Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма

Обновлено: 28.06.2024

В учебнике освещается содержание, назначение и историческое развитие философии права, а также основные ее разделы: правовая онтология, правовая антропология, правовая аксиология и т.п. Значительное место в работе уделено анализу современных философско-правовых доктрин, а также философским проблемам права и власти в переходных обществах.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, а также для тех, кто интересуется философско-правовыми проблемами.

Трансформация российского общества в направлении цивилизованных форм организации невозможна без утверждения его на началах права. Поэтому сегодня право оказалось в центре обсуждения всех социально значимых проблем. Данное обстоятельство обусловило насущную потребность в глубоком проникновении в сущность этого сложного феномена на основе его философского осмысления. Последнее предполагает взгляд на право не просто как на социальный институт и средство осуществления политических целей, а как на сложный мир, многогранную реальность со своими закономерностями, устройством и логикой развития, отличающими его от других сфер человеческого бытия. Эту его специфику призвана обозначить философия права, которая начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения природе и смысле права.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5

ЧАСТЬ I.
СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Раздел I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 9
§ 1. Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия 9
§ 2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции 19
Раздел II. МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 29
§ 1. Сущность методологии права и ее уровни 29
§ 2. Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
§ 3. Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность 43
Раздел III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 52
Тема 1. Философско-правовая мысль Древнего Востока 53
§ 1. Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока 53
§ 2. Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 56
§ 3. Философско-правовые идеи в Древнем Китае 63
Тема 2. Философия права античности и Средневековья 75
§ 1. Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период 75
§ 2. Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья 90
Тема 3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV-XVIII столетиях 97
§ 1. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации 98
§ 2. Философия нрава Нового времени и эпохи Просвещения 104
Тема 4. Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII - середины XIX столетия 120
§ 1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта 120
§ 2. Философия нрава Георга Гегеля 128
§ 3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма 135
Тема 5. Философия права XX столетия 143
§ 1. Основные черты философии права XX столетия 144
§ 2. Современная трансформация позитивизма. Неопозитивизм 150
§ 3. Концепции возрожденного естественного права XX столетия 157
§ 4. Современные концепции естественного права интерсубъективного направления 174
Раздел IV. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ 189
§ 1. Зарождение отечественной философии нрава и ее мировоззренческо-методологические основания 189
§ 2. Основные идеи русских философов права 193
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ: ПРИРОДА И СТРУКТУРА ПРАВА 211
§ 1. Онтологическая природа права. Правовая реальность 211
§ 2. Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение 219
§ 3. Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь 225
Раздел VI. ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА 231
§ 1. Природа человека и право. Антропологические основы права 231
§ 2. Философский смысл и обоснование прав человека 240
§ 3. Личность и право. Гуманистическая природа права 246
Раздел VII. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА 255
Тема 1. Ценностные основы права 255
§ 1. Ценности в праве и право как ценность 255
§ 2. Свобода как ценность. Право как форма свободы 263
§ 3. Справедливость как основная правовая ценность 268
Тема 2. Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права 273
§ 1. Правосознание как проблема философии права 274
§ 2. Право и мораль 282
§ 3. Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании 287
Раздел VIII. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВА ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА И ВЛАСТИ В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ 294
§ 1. Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права 295
§ 2. Философские проблемы нрава и власти в трансформирующемся обществе 304
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 315
АЛЬБОМ СХЕМ 317
ПЕРСОНАЛИИ 344
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 379


В учебнике освещается содержание, назначение и историческое развитие философии права, а также основные ее разделы: правовая онтология, правовая антропология, правовая аксиология и т.п. Значительное место в работе уделено анализу современных философско-правовых доктрин, а также философским проблемам права и власти в переходных обществах.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, а также для тех, кто интересуется философско-правовыми проблемами.

Формат: pdf

Размер: 12 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
ЧАСТЬ I.
СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Раздел I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 9
§ 1. Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия . .9
§ 2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции 19
Раздел II. МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 29
§ 1. Сущность методологии права и ее уровни 29
§ 2. Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
§ 3. Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность. 43
Раздел III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 52
Тема 1. Философско-правовая мысль Древнего Востока 53
§ 1. Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока 53
§ 2. Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 56
§ 3. Философско-правовые идеи в Древнем Китае. 63
Тема 2. Философия права античности и Средневековья 75
§ 1. Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период 75
§ 2. Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья 90
Тема 3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV-XVIII столетиях 97
§ 1. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации . 98
§ 2. Философия нрава Нового времени и эпохи Просвещения 104
Тема 4. Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII - середины XIX столетия 120
§ 1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта 120
§ 2. Философия нрава Георга Гегеля 128
§ 3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма 135
Тема 5. Философия права XX столетия 143
§ 1. Основные черты философии права XX столетия 144
§ 2. Современная трансформация позитивизма. Неопозитивизм . . . .150
§ 3. Концепции возрожденного естественного права XX столетия . . . 157
§ 4. Современные концепции естественного права интерсубъективного направления 174
Раздел IV. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ 189
§ 1. Зарождение отечественной философии нрава и ее мировоззренческо-методологические основания 189
§ 2. Основные идеи русских философов права 193
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ: ПРИРОДА И СТРУКТУРА ПРАВА 211
§ 1. Онтологическая природа права. Правовая реальность 211
§ 2. Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение 219
§ 3. Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь 225
Раздел VI. ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА 231
§ 1. Природа человека и право. Антропологические основы права. . . 231
§ 2. Философский смысл и обоснование прав человека 240
§ 3. Личность и право. Гуманистическая природа права 246
Раздел VII. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА 255
Тема 1. Ценностные основы права 255
§ 1. Ценности в праве и право как ценность 255
§ 2. Свобода как ценность. Право как форма свободы 263
§ 3. Справедливость как основная правовая ценность 268
Тема 2. Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права 273
§ 1. Правосознание как проблема философии права 274
§ 2. Право и мораль 282
§ 3. Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании 287
Раздел VIII. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВА ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА И ВЛАСТИ В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ 294
§ 1. Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права 295
§ 2. Философские проблемы нрава и власти в трансформирующемся обществе. 304
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 315
АЛЬБОМ СХЕМ 317
ПЕРСОНАЛИИ 344
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 379

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII — середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали исключительно большое влияние на формирование философской мысли этого периода в целом, включая и философию права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта…………………4
2. Философия права Георга Гегеля…………………………………………11
3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма. 18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое дифференцируется на такие виды: моральная, утилитарная, гражданская автономии.

Моральная автономия предполагает, что человек сам способен понимать, что есть добро и что есть зло. Следовательно, он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В данном случае моральная сфера становится делом гражданского общества.

Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей.

Гражданская автономия предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие.

Таким является, в общих чертах, основной смысл кантовского морального обоснования права. Суть дела, как мы видим, состоит не в том, что Кант пытается дедуцировать правовые нормы из моральных. Тенденция кантовского морального обоснования права совершенно иная. В правовой законности он видит как раз гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального ≪самовоспитания≫. Моральное обоснование права Кант осуществляет посредством разведения и последующей корреляции моральных и правовых норм.

Критическая философия права Канта, таким образом, преодолевает традиционно слабые места теории естественного права. Поэтому она оказывается принципиальной основой многих ≪теорий справедливости≫, в частности концепций Джона Роулза, Юргена Хабермаса, Отфрида Хёффе. Однако при всей оригинальности и фундаментальности этой теории она содержит ряд спорных вопросов, вызывающих критику и дискуссии среди них: абсолютизация безусловных моральных требований для обоснования права, а также ситуация, когда не учитываются мотивы целесообразности и выгоды при оправдании правовых требований; чисто трансцендентальный характер его подхода, слабо учитывающий эмпирические моменты права; приоритет априорных требований перед апостериорными; настаивание на универсальном характере права, единого для всех культур, и т.д.

Дальнейшее развитие классическая традиция правопонимания находит в творчестве Георга Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 —1831) является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошел в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.

Проблемы права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах его творчества. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как ≪Конституция Германии≫ (1798—1802), ≪О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве≫ (1802-1803), ≪Феноменология духа≫, ≪Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг≫, ≪Философия истории≫, ≪Английский билль о реформе 1831 г.≫ и ряде др. В наиболее цельном и систематизированном виде философско-правовое учение Гегеля изложено в его работе ≪Философия права≫ (1820).

Это одна из наиболее известных работ во всей истории правовой политической и социальной мысли. В ≪Философии права≫ в концептуально- концентрированной форме отражены достижения гегелевской философии в области социальных, политических и правовых проблем.

В самом общем виде философия права Гегеля представляет собой еще один вариант естественно-правового мышления, основывающегося на идеалистическом мировоззрении. Продолжая во многом линию Канта, он стремится реализовать принцип субъективности. Это значит, что истоки права и его критерий он пытается отыскать в человеческом сознании. Так, сравнивая законы природы и законы права, он отмечает, что мерило природы находится вне нас, а законы права — ≪это законы, идущие от людей≫ 5 . Человек, считает Гегель, ≪внутри себя обладает масштабом правового≫, ≪его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона≫ 6 .

Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для нее характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа.

Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права. Его естественное право и разумно, и действительно. Разумно потому, что относится к сфере подлинной реальности, к тому, что есть, а то, что есть, есть Разум. Действительно потому, что как сущность приобщается к существованию (позитивному праву).

Разумное — это есть ≪чистое понятие≫ (в себе несущее право) и его осуществление (для себя сущее право) в конкретном правопорядке, то есть действительное. Поэтому для него право и естественное право есть одно и то же. Все, что не разумно, не обладает действительностью, а следовательно, не является и правом.

Специфический смысл философии права Гегеля, как отмечает В. Нерсесянц, раскрывается в его расхождении с естественноправовой концепцией Канта. Основная цель философии права, по Гегелю, усматривается в очищении ее от идей естественного права XVII —XVIII столетий. Гегель отрицал противопоставление естественного права положительному. По его мнению, естественное (или философское) право — это наиболее разумная основа положительного права, но с одним важным уточнением: естественное право не должно отождествляться с доктринами Гуго Гроция и его последователей, которые трактуют естественное право как нечто извечно данное и застывшее. Такое понимание права чуждо гегелевской идее всеобщего развития. Можно сказать, что в отличие от Канта, рассматривавшего ≪идею≫ в состоянии покоя, Гегель предметом своего анализа сделал идею в развитии.

Таковы мировоззренческо- методологические основы философии права Гегеля. Таким образом, вся Вселенная развивается во всех аспектах. Этот процесс, как считал Гегель, является логическим процессом. Каждая часть с логической необходимостью соединяется с любой другой частью. Любой аспект реальности основывается, таким образом, на разуме. Задача философии — показать, что все разумное является действительным, а все действительное разумным. Следовательно, не существует разрыва между опытом и идеей или между разумом и действительностью. Важно только видеть имманентную и вечную сущность во временной и преходящей видимости.

В своем диалектическом развитии идея, согласно Гегелю, проходит ряд последовательно восходящих ступеней благодаря движущей силе ведущего вперед противоречия. Идея в логике (т. е. на первой ступени философской системы) превращается в абсолютную идею (тезис). На второй ступени развития абсолютного начала идея обнаруживает себя вовне, то есть в природе.

Это — инобытие идеи (антитезис). На третьей ступени идея снова возвращается к себе, в область духа (синтез).

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия) 7 . Таким образом, в рамках гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа. Диалектическая триада объективного духа представляет собой:1) абстрактное право (тезис), 2) мораль (антитезис) и 3) социальную этику (синтез).

Объективный дух, по Гегелю, — это та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, то есть наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований (право, государство, общество). Таким образом, в ≪Философии права≫ Гегеля развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права: от его абстрактных форм до конкретных, или от абстрактного права к морали, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).

Абстрактное право у Гегеля включает в себя те права и обязанности, которые принадлежат человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (деликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определенным лицом в качестве средства удовлетворения его потребности. Присвоение является выражением верховенства воли лица в отношении вещей, путем демонстрации того, что они не имеют какого-либо собственного предназначения. Однако для Гегеля последствия права собственности, являющегося результатом действия свободной воли, заключаются не в том, чтобы собственность была поделена поровну между людьми, но, скорее, в том, что она должна быть разделена неравно, в зависимости от разных способностей и талантов. Антитезисом собственности является контракт, с помощью которого человек может отказаться от собственности посредством акта свободной воли 8 .

Ущерб является результатом противопоставления индивидом себя всеобщей воле. Преступление поэтому представляет собой отрицание права. Целью наказания является восстановление права, или, другими словами, восстановление истинной воли преступника — той, которая находится в согласии со всеобщейволей.

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли.

Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.

Социальная этика ( нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде: 1) семья, 2) гражданское общество, 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. Рассмотрим коротко взгляды Гегеля на эти институты.

Семья является институтом, основанным на чувствах. Однако в браке две независимые личности теряют себя с тем, чтобы слиться в одну личность, так что брак становится институтом, основанным на разуме, к которому влюбленность не имеет отношения.

Гражданское общество возникает тогда, когда члены семьи приобретают независимый статус и больше не являются частью семьи. Таким образом, общество задумано как общество отдельных индивидов, преследующих свои специфические, эгоистические интересы, разделенное на сословия. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, зависящий от природы, промышленный и коммерческий класс, зависящий от своей работы и мышления, и универсальный, или правящий класс, зависящий от разума. Гражданское общество нуждается в правосудии, которое регулирует взаимоотношения между людьми посредством опубликованных законов и судов, защиты их права на благосостояние с помощью полиции и формирования групп людей в ассоциации, способствующих осуществлению всеобщих целей общества, поскольку их цели более универсальны, чем цели индивида.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция), 2) отношений государства с другими государствами и 3) перехода государства в мировую историю.

В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей. Поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью, навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли.

В отношениях государства с другими государствами нет объективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно изменяющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн.

В синтезе перехода государства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определенных рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории 9 .

Право универсального всемирного разума является верховным правом.

Таким образом, под правом Гегель понимает не просто гражданское законодательство, но также и мораль, этическую жизнь и мировую историю. Именно потому, что эта концепция права объединяет знания в то, что он назвал истинной системой, исследовав диалектические стадии, он заключает, что государство стоит выше предыдущих стадий и является воплощением свободы в самой конкретной форме, подчиняющейся только высшей абсолютной истине мирового разума.

Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно- идеалистической мысли. Все последующее развитие философии нрава в XIX веке шло по нисходящей, уступая место социологии права. Однако неверно думать, что развитие философии и науки совпадает с развитием идеологических и политических воззрений, бытующих в обществе. Крах философско-спекулятивных систем под напором научно-технического прогресса и в связи с утверждением в научном сообществе методов объективных оценок окружающего человека мира не означает, что эти системы исчерпали свой мировоззренческий потенциал и стали архивным достоянием прошлого.

Одной из разновидностей правового объективизма указанного периода является историческая школа.


В учебнике освещается содержание, назначение и историческое развитие философии права, а также основные ее разделы: правовая онтология, правовая антропология, правовая аксиология и т.п. Значительное место в работе уделено анализу современных философско-правовых доктрин, а также философским проблемам права и власти в переходных обществах.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, а также для тех, кто интересуется философско-правовыми проблемами.

Формат: pdf

Размер: 12 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
ЧАСТЬ I.
СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Раздел I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 9
§ 1. Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия . .9
§ 2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции 19
Раздел II. МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 29
§ 1. Сущность методологии права и ее уровни 29
§ 2. Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
§ 3. Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность. 43
Раздел III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 52
Тема 1. Философско-правовая мысль Древнего Востока 53
§ 1. Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока 53
§ 2. Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 56
§ 3. Философско-правовые идеи в Древнем Китае. 63
Тема 2. Философия права античности и Средневековья 75
§ 1. Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период 75
§ 2. Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья 90
Тема 3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV-XVIII столетиях 97
§ 1. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации . 98
§ 2. Философия нрава Нового времени и эпохи Просвещения 104
Тема 4. Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII - середины XIX столетия 120
§ 1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта 120
§ 2. Философия нрава Георга Гегеля 128
§ 3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма 135
Тема 5. Философия права XX столетия 143
§ 1. Основные черты философии права XX столетия 144
§ 2. Современная трансформация позитивизма. Неопозитивизм . . . .150
§ 3. Концепции возрожденного естественного права XX столетия . . . 157
§ 4. Современные концепции естественного права интерсубъективного направления 174
Раздел IV. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ 189
§ 1. Зарождение отечественной философии нрава и ее мировоззренческо-методологические основания 189
§ 2. Основные идеи русских философов права 193
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ: ПРИРОДА И СТРУКТУРА ПРАВА 211
§ 1. Онтологическая природа права. Правовая реальность 211
§ 2. Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение 219
§ 3. Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь 225
Раздел VI. ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА 231
§ 1. Природа человека и право. Антропологические основы права. . . 231
§ 2. Философский смысл и обоснование прав человека 240
§ 3. Личность и право. Гуманистическая природа права 246
Раздел VII. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА 255
Тема 1. Ценностные основы права 255
§ 1. Ценности в праве и право как ценность 255
§ 2. Свобода как ценность. Право как форма свободы 263
§ 3. Справедливость как основная правовая ценность 268
Тема 2. Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права 273
§ 1. Правосознание как проблема философии права 274
§ 2. Право и мораль 282
§ 3. Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании 287
Раздел VIII. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВА ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА И ВЛАСТИ В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ 294
§ 1. Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права 295
§ 2. Философские проблемы нрава и власти в трансформирующемся обществе. 304
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 315
АЛЬБОМ СХЕМ 317
ПЕРСОНАЛИИ 344
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 379

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Читайте также: