Объясните знаки препинания какие приемы разграничения однородных и неоднородных определений

Обновлено: 28.06.2024

Примечание. Тема различения однородных и неоднородных определений уже рассматривалась подробно.

§1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Особенности решения

Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений имеет свои особенности по сравнению с различением подобных обстоятельств.

2. Ограниченная тематика

Тематика уточняющих и пояснительных определений практически ограничена следующими темами:

А) второе определение является несогласованным;

Б) первое определение является местоименным;

В) на втором месте стоит определительный оборот.

3. Пояснительные определения однородного типа

Следует отметить существование пояснительных определений однородного типа, которые относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и отделяются на письме запятыми.

§2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕСОГЛАСОВАННЫМ

1. Три варианта постановки знаков препинания

Если второе определение относится к разряду несогласованных, то оно может являться по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), неоднородным (нет запятой), пояснительным или уточняющим (выделяется запятыми).

2. Однородные определения:

Для однородных определений характерно раскрытие общей темы, сближенные признаки, первый план речи:

Иногда дорога пресекала обширные, в полном цвету и блеске рощицы ландышей.

В приземистой, с коричневатыми стенами избушке горела лампа.

Она сняла толстую, с бахромой скатерть и постелила другую.

Из темноты послышался тихий, с лёгким присвистом смех.

3. Неоднородные определения:

Неоднородные определения обозначают разные признаки:

У стены стоял старинный деревянный с инкрустацией шкаф.

На стол поставили синие с позолотой по краю чашки.

Стена была облицована светлым с розовыми прожилками мрамором.

4. Уточняющие определения:

Уточняющие определения уточняют признак, названный предыдущим словом, обычно сужая его объем:

Небольшие деревья, высотой около полутора метров, встречаются здесь повсеместно.

Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков.

Я увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису.

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шинели.

Скользили серые, под цвет земли, ящерицы.

5. Пояснительные определения (2):

Пояснительные определения (2) подробнее раскрывают уже названный признак, называя его другим словом:

Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика, низком месте.

Малиновое, без лучей, солнце садилось за рекой.

Камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке, руками.

§3. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

1. Два варианта постановки знаков препинания

Если на втором месте стоит определительный оборот, то он является по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), уточняющим или пояснительным (выделяется запятыми):

2. Однородные определения: сближенные признаки, раскрытие общей темы:

Открылся вид на высокий, чуть розовеющий небосвод.

В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес.

Мы вошли в холодный, всю зиму нетопленный зал.

3. Уточняющие определения: сужение признака, второй план речи:

Он приобрел старую, датированную концом XVIII века, картину.

4. Пояснительный оборот (1): раскрытие содержания местоимения, второй план речи:

Каждое явление имеет свои, присущие только ему, признаки.

Дашу удивила доморощенность всего этого, так нашумевшего, дерзновения.

Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением.

5. Пояснительный оборот (2): дополнительное пояснение признака, второй план речи

Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким, мундире, был уже в залах.

§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНОГО ТИПА

– Это общепринятый термин?

– Не совсем, но по факту такие определения существуют, и поэтому желательно их как-то обозначить.

1. Определение

Пояснительное определение однородного типа имеют следующие особенности:

С одной стороны, по смыслу оно являются зависимым, так как поясняет значение первого определения.

С другой стороны, оба определения грамматически ведут себя как однородные, то есть относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и на письме отделяются запятыми.

2. Пояснительное определение однородного типа или неоднородное определение

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от неоднородных определений. Различение пояснительных определений однородного типа (отделяются запятыми) и неоднородных определений (нет запятых) делается по смыслу:

А) пояснительное определение (1) однородного типа (раскрытие содержания местоимения)

Я хочу купить другой, кожаный портфель (другой = кожаный).

Эта задача требует новых, нестандартных решений.

Здесь его ожидала другая, интересная жизнь.

Б) неоднородные определения (разные признаки):

С правой стороны дороги тянется другая горная цепь (есть две горные цепи – одна и другая).

3. Пояснительное определение однородного типа или обычное

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от обычных пояснительных определений. Пояснительные определения однородного типа (разделяются запятыми) и обычные пояснительные определения (выделяются запятыми) различаются только планами речи, что во многих случаях является авторским решением:

А) пояснительное определение (1) и (2) однородного типа, первый план речи, разделение запятыми.

Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном.

Раздается за стеною и дядин голос, и еще чей-то другой, незнакомый голос;

Это были свои, слободские люди.

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя.

Я умоляю вас, князь, отдайте приказ на еще один, последний штурм.

Надо стремиться к нормальному, мирному существованию различных стран.

В воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу.

Б) обычное пояснительное определение (1), второй план речи, выделение запятыми:

Еще один, последний, коридорчик вел мимо маленькой комнаты.

– Кажется, такие определения чаще разделяются запятыми?

– Да, и это видно из следующего общеизвестного примера:

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя (А. С. Пушкин).

И главное в этой теме: авторское решение возможно при сравнении признаков в следующих парах: (1) однородные или пояснительные, (2) неоднородные или уточняющие.

– А почему именно эти пары?

– Это связано, во-первых, со сходством однородных и пояснительных признаков и, во-вторых, с не всегда четкой границей между признаками уточняющими и неоднородными.

Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же члену предложения может относиться несколько определений, которые могут быть ~ однородными ~ и неоднородными.


К одному и тому же члену предложения может относиться несколько определений, которые могут быть ~ однородными ~ и неоднородными.

Однородные определения характеризуют слово с одной стороны: по цвету, вкусу, запаху, происхождению и так далее. Например:

На турнир приехали русские, китайские, английские спортсмены.

Однородные определения могут характеризовать слово с разных сторон, но по одному общему признаку. Такие определения помогают создать целостное, единое впечатление о предмете. Например:

Чёрная, огромная туча надвигалась на нас.

Однородные определения могут стоять как перед, так и после определяемого слова. Например:

У него была быстрая, мощная машина.

Его машина была быстрой, мощной.

Однородные определения могут соединяться союзами. Если союзов нет, то их можно вставить. Например:

Над нами шумели красивые, стройные ели.

Неоднородные определения НЕ разделяются запятой. Они произносятся БЕЗ перечислительной интонации и отличаются тем, что характеризуют предмет с разных сторон и по разным признакам. Чаще всего неоднородные определения выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных. Относительные прилагательные характеризуют постоянные признак предмета, а качественные – менее существенный, часто временный признак. Например:

Из окон был виден тихий дубовый лес.

Неоднородные определения могут быть выражены сочетанием двух качественных или двух относительных прилагательных, которые характеризуют предмет по разным признакам. Например:

Она посмотрела в светлое голубое небо.

Мы живём в деревянном деревенском доме.

Неоднородными определениями являются и такие определения, одно из которых выражено прилагательным, а другое – местоимением или числительным. Например:

Учёные разработали первый искусственный спутник.

Наш любимый актёр снялся в новом фильме.

Неоднородные определения, как правило, располагаются перед определяемым словом. В случае, если неоднородные определения находятся после определяемого слова, они приобретают перечислительную интонацию и знаки препинания. Например:

В поле выросла золотая колосистая пшеница.

Пшеница золотая, колосистая выросла в поле.

В первом предложении неоднородные определения находятся перед определяемым словом, произносятся без перечислительной интонации и употребляются без запятых. Во втором предложении неоднородные определения помещены после определяемого слова, поэтому они произносятся с перечислительной интонацией и употребляются с запятыми.

Пунктуация при однородных и неоднородных обстоятельствах определениях может быть вариативной и подчиняться дополнительным правилам.

Через запятую пишутся одиночные прилагательные с последующим одним или несколькими распространёнными определениями, если они стоят перед определяемым словом. Например:

Кругом лежал старый, с корнем вырванный лес.

Однако если одиночное прилагательное стоит после распространённого обстоятельства определения перед определяемым словом, то запятая обычно не ставится. Например:

Кругом лежал с корнем вырванный старый лес.

Мише купили новую, красивую футболку.

Таким образом, в общем виде связи однородных и неоднородных определений можно представить в виде схем. Однородные определения связаны между собой и все вместе относятся к определяемому слову. В случае неоднородных определений связь определяемого слова с одним из определений дополнительно описывается ещё одним определением.

Определения могут быть однородными и неоднородными. Однородные определения разделяются запятой. Они в одинаковой степени подчинены определяемому слову и произносятся с перечислительной интонацией. Неоднородные определения НЕ разделяются запятой. Они произносятся БЕЗ перечислительной интонации и отличаются тем, что характеризуют предмет с разных сторон и по разным признакам. Чаще всего неоднородные определения выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных. Пунктуация при однородных и неоднородных обстоятельствах определениях может быть авторской и зависеть от смысла.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Предмет: русский язык

Место урока в системе уроков по данной теме: 1 урок

Цель деятельности учителя: научить способам различения однородных/неоднородных определений, сформировать пунктуационные навыки;

Планируемые результаты:

перечисляют признаки однородных членов, опознают однородные члены в предложении;

воспроизводят способы различения однородных/неоднородных определений;

объясняют постановку знаков препинания при однородных/неоднородных определениях;

сравнивают предложения и его структурные части,

Метапредметные:

Познавательные:

правильно формулируют учебную проблему, цель, задачи, гипотезу, выводы;

используют имеющиеся знания для решения новой учебной задачи на практике;

Регулятивные:

применяют алгоритм на практике

планируют свою деятельность с помощью учителя

делают выводы, формулируют правило;

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество

принимают совместные решения при работе с учебной задачей

контролируют свои действия и действия партнера

уважать мнение других через бесконфликтную работу в группах;

Методы, приёмы:

Наглядный (наблюдение, дидактический материал).

Словесный (активизирующий, побуждающий диалог).

Проблемный (столкновение мнений).

Творческая работа (составление алгоритма).

Самостоятельная практическая работа (сравнительный анализ, работа по алгоритму).

Форма работы на уроке: коллективная, парная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник Русский язык 8 класс/М.М. Разумовская, С.И. Львов и др. Дрофа, 2013

Оборудование, наглядность: проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

I . Мотивация (1-2 мин.)

- Как вы думаете, а под силу ли вам, простым ученикам совершить открытие новых знаний? Удавалось ли вам самостоятельно открыть какой-либо закон, сформулировать правило?

- Я предлагаю вам сегодня на уроке работать под девизом:

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин)

Перед вами два предложения:

Летом картофель цветёт белыми, Бригадир внимательно рассматривал

фиолетовыми, синими цветками. первые синеватые цветки нового сорта

Задания для работы в паре:

1) Прочитайте предложения друг другу вслух. С какой интонацией вы прочли первое предложение? А второе?

2) Запишите предложения и объясните графически постановку знаков препинания.

3) Какое противоречие, несоответствие между предложениями вы заметили? Что вас

III . Выявление места и причины затруднения. (2-3 мин)

Противоречие: (Во втором предложении рядом стоят два прилагательных-определения. Союзов между ними нет. Почему между ними нет запятых?

- С какой проблемой мы столкнулись? Какие знания мы имеем?

Позволяют ли они решить нам новую учебную задачу?

Проблема 1. У нас есть знания об однородных членах и правилах постановки знаков препинания при них, но их недостаточно для решения новой учебной задачи.

Проблема 2. – Чего конкретно мы не знаем?

(Всегда ли определения, стоящие рядом, являются однородными и разделяются запятыми?)

- Что мы можем предположить, исходя из проблемы?

Определения могут быть как однородными, так и неоднородными; запятая ставится только между однородными определениями.

IV . Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

- Сформулируйте тему урока и запишите.

Целеполагание: - Какую цель мы поставим перед собой? Что нам нужно узнать на уроке? Что будет результатом нашего урока?

Цель: (знать способы различия однородных/неоднородных определений и правило постановки знаков препинания при них; уметь применять эти знания на практике).

- Какие действия-шаги мы должны предпринять, чтобы достичь поставленной цели?

Задачи: ( представлен слайд с задачами, данными вразнобой, учащиеся восстанавливают последовательность):

1) повторить признаки однородных членов;

2) разработать алгоритм для различения однородных/неоднородных определений;

3) провести эксперимент с предложениями на основе алгоритма;

4) сформулировать правило постановки знаков препинания при однородных/неоднородных определениях.

V . Реализация проекта выхода из затруднения. (10-12 мин)

Творческая работа (составление алгоритма для различения однородных/неоднородных определений).

- Назовите признаки однородных членов.

Признаки однородных членов .

Однородные члены:

1. Произносятся с интонацией перечисления.

2. Допускают вставку союза И.

3. Характеризуют предмет с одной стороны (однородные= одинаковые, похожие).

4. Относятся к одному и тому же слову, не зависят друг от друга.

- Используя эти знания, мы можем составить алгоритм способов различения однородных/неоднородных определений.

- Вспомните, что такое алгоритм?

Алгоритм – порядок действий, правил для решения данной задачи.

Коллективная разработка алгоритма под руководством учителя.

1. Прочитать предложения и определить: произносятся определения с

интонацией перечисления или нет?

2. Проверить, допускают ли они между собой вставку союза И или нет?

3. Проверить, определения называют разные признаки предмета или одинаковые?

4. Проверить, определения относятся к одному существительному или одно из них (ближайшее) относится к существительному, образуя с ним словосочетание, а перед ним стоящее относится к этому словосочетанию?

- Сделайте вывод, какие определения являются однородными, а какие неоднородными?

- Сформулируйте правило постановки знаков препинания при однородных/неоднородных определениях.

- Переведите полученную информацию в схему.

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин)

Самостоятельная экспериментальная работа в группах по алгоритму. Результаты фиксируются в таблице и озвучиваются учащимися.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 5 мин)

На слайде представлены пронумерованные предложения. Задача учащихся распределить предложения в две группы (с однородными и неоднородными определениями), записывая только номера предложений.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов). (Группа I : 1, 3,4, группа II : 2, 5, 6, 7)

YIII . Итоговая рефлексия: (5 мин.)

- Понравилось ли вам самостоятельно добывать знания? Что принесло удовлетворение в работе? А что было трудно? В каких случаях?

- Кроме того что вы узнали новые знания по предмету, чему вы ещё научились на уроке?

Чем актуальны, важны, необходимы для нас знания по теме урока? Как мы можем их применить на практике?

(заполните листы самооценки)

YII . Этап знакомства с домашним заданием: (1-2 мин.) параграф 32, упр. 212письменно – сильные уч-ся , упр. 211 – слабые уч-ся


Понятие однородных членов

Для большего раскрытия содержания предложения или усиления какой-либо его части часто используют однородные члены предложений. Они отвечают на один вопрос и поясняют один и тот же член предложения или относятся к нему. Однородные члены абсолютно самостоятельные и связываются в предложении либо перечислительной интонацией, либо сочинительными союзами. Редко их могут связывать подчинительные союзы, передающие смысл уступки или причины происходящего.

однородные и неоднородные определения

Однородными одинаково могут быть все члены предложения как второстепенные, так и главные. Трудности при расстановке знаков препинания часто вызывают сомнения в их однородности. Чтобы знать, когда запятые нужны, а когда нет, следует понять, что различает однородные и неоднородные определения.

Определения неоднородные и однородные

Однородными считаются определения, относящиеся к одному члену предложения или которые характеризуют его, и отвечают на один вопрос. Между однородными определениями ставятся запятые, так как они описывают предмет с какой-либо стороны либо перечисляют его разновидности, например:

  • На клумбе расцвели первые тюльпаны – красные, желтые, розовые и пестрые (однородные определения характеризуют подлежащее только с одной стороны – по цвету).
  • Скамейка находилась под высоким, толстым дубом и располагала к отдыху в его тени (однородные определения перечисляют качества дополнения).

однородные и неоднородные определения примеры

Неоднородные определения дают описание предмета с разных сторон, характеризуя по различным его качествам.

Этим и отличаются однородные и неоднородные определения. Примеры показали, что однородные разделяются по признакам и условиям, которые они характеризуют. Также им свойственна перечислительная интонация.

Неоднородные определения

По способу выражения признаков и по месту в предложении можно разделить однородные и неоднородные определения.

К неоднородным относятся:

Еще одним признаком, различающим однородные и неоднородные определения (примеры это наглядно демонстрируют), является отсутствие перечисляющей интонации, когда они раскрывают в предметах их различные свойства.

Основные признаки однородности

    перечисление качеств различных предметов: осины украсились желтой, пурпурной и красной листвой, березы – золотой (определения характеризуют различную по цвету листву);

однородные и неоднородные определения тест

Еще отличают однородные и неоднородные определения знаки препинания в предложении. При однородных второстепенных членах они ставятся всегда.

Знаки препинания при однородных определениях

Важно правильно определять ставить или нет знаки препинания, когда в предложении есть однородные и неоднородные определения. Урок (8 класс), посвященный этой теме, дает следующие примеры расстановки запятых:

    Когда однородные определения выражены одиночным прилагательным и идущим за ним причастным оборотом, то между ними ставится запятая: сын протянул маме большой, собранный им букет из полевых цветов.

однородные и неоднородные определения знаки препинания в предложении

Запятые не ставятся, если однородные и неоднородные определения разделены сочинительным союзом и. Например: красные и желтые шары (однородные определения); дом был большой и каменный (неоднородные определения).

Дополнительные признаки однородности и неоднородности

Кроме основных, есть дополнительные признаки, указывающие на то, что определения однородные. Это свойственно либо стихотворным формам, связанным требованиями рифмы, либо терминологии. В подобных речевых конструкциях определения, даже стоявшие после определяемого ими предмета, могут быть неопределяемыми. Например:

  • Здравствуйте, дни ясные осенние.
  • Виноград зимний позднеспелый.

знаки препинания в предложении

Однородные и неоднородные определения (упражнения это подтверждают) могут переходить из одного качества в другое. Например, когда одно определение стоит перед другим, составляющим с предметом единое словосочетание: длинный железнодорожный состав.

Особая разновидность определений

  • Совсем другое, интересное наступило время (другое, а именно интересное).
  • Пьеса получила новое, самобытное звучание (новое, то есть самобытное).

однородные и неоднородные определения упражнения

Между однородными определениями, связанными пояснительными условиями, ставится запятая.

Примечание

  • На улицах города появились новые, желтые такси (прежние не были желтыми).
  • На улицах города появились новые желтые такси (увеличилось количество желтых такси).

однородные и неоднородные определения урок 8 класс

В первом примере акцент на то, что такси в городе стали желтыми. Во втором, что среди желтых такси появились новые машины.

Двоякая пунктуация

В зависимости от того, какую интонацию применяет говорящий, в некоторых словосочетаниях определение, следующее за первым, может стать не однородным, а пояснительным. Например:

  • К результату привели новые проверенные методы (до этого этих методов не было).
  • К результату привели новые, проверенные методы (предыдущие методы не были проверенными).

Читайте также: