Работодатель в должностной инструкции самостоятельно выдвигает состав функций ведущего бухгалтера. При этом руководствуется особенностями производства, размером организации, требованиями профессионального стандарта.


Чем отличается от обычного и старшего бухгалтера?

Подбором претендентов и назначением на должность ведущего бухгалтера занимается руководство предприятия, организации. Этот работник бухгалтерии подчиняется главному бухгалтеру или его заместителю. Бухгалтера и старшего бухгалтера принимает на работу и увольняет главбух. Это главное, чем отличается ведущий специалист от рядовых сотрудников.

Ведущий бухгалтер – это специалист, назначаемый на несколько участков бухгалтерского учета одновременно. Он координирует работу младшего и старшего бухгалтеров, которые имеют более узкую специализацию и выполняют менее важную работу. Консультирует сотрудников своего отдела по налоговому кодексу РФ, касающемуся работы предприятия, изменениям в законодательстве по бухучету.

В пределах своей компетенции контролирует и несет ответственность за работу подчиненных сотрудников.


Квалификационные требования

Новый профессиональный стандарт бухгалтера, разработанный и принятый Минтруда и соцзащиты РФ в 2019 году, не требует, чтобы все организации в работе руководствовались этим документом. Коммерческая организация может выдвигать квалификационные требования, не соблюдая профстандарты. Обозначен перечень организаций, которые должны учитывать требования профстандарта. К ним относятся бюджетные учреждения. Руководство бюджетных организаций может быть наказано, если не соблюдаются требования профстандарта в работе бухгалтерии.

В этом документе четко регламентируются:

  • трудовые функции;
  • характеристика этих функций;
  • квалификационные требования к бухгалтеру, который выполняет данную функцию;
  • характеристика профессионального образования и дополнительная подготовка главных бухгалтеров, бухгалтеров 2-й и 1-й категории;
  • необходимые умения, знания для каждой функции в бухучете.

И хотя обязанности ведущего бухгалтера в профстандарте не оговорены – это специалист высшей категории. Его профессиональные знания и умения, навыки должны соответствовать квалификационным требованиям главного бухгалтера.


  • диплом о специальном образовании претендента;
  • практический стаж по специальности;
  • отсутствие судимости за годы работы по профессии.

В новом стандарте повысились рекомендации к образованию и опыту работы. Квалификация ведущего бухгалтера должна соответствовать 6 уровню по требованиям профстандарта.

Четко оговорены в профессиональном стандарте требования к знанию компьютерных программ, умение разработать налоговую отчетность, определять риск коррупции и предотвращение этого риска.


Права и ответственность по должностной инструкции

Должностная инструкция – базовый документ, который определяет функции, права и ответственность работника.

Ведущий специалист имеет право:

  • знакомиться с решениями руководства по отношении к его профессиональным обязанностям;
  • совершенствовать методы работы, представлять их руководству;
  • информировать о возникших проблемах и предлагать методики их устранения;
  • получать сведения и документацию, необходимые в работе.

Ответственность каждого работника оговаривается в должностной инструкции и трудовом договоре. Оговаривается размер ответственности за некачественное исполнение обязанностей, за нарушения в результате профессиональной деятельности, за финансовый ущерб, причиненный предприятию, организации. Ответственность наступает по ТК, УК Российской Федерации. Возможно административное наказание.

Бухгалтер, совершивший ошибку в работе, несет материальную ответственность, если заключен договор о материальной ответственности. Возмещает ущерб предприятию в пределах, оговоренных трудовым договором. Такое право предусмотрено в ТК РФ. При этом работника нельзя наказать за упущенную выгоду или за недостаточное получение процентов по кредитам. В некоторых случаях налагается штраф за несвоевременную сдачу отчетности.

Ущерб, нанесенный преступной деятельностью, возмещается по решению суда. Ответственность может наступить и после увольнения. По ТК РФ можно выдвинуть иск о возмещении ущерба в течение 1 года. При этом руководству организации нужно доказать, что возникновение ущерба произошло в результате деятельности работника.

Чтобы не допустить критических последствий, нужен периодический аудит работы бухгалтера. При приеме на работу важно не ошибиться с выбором специалиста.

Читайте также: