Что такое бланк паспорта рф и кто его опекун часть 1

Обновлено: 30.06.2024

Паспорт — самый главный документ человека, ставшего гражданином России. Чтобы его получить, нужно подать в МВД определенный пакет документов и заявление. Пунктов в нем немного, всего 18. Но всё равно многим гражданам приходится переписывать заявление на паспорт РФ несколько раз. Как этого избежать и сэкономить свое время, читайте в нашей статье!

Черные чернила и отсутствие ошибок — правила заполнения заявления

Основные правила заполнения приведены в Регламенте МВД о выдаче паспортов РФ.

Важные правила, которые следует выполнять:

  • заполняйте бланк на компьютере либо от руки, но черными чернилами;
  • текст, написанный от руки, должен быть разборчивым;
  • нельзя использовать сокращения, кроме тех, что официально установлены (например, допускаются сокращения вроде ул. (улица), д. (дом), кв. (квартира), г. (год));
  • заявление должно быть заполнено без ошибок и исправлений.

Подача на паспорт: еще несколько нюансов из Регламента

Регламент устанавливает, что в случаях если заявитель не может самостоятельно заполнить бланк, ему в этом должен помочь сотрудник МВД или МФЦ. Не все выполняют эту норму, и если вы с этим столкнетесь, вы вправе жаловаться в вышестоящие органы.

Инструкция по заполнению заявления на паспорт РФ

Выдержка из Регламента МВД о выдаче паспортов РФ

Информация, которую вы будете вносить для подачи документов на паспорт, очень важна. Если при заполнении данные предоставлены не полностью, то сотрудник имеет право отказать в приеме бумаг на выдачу документа, удостоверяющего личность. То же самое может произойти, если записи в заявлении будет невозможно разобрать.

Инструкция по заполнению заявления на паспорт РФ

Выдержка из Регламента о выдаче паспортов РФ

Как выглядит форма 1П: образец

Бланк 1П используется и в тех случаях, и когда удостоверительный документ получают впервые, и когда нужна замена паспорта. Например, по возрасту или из-за смены фамилии.

Лицевая сторона Оборотная сторона бланка

Отметим, что заявление печатается на плотной бумаге. Поэтому распечатывать его на тонком листе не имеет смысла — не примут. Лучше всего взять форму непосредственно в отделении МВД или в ближайшем МФЦ.

При желании можете скачать заявление у нас на сайте. Еще больше документов ищите в нашем разделе Бланки и образцы.

Разбираем заявление на паспорт по пунктам

Личные данные

В пункте 1 указываются полностью фамилия, имя, отчество.

Пример: Иванов Иван Иванович

Пункт 3 — графа с датой рождения в формате: день, месяц (цифрами), год (полностью).

Пример: 24.08.1987

Заполнение пункта 4 (место рождения) в образцах показано по-разному. Где-то просто указывают населенный пункт, в котором родились, например, г. Севастополь. Где-то пишут полностью адрес. Главное правило — пишите в соответствии со свидетельством о рождении!

Пример: пос. Мелихово, Свердловский район, Ворошиловградская область, УССР.

Семейное положение и родственники

Варианты заполнения:

  • состою в браке / 25.01.1992 / Иванов Мария Ивановна / 22.08.1967 / Городской ЗАГС г. Омска;
  • в браке не состою;
  • разведен/разведена;
  • вдова/вдовец.

Для выдачи паспорта Российской Федерации в пункте 6 вписываются данные о родителях, а точнее — их полные ФИО.

Пример:

Ищенко Сергей Викторович

Ищенко Анна Николаевна.

Адрес и контакты

Пункт 7 посвящен месту жительства, пребывания и контактным данным заявителя. Если есть постоянная прописка, то записывается адрес (как в паспорте) полностью. Начинать нужно с области.

Пример: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бугрова, дом 58, корп.5, кв. 167

С заполнением пункте 7.2 проблем возникнуть не должно. Здесь просто вносится телефон и e-mail получателя паспорта. Графа с электронной почтой не является обязательной.

Причины получения/замены паспорта

Пример: состоял в гражданстве Республики Молдова

Варианты заполнения:

  • приобретение гражданства РФ;
  • достижение 14-летнего возраста;
  • достижение 45 лет;
  • изменение фамилии.

Пункт 10 пропускаете. А свою подпись ставьте исключительно в присутствии сотрудника, принимающего у вас документы! Тогда же проставляйте и дату.

Инструкция по заполнению заявления на паспорт РФ

Выдержка из Регламента о выдаче паспортов РФ

Информация о прошлом паспорте и изменениях фамилии

Если ранее вы уже получали российский удостоверительный документ, то при подаче на новый паспорт нужно заполнить пункт 11. В него записываете информацию о предыдущем паспорте — серию, номер, кем выдан и т.д.

Пункт 12 заполняют граждане, у которых менялись ФИО, место рождения. Например, при смене фамилии по браку, в данном разделе указывается прежняя фамилия. Остальные графы в таком случае не заполняются.

Инструкция по заполнению заявления на паспорт РФ

Образец заполнения заявления

Это все, что касается подачи заявления на паспорт РФ. Отметим, что материал носит рекомендательный характер. В разных регионах могут быть свои нюансы заполнения. Если сомневаетесь в каком-то пункте, то лучше его пропустить, а потом уточнить у сотрудника, как правильно указать информацию.

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Прежде чем установить опеку (попечительство) над ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей , необходимо получить заключение органа опеки о возможности быть опекуном (попечителем). Это промежуточный этап в процедуре установления опеки (попечительства).

Документ даст вам возможность:

  • получить доступ к базе данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, познакомиться с ребенком;
  • установить опеку (попечительство), заключить договор о создании приемной или патронажной семьи.

Если вы не близкий родственник или мачеха (отчим) ребенка, которого хотите взять под опеку (попечительство), перед получением заключения вам нужно пройти подготовку приемного родителя. Независимо от того, родственник вы ребенку или нет, для получения заключения вы должны соответствовать всем критериям опекуна (попечителя) .

Для получения заключения вам нужно подать заявление и пакет документов в органы опеки и попечительства. Затем, если с документами все будет в порядке, пройти проверку условий жизни. Если сотрудников органов опеки устроят ваши жилищно-бытовые условия и отношения, сложившиеся в кругу семьи, вам выдадут заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

2. Куда и какие документы нужно подать?

Для получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем) вам необходимо подать в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление, в котором должны быть указаны следующие сведения:

  • ваши ФИО и сведения о документах, удостоверяющих личность; ; ;
  • если основным источником ваших доходов является страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или другие пенсионные выплаты — сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере.

Вместе с заявлением вам необходимо приложить следующие документы:

  • краткую автобиографию (необходимо своими словами написать, где и когда вы родились, где учились, живете, работаете и так далее);
  • медицинское заключение (форма № 164/у);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с вами, на прием ребенка (детей) в семью;
  • справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или другой документ, подтверждающий ваш доход;
  • если вы состоите в браке — копию свидетельства о заключении брака;
  • если вы хотите взять под опеку (попечительство) ребенка впервые и не являетесь его близким родственником — копию свидетельства о прохождении подготовки приемных родителей.

Обратите внимание: если взять ребенка под опеку хотят оба супруга, пакет документов должен собрать каждый из них.

3. Как проходит обследование условий жизни?

В течение 10 рабочих дней после того, как вы подадите заявление и документы, орган опеки должен будет проверить ваши условия жизни. Проверка включает в себя оценку жилищно-бытовых условий и отношений, сложившихся в кругу семьи. Кроме того, орган опеки и попечительства должен изучить ваши личные качества и выяснить мотивы решения о приеме ребенка в семью.

По результатам проверки в течение 3 дней вам должны выдать акт обследования ваших условий жизни.

Документ может быть оспорен только в судебном порядке.

4. Через какое время можно получить разрешение на опеку?

Орган опеки и попечительства на основании предоставленных документов и акта обследования условий жизни готовит заключение о возможности (невозможности) быть опекуном (попечителем).

Соответствующее заключение обычно вручается на личном приеме вместе с копией акта обследования условий жизни (в редких случаях — в течение 3 дней после передачи акта).

5. Как долго действительно разрешение на опеку?

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) действительно в течение 2 лет. После принятия в семью указанного в заключении количества детей заключение считается реализованным.

Опекунов назначают, если нужно позаботиться о ребенке, который остался без родителей, инвалиде или пожилом человеке.

Опекун — это человек, который решит бытовые вопросы подопечного, разберется с госорганами и защитит деньги и имущество от мошенников.

Опекун может получать деньги за свою работу, а может выполнять ее бесплатно — например, если это родственник ребенка. Опекуны детей могут уходить в декрет, тратить маткапитал и применять налоговые вычеты.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сделали табличку с правами опекунов и карточки со ссылками на законы: они могут пригодиться вам или вашим близким. Можно сохранить статью в закладки, чтобы вернуться к ней при случае.

Взять под опеку ребенка или взрослого человека

Как это работает. Опеку можно установить над:

  1. ребенком младше 14 лет, если у него нет родителей или они не заботятся о нем;
  2. ребенком, родителям которого еще нет 16 лет;
  3. взрослым человеком, если он из-за возраста или заболевания не понимает, что делает.

Детей можно взять под опеку, если они остались без попечения родителей — то есть родители умерли, лишены родительских прав, попали в тюрьму, пропали без вести или вообще неизвестны. Решение принимает орган опеки. Опекун берет ребенка в свою семью, приемных родителей дети могут звать мамой и папой, но это отличается от усыновления. Ребенок не меняет фамилию, у него остается статус ребенка-сироты и право на государственные льготы.

Опеку над пожилыми родственниками устанавливают, когда они теряют дееспособность: перестают узнавать близких, забывают, где находятся и какой сейчас день. Такие люди, как и малолетние дети, считаются недееспособными. Для важных решений и юридических действий им нужен опекун. Недееспособных родственников можно взять под опеку только после решения суда. Обычно родственники сначала обращаются в органы опеки, там им рассказывают о порядке действий и дают нужные бланки. Суд выносит решение, изучив заключение психиатра, — без его участия опеку не установить.

С опекой схоже попечительство. Его устанавливают, когда человек может сам принимать важные юридические решения, но кто-то должен это проконтролировать. Попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Можно стать попечителем для взрослого с психическим расстройством. Что предпочтительнее — опека или попечительство, — оценивают психиатр и суд. В семейных отношениях и опекуны, и попечители в основном имеют одни и те же права. Но если речь идет о договорах, правила меняются: опекуны сами подписывают все от лица подопечных, а попечители только дают на это свое согласие.

См. также:

Отказаться от опеки

Как это работает. Взять кого-то под опеку можно только по доброй воле, поэтому отказаться от нее можно в любой момент. Даже если подопечный — родственник, можно передумать и перестать быть опекуном. Достаточно обратиться с заявлением в орган опеки. Заявление должны принять: если опекун не хочет исполнять свои обязанности, заставить его никто не сможет. Орган опеки будет искать нового опекуна.

Орган опеки — это условное название. В разных субъектах РФ эти полномочия принадлежат разным органам. Где-то это государственные органы, где-то — муниципальные. Куда обращаться, можно уточнить в ближайшей администрации. Может быть так, что опеку над детьми будет курировать один орган, а над взрослыми — другой.

Пройти бесплатную психологическую подготовку

Как это работает. Всем, кто хочет стать опекуном, органы опеки обязаны предоставить психологическую поддержку и возможность пройти специальную подготовку. Это касается и тех, кто берет в семью детей, и тех, кто готовится опекать человека с психическим расстройством. Психологические курсы должны быть бесплатными.

Для тех, кто готовится взять ребенка в семью, это обязательное требование — они проходят школу приемных родителей. Отказаться могут только близкие родственники ребенка, которые оформляют над ним опеку, и те, кто уже имеет опыт усыновления или опеки над детьми. Близкие родственники — это бабушки, дедушки, родные братья и сестры. Однако и они могут бесплатно посещать школу приемных родителей, если чувствуют необходимость. В программу входят блоки не только по психологии, но и по юриспруденции, медицине. Можно выбрать любую школу независимо от прописки, например в Москве. Сертификат о прохождении школы прикладывается к заявлению в орган опеки вместе с другими документами.

Те, кто готовится оформить опеку над взрослым человеком, тоже могут пройти обучающие семинары и тренинговые занятия. Сертификат о прохождении подготовки можно подать в орган опеки вместе с заявлением. В правилах сказано, что он прикладывается при наличии.

Обращаться от лица подопечного в суд и другие госорганы

Как это работает. Опекуны считаются законными представителями подопечных. Это значит, что они вместо подопечных участвуют в различных юридических процедурах. Никакие доверенности им для этого не нужны. Полномочия подтверждает акт о назначении опекуна.

Например, затопило квартиру, которая записана на престарелого дедушку. Его сын, который оформил опеку над пожилым отцом, может сам подать в суд документы для возмещения ущерба. Или ребенок получил наследство — его приемная мама может сама пойти к нотариусу, чтобы ребенок это наследство принял.

Если ребенку нет 14 лет или гражданин признан полностью недееспособным, суд может на свое усмотрение привлечь их к рассмотрению дела. Если же ребенку уже есть 14 лет либо дееспособность ограничена частично, суд уже не может, а обязан это сделать. Это дополнительная форма контроля за тем, чтобы соблюдались интересы подопечных.

Некоторые действия в суде опекуны могут совершать только с разрешения опеки. Речь идет об отказе от иска, признании иска, заключении мирового соглашения, если при этом стоимость имущества подопечного может уменьшиться. Например, опекун хочет признать иск об отмене договора дарения, по которому подопечному подарили квартиру. Для такой процедуры понадобится участие опеки, потому что могут пострадать интересы подопечного.

Если другой стороной по делу является супруг опекуна или его близкий родственник, придется выписать доверенность на какого-то представителя. В этом случае опекун не может представлять в суде своего подопечного.

См. также:

Заключать договоры от имени подопечного

Как это работает. Опекуну не нужны доверенности, чтобы представлять интересы человека, которого он опекает: он и так его законный представитель. В отличие от попечителя, договоры опекун заключает сам. Попечитель только дает согласие на то, чтобы договор подписал его подопечный.

Например, мужчина оформил опеку над престарелой мамой и хочет оплатить ее лечение в платной клинике. Договор с клиникой он подпишет сам и от своего имени, указав, что действует в интересах мамы, потому что он ее опекун.

Тот же мужчина оформил попечительство над племянником, ему 15 лет. Договор с образовательным центром на платные курсы подготовки к ЕГЭ подпишет племянник, а попечитель даст на это свое согласие в письменном виде.

Опекунам и попечителям не нужна доверенность для подтверждения полномочий, только акт о назначении.

Закон установил ограничения: опекун не может, представляя подопечного, совершить сделку сам с собой, своим супругом или близким родственником. На дарение и передачу имущества в безвозмездное пользование это не распространяется, если дарит или разрешает пользоваться опекун. Дарить подопечному можно и квартиры, и машины, и книжки с игрушками.

См. также:

Распоряжаться деньгами подопечного

Как это работает. Опекун может тратить деньги подопечного в его интересах или как-то иначе ими распоряжаться — например инвестировать. Как это будет организовано и нужно ли договариваться с органом опеки, зависит от того, откуда деньги.

Пенсии, пособия, алименты, какие-то другие социальные выплаты, которые платят на содержание ребенка, опекун может тратить на эти цели свободно. Разрешение от органов опеки получать не нужно, хотя потом об этих расходах нужно будет отчитаться.

Опекун открывает для выплат на содержание подопечного специальный номинальный счет на свое имя. Никакие другие выплаты туда зачисляться не будут. Чтобы открыть счет, банку понадобится акт о назначении опекуна и информация о подопечном, разрешение опеки для этого получать не нужно.

Ограничений по сумме, которую можно снимать, нет, но раз в год до 1 февраля опекун должен отчитаться перед органом опеки о том, как потратил деньги:

К отчету прикладывают подтверждающие документы: квитанции, чеки. Расходы на еду, предметы первой необходимости и мелкие бытовые нужды подтверждать не надо, требовать таких подтверждений не имеют права.

Если у подопечного появляются доходы, например от сдачи в аренду записанной на него квартиры, такими доходами опекун тоже может распоряжаться, но с двумя условиями:

  1. Исключительно в интересах подопечного.
  2. С предварительного разрешения органа опеки.

Получается, даже если опекун хочет купить на эти деньги что-то полезное или организовать поездку ребенка в санаторий, сначала нужно будет получить от органа опеки письменное разрешение.

См. также:

Продать квартиру подопечного с разрешения опеки

Как это работает. Если у подопечного есть недвижимость, опекун может ее продать или обменять. Однако для этого необходимо получить разрешение органа опеки. Такое разрешение орган выдаст, только если убедится, что интересы подопечного не пострадали и его имущество не уменьшилось. Например, если квартиру поменяли на другую, с большей площадью, и подопечный стал ее собственником.

Случаи, когда такие разрешения выдают, а когда нет, меняются от органа к органу, поэтому лучше заранее узнавать, какая практика сложилась по вашему месту жительства.

Точно так же разрешение нужно получить, чтобы сдать в аренду или внаем квартиру или другое помещение, принадлежащее подопечному, оформить залог.

См. также:

Получать деньги за опеку каждый месяц

Как это работает. По умолчанию опека безвозмездная. Например, если сын берет под опеку пожилого отца или бабушка — внучку, которая осталась без родителей. Чтобы за опеку платили, нужно заключить с органом опеки договор. Заявление может подать любой человек, который может быть опекуном, но договоры заключают не со всеми. В субъектах РФ могут быть ограничения на то, кому опека оплачивается. Например, с родственниками могут не заключать договор о возмездной опеке — см. Кодекс Омской области о социальной защите, ст. 42. Хотя федеральный закон такого запрета не содержит.

Основная форма оплачиваемой опеки — приемная семья. В ней может быть не больше восьми человек, включая родных детей. Еще бывают патронатные семьи и другие виды возмездной опеки, для которых нет специального названия. На практике нередко опекой называют безвозмездную форму, а приемной семьей — возмездную.

Обычно оплачивают опеку над детьми, но закон не запрещает оформить ее, если подопечный — взрослый. Уточняйте требования в органе опеки: подайте письменное заявление, чтобы получить подробный ответ со ссылками на законы.

Сначала орган опеки должен вынести решение о том, что кандидат назначен опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно. Это указывается в акте о назначении опекуна. На его основании через 10 дней должен быть заключен договор о возмездной опеке, обычно — о приемной семье. Если орган опеки отказывается заключить договор и платить деньги, можно обратиться в суд — и получить компенсацию за то время, пока выплат не было.

Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и дополнительные выплаты, размеры определяют региональные законы. Например, в Саратовской области платят 5404 Р в месяц, если детей меньше трех, и 10 808 Р в месяц, если детей трое или больше. На каждого ребенка доплачивают по 1601 Р в месяц. Еще есть льготы на коммунальные услуги, медикаменты, оплату сотового телефона — компенсации приемный родитель получает на свой счет. Есть и другие доплаты.

Даже если опека обычная, а не возмездная, есть возможность получать каждый месяц деньги от государства — за счет региональных пособий. Их платят в зависимости от политики и обеспеченности субъекта РФ.

В Москве на одного ребенка до 12 лет платят 17 424 Р в месяц, а от 12 до 18 лет — 23 232 Р . Если в семье много детей или ребенок с инвалидностью, выплаты выше.

Бесплатно жить в квартире подопечного

Как это работает. Опекун ребенка должен жить вместе со своим подопечным. Если под опекой взрослый человек, строгого требования нет, но совместное проживание приветствуется. Так опекун может ухаживать за подопечным, следить за его повседневными делами и помогать.

Опекун может забрать подопечного к себе, а может и переехать к нему, если у того есть квартира или жилой дом. Это должен разрешить орган опеки — и вписать в договор.

Действуют два правила:

  1. Право бесплатно жить в квартире подопечного опекун получает вместо вознаграждения по договору опеки.
  2. Для этого должна быть причина. Например, опекун живет далеко от подопечного.

Опекуны не получают прав члена семьи, когда переезжают к подопечному и прописываются у него. То есть у них не появляется право участвовать в приватизации квартиры. Одна опекунша так сделала, а потом суд признал договор приватизации недействительным.

Получать пособие по уходу за подопечным — инвалидом или престарелым

Как это работает. Пенсионный фонд платит пособие тем, кто ухаживает за инвалидами и престарелыми людьми. Оно приходит вместе с пенсией по инвалидности или по старости. Дальше пенсионер сам передает пособие тому, кто за ним ухаживает. Или не передает — как захочет.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Кто имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию(при этом не требует доказательств иждивение детей умерших родителей, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, признанных полностью дееспособными до указанного возраста).

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

    дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет;

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации , до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400) либо являются инвалидами;

дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые обязаны их содержать;

Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети – наравне с родными детьми.

Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а пасынок и падчерица – наравне с родными детьми при соблюдении определенных условий.

Куда обратиться

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган ПФР своему выбору , либо в многофункциональный центр по своему выбору (далее – МФЦ), в случае, если между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте, либо через работодателя, который состоит с работником в трудовых отношениях, с письменного его согласия.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).

В случае подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

  • лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
  • по почте - днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
  • через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

Какие документы представить

  • документ, удостоверяющий личность (например, паспорт гражданина РФ, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства)свидетельство о рождении (для ребенка, не достигшего возраста 14 лет) и др.);
  • документы о смерти кормильца (свидетельство о смерти);

документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство об усыновлении (удочерении);

документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности, иные (нестраховые) периоды умершего кормильца. Документы должны быть правильно оформлены (содержать номер, дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.), подпись должностного (уполномоченного) лица, заверенны печатью организации). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи;

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то Вам будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого Вы представите недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления.

В случае согласия гражданина о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представление дополнительных документов о стаже и заработке не требуется.

Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);
    наступление смерти кормильца, либо признание его безвестноотсутствующим в судебном порядке;
  • нахождение на иждивении умершего кормильца, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 Закона № 400-ФЗ.

Сроки назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

Заявление о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

В случае если гражданину даны разъяснения о представлении дополнительных документов для назначения пенсии, то заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня представления последнего недостающего документа, необходимого для ее назначения, если такой документ будет представлен не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.

В случае если гражданин одновременно с заявлением не представил по собственной инициативе необходимые документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии в течение 10 дней со дня поступления из указанных органов документов, запрошенных территориальным органом ПФР.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Выплата

Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Способы доставки пенсии:

1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;

3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:

Доставка пенсий несовершеннолетним пенсионерам

Доставка пенсии производится по желанию пенсионера:

  • через кредитную организацию путем зачисления сумм пенсии на счет;
  • через организации почтовой связи (иные организации, занимающиеся доставкой пенсий) путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

Особенностью доставки пенсии несовершеннолетним пенсионерам является то, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний гражданин, при этом доставку данной пенсии возможно производить как на его имя, так и на имя его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя).

Таким образом, если получателем пенсии является ребенок в возрасте до 18 лет доставка пенсии может производиться его родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю), – на счет указанного лица в кредитной организации или через организацию почтовой связи (доставочный документ будет оформлен на имя правомочного лица).

При этом суммы пенсий, причитающиеся несовершеннолетнему гражданину, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый его опекуном или попечителем, и могут расходоваться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

На родителей также распространяется указанный порядок доставки пенсий в силу соответствующих положений Семейного кодекса Российской Федерации.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно получать установленную ему пенсию через организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий) или на свой счет в кредитной организации.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца

По состоянию на 01.01.2021 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца составляет 3022 рубля 24 копейки (50% от 6044 рублей 48 копеек) на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Категория получателей пенсии

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышений к ней

6 044 рубля 48 копеек в месяц (на каждого ребенка)

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент

Читайте также: