Какая структура законодательного органа предполагает избрание депутатского корпуса

Обновлено: 02.07.2024

Законопроектом же предполагается значительно сократить количество депутатов по всем четырем категориям. По первой категории быть избранными в законодательные органы власти смогут не более 10 депутатов, по второй — не более 15, по третьей — не более 20 и по четвертой — до 30 депутатов.

В пояснительной записке указано, что — так как полномочия депутатов прекратить невозможно — будет переходный период. То есть начнется перевод с оплачиваемой на неоплачиваемую основу, ликвидация кабинетов и всего материально-технического обеспечения. Что касается тех, кто лишится депутатских кресел, то их судьба будет решаться путем голосования в регионах.

Алексей Диденко уверен, что качество законотворчества ни в коем случае не связано с численностью депутатов, зато напрямую связано с местным бюджетом, из которого финансируется их деятельность.

— Любой кризисный период заставляет задумываться об эффективности управления, и депутатский корпус по 100 человек или 90 — это ни в какие рамки не лезет. Поэтому предполагается начать с коллег из регионов, у которых в кризисные времена депутатский корпус составляет более 100 человек и получает немаленькую зарплату. Мне представляется, что мнение фракции сможет выразить и 10 депутатов, поэтому нецелесообразно раздувать корпус до такого масштаба. Прежде всего это позволит сэкономить не только на заработной плате, но и на аренде занимаемых площадей, которые в избытке имеются у региональных и местных депутатов. Кроме того, внесенные изменения позволят привлечь дополнительные средства в бюджет и скрасить ту печальную картину, что осталась в воспоминаниях депутатов после рассмотрения проекта бюджета в первом и втором чтениях, — отметил парламентарий.

— Этим грешат как некоторые города, так и некоторые национальные республики, раздувая численность, устанавливая большие зарплаты и получая различные привилегии. Тут не нужно переживать, потому что само по себе количество фракций не изменится, а 10 депутатов вполне достаточно, чтобы дать какую-то экспертную оценку тому или иному законодательному акту. Уже были небольшие сокращения депутатского корпуса в субъектах, но то были другие времена. Нынешнее же суровое время заставляет принимать суровые решения. Регионы часто говорят об отсутствии каналов для формирования своих доходов, но редко задумываются об эффективности расходов в первую очередь в управленческом направлении, — подчеркнул парламентарий.

Алексей Диденко добавил, что в соответствии с концепцией ЛДПР и консервативным поворотом государственных элит представляется возможным вообще отказаться от представительных органов депутатского типа, но это отдаленная перспектива. Пока же необходимо принять необходимые меры для баланса в органах власти в субъектах.

Инициативу коллеги поддержал и замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. По его мнению, в регионах действительно есть проблемы с бюджетом, и содержать такое количество депутатов просто неразумно.

— В любом случае депутат на штатной или нештатной работе имеет определенные расходы. Это и кабинеты, и техническое обеспечение, и депутатские фонды. Что касается последних, то нужно еще посмотреть, как эти деньги тратятся. Мы, например, следим за тем, как используются деньги на местах нашими депутатами. Где-то нужно крышу отремонтировать, где-то купить тренажеры для школы. А некоторые избранники занимаются тем, что через свои аффилированные структуры осваивают деньги фондов, — рассказал парламентарий.

Ярослав Нилов считает, что нередко в регионах депутатский мандат получают для определенных льгот, а не для того, чтобы заниматься депутатской деятельностью. По его мнению, все депутаты, которые работают в парламентах регионов, должны работать на профессиональной основе и получать зарплату, что позволит отвечать на социальные запросы и значительно сократить коррупционные преступления.

— Многие депутаты сегодня являются бизнесменами и, получив мандат депутата, полноценно не занимаются работой. Для них гораздо важнее — это лоббирование собственных бизнес-интересов и решение коммерческих вопросов. В некоторых субъектах, безусловно, необходимо сократить численность депутатов, потому что такое количество, как сейчас, просто не нужно, — подчеркнул Ярослав Нилов.

Глава Института политических исследований Сергей Марков отметил, что законодательная инициатива правильная, но не совсем своевременная.

— Должны быть установлены равные условия для регионов, потому что существует большой разрыв в сетке квот. Например, в действующем законодательстве закреплена такая норма, что если в субъекте свыше 2 млн избирателей, то установленное число депутатов должно составлять не менее 45 и не более 110 человек, а это, заметьте, ощутимая разница. Поэтому законопроект правильный, но несвоевременный — сейчас против России ведется агрессия, — подчеркнул Сергей Марков.

Политолог считает, что прежде всего нужно сосредоточиться на внешнеполитической угрозе. По его словам, этот вопрос актуальнее ставить, когда Россия выйдет из состояния кризиса, организованного зарубежными финансистами и политиками.

— Представляете, чтобы во время Великой Отечественной войны власти озаботились бы, сколько где депутатов? Задачи были совершенно другие. Но и сейчас первоочередная задача — выдержать давление западной коалиции во главе с США с целью осуществить государственный переворот и ликвидировать нашу страну. Поэтому вопрос о количестве депутатов считаю сейчас второстепенным, — отметил Сергей Марков.

— Если мы говорим о мажоритарных округах, то в случае принятия закона они станут просто огромными. В них, соответственно, будет сложно работать с избирателями и сама избирательная кампания будет стоить больших денег. Это означает, что на выборы пойдут люди богатые, сумевшие кому-то заплатить, а это всё порождает неэлекторальную коррупцию и впоследствии деформацию депутатского корпуса, — считает эксперт.

16. ДЕПУТАТЫ И ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ФРАКЦИИ) ПАРТИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

16.1. По решению соответственно Президиума Генерального совета Партии, Президиумов Региональных политических советов, Местных политических советов депутаты, избранные в составе списка кандидатов, выдвинутого Партией (либо соответственно уровню выборов – ее структурными подразделениями), допущенного к распределению депутатских мандатов, создают депутатские объединения (фракции) Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах муниципальных образований. В состав депутатского объединения (фракции) в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах муниципальных образований также входят депутаты, являющиеся членами Партии и депутаты, не являющиеся членами Партии, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, выдвинутые Партией (либо соответственно уровню выборов – ее структурными подразделениями).

16.2. В состав депутатского объединения (фракции) Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах муниципальных образований могут входить депутаты, не указанные в п. 16.1 Устава Партии.

16.3. Участие Депутата в иных депутатских объединениях в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования, определяется соответствующим положением о депутатских объединениях (фракциях) Партии, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

16.4. Кандидат на должность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выдвигается Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Генерального совета Партии.

Порядок выдвижения Генеральным советом Партии кандидатур на указанную должность определяется Генеральным советом Партии.

Кандидаты на выборные руководящие должности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации выдвигаются Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии в порядке, определяемом Генеральным советом Партии.

16.5. Кандидатура для избрания на должность председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации выдвигается (вносится) Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации по предложению Конференции регионального отделения Партии.

Кандидатура для избрания на должность председателя представительного органа муниципального образования выдвигается (вносится) Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии в представительном органе муниципального образования по предложению Конференции (Общего собрания) местного отделения Партии (при наличии в муниципальном образовании нескольких местных отделений – Конференции регионального отделения Партии).

Кандидатура для избрания на должность председателя представительного органа городского и сельского поселения может быть выдвинута (внесена) Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии в представительном органе муниципального образования по предложению Местного политического совета.

Кандидатуры для рассмотрения Конференцией регионального отделения Партии, Конференцией (Общим собранием) местного отделения Партии вносятся делегатами Конференции (участниками Общего собрания) из числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления. Делегат Конференции – депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления – может внести свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Кандидатуры для рассмотрения Местным политическим советом вносятся из числа депутатов представительного органа муниципального образования. Член Местного политического совета – депутат представительного органа местного самоуправления – может внести свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Решение Конференции регионального отделения Партии, Конференции (Общего собрания) местного отделения Партии, Местного политического совета о предложении кандидатуры для выдвижения (внесения) для избрания на должность председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования принимается тайным голосованием на альтернативной основе (не менее двух кандидатур).

Протокол Конференции регионального отделения Партии, Конференции (Общего собрания) местного отделения Партии о предложении кандидатуры для избрания на должность председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования административного центра субъекта Российской Федерации утверждается Президиумом Генерального совета Партии.

Протокол Конференции (Общего собрания) местного отделения Партии, Местного политического совета о предложении кандидатуры для избрания на должность председателя представительного органа иного муниципального образования утверждается Президиумом Регионального политического совета.

Кандидатуры для избрания на иные руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, на иные должности в представительном органе муниципального образования выдвигаются (вносятся) Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии. Решение о предложении указанных кандидатур принимается тайным голосованием на альтернативной основе (не менее двух кандидатур).

16.6. Руководитель депутатского объединения (фракции) Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в представительном органе муниципального образования избирается Депутатами, депутатским объединением (фракцией) Партии соответственно в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в представительном органе муниципального образования из числа членов соответствующего депутатского объединения (фракции) Партии на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) тайным голосованием.

Кандидатуры на должность руководителя депутатского объединения (фракции) Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся членами депутатского объединения (фракции) Партии по предложению соответственно Президиума Генерального совета Партии и Президиума Регионального политического совета.

Кандидатуры на должность руководителя депутатского объединения (фракции) Партии в представительном органе муниципального образования вносятся членами депутатского объединения (фракции) Партии по предложению Президиума Регионального политического совета (при наличии в муниципальном образовании нескольких местных отделений Партии) или Местного политического совета (при наличии в муниципальном образовании одного местного отделения Партии).

Депутат – член депутатского объединения (фракции) Партии может внести свою кандидатуру на должность руководителя депутатского объединения (фракции) Партии в порядке самовыдвижения.

Решение Депутатов, депутатского объединения (фракции) Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования административного центра субъекта Российской Федерации об избрании руководителя депутатского объединения (фракции) Партии утверждается Президиумом Генерального совета Партии.

Решение Депутатов, депутатского объединения (фракции) Партии в представительном органе иного муниципального образования об избрании руководителя депутатского объединения (фракции) Партии утверждается Президиумом Регионального политического совета.

16.7. Партия и ее структурные подразделения обязаны оказывать содействие Депутатам, депутатским объединениям (фракциям) Партии в их работе.

16.8. Депутатские объединения (фракции) Партии обязаны ежегодно отчитываться перед руководящими органами структурных подразделений Партии о своей деятельности в порядке, установленном положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии. Депутаты обязаны информировать структурные подразделения Партии о своей деятельности.

16.9. Президиум Генерального совета Партии, Президиумы Региональных политических советов по согласованию с Президиумом Генерального совета Партии и Местные политические советы по согласованию с соответствующими Президиумами Региональных политических советов и с Президиумом Генерального совета Партии принимают решения о приостановлении либо прекращении деятельности соответствующих депутатских объединений (фракций) Партии в случаях нарушения Устава или Программы Партии либо невыполнения решений руководящих органов Партии и (или) её соответствующих структурных подразделений.

16.10. Президиум Генерального совета Партии, Президиум Регионального политического совета могут внести соответствующим Депутатам, депутатским объединениям (фракциям) Партии в представительных органах муниципальных образований предложения:

- об инициировании удаления в отставку главы муниципального образования в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- по оценке деятельности главы муниципального образования, главы местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления по результатам их ежегодных отчетов перед представительным органом муниципального образования.

Предложения Президиума Регионального политического совета об инициировании удаления в отставку главы муниципального образования административного центра субъекта Российской Федерации, а также по оценке его деятельности осуществляются по согласованию с Президиумом Генерального совета Партии.

Инициирование соответствующими депутатскими объединениями (депутатами) Партии в представительных органах муниципальных образований удаления в отставку главы муниципального образования в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, осуществляется по согласованию с Президиумом Регионального политического совета на основании представления Местного политического совета, а главы муниципального образования административного центра субъекта Российской Федерации – с Президиумом Генерального совета Партии на основании представления Президиума Регионального политического совета.

В связи с обращением в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сообщаем, что, по нашему мнению, вопросы, поставленные в обращении, относятся к регулированию статуса депутата представительного органа муниципального образования и в силу пункта "н" статьи 72, статьи 73 Конституции Российской Федерации и статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть урегулированы законом субъекта Российской Федерации с учетом положений федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В связи с изложенным отмечаем, что соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования является отставка по собственному желанию.

Порядок и форма заявления о своей отставке, как и процедура сложения депутатом своих полномочий федеральным законодательством не установлена. Полагаем, что в случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержится в части 4 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение.

Только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу. До принятия такого решения депутат вправе пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями и получать денежные выплаты, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П.

В то же время в случае избрания депутата представительного органа муниципального образования на иную должность, замещение которой несовместимо с полномочиями депутата, отсутствие такого решения представительного органа, исходя из положений пункта 6 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не может служить препятствием для его регистрации в качестве избранного лица, вступления в должность, принятия участия в заседании вновь избранного органа и т.д.

Что касается отзыва депутатом заявления о сложении своих полномочий по собственному желанию, то возможность и процедура отзыва ранее поданных заявлений законодательно не закреплена, при этом прямого запрета на отзыв заявления депутата о своей отставке законодательство не содержит, что подтверждается судебной практикой (решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2017 года по делу N а-8269/17). На наш взгляд, решение о возможности такого отзыва должно рассматриваться и приниматься представительным органом муниципального образования в каждом конкретном случае, исходя из сложившихся обстоятельств.

При решении указанного вопроса в случае, если заявление было подано в связи с избранием депутата на иную должность, следует учитывать, приступил ли депутат к исполнению новых полномочий, а также учитывать ограничения, налагаемые на депутата в части замещения иной выборной должности, позицию законодательного (представительного) органа государственной власти, в который избран депутат, основанную на законодательстве о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

о правовом статусе депутата представительного органа муниципального образования

Практическое значение законодательного определения понятий "правовой статус депутата" представительного органа муниципального уровня состоит в том, что данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать самые разнообразные интересы населения. Правовой статус депутата органа местного самоуправления - это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий.

В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти.

Понятие "депутат" применимо к представительным органам местного самоуправления, определяется также в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Важнейшей чертой правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления является его стабильность и неизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитию негативных тенденций в обществе и государстве. Это особенно актуально для современной России, где весьма динамично на уровне местного самоуправления изменяются или исчезают старые и появляются новые правовые отношения и институты, происходит болезненный процесс реформирования местной (муниципальной) власти.

Следует признать, что до настоящего времени федеральное и региональное законодательство по вопросам определения правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления носит не до конца оформленный характер. Ситуацию осложняет отсутствие Федерального закона о статусе такого депутата, в котором было бы дано четкое определение данного юридического понятия, детально регламентированы в нормах федерального права его основные элементы.

Так, статьей 40 вышеуказанного Федерального закона установлено, что депутату органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Данной нормой гарантируются права граждан на местное самоуправление, их возможность влиять на работу местных органов власти, в данном случае определять их состав. Установленные сроки начала и прекращения полномочий депутатов местного самоуправления обеспечивают непрерывность функционирования представительных и иных органов муниципального образования. Полномочия депутатов местного самоуправления начинаются со дня их избрания, хотя представительный орган предыдущего созыва еще некоторое время может функционировать в прежнем составе, а заканчиваются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. За это время депутаты готовятся к правотворческой деятельности, встречаются с избирателями.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Характерно, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не могут заниматься какой-либо еще деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, занимать ряд должностей. В то же время закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

Депутатский статус предполагает особые гарантии при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, которые устанавливаются Федеральным законом. Так, действующий закон о местном самоуправлении (ч.9 ст.40) устанавливает, что депутаты местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата органа местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом органа местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Нормы действующего закона о местном самоуправлении недостаточно полно обеспечивают депутатскую неприкосновенность. Так, ничего не говорится об особенностях статуса депутата при совершении в отношении него оперативно-розыскных действий. Установление гарантий прав депутатов местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами направлено, прежде всего, на обеспечение депутатской неприкосновенности. Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов местного самоуправления установлены гл. 52 УПК РФ. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (ст. 448 УПК РФ).

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с федеральными и муниципальными нормативными актами, депутаты представительных органов местного самоуправления наделены довольно обширными правами, образующими сложную и внутренне неоднородную систему. Исходя из вышеизложенного, следует определить систему правовых полномочий как элемент конституционно-правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, состоящую из двух групп:

В первую группу входят права лично участвовать в заседаниях муниципального собрания; избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном собрании; высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным собранием; предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным собранием; вносить проекты правовых актов муниципального собрания для рассмотрения на его заседаниях; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального собрания; вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному собранию; участвовать в прениях в установленном порядке; оглашать на заседаниях муниципального собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.

Вторую группу прав представителей депутатского корпуса составляют права депутатов участвовать в работе постоянных и временных комиссий муниципального собрания, членом которых он является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений; принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

Кроме того, по вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.

Выделяют гарантии организационно-правовые, связанные с правами и возможностями депутата представительного органа местного самоуправления.

Так, к организационным гарантиям деятельности депутатов следует отнести, например: обязательное рассмотрение внесенных ими обращений и иных инициатив; обязательная постановка на голосование внесенных инициатив, в том числе поправок к проектам правовых актов; право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования (с учетом режима их работы), пользоваться правом внеочередного приема их руководителями и иными должностными лицами.

Кроме того, существует обязанность руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, к которым обратился депутат по вопросам своей деятельности, безотлагательно давать устный либо письменный ответ на их обращение, предоставлять запрашиваемые документы и сведения.

Депутаты имеют права принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов. В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов, соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в установленный срок.

Депутату обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы. Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.

Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска. Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Далее, важнейшей организационно-правовой гарантией осуществления профессиональной депутатской деятельности является право законодательной инициативы депутата, которая осуществляется в форме внесения в законодательный орган законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых муниципальных правовых актов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные нормативные акты, законы либо о признании их утратившими силу.

Конституционно закрепленный принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации и невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти предусматривает необходимость обеспечения системы гарантий свободного, самостоятельного и независимого осуществления депутатским корпусом представительных органов власти своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим базовым принципом представительный орган местного самоуправления самостоятельно решает вопросы организационно-технического и материально-финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления утверждаются самим представительным органом местного самоуправления и предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования.

Организационной гарантией деятельности депутата является возмещение транспортных расходов, связанных с осуществлением им депутатской деятельности вне постоянного места жительства, в соответствии с действующим законодательством, а также депутату, использующим личный транспорт для осуществления своих полномочий, в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления возмещаются расходы на его содержание и эксплуатацию.

Наконец, еще одной значимой организационной гарантией деятельности депутата представительного органа местного самоуправления является право иметь помощников.

На время участия в заседании представительного органа местного самоуправления, а также выполнения иных депутатских полномочий депутат, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных и иных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту работы.

Если ввиду специфики работы депутату не может быть сохранен средний заработок, по решению представительного органа местного самоуправления депутату может быть предоставлена за счет средств местного бюджета компенсация за каждый день выполнения депутатских полномочий, исходя из дневной ставки оплаты труда депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.

Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

Помимо вышеперечисленных прав и гарантий депутата органа местного самоуправления существуют и обязанности депутата, установленные как федеральным законодательством, так и муниципальными правовыми актами.

Так, согласно закона о местном самоуправлении, депутат органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Регламентом Собрания представителей муниципального образования Куркинского района установлено, что депутат обязан:

- в своей деятельности выражать и защищать интересы избирателей, основываясь на принципах законности и депутатской этики;

- присутствовать на заседаниях тех органов, членом которых он является, о невозможности присутствия на заседаниях по уважительной причине заблаговременно информировать председателя Собрания представителей;

- обязан отчитаться перед своими избирателями не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной кампании.

1. Наименование органа законодательной власти.
В регионах используется множество различных наименований для законодательных собраний. Наименование определяет сам регион, и федеральный закон не регламентирует этот выбор. В результате возникает еще большее разнообразие наименований, чем в случае с исполнительной властью. Количество наименований увеличивается еще и из-за того, что в республиках активно используются национальные названия.
В "русских" регионах наиболее распространены два наименования — дума и законодательное собрание, которые используются примерно с равной частотой14. Для каждого конкретного случая к этому наименованию добавляется определение (краевая, областная, окружная, городская) и (или) название конкретного субъекта федерации.
Наименование "дума" было выбрано для обозначения органа законодательной власти в Приморском крае, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Магаданской, Московской, Мурманской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Читинской областях, Москве, Агинском Бурятском, Корякском, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском Бурятском, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. В Самарской области орган законодательной власти назвали не областной, а губернской думой .
Законодательное собрание избирают в Краснодарском крае, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Свердловской"', Тверской, Ульяновской, Челябинской областях, Санкт-Петербурге, Еврейской АО, Коми-Пермяцком АО.
Искать какие-либо закономерности здесь не следует: названия выбирались с известной долей случайности, по примеру соседей или, наоборот, чтобы отличаться от соседей. Своеобразный синтез двух наименований провели в Хабаровском крае, создав законодательную думу.
В отдельных случаях регионы используют наименование Государственная Дума (что может создавать некоторую путаницу, поскольку нижняя палата российского парламента имеет такое же название). В их число входят Ставропольский край, Томская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий АО.
Также в некоторых регионах был использован менее распространенный вариант наименования — "собрание". В Архангельской, Псковской областях и Ненецком АО орган законодательной власти называется собранием депутатов. В Астраханской области применялось наименование "областное представительное собрание", но затем от него отказались.
Ряд регионов, используя свое право на свободный выбор наименования, сохранил прежнее — "совет", "совет народных депутатов". В результате, как и прежде, советы избирались в Алтайском крае, Амурской, Камчатской, Липецкой, Орловской и Новосибирской областях. Некоторое время орган законодательной власти именовался советом в Кемеровской области. Как правило, такие решения принимались в более консервативных регионах, где решили не менять традицию. В Камчатской области, где орган законодательной власти возглавлял коммунист, было восстановлено прежнее наименование — совет народных депутатов.
Особая ситуация характерна для республик, которые использовали для своих легислатур определение "государственный" (хотя, как показано выше, это делали и некоторые "русские" регионы). Наиболее распространенными наименованиями оказались Государственный Совет (Адыгея, Республика Коми, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, позднее — Чечня) и Государственное Собрание (Республика Алтай, Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Якутия). Активно использовались и национальные названия. В одних случаях они применялись в качестве официальных "дублеров" для основных, например Ил Тумэн в Якутии, Эл Курултай в Республике Алтай. В других они стали неотъемлемой частью основного наименования. Так, в республиках, где титульное население относится к монгольской группе или где исторически велико монгольское влияние, названия легислатур являются производными от традиционного национального понятия "хурал": Верховный хурал в Калмыкии и Туве, Народный хурал в Бурятии. Из автономных округов национальное название было использовано только в Эвенкии — законодательный суглан.
Кроме того, применяются такие наименования, как Народное собрание (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия) и просто Парламент (Кабардино-Балкария, Северная Осетия). В Хакасии, напротив, сохранили прежнее наименование — Верховный совет. В Карелии легислатуру по образцу обычных областей назвали законодательным собранием.
2. Особенности состава и структуры законодательных собраний.
Состав и структура региональных законодательных собраний определяются самими регионами. Этим объясняется большое количество различий.
Во-первых, региональные законодательные собрания могут быть однопалатными или двухпалатными. Бикамерализм использовался в основном в республиках, и роль верхней палаты в той или иной степени соответствовала аналогичной роли Совета Федерации (разница состоит в том, что депутаты обеих палат избирались народом). Например, в Башкирии верхняя палата формировалась по "классическому" принципу — по два представителя от каждого района. Двухпалатный парламент также имелся в Кабардино-Балкарии, Карелии и Якутии. Из прочих регионов бикамерализм характеризует Свердловскую область.
Однако просматривается тенденция к упрощению структуры региональных легислатур, что совпадает с аналогичной тенденцией в отношении исполнительной власти и объясняется примерно теми же обстоятельствами. От двухпалатности отказались в Башкирии, Кабардино-Балкарии и Карелии, еще раньше — в Чукотском АО. Напротив, она предусмотрена в Чечне, где первые парламентские выборы прошли в 2005 г.
Во-вторых, число депутатов сильно различается от региона к региону. Наиболее распространенным во второй половине 1990-х гг. можно было признать вариант, когда число депутатов находится в пределах от 20 до 50. Минимальные показатели обычно характеризовали малонаселенные автономные округа (11 депутатов на Таймыре, 12 в Корякском АО, 13 — на Чукотке). Максимальные показатели характерны для республик, где число депутатов может превышать сотню. В "русских" регионах наибольшая численность законодательного собрания находится на уровне примерно 50 депутатов. Но в связи с повсеместным введением смешанной системы число депутатов в ряде регионов увеличивается П.
Следует отметить, что число депутатов слабо зависит от величины региона и численности населения и определяется местными представлениями о целесообразности. Например, численность на уровне 50 была установлена в небольших Брянской и Тамбовской областях, тогда как в Москве она составляет 35, а в Самарской области — всего 25.
Наряду с законодательными собраниями в регионах может быть институт специально созываемых представительных собраний. Например, в Туве наряду с легислатурой — Верховным хуралом использовался особый институт парламентаризма — Великий хурал, который воспринимается как продолжение традиций тувинского народа. Однако полномочия Великого хурала были ограничены, хотя и весьма важными решениями: Великий хурал оформлял изменения конституции по итогам референдумов, предложений Верховного хурала и главы республики. В Дагестане было предусмотрено Конституционное собрание (см. выше).
3. Порядок избрания законодательных собраний.
Депутаты законодательных собраний избираются прямым и тайным голосованием во всех регионах (и во всех палатах, если речь идет о двухпалатных легислатурах). С лета 2003 г. в соответствии с федеральным законом в обязательном порядке используется смешанная система, когда не менее половины депутатов должны избираться по партийным спискам, т.е. пропорциональной системе. В регионах с двухпалатными парламентами по партийным спискам должно формироваться не менее половины состава одной из палат.
Элементы смешанной системы вводились в регионах еще в 1994 г. Она, в частности, использовалась в Марий Эл, Туве, Саратовской области на первых выборах, но затем была отменена. Да и число депутатов, избираемых по спискам, было в этих регионах минимальным (5 из 32 в Туве, 8 из 30 в Марий Эл, 10 из 35 в Саратовской области). На выборах депутатов второго созыва смешанная система была введена в Калининградской области (5 депутатов из 32) и Усть-Ордынском Бурятском АО (4 депутата из 19), и ее удалось сохранить на последующих выборах. Однако для всех этих случаев характерно очень небольшое число депутатов, избираемых по партийным спискам.
Реально лидерами в процессе внедрения полноценной смешанной системы в России являются Красноярский край и Свердловская область. В Красноярском крае по спискам, начиная с 1997 г., избирались 20 депутатов, по округам — еще 20 на территории собственно края и два на территориях автономных округов. В Свердловской области целиком по партийным спискам избирается одна из палат двухпалатной легислатуры — областная дума.
Слабое развитие смешанной системы в регионах объяснялось явным предпочтением, которое отдавалось выборам в округах по мажоритарной системе. Такие выборы обычно позволяли исполнительной власти сохранить контроль за законодательным собранием, поскольку успеха в округах, как правило, добивались лояльные губернаторам кандидаты. Выборы по партийным спискам вели к росту представительства различных политических партий, что не устраивало исполнительную власть. Поэтому инициатива по обязательному внедрению смешанной системы в регионах встретила сопротивление региональных властных элит (только в Свердловской области формат легислатуры полностью соответствовал новому федеральному закону).
Тем не менее федеральный центр настоял на своем, и со второй половины 2003 г. в России начался эксперимент с повсеместным внедрением выборов по партийным спискам в региональные законодательные собрания. Право участвовать в этих выборах поначалу имели как региональные отделения общефедеральных партий, так и создаваемые в самих регионах предвыборные блоки и объединения (на основе отделений общефедеральных партий). Последнее расширяло пространство для маневра региональным элитам. Однако в 2005 г. создание региональных блоков было запрещено федеральным законом, и участвовать в региональных выборах могут только общероссийские партии, каждая сама по себе, со своим списком.
Что касается мажоритарной системы, то на региональном уровне определяется порядок выборов, связанный с количеством и структурой избирательных округов. В некоторых регионах используются двух- и многомандатные округа. Обычно это объясняется нежеланием делить территории крупных районов и городов между несколькими одномандатными округами. В маленькой Ингушетии на первых выборах все 27 депутатов избирались по единому общереспубликанскому округу. Округа с разным числом мандатов широко использовались в Мурманской области. Например, Мурманск был поделен на три трехмандатных округа, некоторые города представляли собой двухмандатные округа и т.п.
4. Срок полномочий.
Как и в случае с выборами высших должностных лиц, федеральный закон с 1999 г. устанавливает максимальный срок полномочий для депутатов региональных законодательных собраний — пять лет. Ограничения по количеству сроков, которые работает депутат, не установлены. Законодательное собрание может приступить к работе только в случае, если Избрано более двух третей депутатов18.
До этого регионы обычно копировали ситуацию думских выборов, и депутаты избирались на четыре года (также на четыре года избирались в свое время советы народных депутатов). Хотя в некоторых регионах депутатов избирали всего на два года (Кемеровская область). После принятия в 1999 г. федерального закона об организации государственной власти в регионах прослеживается тенденция к увеличению срока депутатских полномочий до пяти лет. Как правило, увеличение срока до пяти лет проводится одновременно и для губернатора, и для законодательного собрания.
Особенностью некоторых законодательных собраний было использование принципа ротации. В соответствии с этим принципом с определенным временным интервалом переизбирается часть депутатского корпуса. Половина депутатского корпуса переизбиралась раз в два года в Волгоградской, Вологодской и Свердловской областях. Однако ротация признается неудобной формой и подвергается критике. Поэтому регионы собираются от нее отказаться.
5. Постоянная (непостоянная) основа исполнения депутатских полномочий.
Особенностью региональных законодательных собраний является отсутствие обязательного порядка исполнения депутатом своих полномочий на постоянной (профессиональной) основе. Это означает, что депутаты могут работать "по совместительству", сохраняя за собой прежнее место работы. В Федеральном Собрании (Госдуме, а теперь и Совете Федерации) такое совмещение не допускается.
Решение о числе депутатов, работающих на постоянной основе, принимает сам регион. Обычно это число было небольшим, что объяснялось несколькими взаимосвязанными причинами:
• небольшое число политиков, готовых работать в региональном законодательном собрании на постоянной основе в связи с невысоким фактическим статусом этого органа власти;
• позиция губернаторов, которые привлекали для работы в законодательном собрании влиятельных представителей местной элиты, не готовых расставаться со своими значимыми постами. Аналогичные интересы имеют бизнес-группы, деловая элита.
На постоянной основе в законодательном собрании всегда работает его председатель19. Иногда все остальные депутаты работают на непостоянной основе (такой порядок был принят в Еврейской АО). Хотя обычно на постоянной основе работают заместители председателя, некоторые руководители комитетов, реже — часть "простых" депутатов. Решение о том, кто конкретно работает на постоянной основе, принимается самим законодательным собранием, обычно — одновременно с выборами его руководящего состава.
Есть редкие ситуации, когда все депутаты работают на постоянной основе. Главным примером является Москва (другой пример — Корякский АО). В двухпалатном парламенте Свердловской области областная дума, избираемая по партийным спискам, целиком работает на постоянной основе.
В республиках с двухпалатными парламентами применялся формат работы, характерный для российского парламента второй половины 1990-х гг.: нижняя палата, функционирующая на постоянной основе (в ней велась разработка законопроектов), и верхняя палата, работающая "по совместительству" и играющая роль "фильтра". Такая модель использовалась в Башкирии, Кабардино-Балкарии, Якутии.
6. Ограничительные цензы.
Главные ограничительные цензы, обязательные для всех регионов, связаны с принципом разделения властей. Чиновники, представляющие государственную исполнительную власть, не имеют права совмещать свою работу с депутатскими обязанностями. Ранее этот принцип использовался не во всех регионах. Распространенной была ситуация, когда главы районных администраций в период, когда их назначали губернаторы, одновременно являлись депутатами. Достаточно долго такое совмещение практиковалось в Татарстане. По федеральному закону 1999 г. оно невозможно, и если государственный чиновник избирается депутатом, он должен покинуть свой прежний пост.
Также невозможно "двойное депутатство", когда депутат законодательного собрания является одновременно депутатом Госдумы или членом Совета Федерации, а также депутатом представительного органа местного самоуправления.
Сложная и конфликтная ситуация связана с правом муниципальных служащих на совмещение своих полномочий с депутатскими обязанностями. После выборов законодательных собраний первого созыва в их составе оказалось немало глав городских и районных администраций. Формирование в России выборных органов местного самоуправления и окончательное отделение местного самоуправления от государственной власти создали правовой прецедент. Одни регионы позволили главам местного самоуправления (которые возглавляют исполнительный орган местного самоуправления) избираться депутатами, другие такую возможность не предусмотрели. В Тверской области это привело к конфликтам уже после выборов, когда избранные депутатами главы районов продолжали совмещать две работы, а их избрание оспаривалось в судебном порядке.
Окончательно этот вопрос был решен после внесения поправок в федеральный закон. Эти поправки уже не позволяют главам местного самоуправления работать депутатами законодательных собраний (закон запрещает исполнение депутатских обязанностей выборным лицам местного самоуправления и другим работникам муниципальной службы).
7. Порядок досрочного прекращения полномочий.
Во-первых, законодательное собрание может быть распущено в соответствии с нормами федерального вмешательства (см. выше). Одним из поводов может стать двух- или трехкратное отклонение предложенного президентом кандидата на пост губернатора.
Во-вторых, правом на роспуск законодательного собрания обладает высшее должностное лицо субъекта федерации. Поводом для роспуска становится принятие законодательным собранием нормативного акта, противоречащего федеральному законодательству или региональной конституции (уставу), что должно быть подтверждено судом. В случае, если в течение шести месяцев законодательное собрание не устраняет противоречия, высшее должностное лицо может принять решение о его роспуске.
8. Полномочия законодательного собрания.
Главные полномочия законодательного собрания связаны с осуществлением законодательного регулирования в рамках того объема полномочий, которым располагает регион (по предметам ведения регионов и по предметам совместного ведения в пределах полномочий региона). В компетенции законодательного собрания, в частности, находится принятие региональной конституции (устава) и поправок к ней.
Федеральное законодательство специально устанавливает основные вопросы, по которым принимаются региональные законы и постановления.
• Экономическая проблематика. Сюда относится утверждение регионального бюджета и отчета о его исполнении, утверждение программ социально-экономического развития, установление региональных налогов и сборов, утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, установление порядка управления и распоряжения региональной государственной собственностью.
• Управленческие вопросы и назначение выборов. Законодательное собрание утверждает схему управления и структуру высшего исполнительного органа. Также оно устанавливает основы собственной организации и деятельности. В компетенции законодательного собрания находится определение порядка назначения и проведения всех выборов и референдумов регионального уровня (включая выборы органов местного самоуправления). Законодательное собрание назначает выборы высшего должностного лица (когда они проводились), депутатов законодательного собрания, референдумы.
• Организация территории. Законодательное собрание устанавливает административно-территориальное устройство региона и порядок его изменения. Также оно утверждает соглашение об изменении межрегиональных границ.
• Ратификация договоров. В компетенции законодательного собрания находится принятие решений об утверждении заключения или расторжения договоров субъектов федерации. Также законодательное собрание одобряет проект договора о разграничении полномочий.
С 2005 г. к полномочиям законодательного собрания относится утверждение кандидата в губернаторы, предложенного президентом. Чуть позже законодательное собрание получило право участвовать в предварительном подборе кандидатуры: ее определяет партия, победившая на региональных выборах, кандидата которой должно поддержать большинство депутатов.

Читайте также: